Порядок исчисления налогового обязательства

Обновлено: 17.05.2024

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

С 01.01.2021 п. 2 ст. 52 дополняется новым абзацем ( ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ). См. будущую редакцию .

2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

1. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ.

2.1. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

3. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

4. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

5.1. В случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи.

6. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ.

7. В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

8. Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период, в котором в отношении такого объекта налогообложения применялся порядок определения налоговой базы исходя из его инвентаризационной стоимости;

К - коэффициент, равный:

0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ.

Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта.

Предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

8.1. В случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

8.2. В отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей с учетом коэффициента 0,6 применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

9. В случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.


Что изменилось в стандарте

Главная цель стандарта ПБУ 18/02 — определить порядок учета налогов на прибыль. Этот стандарт помогает организации учитывать последствия:

Поэтому ключевое понятие ПБУ 18/02 — отложенный налог. Сумму налога на прибыль, уплаченного в текущем году, можно условно разделить на части, относящиеся к отчетному году и к будущим годам. Отложенный налог на прибыль — это сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 9 ПБУ 18/02).

Кто обязан применять ПБУ 18/02:

  • Публичные общества (для информирования акционеров и инвесторов).
  • Дочерние и зависимые общества (для подготовки консолидированной отчетности (МСФО).
  • Остальные компании, кроме малых предприятий и некоммерческих организаций.

Упрощение расчетов по ПБУ 18/02

Для расчета отложенного налога достаточно данных бухгалтерского и налогового учета. Временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения (п. 8 ПБУ 18/02 в редакции Приказа № 236н).

В приложении к новой редакции ПБУ 18/02 приведен практический пример, который наглядно демонстрирует, что все показатели, необходимые для выполнения требований ПБУ 18/02, можно получить, используя только данные бухгалтерского и налогового учета — без выделения в учете ПР и ВР.

  • Не ведется.
  • Ведется балансовым методом.
  • Ведется балансовым методом с отражением постоянных и временных разниц.
  • Ведется затратным методом (методом отсрочки).

Балансовый метод учета отложенного налога

2

Текущий и отложенный налоги соответствуют показателям, раскрывающим величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах в редакции Приказа № 61н:

Порядок расчета отложенного налога

Балансовая стоимость — Налоговая стоимость

Сальдо временных разниц * Ставка налога

Отложенный налог на отчетную дату — Отложенный налог на начало года

Затем рассчитываются суммы отложенного налога. Отложенный налог на отчетную дату рассчитывается как произведение сальдо временных разниц по виду актива (обязательства) и текущей ставки налога. При этом проводки формируются исходя из сравнения отложенного налога, рассчитанного на отчетную дату и отложенного налога, рассчитанного на начало года.

3
4
5

Расчет расхода по налогу на прибыль

Расчет требуется для раскрытия показателей в пояснениях к отчету о финансовых результатах (п. 25 ПБУ 18).

Порядок расчета основан на приложении к ПБУ 18, иллюстрируется справкой-расчетом и включает простые арифметические действия.

6

Строки с А по Д содержат базовые данные. Строки с Б по 2 — данные справки-расчета отложенного налога. Строки с 1 по 8 — расчетные величины. Данные строк с 3 по 5 включаются в отчет о финансовых результатах. Данные в строках 6-7 рассчитываются без применения постоянных разниц.

Переход на балансовый метод

Первое выполнение закрытия месяца приведет суммы на счетах 09 и 77 в соответствии с
балансовым данным на 31 января 2020 г. Такое исправление может требовать ретроспективного пересчета, если:

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Налоговая ответственность зависит от гражданского оборота, т.е. наличия и исполнения налогоплательщиком своих гражданско-правовых обязательств. Это связано как с вторичным налогообложением по отношению к гражданскому обороту, так и с тем, что и налоговое, и гражданское законодательство регулируют собственность. Если гражданское право регулирует право собственности на основе равенства сторон (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), налоговое право регулирует право собственности на основе подчинения одной стороны другой.

Формирование предмета налогообложения связано не только с наличием и исполнением гражданско-юридических обязательств, но и с размером налоговых льгот, которые зависят от величины налоговой ставки. Сумма налогового обязательства зависит, в частности, от цены сделки и объема связанной сделки.

Налоговая ответственность является одним из видов правовых обязательств, которые правительство возлагает на предприятие и ЮЛ. Поэтому она характеризуется сходствами, присущими каждому обязательству по закону, конкретными характеристиками, предписанными финансовым законодательством, юрисдикции которого он принадлежит, и дополнительными характеристиками, которые позволяют наложить это обязательство на налогоплательщика о налогах и сборах.

Каждое задание активного типа включает в себя требование, чтобы субъект выполнял определенное действие. Содержание юридического обязательства состоит из конкретных, юридически необходимых, надлежащих действий. Следовательно, содержание налогового обязательства может быть определено, как общий вид налогооблагаемой деятельности, который установлен налоговым законодательством. Если суть всех юридических обязанностей одинакова, то содержание разное. По содержанию одно обязательство можно отличить от другого, и можно показать специфику определенных обязанностей.

Содержание налоговой обязанности

Содержание налоговой обязанности обладает определенными особенностями. Так, налоговая обязанность претворяется в жизнь своей связью с правовыми нормами. Эта обязанность является нормативно установленной, так как закреплена в нормативных правовых актах; сформулирована в обязывающей норме налогового права в виде обязательного предписания. Налоговая обязанность возникает у субъектов всякий раз при наличии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действуют устанавливающие ее нормативные акты.

Обязанность налогоплательщика по уплате установленного законом налога, а также право правительства требовать от него выполнения этого обязательства, формируют правовое содержание материально-правовых отношений по налоговому законодательству для уплаты налога. Это структурно сложно и входит в систему правовых отношений. Центральное место принадлежит правовому отношению к добровольному исполнению налогового обязательства.

Производными правоотношений являются:

  • сбор штрафов и пени за налоговые правонарушения;
  • зачет сумм излишне уплаченных налогов и санкций;
  • сохранение информации, которая является налоговой тайной и т. д.

Налогово-правовые отношения по уплате налогов являются активной регуляторной прерогативой. Правовое обязательство имеет смысл в центре содержания этого правового контекста: требование, содержащееся в обязательстве, и его смысл подразумевают для налогоплательщика, как ответственного лица, необходимость, действуя в интересах правительства или муниципалитета, пополнить соответствующий бюджет (специальный бюджет). Таким образом, налоговое обязательство, которое указывает налогоплательщику на запрос о применении налоговой меры, является регулирующим (положительным) обязательством активного характера.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налогов возлагается только на налогоплательщика. Отличительной особенностью налогового обязательства является тот факт, что его неисполнение не всегда является налоговым правонарушением (статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации). Это также может быть объективно незаконным действием (статья 111 Налогового кодекса Российской Федерации). Невыполнение налогового обязательства имеет юридическое значение: оно предотвращает наступление установленного правового эффекта – поступления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Из вышеприведенного следует: ключевой особенностью налогового обязательства является способность применять меры принуждения к субъекту, который их нарушает. Это правительственные финансовые и юридические санкции, которые являются как правовыми, так и уголовными (меры правовой ответственности). Корректирующие меры должны учитывать направление обязанности по уплате налогов и пени (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации), сбор налогов и пени за проценты денежных средств на банковских счетах (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации), возврат налогов и пени за пользование другими активами налогоплательщика (статья 47 Налогового кодекса). Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, в качестве юридической ответственности признается налоговая неустойка – штраф (статья 114 Налогового кодекса Российской Федерации).

Субъективные обязанности делятся на простое и сложное содержание. Последние включают в себя несколько обязанностей. В литературе отмечается, что право собственности на имущество характеризуется сложным содержанием. Налоговые обязательства, как активы (деньги), также имеют сложное содержание. По словам С.Г. Пепеляева, содержание налоговых обязательств состоит из следующих простых обязанностей: правильно рассчитать налог, уплатить налог полностью, уплатить налог пунктуально, уплатить налог в установленном порядке. Последние три составляющие являются обязательством – платить налоги, но с разных позиций. Представляется, что содержание налогового обязательства состоит из двух элементарных обязательств: исчисление налога и уплата налога.

Первым составным элементом содержания налогового обязательства является обязанность исчислить налог: оно относится, главным образом, к элементарной обязанности. Расчет налога представляет собой применение ставки налога к налоговой базе, т.е. конкретное арифметическое действие, выполняемое субъектом расчета.

Исчисления налога

Как правило, налогоплательщик рассчитывает сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, самостоятельно на основе налоговой базы, ставки налога и налоговых льгот, если иное не установлено в НК РФ (п. 1 ст. 52 НК РФ), т.е. на основании фактических финансовых результатов его хозяйственной деятельности за данный налоговый период. В частности, налог на имущество организаций определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (статья 1, статья 382 Налогового кодекса Российской Федерации). Документальным подтверждением исчисления налогового обязательства является налоговая декларация, которая представляет собой письменную декларацию или заявление в электронной форме и передается по каналам связи с использованием расширенной квалифицированной электронной подписи. Посредством этого налогоплательщик информируется о налогооблагаемых объектах, полученных доходах и понесенных расходах, источниках доходов, налогооблагаемых базах, налоговых льготах, рассчитанных суммах налога и других данных, которые служат основанием для исчисления налога (п. 1, т. 80 РФ). Таким образом, налогоплательщик обычно является носителем налогового обязательства.

В случаях, установленных налоговым законом, обязанность исчислить налог может быть возложена на налогового агента или на налоговый орган (ст. 52 НК РФ). Например, указанных в ст. 226 ПК РФ, расчет НДФЛ производится налоговыми агентами. Налоговым органом рассчитываются суммы:

  • транспортного налога, подлежащие уплате налогоплательщиками – ФЛ (п. 1 ст. 362 НК РФ);
  • земельного налога, подлежащие уплате ФЛ, ИП (п. 3 ст. 396 НК РФ);
  • налога на имущество ФЛ.

При расчете налога налоговым органом рассчитанная сумма налога будет указана в налоговом уведомлении налогоплательщику. Оно содержит сумму подлежащего уплате налога, расчет налоговой базы и период уплаты налога. Способ передачи налогового уведомления налогоплательщику регулируется в п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ. Следует также отметить, что налоговое уведомление:

  • передается руководителю организации (ее представителю) или физическому лицу (его представителю) лично под расписку;
  • направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправки письма.

В настоящее время, согласно п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые начисления выдаются сразу за три налога, в зависимости от наличия у налогоплательщика соответствующих облагаемых объектов: по налогу на транспорт, налогу на имущество и имуществу ФЛ.

Что касается налогов, правовая структура которых предусматривает уплату авансовых платежей, налогоплательщики обязаны рассчитывать налоговые предоплаты за отчетный период в дополнение к обязательству по исчислению налога в конце налогового периода.

Например, по НК РФ обязанность рассчитывать авансовые платежи предусмотрена применительно к налогу на прибыль организаций (ст. 286 НК РФ), транспортному налогу (ст. 362 НК РФ), налогу на имущество организаций (ст. 382 НК РФ) и др.

Если налогоплательщик не рассчитывает самостоятельно налоги, подлежащие уплате в бюджет, не ведет учет поступлений доходов и расходов или ведет учет, который нарушает установленный порядок, это приводит к невозможности расчета налогов. Налоговый орган имеет право определять сумму налога, подлежащего уплате, на основании информации, имеющейся в его распоряжении о самом налогоплательщике, информации о расчетном бюджете других аналогичных налогоплательщиков (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Расчетный метод – это особый метод, используемый налоговым органом в ситуациях, когда невозможно рассчитать точную сумму налогообложения, т.е. применяется, если фактическая сумма неуплаченного налога неизвестна. Применение этого метода может привести к переплате налога, поскольку он рассчитывается по аналогии с другими лицами, хотя экономические показатели очень похожи на систему оплаты, связанную с описанной системой для налогоплательщика. Однако, это не учитывается при определении суммы налога, подлежащего уплате, поскольку налогоплательщик несет риск, из-за незнания его счетов, а налог рассчитывается налоговым органом.

Подводя итог по рассмотрению обязанности по исчислению налога, следует отметить, что она представляет собой совокупность действий налогоплательщика (налогового органа, налогового агента) по расчету суммы налога (авансового платежа по налогу), подлежащего уплате за определенный налоговый (отчетный) период путем применения налоговой ставки к налоговой базе с учетом предоставленных налоговых льгот.

Вторым существенным элементом содержания налогового обязательства в качестве активной обязанности является налоговое обязательство. Обычно уплата налогов полностью прекращает налоговую задолженность. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает единые требования к уплате всех видов налогов, указанных во второй части Налогового кодекса в отношении каждого налога. Исключения из общего порядка уплаты налогов распространяются на специальные налоговые режимы (статья 12 п. 7, статья 18 п.1 Налогового кодекса Российской Федерации). В литературе отмечается, что налогообложение определенных компаний может быть заменено другой формой налогового обязательства.

При уплате налогов налогоплательщик принимает меры, ограниченные перечислением средств правительству и муниципалитетам в качестве налоговых поступлений. Другими словами, когда налогоплательщик уплачивает налоги в безналичной форме, он заполняет платежное поручение и представляет его обслуживающему банку для исполнения. При уплате налогов наличными налогоплательщик выплачивает сумму налога местной администрации или федеральному почтовому отделению, обеспечивая тем самым зачисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Экспертиза содержания налоговых обязательств имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Характер используемой стоимости основан на том факте, что нарушение одной из простых обязанностей (расчетной или налогооблагаемой) приводит к признанию всей обязанности по уплате определенного налога, как невыполненной или ненадлежащим образом исполненной. Правовые последствия этого будут заключаться в том, что налоговый орган применяет меры для обеспечения исполнения налогового обязательства (статьи 46-48, 69 Налогового кодекса Российской Федерации), начисление пени (ст. 75 НК РФ), а если присоединятся иные юридические факты, образующие конструкцию налогового правонарушения, то и привлечение к налоговой ответственности.

Налоговая обязанность – есть закрепленное в налогово-правовой норме требование, обращенное к налогоплательщику, совершить в целях финансового обеспечения деятельности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований действия по исчислению и по уплате налога. Обеспечивается возможность принуждения к такому поведению за счет применения финансовых и правовых мер принудительного или уголовного характера.

Читайте также: