Неправильный маневр водителя штраф

Обновлено: 03.05.2024

Траектория движения автомобиля при манёврах должна быть заранее обозначена – так говорят действующие на 2022 год Правила дорожного движения. Для этого у всех современных авто существуют поворотники и их повторители. Но далеко не все, к сожалению, ими пользуются, что может стоить не только негодований со стороны других участников дорожного движения, но и вины в ДТП.

Официальная трактовка на 2022 год

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а, если они отсутствуют или неисправны, рукой. При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Последний и единственный раз поправки в пункт 8.1 ПДД были внесены Постановлением правительства №316 10 мая 2010 года. Было изменено второе предложение первого абзаца:

До изменения После изменения
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а, если они отсутствуют или неисправны, рукой.
При этом манёвр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения .
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а, если они отсутствуют или неисправны, рукой. При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения .

Комментарии к пункту 8.1 ПДД

Итак, данный пункт:

  • регулирует правила пользования поворотниками при манёврах,
  • регламентирует, что при выполнении манёвров нужно уступать дорогу в общих случаях (если более частные пукнты ПДД или знаки не устанавливают преимущество).

Правила пользования поворотниками при простых манёврах

Собственно, здесь всё достаточно просто – при определённых манёврах нужно включать следующие поворотники:

  • при повороте налево – левый,
  • при повороте направо – правый,
  • при перестроении – соответственно направлению перестроения,
  • при начале движения от обочины или края дороги – соответственно направлению движения:
    • от правого края – левый,
    • от левого края (это разрешено на односторонней дороге либо на двусторонней без сплошной) – правый,

    При обгоне

    Здесь многие водители делают ошибку, включая и не выключая левый поворотник на всём протяжении обгона.

    Между тем, обгон сам по себе состоит из 2 манёвров: перестроения на левую (встречную полосу), движения прямолинейно, а затем перестроения на правую (попутную) полосу.

    И в этом случае, согласно пункту 8.1 Правил, следует по 2 раза включать и выключать указатели поворота:

    1. при перестроении на встречку – левый, затем сразу посл перестроения его необходимо выключить, иначе другие участники дорожного движения будут думать, что Вы поворачиваете с дороги налево,
    2. при возврате в свою полосу – правый.

    Напомним также, что, согласно пункту 8.2 ПДД, поворотник должен быть включен заблаговременно, а выключен сразу после окончания манёвра. Пункт 8.1 ПДД, кроме того, предписывает не создавать помех при обгоне (водителю синего автомобиля на схеме выше), но более частный запрет на это содержится в пунктах 11.1 и 11.2 Правил.

    На круговом движении

    В этой ситуации всё немного сложнее. Круговое движение по действующим на 2022 год ПДД является перекрёстком (п. 13.11.1).

    Тем не менее, сам круг считается движение по дороге. Следовательно:

    • при въезде на круговое движение Вы совершаете поворот направо (пункт 8.5 ПДД) – нужно включить правый поворотник,
    • при движении по круговому поворотник выключить (и никаких левых поворотников),
    • при въезде с круга – снова правый поворотник.

    Всё в этих пунктах выглядит логичным, если бы не одно "но". Организация дорожного движения на многих перекрёстках с круговым движением часто бывает спорной и не даёт понять очевидно, что совершается поворот направо. Например, вот такой перекрёсток:

    Здесь водитель может ввести в заблуждение других участников дорожного движения, если включит правый поворотник.

    Помните также, что въезжать на круговое движение можно с любой полосы, но съезжать – только с правой.

    Важное замечание!

    Штраф за нарушение пункта 8.1 ПДД

    Санкция за неиспользование поворотников в нарушение 8.1 Правил минимальна – всего 500 рублей или предупреждение по части 1 статьи 12.14 КоАП. Также этот штраф можно оплатить со скидкой в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

    Такое же наказание предусмотрено за создание помехи вопреки второму предложению пункта 8.1, но по части 3 этой же статьи.

    Оба нарушения фиксируются визуально сотрудником ГИБДД, и в случае подставы, очень сложно доказать, что поворотник был включен, так как даже видеорегистратор в салоне автомобиля редко снимает включенный поворотник.

    Судебная практика

    • Решение № 12-438/2014 о перестроении без поворотника при умышленном подрезании другого транспортного средства в нарушение пункта 8.1 ПДД – то есть в данном решении фигурируют оба нарушения из текста пункта 8.1: и неиспользование указателей поворота, и создание помех и опасности для движения при манёвре.
    • Частично удовлетворившее иск Решение суда №12-145/2017 в ситуации, когда один водитель обгонял, а другой (обгоняемый) поворачивал налево, где состоялся спор о невключённом поворотнике и создании помех при манёвре.

    Маневрирование – это составная часть управления транспортным средством в процессе его участия в дорожном движении. Поэтому действия водителя, производящего любой дорожный маневр, включая движение задним ходом, поворот, разворот или остановку, жестко регламентируются п.8.1 ПДД.

    Нарушение правил маневрирования является угрозой безопасности дорожного движения, а потому может стать основанием для привлечения водителя как к административной, так и к уголовной ответственности.

    О том, что грозит водителю за нарушение правил маневрирования, мы поговорим ниже.

    Правила маневрирования

    Водитель, который намерен совершить маневр, обязан соблюдать следующие правила:

    1. подать световой сигнал, а при отсутствии сигнала рукой сообщить о начале маневра. При этом не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Подача сигнала производится заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращается немедленно после его завершения (п. п. 8.1, 8.2 ПДД);
    2. при выезде на дорогу с прилегающей территории уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает (п. 8.3 ПДД);
    3. при перестроении уступить дорогу тем транспортным средствам, которые едут без маневра (п. 8.4 ПДД);
    4. перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение (п. 8.5 ПДД);
    5. запрещается выезжать на полосу встречного движения при совершении маневра (п. 8.6 ПДД);
    6. запрещается разворачиваться в тоннелях, на пешеходных переходах, на железнодорожных проездах, на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, на дорогах с плохой видимостью и на остановках общественного транспорта (п. 8.11 ПДД);
    7. движение автомобиля задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц (п. 8.12 ПДД).

    Указанный перечень правил маневрирования не является исчерпывающим.

    Виды ответственности

    В юриспруденции действует принцип квалификации по последствиям, и ответственность за нарушение правил маневрирования всецело подчиняется этому принципу. Это означает, что вид ответственности определяется по тяжести последствий, наступивших в результате нарушения.

    Тяжкие последствия относятся к сфере действия уголовного права, а отсутствие последствий или последствия, не относящиеся к тяжким, квалифицируются по КоАП.

    Уголовная ответственность водителя за нарушение ПДД, в том числе и за нарушения правил маневрирования, наступает в случаях, когда:

    • нарушение привело к причинению тяжкого вреда здоровью любого участника движения, включая пешеходов;
    • нарушение привело к гибели людей.

    Действия виновного при наступлении тяжких последствий будут квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. О санкциях этой статьи мы расскажем ниже.

    Административная ответственность

    За нарушение правил маневрирования, в соответствии со ст. 12.14 КоАП РФ, предусмотрены следующие виды административной ответственности:

    1. неподача сигнала перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой влечет предупреждение или штраф в размере 500 р.;
    2. невыполнение требования ПДД по заблаговременному занятию соответствующего крайнего положения на проезжей части перед поворотом направо, налево или разворотом влечет предупреждение или штраф в размере 500 руб.;
    3. разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, влечет наложение штрафа в размере 500 руб.;
    4. движение задним ходом по автомагистрали карается штрафом в размере 2 500 руб.;
    5. поворот налево или разворот в нарушение дорожных знаков или разметки проезжей части дороги, карается штрафом в размере от 1 000 до 1 500 руб.;
    6. невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, влечет предупреждение или штраф в размере 500 руб.;
    7. невыполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущественное право проезда перекрестков, либо транспортному средству с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом карается штрафом в размере 1 000 руб. и 500 руб. соответственно;
    8. непредоставление преимущества транспортному средству, имеющему специальные графические обозначения и движущемуся с включенным маячком синего цвета и звуковым сигналом, карается либо штрафом в размере 500 руб., либо лишением водительских прав на срок до 3 месяцев.

    Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если вы докажете, что действовали в целях предотвращения более тяжелых последствий, в состоянии крайней необходимости (п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ; Постановление Верховного Суда РФ от 15.04.2016 N 32-АД16-3).

    Уголовная ответственность

    Ст.264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение водителем любого пункта Правил дорожного движения, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия.

    Виды наказаний, предусмотренные статьей 264 УК, также дифференцируются по признакам тяжести последствий и особых условий совершения преступления. Так:

    • часть 1 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушения ПДД, повлекшие за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека и устанавливает наказание либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ, либо в виде ареста с лишением или без лишения водительских прав;
    • диспозиция части 2 ст. 264 УК РФ повторяет диспозицию части 1, но выделяет отдельным составом совершение преступления водителем в состоянии опьянения либо водителем, покинувшим место ДТП. Наказание по ч.2 может быть назначено либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ с обязательным лишением водительских прав;
    • часть 3 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушения ПДД, повлекшие за собой гибель человека, и устанавливает наказание либо в виде принудительных работ, либо в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав;
    • диспозиция части 4 ст. 264 УК РФ повторяет диспозицию части 3, но выделяет отдельным составом совершение преступления водителем в состоянии опьянения, либо водителем, покинувшим место ДТП. Наказание по ч.4 назначается в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав;
    • часть 5 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушение ПДД, повлекшее за собой гибель двух и более человек и устанавливает наказание в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав;
    • диспозиция части 6 ст. 264 УК РФ повторяет диспозицию части 5, но выделяет отдельным составом совершение преступления водителем в состоянии опьянения либо водителем, покинувшим место ДТП. Мерой наказания может быть только лишение свободы с обязательным лишением водительских прав.

    Одновременное привлечение к административной и к уголовной ответственности не допускается. В рамках уголовного дела может быть решен вопрос о гражданской ответственности виновного лица в причинении ущерба.


    Большинство автомобилистов, даже тех, кто имеет достаточно большой водительский стаж, не могут правильно дать ответ на вопрос: как правильно развернуться на перекрестке.

    Допускают ли Правила дорожного движения возможность выполнения такого маневра, и на каких именно перекрестках можно осуществить разворот?

    В соответствии с требованиями законодательства, выполнение такого маневра допускается только в том случае, если нет запрещающих знаков. При выполнении разворота автомобилист должен обращать внимание на некоторые нюансы его выполнения, которые зависят от вида перекрестка.

    При неправильном выборе траектории разворота или не соблюдении приоритета, сотрудники ГИБДД вправе привлечь водителя к административной ответственности и даже лишить его водительского удостоверения.

    shtraf-za-nepravilnyj-razvorot-na-perekrestke3
    Общие положения

    Выполнение разворота на перекрестке – один из любимейших приемов многих автомобилистов. Если рассматривать его с точки зрения законодательства, разворот – это самый простой маневр, предусмотренный Правилами дорожного движения.

    Этот акт предписывает водителям совершать разворот на пересечении автомобильных дорог только при условии, что он заранее занял левое положение. Законодательством не определена траектория разворота, поэтому сотрудники дорожной инспекции не имеют право предъявлять к ней каких-либо требований.

    Все остальные нюансы совершения данного маневра зависят от самого автовладельца.

    Для новичков разворот на перекрестке – один из самых сложных приемов. Такие автомобилисты точно не знают, на каких именно пересечениях дорог можно выполнять этот маневр, а на каких нельзя.

    В соответствии с требованиями Правил дорожного движения, выполнение данного маневра возможно в том случае, если нет запрещающих разворот знаков. Но даже при таких условиях правильный разворот – это достаточно сложный прием, который не под силу многим начинающим автомобилистам. Все потому, что при его выполнении необходимо учитывать большое количество деталей, связанных с расположением авто на полосе и относительно иных участников дорожного движения.

    В 2011 году закончила университет внутренних дел по специальности "правоведение". В 2013 курс магистратуры, специальность "юрист". В 2010-2011 курс в Портлендском государственном университете (США) на факультете "уголовное право и криминология". С 2011 года - практикующий юрист.

    Если работниками ГИБДД будет установлено, что ДТП наступило в результате неправильного разворота человека, то водитель может лишиться даже страховых выплат по полису КАСКО, которые могли бы покрыть затраты на ремонт конкретного транспортного средства.

    Когда выполнение маневра запрещено

    Правила осуществления разворота на перекрестке напрямую зависит от типа пересечения дорог. Самый популярный – перекресток с пересечением двух автомобильных дорог, на которых есть равное количество полос (одна из полос главная).

    В таком случае автовладелец имеет право совершить разворот с любой из дорог.

    Второй тип перекрестков – перекрестки с неодинаковым количеством полос. В таком случае осуществить данный маневр можно только с дороги с наименьшим количеством волос. Для поворота автомобилист должен повернуть направо, после чего развернуться. Только после выполнения данных действий, водитель может совершить настоящий поворот.

    Правилами дорожного движения определен ряд ситуаций, при которых осуществление такого маневра не допускается:

    1. Есть запреты на совершение поворота.
    2. Наличие запрещающих разворот знаков.
    3. Наличие знаков, требующих от автомобилиста движения только в одном направлении.
    4. Нанесена дорожная разметка, которая запрещает осуществить поворот.
    5. В разделительной полосе зеленого цвета нет разрыва.

    Штраф за неправильный разворот на перекрестке

    Как правильно поступить водителю, если на перекрестке, на котором он хочет осуществить разворот, отсутствует разделительная полоса? В такой ситуации выполнение маневра возможно несколькими способами:

    1. Выбор ближней траектории.
    2. Выбор дальней траектории.
    3. Выбор траектории между двумя этими отрезками.

    Выполнение приема допускается только в пределах пересечения двух дорог. При совершении разворота стоит помнить о том, что выезд на линию пересечения двух проезжих частей запрещен.

    Если для выполнения такого маневра автомобилист развернулся неправильно (выбрал неправильную траекторию, в результате чего выехал за границу перекрестка), в итоге он оказывается на встречной полосе.

    Это быстро и бесплатно!

    В таком случае сотрудник дорожной инспекции имеет право привлечь его к административной ответственности. Минимальный размер штрафа составляет 5 тысяч рублей. Максимальный размер наказания за такое правонарушение – лишение водительского удостоверения сроком до полугода.

    Если водитель совершит такое же нарушение повторно, он может быть лишен своих прав на 1 год.

    Конечно, каждый отдельный тип перекрестка имеет свои нюансы осуществления такого маневра. Однако именно это правило действует при выполнении маневра для разворота в пределах перекрестка любого вида.

    shtraf-za-nepravilnyj-razvorot-na-perekrestke1

    Неправильный маневр, при котором автомобилист выехал за пределы границ пересечения двух дорог, влечет за собой также пересечение сплошной линии, разграничивающей встречные направления. В таком случае автовладелец также получит постановление о штрафе размером в 1500 рублей.

    Выполнение разворота на регулируемом перекрестке

    Выполнение такого маневра на регулируемом перекрестке требует соблюдения некоторых формальностей. При невыполнении их (несоблюдение траектории, выезд на встречную полосу), автомобилист может стать виновником дорожно-транспортного происшествия.

    Разворот осуществляется следующим способом:

    1. Для начала водитель должен занять место по левую сторону, включив левый поворотник.
    2. После того, как светофор покажет зеленый разрешающий сигнал, автомобилист может выехать на середину пересечения дорог. Дальше середины выезжать не нужно, так как чаще всего за водителем собирается целая очередь из желающих осуществить поворот налево, и никто из них не будет знать о намерении автовладельца осуществить разворот.
    3. Необходимо пропускать все встречные автомобили, которые двигаются прямо. Если они отсутствуют, то совершение маневра должно быть осуществлено сразу же после того, как водитель выехал на середину пересечения.
    4. Выполнение разворота возможно только после того, как все транспортные средства будут пропущены. Причем осуществить маневр можно даже на красный сигнал светофора. По Правилам дорожного движения, все прочие автомобилисты должны пропустить такой транспорт и дать завершить прием.
    5. Заключительный этап – выключение поворотника и продолжение движения в нужном направлении.

    Выполнение разворота на Т-образном перекрестке

    Практически каждое транспортное средство может совершить разворот на Т-образном перекрестке. Единственное исключение составляет большой транспорт, которым необходим соответствующий радиус разворота.

    Так как движение задним ходом и выполнение разворота в несколько приемов на таких перекрестках запрещено, для выполнения такого маневра автомобилист должен поискать безопасное место.

    Однако существует несколько нюансов. К примеру, штраф за движение задним ходом составляет всего 500 рублей, поэтому выполнение такого маневра в несколько этапов в условиях ограниченного пространства, гораздо выгоднее, чем получение постановления о лишении водительских прав за выезд на встречную полосу.

    Стоит помнить о том, что такими действиями автомобилист создает условия, при которых реально возникновение аварийной ситуации.

    Лишение водительских прав за разворот на перекрестке

    Самое суровое наказание за неправильное совершение разворота на перекрестке – лишение водительского удостоверения. Применение такой меры ответственности возможно только в том случае, если автомобилист при выполнении маневра выезжает на встречную полосу движения.

    В таком случае срок лишения прав варьируется от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении данного правила, водитель лишается своего удостоверения на 1 год.

    Использование прилегающей территории

    shtraf-za-nepravilnyj-razvorot-na-perekrestke

    Опытные водители рекомендуют новичкам, которые только недавно сели за руль и не знают, как правильно совершать разворот на перекрестке, использовать для этого прилегающую территорию.

    В соответствии с Правилами дорожного движения, такой участок не является перекрестком. Однако даже с учетом этого необходимо придерживаться некоторых нюансов.

    В частности, для выполнения такого приема необходимо заезжать на прилегающую территорию только передним ходом. В таком случае при выезде на главную дорогу у автомобилиста будет возможность без каких-либо препятствий оценить ситуацию слева и справа.

    Рекомендуется использовать для такого маневра территорию, располагающуюся по правой стороне. В этом случае водителю не придется двигаться задним ходом по главной дороге.

    Постановление сотрудника дорожной инспекции, выписанное в таком случае, может быть обжаловано в течение 10 дней.


    Очень много споров происходит при разборе ДТП или просто ситуаций, при которых точно не определено понятие "завершенный маневр".
    Я тоже завороженный этим термином поднял эту тему.
    Было много споров, но как обычно тут и родилась истина:
    Не важно завершил человек маневр или нет, но если ты предпринял все действия, чтобы избежать ДТП, но не получилось, то существует способ доказать, что ты не виновен в аварии.

    Как обычно "дьявол" кроется в деталях.
    Важно помнить пункт 1.2 ПДД:
    "Уступить дорогу (не создавать помех)" -требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
    Тут ни где не указано во время маневра. Маневр другого участника движения привел к тому, что ты должен был изменить скорость или направления движения.
    Ещё раз сам маневр.

    Примеры ситуации:
    1. Начало движения, перестроение, поворот (разворот) и остановка
    Пункт 8.1 ПДД гласит:
    Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи(пункт 1.2) другим участникам дорожного движения.
    Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в стороны левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
    Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
    Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой

    Не должна создаваться, т.е если при выполнении маневра была создана опасность для движения или помехи. Неважно, что маневр был уже закончен, но ситуация была создана, а значит маневр был выполнен с нарушением. И если перед началом маневра у вас было преимущество по отношению к другому участнику движения, а в результате этого маневра было совершено ДТП, вы пытались избежать ДТП, но не получилось, то тут можно доказать, что не вы виновник ДТП.

    Важно доказать, что у вас было преимущество, вы не нарушали ничего, вы пытались его избежать(тормозили), и ДТП произошло в результате маневра.

    Для этого лучше всего подойдет запись с видеорегистратора, на котором дополнительно фиксируется скорость.
    Ещё важно правильно приобщить запись к делу:
    1. В протоколе пишите, что имеется запись с видеорегистратора и вы её предоставите на разборе. Саму запись можно показать сотрудникам ДПС, но не отдавать. У вас обязательно должна остаться копия.
    2. Записываете на диск. Приносите его на разбор вместе с ходатайством о о ее приобщении к делу.

    Вроде это все, что вы могли сделать. Дальше уже все будет зависеть от самого инспектора на разборе, если он не согласен, то нужно оспаривать.
    Но опять же, важно чтобы вы ничего не нарушали.
    Максимум, что могут приплести это 10.1, но и его ещё надо доказать.

    Если действовать так, то как минимум обоюдное нарушение у вас есть, а возможно и доказательство вашей полной невиновности.

    К сожалению, против вас будет играть устоявшееся мнение, что если сзади, то виноват, но нет ничего не возможного.

    При поводороте налево или развороте вне перекрестка то же самое:
    Пункт 8.8 ПДД гласит:
    При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
    Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Тут все более однозначно. Нигде не сказано во время поворота или разворота.

    WhatsApp

    Обгон может быть запрещённым или разрешённым по ПДД. Однако, грань между этими весомыми определениями в 2021 году очень тонка, и попасть на штраф или даже на лишение прав в 2021 году достаточно легко. В данной статье выясним, какие размеры штрафа и сроки лишения прав грозят за выезд на встречку под знак соответствующего запрета, на пешеходном переходе, на перекрёстках, через сплошную разметку и двойную сплошную, какие меры ответственности за этот манёвр, совершённый колонной за другой машиной. Также объясним, как правильно и на каком основании обжаловать штраф или лишение за обгон и приведём актуальную судебную практику.

    Какое наказание за обгон по новым правилам в 2021 году?

    Общее количество запретов в ПДД, касающихся обгона, несколько десятков. Это и знак запрета выезда на встречную полосу, и сплошные линии и множество других условий.

    Однако, наказание в действующем КоАП РФ значится за одно действие, которое объединяет все такие случаи – за выезд на встречку в нарушение Правил. То есть не имеет значения, какой именно пункт ПДД вы нарушили – если этот правовой акт запрещает именно выезд на встречную полосу на данном участке дороги, то наказание одно. Если быть точнее, то их несколько, однако, они имеют общую указанную причину нарушения.

    То есть вам необходимо понять следующее. Обгон, являясь самостоятельным манёвром, включает в себя 3 других: перестроение на встречную полосу, опережение, а затем снова перестроение уже на ранее занимаемую полосу движения. Так вот, наказание назначается именно за сам факт выезда на встречку – за одну из составляющих обгон манёвров.

    Давайте взглянем все меры ответственности за это!

    Таблица штрафов и лишения прав за обгон
    Статья КоАП За что наказание? Какое наказание?
    12.15, часть 4 Выезд на встречку, включая запрещённый обгон, кроме случая, предусмотренного частью 3 этой же статьи (см. ниже). Штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев
    12.15, часть 5 Повторное нарушение, когда по части 4 вы уже были привлечены к штрафу или лишению за последний год (ниже мы поговорим о тонкостях повторности) Лишение прав на 1 год либо штраф, если вас зафиксировала камера фото- или видеофиксации
    12.15, часть 3 Выезд на встречную полосу при объезде препятствия Штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей

    Что значит повторное нарушение?

    Лишение прав за повторный обгон через сплошную

    В Административном кодексе предусмотрено назначение более строгих санкций в случае, если водитель совершил рецидив по конкретному нарушению. Данный вопрос регулирует статья 4.6 КоАП, и речь здесь идёт о последовательности самих терминов в административном праве:

    • сама повторность возможна только тогда, когда водитель считается подвергнутым наказанию,
    • в 4.6 срок такой подвергнутости исчисляется с даты вступления в силу постановления о штрафе или лишении за обгон и в течение 1 года после полного исполнения наказания за первое нарушение,
    • а исполнением является полная оплата штрафа ГИБДД либо окончание срока лишения права управления.

    Таким образом, если вы попались за запрещённый обгон во второй, третий и так далее разы, то вам вынесут более строгое наказание в том случае, если первое постановление вступило в силу (прошёл 10-дневный срок на обжалование, и вы не подавали жалобу) и не прошёл 1 год с даты полной оплаты штрафа либо с даты конца срока лишения.

    Вот простой пример.

    В первый раз водителя поймали за обгон через двойную сплошную 20 июня прошлого года. Постановление вынесено 30 июня, где водителя подвергли лишению прав на 4 месяца, и он не оспорил эту санкцию. В этом случае, если автолюбитель попадётся во второй раз с нарушением, ответственность за которое квалифицируется по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, в период до 11 ноября 2021 года включительно, то ему уже назначат наказание по части 5 данной статьи с лишением прав на 1 год (если попадётся на камеру, будет штраф 5 тысяч).

    Как мы здесь считали? Постановление вступило в силу 10 июля прошлого года (срок обжалования 10 дней) и с этой даты начался срок подвергнутости наказанию. Заканчивается этот период в течение года после исполнения наказания. А оно исполнено 10 ноября прошлого года (4 месяца срока лишения прав). То есть ещё в течение года после этого водитель считается подвергнутым ответственности.

    Если бы в данном примере водителю назначили штраф, который бы он оплатил полностью 2 июля, то до 3 июля 2021 года можно было бы назначить более строгое наказание за повторный запрещённый обгон.

    Читайте также: