Налоговую декларацию не обязаны представлять в налоговый орган тест

Обновлено: 20.05.2024

Если в 2020 г. вы продали недвижимость раньше минимального срока владения (3 года или 5 лет) либо получили ее в подарок не от близкого родственника и при этом не сдали декларацию 3-НДФЛ, не надейтесь, что удастся избежать уплаты налога. С 2021 г. налоговики могут провести проверку и доначислить НДФЛ и без вашей декларации. Только вот услуга по расчету НДФЛ инспекцией может вам дорого обойтись.

Откуда налоговики узнают о продаже/получении в дар недвижимости

Информацию о сделках с недвижимостью (о покупке или продаже квартиры, дома, земли или о получении этих объектов в подарок) налоговики узнают от регистрирующего органа.

Территориальные управления Росреестра, которые регистрируют все сделки с недвижимостью, в 10-дневный срок со дня перехода права собственности на недвижимость обязаны сообщить о сделке в налоговую инспекцию.

Кроме того, сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных на подведомственной территории, и об их владельцах по состоянию на 1 января управления Росреестра должны сообщать в ИФНС до 15 февраля текущего года .

Поэтому у налоговиков будет информация :

  • о продавце (о вас) и покупателе либо о дарителе и одаряемом (о вас).

А именно: Ф.И.О., ИНН (при наличии), СНИЛС (при наличии), место регистрации, паспортные данные, дата регистрации права;

  • об объекте недвижимости (квартире, доме, земле), в частности его адрес, кадастровый (условный) номер, доля в праве собственности (например, 100%, 50%), дата прекращения или возникновения права собственности и т.д.;
  • о цене сделки, которая указана в договоре. Это если речь идет о продаже недвижимости. А в договорах дарения, как правило, стоимость передаваемого в дар имущества не указывается.

Как ИФНС посчитает налог к уплате

Новые правила расчета НДФЛ налоговиками действуют только в отношении доходов, полученных вами начиная с 1 января 2020 г.

Если в срок до 30 апреля 2021 г. включительно вы не задекларируете доход от продажи или получения в дар недвижимости, то ИФНС будет ждать от вас декларацию 3-НДФЛ вплоть до срока уплаты налога по ней - до 15 июля 2021 г. включительно.

Если этого не произойдет, то с 16.07.2021 ИФНС начнет проводить камеральную проверку на основании имеющихся у нее документов (информации) о вас и о полученных вами доходах. Срок этой проверки такой же, как и при обычной камералке по декларации, - 3 месяца .

Порядок исчисления НДФЛ будет зависеть от вида сделки и ее цены.

Ситуация 1. Расчет НДФЛ при продаже недвижимости.

ИФНС будет действовать так .

Шаг 1. Определит сумму дохода. Для этого инспекция выберет бОльшую из двух сумм:

  • или цену сделки, если она равна либо больше кадастровой стоимости объекта недвижимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7;
  • или кадастровую стоимость объекта, умноженную на 0,7, если цена сделки меньше этого показателя.

Справка. Не нужно декларировать доход и уплачивать НДФЛ, если недвижимость получена в подарок от близкого родственника: супруга/супруги, родителя (мамы или папы) или усыновителя, ребенка (дочери, сына), в том числе усыновленного, дедушки, бабушки, внука/внучки, брата/сестры (как полнородных, так и неполнородных - имеющих общего отца или мать) .

При получении недвижимости в дар от других физлиц или от организаций одаряемый обязан подать в ИФНС декларацию 3-НДФЛ и уплатить налог со стоимости подарка.

Для расчета дохода инспекция возьмет кадастровую стоимость, указанную в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на 1 января года, в котором произошла госрегистрация перехода права собственности на проданную недвижимость. Если же это вновь созданный объект (например, квартира в доме, который построен в год продажи), то берется кадастровая стоимость, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

Например, в 2020 г. вы продали квартиру за 3 000 000 руб. А ее кадастровая стоимость на 01.01.2020 - 4 500 000 руб. В этом случае в целях расчета НДФЛ доход от продажи квартиры будет равен 3 150 000 руб. (4 500 000 руб. х 0,7), а не фактической цене сделки.

Если квартира принадлежала вам в долях с кем-то, то ИФНС рассчитает доход пропорционально вашей доле в праве собственности на эту квартиру.

Если же проданная квартира была в совместной собственности, доход разделят между супругами поровну.

Если окажется, что кадастровой стоимости у недвижимости нет, то доходом будет цена продажи, указанная в договоре.

Шаг 2. Предоставит фиксированный вычет и рассчитает налог. Документов, подтверждающих фактические расходы на покупку проданной вами квартиры, у ИФНС нет. Поэтому она посчитает сумму налога к уплате с учетом имущественного вычета, положенного при продаже недвижимости, в фиксированном размере - 1 000 000 руб.

Исходя из данных нашего примера рассчитанная ИФНС сумма НДФЛ к уплате составит 279 500 руб. ((3 150 000 руб. - 1 000 000 руб.) х 13%).

Ситуация 2. Расчет НДФЛ с подаренной квартиры. В этом случае ИФНС будет действовать так .

Шаг 1. Определит сумму дохода. Доходом будет признаваться кадастровая стоимость недвижимости на 1 января года, в котором произошла госрегистрация перехода права собственности на нее к одаряемому. Если вам подарили долю в недвижимости, то доходом признают соответствующую процентную долю кадастровой стоимости объекта. Имейте в виду, что для определения налогооблагаемого дохода понижающий коэффициент к кадастровой стоимости подаренной недвижимости не применяется.

Шаг 2. Рассчитает сумму НДФЛ. Она будет равна кадастровой стоимости (или доле кадастровой стоимости), умноженной на 13%.

Никакие вычеты здесь не предоставляются.

Заметим, что разницы в сумме НДФЛ никакой нет, независимо от того, подаст одаряемый декларацию сам или налог рассчитает инспекция без декларации. Ведь у сторон договора дарения нет права определять стоимость подарка - она все равно будет равна кадастровой стоимости объекта или соответствующей процентной части кадастровой стоимости, если в дар получена доля в квартире. Но за расчет НДФЛ налоговиками придется заплатить штрафы и пени.

ИФНС может запросить у вас пояснения

В рамках камералки без декларации ИФНС может потребовать, чтобы вы в течение 5 рабочих дней представили необходимые пояснения . Например, почему вы, получив доход от продажи или дарения квартиры, не задекларировали его, по какой стоимости вы продали квартиру, за сколько ее купили, является ли подаривший вам недвижимость близким родственником и т.д.

Если до окончания этой камералки (то есть до 15 октября 2021 г.) вы все же подадите 3-НДФЛ, то инспекция прекратит "бездекларационную" проверку и начнет новую камеральную проверку уже представленной вами декларации. Причем при проверке вашей 3-НДФЛ инспекция будет использовать и документы (информацию), полученные ею в рамках прекращенной камералки, в том числе данные из Росреестра.

О доначисленном НДФЛ вы узнаете из акта

Если вы ничего пояснять не будете, это все равно не спасет от уплаты налога. По итогам "бездекларационной" камеральной проверки ИФНС в обычном порядке составит акт, в котором укажет сумму доначисленного НДФЛ и приведет ее расчет. Этот акт она направит вам .

Получив акт, вы можете представить в инспекцию документы, подтверждающие ваши расходы на приобретение проданной недвижимости: договор, документы об оплате (расписки, платежные поручения, выписки с вашего счета в банке о списании денег при покупке и др.) . В этом случае инспекция предоставит вам вычет не 1 000 000 руб., а в сумме документально подтвержденных расходов на покупку. И после вычета этих расходов из дохода от продажи в решении ИФНС по проверке доначисленный к уплате НДФЛ будет меньше, чем в акте. Разумеется, при условии, что инспекция примет к вычету суммы, указанные в документах на покупку, которые вы представите вместе с разногласиями по акту.

Придется платить штрафы и пени

Поскольку проводить проверку и рассчитывать НДФЛ налоговики будут по прошествии и срока сдачи декларации, и срока уплаты налога по ней, то этот расчет обернется для вас штрафами двух видов :

  • за непредставление декларации 3-НДФЛ в установленный срок - штраф в размере 5% от суммы НДФЛ, подлежащей уплате (доплате) по этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (30.04.2021). Причем сумма штрафа не может быть больше 30% суммы НДФЛ к уплате и меньше 1000 руб.;
  • за неуплату НДФЛ по сроку 15.07.2021 - штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога.

Кроме того, за нарушение срока уплаты НДФЛ придется заплатить еще и пени с 16.07.2021 по день уплаты налога в бюджет включительно .

Как видите, скрыть от налоговиков продажу недвижимости или ее получение в качестве подарка не получится. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, лучше подайте декларацию сами.

п. 4 ст. 85 НК РФ

приложение N 1 к Приказу ФНС от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@

пп. 7, 12 ст. 3 Закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ

п. 1.2 ст. 88, п. 3 ст. 214.10 НК РФ

п. 6 ст. 210, пп. 3-6 ст. 214.10 НК РФ

п. 18.1 ст. 217 НК РФ

п. 6 ст. 214.10 НК РФ

п. 6 ст. 6.1, п. 1.2 ст. 88 НК РФ

пп. 1, 3, 3.1, 5 ст. 100 НК РФ

п. 6 ст. 100 НК РФ

п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ; Письма УФНС по Новгородской области от 03.03.2021 N 9-18/02221@, от 27.01.2021 N 9-15/00857@

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

3. В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

4. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, указанные в статье 214.2 настоящего Кодекса, доходы, сведения о которых представлены в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации.

Комментарий к ст. 229 НК РФ

В статье 229 НК РФ идет речь о налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, о сроках ее представления.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) в абзаце 1 пункта 3 статьи 229 НК РФ слова "и (или) прекращения выплат, указанных в статье 228 настоящего Кодекса" и слова "или таких выплат" были исключены.

Данные изменения согласно части 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ вступили в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон N 229-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 г.

Ранее до 2 сентября 2010 г. было предусмотрено досрочное представление декларации по налогу на доходы физических лиц.

Декларации по налогу на доходы физических лиц подавались досрочно в двух случаях, а именно: при прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой и при прекращении поступления выплат, указанных в статье 228 НК РФ.

Однако в связи с вступлением в силу изменений в пункт 3 статьи 229 НК РФ при прекращении выплат, указанных в статье 228 НК РФ налогоплательщик вправе представлять налоговую декларацию о фактически полученных доходах по общим правилам, то есть не позднее 30 апреля следующего года.

Обращаем внимание, что налогоплательщики НДФЛ могут заполнить и представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в интерактивном сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" на официальном сайте ФНС России.

В письме Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-08/4326 обращается внимание, что нормами НК РФ в достаточной степени урегулированы вопросы, связанные с декларированием доходов, полученных физическими лицами, и меры ответственности за непредставление налоговой декларации. Физические лица, получившие доходы, из которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, обязаны самостоятельно произвести исчисление и уплату этого налога. Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Анализируя статью 229 НК РФ, Минфин России разъяснил, что налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи квартиры, принадлежавшей налогоплательщику более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию (см. письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-04-05/5-264).

В письме от 07.04.2011 N 03-04-05/6-235 контролирующий орган пояснил, что физическое лицо, не признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, получившее доходы от продажи недвижимого имущества на территории Российской Федерации, обязано представить налоговую декларацию и уплатить налог на доходы физических лиц в отношении указанных доходов.

В письме от 05.04.2011 N 03-04-05/6-221 официальный орган заметил, что физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Как указало финансовое ведомство, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц с доходов в виде материальной выгоды клиенты кредитной организации, не являющиеся ее сотрудниками, исполняют самостоятельно в порядке, предусмотренном статьями 228 и 229 НК РФ, независимо от размера полученного дохода в виде материальной выгоды (см. письмо от 18.03.2011 N 03-04-06/6-44).

В письме от 01.02.2011 N 03-04-05/6-46 Минфин России пояснил, что НК РФ не содержит требования о представлении документов, подтверждающих размер полученных доходов, при подаче налоговой декларации. Такие документы могут быть затребованы в ходе налоговой проверки, проводимой налоговым органом.

В письме от 13.01.2011 N 20-14/4/001321 налоговое ведомство разъяснило, что физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда доходы не облагаются налогом, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате (доплате) по итогам налогового периода, а также представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В письме Минфина России от 08.04.2014 N 03-04-РЗ/15818 рассмотрен вопрос о налогообложении НДФЛ доходов от продажи земельного участка, находившегося в собственности более трех лет. Применительно к рассматриваемому вопросу налоговый орган указал, что на основании статьи 229 НК РФ налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи земельного участка, находившегося в собственности более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию.

В письме Минфина России от 26.08.2013 N 03-04-05/34878 также указывается, что налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи автомобиля, находившегося в собственность налогоплательщика более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию.

Как заметил налоговый орган, пунктом 4 статьи 229 НК РФ установлено, что в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено данным пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Таким образом, право на использование данного имущественного налогового вычета возникает только у тех физических лиц, которые получают доходы, облагаемые по ставке 13 процентов, поскольку предоставление указанного налогового вычета предусматривает возврат налога, уплаченного налогоплательщиком в течение налогового периода (см. письмо от 31.12.2010 N 20-14/4/138347@).

В письме от 31.12.2010 N 20-14/4/138478@ УФНС РФ по г. Москве пояснило, что в связи с получением дохода от продажи квартиры, находящейся в собственности менее трех лет, у ее владельца возникает обязанность в установленном порядке по представлению в налоговый орган по месту жительства налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и уплате налога в сумме, исчисленной в соответствии с такой декларацией.

В письме Минфина России от 05.08.2013 N 03-04-06/31388 разъясняется, что при выплате организацией налогоплательщику дохода, полученного в результате операций по покупке и продаже иностранной валюты на валютном рынке, такая организация не признается налоговым агентом. При этом исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода. Вместе с тем если операции с иностранной валютой в соответствии с существующими нормативными правовыми актами могут быть отнесены к операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, к ним следует применять соответствующие правила определения налоговой базы при совершении операций с финансовыми инструментами срочных сделок, предусмотренные в статье 214.1 НК РФ, и в этом случае организация будет признаваться налоговым агентом.

Обращаем внимание, что обязанности представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией документы (их копии), подтверждающие полученные налогоплательщиком доходы, положениями НК РФ не предусмотрено.

На практике возникает ситуация, когда налогоплательщики пытаются переложить свою обязанность по подаче налоговой декларации по НДФЛ на иных лиц, например, конкурсного управляющего, в связи с чем впоследствии возникают судебные споры с участием налоговых органов.

В связи с этим обращаем внимание, что обязанность по подаче налоговой декларации является личной обязанностью налогоплательщика НДФЛ, которая не может быть возложена на конкурсного управляющего, вследствие чего в данной части жалоба удовлетворению не подлежит. Данной позиции придерживаются арбитражные суды.

Так, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 N А33-17848/2010к36 разъясняется, что конкурсному управляющему достоверно не может быть известно обо всех сведениях, подлежащих отражению в налоговой декларации в соответствии с частью 4 статьи 229 НК РФ, тогда как должник, напротив, владеет всеми сведениями, необходимыми для представления достоверных сведений в налоговой декларации. В рамках дела о банкротстве индивидуального предпринимателя должник является лицом, участвующим в деле, вправе принимать участие в собраниях кредиторов, получать иные сведения от конкурсного управляющего, необходимые в том числе для оформления и подачи налоговой декларации.

В связи с этим суд пришел к выводу, что обязанность по подаче налоговой декларации является личной обязанностью налогоплательщика, которая не может быть возложена на конкурсного управляющего. На этом основании суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя и оставил решение первой инстанции без изменения.

Обращаем внимание, что на практике часто возникает ситуация, когда налогоплательщики НДФЛ указывают в налоговых декларациях различные коды категорий налогоплательщиков, что вызывает определенные затруднения и порождает недопонимания со стороны налоговых органов.

В отношении такой ситуации необходимо отметить, что указание в поданных налоговых декларациях различных кодов категории налогоплательщика не свидетельствует о подаче двух различных налоговых деклараций по НДФЛ, что соответствует сложившейся судебной практике арбитражных судов.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 N 17АП-3167/2014-АК разъясняется, что указание в поданных налоговых декларациях различных кодов категории налогоплательщика 760 (физическое лицо, за исключением индивидуального предпринимателя, нотариуса и другого лица, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, и главы крестьянского (фермерского) хозяйства) и 720 (индивидуальный предприниматель) не свидетельствует о подаче двух различных деклараций, поскольку положениями статьи 229 НК РФ предусмотрена подача одной декларации по форме 3-НДФЛ для всех категорий налогоплательщиков с заполнением различных листов указанной декларации.

"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)


Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены в конце 2020 года. Часть поправок уже действует, некоторые только вступят в силу с 01.07.2021. Так, с этой даты будет действовать закрытый перечень оснований, при выявлении которых декларация (расчет) будет считаться не представленной в инспекцию. Для декларации по НДС вводится особое условие - несоответствие показателей отчета контрольным соотношениям. Также срок, по истечении которого ИФНС вправе заблокировать счет при непредставлении декларации, будет увеличен. Об этих и других нововведениях рассказывают эксперты 1С.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в его первую (общую) часть. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Последствия, если налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной

C 01.07.2021 в статье 80 НК РФ появится закрытый перечень обстоятельств, выявление которых при камеральной проверке налоговой декларации (расчета) будет означать непредставление этой декларации (расчета). В частности, если декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности организации до даты представления декларации (расчета) и др. Для декларации по НДС предусмотрено отдельное условие: она будет считаться непредставленной, если ее показатели не соответствуют контрольным соотношениям (КС) (направлены для использования в работе письмом ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

1С:ИТС
Подробнее о том, в каком случае декларация (расчет), в том числе декларация по НДС, будет считаться непредставленной, см. в разделе "Консультации по законодательству" .

Отметим, что в связи с вступлением в силу Закона № 374-ФЗ ФНС России разрабатывает новые КС .

В решениях "1С:Предприятие" возможность проверки показателей декларации по НДС на соответствие обновленным контрольным соотношениям будет поддержана после утверждения соответствующего приказа ФНС и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках реализации можно узнать в "Мониторинге законодательства" .

Соответствующие критерии будут действовать в отношении деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021 (пп. "б" п. 16 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

При установлении хотя бы одного из указанных обстоятельств (за исключением прекращения деятельности юрлица) налоговая инспекция обязана уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании ранее поданной налоговой декларации (расчета) непредставленной. Для последнего это может повлечь неблагоприятные последствия, если установленный НК РФ срок представления декларации (расчета) окажется пропущенным.

Напомним, ИФНС вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (налогового агента, плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления в налоговый орган (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п.п. 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

налоговой декларации в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации;

расчета по форме 6-НДФЛ, расчета по страховым взносам в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Также за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) на плательщика может быть наложен штраф по статье 119 НК РФ.

Кроме того, если непредставленной признают уточненную налоговую декларацию, то камеральная проверка первоначально представленной декларации возобновится. В этом случае в срок проведения камеральной проверки первоначально представленной декларации (расчета) не включается срок проверки уточненной декларации (расчета), прекращенной в связи с признанием ее непредставленной. Это правило также начнет действовать с 01.07.2021 (пп. "б" п. 20 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Сервис 1С-Отчетность, встроенный в программы 1С, проконтролирует все этапы прохождения регламентированного отчета и поможет своевременно обнаружить, что налоговый орган отказал в приеме налоговой декларации (расчета).

Срок направления требования об уплате пеней

Выявив недоимку по налогам (сборам, взносам), налоговый орган формирует требование о ее уплате. Также в требование включается сумма штрафов и пеней, относящихся к этой недоимке, которые начислены на день формирования указанного требования (п. 1 ст. 70 НК РФ). При этом требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

shutterstock_668809858.jpg

Таким образом, с момента формирования требования об уплате налога и до момента его исполнения в большинстве случаев есть временной промежуток, в течение которого также подлежат начислению пени (см. п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в статье 70 НК РФ не был установлен срок для направления требования об уплате этих пеней.

С 23.12.2020 такой срок определен. Соответствующее требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты недоимки, указанной в первоначальном требовании, либо со дня, когда сумма пеней, начисленных после формирования первоначального требования, превысила 3 000 руб. (пп. "б" п. 12 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Отметим, что нарушение налоговым органом сроков выставления требований об уплате недоимки и пеней не делает их недействительными. В то же время нарушение этих сроков не влечет увеличения сроков принятия мер по взысканию налога (пеней, штрафа) в принудительном порядке в соответствии со статьями 46-48 НК РФ (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Электронная доверенность для представителя налогоплательщика-физлица (в т. ч. ИП)

До 23.12.2020 уполномоченный представитель налогоплательщика-гражданина (в т. ч. имеющего статус индивидуального предпринимателя (ИП)) осуществлял свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности либо доверенности, приравненной к нотариально заверенной в соответствии с пунктом 2 статьи 185.1 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

С 23.12.2020 доверенность уполномоченного представителя можно не заверять у нотариуса, если она оформлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Ограничение на перерасчет транспортного налога физлица (в т. ч. ИП)

Напомним, граждане (в т. ч. ИП) уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления от ИФНС.

Причем направление налогового уведомления (в т. ч. в связи с перерасчетом ранее исчисленной суммы налога) допускается не более чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году его направления (п. 2.1 ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ).

С 01.07.2021 налоговая инспекция не вправе пересчитывать гражданину транспортный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченной налогоплательщиком суммы налога (пп. "а" п. 10 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ). Соответственно, если на момент перерасчета налог еще не уплачен, налоговый орган вправе пересчитать налог в большую сторону. Аналогичное правило применяется в настоящее время по земельному налогу и налогу на имущество, которые уплачиваются физлицами.

Физлица (в т. ч. ИП) могут сообщить о наличии облагаемого имущества через МФЦ

Напомним, налогоплательщики-физлица (в т. ч. ИП) обязаны сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество, земельным или транспортным налогом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Делать это нужно, если гражданин не получил от инспекции налоговое уведомление об уплате налога.

на бумажных носителях в любой налоговый орган;

через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России , используя усиленную квалифицированную электронную подпись.

С 23.12.2020 в дополнение к указанным способам сделать это можно в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

От редакции. Самую полную информацию об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0) можно узнать, ознакомившись с видеозаписью онлайн-лекции от 28.01.2021 на странице 1С:Лектория .

Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

К основаниям для отказа в приеме бумажной декларации относятся:

  • представление декларации не в тот налоговый орган;
  • отсутствие в бумажной налоговой декларации подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, непосредственно представляющего налоговую декларацию в ИФНС;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, подающего налоговую декларацию в ИФНС;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме;

представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат и страховых взносах содержат ошибки или если суммы этих показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;

представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие работников;

представление декларации (расчета), подписанной руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

К основаниям для отказа в приеме электронной декларации относятся:

представление налоговой декларации не по установленному формату;

отсутствие усиленной неквалифицированной электронной подписи ИП в случае представления налоговой декларации/расчета в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;

  • - дисквалифицированный руководитель организации/ИП;
  • - руководитель организации/ИП, снятые с учета на основании сведений о государственной регистрации смерти;
  • - руководитель, отказавшийся от участия (руководства) в организации;
  • - безвестно отсутствующий, недееспособный или ограниченно дееспособный руководитель организации/ИП;
  • - руководитель организации, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.

Почему еще могут не принять налоговую декларацию

Дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности приводятся в п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343. Здесь сказано, что налоговые декларации (как бумажные, так и электронные) должны содержать ряд обязательных реквизитов, без которых отчетность не может быть принята.

В декларациях, представляемых индивидуальными предпринимателями, в обязательном порядке должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) ИП.

Для деклараций, сдаваемых организациями, обязательными реквизитами являются:

  • полное наименование организации;
  • ИНН;
  • вид документа: первичный (корректирующий);
  • наименование налогового органа;
  • подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

shutterstock_676786573.jpg

При отсутствии в декларации (расчете) указанных реквизитов должностное лицо ИФНС информирует заявителя о том, что декларация не принята. При этом должны быть указаны причины отказа. Требование об указании причины отказа в принятии декларации является обязательным для ИФНС. Данное требование направлено на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии отчетности.

Что не является основанием для отказа в приеме деклараций

Перечень приведенных выше оснований для отказа в приеме налоговой отчетности является исчерпывающим. Он не подлежит произвольному толкованию или расширению по усмотрению должностных лиц ИФНС. Поэтому налоговики не вправе отказать в приеме декларации, в частности, по следующим причинам:

  • наличие у плательщика признаков недобросовестности;
  • периодическая неуплата организацией/ИП налогов, сборов и страховых взносов;
  • регистрация плательщика по массовому адресу;
  • наличие в налоговой декларации ошибок, неточностей и описок;
  • неосуществление плательщиком хозяйственной деятельности и периодическое неисполнение обязанностей по сдаче налоговой/бухгалтерской отчетности;
  • наличие долгов по обязательным платежам;
  • связь организации/ИП с фирмами-однодневками;
  • транзитный характер совершаемых налогоплательщиком операций;
  • занижение в подаваемой налоговой декларации налогооблагаемой базы.

На этапе принятия декларации налоговики не вправе оценивать добросовестность плательщика и осуществлять проверочные расчеты заявленных в декларации показателей. Для этого существует камеральная налоговая проверка.

Поэтому все вышеназванные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности. Если то или иное основание прямо не оговорено в п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, налоговики обязаны принять отчетность.

Могут ли налоговики аннулировать налоговую декларацию

В середине 2018 года ФНС поручила налоговым органам аннулировать налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль, подписанные неуполномоченными либо неустановленными лицами (письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247). В качестве оснований для аннулирования указывались следующие:

При обнаружении какого-либо из вышеуказанных фактов ФНС поручила налоговикам направлять в адрес плательщика уведомление о признании налоговой декларации недействительной. При этом назывался и срок направления уведомления - не позднее 5 рабочих дней с момента аннулирования документа.

Позднее ФНС пересмотрела свою позицию по данному вопросу и отказала инспекторам в праве аннулировать декларации (письмо ФНС России от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@).

Таким образом, сейчас налоговые органы не наделены правом признавать декларации недействительными. Причем даже в случае недостоверности содержащейся в отчетности информации и недобросовестности подавших ее организаций/ИП.

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Читайте также: