Расчетный счет без налоговой

Обновлено: 18.05.2024

Одной из аксиом в науке грамотного начала собственного дела является необходимость внимательного изучения системы и правил налогообложения. Овладеть этими знаниями желательно еще до регистрации себя в качестве индивидуального предпринимателя.

Необходимо досконально разбираться в налогах, которые взимаются с выбранной вами категории ИП. Но не переживайте. Если пока знаете не всё об оплате налогов ИП, разберемся в основополагающих принципах вместе.

Какие налоги взимаются с индивидуального предпринимателя?

Сборы в государственную казну, которые оплачивает ИП, делятся на 3 группы:

  • оплата страхования, вне зависимости от вида предпринимательства и системы налогообложения;
  • налог с доходов, он зависит от вида ИП и системы налогообложения;
  • налог на землю и транспорт при их эксплуатации в процессе деятельности.

Рассмотрим все эти виды сборов в казну так, как они распределены по формам налогообложения ИП. Законодательство РФ установило для этой категории малого бизнеса 5 основных налоговых систем: общую, упрощенную, на вменённый доход, патентную и единый сельхозналог.

Страховые взносы

Страховые выплаты являются одинаковыми для всех категорий ИП. Их два вида: в Пенсионный фонд России и на обязательное медицинское страхование. Алгоритм их оплаты несложный. Каждый индивидуал, как работодатель (хотя бы для себя, если работает без штата), перечисляет часть от своих доходов и доходов работников. Причем эти отчисления не вычитаются из начисленной суммы зарплаты, а добавляются к ней.

В 2019 году отменен принцип зависимости таких взносов от минимального размера оплаты труда. Теперь их рассчитывают соответствующие фонды. Для ПФР отчисление составляет 26 545 руб., для ОМС — 5 840 р. Взносы уплачиваются в текущем году.

Вторая ступень касается только пенсионных взносов и лишь с дохода свыше 300 000 руб. С суммы превышения необходимо заплатить 1%. И сделать это в следующем году, по итогам сдачи декларации о доходах. Крайний срок — до окончания 6-го месяца.

Что касается взносов на зарплату работников, то здесь дело обстоит сложнее. Вам нужно знать, какие применять ставки, когда перечислять деньги, как и когда отчитываться. Поэтому об этих нюансах расскажем в отдельной главе ниже по странице.

Общая система налогообложения

При этой системе индивидуальный предприниматель платит широкий перечень налогов. Основным из них остается налог на доходы физических лиц. Как физическое лицо и субъект хозяйственной деятельности в одном лице, ИП в качестве НДФЛ уплачивает и подоходный налог, и налог на прибыль. Как обычно, при этом действует 13-процентная ставка. Налоговая база — разность от годовой выручки и затрат. Но последние должны обязательно подтверждаться документально.

Если же на расходы вообще нет никаких документов, предприниматель может получить 20%-ный вычет из размера выручки. Затем уже с оставшейся суммы оплатить налог. Запрещено совмещение обоих вычетов: либо 20-процентный, либо — по затратам.

НДФЛ вносится частями: первый аванс (половина предполагаемой суммы) — в начале второго полугодия, остальные — за 3 и 4 кварталы (по четверти). В случае необходимости недостающую по итогам года сумму налога ИП должен платить по окончании отчетного периода. И авансовые, и итоговый взносы рассчитывают органы Федеральной налоговой службы.

Кроме НДФЛ, при ОСНО (общей системе налогообложения) индивидуальный предприниматель может оплачивать и другие налоги, если он:

Из всего вышеперечисленного только НДС — непременный атрибут общей системы налогообложения для ИП. Остальные налоги в разной степени уплачивают и налогоплательщики на упрощенных режимах.

Упрощенная система налогообложения

  1. Доходы, когда 6% перечисляются со всей годовой выручки без учета расходов.
  2. Разница между доходом и подтвержденными затратами, от которой рассчитывается 15%.

На региональном уровне эти ставки могут быть снижены до 1% и 5% соответственно. Аналогично НДФЛ, вначале поквартально уплачиваются авансы (для этого следует ориентироваться на итоги предыдущего квартала), а по окончании года — весь недостающий налог. ИП, выбравший второй тип налогообложения, до окончательной выплаты должен сравнить, какая сумма больше: при вычислении от разницы или от выручки. В казну перечисляют большую.

Единый налог на вменённый доход

  • базовая доходность — выручка за месяц в рублях;
  • физический индекс — зависит от вида деятельности и указан в Налоговом Кодексе (количество рабочих мест, размер торговой площади, количество произведенной продукции и др.);
  • индекс инфляции, ежегодно определяемый законодательно;
  • корректировочный показатель базовой доходности, зависящий от вида деятельности и региона.

Патентная система налогообложения

Её имеют право использовать исключительно ИП. Не на все виды деятельности разрешена такая система. И если вам позволят ее применять, то лишь в пределах региона, где действует территориальный орган ФНС, выдавший патент. Зато можно получить его и на месяц, и на год.

Патентный платеж составляет 6% от предполагаемого дохода. Но самим ИП ничего предполагать не нужно. За них это уже сделала региональная законодательная власть. А налоговики обязаны извещать об ожидаемых суммах оплаты.

Порядок оплаты зависит от требуемого срока. Когда патент запрашивается на срок до 6-и месяцев, следует оплатить его до окончания действия. Если же необходимый срок больше (разрешено до 12-и месяцев), плату можно разделить на две части. Одна треть стоимости должна быть внесена до истечения 90 дней с начала действия. Две оставшиеся — до окончания действия разрешения.

Единый сельскохозяйственный налог

Выплаты по наёмным работникам

Когда ИП принимает на работу первого сотрудника, предприниматель превращается в налогового агента по уплате НДФЛ. Другими словами, с этого времени ИП должен рассчитать, удержать и оплатить подоходный налог. К тому же, теперь на нем месячные, квартальные и годовые отчеты по этому направлению, а также перечисление страховых взносов в соответствующие фонды.

Только по фондам страхования необходимо рассчитать и внести:

  • пенсионные взносы — 22%;
  • взносы в соцстрах — 2,9%;
  • оплату медстраховки — 5,1%;
  • оплату страхования от травматизма — 0,2–8,5% (устанавливается от вида занятий ИП).

Естественное желание не раздувать штат (на единицу штатного бухгалтера) здесь вступает в противоречие с одним из основных законов бизнеса. Руководитель всего проекта должен уметь делегировать часть своей нагрузки, а не пытаться тянуть весь воз на себе. В данном случае наилучшим вариантом будет приглашение удалённого бухгалтера.

Где и как можно оплатить налоги ИП?

Оплатить все налоги ИП может через территориальные органы ФНС, за исключением страхования от травматизма, которая оплачивается через Фонд социального страхования.

Существует несколько возможностей оплатить все взносы:

Если говорить об интернет-оплате, то данная форма фискальных отношений переживает бурное развитие. Сервисов по онлайн-оплате самых различных сборов в госбюджет появляется всё больше. Главное — не ошибиться в выборе. А для этого следует пользоваться только теми из них, которые проверены ФНС.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.


Будущие предприниматели с помощью Сбербанка могут официально зарегистрировать свою деятельность. Кредитная компания предлагает полный комплекс услуг по обслуживанию ИП, начиная с момента создания и открытия расчетного счета. Специальный сервис поможет с оформлением документов для налоговой инспекции, с выбором системы налогообложения. Дополнительно новые ИП получают бонусы от кредитной компании и от ее партнеров.

Требования к ИП

Чтобы зарегистрировать свое дело, будущий предприниматель должен соответствовать следующим требованиям:

Физлица, работающие по трудовому договору на предприятии или у другого ИП, имеют право дополнительно самостоятельно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. ИП имеет право являться учредителем, участником ООО.

Какие данные нужны для регистрации?

Чтобы зарегистрировать ИП, потребуются следующие документы и сведения:

  • Паспорт заявителя;
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины. Величина госпошлины составляет 800 руб.;
  • Заявление установленного образца;
  • При регистрации через представителя, потребуется нотариальная доверенность, подтверждающая его полномочия, и его паспорт;
  • Если предпринимателем регистрируется иностранный гражданин дополнительно должны быть представлены: копии разрешения на пребывание, вида на жительство, документ о регистрации;
  • Свидетельство ИНН;
  • Заявление на установление налогового режима;
  • В отдельных случаях требуется предоставить справку об отсутствии судимости. Например, при осуществлении деятельности, связанной с детьми, образовательной деятельности.

При регистрации ИП через Сбербанк заявления, бланк квитанции на оплату госпошлины, будут сформированы автоматически, это позволит избежать ошибок при заполнении.

Если заявление подписывается с помощью электронной цифровой подписи, заявитель освобождается от уплаты госпошлины.

Как работает программа?

Процедура состоит из нескольких этапов.

Заведение данных

Чтобы сервис помог выбрать систему налогообложения согласно видам деятельности, заявитель должен заполнить личные и контактные данные:

  • Ф.И.О., место и дата рождения;
  • Пол;
  • Данные паспорта;
  • Номер телефона, адрес электронной почты;
  • ИНН;
  • Место жительства;
  • Виды деятельности;
  • Система налогообложения;
  • Выбор пакета слуг в Сбербанке.



Поля, помеченные красной звездочкой обязательны к заполнению.

Следует быть предельно внимательным, вводя необходимые сведения. Если документы заполнены с ошибками, выявлены несоответствия, налоговая инспекция откажет в регистрации.

Подготовка документов

После ввода информации, сервис формирует заявления в автоматическом режиме.

Полученные документы проверяются, скачиваются и распечатываются для представления в налоговую службу. Адрес обращения будет предоставлен пользователю в системе. В небольших населенных пунктах документы подаются в районную ИФНС по месту жительства, в мегаполисах, функции могут осуществлять уполномоченные регистрирующие инспекции.

Далее документы ИП будут переданы по каналам внутренней связи в ФНС по месту жительства физического лица, где он будет поставлен на учет. Одновременно ставится в известность Пенсионный Фонд и отделение Росстата.

Если клиент приходит в Налоговую инспекцию самостоятельно, он там подписывает заявление, после проверки его личности с паспортом уполномоченным лицом. При подаче документов через уполномоченное лицо, заявление подписывает заявитель, его подпись должна быть заверена нотариально. Также нотариальное заверение требуется при подаче документов на регистрацию по почте.

Инспектор принимает документы и заявителю передается соответствующая расписка, где указывается срок регистрации. Стандартно зарегистрироваться в качестве ИП можно за 3 дня со дня подачи всех документов.

Если у заявителя есть ЭЦП, он сможет подать документы можно электронным путем.

Открытие счета в Сбербанке

После получения документов о регистрации, можно обращаться в банк с заявлением об открытии счета. Предприниматель может открыть счет как в Сбербанке, так и в любой другой по своему усмотрению.

Как открыть расчетный счет?

ИП должен посетить представительство банка. Чтобы сократить время ожидания обслуживания, не стоять в очередях в банке, клиентам предлагается подать заявку для согласования времени и даты визита. Менеджер свяжется с заявителем и согласует встречу:



Дополнительным сервисом от Сбербанка является возможность договориться о встрече сотрудника банка и ИП в месте, удобном для клиента, например, в его офисе, на квартире, чтобы подписать документы. Предварительно менеджер банка расскажет по телефону о необходимых документах и согласует место и время встречи. Процедура займет не более 1 часа, пользоваться счетом можно будет сразу же, одновременно подключаются интернет-банк, смс-информирование. Воспользоваться услугой можно в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Новосибирске и т. д. Полный список городов, где работает услуга, можно узнать на сайте банка по ссылке.

Как открыть расчетный счет в офисе банка:

  • Если есть необходимость, предварительно зарезервировать счет. Документы можно будет представить в банк в течение 1 месяца;
  • Собрать все требуемые документы и сведения;
  • Выбрать, каким пакетом услуг удобнее пользоваться. Можно подключить дополнительные сервисы: интернет-банкинг, Самоинкассацию и т. д.;
  • Банк проверяет документы ИП и открывает возможность пользования полным функционалом расчетного счета.

Клиенты могут зарезервировать счет в банке сразу после получения документов о регистрации. Для этого заполняется специальная форма:

  • Указывается тип счета;
  • Информация об ИП: ОГРН, ИНН;
  • Номер контактного телефона;
  • Адрес электронной почты.



ИП будет предоставлен номер счета, который сразу можно указывать в договорах поставки, в аукционной документации, совершать по нему приходные операции. Расходные операции по счету станут доступны только после открытия счета в банке.

В кредитной организации можно открыть расчетный счет предпринимателю через интернет даже если он первый.



  • Имеют биометрический паспорт, выданный не ранее 2009 года;
  • Есть СНИЛС и гражданский паспорт;
  • Наличие смартфона с Android от 5.0 и NFC-технологией.

Как открыть счет в системе Сбербанк ID:

  • Войти в систему, ввести учетные и персональные данные;
  • Изучить предлагаемые пакеты услуг и выбрать оптимальный;
  • Ввести данные в предлагаемую анкету-заявление;
  • Документы подписываются электронной подписью в приложении ID Point;
  • Приходные операции по счету можно выполнять сразу, расходные будут доступны после проверки клиента кредитной компанией.



Новые клиенты могут сначала зарегистрироваться в системе, затем открывать счет как ИП.

Открыть второй счет ИП можно через интернет, без посещения представительства банка. Порядок действий в этом случае будет следующим:

  • В системе Сбербанк Бизнес онлайн создается запрос на интернет-открытие расчетного счета;
  • Выбирается пакет услуг, валюта счета;
  • Запрос отправляется на рассмотрение;
  • После обработки запроса клиент получает оповещение об открытии счета и подключения его к сервису Сбербанк Бизнес Онлайн с возможностью осуществления расходных операций.

Какие документы нужны для открытия?

Сбербанк не требует, чтобы ИП в обязательном порядке предоставляли в банк бланк Свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет. Запрос в налоговую службу кредитная организация осуществляет самостоятельно.

  • Паспорт ИП;
  • Выписка из ЕГИП;
  • При открытии счета доверенным лицом, должна быть доверенность на управление им и оригинал его паспорта;
  • Иностранный гражданин предоставляет документ, подтверждающий легальное нахождение на территории РФ;
  • Если клиент будет пользоваться электронным документооборотом потребуется СНИЛС;
  • Чтобы работать с Госзаказами, необходимо представить госконтракт.
  • Если деятельность предпринимателя требует лицензирования, предоставляются соответствующие лицензии и разрешения.

Тарифы и стоимость открытия

Банк предлагает предпринимателям и ООО на выбор несколько пакетов обслуживания, которые отличаются возможностями и стоимостью:

Бесплатные возможности в месяц

Величина комиссии при исчерпании лимита по платежам

Для сезонного бизнеса

590, если отсутствуют операции, 0 руб.

Совершение 5 платежей; Пополнять счет можно на 50 тыс. руб.;

Без комиссии ФЛ можно перевести 150 тыс. руб.

49 руб. с 6-го платежа

Отсутствие ежемесячных платежей

Переводы ФЛ 150 тыс. руб.;

3 платежа клиентам других банков;

Предоставляется моментальная бизнес-карта, с бесплатным обслуживанием в первый год

199 руб., начиная с 4-го

Минимальный тариф на внесение наличных

Внесение наличных 100 тыс. руб.;

Переводы ФЛ 150 тыс. руб.

8 руб. при платеже внутри банка, 32 руб. в другие банки

Перенос остатка по платежам на следующий месяц

150 тыс. руб. переводы ФЛ

6 руб., начиная с 51-го

Большое количество возможных операций

Все платежи клиентам Сбербанка;

100 платежей в другие банки;

300 тыс. руб. переводы ФЛ;

500 тыс. руб. внесение и снятие наличных;

Премиальная бизнес карта с бесплатным обслуживанием

100 руб. за платеж в другие банки, со 101-го

За открытие счета комиссия отсутствует. Полные тарифы за обслуживание счета размещены на сайте банка по ссылке.

В таблице приведены тарифы для Москвы, в других регионах они могут отличаться.

По всем тарифам пользователи могут бесплатно оплачивать налоги, совершать платежи во внебюджетные фонды, получать выписки, пользоваться интернет-банком.

Если клиенту сложно самостоятельно выбрать пакет обслуживания, он может обратиться к специальной форме по подбору тарифа для бизнеса.



Пользователи, подключающие любой из пакетов на обслуживание, получают хорошие привилегии:

  • Открыть расчетный счет можно, не посещая представительства банка;
  • За открытие счета не взимается комиссия;
  • Предоставляется бесплатный интернет-банк, работающий на всех устройствах;
  • Удобный мобильный банк, позволяющий управлять картами и счетами с мобильного телефона, дающий возможность совершать платежи в любое время, находясь в любом месте, не быть привязанным к стационарному компьютеру;
  • Использование электронного документооборота;
  • Дистанционный выпуск электронной подписи;
  • Круглосуточная поддержка.

ИП могут пользоваться онлайн-бухгалтерией, электронным документооборотом, услугами эквайринга, размещать средства онлайн, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и т. д. Банк постоянно подключает новые сервисы, позволяющие вести бизнес просто и удобно.



Бонусы от партнеров

Открывая расчетный счет в кредитной организации, предприниматели получают бонусы от компаний-партнеров:

  • Подключение пакета 1С БизнесСтрат, включающий сдачу отчетов онлайн, формирование первичной документации, расчет зарплаты, больничных, отпускных, круглосуточная поддержка. Первый год пользования бесплатный;
  • Запуск рекламной компании +15000 руб. Привлечение новых клиентов через рекламу на Яндекс.Директ с помощью промо-кода;
  • 10000 руб. на первую рекламную акцию ВКонтакте;
  • Бонус за продвижение бизнеса на платформеSolomoto;
  • Услуги сервиса учета финансов для малого бизнеса;
  • Другие бонусы.

Ознакомиться со всеми предложениями можно на сайте Сбербанка по ссылке.



Выбор бонуса остается за клиентом.

Преимущества наличия счета

Законодательно ИП могут не открывать расчетный счет в банке. Однако для деятельности он будет необходим в следующих случаях:

  • При заключении ИП договоров на сумму, превышающую 100 тыс. руб.;
  • При заключении госконтрактов;
  • Для участия в аукционах, тендерах;
  • Для осуществления операций, попадающих под валютный контроль.

Предприниматели, имеющие расчетный счет, получают следующие преимущества:

  • Рассчитываться с контрагентами, оплачивать взносы в пенсионный фонд и по медицинскому страхованию, налоги, можно без посещения офиса банка;
  • Возможность участия в зарплатном проекте;
  • Получение кредитов по специальным программам для клиентов;
  • Клиенты банка могут пользования дополнительными сервисами, которые предлагает кредитная организация;
  • Пользоваться услугами эквайринга;
  • На первую компанию интернет-рекламы можно получить до 100 тыс. руб.;
  • Повышение статуса ИП.

Расчетная система Сбербанка надежна, совершать операции безопасно. Клиенты кредитной организации могут пользоваться дополнительными сервисами компании, позволяющими вести бизнес выгодно:

Блокировка счета налоговой в 2021 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать

Современный бизнес сложно представить без расчетного счета и безналичных расчетов. Даже заработная плата сегодня в большинстве случаев выдается не через кассу, а направляется со счета работодателя напрямую на карточки работников. Поэтому блокировка счета становится большой проблемой. Под удар в такой ситуации попадает значительная часть хозяйственной жизни: нельзя рассчитаться с контрагентами и сотрудниками, заплатить налоги и т.п. Избежать этого можно, если знать, в каких случаях возможна блокировка счета в 2021 году, и как правильно действовать, чтобы быстрее снять ограничения.

Как на сайте ФНС проверить наличие ограничений по счету

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку

Причины введения ограничений по счету

ВАЖНО

За непредставление промежуточной отчетности, даже если она называется декларацией (например, по налогу на прибыль), а также бухгалтерской отчетности счета не блокируются. Об этом неоднократно заявляли чиновники Минфина (письма от 04.07.13 № 03-02-07/1/25590 и от 19.08.16 № 03-11-03/2/48777) и ФНС (п. 20 приложения к письму от 17.04.17 № СА-4-7/7288@).

СПРАВКА

К числу лиц, обязанных отчитываться в электронном виде, относятся крупнейшие налогоплательщики, а также организации и ИП, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 100 человек. Кроме того, это вновь созданные организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Наконец, это почти все организации и ИП, которые сдают декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ), а также те, кто выплачивает доходы более чем 10 физлицам в год (п. 2 ст. 230 и п. 10 ст. 431 НК РФ).

Чем грозит блокировка расчетного счета

Что делать, если заблокирован расчетный счет

После того, как выяснена причина ареста, можно предпринимать меры, направленные на разблокировку счета.

Как разблокировать расчетный счет

По общему правилу, решение об отмене ареста счета принимается инспекцией в течение следующего дня после получения документов, подтверждающих устранение причины блокировки. Еще один день требуется для передачи этого решения в банк. Таким образом, ограничения по счету должны быть сняты через два рабочих дня после того, как налогоплательщик совершил необходимые действия (п. 3.1, 3.2 и 4 ст. 76 НК РФ).

Но в некоторых случаях освободить счет от ареста вышеуказанным способом не получится. Это может быть следствием как специфики причины блокировки, так и неправомерности действий ИФНС. В этих ситуациях нужно поступить следующим образом.

Если же арест счета стал следствием ошибок или неправомерных действий инспекции, то единственный способ снять ограничения — обжаловать соответствующее решение.

Как оспорить решение о блокировке счета

Решение ИФНС о приостановлении операций по счету можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, то есть в управление ФНС по субъекту РФ. Для этого надо подготовить письменную жалобу с изложением всех мотивов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о незаконности решения. В жалобе нужно указать данные о налогоплательщике (ФИО и место жительства — для ИП, наименование и адрес — для организации), и сообщить сведения об обжалуемом решении (дата, номер, данные об ИФНС и лице, подписавшем решение). Также необходимо отметить, что вы требуете признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Помимо этого, нужно обозначить, в каком виде вы хотите получить решение по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет.

Жалоба подписывается руководителем организации (лично ИП) или другим уполномоченным лицом (по доверенности). Жалоба вместе со всеми прилагаемыми к ней документами (включая доверенность) сдается в инспекцию, которая приняла решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Сделать это можно в том числе в электронном виде через ТКС (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС от 20.12.19 № ММВ-7-9/645@).

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно

Бывает, что налоговая заблокировала счет, поэтому бизнес не может проводить операции. Рассказываем, как понять причину блокировки и быстро ее снять.

Александр Кортель

Александр Кортель

Бывает, что государственные органы блокируют расчетный счет компании или ИП, поэтому бизнес не может проводить часть операций. Чаще всего заблокировать счет могут судебные приставы или налоговая. В этой статье рассмотрим только ограничения от налоговой: какими они бывают и как быстро от них избавиться.

Зачем налоговая блокирует расчетный счет

Налоговая следит за тем, чтобы бизнес вовремя сдавал отчетность и платил налоги. Если не делать это в срок, налоговая принимает меры: например, может полностью или частично заблокировать расчетный счет.

Смысл блокировки в том, чтобы предприниматель или компания как можно быстрее решили вопросы с налоговой. Пока долг не погашен, деньги будут автоматически списываться на счет налоговой или предприниматель не сможет никому переводить деньги.

Расчетный счет в Тинькофф

Откроем расчетный счет для ИП или ООО:

Что происходит с деньгами во время блокировки

Есть два вида блокировки: ограничение на сумму долга или полное ограничение операций по счету. При первой деньги будут списываться в пользу налоговой, при второй — останутся на счете компании или ИП, но ими нельзя будет свободно распоряжаться.

Блокируется сумма долга. При таком виде ограничений налоговая отправляет в банк информацию с суммой долга — выставляет инкассовое поручение на счет. По этому поручению банк обязан перевести сумму долга со счета предпринимателя или компании на счет налоговой. Если денег не хватает, счет будет заблокирован до тех пор, пока весь долг не спишется в пользу налоговой.

Например, на расчетном счете компании есть 300 000 ₽, а долг по налогам — 100 000 ₽. В этом случае компания сможет свободно пользоваться 200 000 ₽, а 100 000 ₽ банк спишет в пользу налоговой.

Если же на счете было 40 000 ₽ на момент блокировки, то спишутся только эти деньги. А дальше на счет налоговой станут списываться все будущие поступления, пока не наберется остаток долга — 60 000 ₽.

Блокируется часть исходящих операций по счету. Такое ограничение еще называют полной блокировкой от налоговой. Собрали в таблицу все виды операций, которые можно и нельзя проводить во время полной блокировки.

Что можно и нельзя делать во время полной блокировки счета налоговой

Причины блокировки счета

Есть пять причин, по которым налоговая может заблокировать расчетный счет.

Компания или ИП не платит налоги, сборы, пени и штрафы. Как только налоговая обнаруживает долг, она отправляет бизнесу требование погасить его. Если долг более 500 ₽, требование отправят в течение трех месяцев, если до 500 ₽ — в течение года.

Если не исполнить требование в течение восьми дней с момента получения, налоговая поручит банку заблокировать сумму долга на счете. Без требования счет блокировать не будут.

Если счетов несколько, деньги заблокируют на каждом из них. Например, у компании долг по налогам 30 000 ₽ и два открытых счета. Значит, налоговая заблокирует каждый из счетов на 30 000 ₽, что в сумме составит 60 000 ₽.

Бизнес не сдал налоговую декларацию. Заблокировать счет могут, если не сдать 3-НДФЛ, НДС или любую другую декларацию в течение 20 дней после положенного срока.

Потом налоговая без предупреждения может заблокировать исходящие операции по всем счетам. Чтобы заблокировать счет, у налоговой есть три года. По истечении этого срока заблокировать счет налоговая уже не сможет.

Если срок подачи декларации вышел 1 апреля 2021 года, налоговая может заблокировать счет в любой момент с 21 апреля 2021 года и до 21 апреля 2024 года.

Бизнес не сдал отчетность в электронном виде. По закону бизнес должен сдавать некоторые виды отчетов только в электронном виде — например, декларации по НДС, формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Если опоздать с их подачей на 10 дней и более, налоговая может заблокировать исходящие операции по счету без дополнительных предупреждений.

Бизнес не отправил квитанцию о получении требований от налоговой. Иногда налоговая может высылать бизнесу требования — например, попросить разъяснения об операциях. Это требование она отправляет по почте и дублирует его в электронном виде — через систему ЭДО или в личном кабинете.

Бизнес не прошел проверку налоговой. Бывает, что налоговая проверила компанию, выявила нарушения и выписала штраф. Если налоговая сомневается в том, что компания заплатит штраф, она может заблокировать на счете сумму штрафа, а банк по поручению налоговой спишет эти деньги и отправит их в казну.

Блокировка счета налоговой редко становится неожиданностью — компания или ИП почти всегда сначала получает письмо с требованием заплатить штраф или дать разъяснение. Поэтому если вы получили такое письмо, не откладывайте его в долгий ящик, чтобы избежать ограничений на счете.

Что делает банк во время блокировки

Сам банк не может заблокировать или разблокировать счет — он делает это по поручению налоговой. Показали процесс на схеме.

Процесс блокировки расчетного счета налоговой

Как узнать подробности блокировки

Есть два способа узнать детали блокировки расчетного счета.

В личном кабинете банка или мобильном приложении. Многие банки показывают информацию о блокировке расчетного счета в личном кабинете для бизнеса. Например, в личном кабинете или приложении Тинькофф сразу видно, есть ли блокировка, кто и по какой причине заблокировал счет:

Что делать при блокировке расчетного счета

Чтобы разблокировать счет, сначала нужно узнать причину и выполнить требования налоговой — например, заплатить штраф или передать отчетность. Чтобы ускорить разблокировку, можно принести в налоговую квитанцию об уплате налога.

Если у вас открыт расчетный счет в Тинькофф, вы можете узнать причины и детали блокировки в личном кабинете или приложении. Для этого перейдите к заблокированному счету, откройте постановление о блокировке и посмотрите код с расшифровкой:

Код и причина блокировки расчетного счета в приложении Тинькофф

Так выглядит код основания постановления в личном кабинете и приложении Тинькофф Бизнеса

В таблице собрали коды с расшифровками и рассказали, как устранить блокировку:

Коды блокировок расчетного счета налоговой

При блокировке может возникнуть мысль открыть другой расчетный счет. До 2014 года предприниматели пользовались этой возможностью, но теперь так сделать нельзя — закон запрещает банкам открывать новый расчетный счет для ИП или компании, если на старом есть ограничения от государственных органов.

Что делать, если налоговая ошиблась

Бывает, что налоговая ошибается и блокирует счет, даже если бизнес вовремя сдал отчетность и заплатил все налоги.

Если не помогла и жалоба, придется подавать иск в суд. На время судебного разбирательства можно снять ограничения со счета. Для этого нужно подать ходатайство и приложить доказательства, что блокировки бизнес получит серьезный ущерб — например, не сможет рассчитаться с контрагентами.

Через суд можно не только оспорить ошибку, но и получить компенсацию: она зависит от ставки рефинансирования и заблокированной суммы. Если заблокированы все исходящие операции, ставка начисляется на всю сумму денег на счете.

Формула компенсации за ошибочную блокировку счета налоговой

Допустим, налоговая ошибочно заблокировала счет на 10 000 000 ₽. На конец июля 2021 года ставка рефинансирования составляет 5,5%. Считаем компенсацию за один день блокировки:

Если счет был ошибочно заблокирован на 20 дней, ИП или компания могут претендовать на такую компенсацию:

Насколько целесообразно обращаться в суд, решать бизнесу. Здесь нужно учитывать, какая сумма и на какой срок была заблокирована, насколько серьезные убытки понес бизнес и насколько велико желание судиться с налоговой.

Читайте также: