Анализ динамики состава и структуры налогов и сборов

Обновлено: 13.05.2024


Основой существования любого государства в современном цивилизованном обществе является бюджет, за счет средств которого финансируются расходы на развитие экономики, содержание органов управления, оборону, а также обеспечение населению социальных гарантий в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны и правопорядка. Величина доходной части бюджета во многом определяется эффективностью действующей налоговой системы.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства [4].

В связи с развитием рыночных отношений и налогообложения, соответствующего этому типу развития экономики, особую актуальность приобретает на только учет налогов, но и их анализ и оптимизация. Анализ позволяет сделать правильный выбор методов управления, способствует выявлению и распространению положительного опыта работы.

Оптимизация налогообложения позволяет выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации. Оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами, и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

В процессе управления налогами используется различные инструменты, способствующие формированию целесообразных решений в области воздействия налогоплательщика на параметры налогообложения. Одним из важнейших инструментов управления налогами является анализ, в процессе которого выявляются ранее неиспользованные резервы и пути оптимизации налоговой нагрузки. С помощью приемов и способов анализа расширяется сфера применения аналитических приемов при подготовке экономической информации для принятия управленческих решений, что позволяет сделать, их более обоснованными [1].

Анализ - это разложение информации об объекте управления на компоненты, их изучение и оценка во всем многообразии их связей и зависимостей для принятия последующих управленческих решений. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с аналитической, т. е. анализ обеспечивает информационную прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений [2;224].

Таким образом, анализ, как особая управленческая функция, с одной стороны, обеспечивает принятие эффективных управленческих решений, а, с другой, в интеграции с процессами организации и регулирования обеспечивает исполнение принятых решений [3].

Для оптимизации налогов в сфере интересов должны быть не отдельные платежи, а их совокупность, объединенная в систему налогообложения изучаемой организации. Также при анализе налогов должны учитываться определенные параметры, характерные для налогообложения организации в зависимости от отрасли и ее организационно-правовой формы. Уровень, структура, динамика налогов и задолженность по ним связаны с эффективностью деятельности организации, ее деловой активностью и финансовым состоянием [1].

Поэтому необходимо проведение анализа налогов, позволяющего системно и всесторонне исследовать все параметры налогообложения, весь комплекс показателей и факторов, их определяющих, на основе методик анализа. Определение места анализа налогов в системе экономического анализа обусловлено тем, что в качестве информационной базы анализа налогов используется экономическая информация - учетные данные, экономические и финансовые показатели.

Таким образом, анализ налогов - это исследование совокупности налогов, объединенных в систему налогообложения организации в зависимости от ее отрасли и организационно-правовой формы.

Методики анализа налогов, предлагаемые отечественными и зарубежными авторами, как правило, содержат рекомендации по проведению горизонтального, вертикального и факторного анализа налогов. Горизонтальный, вертикальный и факторный анализ налогов является одним из направлений анализа налогов, включающим три этапа.

Таким образом, анализ и оптимизация налогов и сборов являются одним из важнейших направлений анализа хозяйственной деятельности организации. Для проведения анализа и оптимизации расчетов по налогам и сборам, в первую очередь необходимо разграничить бухгалтерский и налоговый учет, так организовав финансово-бухгалтерскую службу, чтобы она способствовала своевременному и четкому решению задач и бухгалтерского учета и налогообложения. Оптимизации налоговых расчетов также может способствовать грамотное применение налоговых льгот и правильная организация сделок организации, а также использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов и создание в организации налогового календаря для слежения за сроками уплаты всех налоговых платежей. При налоговой оптимизации также необходимо помнить и об отчетно-аналитической деятельности. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат.

1. Винокурова, Т.П. Комплексный анализ налогов: сущность, содержание и оценка/ Т.П. Винокурова //Бухгалтерский учет и анализ.-2012.-№4.- с.50-55.

Основные термины (генерируются автоматически): источник уплаты, анализ, анализ налогов, зависимость, налог, налоговая система, оптимизация налогов, оптимизация налогообложения, организационно-правовая форма, параметр налогообложения, решение, система налогообложения, факторный анализ налогов, хозяйственная деятельность организации, экономическая информация.

Похожие статьи

О необходимости проведения налогового анализа.

О необходимости проведения налогового анализа и оптимизации налогообложения. Автор: Кямякова Юлия Юсуповна.

С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Оптимизация налогообложения как способ увеличения.

Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия. Упрощенная система налогообложения как способ оптимизации налогообложения малого бизнеса. Аудит налогообложения в системе экономических наук.

Оптимизация налогообложения предприятия | Статья в журнале.

Ключевые слова: проблемы, оптимизации налогообложения, налоговое планирование, государственная налоговая политика.

В общем случае, налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемая налогоплательщиком, по снижению.

Формирование и применение методики налогового анализа на.

Ключевые слова: налоговый анализ, налоговый менеджмент, система налогообложения, факторный анализ, налоговый календарь.

Третий этап — факторный анализ налоговой базы по каждому виду налогов.

Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы при применении.

Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия. Учетная политика организаций при упрощенной системе налогообложения (УСН). Особенности упрощенной системы ТСЖ.

Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации

В статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и способы ее оптимизации. Для наиболее оптимального налогового планирования предприятию необходимо рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность.

Оптимизация налогообложения и минимизация налоговых.

оптимизация налогообложения, налоговое планирование, налоговая оптимизация, хозяйственная деятельность, минимизация, платеж.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления.

Налоговое планирование как важная составляющая финансовой.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

– уклонение от уплаты налогов; – минимизация налоговых платежей; – налоговое планирование.

О необходимости проведения налогового анализа.

О необходимости проведения налогового анализа и оптимизации налогообложения. Автор: Кямякова Юлия Юсуповна.

С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Оптимизация налогообложения как способ увеличения.

Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия. Упрощенная система налогообложения как способ оптимизации налогообложения малого бизнеса. Аудит налогообложения в системе экономических наук.

Оптимизация налогообложения предприятия | Статья в журнале.

Ключевые слова: проблемы, оптимизации налогообложения, налоговое планирование, государственная налоговая политика.

В общем случае, налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемая налогоплательщиком, по снижению.

Формирование и применение методики налогового анализа на.

Ключевые слова: налоговый анализ, налоговый менеджмент, система налогообложения, факторный анализ, налоговый календарь.

Третий этап — факторный анализ налоговой базы по каждому виду налогов.

Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы при применении.

Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия. Учетная политика организаций при упрощенной системе налогообложения (УСН). Особенности упрощенной системы ТСЖ.

Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации

В статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и способы ее оптимизации. Для наиболее оптимального налогового планирования предприятию необходимо рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность.

Оптимизация налогообложения и минимизация налоговых.

оптимизация налогообложения, налоговое планирование, налоговая оптимизация, хозяйственная деятельность, минимизация, платеж.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления.

Налоговое планирование как важная составляющая финансовой.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

– уклонение от уплаты налогов; – минимизация налоговых платежей; – налоговое планирование.

Похожие статьи

О необходимости проведения налогового анализа.

О необходимости проведения налогового анализа и оптимизации налогообложения. Автор: Кямякова Юлия Юсуповна.

С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Оптимизация налогообложения как способ увеличения.

Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия. Упрощенная система налогообложения как способ оптимизации налогообложения малого бизнеса. Аудит налогообложения в системе экономических наук.

Оптимизация налогообложения предприятия | Статья в журнале.

Ключевые слова: проблемы, оптимизации налогообложения, налоговое планирование, государственная налоговая политика.

В общем случае, налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемая налогоплательщиком, по снижению.

Формирование и применение методики налогового анализа на.

Ключевые слова: налоговый анализ, налоговый менеджмент, система налогообложения, факторный анализ, налоговый календарь.

Третий этап — факторный анализ налоговой базы по каждому виду налогов.

Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы при применении.

Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия. Учетная политика организаций при упрощенной системе налогообложения (УСН). Особенности упрощенной системы ТСЖ.

Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации

В статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и способы ее оптимизации. Для наиболее оптимального налогового планирования предприятию необходимо рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность.

Оптимизация налогообложения и минимизация налоговых.

оптимизация налогообложения, налоговое планирование, налоговая оптимизация, хозяйственная деятельность, минимизация, платеж.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления.

Налоговое планирование как важная составляющая финансовой.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

– уклонение от уплаты налогов; – минимизация налоговых платежей; – налоговое планирование.

О необходимости проведения налогового анализа.

О необходимости проведения налогового анализа и оптимизации налогообложения. Автор: Кямякова Юлия Юсуповна.

С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Оптимизация налогообложения как способ увеличения.

Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия. Упрощенная система налогообложения как способ оптимизации налогообложения малого бизнеса. Аудит налогообложения в системе экономических наук.

Оптимизация налогообложения предприятия | Статья в журнале.

Ключевые слова: проблемы, оптимизации налогообложения, налоговое планирование, государственная налоговая политика.

В общем случае, налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемая налогоплательщиком, по снижению.

Формирование и применение методики налогового анализа на.

Ключевые слова: налоговый анализ, налоговый менеджмент, система налогообложения, факторный анализ, налоговый календарь.

Третий этап — факторный анализ налоговой базы по каждому виду налогов.

Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы при применении.

Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия. Учетная политика организаций при упрощенной системе налогообложения (УСН). Особенности упрощенной системы ТСЖ.

Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации

В статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и способы ее оптимизации. Для наиболее оптимального налогового планирования предприятию необходимо рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность.

Оптимизация налогообложения и минимизация налоговых.

оптимизация налогообложения, налоговое планирование, налоговая оптимизация, хозяйственная деятельность, минимизация, платеж.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления.

Налоговое планирование как важная составляющая финансовой.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

– уклонение от уплаты налогов; – минимизация налоговых платежей; – налоговое планирование.

В статье представлены результаты проведенного структурного анализа динамики и комплексной структуры задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, применяемым в Российской Федерации по официальным статистическим данным, предоставляемым Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации на 01 января 2015-2019 гг. Автором сделан комплексный вывод о том, что у ФНС России на сегодняшний день существует ряд глобальных проблем, с которыми налоговые органы ежедневно сталкиваются в своей работе при взыскании налоговой задолженности, процедура проведения административного порядка взыскания налоговой задолженности не является совершенной и подлежит существенному реформированию.


1. Бондарева О.А. Социально-экономические последствия увеличения налоговой задолженности // Социально-экономические науки. – 2019. – № 3. – С. 97–98.

3. Муталимова П.М. Налоговая задолженность: проблемы администрирования и пути регулирования // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 3 (37). – С. 205–225.

4. Федоренко Н.В. Способы обеспечения исполнения обязательств в сфере налогового законодательства / Н.В. Федоренко. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб., 2017. – 178 с.

Сейчас, в кризисные для России годы, перед государством стоит сложная задача по формированию бюджетных ресурсов для покрытия дефицита бюджета, существующего сегодня в России. На сегодняшний день особую роль в формировании полноценного бюджета государства приобретает проблема использования наиболее эффективного механизма взыскания налоговой задолженности. Для решения данной проблемы налоговыми органами применяется административный порядок взыскания налоговой задолженности, позволяющий создать финансовую и социальную стабильность в России и решить проблему нехватки денежных ресурсов в бюджете российского государства.

В настоящее время основной акцент в сфере администрирования налоговой задолженности делается на досудебное взыскание налоговой задолженности налоговыми органами. Поэтому перейдем к детальному анализу возможной к взысканию налоговыми органами налоговой задолженности.

Материал и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

Обработав информацию по формам 4-НМ за ряд лет были получены следующие сводные показатели взыскания налоговой задолженности.

Исходя из табл. 1, можно сделать вывод, что с 2015 по 2019 год задолженность налогоплательщиков перед бюджетом как по налогам и сборам, так и по налоговым пеням и санкциям растет год за годом в связи с активно распространяющимся экономическим кризисом в России.

В качестве более детального изучения общей задолженности перед бюджетом была рассчитана динамика состояния налоговой задолженности в Российской Федерации за 2015-2019 годы. Для этого необходимо воспользоваться следующими формулами:

Днз по налогам и сборам ( %) = Днс1 : Днс0 * 100– 100, (1)

где Днз по налогам и сборам – динамика состояния налоговой задолженности по налогам (сборам) за рассматриваемый период в сравнении с соответствующим периодом прошлого года;

Днс1/(0) – сумма задолженности перед бюджетом по налогам и сборам за отчетный период/(соответствующий период прошлого года) (тыс. руб.);

Днз по пеням и санкциям( %) = Дпс1 : Дпс0 * 100 – 100, (2)

где Днз по пеням и санкциям – динамика состояния налоговой задолженности по пеням и санкциям в целом по РФ за рассматриваемый период в сравнении с соответствующим периодом прошлого года;

Дпс1/(0) – сумма задолженности перед бюджетом по пеням и санкциям за отчетный период/(за соответствующий период прошлого года) (тыс. руб.);

Исходя из данных формул, были проведены следующие расчеты динамики состояния налоговой задолженности в целом по РФ, которые отражены в табл. 2.

Сводные показатели взыскания налоговой задолженности в административном порядке за 2015-2019 гг.

Общая задолженность перед бюджетом по налогам и сборам

Общая задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям

Расчет динамики состояния налоговой задолженности, администрируемой налоговыми органами в целом по РФ за 2015-2019 гг.

Динамика задолженности перед бюджетом по налогам и сборам

Динамика задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям

Исходя из полученных в табл. 1 и 2 данных, можно сделать следующие выводы:

- динамика задолженности перед бюджетом показывает, что ежегодно в Российской Федерации отмечается рост задолженности перед бюджетом как по налогам и сборам (в среднем увеличение на 9,1 % ежегодно), так и по налоговым санкциям и пеням (в среднем увеличение на 1,5 % ежегодно);

Далее были рассмотрены и проанализированы причины возникновения задолженности перед бюджетом, администрируемой налоговыми органами в административном порядке. Данными причинами являются:

- недоимка организаций, не представляющих налоговую отчетность в установленные законом сроки;

- задолженность организаций и ИП, находящихся в процедуре банкротства.

Результаты проведенного анализа по рассмотрению глобальных причин возникновения налоговой задолженности отражены в табл. 3. Для проведения данного анализа был изучен раздел 1 формы 4-НМ отчета о начислении и поступлении налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, взятый с официального сайта Федеральной налоговой службы [4].

Исходя из полученных результатов, отраженных в табл. 3, можно сделать следующие выводы:

- с 2015 по 2017 год был зафиксирован рост непредоставлений налоговой отчетности в установленные законом сроки организациями, однако с 2018 года был зафиксирован спад недоимки организаций, в связи с непредставлением налоговой отчетности, так как ФНС России разработала новую информационную систему в сети Интернет по оповещению налогоплательщиков о необходимости предоставления в налоговые органы налоговой отчетности.

Анализ причин возможной к взысканию налоговыми органами налоговой задолженности (тыс. руб.)

Недоимка организаций, не предоставляющих налоговую отчетность

Недоимка организаций и ИП, находящихся в процедуре банкротства

semin1.wmf

Рис. 1. Недоимка организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся в процедуре банкротства

- недоимка организаций и ИП, находящихся в процедуре банкротства с 2015 по 2019 год выросла в 1,52 раза, более наглядно это можно увидеть на рис. 1. Это связано с тем, что с каждым годом в России развивается кредитная система, а это значит, что растет и доля как организаций-заемщиков, так и заемщиков-индивидуальных предпринимателей, которые берут кредиты на разные нужды, в том числе и на открытие и поддержку бизнеса. Но не всегда такой бизнес растет и процветает. В любой момент дела могут стать убыточными, а долги не покрываемыми. Поэтому организации и ИП начинают с каждым годом более активно прибегать к процедуре банкротства, особенно в условиях кризиса мировой экономики.

Далее была проанализирована налоговая задолженность, которую налоговым органам удалось урегулировать в административном порядке и сделать соответствующие выводы. Для этого в данной работе была создана табл. 4, отражающая способы урегулирования налоговыми органами налоговой задолженности в административном порядке и показывающая результаты урегулирования задолженности за ряд лет.

В связи с полученными в табл. 4 результатами, можно сделать следующие выводы:

1. Размер реструктурированной налоговой задолженности с 2015 по 2019 год снизился в 4,2 раза, а это значит, что рост числа уклонений от уплаты налогов постепенно снижается.

2. Количество предоставленных налоговыми органами отсрочек и рассрочек для уплаты налогоплательщиками налоговой задолженности год за годом растет. Более наглядно это можно увидеть на рис. 2. Это обусловлено повышающейся из года в год налоговой нагрузкой на бизнес в РФ.

3. Самую большую долю задолженности, урегулированную налоговыми органами в административном порядке, составляет задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедуры банкротства. Среднее значение с 2015 по 2019 год по данному показателю составило 210 029 540 тыс. рублей.

Также в ходе анализа практики административного порядка взыскания налоговой задолженности, была проанализирована налоговая задолженность, которую налоговым органам не удается взыскать по следующим причинам:

- гибель физических лиц, имеющих налоговую задолженность;

- ликвидация организаций и ИП, имеющих налоговую задолженность.

Анализ урегулированной налоговыми органами налоговой задолженности в административном порядке за 2015-2019 гг. (тыс. руб.)

Инвестиционный налоговый кредит

Задолженность приостановленная к взысканию в связи с введением процедуры банкротства

semin2.wmf

Рис. 2. Анализ отсроченных (рассроченных) платежей за 2015-2019 гг.

Анализ задолженности по налогам и сборам, невозможной к взысканию налоговыми органами, в административном порядке (тыс. руб.)

Задолженность умерших физических лиц

Задолженность ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей

Для анализа данных причин была создана табл. 5, отражающая результаты анализа невозможной к взысканию налоговыми органами задолженности вследствие гибели физических лиц, а также при ликвидации организации или индивидуального предпринимателя, имеющих налоговую задолженность.

Исходя из данных табл. 5, можно сделать следующие выводы:

- рост задолженности умерших физических лиц с 2015 по 2019 год планомерно растет, что негативно сказывается на возможности взыскания налоговыми органами налоговой задолженности. Это связано, в первую очередь, с неблагоприятной демографической ситуацией в стране. Из-за высокой смертности физических лиц в России с 2015 по 2019 год в досудебном административном порядке налоговым органам не удалось взыскать задолженности на сумму 8 117 183 тыс. рублей;

- налоговая задолженность у ликвидировавшихся организаций и ИП в среднем с 2015 по 2019 год составляет 2 351 953 тыс. рублей. Однако на 01.01.2017 года наблюдается резкое увеличение задолженности ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей (рис. 3). Это связанно с ухудшением экономической обстановки в стране, введением санкций против нашей страны, а также развитием мирового экономического кризиса.

semin3.wmf

Рис. 3. Анализ налогов и сборов, а также пеней и санкций, невозможных к взысканию налоговыми органами в административном порядке

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что по состоянию на сегодняшний день, у ФНС РФ существует ряд проблем, с которыми они ежедневно сталкиваются при взыскании налоговой задолженности, процедура проведения административного порядка взыскания налоговой задолженности не является совершенной и подлежит существенному реформированию. ФНС РФ следует оценивать реальную платежеспособность налогоплательщика для погашения имеющейся задолженности, совершенствовать налоговое законодательство путем устранения противоречий и более точной детализации прав и обязанностей как налогоплательщика, так и налоговых органов, а также необходимо вводить новые программные комплексы для повышения качества проведения налогового контроля, следствием которого станет увеличение взыскания налоговой задолженности; Во-вторых, по результатам проведенного анализа в данном исследовании, можно сделать вывод о нестабильности налоговой системы РФ, в результате чего организации и ИП стараются оптимизировать налогообложение. За последние пять лет с 2015 по 2019 год в досудебном административном порядке налоговым органам не удалось взыскать задолженности на сумму 8 117 183 тыс. рублей, при этом динамика задолженности перед бюджетом показывает, что ежегодно в Российской Федерации отмечается рост задолженности как по налогам и сборам (в среднем увеличение на 9,1 % ежегодно), так и по налоговым санкциям и пеням (в среднем увеличение на 1,5 % ежегодно). Также в связи с введением экономических санкций и продолжающимся кризисом в экономике России с 01.01.2015 согласно проведенному анализу наблюдается резкое увеличение задолженности ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей (с 1 177 484 тыс. руб. до 3 618 016 тыс. руб.). А в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в стране рост налоговой задолженности умерших физических лиц вырос за последние 5 лет в 2,5 раза и составил на 01.01.2020 года – 2 493 661 тыс. рублей.

Подводя итог, стоит отметить, что урегулирование налоговой задолженности является важной составляющей для государства, но наличие выявленных проблем в данном исследовании свидетельствует о необходимости изменений в механизме действий налоговых органов по взысканию налогов и сборов в административном порядке.

Читайте также: