Появление нового оператора сотовой связи рост налогообложения операторов

Обновлено: 04.07.2024

В России традиционно выделяют большую тройку мобильных операторов — МТС, Мегафон, Билайн. Но с недавнего времени очень заметным игроком на рынке стал Теле2. Поэтому теперь можно точно говорить о большой четверке операторов. Количество активных абонентов на конец 2018 г. и примерная рыночная доля указаны на диаграмме ниже.

Развитие виртуальных мобильных операторов NVMO (mobile virtual network operator) может привести к еще большему росту конкуренции и снижению влияния на рынок каждого игрока. Это позитивная новость для потребителей и не вполне позитивная для мобильных операторов.

Динамика клиентской базы в России

Самым стабильным можно было бы назвать Мегафон. Этот оператор уверенно держит вторую позицию.

Негативная тенденция потока клиентов наблюдается у Билайна (VEON). За пять лет абонентская база сократилась на 2% или на 1,2 млн человек.

Самый быстрорастущий телекоммуникационный оператор РФ — Теле2. В основном благодаря маркетингу (но не только) с 2013 г. Теле2 удалось нарастить базу клиентов на 78% или на 18,6 млн абонентов.

Максимальная совокупная доля рынка большой четверки пришлась на 2016 г. — 252,9 млн абонентов. Как раз с этого времени начали активно развиваться NVMO и другие конкуренты. Возможно, на сокращение числа абонентов повлияли пакетные тарифы, ужесточение регуляторного контроля при продаже симкарт, а также отмена роуминга и прочие присущие конкуренции факторы.


ARPU — сколько мы платим за мобильную связь каждый месяц

Взглянем на один из главных операционных показателей — ARPU (Average Revenue per User) средняя выручка на одного абонента. Для вычисления этого показателя разделим выручку мобильного сегмента на среднее число активных абонентов за год. Следует иметь в виду, что показатель удельной выручки не полностью характеризует бизнес телекомов, потому как часть его приходится на фиксированную связь (широкополосный доступ к интернету), а также на интеграционный бизнес и розничную торговлю. Впрочем, на предоставление мобильных услуг все же приходится 70-90% консолидированной выручки.

На протяжении последних четырех лет больше всего на клиенте зарабатывал Билайн. В 2018 г. в среднем один абонент тратил 376 руб. в месяц.

В 2015 и 2016 гг. мы видим снижение выручки на клиента практически у всех операторов как ответ на кризисные явления в экономике. Общее количество абонентов выросло, совокупная выручка при этом все же немного пострадала.

Наиболее стабильная ARPU у МТС — 333 руб. по итогам 2018 г. При этом восходящей звездой также является Теле2. Тем не менее, у этого оператора самая низкая доля выручки на клиента, что говорит о своеобразном демпинге рынка. Правда за последние три года ARPU выросла с 218 до 288 руб. Возможно, это вызвано расширением клиентской базы в наиболее маржинальных регионах присутствия.

А что с рентабельностью?

Операционная рентабельность всех четырех операторов в РФ снижается. Исключение составляет Теле2, но нужно учесть низкий старт маржинальности по EBITDA в 2014 г. Рентабельность этого оператора до сих пор остается самой низкой, чуть выше 30%. Провал в 2014-2015 гг. связан с интеграцией мобильных активов Ростелекома, маркетинговой политикой (мы наблюдаем снижение ARPU в тот же период) и активным развертыванием сетей, в том числе в столичном регионе.

Самым рентабельным оператором оказался МТС (40,4%), несмотря на то, что ARPU у него не самая высокая. Далее идет Мегафон (37%) и с небольшим отставанием Билайн (35,9%).

МТС и Мегафон в качестве показателя операционной рентабельности используют маржинальность OIBDA. Теле2 и Билайн (VEON) используют маржинальность по EBITDA. Так как нас интересует динамика, мы считаем разовые не операционные прибыли в составе EBITDA несущественными.

Как заработать на тех, кто зарабатывает на нас?

Для начала необходимо представлять себе полную картину рынка и конкретно выбранных операторов. К примеру, VEON кроме России работает еще не менее чем в пяти странах. Все они развивающиеся с неустойчивыми валютами. При этом акция торгуется на американской площадке в долларах. Валютный риск налицо.

Мегафон, напротив, сосредоточен преимущественно в РФ. Но оператор объявил об уходе с биржи. Актив станет непубличным.

У разных операторов разные взгляды на инвестиционную программу. Отсюда может меняться и политика возврата средств акционерам. В конце концов, нужно знать мажоритарных акционеров оператора и понимать, какие решения они склонны принимать. К примеру, АФК Система — основной акционер МТС, пытается максимально монетизировать свой актив, что приводит в высоким дивидендным выплатам и обратному выкупу акций.

Теле2 мог бы стать привлекательной инвестицией на фоне блестящих темпов роста бизнеса. После завоевание приличной доли рынка мы видим постепенное улучшение финансовых показателей. Но проблема в том, что актив непубличный. Поучаствовать в его росте можно было через Ростелеком, которому пока еще принадлежит 45% Теле2. Однако сам по себе Ростелеком малоинтересен, и наличие растущего актива практически не отразилось на котировках компании.

МТС в свою очередь, допускает возможность ухода с американской биржи, но продолжит торговаться в Москве. Политика в отношении миноритариев в целом благоприятна и направлена на максимальный возврат капитала акционерам. Можно надеяться на высокие дивиденды и продолжение обратного выкупа акций. Это классическая дивидендная фишка. При этом взрывного роста бизнеса ждать сложно. Конкуренция в секторе продолжит нарастать. Давление на рентабельность может сохраниться.


БКС Брокер

Ход торгов. Год начался с мажорных аккордов

Инвестиции 2022: что купить. Полное руководство с прогнозами

Глава Газпрома обещает рекордные дивиденды для акционеров

Рубль укрепляется. Надолго ли

Заметные и влиятельные на фондовом рынке. Персоны года 2021

Максимальная дивидендная доходность! 5 американских бумаг по итогам 2021

Акции в евро: самые доходные по итогам года, лидеры прогнозов на 2022 г.

Ключевые риски 2022


Государственный сотовый оператор

О нем пока не так много достоверной информации, поэтому попробуем разобраться, какие услуги будет предоставлять сотовый оператор "Сфера" и можно ли будет перейти на него с "Билайна", МТС и других операторов.

История появления

Впервые о проекте "Сфера" общественность услышала в июне 2018 года, во время прямой линии Владимира Путина. До этого в мае состоялась рабочая встреча с руководством Роскосмоса, где обсуждались проекты развития спутниковых систем связи.

Программа развития оператора и спутниковой системы "Сфера" появилась из имеющейся разработки под названием "Эфир".

В рамках "Эфира" предполагалось организовать полное покрытие поверхности земли спутниковой системой наблюдения, для которой в космосе на орбите высотой более 850 км появились бы около 300 спутников. Реализовывать проект должен тандем из "Роскосмоса" и "Внешэкономбанка".

Позже было принято решение объединить несколько телекоммуникационных проектов под единый знаменатель — объединенный проект и получил название "Сфера".

Таким образом, говорить о "Сфере" только как о сотовом операторе — не совсем корректно и преждевременно. Это гибридный телекоммуникационный проект, который объединяет спутниковые технологии со стандартной технической инфраструктурой сотовых сетей. На первом этапе будет запущена спутниковая система связи.

На орбиту планируется запустить не менее 600 малых спутников связи. Цель — повсеместная доступность телефонной связи, интернета, мониторинг транспорта и беспилотных аппаратов.

Бренд будет полностью государственным, так как будет принадлежать Роскосмосу. Для простых людей это должно выразиться в низких ценах на интернет и сотовую связь, за счет чего сотовый оператор "Сфера" и может вытеснить мэтров — МТС, "Билайн", "Мегафон".

Примечательно, что идея развития "космического интернета" появилась примерно тогда, когда Илон Маск объявил о создании спутниковой системы Starlink для предоставления интернета всему миру, а Великобритания начала реализацию подобного проекта OneWeb. Глобальные тенденции привели к созданию аналогичного проекта в России.

Цели проекта “Сфера”

Цели проекта сотового оператора “Сфера”

Разработчики говорят о том, что проект призван решить три основные задачи:

  • Предоставить высокоскоростной интернет, который будет доступен не только в крупных городах, но и в самых отдаленных поселках, им смогут пользоваться жители Крайнего Севера и даже моряки дальнего плавания.
  • Обеспечить голосовую связь на высоком уровне — надежное и стабильное соединение с хорошим качеством связи при местных и международных звонках.
  • Спутники будут вести постоянное наблюдение за всей планетой для точных метеорологических прогнозов и получения данных в военных целях.

Спутниковые технологии выбраны для того, чтобы не протягивать стандартную инфраструктуру (вышки, кабеля) в труднодоступных районах. Даже если осуществить серьезные государственные вливания и протянуть кабеля сквозь тайгу и тундру, обслуживание сети будет стоить невероятно дорого. Именно спутники способны обеспечить 100% покрытие планеты интернетом. Связь будет везде — в стойбищах оленеводов, на буровых платформах Севера и т.д.

Для реализации целей проекта и постепенного появления сотового оператора “Сфера” создана федеральная целевая программа.

Этапы появления сотового оператора “Сфера”

Этапы появления сотового оператора “Сфера”

Спутники на орбиту Земли будут выводиться с помощью ракет “Ангара-65” (которые также пока не запущены в серийное производство). В настоящее время размещен заказ на 25 тяжелых носителей. Первую группу спутников запустят в 2022 году, вторую в 2024 году и последнюю — в 2028 году.

Таким образом, невозможно говорить и о расценках на связь, которые предоставит новый оператор. Ближайшие 4-5 лет уйдут на создание инфраструктуры, позволяющей обслуживать спутники и управлять ими.

Стоимость проекта не разглашается, но понятно, что она будет космической — по данным газеты “Коммерсант”, только один из компонентов, система “Эфир”, обойдется в 300 миллиардов рублей, изыскивать которые планируется из внебюджетных источников.

Перспективы сотового оператора “Сфера”

Перспективы развития сотового оператора “Сфера”

Владимир Путин неоднократно отмечал важность проекта для России, так как он создается для выполнения больших государственных задач, а не только удовлетворения потребностей населения. Учитывая этот факт, можно рассчитывать на то, что разработка будет осуществлена, и население России увидит конечный продукт, но какие у него перспективы?

С одной стороны, можно надеяться на то, что у сотового оператора “Сфера” большое будущее — за счет государственных низких цен и повсеместной доступности спутникового интернета.

С другой стороны, вспомним, сколько усилий было вложено в создание сотовых операторов “Поговорим” от Сбербанка и “Тинькофф Мобайл”, но они так и не вытеснили игроков “большой тройки”. То же самое можно сказать о связке Tele2 и Ростелекома.

Как известно, Tele2 почти наполовину является государственной компанией, так как акции принадлежат Ростелекому. У Ростелекома есть собственные сим-карты, но почему-то абоненты упорно покупают карты именно Tele2, хотя тарифы и расценки у них очень похожи.

В отношении сотовой связи можно отметить большую консервативность людей — несмотря на появление новых игроков абоненты не спешат отказываться от услуг старых проверенных операторов. Так что у “Сферы” должны быть очевидные и весомые преимущества, чтобы обойти конкурентов.


Начало истории

Стоит заметить, что в первые годы существования российской сотовой связи она была доступна только очень состоятельным клиентам и крупным компаниям. Так, в 1991 году полный комплект связи стоил абонентам пять тысяч долларов, а стоимость минуты разговора исходящих и входящих звонков — один доллар. Поэтому люди, разговаривающие на улице по мобильному, воспринимались большинством населения как инопланетяне.

Но уже к середине 90-х использование мобильной связи становится дешевле и доступнее: формат связи NMT меняется на GSM, появляются первые SIM-карты, претерпевают большие изменения и сами аппараты мобильных телефонов.


Фото: Сергей Смольский / ТАСС

Разрешение на телефон

Но фактором, отчасти сдерживающим развитие этой новой высокотехнологичной отрасли связи в те годы, являлось то, что при покупке мобильного телефона с 1993 года необходимо было получить на него разрешение от Госсвязьнадзора. Стоило оно не дорого, но для его оформления приходилось потратить время. Кроме того, его не давали без кассового чека на телефон, продать который впоследствии другому лицу также можно было только с чеком.

И хотя в конце девяностых появилась возможность оформить разрешение непосредственно в салоне сотовой связи, для выезда за границу с мобильным телефоном по-прежнему необходимо было получить разрешение Государственного таможенного комитета. Были проблемы и с ввозом мобильного в страну. Ничего подобного к тому времени уже не требовалось ни в Западной Европе, ни в странах бывшего СССР, но Россия на тот момент еще не избавилась от советской атмосферы обязательного слежения за эфиром и недоверия к гражданам.

В тогдашней России за использование мобильного без такого разрешения владельцу телефона грозил штраф в сумме от 15 до 70 минимальных зарплат. То есть абонентам мобильных операторов приходилось постоянно носить его с собой. Причем одного его предъявления было недостаточно — необходимо было еще разобрать телефон и вынуть из него батарею, чтобы сотрудник милиции мог сверить номер.

На этом часто любили погреть руки нерадивые милиционеры, отпускавшие за взятку забывших, например, такое разрешение дома. То есть наличие этого документа стало весомым поводом для коррупционных действий правоохранителей.

Здесь, конечно, снова стоит вспомнить Леонида Реймана, который стал инициатором отмены разрешений. Это решение поддержал президент Владимир Путин и подписал в феврале 2000 года два постановления, отменяющие необходимость получения разрешений на мобильные телефоны.


Фото: Семен Майстерман / ТАСС

Мобильный сегодня и завтра

За время распространения в стране связи третьего поколения у нас стал популярен Wi-Fi, появились смартфоны с мобильным интернетом и информационными сервисами. А с появлением в 2011 году первых сетей четвертого поколения, эти новые возможности становятся естественной составляющей жизни миллионов россиян, которые могут теперь при помощи одного только смартфона решать огромное количество самых разных задач.

В настоящее время в России, несмотря на масштабы территории, качественная и относительно недорогая для пользователей мобильная связь. А общее количество абонентов сотовых операторов — более 227 миллионов человек.


Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Будущее

В частности, 5G-технологии смогут дать импульс развитию государственных услуг — повысить их доступность и удобство, упростить процедуры взаимодействия в электронном виде ведомств, а также граждан и государства. Сегодня стандарт мобильной связи 5G в России внедряют точечно, однако, уверен Леонид Рейман, более 60 процентов населения России уже к 2025 году перейдут на использование данной технологии.

Внедрение стандарта 5G и следующего поколения связи — 6G, по утверждению Леонида Реймана, позволит глобально охватить интернетом всю планету, все ее труднодоступные регионы. При этом дальнейшее развитие интернета будет уходить в космические технологии. Уже сегодня ряд стран, среди которых США и Великобритания, начали работать со спутниковым интернетом, который благодаря переносу базовых станций в космос позволяет обеспечить доступ к глобальной сети даже из самых отдаленных территорий, а также создавать интегрированные сервисы для развития всех отраслей экономики страны.

В России традиционно выделяют большую тройку мобильных операторов — МТС, Мегафон, Билайн. Но с недавнего времени очень заметным игроком на рынке стал Теле2. Поэтому теперь можно точно говорить о большой четверке операторов. Количество активных абонентов на конец 2018 г. и примерная рыночная доля указаны на диаграмме ниже.

Развитие виртуальных мобильных операторов NVMO (mobile virtual network operator) может привести к еще большему росту конкуренции и снижению влияния на рынок каждого игрока. Это позитивная новость для потребителей и не вполне позитивная для мобильных операторов.

Динамика клиентской базы в России

Самым стабильным можно было бы назвать Мегафон. Этот оператор уверенно держит вторую позицию.

Негативная тенденция потока клиентов наблюдается у Билайна (VEON). За пять лет абонентская база сократилась на 2% или на 1,2 млн человек.

Самый быстрорастущий телекоммуникационный оператор РФ — Теле2. В основном благодаря маркетингу (но не только) с 2013 г. Теле2 удалось нарастить базу клиентов на 78% или на 18,6 млн абонентов.

Максимальная совокупная доля рынка большой четверки пришлась на 2016 г. — 252,9 млн абонентов. Как раз с этого времени начали активно развиваться NVMO и другие конкуренты. Возможно, на сокращение числа абонентов повлияли пакетные тарифы, ужесточение регуляторного контроля при продаже симкарт, а также отмена роуминга и прочие присущие конкуренции факторы.


ARPU — сколько мы платим за мобильную связь каждый месяц

Взглянем на один из главных операционных показателей — ARPU (Average Revenue per User) средняя выручка на одного абонента. Для вычисления этого показателя разделим выручку мобильного сегмента на среднее число активных абонентов за год. Следует иметь в виду, что показатель удельной выручки не полностью характеризует бизнес телекомов, потому как часть его приходится на фиксированную связь (широкополосный доступ к интернету), а также на интеграционный бизнес и розничную торговлю. Впрочем, на предоставление мобильных услуг все же приходится 70-90% консолидированной выручки.

На протяжении последних четырех лет больше всего на клиенте зарабатывал Билайн. В 2018 г. в среднем один абонент тратил 376 руб. в месяц.

В 2015 и 2016 гг. мы видим снижение выручки на клиента практически у всех операторов как ответ на кризисные явления в экономике. Общее количество абонентов выросло, совокупная выручка при этом все же немного пострадала.

Наиболее стабильная ARPU у МТС — 333 руб. по итогам 2018 г. При этом восходящей звездой также является Теле2. Тем не менее, у этого оператора самая низкая доля выручки на клиента, что говорит о своеобразном демпинге рынка. Правда за последние три года ARPU выросла с 218 до 288 руб. Возможно, это вызвано расширением клиентской базы в наиболее маржинальных регионах присутствия.

А что с рентабельностью?

Операционная рентабельность всех четырех операторов в РФ снижается. Исключение составляет Теле2, но нужно учесть низкий старт маржинальности по EBITDA в 2014 г. Рентабельность этого оператора до сих пор остается самой низкой, чуть выше 30%. Провал в 2014-2015 гг. связан с интеграцией мобильных активов Ростелекома, маркетинговой политикой (мы наблюдаем снижение ARPU в тот же период) и активным развертыванием сетей, в том числе в столичном регионе.

Самым рентабельным оператором оказался МТС (40,4%), несмотря на то, что ARPU у него не самая высокая. Далее идет Мегафон (37%) и с небольшим отставанием Билайн (35,9%).

МТС и Мегафон в качестве показателя операционной рентабельности используют маржинальность OIBDA. Теле2 и Билайн (VEON) используют маржинальность по EBITDA. Так как нас интересует динамика, мы считаем разовые не операционные прибыли в составе EBITDA несущественными.

Как заработать на тех, кто зарабатывает на нас?

Для начала необходимо представлять себе полную картину рынка и конкретно выбранных операторов. К примеру, VEON кроме России работает еще не менее чем в пяти странах. Все они развивающиеся с неустойчивыми валютами. При этом акция торгуется на американской площадке в долларах. Валютный риск налицо.

Мегафон, напротив, сосредоточен преимущественно в РФ. Но оператор объявил об уходе с биржи. Актив станет непубличным.

У разных операторов разные взгляды на инвестиционную программу. Отсюда может меняться и политика возврата средств акционерам. В конце концов, нужно знать мажоритарных акционеров оператора и понимать, какие решения они склонны принимать. К примеру, АФК Система — основной акционер МТС, пытается максимально монетизировать свой актив, что приводит в высоким дивидендным выплатам и обратному выкупу акций.

Теле2 мог бы стать привлекательной инвестицией на фоне блестящих темпов роста бизнеса. После завоевание приличной доли рынка мы видим постепенное улучшение финансовых показателей. Но проблема в том, что актив непубличный. Поучаствовать в его росте можно было через Ростелеком, которому пока еще принадлежит 45% Теле2. Однако сам по себе Ростелеком малоинтересен, и наличие растущего актива практически не отразилось на котировках компании.

МТС в свою очередь, допускает возможность ухода с американской биржи, но продолжит торговаться в Москве. Политика в отношении миноритариев в целом благоприятна и направлена на максимальный возврат капитала акционерам. Можно надеяться на высокие дивиденды и продолжение обратного выкупа акций. Это классическая дивидендная фишка. При этом взрывного роста бизнеса ждать сложно. Конкуренция в секторе продолжит нарастать. Давление на рентабельность может сохраниться.


БКС Брокер

Ход торгов. Год начался с мажорных аккордов

Инвестиции 2022: что купить. Полное руководство с прогнозами

Глава Газпрома обещает рекордные дивиденды для акционеров

Рубль укрепляется. Надолго ли

Заметные и влиятельные на фондовом рынке. Персоны года 2021

Максимальная дивидендная доходность! 5 американских бумаг по итогам 2021

Акции в евро: самые доходные по итогам года, лидеры прогнозов на 2022 г.

Ключевые риски 2022


Читайте также: