Обязательный аудит для ооо на усн в 2019 году критерии

Обновлено: 30.06.2024


Критерии обязательного аудита в 2021 году пересмотрены – это главное изменение закона 307 ФЗ. Новшества вступили в действие уже с 1 января 2021 года. Многие компании, чьи доходы и стоимость активов не превышают установленный правительством повышенный лимит, освобождаются от ежегодных проверок.

Вы сможете задать вопросы в связи с изменениями в законодательстве, касаемо прохождения обязательных аудиторских проверок.

Критерии обязательного аудита в 2021 году — что изменилось?

Аудиторское заключение и Причины смены аудитора

Аудиторская деятельность регулируется федеральным законом 307 ФЗ. Этим правовым актом установлены требования обязательных ежегодных проверок бухгалтерской отчетности. О ее соответствии реальному финансовому положению компании, специализированная организация должна высказать свое мнение по итогам контрольных мероприятий.

Законом 307 ФЗ предусмотрено ежегодное прохождение аудита по итогам отчетного года. Статьей 5 этого нормативного акта определен перечень организаций, которые обязаны предоставить свою бухгалтерскую отчетность для проверки. За нарушение этих требований применяются финансовые санкции.

Вы можете скачать с нашего сайта закон 307-ФЗ в редакции от 11.01.2021 по ссылке: Новая редакция закона 307-ФЗ

Критерии обязательного аудита в 2020 году

Критерии обязательного аудита в 2021 году значительно отличаются от требований закона 307 ФЗ до внесения в него изменений. Статья 5 этого нормативного акта полностью поменяла структуру. В 2020 году ежегодные проверки отчетности обязаны были проходить:

В этот список также попадал Центральный банк РФ, политические партии при определенных условиях, СРО, организаторы азартных игр и лотерей, некоторые другие юридические лица.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Законодатели кардинально поменяли критерии обязательного аудита в 2021 году. Статья 5 полностью переработана. Теперь в ней указаны только 4 типа юридических лиц, для которых ежегодный аудит отчетности обязателен.

  1. Юридические лица, выпускающие ценные бумаги, допущенные к торгам на биржах.
  2. Компании, торгующие ценными бумагами на специальных площадках. В этот пункт законодатели также включили БКИ – бюро кредитных историй.
  3. Любые фонды, при поступлении денежных средств или иного имущества на сумму более 3 млн. рублей в год.

Критерии обязательного аудита в 2021 году для организаций по выручке и стоимости активов отнесены в четвертый пункт. Теперь доходы за предыдущий отчетный период должны превысить 800 млн. Стоимость активов должна быть выше 400 млн.

Как и в прошлых редакциях закона 307 ФЗ, превышение может быть по любому показателю – доходу или стоимости активов. Новые критерии обязательного аудита предусматривают определение выручки по правилам налогового учета.

Законодатели увеличили критерии обязательного аудита в 2021 году по доходам в два раза. По стоимости активов почти в семь!

В новой редакции из критериев проведения обязательного аудита исключены упоминания об организациях, проверки которых предусматриваются другими нормативными актами. Указано, что аудит проводится в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Разъяснения Минфина

Критерии обязательного аудита в 2021 году

В обновленной статье 5 закона 307 ФЗ из списка организаций, для которых аудит обязателен, полностью исчезло упоминание об акционерных обществах, кредитных учреждениях и некоторых других организациях. Однако, это не означает того, что эти юридические лица освобождаются от проверок.

Кроме 307 ФЗ, требования о проведении аудита содержаться в некоторых федеральных законах. Так закон об АО обязывает ежегодно проходить проверку всем акционерным обществам. В этом нормативном акте нет упоминания о лимитах доходов или стоимости активов.

Рекомендуем к прочтению: Требования по 115-ФЗ для банков, бухгалтеров и аудиторов. Суть закона и практика применения

Подобная ситуация у банков, кредитных учреждений, организаций, публикующих сводную бухгалтерскую отчетность и некоторых других юридических лиц.

Минфин выпустил разъяснения по тем организациям, которые были исключены из списка изменениями критериев обязательного аудита.

Вы можете скачать документ ИС-аудит-37 с нашего сайта и ознакомиться с ним: ИС-аудит-37

Также, вы можете ознакомиться с ИС-аудит-37 на официальном сайте Министерства Финансов РФ.

В информационном письме Минфин разъясняет, что подсчет выручки для определения критерия обязательного аудита отчетности будет проводиться новым методом. Теперь используется расчет дохода по правилам налогового учета, указанным в гл. 25 НК.

Финансовое ведомство также сообщает о тех случаях, когда проверки уже ведутся. Если организация освобождена от обязательного аудита, но контрольные процедуры начали проводиться до 01.01.2021 г., заключение за 2020 год необходимо.

Несмотря на то, что повышенные лимиты введены законом с 1 января 2021, организации могут не проводить обязательный аудит за 2020 год и прошлые годы, если:

  • они еще не заключали договор на аудит за 2020 год и прошлые годы;
  • выручка и стоимость активов этих организаций не превышают новые критерии;
  • уже заключили договор на аудит за 2020 год, то сторонам договора необходимо выполнить все обязательства по договору.

Причины изменений в законе 307-ФЗ

Государство проводит политику поддержки малого бизнеса. Законодательство предоставляет различные преференции его субъектам. Одна из них – малые и средние предприятия могут сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Одним из критериев отнесения компании к малым предприятиям является доход, не превышающий размера 800 млн. в год. Своим постановлением Правительство РФ также определило, что это значение рассчитывается по правилам налогового учета.

Кроме лимитов, в закон 307 ФЗ введено понятие дохода. До 2021 года использовался термин – выручка. Также введен подсчет этого значения по правилам законодательства о налогах и сборах.

Приняв законопроект о критериях обязательного аудита, депутаты хотят освободить субъекты малого предпринимательства от ежегодных обязательных проверок отчетности. Это нововведение позволит компаниям уменьшить расходы на аудит.

Однако, не все субъекты малого предпринимательства смогут воспользоваться увеличением критериев для обязательного аудита.

Для кого действуют новые критерии обязательного аудита в 2021 году, согласно измененному закону 307-ФЗ?

Раскрытие информации в пояснительной записке

Критерии обязательного аудита в 2021 году действуют не для всех предприятий. В обновленной 5 главе 307 ФЗ есть отсылка на другие федеральные законы, согласно которым проведение ежегодного аудита обязательно.

Акционерные общества (АО)

В статье 88 Закона об акционерных обществах есть требование по проведению ежегодных проверок. Это значит, что для всех предприятий, имеющих организационно-правовую форму АО, ПАО, ЗАО, аудит обязателен. Не имеет значения величина дохода и стоимость активов.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Критерии обязательного аудита в 2021 году для ООО увеличены. Теперь общества с ограниченной ответственностью обязаны проходить ежегодную проверку только если доход за предыдущий год превысил 800 млн. рублей.

Если этот показатель не больше лимита, но стоимость активов на 31 декабря прошедшего года превышает 400 млн. – аудит обязателен.

Иные юридические лица

В новой редакции закона нет упоминаний о кредитных учреждениях, страховых обществах, клиринговых компаниях, организаторах торгов и других юридических лицах, для которых проверки были обязательны.

Это не означает, что критерии обязательного аудита в 2021 году освобождают их от контрольных процедур.

Законодательство указывает, что проверки обязательны. Так кредитные учреждения и страховые компании проходят аудит на основании соответствующих федеральных законов.

Рекомендуем к прочтению: Аудиторское заключение для организации: как получить и куда подавать? Всё об аудиторском заключении!

Какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2021 году?

Работа в офисе аудиторской компании

Законодатели, утвердив повышение критериев для обязательного аудита, решили поддержать малый бизнес. Затраты на проведение проверок будут снижены. Экономится время, которое требуется работникам бухгалтерии для подготовки к контрольным мероприятиям.

Для некоторых небольших компаний, суммы в 50 – 100 тысяч рублей, которые они тратили на обязательный аудит, существенны.

Особенно это сказывается во время спада деловой активности при продолжающейся пандемии. Однако, такая экономия может привести к росту затрат на штрафные санкции.

Влияние изменений на аудиторов и аудиторские компании

Повышенные критерии обязательного аудита в 2021 году нанесут урон бизнесу. Доходы значительно понизятся. Многие компании, попавшие под лимиты освобождения, не будут заключать договоры на проведение проверок.

Большинство клиентов аудиторских компаний составляли организации с такими доходами и стоимостью активов, которые соответствовали критериям для обязательной проверки. В связи с увеличением лимитов, количество таких заказчиков резко сократиться.

Небольшие фирмы могут закрыться, высококлассные специалисты останутся без работы. Сделав подарок малому бизнесу, законодатели не подумали о нескольких десятках тысяч аттестованных аудиторов, чьи доходы могут резко упасть.

Компании, освобожденные от аудита в 2021 году

Диистанционная аудиторская проверка

На первый взгляд, компании, для которых повышены критерии обязательного аудита, смогут сократить затраты на проведения проверок. Однако, в связи с такой экономией, могут наступить негативные последствия.

Практика показывает, что почти 100% предприятий, впервые проходящих аудит, имеют ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Это значит, что при отсутствии аудита, нарушения законодательства может выявить ИФНС при выездной проверке.

Ошибки в учете повлекут наложение финансовых санкций, которые могут быть в несколько раз больше, чем оплата за обязательную проверку. Вместо экономии может быть существенный убыток.

По статистике, за одну выездную проверку сумма доначислений налогов и штрафных санкций, превышает 10 млн. рублей. Возможно, проведенный обязательный аудит позволит избежать их уплаты.

Аудиторы не только подтверждают отчетность, но и консультируют работников бухгалтерии. Выявляют слабые сегменты учета. Делятся опытом, указывают на лучшее решение отдельных вопросов, связанных с финансами. Сотрудники предприятия получают дополнительную актуальную информацию по изменениям в законодательстве.

После отказа от обязательного аудита, чтобы получить сопутствующие консультационные услуги, придется заключать дополнительный договор. В этом случае экономия на проведении проверки не оправдается.

Изменившиеся критерии обязательного аудита в 2021 году вызывают критику не только у работников аудиторских организаций. Руководство небольших акционерных обществ, являющихся малыми предприятиями, указывает на необоснованное включение таких компаний в список юридических лиц, для которых проверка обязательна.

Посетители оставляют отзывы о новшествах закона 307 ФЗ на сетевых ресурсах, посвященных аудиторской деятельности. Их мнения совпадают. Основные критерии обязательного аудита позволяют снизить затраты, однако экономия на проверках крайне сомнительна.

Что вы думаете о новых критериях обязательного аудита? Поделитесь своим мнение в комментариях к публикации!


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Общества взаимного страхования

Организации - организаторы торговли

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Жилищные накопительные кооперативы

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Читайте также: