Земельный налог проблемы и перспективы развития

Обновлено: 16.05.2024

Данные для цитирования: Ablyakimova E.E., Popova D.O. . АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ (41-44) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. PDF архив. ; ():-.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аблякимова Эльвина Эрнесовна

Попова Дарья Олеговна

Специалист 1 разряда правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, г. Симферополь

В настоящий период развития российского государства и общества наиболее актуальными вопросами являются необходимость совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель и повышения эффективности их использования. В связи с этим, современная юридическая наука занимается активным исследованием земельного налога как одной из основных проблем земельного права. Земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования, который сегодня нуждается в кардинальном реформировании.

At this period of development of the Russian state and society, the most pressing issues are the need to improve the mechanism for ensuring the rational use of land and increasing the efficiency of their use. In this regard, modern legal science is engaged in active research of land tax as one of the main problems of land law. Land tax for the modern Russian state is a key element of the mechanism of paid land use, which today needs to be radically reformed.

Ключевые слова: земельный налог, местный бюджет, кадастровая стоимость, льготы, уплата налога.

Keywords: land-tax, local budget, cadastral value, privileges, tax payment.

Земельный налог, как механизм землеустройства, возник еще в Древней Руси и являлся формой налогообложения земли, поскольку она являлась главным источником государственных доходов [10, с. 66].

В настоящий период развития российского общества и государства актуальны вопросы, связанные с необходимостью совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель, основ регулирования земельных отношений, повышения эффективности использования земель, а так же политика, связанная с разграничением государственной собственности на землю и т. д. В связи с этим, современная юридическая наука занимается изучением наиболее проблемных вопросов земельного права, и земельный налог является одним из таких вопросов.

Сегодня проблема земельного налогообложения является довольно актуальной, потому что, во-первых, земельный налог является одним из основных источников пополнения местных бюджетов, а во-вторых, — это сумма денег, которую землевладелец обязан уплатить за использование земельных ресурсов. Современные исследователи утверждают, что проблема земельного налога заключается в неэффективной системе его исчисления и использования.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог. Объекты земельного налога согласно ст. 389 НК РФ не являются:

«1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектам, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

Глава 31 НК РФ предусматривает налоговые и отчетные периоды для исчисления, уплаты земельного налога и представления отчетности. Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе, определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 4 ст. 12 НК РФ). То есть, путем предоставления налоговых льгот можно регулировать земельные отношения.

Важно, что налогоплательщики-организации самостоятельно рассчитывают сумму налога. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно рассчитывают сумму налога только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Стоит отметить, что хотя плательщиком земельного налога по закону является лицо, указанное в реестре как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненно наследуемого владения на соответствующий участок, являющийся объектом налогообложения, но факт отсутствия государственной регистрации не должен являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Поскольку государственная регистрация прав на землю является обязательной, но носит заявительный характер, создается прецедент, когда права на землю не регистрируются в соответствии с законом в течение длительного времени. Местные органы власти должны контролировать данную ситуацию: вести разъяснительную работу с населением, отслеживать количество граждан, которые зарегистрировали права. Граждане обязаны знать, что они совершают неумышленные и умышленные налоговые правонарушения, не регистрируя своих прав на земельные участки. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ налоговые органы вправе взыскать штраф соответственно в размере 20% и 40% от неуплаченной суммы налога.

В заключение хочется отметить тот факт, что на сегодняшний период развития российского общества и государства требуется реформирование в подходе к определению земельного налога. В целях совершенствования правового регулирования, установления и взимания земельного налога и повышения его экономической эффективности и целесообразности необходимо сделать следующее:

— органы местного самоуправления должны подходить к определению ставки земельного налога целесообразно, то есть должно быть экономическое обоснование ставок земельного налога;

— нормативно закрепить на уровне федерального закона методологические основы установления арендной платы и земельного налога за пользование земельными участками в процентах от кадастровой стоимости земельных участков;

— усовершенствовать взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления для разработки программ реформирования земельного налога и внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации;

— разработать методологические основы для установления налоговых льгот по уплате земельного налога для органов местного самоуправления, что обеспечило бы поддержание и развитие эффективного и целесообразного использования земель.

Совершенствование методики кадастровой оценки земель также имеет большое значение, но ее следует проводить с учетом уровня жизни населения, спроса на земельные участки, потребности в качественных параметрах земли (весь комплекс факторов, влияющих на землепользование).

На основании изложенного, можно сделать вывод, что земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования. Последовательное и систематическое осуществление мер по совершенствованию земельных отношений может оказать развивающее и стимулирующее государственное воздействие на экономику страны, ее регионов и муниципальных образований и улучшить инвестиционный климат. Необходимо, чтобы и государство, и хозяйствующий на земле субъект стали эффективными владельцами и пользователями земли. Без этого рациональное использование земли как важнейшего производительного ресурса и основы жизни и деятельности народов России невозможно.

Для создания условий устойчивого экономического развития страны одной из важнейших целей государственной политики становится вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, являются нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей за землю. Актуальность решения данных проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц.

Переход к исчислению земельного налога вместо фиксированных платежей за единицу земельной площади существенно изменил систему налогообложения собственников земельных участков и многие элементы этого платежа. В частности, налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка вместо использования в качестве налоговой базы площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов. Кадастровая стоимость земельного участка, учитывая качество земли, дает возможность осуществить более справедливое изъятие земельного налога с учетом рентной составляющей. В связи с тем, что земельный налог полностью поступает в местный бюджет, она также способствует усилению заинтересованности местных органов власти в поступлениях данного налога в бюджет муниципалитета.

При этом отдельные скорректированные условия налогообложения по земельному налогу привели к сокращению доходов местных бюджетов, что вызывает необходимость внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство.

Важным вопросом, не нашедшим законодательного отражения до настоящего времени, является вопрос масштаба предоставления льгот по данному налогу без соответствующей компенсации выпадающих доходов местным бюджетам. Большое количество земель, которые могли бы являться источниками доходов муниципальных бюджетов, освобождены от уплаты земельного налога в результате принятых на федеральном уровне решений. При этом часть земель не учитывается как объект налогообложения.

Проблемы выпадающих доходов местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями были затронуты в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011 - 2013 гг. Согласно данному Посланию Правительство РФ должно определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот.

В соответствии с действующим федеральным налоговым законодательством по земельному налогу предоставляется право на получение налоговой скидки, т.е. право уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. для отдельных категорий налогоплательщиков, определенных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В соответствии со ст. 395 НК РФ предусмотрены налоговые освобождения для отдельных категорий плательщиков. В Рязанской области, например, налоговые преференции, установленные федеральным законодательством, составляют в настоящее время около 4% всей суммы налога. Кроме того, согласно п. 2. ст. 387 НК РФ налоговые льготы могут предоставляться также представительными органами муниципальных образований. На протяжении 3 последних лет налоговые преференции по земельному налогу, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, составляли в Рязанской области 26% всей суммы налога, поступившей в бюджет. Таким образом, общая сумма преференций, предоставленных в области организациям и физическим лицам, составляет около 30% общей суммы налога, поступившей в бюджет.

Вместе с тем по некоторым видам налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, при их практическом применении возникают отдельные проблемы. В частности, в соответствии с федеральным законодательством религиозные организации полностью освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Вместе с тем, как показывает практика, данное положение не исключает возможности использования земельных участков, переданных указанным организациям, в коммерческих, а также в личных целях.

Право на полное освобождение от уплаты налога исходя из норм закона имеют также общероссийские общественные организации инвалидов в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности. Такая трактовка позволяет сохранять право на освобождение и в случае, если расположенное на освобожденных от налогообложения земельных участках имущество передается в аренду. Кроме того, это также позволяет использовать право на освобождение от уплаты налога по земельному участку, на котором расположено здание коммерческой организации, созданной общественной организацией инвалидов.

Таким образом, положения предоставления преференций на федеральном уровне дают возможность организациям на вполне законном основании не платить данный налог, сокращая тем самым доходы местных бюджетов. Кроме того, это не обеспечивает также и равенства участников экономических отношений перед налоговым законодательством и не способствует стимулированию рационального использования данными субъектами земельных ресурсов.

Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности пересмотра отдельных условий предоставления федеральным законодательством налоговых преференций. В частности, на наш взгляд, следовало бы в отношении религиозных организаций отменить налоговую льготу в форме освобождения от налогообложения по земельному налогу, предоставив возможность местным органам власти снижать такие ставки налога, например, до уровня ставок для земель, занятых жилым фондом.

По преференциям, предусмотренным для общероссийских общественных организаций инвалидов, возможно рассмотрение вопроса об отмене права на освобождение от уплаты земельного налога, если данным правом пользуются коммерческие организации, созданные общероссийскими общественными организациями инвалидов. Такой порядок применения преференций обеспечит равные условия хозяйствования. Одновременно в определенных, установленных законодательством случаях, он позволит компенсировать расходы указанных организаций на уплату земельного налога.

Главной задачей местных властей в связи с внедрением нового подхода к взиманию земельного налога остается формирование налоговой базы на основе кадастровой стоимости земли. Для того чтобы собрать воедино сведения обо всех земельных участках с их кадастровой оценкой и правоустанавливающими документами на эти участки, требуется координация действий ряда федеральных структур, таких как налоговая инспекция, управление земельного кадастра, регистрирующих органов и др.

Порядок взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.05.2005 N 311, от 10.10.2007 N 663). Целью такого взаимодействия является обеспечение финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения местных бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. В свою очередь финансовые органы местных администраций обязаны предоставлять необходимую информацию в налоговые органы. Обмен (передача и прием) такой информацией должен происходить в электронном виде.

Определенные затруднения вызывает у налоговых органов идентификация налогоплательщиков - физических лиц, получивших земельные участки до 1998 г., поскольку Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ведется именно с этого года.

Сведения об указанных лицах могут находиться в архивах земельных комитетов и муниципальных образований, которые в то время выделяли земельные участки. В эту категорию попадают и дольщики сельскохозяйственных предприятий, получившие в собственность в начале 90-х гг. прошлого столетия доли сельскохозяйственных угодий. На сегодня состав этих дольщиков в большинстве случаев неизвестен. Прежде налоговые органы работали с самим сельскохозяйственным предприятием, которое и уплачивало полную сумму налога. Глава 31 НК РФ такой возможности не предоставляет. Налоговым органам приходится самостоятельно актуализировать сведения о данных лицах.

Поскольку же в рамках проводимой административной реформы были упразднены (посредством укрупнения) некоторые территориальные структурные подразделения ФНС России, находящиеся в небольших муниципальных районах, это еще больше осложнило координацию работ по актуализации реестра собственников земли.

В связи с этим важным направлением совершенствования формирования системы имущественных налогов является выработка наиболее эффективного механизма координации действий различных органов управления, принимающих непосредственное участие в их регистрации и администрировании (налоговых органов, местных администраций, комитета по управлению муниципальным имуществом, управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и др.) для распределения соответствующих функций и обмена необходимой информацией.

Еще одна проблема недополучения поступлений от земельного налога связана с тем, что подавляющая часть налогоплательщиков не осуществила необходимую регистрацию своего права на находящиеся в их пользовании земельные участки и паи по причине высокой стоимости соответствующих процедур, таких как составление кадастрового плана земельного участка, кадастровой выписки о земельном участке, технического проекта на выполнение работ по межеванию участка, топографической съемке и др.

Так, в случае, если право собственности на земельный пай в сельской местности, находящийся в полевом севообороте, перешло от умерших родителей к детям, которые хотели бы оформить такой земельный пай в личную собственность, действующим законодательством предоставляется такая возможность правообладателям, имеющим свидетельство о праве собственности на землю. Однако сначала необходимо произвести межевание участка, землеустроительные работы, составить картографический, кадастровый план земельных угодий. Затем подать заявление в органы местного самоуправления с просьбой выделить земельный пай в собственность с изъятием из севооборота и закрепить его за собственником земли или наследником собственника. Только после завершения работ по таким необходимым данным возможно предъявить налог физическому лицу.

Проблемы высокой стоимости землеустроительных работ касаются не только налогоплательщиков - физических лиц, но и юридических лиц. Сельскохозяйственные предприятия, которые в большинстве муниципалитетов являются главными налогоплательщиками в связи с отсутствием свободных денежных средств, также вынуждены откладывать оформление земельных участков. В результате налог не исчисляется и не уплачивается.

В целях полного учета земель и стимулирования вовлечения их в хозяйственный оборот представляется возможным рассмотрение вопроса о предоставлении на федеральном уровне права на оценку объектов недвижимости комитетам по управлению муниципальным имуществом для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе в целях поддержки аграрного сектора экономики. На основании данной оценки можно будет производить начисление налога.

Для обеспечения полного государственного учета земель целесообразно также рассмотреть возможность изменения законодательства о разграничении собственности на землю, с тем чтобы отнести к муниципальной собственности значительную часть земельных участков. Это связано с тем, что при разграничении права собственности на землю между федеральными, региональными и местными органами власти большая часть земельных участков на территории муниципального образования, как правило, переходит в федеральную собственность. Важно и совершенствование методики кадастровой оценки земельных участков, периодическое ее уточнение с целью достоверного определения реальной их стоимости, исключения технических ошибок, искажающих такую оценку.

Предлагаемые направления совершенствования земельного налога, как представляется, могут способствовать увеличению размера налогооблагаемой базы по земельному налогу, поступлений от земельного налога в местные бюджеты и, как следствие, укреплению собственной доходной базы муниципалитетов, повышению уровня их фискальной автономии.

Литература

"Налоги и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Гарифуллина Альбина Фатиховна,
к. п. н., доцент ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ;
Голубева Наталья Владимировна,
студентка 3 курса ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ,
г. Уфа, Республика Башкортостан

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы, связанные с земельным налогообложением, их пути решения, а также процесс формирования системы земельного налога в современной России.

Ключевые слова: налогообложение, земельный налог, Земельный кодекс Российской Федерации, местный бюджет.

LAND TAXATION: BASIC PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION.

Abstract:the article examines the main problems associated with land taxation, and their solutions, as well as the process of forming the system of land tax in modern Russia.

Keywords: taxation, land tax, Land code of the Russian Federation, local budget.

Актуальность проблемы земельного налогообложения в России обусловлено не одинаковым историческим развитием российской налоговой системы. В России земля является одной из самых главных экономических ценностей. Потому что Россия имеет самую большую площадь. Экономическая ценность земли состоит в том, что земельный налог является одним из основных источников дохода местных бюджетов. В России основным законом, регулирующим земельное налогообложение является Земельный кодекс Российской Федерации.

Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.[3] Из этого следует что, земельный налог – это закрепленная действующим земельным законодательством, оценка кадастровой стоимости земельного участка.

Вся информация о кадастровой стоимости, номера земли и т.д. согласно постановлению Правительства РФ размещается на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.[1] Но, даже учитывая, то, что сегодня информационный век, не каждый современный налогоплательщик в России имеет возможность свободного выхода в интернет, а информацию донести необходимо до каждого. В связи с этим, возможно установить специальный день или неделю приема граждан, по вопросам земельных налогов и других вопросов с этим связанных.

Список литературы:

4. Концептуальные основы государственной аграрной политики в РФ

Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.

5. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571

6. Развитие правового обеспечения аграрного сектора экономики на инновационной основе Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.

7. Развитие учения о юридических фактах в гражданском праве Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.

8. Юридические поступки в системе социально-экономического развития России Ханнанов Р.А. Академия наук Российской Федерации; Уфимский научный центр; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2007.

9. Аграрное право: проблемы и пути развития Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.

10. Проблемы реализации прав граждан на экологически значимую информацию Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXЮбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". 2010. С. 220-222.

11. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере Республики Башкортостан) Гарифуллина А.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

12. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти Гарифуллина А.Ф. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

13. К вопросу об участии пчеловодов в государственных закупках Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 44-46.

14. К вопросу о проблемах правового обеспечения государственной поддержки пчеловодства Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.

15. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.

16. Особенности несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы Материалы IIIнаучно-практической конференции молодых ученных и аспирантов. 2009. С. 216-218.

17. Геополитический фактор проблемы импортозамещения в Российской Федерации Валиева А.Р. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXЮбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". 2010. С. 212-214.

18. К вопросу об экономической деятельности Республики Башкортостан Валиева А.Р., Давлетов Д.Р. В сборнике: Научное обеспечение устойчивого развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции. ответственная за выпуск: Г.Р. Валиева; редколлегия: М.М. Хайбуллин, Э.Р. Хасанов, Ф.С. Хазиахметов, В.В. Гимранов и др.. 2011. С. 337-339.

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

    городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020) городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020) Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

    Как узнать кадастровую стоимость земли?

    Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

    Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

    • изменения вида разрешенного использования;
    • перевода участка из одной категории земель в другую;
    • изменения площади земельного участка.

    Расчет налога на землю

    Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

    Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

    В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

    Льготы по земельному налогу

    В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

    Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

    При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

    Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

    Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

    Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

    Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

    Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

    Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

    Расчет и оплата земельного налога

    Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

    • установлены отчетные периоды,
    • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

    Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

    По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

    Сроки уплаты

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

    • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
    • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

    Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

    Декларация по земельному налогу

    Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

    В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

    При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

    Формы налоговой декларации по земельному налогу:

    Новая обязанность для юрлиц

    С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

    Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Связанные темы

    Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

    Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

    За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

    Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

    Связанные темы

    В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

    Можно ли уменьшить земельный налог?

    1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
    2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
    3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

    Справочная информация

    Земельный налог в Краснодаре

    Земельный налог в Новороссийске

    В Новороссийске ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Городской думы от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 25.11.2014).

    Земельный налог в Минводах

    В городе Минеральные Воды ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 года № 63

    Данные для цитирования: Ablyakimova E.E., Popova D.O. . АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ (41-44) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. PDF архив. ; ():-.

    АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Аблякимова Эльвина Эрнесовна

    Попова Дарья Олеговна

    Специалист 1 разряда правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, г. Симферополь

    В настоящий период развития российского государства и общества наиболее актуальными вопросами являются необходимость совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель и повышения эффективности их использования. В связи с этим, современная юридическая наука занимается активным исследованием земельного налога как одной из основных проблем земельного права. Земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования, который сегодня нуждается в кардинальном реформировании.

    At this period of development of the Russian state and society, the most pressing issues are the need to improve the mechanism for ensuring the rational use of land and increasing the efficiency of their use. In this regard, modern legal science is engaged in active research of land tax as one of the main problems of land law. Land tax for the modern Russian state is a key element of the mechanism of paid land use, which today needs to be radically reformed.

    Ключевые слова: земельный налог, местный бюджет, кадастровая стоимость, льготы, уплата налога.

    Keywords: land-tax, local budget, cadastral value, privileges, tax payment.

    Земельный налог, как механизм землеустройства, возник еще в Древней Руси и являлся формой налогообложения земли, поскольку она являлась главным источником государственных доходов [10, с. 66].

    В настоящий период развития российского общества и государства актуальны вопросы, связанные с необходимостью совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель, основ регулирования земельных отношений, повышения эффективности использования земель, а так же политика, связанная с разграничением государственной собственности на землю и т. д. В связи с этим, современная юридическая наука занимается изучением наиболее проблемных вопросов земельного права, и земельный налог является одним из таких вопросов.

    Сегодня проблема земельного налогообложения является довольно актуальной, потому что, во-первых, земельный налог является одним из основных источников пополнения местных бюджетов, а во-вторых, — это сумма денег, которую землевладелец обязан уплатить за использование земельных ресурсов. Современные исследователи утверждают, что проблема земельного налога заключается в неэффективной системе его исчисления и использования.

    Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог. Объекты земельного налога согласно ст. 389 НК РФ не являются:

    «1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектам, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

    3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

    4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

    Глава 31 НК РФ предусматривает налоговые и отчетные периоды для исчисления, уплаты земельного налога и представления отчетности. Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

    Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе, определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 4 ст. 12 НК РФ). То есть, путем предоставления налоговых льгот можно регулировать земельные отношения.

    Важно, что налогоплательщики-организации самостоятельно рассчитывают сумму налога. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно рассчитывают сумму налога только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

    Стоит отметить, что хотя плательщиком земельного налога по закону является лицо, указанное в реестре как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненно наследуемого владения на соответствующий участок, являющийся объектом налогообложения, но факт отсутствия государственной регистрации не должен являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Поскольку государственная регистрация прав на землю является обязательной, но носит заявительный характер, создается прецедент, когда права на землю не регистрируются в соответствии с законом в течение длительного времени. Местные органы власти должны контролировать данную ситуацию: вести разъяснительную работу с населением, отслеживать количество граждан, которые зарегистрировали права. Граждане обязаны знать, что они совершают неумышленные и умышленные налоговые правонарушения, не регистрируя своих прав на земельные участки. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ налоговые органы вправе взыскать штраф соответственно в размере 20% и 40% от неуплаченной суммы налога.

    В заключение хочется отметить тот факт, что на сегодняшний период развития российского общества и государства требуется реформирование в подходе к определению земельного налога. В целях совершенствования правового регулирования, установления и взимания земельного налога и повышения его экономической эффективности и целесообразности необходимо сделать следующее:

    — органы местного самоуправления должны подходить к определению ставки земельного налога целесообразно, то есть должно быть экономическое обоснование ставок земельного налога;

    — нормативно закрепить на уровне федерального закона методологические основы установления арендной платы и земельного налога за пользование земельными участками в процентах от кадастровой стоимости земельных участков;

    — усовершенствовать взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления для разработки программ реформирования земельного налога и внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации;

    — разработать методологические основы для установления налоговых льгот по уплате земельного налога для органов местного самоуправления, что обеспечило бы поддержание и развитие эффективного и целесообразного использования земель.

    Совершенствование методики кадастровой оценки земель также имеет большое значение, но ее следует проводить с учетом уровня жизни населения, спроса на земельные участки, потребности в качественных параметрах земли (весь комплекс факторов, влияющих на землепользование).

    На основании изложенного, можно сделать вывод, что земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования. Последовательное и систематическое осуществление мер по совершенствованию земельных отношений может оказать развивающее и стимулирующее государственное воздействие на экономику страны, ее регионов и муниципальных образований и улучшить инвестиционный климат. Необходимо, чтобы и государство, и хозяйствующий на земле субъект стали эффективными владельцами и пользователями земли. Без этого рациональное использование земли как важнейшего производительного ресурса и основы жизни и деятельности народов России невозможно.

    Читайте также: