Оказание услуг нерезиденту на территории рб ндс

Обновлено: 16.05.2024


Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Со справочно-правовой системой КонсультантПлюс вы будете держать руку на пульсе НДС: изменения, примеры расчетов, разбор сложных ситуаций, судебная практика.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Интересные примеры по электронным услугам

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.


Фриланс распространён в различных сферах, а в особенности – в деятельности, связанной с написанием текстов, переводе, рекламе, компьютерном программировании, архитектуре, дизайне, веб-дизайне, фото- и видеосъёмке, консультационной деятельности и т.п.

Преимущества от использования услуг фрилансеров очевидны, т.к. компания имеет возможность привлекать специалистов самого разного уровня различных сфер, находящихся в других городах и даже странах, без необходимости обустройства рабочего места и несения связанных с этим затрат.

Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит во всем мире и стремительно развивается в том числе и в Республике Беларусь.

Зачастую компании, прибегая к услугам фрилансеров, в частности резидентов иностранных государств, сталкиваются с рядом вопросов, найти ответы на которые даже опытным специалистам не всегда просто.

Попробуем разобраться с возникающими вопросами при приобретении услуг у иностранных физических лиц-фрилансеров в данной статье.

Далее следует определиться, каким образом будут оформлены отношения с иностранцем. При этом возможны два варианта:

Вариант А)

Прием на работу иностранного фрилансера с соблюдением требований трудового законодательства, в первую очередь Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) и оформлением трудового договора;

Вариант Б)

Оформление отношений с иностранцем в рамках гражданского законодательства с соблюдением положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и заключением гражданско-правового договора.

Однако при оформлении такого приема необходимо соблюсти требования не только законодательства о труде, но и требования законодательства о трудовой миграции, а также законодательства о порядке пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь.

Во-первых, организации следует получить разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, подтверждающее право нанимателя привлекать иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы потребуется в том случае, когда планируется трудоустройство более 10 иностранцев, или когда после приема на работу иностранца у нанимателя в совокупности будет работать более 10 иностранцев. Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, если наниматель является резидентом ПВТ.

Во-вторых, организации необходимо обеспечить получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее - спецразрешение), подтверждающего право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь. Спецразрешение должно быть получено нанимателем на каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Не требуется получение спецразрещения на граждан государств - членов ЕАЭС, а также нанимателями, являющимися резидентами ПВТ.

В-третьих, иностранец должен получить разрешение на въезд на территорию Республики Беларусь. ТК устанавливает, что заключение трудового договора с дистанционным работником допускается только при личном присутствии такого работника. Таким образом, иностранцу для заключения трудового договора потребуется прибыть в Республику Беларусь.

В-четвертых, организации следует надлежащим образом оформить прием иностранца на работу и заключить с ним трудовой договор. Для заключения трудового договора иностранец должен прибыть по месту нахождения нанимателя лично и представить необходимые документы.

Содержание трудового договора с иностранцем-фрилансером, выполняющим работу дистанционно, будет иметь особенности. Например, трудовой договор с иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание, может быть только срочным (возможно заключение контракта). Кроме этого такой трудовой договор в обязательном порядке должен содержать определенные особенности и условия, установленные действующим законодательством.

Кроме заключения собственно трудового договора наниматель должен издать приказ о приеме на работу и ознакомить иностранца с ним под подпись и в присутствии иностранца оформить на него трудовую книжку установленного образца, заполнить сведения в ней, а также ознакомить работника под подпись с локальными правовыми актами (ЛПА) организации, которые непосредственно связаны с его трудовой деятельностью.

В-пятых, наниматель, не являющийся резидентом ПВТ, в течение месяца со дня подписания трудового договора обязан зарегистрировать его в подразделении по гражданству и миграции. В подразделение по гражданству и миграции представляются оба экземпляра трудового договора (работника и нанимателя), поэтому зарегистрировать его необходимо в период пребывания иностранца-фрилансера на территории Республики Беларусь. Наниматель, являющийся резидентом ПВТ, обязан в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора (контракта) письменно уведомить подразделение по гражданству и миграции по месту жительства (пребывания) иностранного работника о заключении такого трудового договора (контракта) с приложением его копии.

На основании изложенного заключение трудовых договоров с иностранными фрилансерами, выполняющими дистанционную работу, является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим соблюдения нанимателем целого ряда положений законодательства о труде и о внешней трудовой миграции.

Поэтому организация может рассмотреть второй из возможных вариантов оформления отношений с иностранцем-фрилансером (ВАРИАНТ Б).

Организации вправе привлекать иностранных физических лиц к выполнению работ по гражданско-правовым договорам (далее - ГПД). В частности, по договорам подряда, на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. При заключении ГПД с фрилансерам организации следует соблюсти форму такого договора и включить в него определенные существенные условия, установленные законодательством. Также важно при заключении ГПД не допустить подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Чтобы не допустить подмены трудового договора ГПД, определения лишь его наименования будет недостаточно. Важно включить в него все условия, отражающие суть правоотношений между сторонами. Прежде всего следует правильно сформулировать предмет договора. В отличие от трудового ГПД заключается для выполнения конкретной определенной работы.

*По трудовому договору работник обязан выполнять не какую-либо индивидуально-определенную работу, а работу по одной или нескольким профессиям (специальностям, должностям) соответствующей квалификации, т.е. исполнять определенную трудовую функцию в деятельности организации.

Как видим, оформление отношений с иностранцем в рамках гражданского законодательства и заключение с ним ГПД гораздо проще оформления таких отношений в рамках трудового законодательства.

Вне зависимости от избранного организацией варианта оформления отношений с иностранным фрилансером при оказании им услуг (выполнении работ) в общеустановленном порядке организация выступает налоговым агентов в отношении удержания и уплаты подоходного налога из выплачиваемых фрилансеру доходов, а также у организации возникает необходимость уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – взносы в ФСЗН) и взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – взносы в Белгосстрах) из данных доходов.

Подоходный налог.

Иностранные граждане независимо от того, относятся они к налоговым резидентам либо нет, должны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими от источников в Республике Беларусь. К таким доходам относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений. Таким образом, доход иностранного фрилансера в виде заработной платы или вознаграждения по ГПД признается доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, и подлежит обложению подоходным налогом в Республике Беларусь в общеустановленном порядке, а организация, являющаяся источником выплаты указанных доходов, обязана при их выплате удерживать с этих доходов подоходный налог. Вместе с тем организации при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов иностранцев необходимо учитывать приоритет норм международного права. Так, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

ПРИМЕР

Белорусская организация заключила трудовой договор с физическим лицом (резидентом Франции), работающим дистанционно на территории Франции. Должна ли организация удерживать подоходный налог из заработной платы, начисленной этому гражданину?

В данной ситуации для определения порядка обложения подоходным налогом дохода (заработной платы) данного лица следует руководствоваться Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов от 04.10.1985 (далее – Соглашение).

На основании п. 1 ст. 9 Соглашения заработная плата и аналогичные вознаграждения физического лица с постоянным местожительством во Франции, получаемые им в Беларуси и не освобождаемые от налогообложения, не облагаются налогами в Беларуси, если:

  • упомянутое лицо находится в Беларуси в течение одного или нескольких периодов времени, не превышающих в сумме 183 дней в календарном году, и
  • вознаграждения выплачиваются нанимателем или от имени нанимателя, который не имеет постоянного местопребывания во Франции, и
  • расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство, которым наниматель располагает во Франции.

В рассматриваемом примере физическое лицо работает дистанционно на территории Франции и не находится на территории Беларуси, белорусская организация не имеет постоянного местопребывания и постоянного представительства во Франции.

Поэтому доходы с физического лица (резидента Франции), работающего дистанционно, не облагаются подоходным налогом в Беларуси.

Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения плательщик представляет налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) уполномоченным органом иностранного государства.

Кроме этого предусмотрена обязанность представления организациями в налоговый орган по месту постановки на учет сведений о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам иностранных государств. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

Взносы в ФСЗН.

Иностранные граждане, работающие в Республике Беларусь, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Заявление об участии в правоотношениях по государственному социальному страхованию не требуется. Таким образом, выплаты иностранным фрилансерам включаются в объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН в таком же порядке, как и выплаты работающим гражданам Республики Беларусь. При этом взносы в ФСЗН уплачиваются за иностранцев, с которыми заключены не только трудовые договоры, но и ГПД (независимо от места выполнения работы), в размерах, сроки и порядке, предусмотренных законодательством.

Однако при начислении взносов на выплаты иностранным гражданам необходимо учитывать следующее правило: если международным договором предусмотрены правила, отличные от тех, которые установлены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора.

ПРИМЕР

Белорусская организация заключила трудовой договор с гражданином Российской Федерации. Этот гражданин проживает и выполняет работу дистанционно на территории Российской Федерации. Должна ли организация начислять и уплачивать взносы в ФСЗН на выплаты, начисленные этому гражданину?

Согласно статье 5 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в Санкт-Петербурге 24.01.2006) (далее – Договор) застрахованные, на которых распространяется действие данного Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

Порядок оформления выбора применяемого законодательства определен Соглашением о применении Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее – Соглашение).

В случае выбора работником (гражданином Российской Федерации) законодательства одной из Договаривающихся Сторон и выполнения процедур, установленных Соглашением наниматель должен уплачивать за него взносы на государственное социальное страхование с учетом выбора работника в соответствующие органы Российской Федерации либо Республики Беларусь.

При отсутствии заявления работника о выборе применяемого законодательства наниматель обязан уплачивать за работника (гражданина Российской Федерации) взносы в ФСЗН. Уплата взносов за иностранного гражданина вне рамок Соглашения, с которым заключен трудовой договор, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Взносы в Белгосстрах.

Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат жизнь и здоровье граждан, работающих на основании трудовых договоров (контрактов), а также работающих на основании ГПД, в местах, предоставленных страхователем. Следовательно, с выплат в пользу иностранных фрилансеров организации необходимо исчислить и уплатить взносы в Белгосстрах. При этом за фрилансеров, работающих дистанционно, с которыми заключены трудовые договоры, страховые взносы в Белгосстрах уплачиваются в общеустановленном порядке независимо от места выполнения работы. При заключении ГПД с фрилансером, который работает удаленно, вне места нахождения организации, взносы в Белгосстрах не начисляются и не уплачиваются. Данное условие не включается также в ГПД, так как гражданин работает у себя дома или в другом месте, которое организация ему не предоставляла.

Персонифицированный учет.

Поскольку иностранцы подлежат обязательному государственному социальному страхованию, то каждый иностранец, в том числе работающий дистанционно, подлежит регистрации в органах ФСЗН, на основании чего фрилансеру открывается индивидуальный лицевой счет и присваивается страховой номер.

НДС и налог на доходы иностранных организаций при приобретении услуг у иностранных физических лиц-фрилансеров не исчисляются и не уплачиваются организацией, т.к. отсутствуют объекты налогообложения указанными налогами.

Читайте также: