Льготы по усн в 2020 году в связи с коронавирусом

Обновлено: 06.05.2024

В апреле прошлого года были приняты многочисленные поправки в налоговую систему, действующую в России по отношению к малому и среднему бизнесу. Цель их введения – поддержка хозяйствующих субъектов в непростых условиях пандемии COVID-19. Принятые Государственной думой поправки в Налоговый кодекс и ряд других законодательных актов с некоторой долей условности можно разделить на четыре больших категории, в числе которых:

  • временный запрет на проведение плановых проверок со стороны контролирующих инстанций;
  • отсрочка по выплате налогов и взносов на страхование;
  • налоговые каникулы для представителей отраслей, наиболее сильно пострадавших из-за коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничительных мер;
  • выделение субсидий на закупки средств защиты и дезинфекции.

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Более того, помимо Госдумы, аналогичные нормативные акты были изданы органами исполнительной власти – как на федеральном, так и на региональном уровне. Особое значение следует уделить ПП №409 (датируется 2 апреля 2020), в котором содержатся основные мероприятия по поддержке мелкого и среднего бизнеса. Документ многократно изменялся и дополнялся.

Отдельного упоминания заслуживает Центробанк РФ. Регулятор финансового рынка также разработал несколько ведомственных документов, предоставляющих хозяйствующим субъектам преференции и послабления на время пандемии. Они нашли отражение в №106-ФЗ (датируется 3 апреля 2020). Федеральный закон внес серьезные изменения в правила работы ЦБ РФ и регламентирующие их нормативные акты.

В конце 2020 года Президент страны продлил значительную часть мер государственной поддержки на 2021 года. В соответствии с его указаниями Правительство приняло ПП №1791 (датируется 7 ноября 2020), в котором вносятся очередные изменения в ПП №409. Главные из них связана с продлением программы предоставления льгот бизнесу в наступившем году. В статье рассматриваются основные меры поддержки, которые действовали или будут действовать в течение 2020-2021 годов.

Налоговые послабления

Введены по отношению к ИП и ООО, относящихся к малому и среднему предпринимательству (МСП) или работающих в пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях. Перечень последних определяется Правительством страны и размещается на его официальном сайте.

Ключевая мера – продление срока уплаты налоговых платежей на 6 месяцев в виде отсрочки в формате беспроцентного кредита от государства. Она распространяется на большую часть налогов, включая УСН, ЕСХН, на прибыль, на транспорт, на имущество и на землю. Отсрочка по трем последним налогам касается 1 и 2 кварталов, за которые необходимо заплатить 30.10 и 30.12 соответственно.

Важной особенностью принятых мер поддержки стало автоматическое вступление в силу по отношению к представителям пострадавших отраслей. Для остальных хозяйствующих субъектов – МСП и крупного бизнеса – получение помощи предусматривает обращения в органы местной власти с заявлением. В этом случае поддержка оказывается тем, кто доказал уменьшение доходов на 10% и выше или убыточную работу в течение 2020 года. Обязательное дополнительное требование – отсутствие серьезного сокращения численности персонала.

Если доходы уменьшаются вдвое и больше – предоставляется рассрочка по налоговым выплатам на 3-5 лет. Установленный порядок предоставления льготы предполагает обращение в ИФНС по месту регистрации (для ООО) или проживания (для ИП).

Страховые взносы

Схожая с описанной выше рассрочка предоставляется в части уплаты взносов на страхование – как пенсионное, так и социальное. Она распространяется на МСП и микропредприятия, в число которых входят кооперативы, ИП и фермерские хозяйства. Условием для получения льготы выступает присутствие в реестре МСП на начало марта.

Длительность рассрочки определяется в зависимости от планового срока перечисления страховых взносов:

  • платежи за март-май включительно для МСП и микропредприятий переносятся на полгода;
  • за июнь-июль они могут заплатить на 4 месяца позднее;
  • платеж ИП за январь-июнь 2020 года отложен также на 4 месяца.

Еще одна мера поддержки – снижение ставки взносов на страхование. Вместо преференций для отдельных направлений бизнеса, которые практиковались ранее, введена единая льготная государственная программа, адресованная малому и среднему бизнесу.

Суть ее состоит в введении в расчеты МРОТ, равного 12 130 руб. В рамках указанной суммы применяются стандартные ставки страховых отчислений в размере 30% (22%, 5,1% и 2,9% - на пенсионное, медицинское и социальное страхование). Заработная плата сверх МРОТ облагается льготной ставкой в размере 15% (10%, 5% и 0% соответственно). Описанный принцип расчета размера страховых взносов будет действовать и в наступившем году.

Льгота по страхованию применяется исключительно по отношению к юридическим лицам. На ИП действие преференции не распространяется.

Отсрочка отчетности и деклараций

Для получения отсрочки достаточно доказать невозможность ведения хозяйственной деятельности из-за ограничительных мер, принятых в результате борьбы с пандемией. Если эпидемиологическая ситуация не мешает работе предприятия, льгота не предоставляется. Продолжительность отсрочки – три месяца для отчетности, которая должна быть предоставлена в марте-мае прошедшего года.

Важно отметить еще одно послабление. Если ИФНС в течение марта-июня запрашивает отчетность или какие-либо пояснения, связанные с ней, срок их предоставления автоматические продлевается на 20 рабочих дней.

Отмена выездных проверок ИФНС

Серьезной мерой поддержки стал мораторий на проведение плановых налоговых проверок. Он распространяется на все хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса. Таким образом, до конца 2020 года выездные проверки со стороны ИФНС не осуществляются. Более того, аналогичная мера по отношению к малому бизнесу продлена на весь 2021 год.

Сказанное выше относится и к мероприятиям в области контроля валютного законодательства. В этом случае исключение составили проверки со сроком давности до 1 июня 2020 года.

Отдельного упоминания заслуживает запрет на блокировку расчетных счетов и денежных переводов. Она действовала в 2020 году. Учреждениям сферы здравоохранения были разрешены финансовые операции по закупке медицинских изделий даже в том случае, если их расчетный счет был заблокирован ранее – до принятия мер поддержки.

Отмена штрафов и пеней

Мера распространяется на всех плательщиков налогов, которые относятся к субъектам предпринимательства, работающим в пострадавших отраслях. Они освобождены от необходимости платить пени или штрафы, начисленные из-за несвоевременной уплаты обязательных платежей.

Преференция действует в течение всего 2020 года. В настоящее время решается вопрос о продлении на наступивший год. Важно учитывать, что мера поддержки касается перечисления тех обязательных выплат, которые приходятся на прошедший год.

Кредитные каникулы

К числу наиболее действенных и доказавших эффективность на практике следует отнести кредитные каникулы. Они предоставляются гражданам, ИП и другим хозяйствующим субъектам, отнесенным к МСП, которые пострадали от пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Льгота касается ранее оформленных кредитов. Ее суть заключается в возможности для должника обратиться к кредитору о предоставлении каникул длительностью до полугода. Обязательным условием для получения преференции выступает уменьшение доходов на 30% или больше, если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года.

Кредитору дается право затребовать документы, подтверждающие факт снижения доходности. Они должны быть предоставлены в течение трех месяцев после направления запроса. Помимо получения отсрочки по выполнению финансовых обязательств, должник имеет право ходатайствовать о снижении их величины на время действия ограничительных мер в связи с коронавирусом.

Важным дополнением к сказанному становится запрет на начисление пени или неустойки за просрочку выплаты по кредитам. Более подробно порядок предоставления льготы описывается в уже упоминавшемся выше №106-ФЗ.

Региональные льготы

Описанные выше меры государственной поддержки приняты на федеральном уровне. Поэтому они обязательны для выполнения властями субъектов РФ. В то же время, регионы разрабатывают свои программы, предоставляющие бизнесу льготы и преференции. Это касается абсолютно всех субъектов Российской Федерации.

Далеко не всегда меры поддержки бизнеса оказываются эффективны. Их действенность уменьшается из-за неопределенности и непредсказуемости дальнейшего развития эпидемиологической ситуации в стране. Поэтому особенно важно следить за принимаемыми Госдумой, Правительством, Центробанком и другими органами власти корректировками в нормативно-правовую базу, действующую в стране. Такой подход позволит грамотно использовать предоставляемые государством льготы.

Читайте также: