Палата налоговых консультантов россии

Обновлено: 25.04.2024

Спасение консультирующих – дело их рук

Можно поточнее?

Принципы саморегулирования

Напомним, что сегодня у налоговых консультантов уже имеется своеобразный орган самоуправления – Палата налоговых консультантов. Но рассматриваемый нами закон отводит его роль другим структурам. Это, в первую очередь СРО. В них будут вступать и физические лица (налоговые консультанты), и юридические лица (налоговые консультации). В СРО должно будет состоять не менее ста таких лиц. В то же время серьёзные контролирующие функции в области налогового консалтинга передаются Федеральной налоговой службе (ФНС).

Законом предусмотрена ответственность налоговых консультантов за разглашение сведений, предоставленных клиентами (за исключением тех случаев, когда сам клиент намерен эти сведения обнародовать, а также информации о самом факте заключения договора по консультированию). Итак, ответственность предусмотрена. Закон вводит такие наказания, как предупреждение, приостановление членства в СРО и высшую меру – исключение из её состава. Но в то же время не конкретизируется, в каких случаях, за какие правонарушения применяется тот или иной вид наказания. Это, согласитесь, неизбежно вызовет проблемы с применением закона. Многое будет зависеть от судебной практики, но пока она будет наработана, пройдёт какое-то время. Представьте ситуацию: налоговый консультант выступает в качестве эксперта в судебном процессе. Можно ли будет говорить в дальнейшем, что его заключение является разглашением тайны?

Кроме того, законом вводится запрет на изъятие документов, предоставленных консультанту его клиентами (кроме ситуаций, прямо предусмотренных УПК РФ). На мой взгляд, эту меру защиты консультанта стоило бы усилить. Например, ввести требования судебной санкции на изъятие информации у налогового консультанта.

Ещё одна мера ответственности предусмотрена законом. Налоговые консультанты будут отвечать перед своими клиентами за предоставление некачественных услуг. Какой критерий качества услуг налогового консультанта предусматривает закон? Всё очень просто: если клиент на основе судебного решения (которое уже вступило в законную силу) будет принуждён выплатить штрафы и пени за действия, предпринятые на основе предложений консультанта

, то лицо, проводившее налоговый консалтинг, будет обязано в порядке регресса возместить клиенту подобные расходы. Обращаю ваше внимание на то, что ответственность налогового консультанта находится только в пределах штрафов и пеней. Если клиент по итогам консультации принял решение, следствием которого стало доначисление налогов, то подобные убытки налоговый консультант ему возмещать не обязан.

Таким образом, именно суд станет инстанцией, определяющей качество работы налогового консультанта. На первый взгляд позиция законодателя безупречна. Но если мы обратимся к правоприменительной практике в делах о налоговых правонарушениях, то увидим, что ситуации, когда суды явно становятся на сторону налоговых органов, мягко говоря, встречаются совсем не редко. Называя вещи своими именами: обвинительный уклон некоторых судов сделает работу налогового консультанта весьма рискованным занятием.

Кроме того, проверку качества работы налоговых консультантов будет проводить пока не определённый уполномоченный федеральный орган (его определит, скорее всего, Правительство РФ своим постановлением). По результатам проверок этот орган будет приостанавливать членство в СРО или даже исключать из их состава провинившихся консультантов. Разумеется, правом проводить проверки наделяются и сами СРО. Предусматривается создание ещё одного управляющего (контролирующего) органа в сфере налогового консалтинга. Это Совет по деятельности в области налогового консультирования. Он будет наделён серьёзными полномочиями: принимать профессиональные стандарты на федеральном уровне, утверждать Кодекс профессиональной этики в сфере налогового консалтинга. Что настораживает: изобилие контролирующих органов и чрезмерное (на мой взгляд) присутствие там чиновников. Так, в составе упомянутого выше Совета представители профессионального сообщества налоговых консультантов будут в явном меньшинстве. Вообще, мне кажется, налоговые консультанты после принятия закона окажутся в более уязвимом положении, чем сейчас. Например, правом требовать приостановления членства в СРО (и даже исключения из состава организации) будут наделены налоговые органы. А пострадавший консультант может оспаривать это требование только в суде. То есть на него воздействуют административными средствами, а защищаться он может, только применяя судебные способы.

Учиться, опять учиться

Таким образом, из процесса выработки образовательных стандартов по налоговому консалтингу исключаются представители профессионального сообщества, и дело это опять же передаётся в руки чиновников. Невольно создаётся впечатление, что одной из целей принятия закона (в той редакции, которая внесена в Госдуму) является трудоустройство ветеранов фискального ведомства.

А ещё закон не даёт ответа на вопрос, который способен заинтересовать многих работающих сегодня налоговых консультантов: что будет с аттестатами, которые выдавала Палата налоговых консультантов? Будут ли они иметь ту же силу, что и новые аттестаты? Можно ли будет их владельцам пройти обучение по новым правилам в облегчённом порядке? Напомню, что сегодня в России более 10 тысяч человек являются обладателями аттестатов налогового консультанта. Государство не признаёт таких аттестатов. Похоже, эта ситуация не изменится и после вступления в силу закона.

А ещё закон обязывает налоговых консультантов повышать свою квалификацию как минимум в течение 72 учебных часов каждые 2 года. Это, кстати, несколько меньше, чем аналогичный закон предусматривает для аудиторов.

Кому это нужно

оторый заинтересует всех участников налоговых правоотношений: кому выгоден закон?
Сразу скажу, что самим налоговым консультантам закон облегчения не принесёт. Мы будем работать примерно так же, как и раньше. Просто теперь мы будем иметь право официально именовать себя теми, кем мы являемся на самом деле. Можно будет заключать договоры по налоговому консультированию, а не просто договор об оказании услуг. Да и вообще закон не запрещает проводить налоговые консультации лицам, не имеющим официального статуса, прошедшим соответствующее обучение, получившим аттестат и являющегося членом СРО. Так что прямой выгоды закон консультантам не несёт. А вот обязанности новые возникают. Например, уплата членских взносов в СРО. На мой взгляд, большое значение будет играть именно размер таких взносов. Если возможность использования средств компенсационного фонда СРО компенсирует налоговому консультанту уплату таких взносов – это можно считать аргументом в пользу вступления в саморегулируемую организацию.

Обращу внимание на один интересный нюанс. Сегодня активно ведутся разговоры об исключении из Налогового кодекса РФ положений об аудиторской тайне. В то же время рассматриваемый нами закон тайну налогового консультирования предусматривает. Таким образом, возникает определённая конкуренция двух смежных профессий: аудитора и налогового консультанта. И налоговый консультант получает некоторое преимущество как раз благодаря наличию профессиональной тайны. Но, повторюсь, нам стоит посмотреть, что станет с законом после третьего чтения. Может быть, законодатель каким-то образом ограничит и тайну налогового консультирования.

Что касается клиентов налоговых консультантов, их закон до некоторой степени защищает, устанавливая имущественную ответственность налоговых консультантов (она будет обеспечиваться при помощи компенсационного фонда соответствующей СРО). Если закон и последующая судебная практика отладят этот механизм (основания и размеры ответственности), то он станет действенным инструментом защиты прав граждан. Добросовестные налоговые консультанты могут только приветствовать этот отрадный факт при одном важном условии: наши суды должны отказаться от обвинительного уклона при рассмотрении дел по налоговым правонарушениям. В целом, конечно, клиентам налоговых консультантов станет легче ориентироваться на рынке подобных услуг. Наличие признаваемого государством аттестата, членство в СРО, куда можно будет обратиться с жалобой, придадут им определённую уверенность. Кроме того, присутствие в деле официального налогового консультанта даёт и некоторые процессуальные преимущества налогоплательщику. Так, он получает возможность обоснования части судебных расходов в виде оплаты услуг налогового консультанта.

Кто остаётся в выигрыше от принятия закона? Налоговые органы, разумеется. Они усиливают контроль над деятельностью налоговых консультантов на всех этапах их работы: от получения от разработки образовательных стандартов до привлечения к ответственности.
Впрочем, для тех, кто профессионально работает на рынке услуг в сфере налогообложения, такое положение дел не удивительно. Оно вполне укладывается в рамки процесса по усилению государственного контроля в налоговой сфере. Кризисные явления в экономике уже по привычке вызывают жёсткую реакцию государства. Для того, чтобы переломить ситуацию, необходимо выходить в политическую сферу.

Финансовая отчетность МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ"

Финансовая (бухгалтерская) отчетность МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ" согласно данным ФНС и Росстата за 2014–2015 годы

Финансовая устойчивость
Коэффициент автономии (финансовой независимости) ? 1.00
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ? 1.00
Коэффициент покрытия инвестиций ? 1.00
Ликвидность
Коэффициент текущей ликвидности ?
Коэффициент быстрой ликвидности ?
Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства">?
Рентабельность
Рентабельность продаж ? -35.03
Рентабельность активов ? -7.85
Рентабельность собственного капитала ? -7.85

Руководитель

Учредители МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ"

Связи

Руководитель МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ" также является руководителем или учредителем 1 другой организации

1. СОЮЗ "ПНК"
105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 4, стр. 1, эт/пом/ком 2/3/1, 2, 3
Деятельность профессиональных членских организаций
Руководитель — Иоффе Татьяна Васильевна

Учредители МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ" также являются руководителями или учредителями 34 других организаций

МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ" не является управляющей организацией

МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ" не является учредителем других организаций

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ" является участником системы государственных закупок

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 2 57 тыс. руб.
44-ФЗ
223-ФЗ

Проверки МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ"

ФГИС "Единый Реестр Проверок" Генеральной Прокуратуры РФ не содержит сведений о проверках в отношении организации МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ"

Исполнительные производства

Нет сведений об открытых в отношении МОО "ПАЛАТА НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ" исполнительных производствах

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах

Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

История изменений

Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №2 по г. Москве и Московской области муниципальный район Басманное г.Москвы

Филиал №8 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1057700010598, ИНН 7709438703, КПП 770901001. Регистрационный номер в ПФР — 087108044957, регистрационный номер в ФСС — 770802834877081.

Ликвидатор — Иоффе Татьяна Васильевна. Учредители — Тарасова Евгения Евгеньевна, Кириков Игорь Вячаславович, Зернов Дмитрий Владимирович, Карпасова Зинаида Михайловна, Хабибуллина Руза Михайловна и другие.

Юридическое лицо было ликвидировано 4 мая 2016 года.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

ООО "СС - УНИВЕРСАЛ"
Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)
г. Москва
ООО "НСКТЕХСЕРВИС"
Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами
г. Новосибирск
ООО "СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ-А"
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
г. Котельники
ООО "БАСТИОН"
Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами
г. Москва
ООО "НЕО ТЕК ДЖИ"
Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе
г. Москва

Подключив сервис "Мой бизнес" вы сможете добавить логотип и описание вашей компании, редактировать контактную информацию, отключить рекламу, загрузить фото и многое другое

Краткий отчет по организации в формате PDF успешно подготовлен

Соединение с официальным сайтом ФНС и подготовка ссылки на выписку из ЕГРЮЛ в формате PDF.

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.


На фото Ярослав Савин,
руководитель Центра структурирования бизнеса и
налоговой безопасности - taxCOACH

Налоги не причина хозяйственной деятельности предпринимателя, а неизбежное следствие. Эта аксиома стара и всем известна, однако и по сей день она пополняется новым смыслом, в такт изменениям в клубке экономических отношений.

В России десятки тысяч человек называют себя налоговыми консультантами. Это и реализующие себя через призму деятельности отдельного налогоплательщика (юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые сотрудники организаций). Это и юридические фирмы, каждая четвертая из которых заявляет о своей готовности защитить в налоговом споре. Это и аудиторы, исторически разбавляющие свои прямые обязанности советами относительно налоговых рисков и возможностей. И специализированные консалтинговые компании (их правда совсем немного), также добавляющие неразберихи в ума бизнесменов управлением налоговыми рисками.

Однако самые важные вопросы остались.

Для бизнеса: чем на самом деле занимаются налоговые консультанты и что в действительности они могут "уметь"? Какие из моих проблем они могут решить? Как я с их помощью могу "не потерять", а еще лучше - заработать? Чем консультант передо мной отвечает за результат своего труда? Как понять, насколько оправданные риски он мне предлагает или, наоборот, не слишком ли безрисковую деятельность обещает (как известно, чем меньше риск, тем меньше прибыль)? В конце концов - так в чем все ж таки его ценность для меня?

Для будушего налогового консультанта: а это действительно то, чем есть смысл заниматься? Что является основой успеха в этом деле? Как войти в профессию и, как следствие, куда податься (аудиторская или юридическая фирма, специализированный консалтинг, остаться работать на благо конкретного бизнеса. а может уйти в налоговые инспекторы)? Нужно ли получать какой-то сертификат, аттестат или удостоверение? И где консалтингу учат?

Для действующего налогового консультанта: Что для меня налоговое консультирование? Насколько глубоко я могу и должен погружаться в нюансы клиентского бизнеса? Нужно ли мне также, как и налоги, глубоко изучить менеджмент, право и экономику? Планируя налоговые последствия, смогу ли я помочь одновременно сберечь накопленное имущество, посодействовать роботоспособности и управляемости бизнес-модели, разработанной в целях налоговой оптимизации? А может есть смысл ограничиться постулатом "какой вопрос, такой и ответ"?

Для организаций, обучающих налоговых консультантов: насколько это перспективное направление, чтобы в него вкладываться? Сколько еще стране нужно налоговых консультантов? По какой программе учить? И что вообще должен уметь налоговый консультант?

Здесь внесем ясность. Учитывая, что это первый материал, специально подготовленный для авторской колонки на Клерк.Ру, отвлекусь и задам некторые точки отсчета.

В сфере налогов я, как юла, вращаюсь с середины 90-х. В качестве следователя, юриста, корпоративного налогового консультанта, создателя налоговой практики в юридической фирме. Несколько лет я руковожу специализированным Центром структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Юрист, экономист, аттестованный налоговый консультант, 2 года жизни отвел на программу МВА. С 2005 года преподаю по программе Палаты налоговых консультантов по разделу "Организация и методика налогового консультирования".

Всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятил так или иначе тому, чтобы научиться слушать и слышать предпринимателей, думать как они и разговаривать на одном с ними языке, чувствовать ритм биения сердца клиентского бизнеса (с детства люблю разбирать часы. и носить предпочитаю "скелетоны").

Мы (в смысле не только я, но и те, с кем работаю) убеждены, что налоговые обязательства - это индикатор текущего и потенциального самочувствия бизнеса. Как общий анализ крови или монитор производительности компьютерной системы. И как для хорошего профессионала врачебной практики, вдумчивый анализ этих данных с учетом видения руководителей и собственников бизнеса, это скорее повод заглянуть внутрь поглубже, чтобы в силу своего опыта совместно с пациентом понять: что же на самом деле происходит. Здесь примерно об этом и пойдет речь.

Но это лирика. Теперь кратко и по делу :)

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейскую налоговую конфедерацию - представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. От того выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать заграницей представляются мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговыми обязанностями, подготовкой и сдачей налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов, в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта, это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружении в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г., это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливы), и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и через независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз пробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятные вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеющаяся тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за границей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай - государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы.

11. И напоследок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас, там это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют большой стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения экзаменов (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное сообщество начинает работать на качество.

Российской Палате налоговых консультантов исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо. Посмотрим, что будет дальше.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH, член учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов


На фото Ярослав Савин,
руководитель Центра структурирования бизнеса и
налоговой безопасности - taxCOACH

Налоги не причина хозяйственной деятельности предпринимателя, а неизбежное следствие. Эта аксиома стара и всем известна, однако и по сей день она пополняется новым смыслом, в такт изменениям в клубке экономических отношений.

В России десятки тысяч человек называют себя налоговыми консультантами. Это и реализующие себя через призму деятельности отдельного налогоплательщика (юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые сотрудники организаций). Это и юридические фирмы, каждая четвертая из которых заявляет о своей готовности защитить в налоговом споре. Это и аудиторы, исторически разбавляющие свои прямые обязанности советами относительно налоговых рисков и возможностей. И специализированные консалтинговые компании (их правда совсем немного), также добавляющие неразберихи в ума бизнесменов управлением налоговыми рисками.

Однако самые важные вопросы остались.

Для бизнеса: чем на самом деле занимаются налоговые консультанты и что в действительности они могут "уметь"? Какие из моих проблем они могут решить? Как я с их помощью могу "не потерять", а еще лучше - заработать? Чем консультант передо мной отвечает за результат своего труда? Как понять, насколько оправданные риски он мне предлагает или, наоборот, не слишком ли безрисковую деятельность обещает (как известно, чем меньше риск, тем меньше прибыль)? В конце концов - так в чем все ж таки его ценность для меня?

Для будушего налогового консультанта: а это действительно то, чем есть смысл заниматься? Что является основой успеха в этом деле? Как войти в профессию и, как следствие, куда податься (аудиторская или юридическая фирма, специализированный консалтинг, остаться работать на благо конкретного бизнеса. а может уйти в налоговые инспекторы)? Нужно ли получать какой-то сертификат, аттестат или удостоверение? И где консалтингу учат?

Для действующего налогового консультанта: Что для меня налоговое консультирование? Насколько глубоко я могу и должен погружаться в нюансы клиентского бизнеса? Нужно ли мне также, как и налоги, глубоко изучить менеджмент, право и экономику? Планируя налоговые последствия, смогу ли я помочь одновременно сберечь накопленное имущество, посодействовать роботоспособности и управляемости бизнес-модели, разработанной в целях налоговой оптимизации? А может есть смысл ограничиться постулатом "какой вопрос, такой и ответ"?

Для организаций, обучающих налоговых консультантов: насколько это перспективное направление, чтобы в него вкладываться? Сколько еще стране нужно налоговых консультантов? По какой программе учить? И что вообще должен уметь налоговый консультант?

Здесь внесем ясность. Учитывая, что это первый материал, специально подготовленный для авторской колонки на Клерк.Ру, отвлекусь и задам некторые точки отсчета.

В сфере налогов я, как юла, вращаюсь с середины 90-х. В качестве следователя, юриста, корпоративного налогового консультанта, создателя налоговой практики в юридической фирме. Несколько лет я руковожу специализированным Центром структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Юрист, экономист, аттестованный налоговый консультант, 2 года жизни отвел на программу МВА. С 2005 года преподаю по программе Палаты налоговых консультантов по разделу "Организация и методика налогового консультирования".

Всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятил так или иначе тому, чтобы научиться слушать и слышать предпринимателей, думать как они и разговаривать на одном с ними языке, чувствовать ритм биения сердца клиентского бизнеса (с детства люблю разбирать часы. и носить предпочитаю "скелетоны").

Мы (в смысле не только я, но и те, с кем работаю) убеждены, что налоговые обязательства - это индикатор текущего и потенциального самочувствия бизнеса. Как общий анализ крови или монитор производительности компьютерной системы. И как для хорошего профессионала врачебной практики, вдумчивый анализ этих данных с учетом видения руководителей и собственников бизнеса, это скорее повод заглянуть внутрь поглубже, чтобы в силу своего опыта совместно с пациентом понять: что же на самом деле происходит. Здесь примерно об этом и пойдет речь.

Но это лирика. Теперь кратко и по делу :)

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейскую налоговую конфедерацию - представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. От того выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать заграницей представляются мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговыми обязанностями, подготовкой и сдачей налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов, в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта, это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружении в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г., это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливы), и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и через независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз пробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятные вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеющаяся тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за границей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай - государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы.

11. И напоследок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас, там это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют большой стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения экзаменов (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное сообщество начинает работать на качество.

Российской Палате налоговых консультантов исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо. Посмотрим, что будет дальше.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH, член учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов

Читайте также: