Транспортный налог научная статья

Обновлено: 07.05.2024

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки. В статье рассказываем о транспортном налоге для физлиц, включая ИП.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам, если это разные люди.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для человека с инвалидностью. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Дальше мы будем говорить об автомобилях, но правила универсальные для всех транспортных средств.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам автомобилей не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

При исчислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Расчет транспортного налога для Тойоты с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Хабаровске и владел машиной весь 2020 год

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, сколько его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но регионы могут их менять, например уменьшить или увеличить, но не более чем в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Плательщиками транспортного налога признаются организации, в том числе бюджетные (п. 1 ст. 307-1 НК).

Учет транспортного налога

Бухгалтерский учет

Несмотря на то что транспортный налог исчисляется в целом за календарный год, в бухучете его начисление производится ежемесячно (ст. 307-6 НК; ч. 2 п. 2, ч. 2 п. 32 Инструкции N 102; письмо Минфина N 15-1-21/5503):

в коммерческих организациях:

— по Д-ту счетов 20, 23, 25, 26, 44 — суммы транспортного налога, исчисленного по транспортным средствам, используемые в деятельности организации, в том числе для осуществления производственной, торговой, торгово-производственной, управленческой деятельности. Данные расходы относятся к расходам по текущей деятельности организации (п. 23, 26 — 28, 35 Инструкции N 50; п. 7 и 8 Инструкции N 102);

— Д-ту счета 90-10 — суммы транспортного налога, исчисленные по транспортным средствам, неиспользуемым в деятельности организации, а также по переданным в аренду, если передача в аренду является для организации прочей текущей деятельностью (ч. 1, 19 п. 70 Инструкции N 50);

— Д-ту счета 91-4 — суммы транспортного налога, исчисленные по транспортным средствам, переданным в аренду, если передача в аренду относится к инвестиционной деятельности организации (ч. 1, 9 и 10 п. 71 Инструкции N 50).

в бюджетных организациях:

— Д-ту счета 211 — суммы транспортного налога при его финансировании за счет средств от приносящей доходы деятельности согласно расходной части внебюджетной сметы (ч. 1 п. 11 Инструкции о бухучете расходов N 157; вопрос 1, 2 письма Минфина N 15-1-21/5503);

— по Д-ту счета 411 — суммы транспортного налога при его уплате за счет внебюджетных средств в части превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации (вопрос 4 письма Минфина N 15-1-21/5503).

Налог на прибыль

Исчисленный транспортный налог включается в затраты по производству и реализации (ст. 307-10 НК).

Сумма транспортного налога определяется на основании данных бухучета (ст. 307-10, п. 1 ст. 170, п. 1 и 2 ст. 39 НК).

На основании разъяснений специалистов МНС у организации имеется два варианта включения транспортного налога в затраты по производству и реализации (п. 2 письма МНС N 2-2-11/00769):

1) в сумме исчисленного транспортного налога за отчетный квартал исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и ставок налога (п. 1, 4 и 5 ст. 307-7 НК);

2) в I, II и III кварталах — в сумме авансовых платежей за эти кварталы соответственно; в IV квартале — в сумме разницы между годовой суммой транспортного налога, отраженной в декларации по транспортному налогу и суммой авансовых платежей за I — III кварталы (п. 8 ст. 307-7, п. 4 ст. 307-8 НК).

Организации самостоятельно определяют порядок включения суммы транспортного налога в затраты по производству и реализации.

Включение в затраты суммы транспортного налога не зависит от целевого назначения транспортных средств, по которым он исчисляется, а также участия их в процессе производства (п. 2 письма МНС N 2-2-11/00769).

Пример

По состоянию на 1 января у организации, занимающейся торговой деятельностью, имеется два грузовых автомобиля, один из которых не эксплуатируется вследствие длительного ремонта. Оба транспортных средства являются объектом обложения транспортным налогом. Годовая сумма транспортного налога составила 278 руб. по каждому автомобилю, ежемесячная — 23,17 руб. (278 / 12). Авансовый платеж за 1 квартал равен 139 руб. (278 х 2 / 4).

В феврале организация приобрела и зарегистрировала в ГАИ еще один грузовой автомобиль. В этом же месяце автомобиль введен в эксплуатацию для осуществления торговой деятельности. Годовая сумма транспортного налога по нему составила 231,66 руб. (278 х 0.8333, где 0,8333 — коэффициент по периоду владения автомобилем, рассчитанный как 10 мес. / 12 мес.). Сумма налога за месяц — 23,17 руб. (231,66 / 10).

Записи в бухучете

При отражении транспортного налога исходя из наличия транспортных средств за отчетный месяц и ставки налога.

Вариант 1. При налогообложении прибыли транспортный налог отражается в сумме, определяемой исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению в каждом месяце, и ставок налога.

В квартальной декларации по налогу на прибыль отражается в составе затрат по производству и реализации (показатель строки 2 раздела I части I) — 162,19 руб. ((23,17 х 2) + (23,17 х 2) + (23,17 х 3)).

Вариант 2. При налогообложении прибыли транспортный налог отражается в сумме авансового платежа за I квартал.

В квартальной декларации по налогу на прибыль отражается в составе затрат по производству и реализации (показатель строки 2 раздела I части I) — 139 руб.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

image_pdf
image_print

Налоговое законодательство устанавливает, что налог обязаны уплачивать все юридические лица, в собственности которых есть транспортные средства.

Прекращение обязанности возможно только в том случае, если ТС снято с регистрационного учёта или уничтожено. Но оба эти факта нужно подтвердить документально, иначе ФНС не возьмёт их во внимание.

То есть сбор всё равно придётся платить, даже если организация давно не пользуется техникой, передала её в аренду или внесла в уставной капитал другой компании.

Но есть одно исключение – фирма освобождается от уплаты транспортного налога, если техника была реализована по причине исполнительного производства.

Сбор взимается с большинства судоходных, водных и воздушных транспортных средств. Но у некоторых юрлиц есть возможность сэкономить. К примеру, закон освобождает от уплаты владельцев морских платформ, специальной техники для с/х деятельности, промысловых судов.

Инструкция, как рассчитать транспортный налог

Транспортный налог рассчитывается по формуле:

  • НБ – налоговая база
  • НС – налоговая ставка, актуальная на момент уплаты

Формула усложняется, если компания:

  • вносит авансовые платежи
  • хочет воспользоваться налоговыми льготами
  • применяет разные коэффициенты

Если совпадают все три условия, указанные выше, расчёт выглядит так:

ТН = НБ х НС х Кв х Кп — НЛ — АП, где:

  • Кв – коэффициент владения ТС
  • Кп – повышающий коэффициент
  • АП – авансовые платежи
  • НЛ – льготы, на которые имеет право плательщик

Это полная формула, но она может меняться в зависимости от ситуации.

Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.

Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.

Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.

Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:

  • базы налогообложения
  • возраста техники
  • категории ТС
  • экологического класса

Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.

Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:

Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.

Пример расчёта

Расчёт, производимый только с основными значениями, очень простой. К примеру, в собственности компании в течение 2020 года находился легковой автомобиль с мощностью 145 л.с, что является базой налогообложения. Налоговая ставка в регионе составляет 35 рублей.

Умножаем два показателя и получаем размер транспортного налога:

145*35 = 5 075 рублей

Столько организации нужно заплатить без учёта авансовых платежей, применения льгот и коэффициентов.

Авансовые платежи и итоговый ТН

Периодичность внесения авансовых платежей зависит от того, установили региональные власти отчётные периоды или нет. Если да, то платить требуется ежеквартально, если нет, то – по итогам года.

Вносят авансы равными частями. Применяемая для их расчета формула следующая:

По итогам года ТН рассчитывается за вычетом авансовых платежей:

Пример расчёта

Фирма в течение всего 2020 года имела в собственности легковую машину с мощностью двигателя 150 л.с, что и считается налоговой базой. Ставка в регионе составляет 10 рублей.

Сначала рассчитывается размер налога:

150*10=1500 рублей

Потом с него определяется авансовый платёж:

¼*1500=375 рублей

Итоговый транспортный налог с учётом авансов, вносимых каждый квартал (то есть 3 раза), рассчитывается так:

1500- (375*3)=375 рублей

Учёт коэффициента владения ТС

Расчет коэффициента производится по отдельной формуле:

Кв = количество полных месяцев владения ТС/число месяцев в отчетном периоде

Как учитывается неполный месяц владения ТС?

Как было сказано выше, если юридическое лицо имеет ТС в собственности неполный период, нужно применять коэффициент владения. Разберем, как все это учитывается, на примере.

Компания 10 марта 2020 года зарегистрировала свой легковой автомобиль мощностью 150 л.с. (это НБ). Налоговая ставка в регионе составляет 10 рублей. Как же в этом случае рассчитать аванс за первый квартал и транспортный налог по итогам года?

  • автомобиль поставлен за учет в периоде с 1 по 15 число месяца (включительно)
  • авто снято с учета в период с 16 по 30 (31) число месяца (для февраля с 16 по 28/29)

Сначала рассчитываем коэффициенты владения:

  • первый квартал – 0,3333 (1 месяц владения/3 месяца отчетного периода)
  • по итогам года – 0,8333 (10 месяцев/12 месяцев)

Затем переходим к авансовым платежам:

  • первый квартал – ¼*150*10*0,3333=125 рублей
  • второй – ¼*150*10=375 рублей
  • третий – ¼*150*10=375 рублей

Наконец, считаем итоговую сумму транспортного налога:

150*10*0,8333 — (125+375+375)=375 рублей

Не нужно забывать, что сумма ТН округляется до рубля, если выходит больше 50 копеек.

Что такое повышающий коэффициент?

Налоговое законодательство обязывает применять повышающий коэффициент (Кп), если в собственности компании есть легковой автомобиль высокой стоимости. Данное значение зависит от средней цены и возраста машины.

Список автомобилей, при расчёте налога на которые нужно применять Кп, опубликован на официальном сайте Минпромторга. Каждый год этот перечень обновляют. Новую версию можно посмотреть не позже 1 марта.

Расчёт ТН с учётом Кп производится по следующей формуле:

Аванс считают так:

Пример расчёта

У фирмы в собственности весь 2020 год находился легковой автомобиль марки BMW 340i xDrive Gran Turismo с мощностью 326 л.с.(НБ), стоимостью 3 200 000 рублей. Налоговая ставка в регионе составляет 150 рублей. В соответствии с перечнем Минпромторга повышающий коэффициент для такой машины равняется 1,1.

¼*326*150*1,1=13 448 рублей

Итоговый транспортный налог:

(326*150*1,1) – (3*13 448)=13 446 рублей

Кто имеет право на налоговые льготы?

В статье 358 НК РФ закреплён список ТС, за которые юридические лица не обязаны платить налог. Но власти в регионах вправе устанавливать ещё дополнительные льготы.

К примеру, в столице сбор не уплачивают компании, которые занимаются перевозками пассажиров на городском транспорте. В Санкт-Петербурге фирмы, имеющие в собственности плавучие доки, платят налог меньше на 50%.

Узнать, есть ли в вашем регионе льготы, можно в налоговой службе.

При расчёте размер льготы вычитается из размера транспортного налога. Полученную в итоге сумму нужно заплатить в ФНС.

Сроки и способы уплаты ТН

В 2021 году юридические лица обязаны уплатить транспортный налог до 1 марта следующего года, а авансовые платежи – до последнего числа месяца, идущего за истекшим кварталом.

Внести платёж можно в налоговую инспекцию по месту нахождения компании-владельца или её обособленного подразделения. Но есть исключение – за водные суда, кроме маломерных, требуется платить в ФНС по месту их регистрации.

Нужна ли декларация по ТН?

Если гражданин посчитал сбор сам, и его результат расходится с ФНС, можно отстоять свою позицию, если она верна. Потребуется обосновать правильность самостоятельного расчёта документально. Налоговая служба отводит на оспаривание 10 суток с момента получения оповещения о сумме транспортного налога.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 29 декабря 2016 г. N 03-05-06-04/78983 Об особенностях исчисления и уплаты транспортного налога


Обзор документа

Письмо Минфина России от 29 декабря 2016 г. N 03-05-06-04/78983 Об особенностях исчисления и уплаты транспортного налога

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о транспортном налоге, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.

Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога, обязаны платить законно установленный главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог.

Кроме того, сообщается, что согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Согласно пункту 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства.

Установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (статьи 1 и 3 Кодекса).

Одновременно сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2011 года в связи с повышением акцизов на нефтепродукты в целях снижения нагрузки на владельцев автотранспортных средств уменьшены ставки транспортного налога в два раза.

Так, для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (до 147,1 кВТ) налоговая ставка уменьшена с 15 до 7,5 рублей.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации следует, что, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая в соответствии со статьями 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 N 372-О-П).

Обзор документа

Минфин России напоминает, что вопрос об установлении размеров ставок транспортного налога находится в компетенции законодательных (представительных) органов регионов.

Объектом налогообложения признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства.

Установленная налоговая база в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: