Отчетность 2012 усн бухгалтерская отчетность

Обновлено: 13.05.2024

Вопрос: Организация применяет УСН без НДС. Вид деятельности — сдача недвижимости в аренду. Иных видов деятельности нет. Что должно быть изложено в пояснениях к балансу за 2020 г. при УСН без НДС?

Ответ: Специальных требований в рассматриваемом случае законодательство не содержит. Вместе с тем для отражения информации в примечаниях к бухгалтерской отчетности следует исходить из общих требований законодательства.

Обоснование: Применяющие УСН организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 817 520 бел. руб., вправе с начала налогового периода вести учет в книге учета доходов и расходов организаций при УСН (п. 1 ст. 333 НК).

Не вправе вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН (п. 2 ст. 333 НК):

— начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человек и (или) валовая выручка организации нарастающим итогом с начала года составила более 817 520 бел. руб. (ч. 1 подп. 2.3.1 ст. 333 НК).

При этом начиная с указанного месяца ведение организациями бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются на общих основаниях (ч. 2 подп. 2.3.1 ст. 333 НК);

— в календарном году, если в предшествующем ему календарном году численность работников организации в среднем за календарный год и (или) валовая выручка организации нарастающим итогом с начала года превысили их предельные величины, действовавшие в таком предшествующем году для определения права вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН (подп. 2.3.2 ст. 333 НК).

Одновременно организации, имеющие право вести учет в книге учета доходов и расходов при УСН, вместо учета в этой книге вправе с начала налогового периода вести соответственно бухгалтерский учет и отчетность и учет доходов и расходов на общих основаниях (п. 5 ст. 333 НК).

В частности, организации составляют бухгалтерскую отчетность по формам и в соответствии со Стандартом N 104.

При этом представляемая бухгалтерская отчетность должна быть уже утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации (п. 2 ст. 16, п. 5 ст. 14 Закона N 57-З).

Годовая индивидуальная отчетность коммерческих организаций состоит из (п. 1 ст. 15 Закона N 57-З, п. 3 Стандарта N 104):

отчета о прибылях и убытках;

отчета об изменении собственного капитала;

отчета о движении денежных средств;

примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Акты законодательства не устанавливают требований к структуре примечаний к бухгалтерской отчетности.

Организации следует руководствоваться, в частности, п. 51 Стандарта N 104, согласно которому примечания к бухгалтерской отчетности должны содержать:

описание основных направлений деятельности организации, основные показатели ее деятельности;

способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике;

дополнительную информацию по статьям активов, обязательств, собственного капитала, о доходах, расходах, представленную в том порядке, в котором показаны статьи в формах бухгалтерской отчетности;

дополнительную информацию, которая не содержится в формах бухгалтерской отчетности, но уместна для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями;

иную информацию, раскрытие которой в примечаниях к бухгалтерской отчетности установлено законодательством.

Стандарт N 104 не содержит обязательных требований к раскрытию в примечаниях информации об особенностях применения УСН.

В этой связи в рассматриваемом случае, по мнению автора, также уместно будет указать:

— об отнесении сдачи имущества в аренду к текущей деятельности (предусмотрев это в учетной политике организации). Текущая деятельность — основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности (абз. 4 п. 2 Стандарта N 104, абз. 6 ч. 1 п. 2 Инструкции N 102);

— о применении УСН без НДС на основании подп. 6.3.3 ст. 327 НК;

— о ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности на общих основаниях согласно п. 5 ст. 333 НК.

Упрощенная бухгалтерская отчетность — это специальные финансовые формы, которые имеют урезанную структуру, и требования к ней существенно сокращены. Срок сдачи бухотчетности за 2020 год — до 31.03.2021.

Ключевые правила по упрощенке

Ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности в налоговые и статистические органы обязательно для всех экономических субъектов на территории России. Финансовая отчетность представляет собой совокупность многочисленных форм и бланков, в которых отражаются результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены льготные условия. Малый бизнес вправе вести бухучет по упрощенной системе и направлять в ФНС:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих учреждений).

Остальные бланки не составляются вовсе, если информация этих отчетных форм не является существенной для оценки экономической деятельности малого предприятия. Такая возможность закреплена в п. 6 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н. Послабляющее условие для организации надлежит прописать в учетной политике, иначе налоговики выпишут штраф за несоответствие форм отчетности.

Срок подачи бланков аналогичен обычным регистрам: упрощенный финансовый отчет предоставляется в обычном порядке до 31 марта года, следующего за отчетным. Документы предоставляют в ФНС в электронном или бумажном виде до 31.03.2021.

Кто сдает упрощенную финотчетность

Отчитываться по сокращенным формам вправе те экономические субъекты, которым предоставлены льготы по ведению бухгалтерского учета. Вот кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011):

Но есть организации-исключения, которые не имеют права на облегченный бухучет и отчетность (п. 5 ст. 6 402-ФЗ):

  • фирмы, финотчетность которых подвергается обязательному аудиту;
  • кооперативы жилищные и строительно-жилищные;
  • потребительские кредитные кооперативы;
  • организации, осуществляющие микрофинансовое кредитование, займы;
  • учреждения госсектора и политические партии (филиалы и региональные подразделения);
  • коллегии, палаты и бюро адвокатов, юридические консультации;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие учреждения, учтенные в реестре иностранных агентов.

Прежде чем сдавать льготные бланки, проверьте вашу организацию по обоим спискам. Важно определить, признается ли компания СМП по следующим показателям:

  • средняя численность сотрудников не должна превышать 100 человек за предшествующий год (как проверить показатель, сказано в приказе Росстата от 30.12.2014 № 739);
  • доход от предпринимательской деятельности — не более 800 миллионов рублей в год (остаточная стоимость основных фондов и активов не должна превышать 800 млн рублей);
  • доля участия в уставном капитале компании принадлежит госсектору РФ (но не более 25%) либо иностранным организациям (не более 49%).

Что входит в состав упрощенной бухгалтерской отчетности

Формы по упрощенной системе утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 19.04.2019). Экономический субъект, получающий такие льготы, обязан отчитаться в ФНС и статистику по трем формам: баланс, отчеты о финансовых результатах и о целевом использовании средств.

Правила и особенности заполнения бухотчетности

Минфин опубликовал разъяснения к облегченной отчетности в информации № ПЗ-3/2015. Основные принципы составления:

  1. Включение финансовой информации в отчетные формы допускается без детализации по статьям учета.
  2. Раскрытие информации в меньшем объеме, в сравнении с полным объемом итоговой документации.
  3. Организация вправе не раскрывать информацию о прекращающейся деятельности.
  4. Операции после отчетной даты отражаются по принципу рациональности (если изменения значительны).

Рассмотрим особенности заполнения в разрезе форм упрощенной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс учреждения

Материальные внеоборотные активы

Указываем стоимость основных фондов организации и капитальные вложения в основные средства.

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

Суммарное значение вложений в нематериальные активы, разработки и проектирование НМА, указываем долгосрочные займы, облигации и векселя.

Готовая продукция, материальные запасы, незавершенное производство, ГСМ и прочее.

Денежные средства и денежные эквиваленты

Средства организации в кассе или на расчетном счете в рублях или иностранной валюте (эквивалент).

Финансовые и другие оборотные активы

Дебиторская задолженность в суммарном выражении за финансовый период.

Капитал и резервы

Размер уставного, добавочного, резервного капиталов и нераспределенная прибыль. Некоммерческие организации включают целевые средства и особо ценное имущество.

Долгосрочные заемные средства

Кредитные обязательства, займы и проценты по ним (срок обязательства — более 1 года).

Другие долгосрочные обязательства

Кредиторка и резервы на предстоящие расходы сроком более одного года.

Краткосрочные заемные средства

Займы, кредиты, рассрочки (срок — менее 1 года).

Текущая кредиторская задолженность (поставщики, подрядчики, учредители, бюджеты, сотрудники).

Другие краткосрочные обязательства

Резервы предстоящих расходов, целевое финансирование (срок — менее года).

Актуальный образец заполнения бухгалтерского баланса при УСН за 2020 год:

Баланс по УСН за 2020 год

Сокращенная форма отчета о финансовых результатах

Выручка минус НДС и акцизы.

Расходы по обычной деятельности

Себестоимость, управленческие и коммерческие расходы.

Проценты к уплате

Проценты, подлежащие к уплате в финансовом периоде, по кредитным займам.

Доходы, полученные не от осуществления основной деятельности.

Прочие расходы, без учета процентов к уплате.

Налоги на прибыль (доходы)

Сумма налога на прибыль за отчетный период.

Чистая прибыль (убыток)

Вычисляется по формуле:

стр. 1 + стр. 4 - стр. 2 - стр. 3 - стр. 5 - стр. 6.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Все организации должны вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность по итогам года. Для ООО на УСН в законе нет исключений. Но все фирмы на УСН относятся к субъектам малого бизнеса, поэтому могут вести учет и отчитываться в упрощенном порядке. Расскажем, кому это доступно и как это сделать.

Законы, регулирующие бухгалтерскую отчетность ООО на УСН

ООО на УСН, которые относятся к СМП, могут организовать в компании упрощенный учет. Это не обязанность, а право. Можно работать в стандартном порядке, но это будет сложнее. Рекомендации по упрощенному учету даны в Приказе Минфина от 21.12.1998 № 64н. Выбранные способы учета и отчетности надо зафиксировать в учетной политике.

Упрощенная отчетность ООО на УСН включает специальные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Других отчетов нет, пояснения и приложения тоже можно не сдавать. Формы утверждены Приказом Минфина РФ от 02.08.2010 № 18023 (ред. от 19.04.2019).

Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

Сдавать упрощенную отчетность могут все организации, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета. Это все коммерческие организации, которые относятся к следующим категориям:

Субъекты малого предпринимательства — организации, у которых среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек, доход не превышает 800 млн рублей, а также выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных п. 1.1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Под эти требования подпадают все организации на УСН, поэтому каждой из них доступен упрощенный учет.

Все организации, о которых мы говорили выше, вправе самостоятельно выбирать, в какой форме вести учет и сдавать отчетность, — стандартной или упрощенной. Свой выбор нужно закрепить в учетной политике.

Только в общеустановленном порядке могут сдавать отчетность организации, которые подлежат обязательному аудиту, ЖК и ЖСК, микрофинансовые организации, бюджетные организации, адвокатские коллегии и прочие, перечисленные в п. 5 ст. 6 ФЗ № 402-ФЗ.

Требования к бухгалтерской отчетности организации на УСН

Основное требование к упрощенной отчетности — наличие бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Отчет о движении денежных средств, об изменениях капитала и пояснения прикреплять не обязательно. А если решили прикрепить, их можно заполнить выборочно — только наиболее важной информацией.

Даже если организация решила сократить объем информации и использовать упрощенные формы отчетности, она должна обеспечить соблюдение всех основных требований к ней, предусмотренных законом:

  1. Достоверность — помогает правильно понять финансовое положение организации, результаты ее деятельности и движение денежных средств.
  2. Полезность — помогает принимать решения, не содержать ошибок, давать возможность отслеживать тенденции и быть своевременной.
  3. Полнота — дает полное представление о состоянии организации и его изменении.
  4. Существенность — в отчетности есть все показатели, которые могут повлиять на решения пользователей.
  5. Нейтральность — отчетность удовлетворяет интересы всех групп пользователей.
  6. Последовательность — при составлении нужно придерживаться принятых форм и содержания, изменяя их лишь в исключительных случаях.

Кроме того, отчетность должна быть составлена на русском языке и в тысячах рублей. Графы с отсутствующими показателями заполняются прочерком, отрицательные значения указываются в круглых скобках.

График и порядок сдачи

Бухгалтерскую отчетность все сдают в одинаковые сроки, в том числе те, кто отчитывается в упрощенном порядке. Организации на УСН должны отчитаться за 2020 год в течение трех месяцев с момента окончания отчетного периода, то есть календарного года. Для отчета за 2020 год — 31 марта 2021 года.

Начиная с отчетности за 2020 год сдавать годовую бухотчетность все организации должны в электронной форме.

Как заполнить упрощенную отчетность

Обязательные формы — баланс и отчет о финансовых результатах. Заполнять их упрощенно — значит формировать показатели по группам статей без детализации.

У баланса и отчета о финрезультатах практически одинаковая шапка. В первую очередь, в ней нужно указать дату или период. В балансе проставляется дата, по состоянию на которую он заполнен. В отчете — отчетный период, за который он составлен. Также указывается наименование юрлица, ОКПО, ИНН, вид деятельности, организационно-правовая форма и адрес.

Обе формы должен подписать руководитель или его представитель по доверенности. Только после этого она считается составленной.

Рассмотрим порядок заполнения баланса и отчета о финрезультатах.

Упрощенный баланс

Упрощенный баланс, как и стандартный, состоит из активов и пассивов. Но детализация в нем гораздо скромнее. Активы включают в себя всего пять строк:

Пассив включает шесть строк:

Итогом является баланс актива и пассива. Эти графы должны быть равны.

Упрощенный отчет о финансовых результатах

Упрощенный отчет о финансовых результатах содержит семь показателей из стандартного отчета.

Как сдать бухгалтерскую отчетность через Экстерн

Экстерн — система для электронной сдачи отчетности, которая доступна с любого компьютера. Она помогает сдавать через интернет отчетность в налоговую, Росстат, государственные фонды, ФСРАР и РПН. Формы отчетов и деклараций обновляются автоматически.

Заполните отчет в Экстерне или загрузите готовый — сервис автоматически проверит документ на ошибки и сразу отправит получателю, если все в порядке. Статус отчета можно отслеживать в личном кабинете, а еще можно подключить смс-уведомления.

Чтобы работать в Экстерне, понадобится электронная подпись. Все новые пользователи могут подключить тест-драйв и оценить возможности сервиса.

Ниже в таблице мы указали формы отчетов, сроки отчетности и контролирующие органы, перед которыми должны отчитываться ООО на упрощенке в течение года.

Важно помнить, что отчетность начинается не с даты в календаре бухгалтера, а с утверждения учетной политики и регулярного учета, который организация ведет со времени своего основания. Именно данные учета становятся информационной базой для отчетности ООО на упрощенке.

Налоговый учет

Упрощенцы не платят большую часть налогов, и налоговый учет на УСН довольно прост. Он формируется на основе результатов деятельности, а значит, важно вести учет доходов и расходов и соблюдать кассовую дисциплину. Организации на упрощенке платят:

  • Единый налог авансовыми платежами каждый квартал.
  • Подоходный налог и страховые взносы с зарплаты сотрудников каждый месяц.
  • При наличии транспорта и земельных участков — транспортный и земельный налоги.

Формирование налога зависит от выбранного вами объекта налогообложения: либо это все доходы предприятия, тогда налоговая ставка составляет 6 %, либо это доходы за вычетом расходов, и тогда налоговая ставка составит 15 % (или меньше — для некоторых регионов). Если доля расходов невелика или их нельзя учесть (Налоговый кодекс разрешает принимать к расходам далеко не все траты), то для организации выгоднее остановиться на ставке УСН 6 %.

Бухгалтерский учет

ООО на УСН должны вести бухучет. Малым организациям закон № 209-ФЗ позволяет вести бухучет в упрощенной форме. Мы уже писали о том, как новая организация может наладить бухгалтерский учет.


В 2021 году сроки сдачи многих отчетов отличаются от тех, в которые мы отчитывались в 2020 из-за пандемии коронавируса. Актуальные сроки вы можете найти в таблице.

  • Заявление о подтверждении основного вида деятельности.
  • Справку — подтверждение основного вида деятельности.
  • Копию пояснительной записки к балансу за предыдущий год (малые предприятия освобождены от этой необходимости).

По итогам каждого квартала ООО сдают отчеты о начисленных взносах по соцстрахованию нарастающим итогом. При количестве работников больше 25 отчет у вас примут только в электронном виде.

  • За 2020 год:
    • до 20 января 2021— бумажный носитель
    • до 25 января 2021 — электронная форма
    • до 20 апреля 2021 — бумажный носитель
    • до 26 апреля 2021 — электронная форма
    • до 20 июля 2021 — бумажный носитель
    • до 26 июля 2021 — электронная форма
    • до 20 октября 2021 — бумажный носитель
    • до 25 октября 2021 — электронная форма
    • За 2020 год:
      • до 1 февраля 2021 года
      • до 30 апреля 2021 года
      • до 30 июля 2021 года
      • до 1 ноября 2021

      Еще в 2020 году, если у организации были транспорт или земельные участки, в налоговую надо было подавать соответствующую декларацию. С отчетности за 2020 год такой обязанности нет.

      Справку о доходах физлиц за 2020 год по форме 2-НДФЛ необходимо сдать ежегодно в налоговую по месту постановки на учет организации. Форма сдается до 1 марта 2021 года.

      Отчет 6-НДФЛ о доходах физлиц, сдается ежеквартально:

      за 2020 год — до 1 марта 2021 года

      за 1 квартал 2021 — до 30 апреля 2021
      за 1 полугодие 2021 — до 2 августа 2021
      за 9 месяцев 2021 — до 1 ноября 2021
      за весь 2021 год — до 1 марта 2022

      Если число сотрудников в организации больше 10, то обе формы у вас примут только в электронном виде.

      Отчет о застрахованных лицах организация должна каждый месяц передавать в ПФР, чтобы государство видело работающих пенсионеров и не индексировало им пенсии. В 2021 году отчеты сдаются:

      • до 15 февраля за январь
      • до 15 марта за февраль
      • до 15 апреля за март
      • до 17 мая за апрель
      • до 15 июня за май
      • до 15 июля за июнь
      • до 16 августа за июль
      • до 15 сентября за август
      • до 15 октября за сентябрь
      • до 15 ноября за октябрь
      • до 15 декабря за ноябрь
      • до 17 января 2022 года за декабрь 2021 года

      Отчет со сведениями о трудовой деятельности отправляйте в ПФР ежемесячно — до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

      • до 15 февраля за январь
      • до 15 марта за февраль
      • до 15 апреля за март
      • до 17 мая за апрель
      • до 15 июня за май
      • до 15 июля за июнь
      • до 16 августа за июль
      • до 15 сентября за август
      • до 15 октября за сентябрь
      • до 15 ноября за октябрь
      • до 15 декабря за ноябрь
      • до 17 января 2022 года за декабрь 2021 года

      Исключение — прием сотрудника на работу или увольнение. В этих случаях СЗВ-ТД сдается не позднее, чем на следующий день.

      Этот ежегодный отчет по стажу работников сдается вместе с формой ОДВ-1 не позднее 1 марта 2021 года.

      Есть и особые сроки. Если сотрудник выходит на пенсию, сдайте отчет в течение трех календарных дней со дня написания заявления. Если организация ликвидируется или реорганизуется — сдайте в течение месяца с даты утверждения ликвидационного баланса или передаточного акта.

      Бухотчетность нужно сдавать раз в год в налоговую и Росстат до 31 марта. Необходимо сдать баланс, отчет о прибылях и убытках, подготовить приложения к этим документам. Малые предприятия могут сдавать упрощенную отчетность.

      Документ сдается в ФНС раз в год не позднее 31 марта для организаций и 30 апреля для ИП.

      Авансовые платежи перечисляются ежеквартально:

      • 1 квартал 2021— до 26 апреля 2021
      • 1 полугодие 2021 — до 26 июля 2021
      • 9 месяцев 2021 — до 25 октября 2021

      Уплату за весь 2021 год организации должны произвести до 31 марта, а ИП — до 30 апреля 2021 года.

      При подготовке отчетов организации важно пользоваться актуальными бланками, соблюдать сроки и опираться на регулярный учет, который велся в течение года. Работа в бухгалтерском онлайн-сервисе с актуальными формами, подсказками по работе и напоминаниями о сроках важных мероприятий может значительно упростить все эти задачи.

      Контур.Бухгалтерия поможет вам легко и вовремя отправлять отчетность по интернету, начислять зарплату и рассчитывать налоги, экономя время и силы для бизнеса. Попробуйте бесплатно вести учет в нашем сервисе. Сервис подразумевает самостоятельную работу бухгалтера или директора и подходит для удобной совместной работы руководителя и учетного специалиста.

      Малый бизнес для начинающих: налоги и отчетность без боли

      Ведение бухгалтерской отчетности для большинства компаний - головная боль. На старте содержать своего бухгалтера дорого, а отдавать на аутсорс не всегда надежно. Особенно если нет потребности в ежедневной бухгалтерской работе: фрилансеры о таких клиентах часто забывают, а у вас потом - расчетный счет заблокирован.

      Что нужно знать о налогах?

      Размер и количество налоговых сборов зависит от формы собственности компании и выбранной системы налогообложения:

      Общая система налогообложения (ОСНО) - самая дорогая и сложная система, подходит для ЮЛ и ИП. Выбирается по умолчанию, если налогоплательщик не подал заявление о переходе на другую систему. Чаще всего ОСНО использует средний и крупный бизнес. Если оборот более 60 млн рублей в год и/или штат сотрудников от 100 человек, то компания обязана перейти на ОСНО.

      Упрощенная система налогообложения (УСН или УСНО) - самая распространенная система среди малого бизнеса. Существует 2 разновидности УСН: "упрощенка 6%" и "доходы минус расходы".

      • "Упрощенка 6%" - доходы компании облагаются налогом в размере 6%
      • "Доходы минус расходы" - налог в размере 15% взимается с разницы доходов и расходов, то есть с прибыли

      Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - по смыслу повторяет "упрощенку доходы минус расходы", но распространяется только на сельскохозяйственные виды деятельности. Налог 6% с прибыли.

      Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - предназначена для деятельности, оказывающей услуги населению (списки подпадающих под ЕНВД услуг в каждом регионе свои). Размер налога составляет 15% от прибыли, заранее спрогнозированной на основе показателей бизнеса. При этом платить налог в полном объеме придется независимо от реальных доходов компании.

      При ЕНВД работать можно только с физлицами, договоров с ЮЛ заключать нельзя - и это сужает возможности бизнеса. Примерами компаний на ЕНВД являются небольшие хостелы, ателье, мастерские, мелкая розничная торговля. Максимальная площадь до 150 квадратов и штате до 100 человек.

      Патент (ПСН) - по этой системе размер налога составляет 6% от суммы потенциально возможного годового дохода - его можно узнать по каждому виду деятельности в любом регионе с помощью калькулятора ФНС.

      На патенте могут работать только ИП, со штатом сотрудников до 15 человек, распоряжаясь площадью не более 50 кв.м. Патент действует от 1 до 12 месяцев - срок определяет налогоплательщик в заявлении о переходе на ПСН. Далее нужно будет покупать новый патент.

      Патенты работают только на территории своего региона и района. Хотите расширяться - покупайте новый патент, стоимость зависит от региона. На патенте обычно работают кофейни, парикмахерские, рыночные торговцы, различные мастерские, шиномонтажки и т.д.

      20% для юридических лиц

      Большинство компаний малого бизнеса предпочитают форму собственности ООО и "упрощенку", поэтому дальше статья будет посвящена именно ей. Если у вас другая система налогообложения, то по-человечески об этом можно прочитать в Народной бухгалтерской Википедии, а также в специальном разделе на сайте Федеральной Налоговой службы.

      Какую отчетность нужно сдавать и какие налоги платят ООО на УСН?

      Налоги

      Налоги — это деньги, которые с вас взимает государство. Не путать с отчетностью.

      Чтобы понять систему оплаты налогов, нужно различать периоды внесения платежей:

      • отчетный период — это 3 месяца, то есть квартал

      • налоговый период — календарный год

      На упрощенной системе налогообложения нужно платить авансовые платежи в конце каждого отчетного периода, то есть ежеквартально, 3 раза в год, а на четвертый квартал оплачивается годовой налог - в конце налогового периода. По смыслу, годовой налог — это просто 4-ый авансовый платеж. Отчетность о расчетах платежей на "упрощенке" сдавать не нужно.

      Ежеквартально авансовые платежи вносят новые организации и те компании, чья выручка в месяц не превышает 1 млн рублей, а в квартал - 3 млн рублей. Если доходы от реализации больше этих лимитов, то компания обязана перейти на ежемесячную оплату авансовых платежей.

      Налоги рассчитываются нарастающим итогом:

      1. Доход или прибыль суммируются за весь прошедший период (за полгода, 9 месяцев и год) — это налоговая база,
      2. Из результата высчитывается размер налога,
      3. Из этой суммы вычитаются налоги, оплаченные в предыдущих отчетных периодах,
      4. То, что осталось - нужно заплатить.

      Сумма авансового платежа и годового налога рассчитывается по единой формуле:

      Единый налог = (Налоговая база * налоговая ставка %) - ранее оплаченные авансовые платежи

      Если по результатам периода компания вышла в ноль, нужно заплатить минимальный налог - 1% от доходов.

      Какой вид "упрощенки" выгоднее зависит от того, как ведется деятельность компании. В примере ниже отражены ситуации, при которых выгодны разные виды УСН.

      Доход компании = 50 000 рублей

      Расход = 10 000 рублей

      Прибыль компании = 40 000 рублей

      Налог = 50 000 * 6% = 3000 рублей

      Доход = 50 000 рублей

      Расход = 10 000 рублей

      Прибыль компании = 40 000 рублей

      Налог = 40 000 * 15% = 6000 рублей

      Доход компании за 6 месяцев = 100 000 рублей (первые 50 000 мы заработали в 1 квартале, еще столько же - во втором)

      Расходы компании в сумме за 2 квартала = 50 000 рублей (10 000 – 1 кв., 40 000 – 2 кв.)

      Прибыль = 50 000 рублей

      Налог нарастающим итогом = 100 000 * 6% = 6000 рублей

      Налог к оплате (за вычетом ранее оплаченного) = 6000 – 3000 = 3000 рублей

      Доход компании за 6 месяцев = 100 000 рублей (первые 50 000 мы заработали в 1 квартале, еще столько же - во втором)

      Расходы компании в сумме за 2 квартала = 50 000 рублей (10 000 – 1 кв., 40 000 – 2 кв.)

      Прибыль = 50 000 рублей

      Налог нарастающим итогом = 50 000 * 15% = 7500 рублей

      Налог к оплате (за вычетом ранее оплаченного) = 7500 – 6000 = 1500 рублей

      Доход компании за 9 месяцев = 300 000 (50 000 – 1 кв., 50 000 – 2 кв., 200 000 – 3 кв.)

      Суммарные расходы компании за 3 квартала = 300 000 рублей (10 000 – 1 кв., 40 000 – 2 кв., 250 000 – 3 кв.).

      Прибыль = 0 рублей

      Налог нарастающим итогом = 300 000 *6% = 18 000 рублей

      Налог к оплате = 18 000 – 3000 – 3000 = 12 000 рублей

      Доход компании за 9 месяцев = 300 000 (50 000 – 1 кв., 50 000 – 2 кв., 200 000 – 3 кв.)

      Суммарные расходы компании за 3 квартала = 300 000 рублей (10 000 – 1 кв., 40 000 – 2 кв., 250 000 – 3 кв.).

      Прибыль = 0 рублей

      Налог нарастающим итогом = 0 * 15% = 0 рублей

      Налог к оплате (минимальный налог, 1% от доходов) = 300 000 * 1% = 3000 рублей

      Суммарный доход компании за год составил 400 000 рублей:

      1 кв. - 50 000, 2 кв. - 50 000, 3 кв. - 200 000, 4 кв. - 100 000 р.

      Суммарные расходы за год составили 350 000 рублей:

      1 кв. - 10 000, 2 кв. - 40 000, 3 кв. - 250 000, 4 кв. - 50 000.

      Годовая прибыль компании: 50 000 рублей

      Годовой налог нарастающим итогом = 400 000 * 6% = 24 000 рублей

      Годовой налог к оплате = 24 000 – 12 000 – 3000 – 3000 = 6000 рублей

      Суммарный доход компании за год составил 400 000 рублей:

      1 кв. - 50 000, 2 кв. - 50 000, 3 кв. - 200 000, 4 кв. - 100 000 р.

      Суммарные расходы за год составили 350 000 рублей:

      1 кв. - 10 000, 2 кв. - 40 000, 3 кв. - 250 000, 4 кв. - 50 000.

      Годовая прибыль компании: 50 000 рублей

      Годовой налог нарастающим итогом = 50 000 * 15% = 7500 рублей

      Годовой налог к оплате = 7500 – 3000 – 1500 – 6000 = - 3000 рублей - переплата.

      Переплату можно зачесть в следующий квартал или вернуть.

      Если деятельность не велась, то налоги платить не нужно. А вот отчетность сдавать придется в любом случае.

      Какую отчетность нужно сдавать ООО на УСН?

      Отчетность — это уже не деньги, а бумаги. Организации должны сдавать:

      • Налоговую отчетность - 1 раз в год
      • Годовую бухгалтерскую отчетность - 1 раз в год
      • Отчетность за работников - ежеквартально и ежемесячно

      Налоговая отчетность. ООО на "упрощенке" сдают налоговую декларацию 1 раз в год. Это обязательно, даже если деятельность не ведется - на этот случай есть нулевая декларация.
      Кроме того, каждое ООО обязано вести Книгу учета доходов и расходов - КУДиР. Сдавать ее не надо, но при проверке налоговики вправе ее потребовать.

      Годовая бухгалтерская отчетность ООО на УСН

      Бухгалтерская отчетность сдается 1 раз в год в налоговую и в Росстат. Для "упрощенки" разработаны сокращенные формы бухгалтерской отчетности:

      Для любознательных рекомендуем бесплатный справочник "Годовой отчет 2016" от "Консультант-Плюс" - сборник нормативно-правовых документов, рекомендации по составлению отчетности для разных видов деятельности и систем налогообложения.

      Отчетность за работников

      Если в штате есть хотя бы один сотрудник (генеральный директор), то необходимо сдавать пакет отчетов об уплаченных страховых взносах и подоходных налогах.

      В Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС)

      Работодатели, имеющие в штате сотрудников, за которых отчисляются страховые взносы.

      Если в компании работает более 25 человек, то отчетность нужно сдавать только в электронном виде. Если меньше - можно сдавать как на бумаге, так и в электронном виде.

      Даты, до которых принимают налоговую отчетность, бухгалтерскую и отчетность за сотрудников, определяются налоговым календарем, который меняется каждый год. За просрочки или не сдачу отчетности начислят штрафы вплоть до блокировки расчетного счета компании.

      Теперь поговорим о том, как облегчить себе жизнь и сдавать отчетность вовремя.

      Доверьте ведение бухгалтерского учета специальным онлайн-сервисам

      Сервисы онлайн бухгалтерии позволяют быстро создавать типичные формы документов, вести книгу учета расходов и доходов, рассчитывать взносы, заработную плату и другие выплаты сотрудникам, автоматически формировать, проверять и отправлять отчетность онлайн, общаться с налоговой удаленно, а не пешком, обладают встроенным налоговым календарем и еще многое другое.

      Мы рекомендуем Эльба-Контур, 1С, Мое дело. Сервисы платные, цены зависят от тарифа: хороший средний функционал можно купить в пределах 3000 рублей в месяц. Пробный период предлагают все, так что возможность осознанно выбрать есть.

      Из бесплатных сервисов автоматизированной бухгалтерии есть оффлайновая разработке "Инфо-предприятие". Описание на сайте может показаться отталкивающим: программа довольно сложная. Однако список ее возможностей и отзывы впечатляют. Попробуйте. В конце концов, она бесплатная.

      Ряд бесплатных электронных сервисов представлен на сайте самой Федеральной налоговой службы:

      И другие сервисы.

      Что лучше выбрать для ООО?

      Малому бизнесу с простой отчетностью и небольшим количеством сотрудников (либо вообще без сотрудников) будут удобны Эльба-Контур или Моё дело. Организации, которая планирует расширение и увеличение штата работников, лучше найти в себе силы и разобраться с 1С или Инфо-предприятием. Эти программы умеют всё: работают со всеми видами налогообложения (сервисы попроще редко работают с ОСНО, ограничиваясь УСН), помогают вести офисные операции, налоговый, кадровый и валютный учет и т.д.

      Какой сервис выбрать при нулевой отчетности?

      Для нулевки самые выгодные тарифы предлагает Эльба-Контур (крутите страницу с тарифами до самого низа) и 1С - бесплатно. В отзывах Эльбу чаще хвалят за простой и понятный интерфейс, а еще она не только формирует отчетность бесплатно, но и отправляет ее в налоговую.

      Что еще понадобится для ведения бухгалтерии?

      Сервисы онлайн бухгалтерии не имеют связи с расчетным счетом вашей компании, а значит данные для формирования отчетности им нужно откуда-то получать. При открытии расчетного счета в банке вам предложат подключиться к системе дистанционного банковского обслуживания (ДБО) "Интернет-клиент" (или "Банк-Клиент" - в каждом банке она называется по-своему).

      Система позволяет вести электронный документооборот: формировать и отправлять платежные поручения, делать отчисления в бюджет и фонды, формировать выписку за любой период в пределах последних 6 месяцев и экспортировать ее в бухглатерские сервисы или Excel. "Интернет-клиент" — это инструмент, с помощью которого вы собираете и загружаете данные для отчетности перед государством.

      Читайте также: