Основная задача черных клобуков это выплата налогов в пользу князя

Обновлено: 14.05.2024

Облачение священников когда-то произошло от мирской одежды, в том числе и клобуки, но быстро приобрело особые отличия и качества, которые выделяют священнослужителей из общей людской массы. По одежде можно судить о сане священника. Послушника, принявшего постриг и посвященного в первую степень монашества, одевали в камилавку − цилиндр, обшитый черной материей. Камилавка не является исключительно убором для чернецов. Для белых священников бархатная фиолетовая камилавка – награда.
Клобук – головной убор православных служителей церкви, в частности, монахов, их повседневное облачение, в котором можно совершать и некоторые богослужения. Состоит он из высокой камилавки и, как правило, черного покрывала, называемого куколь, ниспадающего до пояса и заканчивающегося тремя концами, символизирующими Святую Троицу.

Патриаршие клобуки

В Поместных Православных Церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. Так, в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквах патриархи, как и все епископы, носят простой чёрный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской церкви Предстоятель носит отличный от прочих епископов сферический белый клобук. В Грузинской церкви Католикос-Патриарх также носит сферический клобук (внешне схожий с куколем Патриарха Московского и всея Руси), но чёрный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской православной церкви.

Чем отличается клобук патриарха

Форму сегодняшнего клобука русская церковь позаимствована у греков в XVII веке. С той поры она почти не претерпела изменений. В современной интерпретации куколь шьется из легкой материи, это может быть шелк. В древности же покрывало служило защитой в непогоду и изготавливалось из плотной ткани. Практическое назначение имели и разделенные концы, ими подвязывали клобук в ненастье под подбородком.
Высоко сановные монахи носят клобук во время церковной службы и вне ее. Архиепископам предписаны черные уборы с нашитыми на них алмазными крестами в оправе из драгоценного металла. Бриллиантовый крест символизирует крепость веры. Канон, предписывающий носить алмазные кресты на камилавке, утвердили в конце XVIII. Епископам не положены кресты на клобуках.

Патриарх всея Руси надевает клобук, отличный от других по форме и цвету. Патриаршая камилавка имеет сферическую форму белого цвета с бриллиантовым крестом на маковце. Лобная часть украшена иконой, на концах куколи вышитые золотом херувимы. У митрополитов простой белый клобук с крестом. Право ношения белых уборов было пожаловано им в 1667 году.

Повседневное облачение священников и монахов символизируют те качества, которыми должны обладать все христиане, которых при Крещении назвали воинами Христовыми.

Белый клобук[ | ]

Белые клобуки с крестом полагаются митрополитам и патриарху. Патриарший клобук (куколь) имеет ряд отличий: форма — в виде сферического колпака, на маковце (вершине) имеется крест, все стороны украшены иконами, на концах куколя золотом вышиты серафимы. Митрополит носит белый клобук с крестом.

Первым епископом, удостоившимся чести ношения белого клобука, был архиепископ Новгородский и Псковский Василий (1329—1352), которому Константинопольский Патриарх прислал кресчатые ризы и белый клобук.

В 1564 Московский поместный Собор принял уложение о праве Московского митрополита носить белый клобук. После установления в 1589 в России патриаршества белый клобук стали носить Патриархи Московские и всея Руси.

Белый клобук новгородского архиепископа является предметом особой легенды — Повести о белом клобуке. Подобно повести о Вавилонском царстве, где образно представлена передача светской власти из Вавилона в Царьград и оттуда к русскому князю, в этой легенде рассказывается о передаче символа духовной власти из Рима в Константинополь, затем в Новгород.

Одежда монаха великой схимы

Монашеская одежда великой схимы состоит из хитона, аналава, рясы, мантии, куколя.

Вместо парамана у монахов великой схимы в облачении имеется небольшой четырехугольный плат со шнурами, на котором изображены страсти Господни. Это аналав. Первоначально его практическим значением было стягивание одежды монаха, чтобы она не мешала во время работы. Аналав знаменует полную смерть для мира и всего мирского.

Головном убором схимонаха является куколь. Он имеет форму остроконечного капюшона, у которого две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Для схимонаха куколь черного цвета. На нем изображены кресты, серафимы и текст Трисвятого.

Кто вы, черные клобуки?

Им нет аналога ни у одного другого народа Земли

Летом 1587 года из недавно построенной крепости Самары вывели истерзанных на дыбе заключенных — за воротами их поджидала виселица. Первым из приговоренных был легендарный казацкий атаман Матвей Мещеряк. Человека такого уровня даже князь Засекин мог казнить лишь с разрешения Москвы. Мы можем только представить, как они встретились взглядами: с одной стороны — герой Ливонской войны, потомок Рюриковичей, недавний основатель Самары, с другой — герой завоевания Сибири, друг и соратник Ермака, его правая рука в великом походе на восток. Эта казнь была показательной — во многом она подводила черту под вековой казачьей вольницей. А Матвей Мещеряк оказался всего лишь жертвой политических интриг, которые вело Московское царство на своих границах с ногайцами.
Эта история о богатырях, разбойниках, первопроходцах — о русских казаках. В первую очередь волжских. О породе людей, которая выплавлялась столетиями, чтобы однажды на историческую сцену вышли такие личности, как Ермак Тимофеевич, Матвей Мещеряк, Иван Кольцо, Богдан Барбоша, их друзья и сподвижники.

Легенда красивая, но это только легенда. Она-то и сбивала с толку многих любителей отечественной истории. Мужика с плугом и полудохлой от трудов праведных кобылой представить легко, и красавца-казака во всеоружии, на коне тоже вообразить нетрудно, а связующего звена между ними не больно и видно.

Конечно, бежали от кабалы и опричнины на окраины Руси русские люди. Уходили все, кому воли хотелось и кто находил в себе силы вырваться из феодальных тисков и политического беспредела. Но вот вопрос, куда попадали они? В чьи земли? К какому этносу прибивались толпы беглых русских людей? В каком горниле они переплавлялись, чтобы и впрямь забыть раз и навсегда о плуге, и пашне, и о нищей полурабской жизни? Чтобы лет через пятьдесят внуки их стали наездниками и капитанами, мастерами любого боя, практически богами войны на величайших просторах Евразии, где догорала былая слава Золотой Орды, где тлели угли разрозненных ханств и утверждалось в боях и неумолимом движении вперед грозное Московское царство.

Но какого? Казаки и сами этого точно не знали.

А мы на этот вопрос ответим.

Просто гвардейцы русских князей — по-другому и не скажешь!

Главным врагом русских, тор-ков и печенегов на долгое время стали половцы. Русские князья с помощью черных клобуков неоднократно отбивали их, пока те не ушли с исторической сцены.

Нахлынув в 1236 году, монголы подчинили себе, изрядно проредив, и булгар с половцами, и русских с их чубастыми пограничниками. Выживших сделали данниками и заставили служить своим интересам.


Часть вольнолюбивых черных клобуков была истреблена, другая поступила к монголам на службу, а третья ушла на запад Руси — служить русско-литовским князьям. На огромной территории Европы создавалось новое государственное объединение, не подчинившееся татарам, — в него вошли Литва, Южная Русь (Украина) и Белая Русь (Белоруссия). Была и Червонная Русь (Западная Украина), доставшаяся Польше.

Нескончаемые раздоры среди вчерашних завоевателей и пополнение новыми людьми будет на руку казакам, которые с каждым годом станут расширять ареал своего обитания. С Днепра они перейдут на Дон, с Дона на Каспий и Волгу. Большинство водных магистралей Руси скоро будут подчинены казакам. Они будут грабить караваны персидских купцов и разорять татарские улусы. На вольной матушке Волге казаки облюбуют самое дикое и недоступное неприятелю место — Девьи (Жигулевские) горы. А излюбленной речкой уже волжских казаков станет река Самара. Ногайцы, хозяева этих мест, боялись рек хуже смерти — струги казаков поджидали их на каждом шагу. Пришла пора кочевникам платить за алчность и жестокость своих предков.

Среди беспощадных и неуловимых волжских атаманов, хозяев Самарской луки, особенно на слуху были четыре имени — Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Богдан Барбоша и Матвей Мещеряк.

Этим четырем легендарным казакам суждено будет писать историю и Средней Волги своего времени, и далекой Сибири.

На ней волжские казаки решали судьбу свою и судьбу земли неведомой, враждебной — Сибири…

Именно так считал сибирский хан Кучум.

Сибирское ханство, до того сидевшее тихо, вдруг резко активизировалось. Дело в том, что в 1563 году сменились его правители. Сибирский хан Едигер был убит и на трон Кашлыка (Искера) сел его старый враг — хан Кучум из рода Шибанидов, прямой потомок Чингисхана. Вот кто люто ненавидел Русь!

Его амбиции отчасти были обоснованны — Ливонская война безжалостно ослабила авторитет Руси. К тому же, как Чингизид, Кучум считал себя истинным царем, а московского правителя -только великим князем. В Казани в эти годы шли антирусские волнения, волжские ногайцы, хоть и враждовали с Кучумом, тоже мечтали избавиться от русского царя. В планы Кучума входило объединение Сибирской и Казахской орды, Казанского ханства и стремительный бросок на северо-запад.

Солепромышленники Строгановы являли собой феномен своего времени — выходцы их простых мужиков оказались настолько предприимчивыми, что основали в Пермском краю практически свою империю, с городками и крепо-стицами до самого Урала. И это в феодальном обществе! Они торговали мехами и поставляли соль, продукт дефицитный и дорогой, всей Руси. Столицей их империи стала Соль Вычегодская. У Строгановых был свой литейный двор — с разрешения государя они отливали пушки и пищали для самообороны. Баснословно богатые, Строгановы добились того, чтобы их земли ввели в опричнину, тем самым обезопасив себя от произвола вездесущих царских псов, и выпросили беспошлинную торговлю на двадцать лет. Но теперь их крепости и промысел крупно страдали от сибирских татар.

Увязший в Ливонской войне русский царь дает разрешение, не задумываясь. Строгановы берутся за дело. Они и прежде поступали хитро — подачками и посулами привлекали на свою сторону народы Приуралья и Зауралья: остяков, хантов, югров, самоедов и прочих. С ногайцами и сибирскими татарами у Москвы до поры до времени был мир, и городки на Каме и вдоль реки Чу-совой, пересекавшей Каменный пояс, благоденствовали.

Пока не пришел Кучум и не стал жечь один город за другим. В 1581-82 гг. из-за Урала было совершено два нашествия — пелым-ского князя Аблыгерыма и сына Кучума царевича Алея. Русских, кого не убивали, уводили в рабство.

Кто же мог пойти к Строгановым воевать с татарами? С целым ханством! Стрельцы уже воевали на западных фронтах. Свои простые мужики в солдаты не годились. Учить военному искусству — долго. Только казаки! А какие казаки ближние? Волжские! К ним Строгановы и направили своих людей — собирать войско.

Историки свидетельствуют, что встреча Строгановских послов и казаков произошла в районе Жигулевских гор. На совете присутствовали главные волжские атаманы — Ермак, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Богдан Барбоша. Восемь лет назад Ермак вернулся с Ливонской войны, где два года воевал за царя-батюшку со своей ватагой, как и другие атаманы. Впрочем, с тех пор, как они, казаки-разбойники, вернулись на родную Волгу, они много чего понатворили на русских реках! И хоть русские купцы тоже страдали от разбойников, досталось от них в первую очередь ногайцам! В 1581 году Иван Кольцо ворвался и в их столицу Сарайчик, на Яике, рядом с Каспием. Сжег город, побил население, остатки увел в рабство. А потом с другими знаменитыми казаками-разбойниками Микитой Паном, Саввой Волдырей перехватили ногайское посольство в районе Самары и Волги и вырезали всех. А посольство направлялось не куда-нибудь — в Москву. Казаки хорошо помнили, как им дозволялись самим царем любые бесчинства, только бы ослабить степняков! Но тут братки прогадали — Москва, сдающая позиции в Ливонии, боялась ссориться с ногайцами. Часть изловленных казаков казнили в русской столице перед ногайскими послами, на героического Ивана Кольцо и оставшихся его людей объявили охоту и приговорили заочно к смерти. Как видно, водились грехи и за Ермаком, если он сразу согласился идти в Сибирь. Все участники этого завоевательного похода, кто пройдет весь путь и выживет, по указу царя амнистировались.

Теперь встал вопрос: кто же возглавит казачье войско? Свободолюбивый разбойник Богдан Барбоша, подумав, вообще отказался от похода, сказав, что не верит царю, и ушел на Яик подальше от московских приказных людей. Матвей Мещеряк был только правой рукой Ермака. Они познакомились в Ливонии, сражались плечом к плечу и сдружились раз и навсегда. Оставались два вождя — сам Ермак и Кольцо. Авторитет этих атаманов был равнозначен. Сходка с небольшим перевесом выбрала Ермака -более мудрого, рассудительного и не имевшего столько грехов перед царем за спиной.

Летом 1582 года волжская флотилия Ермака из Волги вошла в Каму. 540 казаков было у Ермака. Еще триста человек (по некоторым данным) они получили от Строгановых, и, экипировавшись под завязку, запасшись провиантом, 1 сентября отплыли из городков солепромышленников далее.

Скоро казацкая флотилия из Камы вошла в реку Чусовую.

Это была удивительная река! И единственная в своем роде. Змеей она точила себе русло из Азии в Европу, огибая суровые горные хребты Каменного пояса — так издревле звали Уральский хребет.

По Чусовой казаки шли вверх на веслах 200 километров. Иногда по-бурлацки тащили наполненные провиантом и оружием струги на канатах. Этот путь занял у них по разным данным от одного месяца до трех. К концу перехода им открылись предгорья Камня, но уже с азиатской его стороны. Перед волжскими казаками лежала земля неведомая и враждебная — Сибирь.

Читайте также: