Положение о пошлинах евразийской патентной организации

Обновлено: 19.05.2024

После распада Советского Союза стили актуальными задачи сохранения на его территории сложившихся экономических, научно-технических, культурных связей. Настоящий успех, проверенный временем, был достигнут сотрудничеством государств в области интеллектуальной собственности. Девять новых государств, помимо создания собственных национальных патентных ведомств, объединившись, образовали единое патентную систему.

Полномочные представители бывших девяти республик в сентябре 1991 года в Киеве приняли решение о заключении межгосударственного соглашения в области научного и технического сотрудничества. Выработанные на тот момент принципы образования единой патентной системы легли в основу Соглашения об охране промышленной собственности. Самой предпочительной формой обеспечения патентной охраны на территориях договаривающихся государств было признано создание Межгосударственного патентного ведомства.

Спустя три месяца в Минске было принято Временное соглашение, что положило начало созданию единого патентного пространства. Идеи объединения получили поддержку в национальных патентных ведомствах. но практическое решение этой масштабной и сложной задачи априори не могло быть простым и легким. Потребовалось несколько лет упорной совместной работы крупнейших специалистов патентного дела, представлявших интересы новых государств Евразийского региона.

Правоприемником договоренностей в Минске стало Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности, утвержденное на заседании Совета глав правительств 12 марта 1993 года в Москве. Уже в сентябре Межгосударственный совет в Ужгороде принял проект патентной Конвенции. Через год, 9 сентября 1994 года, Конвенцию подписали главы правительств Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызтана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

С 12 августа 1995 года Евразийская патентная конвенция вступила в силу. Четыре года прошло от распада СССР до создания евразийской патентной системы. Это был очень короткий срок даже по международным меркам. Учитывая множества сложностей, заключавшихся в различиях идеологий, процедур, уровней развития патентных систем, интеграционные процессы в области охраны промышленной собственности во всем мире весьма инерционны и достаточно сложны. Огромную роль в разработке и принятии Евразийской патентной конвенции сыграл в то время Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности доктор Арпад Богш и будущий Президент Евразийского патентного ведомства, доктор технических наук, профессор Виктор Иванович Блинников.

Дальнейшие события можно уже считать историей Евразийской патентной организации, датой образования которой можно считать 2 октября 1995 года. В этот день Административный совет Евразийской патентной организации провел свое первое заседание. Вскоре был образован и приступил к работе исполнительный орган ЕАПО - Евразийское патентное ведомство, которое и возглавил Виктор Иванович Блинников.

Основным примером для Евразийского патентного ведомства стала профессиональная деятельность европейских коллег, на тот момент имевших двадцатилетний опыт деятельности. Основателям ЕАПО удалось в полной мере овладеть европейской методологией патентной экспертизы, сформированной вследствие двухвекового периода торгово-рыночных отношений, в течение которого патентные системы проверялись и менялись в условиях конкурентных отношений и постоянной судебной практики.

Через 4 года Евразийская патентная организация завершила этап становления и органично интегрировалась в мировые патентные системы на благо своих пользователей в государствах участниках.

Начало образования евразийской патентной системы можно отсчитывать с начала вступления в силу Евразийской патентной конвенции принятой в 1994 году, учредившей Евразийскую патентную организацию. Разработка и принятие Евразийской патентной конвенции явились следствием объективных процессов патентной интеграции, происходивших на постсоветском евразийском пространстве. После упразднения в декабре 1991 г. Госпатента СССР и образования национальных патентных ведомств в бывших республиках СССР изобретатели и хозяйствующие субъекты были поставлены перед необходимостью подавать патентные заявки в каждое национальное патентное ведомство для защиты своих имущественных интересов в государствах — субъектах бывшего СССР. Это было связано со значительными неудобствами, потерей времени и дополнительными расходами. Поэтому возникла идея создания, путем принятия международного договора, единого патентного ведомства, деятельность которого компенсировала бы негативные последствия нарушения единого патентного пространства на территориях вновь образованных государств. Реальные шаги по созданию Евразийской патентной организации были предприняты в 1993 г. 12 марта 1993 г. в г. Москве состоялось совещание глав правительств государств СНГ, где было подписано Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. Статья 1 данного Соглашения предусматривала, в частности, разработку Конвенции по охране промышленной собственности открытого типа. Вскоре, однако, от идеи разработки полномасштабной Конвенции, включающей ряд объектов промышленной собственности, пришлось отказаться. На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности было решено ограничиться интеграцией в области охраны изобретений.

Вместе с тем важно отметить также политическое значение принятия Евразийской патентной конвенции. Эффективное и динамичное развитие на протяжении десятилетия наднационального органа — Евразийской патентной организации доказало плодотворность идеи интеграции на постсоветском пространстве и стало примером в других сферах человеческой деятельности. Поскольку Евразийская патентная конвенция носит открытый характер, подтверждаемый ее ст. 26, она не ограничена участием государств СНГ. Членство в ЕАПК открыто для любого государства — члена ООН, которое расположено в Европе или Азии, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации. Декларируя стремление государств — участников ЕАПК создать межгосударственную систему в области охраны изобретений на основе единого патента, преамбула указывает, что заключаемая Евразийская патентная конвенция представляет собой специальное соглашение в соответствии со ст. 19 Парижской конвенции и договор о региональном патенте в соответствии сост. 45(1) РСТ. Статьей 1 ЕАПК предусматривается учреждение государствами-участниками Евразийской патентной системы. Каково же ее соотношение с национальными патентными системами? В пункте (1) статьи 1 ЕАПК предписывается, что государства-участники сохраняют за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений. Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской патентной системе, кроме тех полномочий в отношении евразийских патентов, которые переданы государствами-участниками в силу положений ЕАПК в компетенцию Евразийской патентной организации, в чем проявилась готовность государств идти в определенной мере на добровольное ограничение суверенитета, что в конечном итоге соответствует их собственным интересам. Следовательно, Евразийская патентная организация — региональная международная организация, имеющая наднациональный характер, основной деятельностью которой является выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов. Этот вывод подтверждается также пунктом (5) статьи 2 ЕАПК, согласно которой ЕАПО является межправительственной организацией.

Патентоспособным признается изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки. Возможно продление срока действия евразийского патента в отношении того Договаривающегося государства, законодательство которого предусматривает продление срока действия национального патента на изобретение. Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения. При этом описание и чертежи служат только для целей толкования формулы изобретения. Патентовладелец обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения. Он может также распоряжаться своим правом: передавать или выдавать на него лицензии. После опубликования евразийской заявки заявителю предоставляется временная охрана в соответствии с национальным законодательством государств-участников. Споры, касающиеся действительности евразийского патента или нарушения евразийского патента в конкретном государстве-участнике, разрешаются национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании ЕАПК и Патентной инструкции (статья 13(1) ЕАПК). При этом решение по спору имеет силу на территории того государства-участника, где оно было вынесено, а не во всех государствах — участниках ЕАПК, то есть это решение не имеет абсолютного характера. Из сказанного следует, что рассмотрение упомянутых выше споров происходит в рамках процессуальных норм государств-участников с применением соответствующих материальных норм нормативных правовых актов ЕАПО, что свидетельствует о большой степени единого характера евразийского патента. В статье 14 ЕАПК приведен примерный перечень деталей, касающихся материальных норм патентного права, которые должны содержаться в Патентной инструкции, включая, например, правопреемство и другие виды передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент, в статье 19 ЕАПК изложен примерный перечень деталей, касающихся евразийской патентной процедуры, которые должны присутствовать в Патентной инструкции, в частности, условия и процедура административного аннулирования евразийских патентов. Согласно статье 15 ЕАПК евразийская заявка может быть подана непосредственно в Евразийское ведомство или (для заявителей государств—участников) через национальное патентное ведомство, если это предусмотрено законодательством данного государства.

Процедура получения евразийского патента включает следующие этапы: проведение формальной экспертизы, проведение патентного поиска, публикация евразийской заявки, рассмотрение заявки по существу, регистрация евразийского патента, его публикация и выдача патентовладельцу. Формальная экспертиза евразийской заявки, в том числе поступившей из национального ведомства, проводится в ЕАПВ после установления даты подачи заявки при наличии документа, свидетельствующего об уплате единой процедурной пошлины. Патентный поиск по евразийской заявке проводится на основе формулы изобретения с соответствующим учетом описания и в случае необходимости с привлечением дополнительных материалов. Евразийская заявка публикуется ЕАПВ по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета либо по ходатайству заявителя ранее указанного срока. По ходатайству заявителя, поданному в ЕАПВ до истечения шести месяцев с даты публикации евразийской заявки, а если отчет о патентном поиске публикуется отдельно, то с даты его публикации и при уплате пошлины, ЕАПВ проводит экспертизу заявки по существу. Если установлено, что изобретение отвечает условиям патентоспособности, ЕАПВ принимает решение о выдаче евразийского патента при условии, что заявитель согласен с редакцией евразийского патента, в которой ЕАПВ намеревается его выдать. Если патентной экспертизой установлено несоответствие предложенного решения какому-либо условию патентоспособности, выносится решение об отказе в выдаче патента. При несогласии с решением ЕАПВ об отказе в выдаче патента заявитель может в трехмесячный срок с даты получения уведомления об этом отказе подать в ЕАПВ возражение. Это возражение рассматривается в четырехмесячный срок со дня его получения ЕАПВ-коллеги-ей, состоящей из трех экспертов, по крайней мере два из которых ранее не принимали решение по существу данного возражения. Постановление по возражению на решение ЕАПВ, утвержденное Президентом, является окончательным. В течение четырех месяцев с даты направления ЕАПВ заявителю уведомления о готовности выдать евразийский патент (или в течение трех месяцев с даты получения уведомления заявителем) уплачивается пошлина за выдачу евразийского патента и его публикацию. После получения этой пошлины ЕАПВ направляет заявителю решение о выдаче евразийского патента, производит регистрацию патента в Реестре евразийских патентов, осуществляет публикацию сведений о выдаче патента (в течение 6 мес. с даты регистрации патента) и выдачу патента. Дата публикации сведений о выдаче евразийского патента считается датой выдачи евразийского патента.

Таким образом, с вступлением в силу Евразийской патентной конвенции и началом деятельности Евразийского патентного ведомства у изобретателей и хозяйствующих субъектов, в зависимости от их экономических интересов на постсоветском пространстве, появилась возможность выбора процедуры патентования (национальной или региональной) и получения национального или евразийского патента.

Евразийская патентная система предоставляет возможность физическим и юридическим лицам защитить права на свои изобретения на основе единого евразийского патента, действующего одновременно на территории 9 государств-участников Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) – Туркменистана, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Российской Федерации, Республики Казахстан, Азербайджанской Республики, Кыргызской Республики, Республики Молдова и Республики Армения. Система евразийского патентования предоставляет более широкие возможности для правообладателей, так как позволяет защитить изобретение на территории сразу всех государств, подписавших Евразийскую патентную конвенцию.

На сегодняшний день пользователями Евразийской патентной системы являются заявители более чем из 80 стран мира. Штаб-квартира ЕАПО и Евразийское патентное ведомство расположены в Москве.

Евразийские патенты выдаются на изобретения, создаваемые во всех сферах научно-технической и экономической деятельности. Об условиях патентоспособности мы скажем немного позже.

Для выполнения задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачи евразийских патентов, Конвенцией учреждена Евразийская патентная организация (ЕАПО), исполнительным органом которой является Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).

С вступлением в силу ЕАПК (12 августа 1995 г.) на территории государств-участников сформировано единое патентное пространство, что с учетом международной практики патентной кооперации и интеграции обеспечивает:

— упрощение и удешевление процедуры получения охранного документа, действующего во всех государствах — участниках Конвенции (одна евразийская заявка на одном языке (русском) — одна экспертиза — единый евразийский патент);

— получение надежных евразийских патентов как следствие обязательной проверочной экспертизы евразийских заявок;

— гармонизацию охраны прав патентовладельцев в пределах единого патентного пространства на основе Конвенции и принятых для ее применения нормативных правовых актов.

Заявитель имеет право выбора пути правовой охраны своего изобретения между национальной процедурой получения патента отдельно в каждом Договаривающемся государстве и процедурой, предусматривающей получение единого евразийского патента, который обеспечивает охрану изобретения во всех Договаривающихся государствах.

Кроме того, заявитель имеет возможность выбора между прямой подачей заявки в Евразийское ведомство (в том числе, и через национальное ведомство) и подачей этой заявки по системе РСТ.

Прямая подача заявки в Евразийское ведомство означает, что процедура выдачи евразийского патента целиком регулируется правилами Евразийского ведомства. Если же заявка подана по системе РСТ, начальная часть процедуры регулируется правилами РСТ (международная фаза), в то время как порядок производства по заявке на региональной фазе регулируется правилами Евразийского ведомства.

Евразийская патентная система представляет собой межгосударственную систему охраны изобретений на основе выдачи единого патента, действующего на территории всех государств — участников ЕАПК. Следовательно, Евразийская патентная система носит наднациональный характер. У национальных и евразийских патентов есть свои ниши, патенты дополняют друг друга.

В п. 1 ст. 1 ЕАПК сказано, что государства-участники сохраняют за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений. Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской патентной системе, кроме тех полномочий в отношении евразийских патентов, которые переданы государствами-участниками в силу положений ЕАПК в компетенцию Евразийской патентной организации (ЕАПО).

ЕАПО — региональная международная организация, выполняющая административные задачи, связанные с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов.

Гражданский кодекс РФ в ст. 1397 содержит правило о евразийском патенте и патенте РФ на идентичные изобретения. В соответствии с ней в случае, когда евразийский патент и патент РФ на идентичные изобретения или идентичные изобретение и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета, принадлежат разным патентообладателям, такие изобретения или изобретение и полезная модель могут использоваться только с соблюдением прав всех патентообладателей.

Если евразийский патент и патент РФ на идентичные изобретения или идентичные изобретение и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета, принадлежат одному и тому же лицу, это лицо может предоставить любому лицу право использования таких изобретений или изобретения и полезной модели по лицензионным договорам, заключённым на основе этих патентов.

Поговорим о том, кто может подать евразийскую заявку. Конвенцией предусмотрена заявительская система подачи евразийской заявки - когда патент выдается самому первому заявителю без проверки его правомочий в отношении заявленного изобретения.

Конвенцией декларируется право изобретателя или его правопреемника на получение патента (ст. 7(1)). Кроме требования указания имени изобретателя в евразийской заявке в ЕАПК не содержится никаких положений относительно проверки со стороны ЕАПВ достоверности заявления об авторстве. Из ст. 7(2) ЕАПК следует, что для целей процедуры в ЕАПВ заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Изобретателем признается физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение. Если изобретение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, то все они признаются изобретателями. При этом право на получение евразийского патента принадлежит совместно им самим или их правопреемникам. В случае если заявка подана неправомочным лицом, то действительный изобретатель или лицо, правомочное подать евразийскую заявку, могут обжаловать такое действие в суде. На основании вступившего в силу решения суда или другого компетентного органа государства - участника ЕАПК действительный изобретатель, на изобретение которого была подана евразийская заявка, или лицо, признанное правомочным подать евразийскую заявку, могут в соответствии с правилом 7 Патентной инструкции принять одно из следующих трех возможных решений:

- продолжить делопроизводство по евразийской заявке вместо заявителя,

- подать новую такую же заявку на то же самое изобретение с сохранением даты подачи и приоритета первой заявки

- отозвать евразийскую заявку.

Отметим, что ни Конвенцией, ни Патентной инструкцией не определено, в чьей юрисдикции находится рассмотрение указанных споров применительно к спорящим сторонам. Если изобретение создано независимо несколькими изобретателями, то право на евразийский патент принадлежит тому изобретателю или его правопреемнику, чья евразийская заявка имеет более раннюю дату подачи или более ранний приоритет.

Евразийское патентное ведомство в соответствии со ст. 6 ЕАПК выдает евразийский патент на такое изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Перечислены и объекты, исключенные из патентной охраны, так не признаются изобретениями по смыслу правила 3(1) Патентной инструкции:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • представление информации;
  • методы организации и управления хозяйством;
  • условные обозначения, расписания, правила;
  • методы выполнения умственных операций;
  • алгоритмы и программы для вычислительных машин;
  • проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
  • решения, касающиеся лишь внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей.

Перечисленные объекты не признаются изобретениями в тех случаях, когда евразийская заявка или евразийский патент касаются только непосредственно какого-либо из перечисленных объектов как такового.

Евразийские патенты не выдаются на:

  • сорта растений и породы животных;
  • топологии интегральных микросхем;
  • изобретения, коммерческое использование которых необходимо предотвратить в целях охраны общественного порядка или морали, включая охрану жизни и здоровья людей и животных или охрану растений, либо во избежание нанесения серьезного ущерба окружающей среде. При этом такое использование не может рассматриваться как таковое в силу только того, что оно запрещено законодательством одного или нескольких Договаривающихся государств.

В соответствии со ст. 19 ЕАПК требования к форме и содержанию евразийской заявки изложены в правиле 21 Патентной инструкции. Евразийская заявка может быть подана в письменной форме на бумажном носителе или в другой форме, предусмотренной ЕАПВ, в том числе в электронной форме. Правила 21(2) и 21(3) регламентируют подачу евразийских заявок в электронной форме.

Согласно правилу 21(4) Патентной инструкции, евразийская заявка должна содержать: заявление, описание изобретения, формулу изобретения, чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения, реферат, а также иные материалы, предусмотренные Патентной инструкцией и другими нормативными правовыми актами ЕАПО. При этом к евразийской заявке должны быть приложены документ, подтверждающий уплату единой процедурной пошлины в установленном размере, а также доверенность, если заявка подается представителем заявителя. Правила 21(6), (7) и (8) регламентируют общие требования к описанию изобретения, формуле изобретения и реферату.

В соответствии со ст. 2(6) ЕАПК официальным языком ЕАПО является русский язык и заявление о выдаче евразийского патента должно быть представлено на русском языке. Прочие документы евразийской заявки могут быть представлены на других языках. В этом случае к заявке должен быть приложен их перевод на русский язык.

Все документы евразийской заявки оформляются таким образом, чтобы можно было обеспечить их длительное хранение и непосредственное репродуцирование в неограниченном количестве копий. Требования к оформлению евразийской заявки изложены в правиле 29 Патентной инструкции.

В соответствии со ст. 15 ЕАПК евразийская заявка может быть подана непосредственно в Евразийское патентное ведомство. В то же время этой статьей ЕАПК предусматривается, что для заявителей стран — участниц ЕАПК евразийская заявка подается через национальное патентное ведомство, если это предусмотрено законодательством данного государства. Если евразийская заявка подается непосредственно в ЕАПВ, то все документы заявки представляются в трех экземплярах. Когда евразийская заявка подается заявителем страны — члена ЕАПО через свое национальное ведомство, то все документы евразийской заявки представляются в четырех экземплярах. В отличие от указанных требований документ, подтверждающий уплату единой процедурной пошлины, и доверенность на представительство перед ЕАПВ представляются в одном экземпляре.

Согласно ст. 15 Евразийской патентной конвенции евразийский патент может быть испрошен по одной из четырех процедур:

1) прямая подача евразийской заявки в Евразийское патентное ведомство заявителями из стран — участниц ЕАПК;

2) Подача заявки через национальное патентное ведомство договаривающегося государства, если это предусмотрено законодательством данного государства;

3) Прямая подача евразийской заявки в Евразийское патентное ведомство заявителями из стран, не участвующих в ЕАПК;

4) Подача заявки по международной процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ).

Процедура рассмотрения заявки на выдачу евразийского патента в ЕАПВ разделяется условно на два этапа, первый из которых включает в себя установление даты подачи евразийской заявки, проведение формальной экспертизы, поиск по заявке и публикацию заявки, а второй начинается с проведения экспертизы по существу и заканчивается выдачей и публикацией патента.

В ходе проведения формальной экспертизы проверяются наличие и правильность оформления документов, соблюдение формальных требований, предъявляемых к материалам заявки.

В случае положительного результата формальной экспертизы осуществляется патентный поиск.

После составления отчета о патентном поиске Евразийское ведомство направляет его заявителю. Этот этап заканчивается публикацией заявки и отчета о патентном поиске по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета, либо по ходатайству заявителя ранее указанного срока при условии уплаты дополнительной пошлины.

Экспертиза заявленного изобретения по существу проводится при условии подачи соответствующего ходатайства заявителя и с учетом выявленных в процессе патентного поиска аналогов. Если установлено, что изобретение отвечает условиям патентоспособности, Евразийское ведомство принимает решение о выдаче евразийского патента.

После принятия решения о выдаче евразийского патента Евразийским ведомством осуществляется его регистрация в Реестре евразийских патентов с присвоением номера евразийского патента.

Средний срок рассмотрения заявки Евразийским патентным ведомством от даты ее подачи до получения патента обычно составляет 12-18 месяцев.

Евразийский патент выдается на срок 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Законодательством РФ предусмотрен целый ряд льгот для заявителей, регистрирующих изобретения, полезные модели и промышленные образцы, благодаря которым можно снизить расходы на патентование более, чем в 14 раз. Для ряда изобретателей возможно полное освобождение от уплаты государственных пошлин. Российским юридическим лицам, которые планируют вывести свою продукцию на международный рынок, предоставляется государственная субсидия в размере 100% для возмещения затрат на пошлины в других странах.

Размер госпошлин в общем случае

Размер платежа зависит от количества независимых формул в изобретении или полезной модели, количества образцов в заявке на регистрацию промышленного образца.

За каждое юридически значимое действие, например, внесение изменений в заявку, правообладатель также должен уплачивать государственные пошлины.

Подача электронной заявки

Согласно п.7 Положения о пошлинах, при подаче документов в электронном формате размер государственных пошлин снижается на 30%. Эта льгота была введена в 2017 г. в рамках внедрения программы по цифровизации государственных услуг.

Таким образом, минимальные расходы на пошлины за регистрацию с учетом этой скидки составят:

  • изобретение – 13 160 рублей
  • полезная модель – 4 830 рублей
  • промышленный образец – 3 990 рублей

Скидка применяется также в отношении всех льготных категорий, указанных далее.

Организация электронного документооборота между заявителем и патентным ведомством возможна 2 способами:

В обоих случаях потребуется приобрести усиленную электронно-цифровую подпись.

Это можно сделать:

  • В удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязи. Такие центры имеются в основном в крупных городах России.
  • Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – в местном органе ФНС.

Льготы для изобретателей-одиночек

Для независимых изобретателей, являющихся единственным автором технического решения, применяются пошлины, размер которых значительно снижен по сравнению с основной ставкой.

Аналогичная система поддержки инновационной деятельности существует практически во всех странах мира. В США гражданин государства, некоммерческая организация или малая фирма могут получить льготу по уплате пошлин в размере 50% за счет бюджетных средств.

В России также предусмотрен налоговый вычет для физических лиц (до 30% от суммы доходов за использование интеллектуальной собственности), а для организаций – инвестиционный налоговый вычет на НИОКР.

Другие льготные категории физических лиц

Для некоторых категорий заявителей предусмотрены скидки по госпошлинам в увеличенном размере.

К ним относятся:

Если заявку подает коллектив авторов, то для получения скидки каждый из них должен подпадать под льготную категорию. Если у заявителя есть право на несколько видов льгот, то он вправе выбрать только одну из них.

Полное освобождение от пошлин

Полностью освобождаются от уплаты государственных пошлин за регистрацию изобретений, полезных моделей и промышленных образцов следующие категории заявителей:

  • Единственный автор, являющийся:
    • ветераном ВОВ
    • ветераном боевых действий на территории СССР, РФ и других государств

    Если в течение 2 лет никто после публикации патента не изъявил желание его приобрести, то автор может отозвать свое заявление, при этом он должен уплатить все пошлины.

    Существует также 50% скидка на пошлины для тех заявителей, которые подали заявление о предоставлении открытой лицензии на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

    Льготы для ИП и организаций

    Право на сниженный размер пошлин имеют следующие виды заявителей:

    • субъекты малого предпринимательства – индивидуальные предприниматели, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства, внесенные в единый реестр СМП
    • образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию
    • научные организации

    Критерии, по которым организация может быть отнесена к субъекту малого предпринимательства, полностью изложены в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ (численность работников до 100 человек, годовой доход не более 800 млн. рублей и другие).

    К заявке также должно быть приложено ходатайство и документы, подтверждающие соответствие заявителя данным критериям.

    Международное патентование: как снизить расходы

    Для авторов изобретений и малых предприятий финансовые расходы в этом случае являются серьезным препятствием для международного патентования. С целью их снижения можно использовать следующие возможности:

    Аналогичные системы государственного софинансирования существуют и в других странах. Например, во Франции действует Национальное агентство содействия научным исследованиям, которое предоставляет государственные средства для финансовой помощи независимым ученым, изобретателям, малым исследовательским фирмам.

    Патентование по системе PCT

    Система патентования по международному патентному договору PCT – один из самых популярных способов патентования изобретений.

    Для регистрации в любом количестве государств из 153 стран-участниц нужно подать только 1 заявку в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности), на одном из официальных языков. Таким образом, уменьшаются затраты на услуги национальных патентных поверенных и переводчиков в каждой стране.

    Для примера можно привести расчет патентования по отдельности по национальным процедурам и по системе PCT для 3 стран – США, Великобритании, Германии (расходы указаны в рублях по курсу на 19.09.2021 г., $1=72,56 руб.) для заявки объемом не более 30 листов, поданной в электронном формате.

    Как видно из таблицы, патентование изобретения по системе PCT в нескольких странах позволяет почти в 10 раз сократить финансовые затраты по сравнению с национальными системами регистрации.

    Для физических лиц, граждан РФ, предусмотрена еще одна льгота: указанный размер пошлин по системе PCT снижается на 90%. Предоставление дополнительного ходатайства в ВОИС не требуется.

    Для тех заявителей, которые подают документы в электронной форме по системе PCT, предусмотрены льготы:

    • если заявка подана через сервис ePCT – скидка $218, или 15 800 рублей
    • если заявка, формула, описание и реферат оформлены через ePCT – скидка $328, или 23 800 рублей

    Для физических лиц сначала рассчитывается скидка за использование ePCT, а затем льгота 90%. Таким образом, стоимость международного патентования для граждан РФ, правообладателей изобретения, может составить сумму, сопоставимую с российскими пошлинами, – порядка 13-15 тысяч рублей.

    На заседании Ассамблеи ВОИС в 2020 г. также были внесены предложения по предоставлению пошлинных льгот для университетов и государственных научно-исследовательских учреждений, малых и средних предприятий. Однако порядок действий для этой процедуры еще не выработан.

    Для 6 развивающихся стран (Колумбия, Эквадор, Марокко, Перу, Филиппины, Южная Африка) в ВОИС действует программа содействия изобретателям, которая предусматривает бесплатные услуги патентных поверенных для регистрации интеллектуальной собственности.

    Льготы при получении Евразийского патента

    Евразийский патент позволяет получить единый патент на изобретение и на промышленный образец (с июня 2021 г.) на территории 8 государств СНГ – Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан. Схема регистрации и ее преимущества во многом напоминают международную систему PCT. Патент действует на территории всех стран-участниц ЕАПО (Евразийской патентной организации).

    Размер пошлин, уплачиваемый в общем случае, составляет не менее 76 000 рублей. Если число независимых пунктов в формуле изобретения больше 5, то за каждый пункт необходимо уплачивать дополнительную пошлину. Стоимость патентования можно значительно снизить, если воспользоваться одним из льготных тарифов, указанных в таблице ниже.

    Если заявителей несколько, то скидка применяется в том случае, когда все они имеют право на льготный тариф. Если для заявителей может применяться разный льготный режим, то уплачивать пошлины необходимо по наименьшей скидке. Для подтверждения права на льготу необходимо предоставить соответствующие документы.

    Цель моей работы заключается в том, чтобы охарактеризовать положения Евразийской патентной конвенции 1994г., провести сравнительный анализ между Конвенцией и внутренним законодательством Российской Федерации.
    В первой главе рассмотрено, история создания Евразийской патентной системы, ее функции в сфере охраны промышленных изобретений.
    Вторая глава включает в себя описание структуры Евразийской патентной конвенции 1994г., содержит ее постатейную характеристику.

    Работа состоит из 1 файл

    ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ КОНВЕНЦИЯ.docx

    В июле 1994 г. Исполнительный Секретариат СНГ провел совещание в Минске с участием полномочных представителей государств СНГ и представителей ВОИС, где были приняты рекомендации относительно подписания Конвенции.

    Официальное подписание Евразийской патентной конвенции состоялось 9 сентября 1994 г. в Москве на заседании Совета Глав Правительств стран СНГ. Конвенция была подписана главами правительств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.

    Основной целью Евразийской патентной конвенции, как это ясно продекларировано в преамбуле этого документа, является укрепление сотрудничества в области охраны изобретений и создание межгосударственной системы получения правовой охраны на основе единого патента, действующего на территории договаривающихся государств.

    Для того чтобы конвенция вступила в силу, она должна быть ратифицирована по крайней мере тремя государствами, подписавшими Конвенцию, или к ней должны были присоединиться не менее трех государств.

    Первым государством, которое присоединилось к Конвенции, стал Туркменистан, сдавший акт о присоединении депозитарию 1 марта 1995 г., затем 8 мая этого же года документ о ратификации Конвенции представила Республика Белоруссия и 12 мая подобный документ направила Республика Таджикистан.

    Евразийская патентная конвенция в соответствии со статьей 26 (4) вступила в силу 12 августа 1995 г.

    В мае 1995 г. Конвенцию ратифицировали также парламенты Азербайджанской Республики и Российской Федерации. В Российской Федерации Закон "О ратификации Евразийской патентной конвенции" был рассмотрен 19 мая Государственной Думой, 21 мая - Советом Федерации, а 1 июня 1995 г. он был подписан Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным.

    7-8 сентября 1995 г. в Баку состоялось VI заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности.

    Помощь в разработке Конвенции была оказана также Европейской патентной организацией. Деятельное участие в решении проблем создания Евразийской патентной организации и Конвенции приняли Российский союз промышленников и предпринимателей и Промышленные палаты стран СНГ, которые хорошо понимали с самого начала работы над Конвенцией, что экономические связи между странами вопреки политическим передрягам целесообразно сохранить. Для этого было необходимо сохранение единого экономического и научно-технического пространства, единого патента.

    Вступившая в силу в августе 1995 г. Евразийская патентная конвенция создает межгосударственную систему охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории всех Договаривающихся государств, ратифицировавших Конвенцию или присоединившихся к ней.

    В настоящее время таких государств девять - Туркменистан, Республика Белоруссия, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Киргизская Республика, Республика Молдова и Республика Армения.

    Создание евразийской патентной системы - это определенная удача указанных государств, которым пока в целом трудно реализовывать намеченные обширные планы экономической интеграции. В то же время в нормально действующей Евразийской патентной системе нуждаются также и заявители других государств.

    В области охраны изобретений это одно из важнейших событий в мире после принятия Договора о патентной кооперации 1970 г. и Европейской патентной конвенции 1973 г.

    Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, Конвенция учредила Евразийскую патентную организацию, членами которой являются все Договаривающиеся государства.

    Органами Организации являются Административный совет, в котором каждое Договаривающееся государство представлено своим полномочным представителем, и Евразийское патентное ведомство, которое выполняет все административные функции Организации и является ее секретариатом. Каждое Договаривающееся государство имеет свою квоту в штате Евразийского патентного ведомства.

    На втором (первом очередном) заседании Административного совета, которое проходило в Москве с 30 ноября по 1 декабря 1995 г., были избраны председатель Административного совета и его заместитель.

    Председателем избран полномочный представитель Республики Казахстан Толеш Ерденович Каудыров, заместителем избран полномочный представитель Республики Белоруссия Валерий Иванович Кудашов.

    На данном заседании были приняты следующие документы, необходимые для начала функционирования Организации:

    • Правила процедуры Административного совета;
    • Патентная инструкция к Евразийской патентной конвенции;
    • Административная инструкция к Евразийской патентной конвенции;
    • Финансовая инструкция к Евразийской патентной конвенции;
    • Положение о пошлинах Евразийской патентной организации;
    • Устав Евразийской патентной организации.

    На этом же заседании Административный совет одобрил Положение о евразийских патентных поверенных, которое 5 декабря 1995 г. было утверждено Президентом Евразийского патентного ведомства.

    1 января 1996 г. Административный Совет принял решение о дате начала подачи евразийских заявок в Евразийское патентное ведомство.

    По случаю первого юбилея пятилетия деятельности Евразийской патентной организации в Москве 12 октября 2000 г. была проведена международная конференция "Роль региональных патентных ведомств в создании мировой системы охраны промышленной собственности", в работе которой приняли участие более 160 представителей из различных стран мира и международных (межправительственных и неправительственных) организаций.

    В своем выступлении на конференции Генеральный директор ВОИС К. Идрис отметил влияние Евразийской патентной организации на социально-экономическое развитие евразийского региона и вручил Президенту Евразийского патентного ведомства Золотую медаль ВОИС в знак признания его заслуг в сфере охраны интеллектуальной собственности.

    На конференции было оглашено приветствие Президента РФ В.В. Путина, в котором отмечен весомый вклад многонационального коллектива Евразийской патентной организации в охрану мирового интеллектуального потенциала и на этой основе - в развитие международного сотрудничества.

    Последние изменения и дополнения евразийского патентного законодательства осуществлены на одиннадцатом (восьмом очередном) заседании Административного совета Евразийской патентной организации, состоявшемся 15-19 октября 2001 г. в Москве. Изменения и дополнения коснулись Административной инструкции, Патентной инструкции, Финансовой инструкции и Положения о пошлинах. Наиболее существенные изменения и дополнения внесены в Патентную инструкцию и Положение о пошлинах, в основном в целях устранения некоторых пробелов в правовом регулировании и введения прогрессивных положений международных договоров: РСТ, Договора о патентном праве, Соглашения ТРИПС.

    Евразийская патентная организация.

    Природу, цели и задачи, тенденции развития Евразийской патентной системы невозможно понять без рассмотрения ее организационной структуры.

    Декларируя стремление государств-участников ЕАПК создать межгосударственную систему в области охраны изобретений на основе единого патента, преамбула указывает, что заключаемая Евразийская патентная конвенция (ЕАПК) представляет собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и договор о региональном патенте в соответствии со ст. 45 (1) Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 г.

    Следовательно, Евразийская патентная организация (ЕАПО) - региональная международная организация, выполняющая административные задачи, связанные с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов. Этот вывод подтверждается также ст. 2 (5) Конвенции, согласно которой ЕАПО является межправительственной организацией.

    Данные обстоятельства означают, что Организация представляет собой субъект международного права со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Основное из них - ее международная правосубъектность, то есть возможность участия в международных отношениях, урегулированных нормами международного права. При этом ЕАПО, как и другие международные организации, является коллективным субъектом международного права, поскольку ее права и обязанности - это права и обязанности государств-участников, взятых вместе, в совокупности.

    Как известно, международную организацию как субъект международного права характеризуют три основных признака: договорная основа организации, то есть наличие международного договора государств о создании организации; наличие постоянных органов; соответствие условий создания и деятельности организации нормам общего международного права. Все вышеуказанные признаки учтены при создании ЕАПО и подтверждаются ее нормативными актами.

    Очевидно, что свое предназначение (быть коллективным органом государств-участников) ЕАПО может успешно выполнять лишь при условии, что она будет наделена соответствующими правами и обязанностями в сфере международных отношений.

    Согласно ст. 2 (5) ЕАПК Организация имеет статус юридического лица. В каждом Договаривающемся государстве ЕАПО обладает правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства, может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде.

    При этом следует отметить, что ЕАПО не является юридическим лицом государства, в котором расположена ее штаб-квартира, или какого-либо иного государства-члена. Это особое юридическое лицо, имеющее международно-правовой характер, возникшее в результате согласования волеизъявлений государств-участников ЕАПК.

    Поэтому ЕАПО, как и любая другая международная организация, не подпадает под юрисдикцию того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира, и не работает под контролем соответствующих властей государства: международная организация ни в коем случае не должна попасть в зависимость от одного или группы государств-членов.

    В этих целях между государством, где располагаются органы международной организации, и международной организацией заключается договор, по которому принимающее государство предоставляет ей помещения, соответствующие привилегии и иммунитеты, необходимые для беспрепятственного осуществления своих задач и целей.

    Так, в ст. 2 (7) ЕАПК указано, что ЕАПО, полномочные представители государств- членов и их заместители и другие лица, привлекаемые для решения задач Организации, обладают на территории каждого из этих государств соответствующими правами, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются таким государством любой другой международной организации и ее служащим. Кроме того, на территории РФ вышеуказанные права, привилегии и иммунитеты регулируются специальным соглашением о штаб-квартире Организации, заключаемым Организацией с Правительством РФ. Сказанное означает, что представляемый для ЕАПО в этом нормативном акте уровень прав, привилегий и иммунитетов должен быть не ниже аналогичного уровня, предоставляемого РФ любой другой международной организации, представительство которой расположено на ее территории, например Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

    Как известно, правосубъектность международных организаций проявляется не только в их привилегиях и иммунитетах, но и в их праве заключать международные договоры (соглашения) как с государствами-членами ЕАПО (например, соглашение о штаб-квартире) или иными государствами, так и с другими международными организациями.

    Так, в соответствии со ст. 3 (4) ЕАПК, право на участие ВОИС в заседаниях Административного совета ЕАПО вытекает из соглашения, заключаемого между ЕАПО и ВОИС.

    Читайте также: