Переход от системы аккордных налогов к системе пропорциональных налогов отображается на графике
Обновлено: 04.07.2024
В тексте данной главы подробно анализировалось влияние аккордных налогов на уровень совокупного спроса Однако с увеличением уровня доходов налоги обычно также возрастают. В этом приложении мы рассмотрим влияние пропорциональных налогов на уровень совокупного спроса, объем выпуска продукции и величину мультипликатора Мы сохраняем предположение, что уровень потребления пропорционален величине личного располагаемого дохода На рис 28П1-1 показано, каким образом пропорциональные налоги влияют на поведение функции потребления.
При потребительской функции С налоги равны нулю, а уровень потребления по-прежнему задается формулой С = 0,757, как это было и в гл 25. Когда мы вводим в нашу модель пропорциональные налоги и налоговую ставку определяем на уровне £ = 0,1, то при этом мы хорошо понимаем, что теперь домашние хозяйства получат в виде располагаемого дохода только 90% национального дохода Они потребляют лишь 75% этого располагаемого дохода Обозначим располагаеллый доход как УО, а У будет по-прежнему обозначать выпуск продукции, или ВНП. Тогда функция потребления может быть записана как С = 0,75УО. Однако теперь уровень располагаемо го дохода равен 0,9У, где У — величина национального дохода От- ![]() Национальный доход Y |
сюда следует, что теперь на долю потребления будет приходиться гораздо более низкая доля национального дохода, а именно 0,675 (0,75 х 0,9). График функции потребления С' показывает, что эффект от введения налогов будет состоять в сокращении уровня потребления для каждого данного уровня доходов. Кроме того, мы должны уделить некоторое внимание корректировке определения предельной склонности к потреблению После появления в экономике налогов каждый дополнительный доллар национального дохода приводит к увеличению располагаемого дохода на (1 — f) долл.
Из общей суммы этого увеличения на потребление идет доля, равная величине показателя MPC Следо-Биссектриса ![]() Доходы, выпуск продукции |
РИС 28П1-1. Влияние налогообложения на поведение функции потребления. Функция потребления С показывает, как уровень потребления соотносится с величиной национального дохода, когда в экономике отсутствует налогообложение Кривая С представляет эту же взаимосвязь, но уже при наличии пропорционального налога со ставкой, равной 0,1; это означает, что теперь домашние хозяйства получают только 90 центов с каждого доллара национального дохода. А так как они продолжают потреблять 75% своего располагаемого дохода, то теперь уровень их потребления составит 0,75 х 0,9Y, т.е 0,675 национального дохода. Таким образом, в результате появления налогообложения кривая функции потребления перемещается вниз из положения С в положение С' вательно, теперь предельная склонность к потреблению МРС'= MPC х (1 — t). Наличие пропорциональных налогов, таким образом, сокращает ту часть каждого дополнительного доллара доходов, которая будет идти на потребление. На рисунке это представлено уменьшением наклона кривой функции потребления. Чем выше ставка пропорционального налога, тем ниже будет величина показателя предельной склонности к потреблению в национальном доходе. Рисунок 28П1-2 показывает, что будет происходить с совокупным спросом и выпуском продукции, если налоговая ставка увеличится с 0 до 0,2. Кривая функции совокупного спроса при этом переместится вниз, как это и показано на рис 28П1-1, а точка равновесия опустится из положения Е в положение Е'. Мультипликатор при пропорциональных налогах Формула мультипликатора, выведенная нами в гл 25, будет использована и здесь, с той лишь разницей, что теперь мы должны принять в расчет существующее количественное различие между уровнем выпуска продукции и величиной располагаемого дохода Данное различие определяется показателем предельной склонности к потреблению MPC', принимающим в расчет существование пропорциональных налогов Величина мультипликатора показывает нам, каким будет влияние данного прироста совокупного спроса, вызванного, например, увеличением объема правительственных расходов или инвестиций, на РИС.
28ПІ-2. Влияние увеличения уровня налогов на объем выпуска продукции. Увеличение налоговой ставки с 0 до ОД будет являться причиной падения потребительского спроса для каждого данного уровня доходов. Кривая совокупного спроса переместится вниз, из положения АО в положение АО'. Равновесный уровень выпуска продукции и доходов, таким образом, понижается от 1000 до 625. Его падение — результат сокращения величины потребительского спроса для каждого данного уровня национального дохода равновесный уровень доходов. Величина мультипликатора задается формулой 1 Мультипликатор = —-------- MPC (П1) где выражение MPC' равно MPC X (1 — t), или мультипликатору с поправкой на уровень дохода после уплаты налогов. Корректирующее выражение (1 — t) представляет собой ту долю каждого дополнительного доллара ВНП, которая реально достается домашним хозяйствам в виде дохода, остающегося после уплаты налогов, т.е. их располагаемого дохода Уравнение формулы мультипликатора показывает, что низкая величина показателя MPC' означает и небольшой мультипликатор. А- чем выше ставка пропорционального налогообложения, тем меньше показатель MPC' и, следовательно, меньше величина мультипликатора. Например, если MPC составляет 0,75, а налоговая ставка равна 0,1, показатель MPC' будет равен 0,675, а величина мультипликатора — 3,08. Однако как только ставка налога станет равной 0,2, показатель MPC' сократится до 0,6, а величина мультипликатора составит всего 2,5. Чтобы понять, почему высокая ставка налога сокращает величину мультипликатора, вспомним, почему вообще в экономике существует мультипликатор. Эффект мультипликатора возникает в результате влияния прироста уровня доходов на величину потребительского спроса. Чем выше показатель MPC, тем больше будет возрастать потребительский спрос в результате любого данного увеличения выпуска продукции и, значит, тем больше будет величина мультипликатора Если налоговая ставка является высокой, то данное изменение в уровне доходов приведет лишь к небольшому изменению размера располагаемого дохода домашних хозяйств и, таким образом, вызовет незначительные изменения в уровне потребительского спроса.
Следовательно, при высокой ставке налога величина мультипликатора будет небольшой. Отметим, что социальные выплаты, сулша которых увеличивается при снижении уровня доходов, также способны оказывать влияние на величину показателя предельной склонности к потреблению в национальном доходе. Однако поскольку нас интересует влияние как налогов, так и системы социальных выплат, нам следует определить здесь используемую для вычисления показателя MPC' как ставку чистого налога. Далее мы рассмотрим взаимосвязь между налогами и бюджетным дефицитом, если налоги устанавливаются пропорционально доходам Расходы, налоги и бюджетный дефицит Как мы выяснили, влияние роста государственных расходов на равновесный уровень доходов определяется выражением Изменение изменение равновес- = мультипликатор х государственных доходов ных расходов Изменение равновесного уровня доходов может быть записано просто в виде разницы между первоначальным и новым уровнями доходов, т.е У' — У. Аналогичным образом изменение уровня государственных расходов — это разница между их новым и старым уровнями: Y — Y = мультипликатор X (G' — G) (П2) Мы знаем также, что изменение бюджетного дефицита равно изменению уровня государственных расходов минус изменение суммы налоговых поступлений, которое будет иметь место в результате изменений в уровне доходов. Обозначим символом В бюджетный дефицит, который равен сумме превышения государственных расходов над чистыми налоговыми поступлениями. Это же утверждение мы можем записать с помощью символов: В' — В — G' — G — t (Y — У) (ПЗ) где t — налоговая ставка. Комбинация этих двух уравнений может быть использована для определения влияния прироста государственных расходов на уровень бюджетного дефицита. Таблица 28П1-1 содержит результаты подобных расчетов для различ-
ТАБЛИЦА 28П1-1. Влияние роста государственных расходов на дефицит бюджета (1) (2) (3) (4) = (3) х (1) . (5) = (2) х (4) (6) = (1) - (5) Изменение G MPC Ставка налога Мультипликатор Изменение Y Изменение налогов Изменение дефицита.
100 0,75 0,2 2,5 250 50 50 100 0,9 ОД 3,57 357 71,4 28,6 100 0,7 0,4 1,72 172 68,8 31,2 ных значений величины мультипликатора и уровня налоговой ставки. Рассмотрим пример из первой строки. Предположим, что государственные закупки составили 250, показатель MPC равен 0,75, а налоговая ставка находится на уровне 0,2. Мы знаем, что мультипликатор при этом будет равен 2,5 (1/[1 - 0,75(1 - 0,2)]). Допустим теперь, что государственные расходы увеличиваются на 100 единиц. Используя уравнение (П2), получаем, что уровень доходов возрастает на 250 (2,5 х 100). Затем мы по частям изменяем уравнение (ПЗ). Налоги поднимутся на величину, равную произведению налоговой ставки и прироста доходов, т.е. 50 (0,2 х 250). Следовательно, рост налоговых поступлений будет меньше увеличения государственных расходов. Дефицит, таким образом, возрастет на величину, равную сумме превышения увеличившихся расходов над приростом суммы взимаемых налогов, т.е. на 50 единиц. Конечно, в этом случае увеличение государственных расходов не приводит к еще большему увеличению налогов. На практике рост государственных расходов всегда увеличивает бюджетный дефицит, хотя почти наверняка на меньшую величину, чем сам прирост G. Так, в данном примере дефицит увеличивается только на 50, хотя государственные расходы выросли на 100, а сумма взимаемых налогов — на 50. Результаты, представленные в табл. 28П1-1, показывают нам, что рост государственных расходов увеличивает как размер дефицита, так и уровень доходов. Однако вследствие того, что вместе с уровнем доходов растут и налоги, бюджетный дефицит увеличивается на величину несколько меньшую, чем сумма данного прироста государственных расходов. Аналогичные вычисления для случая увеличения размера налоговой ставки подтвердили бы тот факт, что рост ставки налогов улучшает состояние государственного бюджета В этом случае будет иметь место прямое увеличение налоговых поступлений вследствие применения более высокой налоговой ставки к первоначальному уровню доходов, при этом, однако, будет также наблюдаться и относительное сокращение суммы взимаемых налогов, так как сами доходы будут снижаться.
Можно убедительно показать, что первоначальное, или прямое, воздействие будет всегда доминировать. Соответственно более высокие налоговые ставки улучшают состояние бюджета, даже если они вызывают некоторое сокращение доходов. Полученные выводы свидетельствуют о том, что в отношении бюджета не существует прямых и однозначных решений. Правительству, возможно, весьма илшонирует ситуация, при которой и налоги становятся меньше, что всегда было в числе популярных политических мер, и бюджетный дефицит также сокращается. Однако проведенный нами здесь анализ доказывает, что это невозможно. Задачи 1. Предположим, что государственные расходы сокращаются на 50 единиц Пусть показатель MPC равен 0,8, а налоговая ставка t = 0,15. Что при этом произойдет (а) с уровнем доходов и (Ь) с бюджетным дефицитом? 2. (а) Объясните, почему увеличение ставки подоходного налога подразумевает понижение величины мультипликатора. (Ь) Используйте ваш ответ, чтобы объяснить, почему пропорциональные налоги на доходы действуют в качестве автоматических стабилизаторов.
Читайте также: