Если у ип временная регистрация куда платить налоги

Обновлено: 04.05.2024

Заявление на регистрацию ИП имеет множество своих нюансов и правил заполнения. С помощью бесплатного онлайн-сервиса на нашем сайте вы сможете легко, с учетом всех правил, подготовить не только заявление по форме Р21001, но и весь пакет необходимых документов для регистрации ИП.

Право вести предпринимательскую деятельность в России есть у любого совершеннолетнего гражданина, а также иностранца. Достаточно лишь зарегистрироваться по месту жительства. У тех, кто имеет постоянную прописку и живет по тому же адресу, никаких сложностей нет. Но можно ли открыть ИП по временной регистрации? Ведь в стране немало людей, кто живет в другом городе, регионе или же приехал из-за границы.

Общие правила регистрации

Переехав жить в другой регион, гражданин должен в течение 90 дней встать на учет по новому адресу, то есть получить временную регистрацию по месту пребывания. При этом постоянная прописка, конечно же, не отменяется. Человек по-прежнему считается прописанным по своему основному месту жительства — в том регионе, откуда он переехал.

А что, если после обоснования на новом месте появилось желание заняться бизнесом? Можно ли зарегистрировать ИП по временной регистрации? К сожалению, нет. Если человек захочет стать предпринимателем, ему все равно придется сделать это по месту постоянной регистрации. При наличии прописки встать на учет в качестве предпринимателя по временной регистрации нельзя.

Возникает вопрос: можно ли открыть ИП по временной регистрации, если постоянная отсутствует? Да, это возможно. Будущему предпринимателю нужно обратиться в местную ИФНС, уполномоченную на регистрационные действия. Из документов потребуется:

  • паспорт, в котором стоит штамп о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства;
  • свидетельство о регистрации по месту пребывания (временная прописка);
  • форма Р21001, где в поле, предназначенном для указания места жительства, стоит адрес временной регистрации;
  • квитанция об уплате госпошлины в сумме 800 рублей.

После регистрации предприниматель будет прикреплен к налоговой инспекции по адресу своего проживания. Но как только срок временной прописки истечет, гражданин будет снят с учета как предприниматель. Так что если у человека без постоянной прописки в планах регистрация ИП, то вставать на временный учет по месту пребывания целесообразно на длительный срок.

Когда есть постоянная прописка в другом месте

Итак, ИП регистрируется по месту своей прописки, даже если фактически проживает далеко от дома. Ну это вовсе не значит, что туда нужно ехать. Есть три варианта, как открыть ИП без личного присутствия:

  1. Через доверенное лицо.
  2. По почте.
  3. В электронной форме.

В двух первых случаях порядок действий примерно одинаков. Будущий предприниматель заполняет форму Р21001 (подпись свою не ставит), берет паспорт, копию паспорта доверенного лица, если нужно, и отправляется к нотариусу. Последний удостоверяет подпись гражданина на форме и копию его паспорта. Если решено действовать через представителя, оформляется доверенность.

К документам прикладывается копия квитанции об уплате госпошлины, и весь пакет направляется, в зависимости от способа подачи:

  • представителю, который должен отнести документы в местную инспекцию, которая занимается регистрацией ИП;
  • непосредственно в сам налоговый орган ценным письмом с описью вложенных документов.

Третий способ — подать заявление в электронной форме — наиболее удобный и современный. Правда, для официального обращения в ФНС гражданину нужно оформить электронную подпись (ЭЦП). После этого взаимодействие с Налоговой службой будет происходить через интернет. Делается такая подпись быстро, а стоит недорого. Зато не придется тратиться на нотариальное удостоверение документов и их переправку. К тому же при подаче заявления на регистрацию ИП в электронном виде не уплачивается госпошлина. Для получения ЭЦП нужно обратиться в удостоверяющий центр, которые есть в любом населенном пункте.

Как стать ИП иностранцу

В Россию приезжают люди из зарубежья, и некоторые хотели бы вести тут бизнес. При этом большинство находится в стране на основании временного разрешения. Рассмотрим, можно ли зарегистрировать ИП по временной регистрации иностранному гражданину.

Закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года определяет правовое положение подданных других государств в РФ. Он устанавливает, что иностранцы пользуются всеми правами россиян, за исключением некоторых. Никаких препятствий для получения статуса ИП иностранцами нет, при условии, что они находятся в России легально.

Как сдавать отчетность ИП

Когда человек является предпринимателем, ему приходится чаще обращаться в государственные органы. Как минимум, он должен подавать декларации в ИФНС, а если нанимает сотрудников, то еще и отчетность в фонды. Это не слишком удобно, если госорганы расположены в одном регионе, а ИП проживает в другом. Однако все решаемо.

Необходимо заранее продумать, какая налоговая система будет применяться предпринимателем. Нужно учесть, что специальные режимы подразумевают гораздо меньший объем отчетности по сравнению с основным.

По УСН нужно подавать лишь одну декларацию в год. А это можно без проблем сделать и по почте. На ПСН и вовсе нет отчетности. После регистрации ИП нужно лишь встать на учет по месту ведения деятельности и вовремя уплачивать стоимость патента.

Также немаловажно, будут ли наниматься работники. Если да, то количество отчетных форм резко возрастет. Тогда ИП целесообразно оформить ЭЦП и взаимодействовать со всеми контролирующими органами через интернет.

ИП поменял прописку что делать

Регистрационный учёт предпринимателей

Если говорить о регистрационном учёте, то предприниматель поставлен на него в налоговой инспекции по месту жительства. При этом понятия юридического адреса у ИП нет, и он может работать по всей территории России, независимо от адреса, указанного в паспорте.

Такая привязка к адресу имеет значение, если ИП работает на УСН, ОСНО или ЕСХН. Где бы он ни вёл реальную деятельность, сдавать каждый год декларации, платить налоги и взносы он будет в ИФНС по адресу прописки. Если же предприниматель получил патент, то ему надо обратиться еще и в налоговую инспекцию по месту деятельности. Эта ИФНС может быть как той же самой, где ИП стоит на регистрационном учёте, так и относиться к другому муниципальному образованию. В таком случае действует правило: налог уплачивается по месту деятельности, а взносы ИП – по месту его прописки.

Надо ли заявлять в свою инспекцию о смене прописки

После получения данных о новой прописке предпринимателя налоговая инспекция должна внести эти сведения в ЕГРИП в течение пяти рабочих дней. Получается, что после пятнадцати рабочих дней со дня смены места жительства можно проверить, действительно ли в реестр внесена соответствующая запись. Это можно сделать быстро и бесплатно с помощью сервиса от ФНС, который формирует сведения из ЕГРИП.

Если же вас, по какой-то причине, не устраивает такой длительный срок или новые сведения в реестре не отображены (внесены ошибочны), то о смене адреса ИП можно сообщить самостоятельно. Для этого заполняется форма Р24001.

После того, как ИП поменял прописку, он может быть переведён в налоговую инспекцию в другом муниципальном образовании. Регистрационное дело налогоплательщика передается в новую ИФНС тоже без его участия. Новые ИНН и ОГРН при смене прописки не выдаются, поэтому идти в инспекцию не требуется.

Надо ли обращаться в фонды и органы статистики

Итого, в течение двадцати рабочих дней после того, как произошла смена адреса ИП, все государственные органы, где он стоит на учёте, должны быть автоматически поставлены об этом в известность. Однако это относится только к гражданам РФ, иностранцам надо подавать в ИФНС заявление по форме Р24001.

Кого надо уведомить о новом месте жительства

Если у ИП открыт расчётный счёт, то надо сообщить в банк о новых реквизитах. Перечень документов, необходимых для этого, уточняйте в банке. Как правило, достаточно написать заявление в свободной форме и представить копию паспорта.

Кассовый аппарат надо перерегистрировать, если изменится место его установки. Но часто бывает так, что это не требуется, потому при переезде ИП касса остается в том же магазине или салоне красоты, что и раньше.

Что касается контрагентов, то необходимость их уведомления зависит от принятого стандарта делового оборота. Часто партнёры указывают в договорах и актах только ИНН и ОГРН предпринимателя, тогда без этого можно обойтись.

И ещё раз кратко о том, что делать предпринимателю при смене прописки в паспорте:

  1. Самостоятельно заявлять в инспекцию об изменении места жительства не требуется, но стоит убедиться, что новый адрес внесен в ЕГРИП. Иностранцы должны сами сообщать о смене адреса.
  2. Если предпринимателя не устраивает достаточно долгий срок внесения данных в ЕГРИП в автоматическом режиме, в инспекцию может быть подана форма Р24001.
  3. Информацию о новом адресе в фонды и органы статистики передаёт налоговая служба. ИП-работодатели должны уведомить ФСС о смене прописки.
  4. При переезде в другое муниципальное образование предпринимателя ставят на учёт в другую ИФНС, поэтому желательно перед сменой адреса разобраться с уплатой налогов и взносов. Для этого можно запросить сверку расчётов с инспекцией по старому адресу.
  5. При наличии выданной лицензии её надо переоформить, обратившись в лицензирующий орган с оригиналом и квитанцией об уплате пошлины.
  6. При необходимости сообщите о смене места жительства предпринимателя в банк и контрагентам.

Сергей, когда ИП меняет постоянное место жительства, это не означает, что бизнес, который был на прежнем месте, придется закрывать. С ним все останется как было.

Но ваш переезд в другой регион и смена адреса постоянного места жительства действительно повлечет за собой перерегистрацию в ИФНС и фондах — ПФР и, если есть работники, ФСС. Правда, по большей части этот процесс пройдет без вашего участия. Однако не исключено, что вам все же придется предпринять какие-то действия.

Перерегистрация в новой ИФНС

Когда вы зарегистрируетесь по новому месту жительства, миграционное управление МВД в течение 10 рабочих дней само уведомит об этом вашу новую налоговую инспекцию.

Налоговики, как только получат эти сведения, за 5 рабочих дней должны сделать следующее:

  1. Внести изменение адреса в Единый госреестр предпринимателей (ЕГРИП).
  2. Снять ИП с учета в старой налоговой.
  3. Поставить его на учет в новой ИФНС. Датой постановки будет дата регистрации по новому месту жительства.
  4. Передать учетное дело ИП из старой инспекции в новую.

Как только обновятся данные в ЕГРИП, инспекция сама в течение 5 рабочих дней сообщит новые сведения об адресе ИП в ПФР, ФСС и Росстат. Что касается фонда обязательного медстрахования (ФОМС), то налоговики еще с 2017 года ежеквартально сами направляют туда сведения обо всех изменениях.

То есть на этом этапе в отношении налоговой перерегистрации ИП самому ничего делать не нужно.

Когда у человека меняется ИФНС, новое свидетельство о постановке на налоговый учет ему не выдают. ИНН у него тоже остается прежним. На руки выдадут либо направят по почте только уведомления о постановке на учет и о снятии с учета.

Важно. Человека снимают с учета в старой ИФНС только после того, как он зарегистрируется по новому месту жительства. Если ИП выпишется из старой квартиры и по каким-либо причинам не пропишется в новой, то так и будет числиться в своей старой налоговой.

Перерегистрация в ПФР и ФСС

Для перерегистрации в ПФР предпринимателю ничего не нужно. Все сделают за него. Новый территориальный орган ПФР автоматом поставит его на учет в течение 3 рабочих дней после того, как получит из ИФНС данные о смене адреса. ИП придет электронное уведомление о регистрации: либо на электронную почту, если она есть в госреестре, либо на портал госуслуг. Если нужно бумажное уведомление, придется пойти в новое отделение ПФР и сделать там запрос об этом.

Важно. Если меняется регион места жительства ИП, то в уведомлении из ПФР будет указан его новый регистрационный номер как плательщика взносов, ведь в этот номер зашиты код субъекта РФ, код района (города) и порядковый номер записи о физлице в территориальном органе ПФР.

ИП указывает регистрационный номер в отчетности, которую сдает в пенсионный фонд на своих работников, если они у него есть. Если уведомление из ПФР вдруг запаздывает, можно узнать номер, запросив бесплатную электронную выписку на сайте ФНС.

На учете в ФСС предприниматели стоят в двух случаях:

  1. если у них есть наемные работники;
  2. если они добровольно застраховались в соцстрахе на случай болезни и в связи с материнством.

Если вы стоите на учете по этим двум основаниям, то у вас есть два регистрационных номера. Но в ФСС, в отличие от ПФР, эти номера при смене места жительства не меняются.

И в том и в другом случае перерегистрация в ФСС по новому месту жительства потребует от ИП самостоятельных действий. В течение 15 рабочих дней со дня изменения данных в паспорте ему надо будет подать — лично, по почте или через госуслуги — в свое прежнее отделение ФСС заявление по одной из следующих форм:

    при наличии наемных работников; , если ИП добровольно застрахован в ФСС.

Надо ли перерегистрировать ККТ, если у ИП она есть

Перерегистрация кассовой техники нужна, только если меняются какие-то данные, указанные в карточке ККТ при первичной регистрации кассы. В их числе, например, есть адрес установки кассового аппарата.

В вашем случае бизнес никуда не переезжает. То есть адрес установки кассы остается прежним. А значит, перерегистрировать ККТ не нужно.

Переоформление лицензии

Если ИП занимается деятельностью, для которой требуется лицензия, то при смене места жительства он должен переоформить текущую лицензию.

Поскольку в вашем случае адрес ведения бизнеса остается прежним, старая лицензия сохраняет свое действие до тех пор , пока не будет выдана новая.

Чтобы переоформить лицензию, надо уплатить госпошлину в размере 750 Р , а потом лично или по почте подать заявление в тот орган, который лицензию выдавал. В нем указать реквизиты документа об уплате госпошлины, приложить оригинал старой лицензии и выписку из ЕГРИП с новым адресом.

Кого еще ИП должен уведомить о новом адресе

Есть целый перечень видов деятельности, о начале ведения которых юрлица и ИП обязаны уведомлять контролирующий орган. Например, о бизнесе в сфере общепита надо уведомить Роспотребнадзор, а о пассажирских перевозках — Ространснадзор. Если не подать такое уведомление, могут оштрафовать. Штраф для ИП — от 3000 до 5000 Р .

Если ИП должен подавать такое уведомление, то об изменении адреса регистрации ему также нужно сообщить в течение 10 рабочих дней с даты внесения записи в ЕГРИП.

И конечно же, предпринимателю обязательно надо сообщить об изменении адреса постоянной регистрации в свой банк и своим контрагентам.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Можно ли по временной регистрации открыть ип

Индивидуальное предпринимательство как форма ведения бизнеса набирает все большую популярность. Так, в Москве в 2019 году стало больше ИП на 15% по сравнению с прошлым годом. Стать ИП можно после регистрации в налоговой службе. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя привязана к месту прописки. Открыть ИП можно только по месту жительства. Возникает вопрос: как быть тем, у кого прописка, скажем, в Новосибирске, а открыть бизнес в качестве ИП нужно в Москве? Можно ли открыть ИП с временной пропиской? И что в таком случае делать иностранным гражданам? Дадим ответы на эти и другие вопросы

Общие правила регистрации

Нужна ли прописка для ИП

Так как индивидуальный предприниматель является физическим лицом и на него распространяются все законы, которые действуют для граждан России, следовательно, он обязан иметь временную или постоянную прописку в пределах Российской Федерации. Это требование действует для всех, даже для кочевых народов Крайнего Севера.


При регистрации в качестве ИП обязательно потребуется указать адрес проживания гражданина, без этого документы не будут приняты к рассмотрению.

Где регистрируют ИП, если у него есть постоянная и временная прописка

В случае, если у гражданина есть постоянная и временная прописка, то открывать ИП нужно по адресу постоянной прописки, который указан в штампе в паспорте.

Если никакой из этих вариантов не подходит, то придется выписаться из места постоянной прописки (это можно сделать также удаленно) и потом зарегистрировать ИП в любом месте, где у вас будет временная регистрация.

Оформление индивидуального предпринимателя по временной регистрации

Никаких ограничений временная регистрация ИП не несет, кроме необходимости подавать отчетность именно в то отделение ФНС, где вас поставили на учет в качестве ИП.

Собственник жилья, который предоставил вам право временной регистрации на своей жилплощади, никаких рисков не несет, поэтому извещать его о том, что вы хотите стать ИП — не обязательно.

Отсутствие постоянной прописки.

В паспорте гражданина должен отсутствовать штамп, подтверждающий постоянную регистрацию.

Наличие документа о временной прописке на срок не менее полугода.

В момент подачи документов на регистрацию ИП срок действия временной прописки должен быть больше или равен шести месяцам.

Даже если ФНС пойдет вам навстречу и сделает регистрацию ИП на срок менее шести месяцев, через это время ИП автоматически ликвидируют. Стоит ли усилий тогда этот труд?

Целесообразно делать временную прописку на долгий срок, так как с истечением ее срока действия вас также снимут с регистрации в качестве ИП.

Важно помнить , что открывая ИП по временной прописке на один год, вы также становитесь ИП сроком на один год.

Порядок регистрации индивидуального предпринимателя по временной регистрации ничем не отличается от общего порядка открытия ИП. Лишь в заявлении по форме Р21001 (Новая форма, вступившая в силу с 25 ноября 2020 года) вы укажете адрес временной прописки вместо постоянной.

Алгоритм действий перед регистрацией индивидуального предпринимателя по временной прописке следующий:

Шаг 1. Определиться с видами деятельности и кодами ОКВЭД. В заявлении на регистрацию ИП по форме Р21001 (Новая форма, вступившая в силу с 25 ноября 2020 года) потребуется указать четырехзначный код того вида деятельности, который планирует вести предприниматель. Коды можно выбрать как основные, так и дополнительные, если в ваших планах есть расширение сфер деятельности.

  1. Заявление по форме Р21001 (Новая форма, вступившая в силу с 25 ноября 2020 года) , где помимо паспортных данных заявителя будет указан адрес временной регистрации.
  2. Квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию ИП. Ее размер составляет 800 рублей.
  3. Копия паспорта заявителя со всеми страницами.
  4. Копия индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).
  5. Копия свидетельства о временной регистрации.
  6. Заявление о переходе на УСН. По умолчанию ИП получает основной режим налогообложения (ОСН), но, как правило, большинство предпринимателей уже в момент регистрации подают заявление о переходе на упрощенный режим налогообложения (УСН) ввиду существенных налоговых послаблений этого режима.

Подача документов

После того, как вы подадите комплект документов на регистрацию по истечении трех рабочих дней (или раньше), вам выдадут Свидетельство о постановке на учет в качестве ИП и выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Местом, где можно открыть ИП, являются также многофункциональные центры ( МФЦ ), но в этом случае срок ожидания готовых документов может составить до 7 дней .

После регистрации вас индивидуальным предпринимателем налоговая служба автоматически передаст сведения в фонды социального страхования, в которые вы будете обязаны оплачивать взносы как минимум за себя, а в случае наличия наемных работников — и за них тоже. Размеры платежей в социальные фонды за одного индивидуального предпринимателя приведены в таблице:

Обязательный платеж в Пенсионный фонд России (не зависит от дохода) до 31 декабря 2020 года.

Фонд обязательного медицинского страхования (обязательный платеж, не зависит от дохода) до 31 декабря 2020 года.

Если годовой доход ИП превышает 300 тысяч рублей, к сумме платежа добавляется 1% от суммы превышения .

  • Шаг 1. Определиться с видами деятельности и кодами ОКВЭД.
  • Шаг 2 . Выбрать оптимальную систему налогообложения.
  • Шаг 3 . Подготовить комплект документов для регистрации ИП.
  • Шаг 4 . Перевести документы на русский язык и заверить правильность перевода у нотариуса.
  • Шаг 5 . Сдать документы на регистрацию.
  • Шаг 6 . Забрать готовые документы.
  1. Заявления о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Копии документов, подтверждающих его личность, дату и место рождения.
  3. Копии разрешения на проживание.
  4. Документов, подтверждающих адрес проживания иностранца.
  5. Квитанции об оплате пошлины.
  6. Удостоверение беженца (при его наличии).

При подаче документов нужно иметь оригиналы. Их вернут сразу после сверки с копиями в момент посещения ФНС.

Документы должны быть поданы на русском языке , поэтому необходимо заранее их перевести и нотариально заверить.

Срок действия регистрации иностранного гражданина как ИП будет зависеть от того, на какой период у него действительно разрешение на пребывание в России. Как правило, этот срок составляет три года (постоянное пребывание не предусмотрено, за исключением граждан Белоруссии, которые могут сразу подавать на вид на жительство).

Наряду с российскими предпринимателями иностранцы, получившие статус ИП, также могут пользоваться всеми положенными правами — открывать счета в банках, изготавливать и применять печать, нанимать персонал и так далее.

Обратим внимание , что печать использовать необязательно. В настоящее время все документы ИП может заверять своей подписью.

Иностранным гражданам нужно быть внимательными и не забывать ежегодно проходить процедуру подтверждения пребывания в России в органах внутренних дел. В противном случае иностранному гражданину может грозить депортация из России.

Итак, мы рассмотрели, как открыть ИП по месту временной регистрации, без постоянной прописки и как подготовиться к открытию ИП иностранным гражданам.

Читайте также: