Список стран со льготным налогообложением в рк

Обновлено: 02.05.2024

В такой ситуации есть два способа избежать двойного налогообложения. Правила международного договора применяются, даже если в национальном законодательстве установлены иные нормы. Однако российские организации, оказывающие услуги для предприятий Казахстана, знают, что на практике это соблюдается не всегда. Особенно остро проблема стоит перед теми фирмами, у которых нет своего представительства в республике. С законно заработанных доходов таких компаний налоговые агенты из Казахстана удерживают корпоративный подоходный налог. И это при том, что в родной стране с тех же доходов россиянам предстоит заплатить налог на прибыль.

В такой ситуации есть два способа избежать двойного налогообложения. Правила международного договора применяются, даже если в национальном законодательстве установлены иные нормы. Однако российские организации, оказывающие услуги для предприятий Казахстана, знают, что на практике это соблюдается не всегда. Особенно остро проблема стоит перед теми фирмами, у которых нет своего представительства в республике. С законно заработанных доходов таких компаний налоговые агенты из Казахстана удерживают корпоративный подоходный налог. И это при том, что в родной стране с тех же доходов россиянам предстоит заплатить налог на прибыль.

КОМПРОМИСС

На деле должен применяться особый порядок, устраняющий двойное налогообложение . Доходы российской организации – нерезидента, полученные от источников в Казахстане, полностью или частично освобождаются от подоходного налога. Налоговый агент (казахстанская организация) в момент выплаты или при отнесении дохода на вычеты вправе не начислять налог или применить пониженную ставку, предусмотренную международным договором. При этом нерезидент должен быть окончательным получателем дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор. Такие условия предусмотрены в статье 212 НК РК.

Российской организации придется предоставить налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство в РФ. Последний должен соответствовать требованиям пункта 4 статьи 219 НК РК.

Если условия статьи 212 НК РК не выполняются, налоговый агент обязан в момент выплаты дохода нерезиденту удержать подоходный налог и перечислить его в бюджет или на условный банковский вклад, открытый на нерезидента (ст.216 НК РК).

КАК ИЗБЕЖАТЬ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Как показывает практика, безопаснее всего для казахстанских организаций удержать подоходный налог при выплате доходов российским компаниями и перечислить его в государственный республиканский бюджет. Однако такой подход не соответствует положениям Конвенции. Ведь, как было указано выше, международный договор предполагает, что доходы, полученные российской организацией в Казахстане, подлежат налогообложению только в РФ.

Следует отметить, что удержание казахстанской организацией корпоративного подоходного налога не освобождает российскую компанию от обязанности обложить доходы налогом на прибыль в РФ.

Перспектива заплатить налог с доходов от одной и той же операции дважды вряд ли порадует российскую организацию. У нее есть два выхода из сложившейся ситуации.

Способ первый

Российская организация может вернуть удержанный налог, обратившись в казахстанские налоговые органы с заявлением о возврате налога. Нужно также подать дополнительные формы к нему с приложением копий:

– контракты (договоры, соглашения) на выполнение работ (оказание услуг) или на иные цели;

– учредительные документы (в них должны быть указаны учредители (участники) юридического лица – нерезидента);

– акты выполненных работ или иных документов, подтверждающих факт и сроки выполнения нерезидентом различных видов работ;

– счет, платежный документ, подтверждающий суммы выплаченных доходов и суммы уплаченных налогов;

– документ, подтверждающий резидентство налогоплательщика-нерезидента, заверенный компетентным или уполномоченным органом РФ (так называемый сертификат резидентства).

Недостаток этого способа в том, что он требует подготовки большого объема документации. Поэтому организации редко используют этот вариант.

Способ второй

Есть возможность зачесть сумму корпоративного подоходного налога, удержанного в Казахстане, при уплате налога на прибыль в РФ. Такой зачет действительно предусмотрен Конвенцией, а также нормами НК РФ. Однако использовать этот способ рискованно. Объясним, почему.

Согласно статье 23 Конвенции двойное налогообложение в России устраняется следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с Конвенцией могут облагаться налогом в этой республике, сумма налога, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России.

МИНФИН ЗА ЗАЧЕТ, А ФНС – ПРОТИВ

В то же время, по мнению налоговиков, зачет не может быть произведен, если у организации нет постоянного представительства на территории республики. Ведь при таких обстоятельствах доходы в соответствии с Конвенцией вообще не должны были облагаться налогом в Казахстане (письмо УФНС по г. Москве от 25 ноября 2004 г. N 26-12/76619). По мнению налоговиков, у организации есть только один выход – обратиться за возвратом в соответствующий налоговый орган Республики Казахстан.

В единственном судебном решении по данному вопросу арбитры принимают сторону налоговиков. В нем говорится, что если казахстанская организация необоснованно удержала сумму налога, то российская компания не может воспользоваться правом зачета в соответствии с пунктом 3 статьи 311 НК РФ, поскольку такой порядок налогообложения не соответствует положениям Конвенции (постановление ФАС Московского округа от 27.07.2005, 20.07.2005 N КА-А41/6603-05).

Таким образом, вопрос, можно ли зачесть налог, удержанный казахстанскими предприятиями, при налогообложении дохода, на сегодняшний день является спорным. И все же, по располагаемой нами информации, налоговые органы на местах не препятствуют такому зачету.

Российская организация осуществляет пуско-наладочные работы системы измерения количества и показателей качества нефти на территории Казахстана. Указанные работы были выполнены в течение трех месяцев. Стоимость работ составляет $40 000. В бухгалтерской отчетности данная сделка будет отражена следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90

– $40 000– отражена выручка от реализации на общую стоимость договора;

Дебет 51 Кредит 62

– $32 000 (40 000 – 8000) – перечислена разница между стоимостью договора и суммой удержанного КПН;

Дебет 68 Кредит 62

– $8000 – произведен зачет на сумму удержанного КПН;

Дебет 99 Кредит 68

– условно $5000 – отражена сумма начисленного налога на прибыль по указанной сделке;

Дебет 99 Кредит 68

– $3000 (8000 – 5000) – отражена разница между суммой КПН и суммой налога на прибыль. Эта разница не учитывается при налогообложении прибыли.

Остались вопросы? Налоговые консультанты компании "Аудэкс" найдут решение проблемы с выгодой для вас.

Продолжая тематику о правах иностранных лиц в стране, нельзя обойти финансовую составляющую. В данной статье хотелось бы разъяснить порядок налогообложения нерезидентов по одному из основных видов налогов – подоходному налогу (ИПН, КПН), не затрагивая сферу недропользования (в силу своей специфики).

Под нерезидентом признается (ст. 219 НК):

  1. физическое или юридическое лицо, не являющееся резидентом (ст. 217 НК);
  2. иностранец или лицо без гражданства, которое признается нерезидентом в соответствии с положениями международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов (несмотря на положения ст. 217 НК).

С получаемого дохода из источников в РК нерезидент уплачивает налоги, а также с доходов из источников за пределами РК, связанных с деятельностью постоянного учреждения. Нерезиденты уплачивают и иные налоги, и платежи в бюджет, а также социальные платежи при возникновении таких обязательств.

Физические лица

По доходам физического лица-нерезидента:

  • исчисление, удержание и перечисление ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке и сроки, которые установлены гл. 74 НК (порядок налогообложения доходов физических лиц-нерезидентов), по ставкам, предусмотренным ст. 320 и 646 НК (ст. 317 НК) ;
  • перечень доходов, не подлежащих налогообложению, установлен ст. 654 НК ;
  • по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты:
  • доходы физического лица-нерезидента из источников в РК, за исключением доходов, указанных в п. 1 ст. 656 НК, облагаются ИПН по ставкам, указанным в ст. 646 НК, без осуществления налоговых вычетов, если иное не установлено ст. 655 НК (ст. 655 НК);
  • несмотря на положения ст. 655 НК, исчисление, удержание и перечисление ИПН в бюджет с доходов физического лица-нерезидента, указанных в п. 1 ст. 650 НК, производятся в определенном порядке ст. 650 НК;
  • исчисление ИПН с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 319 НК, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной п. 1 ст. 320 НК;
  • исчисление и удержание ИПН производятся налоговым агентом не позднее дня выплаты доходов физическому лицу-нерезиденту, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 655 НК;
  • ИПН удерживается налоговым агентом независимо от формы и места осуществления выплаты дохода физическому лицу-нерезиденту;
  • при выплате дохода в иностранной валюте размер дохода пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате выплаты дохода;
  • при предоставлении иностранного персонала нерезидентом, деятельность которого не образует постоянного учреждения в РК в соответствии с положениями п. 7 ст. 220 НК, доход такого персонала от деятельности в РК облагается ИПН у источника выплаты. При этом объектом обложения ИПН являются доходы физического лица-нерезидента, в том числе иная материальная выгода, получаемая таким лицом в связи с деятельностью в РК;
  • налоговый агент обязан перечислить суммы ИПН, удержанного у источника выплаты, по месту нахождения до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию ;
  • декларация по ИПН представляется в порядке ст. 657 и 659 НК;
  • ст. 658 НК предусматривает порядок исчисления и уплаты ИПН с доходов физического лица-нерезидента в отдельных случаях.

Порядок налогообложения прибыли Компании установлен в ст.ст. 297 и 340 НК.

Юридические лица

НК разделяет налогообложение нерезидента в зависимости:

  1. от осуществления деятельности через постоянное учреждение без открытия филиала/представительства (место эффективного управления), через структурное подразделение юридического лица-нерезидента (порядок налогообложения по аналогии с постоянным учреждением, с правом на применение положений международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения, в соответствии со ст.ст. 672, 673 и 674 НК).

Исчисление, удержание и перечисление КПН с доходов юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в РК, установленных пп. 2) п. 1 ст. 307 НК, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке, определенном гл. 72 НК (ст. 309 НК).

Если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в РК признается одно из мест деятельности, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РК независимо от сроков осуществления такой деятельности, определенные согласно ст. 220 НК;

  1. получающие доходы из источников в РК (ст. 222 НК).

Представляется необходимым изначально определиться с объектами обложения КПН:

I Налогооблагаемый доход

Перечень доходов нерезидента из источников в РК установлен ст. 644 НК (исключения определены в п. 2 данной статьи).

II Доход, облагаемый у источника выплаты

Доходы из источников в РК юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в РК, облагаются КПН у источника выплаты (ст. 645 НК):

  • без осуществления вычетов;
  • путем применения ставок, установленных ст. 646 НК, к сумме доходов, указанных в ст. 644 НК (без применения п. 9 ст. 645 НК);
  • исчисление и удержание по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом: 1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту – по начисленным и выплаченным доходам; 2) не позднее срока, установленного п. 1 ст. 315 НК для представления декларации по КПН, – по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты;
  • удерживается налоговым агентом независимо от формы и места осуществления выплаты дохода нерезиденту;
  • налогообложение производится независимо от распоряжения данным нерезидентом своими доходами в пользу третьих лиц и (или) своих структурных подразделений в других государствах;
  • порядок исчисления и удержания КПН у источника выплаты применяется к каждому виду работ, услуг отдельно;
  • перечень доходов, не подлежащих налогообложению указан в п. 9 ст. 645 НК;
  • подлежат перечислению налоговым агентом в бюджет в сроки, указанные в ст. 647 НК;
  • представляют расчет (налоговую отчетность) за 1 – 3 кварталы – не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата дохода нерезиденту, за 4 квартал – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

III Чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение

Определение налогооблагаемого дохода, исчисление и уплата КПН с дохода постоянного учреждения юридического лица-нерезидента производятся в соответствии с положениями ст. 651, 224-293, 299-315 НК, если иное не установлено ст. 651, 653 НК:

  • совокупный годовой доход постоянного учреждения юридического лица-нерезидента составляют виды доходов, связанных с деятельностью такого постоянного учреждения, полученных (подлежащих получению) с даты начала осуществления деятельности в РК, перечень которых определен в ст. 651 НК, в данной статье также предусмотрены доходы, подлежащие отнесению на вычеты ;
  • чистый доход облагается КПН на чистый доход по ставке 15 % (в отдельных случаях по 20%);
  • чистый доход определяется в порядке, определенном в п. 1 т. 652 НК;
  • производит уплату КПН на чистый доход в бюджет по месту нахождения постоянного учреждения в течение 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по КПН;
  • порядок налогообложения доходов в отдельных случаях установлен в ст. 653 НК.

Ставка налогообложения КПН (ст. 313 НК) по:

  1. доходам, облагаемым у источника выплаты, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15 %;
  2. доходам из источников в РК, определяемые пп.1) – 9), 11) – 34) п. 1 ст.644 НК, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов, а также по доходам, указанным в пп. 10) п. 1 ст. 644 НК, облагаются по ставкам, установленным ст. 646 НК;
  3. чистому доходу юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, подлежит обложению по ставке и в порядке, которые установлены ст. 652 НК.

Введенный с текущего года новый НК предусматривает специальные положения по международным договорам, регулирующим вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов (гл. 75 НК). В настоящее время в стране действуют 53 Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, заключенных РК с иностранными государствами, а также утвержден перечень государств с льготным налогообложением, куда вошли 57 стран.

Документ подписан, но впереди его ожидают ратификация в Казахстане и согласование с другими государствами. Это может занять определённое время.

Документ коснётся граждан и компаний, которые имеют активы за рубежом или проводят там финансовые операции. Уже в конце июня Бахыт Султанов, тогда ещё министр финансов, подписал конвенцию. Теперь её нужно ратифицировать, и заработает она только после согласования с другими странами, уже к документу присоединившимися. Informburo.kz разбирался, в чём суть этого документа, и как конвенция может повлиять на работу компаний за рубежом.

При чём здесь двойное налогообложение?

Полное название документа – "Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения". Появился он в рамках совместного проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G20 – Плана мер по внедрению глобальных налоговых правил.

В инициативе с многосторонней конвенцией центральный вопрос касается двойного налогообложения и его применения на практике. Двойное налогообложение – это когда человека или компанию облагают одними и теми же налогами сразу в двух государствах: стране фактической деятельности и стране гражданства или регистрации.

Работает это так. Казахстанская компания владеет предприятием, например, в Австралии. Когда оно выплачивает дивиденды, местные – австралийские – власти облагают его налогом, потому что предприятие находится в юрисдикции Австралии и доход, полученный казахстанской компанией, получен из Австралии. Но и Казахстан не остаётся в стороне и хочет также собрать налог: ведь компания, получившая доход, является казахстанской.

При таких сделках, которые ещё называют трансграничными, возникают ситуации, когда один и тот же доход облагается налогом дважды. И это, естественно, никак не стимулирует международную торговлю.

Чтобы таких коллизий не было, государства подписывают "конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал". На сегодня Казахстан заключил 53 таких соглашения с США, Великобританией, Китаем, Россией и другими странами. Полный список есть на сайте ответственного госоргана в области налогообложения – Комитета государственных доходов Минфина. Сейчас планируется заключить налоговые конвенции с Индонезией, Кипром и Израилем.

Представители Казахстана и Хорватии обмениваются подписанным текстом Конвенции об избежании двойного налогообложения

Представители Казахстана и Хорватии обмениваются подписанным текстом Конвенции об избежании двойного налогообложения / Фото пресс-службы МИД РК

В каждом соглашении прописаны перечень лиц и виды налогов, на которые оно распространяется. Как это работает – на примере конвенции между Казахстаном и Россией от 1996 года.

Документ распространяется на физические и юридические лица – резидентов Казахстана или России. Термин "налоговое резидентство" означает, что лицо подлежит в каком-то государстве налогообложению из-за того, что оно там проживает и работает, а в случае юрлица – имеет регистрацию. Гражданин какой-либо страны – не всегда её налоговый резидент, потому что он может постоянно проживать в другой стране и вести там бизнес. По тому, где находится его "центр жизненных интересов", то есть постоянное жилище и тесные личные и экономические отношения, зачастую можно определить его резидентство.

В целом конвенция Казахстан – Россия охватывает довольно широкий спектр деятельности: это доход от недвижимого имущества, прибыль от предпринимательства, дивиденды, роялти, доходы от наёмного труда и прочее.

К примеру, если казахстанец владеет в России квартирой и сдаёт её в аренду, то доход с этой деятельности он может платить в России. И наоборот, – если россиянин владеет каким-то недвижимым имуществом в Казахстане.

В случае с ведением бизнеса налог нужно платить в той стране, где находится "постоянное представительство", через которое ведётся предпринимательская деятельность. Таким представительством может быть место управления, отделение, контора, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов. Если казахстанское юридическое или физическое лицо владеет шахтой в России, то, скорее всего, и налог с прибыли оно будет платить в России, если не вступают в силу какие-то исключения и особые обстоятельства. К представительствам российских лиц в Казахстане относится то же самое.

С зарплатами несколько сложнее. Чтобы казахстанцу уплачивать налог с личного дохода при работе в России, нужно там находиться не менее 183 календарных дней в течение 12-месячного периода. Если же казахстанец работает в России, но его наниматель сам не россиянин, то платить налог нужно в Казахстане. О нюансах уплаты с других доходов можно почитать в конвенции.

Зачем эти конвенции нужны? Финансовый директор крупной казахстанской компании Фёдор Попандопуло считает, что такие соглашения способствуют международной торговле.

"Есть много транснациональных компаний, которые работают не только на территории своей страны, но и расширяются на другие рынки. Без конвенций могли возникнуть серьёзные проблемы, потому что компании сильно бы страдали от двойного налогообложения. При этом сами государства заинтересованы, чтобы их компании выходили на зарубежные рынки", – отметил Фёдор Попандопуло.

От заключения конвенций есть и косвенные эффекты. К примеру, Нидерланды в рамках таких конвенций создают привлекательные условия: значительное снижение налогов для иностранных компаний. Главная цель – стимулировать открытие в стране их офисов и головных структур.

К примеру, если у какой-то компании в Амстердаме заседает совет директоров, то страна получает прибыль от их перелётов в страну, от аренды жилья или номеров в гостиницах, трат на питание и туристические расходы. Всё это идёт на пользу экономике, подчёркивает Фёдор Попандопуло.

Против размывания налогов

У стремления стран избежать двойное налогообложение есть и обратная сторона. Часто компании в рамках так называемого "налогового планирования" пытаются выстроить свою структуру так, чтобы платить меньше налогов. В том числе и через переход в страны, где различные выплаты могут быть ниже.

Чтобы противодействовать такому размыванию налоговой базы и предотвратить вывод прибыли из-под налогообложения, ОЭСР и G20 приняли совместный план мер, о котором говорилось выше. Часть мер трансформировалась в многостороннюю конвенцию. Её Казахстан и подписал в июне. Таким образом, наша страна хочет присоединиться к 78 государствам, в числе которых, например, Россия, Швейцария и Нидерланды.

Конвенцию подписал министр финансов РК Бахыт Султанов

Документ вносит поправки в действующую сеть межстрановых соглашений об избежании двойного налогообложения. Казахстан планирует распространить конвенцию на 45 из 53 своих соглашений. Основные поправки касаются рассмотрения нарушений договоров, также конвенция устанавливает стандарты для налоговых органов по разрешению споров и в некоторых случаях даже осуществляет арбитраж для их прекращения.

"При условии, что налоговые органы обладают достаточными сведениями о том, что при осуществлении конкретной сделки одним из намерений налогоплательщика было извлечение выгоды в виде налоговых послаблений, льгот, которые предусмотрены международным соглашением, то их применение признают неправомерным. Предполагается, что такой подход обеспечит защиту налоговых потоков в бюджет договаривающихся государств", – отмечает младший менеджер департамента налогов и права компании "Делойт" в Казахстане Лилия Калбаева.

По мнению эксперта, разработка многосторонней конвенции должна способствовать сотрудничеству между странами для противодействия агрессивному налоговому планированию. При этом компаниям-налогоплательщикам нужно проанализировать свою налоговую политику и стратегию, а также пересмотреть налоговые положения в контрактах с иностранными подрядчиками.

Поможет ли конвенция?

Но применять конвенцию на практике можно будет только после уточнения межстрановых соглашений об избежании двойного налогообложения со странами-партнёрами, которые должны ратифицировать конвенцию со своей стороны. В некоторых случаях потребуются индивидуальные уточнения и поправки – всё зависит от позиции Казахстана и страны-партнёра. Этот процесс может занять достаточно продолжительное время. Однако, пока непонятно, насколько эффективна будет конвенция в борьбе с уводом прибыли из-под налогообложения.

"Насколько меры ОЭСР будут эффективны, покажут время и практика, так как совершенствование налоговой среды – это непрерывный процесс, в котором должны быть учтены интересы всех вовлечённых сторон", – считает младший менеджер департамента налогов и права "Делойт" Лилия Калбаева.

По мнению эксперта, возникает неопределённость в отношении работы некоторых механизмов и их применения на практике. Более того, эффективность конвенции, отмечает Лилия Калбаева, будет во многом зависеть от согласованности и взаимодействия между сторонами конвенции.

Финдиректор крупной казахстанской компании Фёдор Попандопуло уверен, что какие-либо выгоды использования офшорных компаний для снижения налогообложения сейчас уже имеют мало смысла. Дело в налоговом законодательстве Казахстана, которое "дискриминирует" офшорные компании.

"Сегодня нет смысла структурировать владение активами через офшорные компании. В первую очередь потому, что к таким компаниям по казахстанскому налоговому законодательству применяются дискриминационные меры. А с 1 января 2019 года они будут усилены", – отметил Фёдор Попандопуло.

Собеседник Informburo.kz также обратил внимание, что в мире уже разработан механизм, который не позволяет компаниям избегать налогов – это принцип налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК).


Эту концепцию внедрили в казахстанское налоговое законодательство в 2018 году. Однако нормы в отношении этого принципа изложены так, что возможно и двойное, и тройное налогообложение доходов и даже уплата налогов по транзакциям, по которым вообще был получен убыток.

Кроме того, некоторые льготы, которые законодательство предоставляет налогоплательщикам, вообще не имеют смысла, поскольку правило КИК их фактически отменяет. Сейчас идёт работа над поправками в эту часть законодательства, и, возможно, новый механизм будет правильно и доступно сформулирован и станет эффективным механизмом противодействия уклонению от налогов.

Ещё один важный пункт в борьбе с выводом прибыли – это обмен информацией между налоговыми органами разных стран. Такое сотрудничество позволяет каждому государству знать, где и какое имущество есть у его граждан. Сейчас Минфин Казахстана активно готовится к автоматическому обмену налоговой информацией и мониторингу доходов казахстанцев за рубежом. Для этого 26 июня текущего года Комитет госдоходов подписал специальное многостороннее соглашение CRS. Оно даст комитету возможность обмениваться данными со 102 юрисдикциями, в том числе со странами с льготным налогообложением.

В такой ситуации есть два способа избежать двойного налогообложения. Правила международного договора применяются, даже если в национальном законодательстве установлены иные нормы. Однако российские организации, оказывающие услуги для предприятий Казахстана, знают, что на практике это соблюдается не всегда. Особенно остро проблема стоит перед теми фирмами, у которых нет своего представительства в республике. С законно заработанных доходов таких компаний налоговые агенты из Казахстана удерживают корпоративный подоходный налог. И это при том, что в родной стране с тех же доходов россиянам предстоит заплатить налог на прибыль.

В такой ситуации есть два способа избежать двойного налогообложения. Правила международного договора применяются, даже если в национальном законодательстве установлены иные нормы. Однако российские организации, оказывающие услуги для предприятий Казахстана, знают, что на практике это соблюдается не всегда. Особенно остро проблема стоит перед теми фирмами, у которых нет своего представительства в республике. С законно заработанных доходов таких компаний налоговые агенты из Казахстана удерживают корпоративный подоходный налог. И это при том, что в родной стране с тех же доходов россиянам предстоит заплатить налог на прибыль.

КОМПРОМИСС

На деле должен применяться особый порядок, устраняющий двойное налогообложение . Доходы российской организации – нерезидента, полученные от источников в Казахстане, полностью или частично освобождаются от подоходного налога. Налоговый агент (казахстанская организация) в момент выплаты или при отнесении дохода на вычеты вправе не начислять налог или применить пониженную ставку, предусмотренную международным договором. При этом нерезидент должен быть окончательным получателем дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор. Такие условия предусмотрены в статье 212 НК РК.

Российской организации придется предоставить налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство в РФ. Последний должен соответствовать требованиям пункта 4 статьи 219 НК РК.

Если условия статьи 212 НК РК не выполняются, налоговый агент обязан в момент выплаты дохода нерезиденту удержать подоходный налог и перечислить его в бюджет или на условный банковский вклад, открытый на нерезидента (ст.216 НК РК).

КАК ИЗБЕЖАТЬ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Как показывает практика, безопаснее всего для казахстанских организаций удержать подоходный налог при выплате доходов российским компаниями и перечислить его в государственный республиканский бюджет. Однако такой подход не соответствует положениям Конвенции. Ведь, как было указано выше, международный договор предполагает, что доходы, полученные российской организацией в Казахстане, подлежат налогообложению только в РФ.

Следует отметить, что удержание казахстанской организацией корпоративного подоходного налога не освобождает российскую компанию от обязанности обложить доходы налогом на прибыль в РФ.

Перспектива заплатить налог с доходов от одной и той же операции дважды вряд ли порадует российскую организацию. У нее есть два выхода из сложившейся ситуации.

Способ первый

Российская организация может вернуть удержанный налог, обратившись в казахстанские налоговые органы с заявлением о возврате налога. Нужно также подать дополнительные формы к нему с приложением копий:

– контракты (договоры, соглашения) на выполнение работ (оказание услуг) или на иные цели;

– учредительные документы (в них должны быть указаны учредители (участники) юридического лица – нерезидента);

– акты выполненных работ или иных документов, подтверждающих факт и сроки выполнения нерезидентом различных видов работ;

– счет, платежный документ, подтверждающий суммы выплаченных доходов и суммы уплаченных налогов;

– документ, подтверждающий резидентство налогоплательщика-нерезидента, заверенный компетентным или уполномоченным органом РФ (так называемый сертификат резидентства).

Недостаток этого способа в том, что он требует подготовки большого объема документации. Поэтому организации редко используют этот вариант.

Способ второй

Есть возможность зачесть сумму корпоративного подоходного налога, удержанного в Казахстане, при уплате налога на прибыль в РФ. Такой зачет действительно предусмотрен Конвенцией, а также нормами НК РФ. Однако использовать этот способ рискованно. Объясним, почему.

Согласно статье 23 Конвенции двойное налогообложение в России устраняется следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с Конвенцией могут облагаться налогом в этой республике, сумма налога, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России.

МИНФИН ЗА ЗАЧЕТ, А ФНС – ПРОТИВ

В то же время, по мнению налоговиков, зачет не может быть произведен, если у организации нет постоянного представительства на территории республики. Ведь при таких обстоятельствах доходы в соответствии с Конвенцией вообще не должны были облагаться налогом в Казахстане (письмо УФНС по г. Москве от 25 ноября 2004 г. N 26-12/76619). По мнению налоговиков, у организации есть только один выход – обратиться за возвратом в соответствующий налоговый орган Республики Казахстан.

В единственном судебном решении по данному вопросу арбитры принимают сторону налоговиков. В нем говорится, что если казахстанская организация необоснованно удержала сумму налога, то российская компания не может воспользоваться правом зачета в соответствии с пунктом 3 статьи 311 НК РФ, поскольку такой порядок налогообложения не соответствует положениям Конвенции (постановление ФАС Московского округа от 27.07.2005, 20.07.2005 N КА-А41/6603-05).

Таким образом, вопрос, можно ли зачесть налог, удержанный казахстанскими предприятиями, при налогообложении дохода, на сегодняшний день является спорным. И все же, по располагаемой нами информации, налоговые органы на местах не препятствуют такому зачету.

Российская организация осуществляет пуско-наладочные работы системы измерения количества и показателей качества нефти на территории Казахстана. Указанные работы были выполнены в течение трех месяцев. Стоимость работ составляет $40 000. В бухгалтерской отчетности данная сделка будет отражена следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90

– $40 000– отражена выручка от реализации на общую стоимость договора;

Дебет 51 Кредит 62

– $32 000 (40 000 – 8000) – перечислена разница между стоимостью договора и суммой удержанного КПН;

Дебет 68 Кредит 62

– $8000 – произведен зачет на сумму удержанного КПН;

Дебет 99 Кредит 68

– условно $5000 – отражена сумма начисленного налога на прибыль по указанной сделке;

Дебет 99 Кредит 68

– $3000 (8000 – 5000) – отражена разница между суммой КПН и суммой налога на прибыль. Эта разница не учитывается при налогообложении прибыли.

Остались вопросы? Налоговые консультанты компании "Аудэкс" найдут решение проблемы с выгодой для вас.

Вопрос: Предполагается отправка работников на выполнение работ по контракту в ОАЭ (г.Дубаи, города СЭЗ). Заработную плату оплачивает компания-представитель ОАЭ.
В соответствии со ст.185 НК физические лица, получившие прочие доходы, в том числе за пределами РК, обязаны представить декларацию по ИПН. Имеется ли подробное письмо-разъяснение, каким образом декларируются доходы граждан, полученные за рубежом. Какие налоги оплачивает физическое лицо, возникают ли обязательства по налогам у предприятия, отправляющего работника за границу на выполнение услуг.

Ответ: Подробного письма-разъяснения по поводу налогообложения доходов физического лица, полученных за пределами РК, я не встречала. Поэтому предлагаю Вам свою версию разъяснения по данному вопросу:

1. Возникают ли обязательства по налогам у предприятия, отправляющего работника за границу на выполнение услуг?

Из поставленного Вами вопроса, можно сделать вывод о том, что Ваша компания заключила контракт с компанией-нерезидентом (резидентом ОАЭ), в рамках которого Вы направляете своих сотрудников на выполнение работ по данного договору. На время пребывания ваших сотрудников в ОАЭ, не меняется характер взаимоотношений вашего предприятия и работников. То есть во время их пребывания за рубежом РК, они остаются работниками вашей компании. Если это так, что все затраты, связанные с поездкой работников, для вашей компании будут являться командировочными расходами. На основании приказа, начисляются и выплачиваются суточные, оплачиваются расходы на проезд и проживание.

Статья 101. Вычет сумм компенсаций при служебных командировках
К компенсациям при служебных командировках, подлежащим вычету, относятся:
1) фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь (в том числе электронного билета при наличии документа, подтверждающего факт оплаты его стоимости);
2) фактически произведенные расходы на наем жилого помещения, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на наем жилого помещения и за бронь;
3) суточные, выплачиваемые работнику за время нахождения в командировке, в размере, установленном по решению налогоплательщика.

4) расходы, произведенные налогоплательщиком при оформлении въездной визы (стоимость визы, консульских услуг, обязательного медицинского страхования), на основании документов, подтверждающих расходы на оформление въездной визы (стоимость визы, консульских услуг, обязательного медицинского страхования).

В случае, если представители компании-нерезидента заключат с вашими сотрудниками договора гражданско-правового характера или трудовые договора и будут самостоятельно выплачивать им вознаграждение или зарплату за выполненную работу в ОАЭ, то доходы, полученные сотрудниками по таким договорам будут являться доходами, не подлежащими обложению у источника выплаты.

Статья 155. Объекты налогообложения
1. Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:
1) доходов, облагаемых у источника выплаты;
2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.

То есть, при выполнении всех норм, содержащихся в статьях 101 и 156 НК РК, никаких дополнительных налогов и обязательных платежей в бюджет у компании, в связи с нахождением сотрудников за рубежом, в данном случае не возникает.

2. Какие налоги оплачивает физическое лицо?
Доходы, полученные сотрудниками вашей компании за пределами РК, согласно статье 155 являются объектом обложения ИПН, но не у источника выплаты. И это логично, так как ваша компания не является источником выплаты в данном случае. Однако, если эти доходы остаются объектом обложения ИПН, на кого в этом случае ложиться обязательство по исчислению и перечислению ИПН в бюджет? Разберем этот вопрос подробней.

«Статья 155. Объекты налогообложения
1. Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:
1) доходов, облагаемых у источника выплаты;
2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.

В статье 177 НК РК, доходы, полученные физическим лицами, относятся к прочим доходам.

Статья 177. Доходы, не облагаемые у источника выплаты
К доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:
1)имущественный доход;
2)доход индивидуального предпринимателя;
3)доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов;
4)прочие доходы.

Имущественным доходом не являются доходы, указанные в подпунктах 2) и 3) части первой настоящей статьи.
Прочими доходами не являются доходы, указанные в подпункте 1), за исключением доходов из источников за пределами Республики Казахстан, и подпунктах 2) и 3) части первой настоящей статьи.

Статья 184. Прочие доходы
1. К прочим доходам налогоплательщика, подлежащим налогообложению, относятся:
1) доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан;
2) доходы граждан Республики Казахстан по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами;
3) доходы домашних работников, полученные по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
4) доходы от уступки права требования доли в жилом здании по договору о долевом участии в жилищном строительстве;
5) доходы граждан Республики Казахстан по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

3. Что, согласно нормам налогового кодекса относится к доходам, полученным за пределами Республики Казахстан?

Указание о том, в какой налоговой отчетности должны отражаться доходы физических лиц, являющиеся доходами, не облагаемыми у источника выплаты и доходы, полученные из источников в иностранных государствах, мы найдем в статье 67 НК РК:

« Статья 67. Особенности установления налоговой отчетности
по индивидуальному подоходному налогу и
социальному налогу
1. Правительство Республики Казахстан утверждает следующие формы декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу с приложениями к данной декларации:
1) декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан для следующих категорий налогоплательщиков, являющихся налоговыми агентами:
… физических лиц, получивших доходы, не облагаемые у источника выплаты (за исключением индивидуальных предпринимателей), налогоплательщиков, получивших доходы за пределами Республики Казахстан, физических лиц, имеющих деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

4. По какой ставке облагается данный вид дохода физического лица?

Согласно перечню стран со льготным налогообложением, на 01.09.2010 года (с изменениями) постановление Правительства РК от 31.12.2008 года № 1318, ОАЭ, только в части Дубаи (так как он является свободной экономической зоной), являются страной со льготным налогообложение. А, значит, ваши сотрудники, получая доход от компании-резидента ОАЭ, не имеют право на льготы, при исчислении ИПН.

Читайте также: