Субъектами налогового правонарушения являются

Обновлено: 15.05.2024

Как следует из ст. 106 Налогового кодекса РФ, под налоговым правонарушением понимается противозаконное деяние лица, обязанного уплачивать налоги и сборы, которое в соответствии с налоговым законодательством влечет применение мер ответственности.

В теории права под составом правонарушения понимается совокупность элементов (признаков) деяния, которые определяют его как правонарушение и выступают основанием для привлечения лица к ответственности.

Состав налогового правонарушения – совокупность предусмотренных Налоговым кодексом РФ признаков, которые определяют деяние в качестве правонарушения и являются основанием для привлечения лица к налоговой ответственности.

Следует помнить, что основанием привлечения к любым видам ответственности за налоговое правонарушение (в том числе к уголовной и административной) является подтверждение налоговым органом факта совершения деликта в правоприменительном решении (ч. 3 ст. 108 НК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Адвокатура РФ подробнее ).

Объект налогового правонарушения

Объект любого правонарушения – это те общественные отношения, которым противоправные и противозаконные действия причиняют вред.

Объект налогового правонарушения – общественные отношения в сфере уплаты налогов и сборов, обеспечивающие финансовое обеспечение исполнения государственных функций и реализации публичных интересов.

Готовые работы на аналогичную тему

Объективная сторона налогового правонарушения

Такой элемент, как объективная сторона, характеризует само противоправное деяние. В рамках объективной стороны налогового правонарушения выделяется только один элемент – собственно действие или бездействие лица, обязанного уплачивать налоги и сборы.

Причина этого – формальная конструкция составов налоговых правонарушений, которые не включают негативные последствия в качестве элемента состава. Следовательно, утрачивается и еще один традиционный элемент объективной стороны – причинная связь деяния и последствий.

Тем не менее, налоговое правонарушение все же имеет прямые и косвенные последствия. Прямое – снижение размера налоговых поступлений в бюджет, косвенные – сокращение государственного финансирования органов и учреждений, программ и планов развития.

Налоговое правонарушение совершается в форме невыполнения обязанности, возложенной на субъект нормами НК РФ. Данная обязанность может быть связана:

  • с уплатой и перечислением налогов и сборов;
  • с постановкой на налоговый учет;
  • с представлением налоговых деклараций и прочих документов;
  • с учетом доходов и расходов;
  • с представлением информации в рамках налогового контроля.

Субъект налогового правонарушения

Субъект налогового правонарушения – лицо, совершившее нарушение в налоговой сфере и способное нести за него ответственность.

Согласно ст. 107 НК РФ в качестве субъектов налоговых правонарушений выделяются физические и юридические лица, которые должны соответствовать следующим условиям:

  • для физических лиц – достижение возраста 16 лет;
  • для физических и юридических лиц – неисполнение субъектом возложенной на него обязанности по уплате налогов (в том числе в качестве налогового агента).

Субъективная сторона налогового правонарушения

Как следует из ст. 106 НК РФ, налоговое правонарушение может быть совершено только виновно, т. е. осознанно. В отсутствие вины лицо не может нести ответственность за налоговое правонарушение.

При этом следует помнить, что освобождение лица от налоговой ответственности за правонарушение в форме штрафа не влечет освобождения от выплаты пени, которая не относится к мерам ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее от 11.06.1999 № 41/9).

Статья 110 НК РФ предусматривает две возможные формы вины в совершении налоговых правонарушений:

  • умысел – в ситуации, когда правонарушитель осознавал противозаконность своего поведения (интеллектуальный элемент), желал или допускал возможность наступления негативных последствий (волевой элемент).
  • неосторожность – в ситуации, когда правонарушитель не осознавал противозаконность своего поведения или характера возможных последствий, но должен был или мог осознавать их.

Интеллектуальный и волевой элемент вины в отношении юридического лица устанавливается путем определения вины лиц, действовавших от имени корпорации.

Законодательство, устанавливая ответственность за налоговые преступления, не связывает понятие должностного лица с формальным занятием должности. Должностным признается лицо, фактически реализующее полномочия властного характера в процессе руководства порученным участком или подчиненными работниками.

К ответственности за нарушения налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так им и не обладающие могут быть привлечены только при наличии определенных условий – достижения установленного законом возраста и вменяемости.

Как законодательство об административных нарушениях, так и уголовное законодательство предусматривают, что лицо может быть привлечено к ответственности с 16-летнего возраста.

С такой позицией трудно согласиться. К ответственности может привлекаться только лицо, способное в силу возраста осознавать противоправность своих поступков. Налоговое законодательство довольно сложно для понимания. Способность человека отдавать отчет в своих действиях и руководить ими определяется не только его возрастом. Другим признаком является вменяемость, т. е. состояние психики, при котором человек может осознавать значение своих поступков, руководить ими.

Невменяемый не может нести ответственности за правонарушение, поскольку в его совершении не участвовали его сознание или воля.

Существует мнение, что вменяемость характеризует не субъект правонарушения, а субъективную сторону, поскольку определяет психическое отношение лица к содеянному. Эта позиция нашла отражение в НК РФ. В соответствии со ст. 111 НК РФ способность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими характеризует субъективную сторону нарушения налогового законодательства.

Вряд ли можно согласиться с таким подходом. Субъективная сторона предполагает самооценку. В данном же случае речь идет об определенных болезненных состояниях. Вменяемость характеризует самого человека как здорового или больного.

Можно сделать вывод, что субъектом ответственности за нарушения налогового законодательства является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В установленных законом случаях субъект может иметь дополнительные признаки (статус должностного лица и т. п.).

Субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства выступают также организации. К организациям НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, иностранные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Организации могут выступать субъектами ответственности не только в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. За нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ответственность несут банки, выполняющие кассовое обслуживание бюджета.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

28. Ответственность за налоговые правонарушения

28. Ответственность за налоговые правонарушения Налоговое законодательство за нарушение налоговых правоотношений предусматривает различные виды ответственности и меры государственного принуждения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение

1.3. Налоговые правонарушения и ответственность

1.3. Налоговые правонарушения и ответственность Налоговым правонарушением по ст. 106 Налогового кодекса РФ признается совершенное виновное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушенийСтатья 106. Понятие налогового правонарушенияНалоговым правонарушением признается виновно совершенное

5.5 Малозначительность административного правонарушения

5.5 Малозначительность административного правонарушения КоАП РФ предусматривает такое понятие, как малозначительность правонарушения (ст. 2.9. КоАП РФ). Предполагается, что правонарушение было совершено, но к неблагоприятным последствиям оно не привело, признаками

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушенийСтатья 106. Понятие налогового правонарушенияНалоговым правонарушением признается виновно совершенное

56. Состав налогового правонарушения

56. Состав налогового правонарушения Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК РФ фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое

57. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

57. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного

Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

<. > Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:1)

Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

<. > Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения 1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения,

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

9.4. Банки как субъекты налогового права

14.4. Налоговые правонарушения

14.4. Налоговые правонарушения Противоправное поведение имеет две формы – действие и бездействие, которые обобщенно называют деянием.Нарушения норм налогового законодательства могут совершаться как действием лица, так и его бездействием. Нарушение срока постановки на

15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных

53. Правонарушения и ответственность

53. Правонарушения и ответственность В сфере государственного и муниципального управления осуществляется множество различных действий. Среди них могут быть поступки, вызывающие осуждение окружающих.Правонарушение включает в себя действие или бездействие,

3.3. Малозначительность правонарушения

3.3. Малозначительность правонарушения Отдельные налогоплательщики в своих жалобах и письмах просят ограничиться по отношению к ним за неприменение ККТ на первый раз предупреждением, однако это не предусмотрено КоАП РФ. Поэтому за неприменение ККТ (при наличии состава

8.3. Налоговые правонарушения и штрафные санкции

8.3. Налоговые правонарушения и штрафные санкции Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которое

Фото страницы Ответственность организаций и должностных лиц за нарушение налогового законодательства

В статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся привлечения к ответственности организаций, их должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей за нарушение норм налогового законодательства.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Иными словами, квалифицирующими признаками налогового правонарушения являются: противоправность действий (бездействия) лица; наличие вины лица в совершении налогового правонарушения; наличие установленной НК РФ ответственности за совершение противоправных действий (бездействия). Противоправность деяния применительно к налоговым правонарушениям означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах. Статьей 107 НК РФ установлено, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Таким образом, должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер) не являются субъектами правонарушений, указанных в НК РФ.

Для целей НК РФ (ст. 11) понимаются:

- под организациями - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России (иностранные организации). Таким образом, созданный на территории России филиал иностранного юридического лица может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. В то же время филиал российской организации к такой ответственности привлечен быть не может, в случае совершения им налогового правонарушения к такой ответственности подлежит привлечению создавшее его юридическое лицо;

- под физическими лицами - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Обязанности налогоплательщика установлены ст. 23 НК РФ, в том числе обязанность уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговые органы, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, иные обязанности. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеназванных обязанностей должны в установленные сроки письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства предпринимателя: об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов), предприниматели - о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях; обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией); о реорганизации или ликвидации.

Определяя круг обязанностей налогоплательщика, НК РФ предусматривает возможное наступление юридической ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение организацией-налогоплательщиком обязанностей предусматриваются:

- ответственность за совершение налогового правонарушения, установленная НК РФ, мерой которой являются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (ст. 114 НК РФ);

- административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ;

уголовная ответственность, установленная УК РФ. Субъектами уголовной ответственности являются должностные лица организаций, индивидуальные предприниматели.

Сами организации не являются субъектами уголовной ответственности.

Прежде чем перейти к вопросу об ответственности налогоплательщиков-организаций, следует сказать о том, что существует две формы вины в совершении налогового правонарушения (ст. 110 НК РФ). Налоговое правонарушение признается совершенным:

- умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);

- по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

При выявлении умысла в его совершении применяются более жесткие налоговые санкции. Например, по ст. 122 (неуплата или неполная уплата налога) сумма штрафа меняется с 20% до 40% от неуплаченной суммы налога.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Ниже нами приведены составы налоговых правонарушений и размеры санкций (за исключением специальных составов за нарушение налогового законодательства, например, банками).

Статьей 112 НК РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. В частности, смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Анализ арбитражной практики показывает, что такими иными обстоятельствами могут быть:

1) самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства, поскольку "непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о размере штрафа может способствовать уклонению налогоплательщиков от исполнения указанной выше обязанности в надежде, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены";

2) незначительный характер правонарушения (например, незначительность пропуска срока представления налоговой декларации);

3) наличие у предпринимателя иждивенцев, тяжелое состояние здоровья или предпенсионный возраст;

4) несоразмерность размера штрафа совершенному налоговому правонарушению;

5) изъятие документов уполномоченным государственным органом.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ). Наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смягчающие ответственность обстоятельства, поскольку предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен, а НК РФ не ставит возможности уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих ответственность обстоятельств.

К налоговой ответственности может быть привлечено как юридическое так и физическое лицо, то есть Предприниматель. Причем никакие личные обстоятельства, будь то свадьба, отъезд в отпуск, болезнь бабушки, не являются препятствием для применения штрафных санкций по ст. 119 и 126 НК РФ, а также ст. 15.5 и 15.6 КОАП. Если налоговая отчетность предполагается быть нулевой, то В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках, и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Такая декларация, подлежащая представлению в налоговый орган и содержащая сведения по одному или нескольким налогам (пункт 2 статьи 80 Кодекса), по своей сути отличается от налоговой декларации, в которой обязательно указывается объект налогообложения, ставки, и суммы налога. Представляется такая декларация не позднее 20 числа следующего месяца за кварталом.

В соответствии со статьей 137 Налогового Кодекса налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии со статей 139 Налогового кодекса РФ, жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы, в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

В соответствии с п. 2 ст. 140 Налогового кодекса РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо)

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Субъектом налогового правонарушения является лицо, совершившее его. В случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ, такими субъектами могут быть а) организации (коллективные субъекты), б) физические лица (индивидуальные субъекты). [c.274]


В число физических лиц для целей определения субъектов налогового правонарушения входят должностные лица предприятий, учреждений, организаций (в том числе руководители банков, кредитных учреждений, финансовых органов и органов, которым предоставлено право совершать нотариальные действия). [c.276]

Физические лица могут являться как субъектами налоговых правонарушений, так и субъектами налоговых преступлений. [c.414]

Субъекта налогового правонарушения характеризуют свойства, позволяющие применить меры ответственности. Эти свойства различны для физических и юридических лиц. Так, признак достижения лицом установленного законом возраста свойствен только физическим лицам. [c.422]

Кодекс определяет налоговое правонарушение как деяние, совершаемое налогоплательщиком, налоговым агентом и их представителями. Между тем, было неправильным считать, что комментируемая определяет исчерпывающий перечень субъектов налоговых правонарушений. [c.288]


Как следует из гл. 16 Виды налоговых правонарушений и ответственность за них , субъектами налоговых правонарушений наряду с налогоплательщиками и налоговыми агентами признаются эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, а также лица, налоговый статус которых не определен (см. ст. 126 НК). Эти лица становятся субъектами налоговых правонарушений в результате неисполнения ими обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, либо нарушения адресованных им запретов и предписаний. [c.288]

То обстоятельство, что представители налогоплательщиков или налоговых агентов не несут непосредственно обязанностей, неисполнение которых могло бы рассматриваться как налоговое правонарушение, не позволяет считать их субъектами налоговых правонарушений. В случае, если действия (бездействие) представителя привели к неисполнению обязанностей налогоплательщиком или налоговым агентом, субъектом данного правонарушения будет выступать налогоплательщик или налоговый агент (см. также комментарии к ст. 119 и 124 НК). В этом случае привлечение налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности не исключает применения ими ответственности к представителю, чьи действия нанесли этим лицам ущерб, связанный с уплатой соответствующих штрафов. При этом, однако, ответственность представителя не будет являться налоговой ее характер бу- [c.288]

Организациями в смысле НК признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Как видно из приведенного определения, обособленные подразделения юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством, более не выступают самостоятельными субъектами налоговых правонарушений и ответственности. [c.290]


Определяя вину как субъективное отношение лица к содеянному, нельзя не отметить связь между виной и наличием у лица, совершившего то или иное деяние, сознания и воли. Эти качества, несомненно, присущи физическим лицам (если они достигли определенного возраста и являются вменяемыми). Однако с учетом того, что субъектами налоговых правонарушений и ответственности наряду с физическими лицами выступают организации, их также необходимо наделить такими качествами. С этой целью законодатель установил, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. [c.298]

Так, поскольку ст. 106 Кодекса не упоминает банки в числе субъектов налоговых правонарушений, можно предположить, что нарушения, перечисленные в ст. 132-135, не рассматриваются законодателем как налоговые. Это означает, что содержащиеся в гл. 15 НК общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (в частности, положения об обстоятельствах, исключающих применение ответственности либо смягчающих ее) не должны применяться к ответственности банков, предусмотренной гл. 18. [c.351]

Субъект налогового правонарушения — налогоплательщики (плательщики сборов), т.е. физические лица и организации, а также налоговые агенты и иные лица. Они подлежат ответственности за совер- [c.236]

Для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения физическое лицо-налогоплательщик должно быть вменяемым. Вменяемость — способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Обусловленная болезненным состоянием неспособность лица отдавать отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения противоправного деяния исключает возможность физического лица быть субъектом налогового правонарушения (п. 1 ст. Ill HK). [c.237]

В качестве иллюстрации можно привести ст. 106 НК РФ, определяющую понятие налогового правонарушения. В качестве субъектов налогового правонарушения в ней указаны только налогоплательщик, налоговый агент и их представители. Лица, содействующие осуществлению налогового контроля — эксперт, специалист, переводчик, свидетель — в качестве субъектов налогового правонарушения не указаны, но в нормах гл. 16 НК РФ (ст. 128 и 129) они фигурируют в качестве субъектов отдельных видов налоговых правонарушений. Налицо серьезное противоречие между гл. 15 и 16 НК, которые соотносятся между собой как общая и особенная части раздела VI НК. Поскольку нормы гл. 16 НК об ответственности за отдельные виды налоговых правонарушений должны применяться не иначе как в соответствии с общими положениями гл. 15 НК об ответственности за такие правонарушения, ст. 128 и 129 НК не могут применяться до внесения в ст. 106 НК необходимых дополнений. [c.6]

Субъектом налогового правонарушения может быть как организация, так и гражданин (ст. 107 НК), а субъектом административного правонарушения — только гражданин (ст. 13 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях — далее КоАП). [c.129]

Юридическое значение документов заключается в том, что они обеспечивают доказательное обоснование показателей бухгалтерского учета и отчетности, устанавливают ответственность исполнителей за произведенные хозяйственные операции. Документы или данные документов используются в качестве получения аудиторских доказательств для составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а также в качестве свидетельств при разрешении хозяйственных и судебных споров, возникающих между организациями или между организацией и органами налогового контроля за налоговые правонарушения и др. Судебные органы и арбитраж признают за документами юридическую силу письменного свидетельства в том случае, когда они составлены своевременно и оформлены надлежащим образом. [c.145]

Во-вторых, многие налоговые правонарушения связаны с коррупцией на различных уровнях исполнительной власти, и их выявление требует обеспечения реальной независимости соответствующих подразделений от местных и региональных органов исполнительной власти (хотя формальная независимость налоговых органов от органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления и обеспечивается самой структурной схемой построения налоговых органов, на деле их зависимость от соответствующего уровня власти, безусловно, существует). [c.57]

Критерии разграничения институтов ответственности и санкций, используемых в НК РФ, весьма расплывчаты и не всегда ясны. Так, в гл. 15 и 16 все правонарушения, предусмотренные НК РФ, рассматриваются в качестве налоговых правонарушений без выделения их из числа административных правонарушений налогового законодательства. Не дается их разграничения по характеру правонарушения, объекту посягательства, субъектам ответственности, виду применяемых санкций. [c.242]

Под юридическим составом налогового правонарушения понимается совокупность закрепленных в законодательстве признаков (элементов), при наличии которых противоправное деяние (действие или бездействие) признается налоговым правонарушением. Отсутствие хотя бы одного из признаков (элементов) означает отсутствие юридического состава налогового правонарушения, а следовательно, данное деяние не является основанием налоговой ответственности. Такими обязательными элементами юридического состава налогового правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. [c.273]

Специальных, т.е. отражающих особенности правового положения и труда отдельных категорий физических лиц руководителей, главных бухгалтеров и других должностных лиц. Эта категория физических лиц занимает специфическое положение в части субъектов налоговых правоотношений и ответственности за налоговые правонарушения. [c.276]

Множественность — означает совершение субъектом нескольких самостоятельных видов налоговых правонарушений. Пунктом 5 ст. 114 НК РФ установлено, что при совершении одним лицом двух или более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. [c.280]

Субъективная сторона налогового правонарушения представляет собой совокупность признаков, характеризующих психологическое отношение субъекта к совершенному противоправному действию (бездействию) и его последствиям в сфере налоговых правоотношений. [c.282]

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, может быть только соответствующий субъект налоговой обязанности, т.е. лицо, обязанное исполнить требования ст. 80 Кодекса. Таким образом, субъектом данного налогового правонарушения (применительно к организациям) является налогоплательщик, а не его законный [c.302]

Субъект правонарушения — организация или индивидуальный предприниматель. В числе субъектов налоговой ответственности по ст. 122 могут быть также и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, поскольку в отношении этих субъектов может быть применена ответственность по данной статье на основании данных камеральной налоговой проверки. [c.307]

Применительно к налоговым правоотношениям законодательно установлен круг лиц (п. 2 ст. 90 НК РФ), которые не могут выступать в качестве свидетелей по делу о налоговом правонарушении и соответственно не могут быть субъектами ответственности по ст. 128. [c.321]

Налогоплательщиками (налоговыми субъектами) в России являются как физические, так и юридические лица. Налоговые субъекты обладают всеми правами и обязанностями, предусмотренными Налоговым кодексом, в том числе и обязанностью несения ответственности за налоговые правонарушения. [c.411]

В случае совершения физическим или юридическим лицом деяния, квалификационно совпадающего с определением налогового правонарушения, все последующие юридические и финансовые последствия будут иметь отношение только к указанному налоговому субъекту. [c.411]

Субъективная сторона налогового правонарушения Субъект налогово-го правонарушения [c.433]

Взыскания, установленные НК РФ (раздел VI Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение , глава 16 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение ), являются мерами административной ответственности. Основанием этой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. Ряд таких правонарушений предусмотрен Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) (см. ст. 1561 1562). В этом случае субъектами ответственности выступают физические лица. [c.405]

Наличие действенной системы контроля за соблюдением налогового законодательства является непременным условием функционирования налоговой системы в целом. Поэтому любые незаконные противодействия налоговым органам, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, представляют достаточно серьезную угрозу для налоговой системы и требуют соответствующей реакции. Субъектами данных правонарушений выступают непосредственно налогоплательщики и налоговые агенты (поэтому составы, имеющие отношение к контролю, но адресованные другим лицам (например, несвоевременное представление информации о налогоплательщике), помещены в другие параграфы данной главы. [c.444]

Взыскания, установленные НК РФ (разд. VI Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение , глава 16 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение , глава 18 Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение ), являются мерами административной ответственности, которые применяются к налогоплательщикам, налоговым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства. Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения. t [c.246]

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов является неотъемлемой частью управления финансами предприятий и может быть представлено как налоговый менеджмент. Главной задачей налогового планирования, как было отмечено выше, является минимизация налогов на основе максимального использования возможностей налогового законодательства, в том числе налоговых льгот. Одним из элементов налогового планирования должна быть и оценка риска совершения налоговых правонарушений, во избежание которых требуется тщательная проработка не только Налогового кодекса РФ, но и положений Конституции РФ, а также гражданского, административного и уголовного законодательства. Конечной же целью налогового менеджмента является сокращение фактических издержек, связанных с уплатой налогов. [c.221]

В целях решения этих задач Налоговый кодекс РФ определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством формы и методы налогового контроля ответственность за нарушение налоговых правонарушений порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов. [c.354]

Субъект правонарушения — налогоплательщик, налоговый агент, применительно к физическим лицам — законный представитель физического лица также может быть субъектом ответственности. Поскольку в соответствии со ст. 28 действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действием (бездействием) этой организации, можно сделать вывод, что законный представитель может являться субъектом налогового правонарушения, предусмотренного в настоящей статье, только в том случае, если речь идет о законном представителе налогоплательщика физического лица, причем недееспособного, безвестно отсутствующего либо не достигшего шестнадцатилетнего возраста. Привлечение организации к ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 124 в соответствии с п. 4 ст. 108, не освобождает ее должностных лиц от административной ответственности, предусмотренной п. 4, 12 ст. 7 Закона О налоговых органах в Российской Федерации , — штрафу в размере от 2,5 до 5 МРОТ. [c.311]

Рассмотрение и сравнение налоговых преступлений и налоговых правонарушений с разных ракурсов (относительно объекта и субъекта противоправного деяния, с точки зрения выделения сходств и различий объективных сторон предусмотренных законодательством составов, в частности способов совершения преступлений и правонарушений, с позиции выявления особенностей определения и специфики субъективных сторон данных нарушений) позволяет получить представление о неоднотипности правовых институтов ответственности, существующих в рамках уголовного и налогового права, об общем и о различиях составов налоговых правонарушений и налоговых преступлений. [c.17]

Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, на которые они посягают. Как правило, все налоговые правонарушения имеют однообъектную направленность. В данном случае объектом выступает установленный порядок взимания и уплаты налогов и сборов, налоговой отчетности, налогового контроля и иные фискальные интересы со стороны государства, реализуемые посредством наделения установленного круга субъектов соответствующей компетенцией. Необходимо различать общий, родовой и непосредственный объекты посягательства. [c.273]

Материальная зависимость наблюдается в том случае, если налоговое правонарушение совершается субъектом в интересах лица, которое его материально обеспечивает и содержит. Служебная зависимость наблюдается в случае подчиненности лица, совершившего налоговое правонарушение, другому лицу (руководителю либо наделенному соответствующими полномочиями административно-распорядительного характера), которое принудило деликвента к совершению данного правонарушения. [c.289]

Размер санкции, установленной за совершение рассматриваемого правонарушения, а точнее, установление зависимости размера санкции от размера дохода, полученного субъектом предпринимательской деятельности за время осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, свидетельствует о том, что степень предпринимательской активности налогоплательщика имеет существенное значение для квалификации налогового правонарушения по ч. 2 ст. 117НКРФ. [c.299]

Во всяком случае, нерепрессивное применение санкций за налоговые правонарушения означает, что при наложении взысканий должно учитываться материальное положение субъекта ответственности с пониманием того, что последствия применения штрафа за налоговые правонарушения не должны носить необратимого характера для самой возможности лица получать доход. [c.413]

Следует отметить, что разные группы вышеназванных отношений регулируются актами законодательства о налогах и сборах разного уровня. Так, отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов регулируются как законодательством РФ о налогах и сборах, так и законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии и в пределах, установленных НК. Что касается отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, то они регули-руются исключительно законодательством РФ о иалогах и сборах, точнее— НК(гл. 14-17 НК). [c.14]

Читайте также: