Налоговая не получила декларацию отправленную по почте

Обновлено: 18.05.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Если налоговая не перечисляет вычет, прежде всего, нужно разобраться с точными сроками перевода и с тем, правильно ли вы все сделали. На практике специально задержки выплат не случаются. Если вы ждете выплату, а ее все нет, значит, этому есть причина, в том числе халатность сотрудников ФНС.

На практике задержки с возвратом налогового вычета встречаются крайне редко. Схема начисления и перевода давно отлажена, ею ежегодно пользуются сотни тысяч граждан РФ. Бробанк.ру рассказывает, почему не приходит налоговый вычет, и что делать в этой ситуации.

Сроки перевода налогового вычета

Для начала рассмотрим, в какие сроки после предоставления комплекта документов ФНС должна перевести деньги налогоплательщику. Это установленный законом период, который разъясняется в письме Минфина от 03-04-05/9949.

И вот как формируется срок:

  1. После подачи документов начинается камеральная проверка, которая длится 3 месяца. Можно сказать, что налоговая разбирается, положен ли вообще гражданину налоговый вычет, сколько ему нужно заплатить.
  2. Если камеральная проверка проходит успешно, то при уже поданном заявлении (обычно оно подается сразу при обращении в ФНС) в течение 1 месяца совершается перевод денежных средств на указанные гражданином реквизиты.

Если вы подаете заявление после проведенной камеральной проверки, то отчет одного месяца начинается с даты подачи.

Получается, что стандартный период расчета и перевода налогового вычета в России — 4 месяца при условии, если заявление на перечисление было подано сразу или во время камеральной проверки. Если оно подается позже, тогда выплату нужно ждать в течение месяца после этого события.

Нужно обратить внимание и на то, что деньги переводятся на банковский счет, зачисление на который не проводится моментально. Срок — в течение 3 рабочих дней. То есть если ФНС сделала перевод в максимально крайний срок, до гражданина деньги могут дойти через 4 месяца и 3-5 дней после подачи всех документов, включая заявление.

Если налоговый вычет не пришел через 4 месяца

Такие ситуации хоть и редко, но действительно случаются. Если с момента подачи документов, включая заявление, прошло больше 4 месяцев и 3 рабочих дней, нужно прояснять ситуацию.

Если налоговая не возвращает вычет в установленный законом срок, направляйте жалобу. По закону это можно сделать уже на следующий день после того, как ваши права нарушены. Схему подачи жалобы разъясняет Приказ ФНС России N ММВ-7-19/343@.

Что указано в приказе:

Составляем жалобу правильно

Если налоговый вычет не приходит, вы составляете жалобу в УФНС, направляя ее через личный кабинет или саму ФНС. Но крайне важно верно составить жалобу, чтобы у вышестоящего органа не было причины ее отменить. Ее содержание также указано в Приказе ФНС России N ММВ-7-19/343@:

  • ФИО гражданина и место его жительства, телефон для связи;
  • бездействие какого подразделения ФНС обжалует гражданин, можно указывать конкретных должностных лиц. Но в данном случае подойдет и просто название подразделения;
  • какие именно действия или бездействия обжалуются. В данном случае в свободной форме пишите, что вам не перечисляют налоговый вычет;
  • на каких основаниях гражданин решил, что его права нарушены. То есть тут нужно описать, что вы подали декларации и заявление в такие-то даты, что прошло уже столько времени, а деньги так и не пришли;
  • требования заявителя. В нашем случае — получение выплаты. Но также можно требовать с ФНС пени за задержку — о них ниже;
  • указать удобный канал, по которому вы хотите получить ответ. Например, письменно, в личном кабинете, на электронную почту;
    перечень документов, которые вы прикладываете к обращению.

Сопроводите свою жалобу копиями или сканами/фото всех документов об обращении за налоговым вычетом, которые есть у вас на руках.

Жалоба составляется в свободной форме без эмоций, пишите только четкие факты. Если обращение будет составлено с нарушениями, не будет отражать всю ситуацию, УФНС в течение 5 дней после получение отклонит жалобу.

Если вам не вернули налоговый вычет в срок, требуйте пени

Крайне мало налогоплательщиков знают, что в случае опоздания перевода налогового вычета они могут требовать с ФНС пени за все дни просрочки. Пени рассчитываются на основании ставки ЦБ РФ на момент нарушения.

Например, на момент создания материала ключевая ставка ЦБ РФ составляет 6,75% годовых. То есть за 1 день просрочки на невыплаченную сумму полагается пеня в размере 6,75/365, то есть 0,0185% в день.

Например, в положенный срок налоговая не выплачивает налоговый вычет в размере 50000 рублей. Срок задержки составил 14 дней. Что получается:

  • за каждый день пропуска набегают пени в размере 50000*0,0185%. То есть 9 рублей 25 копеек;
  • за 14 дней сумма пени составит 129,5 рублей.

Да, размер штрафных санкций для ФНС невелик, но эти деньги — ваше полное право. Поэтому, подавая жалобу в УФНС, указывайте в требованиях не только выплату налогового вычета, но и оплату пеней с указанием суммы за каждый день просрочки.

Подытожим, что делать, если не приходит налоговый вычет

  1. Убедитесь, что срок действительно пропущен. Если при подаче декларации вы сразу подавали заявление, срок получения выплаты — максимум 4 месяца. Если заявление подавалось после камеральной проверки, которая длится 3 месяца, то крайний срок получения денег — 1 месяц после подачи обращения.
  2. Помните о том, что перевод на банковский счет может идти до 3 рабочих дней. Если при этом ФНС отправила деньги в срок, нарушением это являться не будет.
  3. Уже на следующий день после получения выплаты вы можете составить жалобу в УФНС и подать ее через личный кабинет налогоплательщика или лично в подразделении ФНС, где вы подавали заявление.
  4. В течение 15 дней ваше заявление будет рассмотрено вышестоящей инстанцией. Если жалоба будет признана обоснованной, ваши требования оперативно будут удовлетворены. В том числе в части положенных вами пени.

Если и жалоба в УФНС не помогла, вы можете обратиться с заявлением в суд. Если сумма иска больше 50000 — в районный. Если меньше — в мировой. Но на практике такие случае единичные.

Обычно, если налоговая просрочила выплату вычета, подача жалобы очень быстро все решает, деньги поступают еще на этапе рассмотрения, когда ответ не дан. Потому что изначально жалоба попадает в руки ФНС, которая допустила нарушение. Она явно сделает все возможное, чтобы уладить дело без санкций от надзорного органа.

Я подал в налоговую заявление на вычет. Прошел уже месяц, а они не отвечают. Заявление подавал через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.

Подскажите, как еще можно повлиять на них?

Андрей, сочувствую. Несколько месяцев назад я оказалась в похожей ситуации: подала документы на имущественный вычет, но деньги долго не приходили. Расскажу, что я делала.

Какие сроки должны быть по закону

Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья.

ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.

Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.

Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.

Что можно сделать, чтобы быстрее получить деньги

Подать жалобу. Я это сделала через портал налоговой службы. Можно составить жалобу по образцу и скопировать нужные куски в ту форму, что есть на сайте. Жалобу должны рассмотреть и отреагировать на нее в течение 30 дней. Мне ответили уже через 20 дней.

Взыскать компенсацию — можно попробовать это сделать, поскольку вы не получили вовремя свой излишне уплаченный налог. Сумма неустойки тут небольшая: за каждый день просрочки в размере действовавшей в эти дни ключевой годовой ставки Банка России. Например, я получила бы в качестве компенсации 1088,94 Р . Для расчетов есть специальный калькулятор.

Компенсацию лучше посчитать самостоятельно и указать в заявлении. Если этого не сделать, шансов получить ее нет. Налоговая не обязана сама считать. Я не стала прикладывать расчет и компенсацию не получила.

Сходить лично в налоговую. В налоговой есть консультанты, а еще часто дежурят инспекторы. К ним можно обратиться и рассказать о проблеме. Они сразу же проверяют вас по базе данных и советуют, как поступить дальше.

В нашей налоговой консультанты записывают на отдельный лист тех, кто обращается лично, и затем в течение двух недель помогают им решить проблему. Если не помогут или если консультантов в вашей налоговой нет, можно сходить на прием к начальнику. Но я до него не дошла.

Этот способ неудобен тем, что приезжать нужно в часы работы налоговой и лучше всего днем, когда меньше людей. Вечером придется долго стоять в очереди.

Жалобу я подала 10 июля. В инспекцию ездила 18 июля. Не знаю, что именно помогло, но деньги мне пришли 1 августа.

Если хотите получать вычет через работодателя

И если при этом вы запросили в налоговой уведомление о праве на имущественный вычет, а она вам его не присылает — вот как решить вопрос.

В этом случае срок ответа налоговой — 30 календарных дней. Но никаких последствий для нее, если она затягивает с уведомлением, в законе нет. Поэтому остается только писать жалобы и ходить лично в налоговую.

Что в итоге

Если подали заявление на возврат излишне уплаченного налога, по закону деньги должны прийти в течение 30 дней.

Лучше всего подавать заявление вместе с декларацией. Для этого нужно отдельно скачать бланк заявления и приложить его к остальным документам.

Если деньги не пришли вовремя, можно написать жалобу.

Лучше всего, как мне показалось, работают личные визиты. Инспектор или консультант может сразу посмотреть документы по базе и все решить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.


Я в аналогичной ситуации всё-таки добился выплаты, хотя и с существенной задержкой. Бомбил их жалобами через личный кабинет. Но самое удивительное, что ещё удалось получить и компенсацию за задержку. Впервые в жизни не я был должен пеню налоговой, а она мне :)


Спасибо, что рассмотрели мой вопрос!

Думаю, проблема достаточно актуальна. Декларацию подал 27 июня, 27 сентября подал заявление на возврат излишне уплаченного налога. Прошло уже полтора месяца с даты подачи заявления, вычет на мой счет все еще не пришел. Жалоба из личного кабинета отправляется в ту же налоговую, на бездействие которой жалуюсь, в нарушение НК РФ в вышестоящую налоговую жалобу не отправляют (уже имею опыт взаимодействия с моей налоговой). А подать жалобу сразу в УФНС по региону нельзя в силу ч. 1 ст. 139 НК РФ. Замкнутый круг.

Неделю назад сходил на личный прием к курирующему инспектору - просрочку проверки никак не объяснил, пообещал "в кратчайшие сроки урегулировать ситуацию". Через два дня после посещения в личном кабинете наконец появилась информация о том, что "камеральная проверка завершена, сумма вычета подтверждена в полном объеме". Теперь жду деньги. Так что, похоже, единственный действенный способ влияния на налоговую в данном случае - личное посещение.

Wespe, в УФНС напрямую можно подать жалобу заказным письмом по почте, это работает. Через ЛК наша ИФНС тоже ничего в УФНС не передаёт (чего им самим на себя жаловаться то).

Wespe, знакомо! Сначала ждал, что налоговая проснётся. Потом атаковал письмами. На итог написал жалобу начальнику инспекции и отправил заказным с уведомлением. Оплатили, хотя просрочка серьёзная: около 5 месяцев

Wespe, и возможно, смена режима на них бы отлично подействовала. Ещё люди предлагают любого, кто работал в правительстве отправлять в ИВС и уже там их биографии использовать по назначению. Круговая порука быстро превратится во взаимную сдачу подельников.

Андрей, через работодателя та же петрушка, не готовят вовремя уведомление и всё тут. Причем о его готовности чтобы узнать - всё тот же квест, т.к. в личном кабинете об этом не сообщают. После 2х жалоб мне сообщили, что уведомление готово, Но самое смешное, что датировано оно последним днём срока его изготовления по НК (то есть 30 дней), но я точно знаю, что к тому моменту они даже не приступали к проверке. Получается, что налогоплательщик не может вернуть свои деньги в срок, а в ИФНС на бумаге всё ок, никаких нарушений не было. На днях отправила 3ю жалобу 😁


Юлия, а вы повторно получали уведомление или впервые?
Я не знаю, какие суммы указывать в последних строках о расходах и процентах: фактически потраченную, оставшуюся к вычету, максимум 260к или что-то совсем другое?


Обнуление декларации после ее принятия — с 1 июля с этим может столкнуться каждый налогоплательщик. В НК РФ для этого предусмотрели шесть общих оснований и специальные — для НДС и расчета по страховым взносам. Смотрите, что теперь нужно обязательно проверять перед сдачей отчетности.

Обнуление деклараций налоговой: общий список

Итак, инспекции могут обнулять декларации, если в ходе проверки всплывет хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 80 НК РФ.

Пять оснований для обнуления декларации по п. 4.1 ст. 80 НК РФ представлены в нашей таблице. Шестым было и остается представление отчетности по неактуальной форме.

Основание для аннулирования декларации

Что проверить перед сдачей

Декларацию подписал сотрудник, не имеющий полномочий

Если декларацию подписывает не руководитель, проверяйте доверенность:

  • существует ли она на подписанта;
  • не закончился ли срок полномочий (если срок в доверенности не указан, она действительна всего год — ст. 186 ГК РФ);

передавалась ли доверенность в ИФНС

О дисквалификации руководитель должен знать и сообщить, в том числе, бухгалтеру. Но на всякий случай посматривайте реестр дисквалифицированных лиц на сайте ФНС.

Запись о недостоверности сведений о руководителе в ЕГРЮЛ

Периодически проверяйте ЕГРЮЛ на предмет появления в нем записей о недостоверности информации.

Пока вы будете удалять запись о недостоверности, отчетность будет числиться непредставленной. Это еще раз подтверждает целесообразность оформления дополнительной доверенности на подписание отчетности — на всякий пожарный случай

Подписание декларации УКЭП физлица после его смерти

Никогда не используйте электронную подпись директора после его смерти. Налоговая сверяется с базой ЗАГС. Установив факт использования подписи умершего человека, налоговики аннулируют декларацию.

Оперативно решайте вопрос с руководящими полномочиями и подписью в таком случае. Здесь даже запасная доверенность не спасет. Со смертью лица, оформившего доверенность, ее действие прекращается

Исключение компании из ЕГРЮЛ

Проверяйте себя в реестре. Ведь у налоговой есть право в некоторых случаях исключать организации из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке.

Выявить любое из этих обстоятельств (кроме последнего, при котором декларация просто не пройдет) налоговики могут не сразу при получении декларации, а уже в ходе ее камеральной проверки. При этом проверка прекращается, налогоплательщик об этом уведомляется, а декларация считается непредставленной. Оповестить о нарушении налоговая должна не позднее пяти рабочих дней с момента его обнаружения.

Как реагировать на уведомление? Порядок действий в НК РФ не разъяснен. Очевидно, что нужно как можно скорее устранить нарушение и сдать отчетность заново либо доказать инспекции, что нарушения нет. Также очевидно, что на урегулирование этой ситуации может потребоваться не один день. Как скоро налоговики будут прибегать в таких ситуациях к штрафу, пока не ясно. Счет могут заблокировать, если всё это затянется больше чем на 20 дней.

Эти основания — общие для всей налоговой отчетности. Далее расскажем о специальных отказных поводах для НДС и расчета по страховым взносам.

Обнуление налоговой декларации по НДС с 01.07.2021

Декларацию по НДС могут счесть непредставленной как по одному из оснований, указанных выше, так и при ее несоответствии контрольным соотношениям по перечню, который утвердила ФНС приказом от 25.05.2021 № ЕД-7-15/519. Это касается деклараций, подаваемых с 1 июля.

С момента получения такого уведомления у налогоплательщика есть 5 рабочих дней, чтобы подать правильную декларацию. Тогда отчет будет считаться поданным в день представления декларации с ошибками. Это установлено пп. 5.3–5.4 ст. 174 НК РФ (введены с 01.07.2021).

А вот если в пятидневный срок не уложиться, это уже точно обнуление. При этом возможны штраф за несдачу декларации и блокировка счета.

Что это такое и как действовать при обнаружении разрывов, мы рассказывали в нашей статье.

Из-за чего с 1 июля обнуляют расчет по страховым взносам

Для расчета по страховым взносам отказными являются ситуации, перечисленные в п. 7 ст. 431 НК РФ:

  • Ошибки:
  • в сумме начисленных физлицам выплат;
  • в базе по взносам на ОПС, не превышающей предельную величину, и сумме взносов с нее;
  • в базе по взносам на ОПС по доптарифу и сумме этих взносов.
  • Противоречия между сведениями из подраздела 3.2 раздела 3 и сведениями из других разделов (проще говоря, если суммы показателей по всем физлицам не соответствуют показателям по плательщику взносов в целом).
  • Недостоверные персональные данные физлиц.

Перечень этот не новый, его применяют уже давно.

  • если его сдавали в электронном виде — не позднее следующего рабочего дня после получения;
  • на бумаге — не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем получения.

Устранить ошибки и сдать расчет с верными данными необходимо:

  • в электронной форме — в течение 5 рабочих дней с даты отправки уведомления;
  • в бумажной — 10 рабочих дней.

И тогда расчет будет считаться поданным в день представления ошибочной версии, а санкций не будет.

Сроки аннулирования декларации по НДС и РСВ: противоречия

В заключение нельзя не отметить, что НК РФ установлены два вида сроков реакции налоговиков на ошибки в декларации по НДС и расчете по взносам:

  • в п. 4.2 ст. 80 НК РФ говорится о пяти днях на уведомление налогоплательщика об аннулировании;
  • п. 5.3 ст. 174 и п. 7 ст. 431 НК РФ требуют уведомлять налогоплательщика о нарушении контрольных соотношений не позднее, чем на следующий день (или в течение 10 дней, когда речь идет о бумажном РСВ).

Как быть с этим противоречием? Надеемся, официальные органы этот вопрос прояснят.

А пока полагаем, что срок из ст. 80 НК РФ является общим и установлен для общих обнуляющих обстоятельств. Если же причина аннулирования отчетности — ее несоответствие контрольным соотношениям, тогда работают специальные сроки из второй главы кодекса.

Это значит, что если на следующий день после сдачи декларации по НДС или РСВ уведомления об ошибках вам не прислали, можно считать, что проверку по контрольным точкам отчетность прошла. Но при этом нельзя исключать ее обнуления из-за пороков подписи и прочих обстоятельств из 80-й статьи, которые могут быть обнаружены позднее.

Итоги

Инспекции начнут обнулять декларации в июле. Чтобы избежать материальных последствий, старайтесь более тщательно проверять отчетность перед отправкой и оперативно реагировать на выявленные нарушения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Наталья работает как ИП на упрощенке, живет в Москве, хотя прописана в другом городе. Чтобы не ехать домой ради встречи с налоговой, она решила подать декларацию удаленно.

С чего начала

Я решила подать декларацию через интернет. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись — ее я купила полгода назад, настроила, но пока не пользовалась.

Еще нужны налоговые сервисы и программа — они бесплатные, но плохо работают. На сайте налоговой даже есть инструкция: что делать, если компьютер принимает программу за вирус, а буквы в программе превращаются в иероглифы.

У меня получилось подать декларацию удаленно, но на это ушло два вечера. Об этом дальше.

Зарегистрировалась в сервисе налоговой

У налоговой есть сервис, через который сдают налоговую и бухгалтерскую отчетности. Пользоваться им можно только в Интернет Эксплорере.



Но работать с сервисом пока еще нельзя: оказалось, что нужен код абонента. В подсказке было написано, что код выдает удостоверяющий центр, который изготовил электронную подпись.


Я позвонила в удостоверяющий центр, и консультант сказал, что это ошибка на сайте налоговой и коды абонентов они не выдают.

Получила код абонента налоговой

Я не знала, как быть дальше, поэтому решила поискать в интернете. Так я узнала, что есть отдельный сервис, в котором нужно зарегистрироваться и через него получить код.


Чтобы зарегистрироваться, нужно ввести электронную почту и пароль. Но дальше я запуталась: было написано, что нужно загрузить сертификат, а что за сертификат, неведомо. Ни подсказок, ни инструкций не было.

В интернете я прочла, что нужен открытый сертификат ключа. Его я выгрузила из браузера Интернет Эксплорер по схеме, которую нашла на форуме:

После этого я вернулась в сервис и загрузила сертификат.



Этот код мне осталось ввести в сервисе сдачи отчетности.


На сайте налоговой есть инструкция, что делать, когда появляются такие ошибки. Она там же, где сама программа.



Проблема с ошибкой больше не появлялась, и я запустила программу. Правда выглядела она странно: вместо русских букв были вопросительные знаки.

Подготовила декларацию


Программа предложит выбрать вид декларации — мне нужна была декларация по упрощенной системе налогообложения, она предпоследняя в списке.


Если сразу заполнить реквизиты подробно, они автоматически подтянутся в декларацию.

Вот как выглядела моя декларация сразу после выбора формы:


Отправила декларацию в налоговую



Читайте также: