Ндс при оприходовании металлолома от списания основных средств

Обновлено: 11.05.2024

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфин в Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Ведущая рубрики

Проведение ликвидации объектов основных средств

Ликвидация основного средства – стандартная процедура на предприятии, которая проводится ввиду физического износа, когда технические характеристики имущества перестают отвечать необходимым требованиям. Министерство финансов дает методические указания на правила проведения ликвидации. Они утверждены приказом №91н от 13 октября 2003 года.
Рассмотрим поэтапно процедуру ликвидации:

  1. Определить, в каком состоянии находится объект ОС;
  2. Зафиксировать обнаруженные отклонения и степень износа в актах;
  3. Запросить и получить разрешение списать основное средство;
  4. Провести списание ОС в бухучете;
  5. Осуществить демонтаж основного средства и разборку на детали, запасные части;
  6. Произвести утилизацию объекта ОС.

Руководитель принимает и оформляет решение по созданию специальной ликвидационной комиссии. Члены комиссии и решают что делать дальше с износившимся основным средством.
Ликвидационная комиссия:

  • оценивает техническое состояние ОС;
  • принимает решение о целесообразности его дальнейшего использования на предприятии.

Если комиссия решила, что объект пора ликвидировать, то составляется заключение о нецелесообразности применения объекта на производстве в будущем.

Затем руководитель организации издает приказ о том, что эксплуатация основного средства должна быть прекращена, а сам объект должен быть ликвидирован. На основании этого приказа необходимо списать объект по его первоначальной стоимости, а также снять с учета и накопленную амортизацию.

Документы при списании объекта ОС

Какие документы оформляются при списании объекта ОС:

  • приказ о создании ликвидационной комиссии;
  • приказ о списании основного средства;
  • акт о списании основного средства в 2 экземплярах;
  • инвентарная карточка;
  • накладная М-11;
  • Акт М-35.

Как оприходовать запчасти и материалы

Ликвидация может осуществляться разными методами, один из которых – демонтаж. Демонтировать объект можно самостоятельно силами специалистов организации, а можно привлечь подрядчиков.

Бухучет при списании ОС
После того, как демонтаж проведен, важно правильно отразить в учете все доходы и расходы. Прочих доходов у нас не будет, ставим ноль. В прочих расходах нужно отразить остаточную стоимость основного средства и расходы, понесенные на проведение ликвидации. После проведения демонтажа в бухучете необходимо правильно отразить как доходы, так и понесенные расходы.

Хозяйственный способ – ликвидируем своими силами. Отражение в учете

Расходы в этом случае будут отражаться так:
Дебет 91-2 кредит 70 (кредит 68/69/10)
В случае, если в организации имеется спецотдел и основное средство будут демонтировать сотрудники этого отдела, то затраты с 10-го, 70-го, 69-го счетов сначала нужно аккумулировать на 23 счета. После этого всю сумму списываем на 91(2) счет.

Демонтаж силами подрядчиков. Отражение в учете

Если объект демонтируют подрядчики, нужно сделать следующие проводки:
Дебет 91(2) кредит 60 – отражаем сумму расходов;
Дебет 19 кредит 60 – эту проводку делаем в том случае, если подрядчик использует основной режим налогообложения и выставляет НДС.

Каждое предприятие само решает, что делать с оставшимися после демонтажа материалами и запасными частями – утилизировать их или где-то применить.

Оценка стоимости оставшихся материалов и запчастей для учета

Если оставшиеся после демонтажа материалы и запчасти пригодны для дальнейшего использования, то принимать их к учету нужно по рыночной цене. При этом цена должна быть подтверждена справкой.

В справке указывается среднерыночная стоимость аналогичных материалов и запасных частей. Подготовить такой документ может эксперт специализированной организации или же профильный сотрудник предприятия. Если анализ проводит сотрудник, то он должен проанализировать цены на рынке на подобные материалы и сделать заключение, в котором необходимо дать обоснование предлагаемой цене.

Отражение в учете материалов и запчастей после демонтажа

Все, что осталось после демонтажа, можно использовать в деятельности организации, а можно продать.

Отражаем поступление материалов и запчастей
Чтобы отразить поступившие материалы в результате демонтажа основного средства, нужно сделать такую проводку:
Дебет 10 кредит 91-1

Если оставили материалы себе
Если все же принято решение использовать запчасти материалы далее в своем же производстве, то делаем такую проводку:
Дебет 20/25/25 кредит 10

Если реализовали материалы
Если материалы будут проданы, то возникнет выручка и прочие расходы в той сумме, за которую они были реализованы. Как отражаем в учете:
Дебет 62 кредит 91-1
Дебет 91-2 кредит 10.

Налоги на оприходованные материалы

Все доходы и расходы, возникающие при демонтаже основного средства, должны быть учтены при расчете налога на прибыль организаций.

Как ведем налоговый учет в случае списания ОС:

  1. Внереализационные доходы: запчасти, материалы, иное имущество, которое получено при демонтаже ОС;
  2. Внереализационные расходы: все расходы на ликвидацию объекта ОС, недоначисленная амортизация;
  3. Метод начисления: на дату составления акта ликвидации;
  4. Кассовый метод: на дату принятия имущества к учету.

Таким образом, все затраты, понесенные предприятием на ликвидацию основного средства, в учете нужно отнести на внереализационные доходы (статья 265 налогового кодекса). Аналогично списываем оставшуюся стоимость основного средства, который выводится из эксплуатации.

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфин в Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:


Бюджетный учет – разновидность бухгалтерского учета, необходимая для анализа состояния бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и организаций, финансируемых за счет государственных средств. Вести такой бухучет обязаны не все юридические лица, а лишь некоторые учреждения: государственные (ГБУ), муниципальные (МБУ), государственные и муниципальные образовательные (ГБОУ и МБОУ) и др.

Такие организации не занимаются скупкой, заготовкой и реализацией металлолома. Но они также обязаны вести учет лома черных и цветных металлов, который может образоваться в результате списания старой производственной техники, автомобилей, оборудования, а также при ремонте и в результате демонтажа строительных конструкций. Старые стальные двери, радиаторы, сейфы – металлолом, который нужно принимать на учет и можно реализовывать. Важно лишь знать, как правильно вести бюджетный учет металлолома.

Пояснение Министерства Финансов

Министерство Финансов РФ рассмотрело вопрос о реализации металлического лома и получении доходов от его продажи бюджетными организациями в 2012 году. Разъяснения об особенностях учета металлолома в бюджетных учреждениях содержатся в Письме № 02-04-10/1305. В соответствии с пояснениями Минфина, некоммерческие организации вправе распоряжаться всеми видами имущества, которыми владеет на праве оперативного управления.

Министертсво финансов о ломе в бюджетных организациях

Доходы, получаемые от продажи лома, относятся к доходам от иных видов деятельности, а потому поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3, ст. 298 НК РФ). В целях продажи лом металлов принимают на учет, а затем продают самостоятельно или посредством специализированных пунктов приема. Бухгалтерский учет ведут согласно с Инструкцией о применении Плана счетов бухучета в бюджетных учреждениях № 174н.

Списание основных средств

Основные средства организации, дальнейшее использование которых нецелесообразно или невозможно, выводят с баланса и оприходуют как металлолом. Без проведения этих процедур последующая реализация и получение дохода считаются незаконными. Изъятие ОС из активов и их продажа в качестве вторичного сырья возможна только после признания их непригодными к использованию. Вынести такое решение может комиссия, созданная из сотрудников организации.

Работники учреждения должны изучить объект, выявить неисправности и причины списания, а также найти способы использования его отдельных элементов. Например, рабочие узлы и механизмы оборудования списанию не подлежат: их можно использовать при ремонт аналогичных станков и машин. Также важно исключить возможность продажи основных средств (строительных конструкций, агрегатов и т.д.) на вторичном рынке. Если цена превысит стоимость лома, сдавать ОС в металлолом нельзя.

Принятие металлолома к учету

Первичные документы

Точная форма бухгалтерской записи для отражения принятия лома черных и цветных металлов к учету должны быть отражена в Учетной политике учреждения.

Обязательные записи

Сдача металлолома бюджетным учреждением – сложный процесс, ведь каждое действие, включая принятие к учету, оприходование, списание после реализации и начисление дохода от продажи, должны сопровождать записи в соответствии с Классификатором операций сектора государственного управления (КОСГУ).

  • Дебет 2 105 36 340 (увеличена стоимость прочих материальных запасов);
  • Кредит 2 401 10 172 (металлолом оприходован по рыночной стоимости);
  • Дебет 2 401 10 172 (получен доход от операций с активами);
  • Кредит 2 105 36 440 (стоимость проданного металлолома списана);
  • Дебет 2 205 74 560 (дебиторская задолженность от операций с материальными запасами увеличена);
  • Кредит 2 401 10 172 (начислен доход от реализации металлолома бюджетным учреждением).

Далее исчисляют налог на добавленную стоимость (в случае, если операция облагается НДС), а казенные учреждения перечисляют средства на счет в органе казначейства.

Реализация металлолома казенными и бюджетными учреждениями

Получение дохода от сдачи металлолома бюджетным учреждением возможно только при условии, что деятельность по реализации таких материалов предусмотрена учредительными документами, что прописано в ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ. Но даже при выполнении этого условия свободно распоряжаться вырученными средствами могут не все организации. В соответствии с указанной статьей казенные учреждения должны перевести деньги в соответствующий бюджет Российской Федерации.

Металлолом у школы

Только автономные и бюджетные организации могут самостоятельно расходовать вырученные средства. В случае реализации стоимость металлического лома списывают актом о списании материальных запасов по форме 0504230. Доходы от металлолома в бюджетном учреждении оформляют типовой корреспонденцией счетов (Дебет 0 205 74 560/Кредит 0 401 10 172).

Особенности налогообложения

В ст. 251 Налогового кодекса РФ перечислены доходы, которые не учитывают при исчислении налога на прибыль. Но сдача металлолома бюджетными учреждениями в 2019 году в этот перечень не входит. Доход, полученный в результате реализации лома черных и цветных металлов, учитывают при определении налоговой базы – величины, которую умножают на ставку налога при расчете суммы налоговых выплат.

При этом стоимость материалов и вторсырья, которое получено при разборе, демонтаже и списании основных средств, относят к внереализационным доходам согласно ст. 250 НК РФ. В соответствии с положениями ст. 268 НК РФ, бюджетное учреждение может уменьшить сумму дохода от продажи лома на его стоимость, ранее отнесенную к внереализационным доходам.

Налог на добавленную стоимость

1 января 2018 года утратил законную силу п. п. 25 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ, предоставлявший льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации металлического лома. Исчисление и уплата НДС возложена на покупателя, который выступает в качестве налогового агента.

При реализации металлолома, полученного при списании основных средств, организация освобождена от уплаты этого налога. Реализация вторсырья и материалов, образовавшихся в ходе собственного производства, также не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Это положение прописано в Письме Министерства Финансов РФ № 03-07-07/50555 от 2 сентября 2015 года.

Однако точный порядок исчисления НДС и оформление первичных документов зависят от того, является ли организация-продавец плательщиком НДС и кому реализует металлом.

Наверное, каждое предприятие в своей деятельности рано или поздно сталкивается с необходимостью ликвидировать (списать) основное средство. Хотя бы по причине того, что объекты основных средств имеют свойство физически изнашиваться и морально устаревать. В этой статье разберем, какие НДС-последствия имеет операция ликвидации основных средств.


До недавних пор вопрос начисления НДС при списании объектов основных средств (ОС) был довольно проблемным. Налоговики разрешали не начислять НДС только в случае вынужденной ликвидации ОС — когда такая ликвидация происходила по независимым от предприятия причинам. Таким, например, как кража ОС или их повреждение/уничтожение вследствие форс-мажора. И то — только в случае документального подтверждения возникновения таких обстоятельств. А вот в случае, когда ликвидация ОС происходила по самостоятельному решению плательщика (например, в случае морального износа объекта) — не начислять НДС по факту ликвидации объекта ОС могли только смелые плательщики. Но, после того как Минфин утвердил ОНК № 673*, ситуация изменилась в лучшую сторону .

Когда при ликвидации ОС начисляют/не начисляют НДС? Напомним, что в общем случае ликвидация ОС по самостоятельному решению плательщика — это операция поставки (п.п. 14.1.191 НКУ). То есть операция, требующая начисления НДС. Но п. 189.9 НКУ устанавливает случаи, когда НДС при ликвидации ОС можно не начислять. Это случаи:

Обратите внимание: и в первом, и во втором случае для неначисления НДС у предприятия должен быть документ на списание ОС, в котором будут сделаны выводы о том, что ОС в дальнейшем не могут быть использованы по своему первоначальному предназначению. Это может быть либо всем знакомый акт на списание утвержденной формы № ОЗ-3, либо документ произвольной формы (содержащий реквизиты первичного документа). Главное, чтобы он подтверждал, что объект ОС действительно не пригоден для последующей эксплуатации, не подлежит ремонту и уничтожен или разобран, а не просто использован для каких-то других целей.

Если документального подтверждения вынужденной ликвидации или добровольной ликвидации нет, в таком случае будет срабатывать абз. 1 п. 189.9 НКУ — необходимо начислить НО исходя из обычных цен, но не ниже балансовой стоимости объекта на момент ликвидации.

Учитывая, что именно акт на списание ОС будет документом-основанием для неначисления НДС, к его оформлению нужно подойти ответственно. Такой акт должен составляться и подписываться созданной руководителем предприятия постоянно действующей комиссией (пп. 41 — 43 Методрекомендаций № 561**). Такая комиссия:

— осуществляет непосредственный осмотр объекта, который подлежит списанию;

— устанавливает причины несоответствия критериям актива;

— определяет лиц, по вине которых случилось преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложения относительно их ответственности;

— определяет возможность продажи (передачи) объекта другим предприятиям, организациям и учреждениям или использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации) основных средств, устанавливает их количество и стоимость;

— составляет и подписывает акты на списание основных средств.

На заседании комиссии (которое оформляется протоколом) определяют целесообразность/нецелесообразность дальнейшего использования объекта ОС. На основании протокола заседания комиссии составляется Акт на списание ОС, который подписывается всеми членами комиссии и передается на утверждение руководителю предприятия.

Акт на списание ОС составляют в двух экземплярах. При этом первый экземпляр акта передают в бухгалтерию, а второй остается у лица, ответственного за сохранность ОС.

Вынужденная ликвидация (уничтожение, кража и пр.). Если ликвидация ОС происходит по независимым от плательщика обстоятельствам, НДС можно не начислять, если имеется подтверждение согласно законодательству наступления таких обстоятельств. Просто указать в акте на списание ОС, что, например, объект ОС был украден — не получится. Что это должны быть за документы? Ответ на этот вопрос содержится в ОНК № 673. Такими документами могут быть:

— акт, который удостоверяет факт пожара, составленный в соответствии с положениями Порядка учета пожаров и их последствий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 декабря 2003 г. № 2030, подписываемый комиссией, в состав которой входит не менее трех лиц, в том числе представитель территориального органа ГСЧС Украины, представитель администрации (собственник) объекта, потерпевший;

— данные (извлечение) из соответствующего реестра о прекращении права собственности на основные средства в случае их полного уничтожения согласно порядку, определенному статьей 349 Гражданского кодекса Украины;

— извлечение из Единого реестра досудебных расследований, которое удостоверяет факт регистрации сведений об уголовном правонарушении, полученное в порядке, установленном Уголовным процессуальным кодексом Украины, в случае хищения основных средств;

Эти документы должны прилагаться к Акту на списание ОС (либо к документу, заменяющему его).

Добровольная ликвидация объекта основных средств. Чтобы не начислять НДС, достаточно просто задокументировать самоликвидацию ОС актом списания. Главное, чтобы он подтверждал, что объект ОС действительно не пригоден для последующей эксплуатации, не подлежит ремонту и уничтожен или разобран.

Как и когда подавать документы налоговикам? Были времена, когда налоговики говорили, что подавать документы, подтверждающие ликвидацию ОС, нужно вместе с декларацией по НДС за соответствующий период, в котором произошла такая ликвидация.

Сделать это можно любым удобным способом: (1) лично или уполномоченным лицом, (2) по почте (с уведомлением о вручении и описью вложения) или (3) средствами электронной связи в электронной форме.

Так что для неначисления НДС решающее значение имеет само наличие у плательщика акта списания. А то, как и когда он предоставит его (или его копию) налоговикам, не имеет значения.

Если в результате ликвидации ОС оприходуются ТМЦ, запчасти. Оставшиеся после ликвидации (разборки, демонтажа) ОС запасные части, комплектующие и другие отходы зачисляете на баланс в зависимости от направления дальнейшего их использования:

В акте на списание ОС указывается информация о наименовании, количестве, массе и стоимости оприходованных в результате списания объекта ОС: деталей, материалов, пригодных для дальнейшего использования; черных и цветных металлов, содержащихся в металлоломе; металлолома с содержанием драгметаллов; отходов для передачи в переработку.

1) по чистой стоимости реализации — если планируете их продавать;

2) по цене возможного использования — если планируете использовать в хоздеятельности.

Поступление этих материальных ценностей в бухгалтерском учете предприятия отражают в составе прочих доходов в соответствии с п. 44 Методрекомендаций № 561 (Дт 20 — Кт 746).

В этом случае за минбазу принимаем первоначальную стоимость реализуемых отходов (т. е. ту, по которой вы их зачислили на соответствующий субсчет счета 20).

Сдача металлолома. Тут стоит обратить внимание на то, содержит ли объект ОС драгметаллы. Это можно определить по техдокументации к объекту. Понятие металлолома касается лишь черных и цветных металлов.

Операции по поставке отходов и лома черных и цветных металлов освобождены от обложения НДС до 01.01.2022 г. (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Штраф составляет 2 % от объема поставки, но не больше 1020 грн. А если факт нерегистрации обнаружат налоговики — 5 % от объема поставки, но не больше 3400 грн. Правда, в период карантина действует мораторий на штраф.

А вот продажа лома серебра, золота, платины облагается НДС на общих основаниях по основной ставке 20 %.

Читайте также: