Налоги за природопользование рк

Обновлено: 05.05.2024

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Платность природопользования установлена ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – № 7-ФЗ). Согласно ст. 16 № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) взимается за следующие его виды:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (КБК 04811201010016000120);

2) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (КБК 04811201030016000120);

3) хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (КБК 04811201041016000120, КБК 04811201042016000120).

Плательщиками платы за НВОС (лицами, обязанными вносить плату), согласно ст. 16.1 № 7-ФЗ, признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Согласно ч. 2 ст. 16.1 федерального закона№7-ФЗ, учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок и сроки внесения платы за НВОС установлены ст. 16.4 федерального закона № 7-ФЗ:

1) отчетным периодом внесения платы, начиная с 2016 года, признается календарный год;

2) срок оплаты определен до 1 марта года, следующего за отчетным периодом (годом).

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

2) в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

За несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и платы за негативное воздействие на окружающую среду начисляются пени.

а) документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате, - в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

б) перечень документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) (далее - перечень документов) - в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа;

в) копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.

Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3 № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.

Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за НВОС установлены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую сред и дополнительных коэффициентах". В 2020-2021 году к ставкам платы применяется коэффициент 1,08.

Исчисленные суммы платы уплачиваются с учетом внесенных авансовых платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи, декларация о плате за отчетный год представляется на бумажном носителе, в т.ч. по почте (декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии)).

В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2015), с 01.01.2016 года плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Таким образом, при оформлении платежных поручений необходимо указывать платежные реквизиты и ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен объект размещения отходов.

В случае если размещение отходов осуществляется на нескольких объектах, необходимо оформлять соответствующее количество платежных документов с указанием конкретных сумм и соответствующих ОКТМО, которые необходимо внести согласно первичным документам, подтверждающим размещение отходов.

Коды бюджетной классификации см. в разделе "Реквизиты".

О возврате (зачете) переплаты по плате за негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной платы осуществляются в порядке, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 № 334. Данным приказом утверждены формы документов, необходимые для предоставления в Управление.

Для подтверждения излишне уплаченных сумм необходимо провести сверку платежей расчетов по плате за негативное воздействие (далее – плата за НВОС) на окружающую среду, с подписанием Акта сверки, согласованного обеими сторонами без расхождений.

Сверка платежей проводится после рассмотрения и проверки Декларации о плате за НВОС за отчетный период (на 1 марта ежегодно). Контроль за исчислением платы осуществляется администратором в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате.

Экологические платежи – это обязательные взносы за негативное воздействие на окружающую среду. Плату за негативное воздействие (выбросы, сбросы, отходы) обязаны вносить все хозяйствующие субъекты РФ, кроме объектов 4 категории НВОС. Экологический сбор является отдельным платежом для производителей.

Экологические платежи рассчитываются раз в квартал. Предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области вносят плату за НВОС в департамент Росприроднадзора по СЗФО не позднее 20 числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

Виды экологических платежей

Есть несколько видов экологических платежей:

  • Плата за пользование природных ресурсов;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);
  • Суммы вреда, нанесенного объектам окружающей среды;
  • Экологический сбор.

Первые два вида экологических платежей вносятся по факту природопользования, оказания НВОС. На обязанность вносить платеж не влияют последствия использования природных ресурсов.

Третий вид экологического платежа уплачивается по факту причинения вреда объектам окружающей среды. Оплата происходит по требованию органов государственного экологического надзора или по решению суда.

  • Федеральные или региональные органы государственной власти;
  • Граждане Российской Федерации;
  • Некоммерческие организации;
  • Общественные объединения.

Взыскать с предприятия плату за НВОС в судебном порядке можно, если природопользователь отказывается добровольно возместить вред и внести экологические платежи в обычном порядке.

Экологический сбор

Расчет экологических платежей

Расчет экологических платежей зависит от объема негативного воздействия:

  • Опасных отходов, размещенных предприятием;
  • Выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • Загрязняющих веществ, сброшенных в поверхностные и подземные воды.

Есть и другие особенности расчета экологических платежей для предприятий. Так, для оплаты выбросов, осуществляющихся в пределах ПДВ, действуют базовые тарифы. Для выбросов, осуществляющихся в пределах лимитов ВСВ, плата берется в пятикратном размере. Плата взимается в 25-кратном (в зависимости от категории объекта – и в 100-кратном) размере за выбросы, превышающие лимиты, установленные для предприятия.

Если у предприятия отсутствует разрешение на сброс вредных веществ, ему необходимо оплачивать экологические взносы в 25-кратном размере (иногда и в 100-кратном размере).

Важно отметить следующие особенности расчета экологических платежей для отходов:

  • Предприятие оплачивает экологические взносы по базовым тарифам, если образование отходов не превышает установленных лимитов;
  • Особенности внесения платы за НВОС зависят от категории того или иного объекта.

Штрафы за неуплату экологических платежей

Неуплата в установленные сроки экологических сборов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду приводит к наложению административного штрафа:

  1. Должностные лица – в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  2. ИП – неуплаченный сбор в трехкратном размере, но не менее 250 000 руб.;
  3. ЮЛ – невнесение платы за НВОС влекет штраф от 50 000 до 100 000 руб.;
  4. Организации – неуплаченный сбор в трехкратном размере, но не менее 500 000 руб. согласно статье 8.41.1 КоАП РФ.

Как снизить экологические платежи 2021?

Для предприятия есть легальные и рабочие способы снизить сумму экологических платежей. Рассмотрим несколько из них.


Первый способ – правильная разработка нормативной документации и ее согласование.

Каждое предприятие (в зависимости от своей категории НВОС) должно разработать проекты:

    (Нормативов допустимых сбросов) (Предельно допустимых выбросов) (Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Мы не рекомендуем игнорировать эти проекты, потому что их отсутствие приводит к значительному увеличению суммы платежей НВОС. Для разработки проектов рекомендуется привлекать профессиональных экологов с большим опытом работы в создании вышеуказанных проектов.

Второй способ – перерабатывать отходы и повторно их использовать. Передавать на повторную переработку можно:

  • Стеклотару;
  • Полиэтилен;
  • Металлолом;
  • Макулатуру.

Переработанные отходы не несут вреда окружающей среде и человеческому здоровью, соответственно, не облагаются экологическими платежами.

Третий способ – установка очистных сооружений. Для предприятия это шаг к модернизации, дорогостоящий и эффективный. Очистные сооружения на предприятии способствуют снижению загрязняющих выбросов в атмосферу в несколько раз, что приводит к снижению суммы экологических платежей. Для согласования установки очистных механизмов с природоохранными органами требуется необходимо привлекать профессионалов в сфере экологического законодательства.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 4 августа 2020 г. N 06-04-12/03/68002 О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из "бюджета одного гражданина"


Обзор документа

Письмо Минфина России от 4 августа 2020 г. N 06-04-12/03/68002 О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из "бюджета одного гражданина"

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрел обращение о получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из "бюджета одного гражданина" и сообщает.

Вопрос о перечислении средств из "бюджета одного гражданина" рассмотрен Департаментом межбюджетных отношений ранее, позиция по нему направлена письмом от 06.07.2020 N 06-04-12/03/58297 и в настоящее время сохраняется.

По вопросу получения гражданами доходов от использования природных ресурсов дополнительно сообщаем следующее.

В соответствии с конституционными нормами природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.

Такое право реализуется бюджетными правоотношениями и самой бюджетной системой Российской Федерации. В соответствии с нормами Кодекса доходы бюджетов формируются, в том числе, за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

Направление доходов от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов на выплату доходов гражданам предполагает реализацию уравнительного принципа расходования этих государственных средств, независимо от уровня благосостояния граждан.

Реализация такого подхода приведет к сокращению возможностей государства направлять дополнительные доходы от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в его собственности, которые могут быть получены при введении рентных платежей, на реализацию программ социально-экономического развития страны и социальную поддержку малообеспеченных граждан.

Кроме того, часть доходов от пользования природных ресурсов расходуется на обеспечение всех функций государства, в том числе на оборону страны и безопасность государства, мобилизационную подготовку, реализацию государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, охрану прав и свобод гражданина, обеспечение политической стабильности, обеспечение правопорядка, организацию, координацию и регулирование экономических процессов, формирование государственной культурной политики, осуществление контроля за исполнением законов, обеспечение демократизации образования, установление режима природопользования и обеспечение здоровой среды обитания.

Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется вышеперечисленными расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством Российской Федерации. При этом перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Д.С. Хворостухина

Обзор документа

Право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством. Перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

На последнее особое внимание обращали Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Арбитражный Суд Российской Федерации и Минфин России - реквизиты решений можете посмотреть в списке документов ниже. А подробнее мы на этом остановимся, когда в следующих статьях будем разбирать кейсы по снижению земельного налога.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346


Эмиссия - выбросы и отходы вредных веществ в окружающую среду.

Природопользователи получают экологическое разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Порядок выдачи, а также виды экологических разрешений регулируются главой 8 Экологического кодекса РК.

Налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрена плата за эмиссии вредных веществ в окружающую среду.

Категории налогоплательщиков, нормативы по выбросу вредных веществ и расчет платежей за эмиссии в окружающую среду регулируются главой 71 НК РК и положениями Экологического кодекса РК .

Плательщики

Плательщиками платежей за эмиссии являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РК в порядке специального природопользования ( статья 574 НК РК).

Не являются плательщиками крестьянские и фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность на основе специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств и являющиеся плательщиками единого земельного налога.

Структурные подразделения (далее СП) юридического лица могут быть признаны самостоятельными плательщиками по месту их нахождения. Признание СП плательщиком за эмиссии вступает в силу с 1 января следующего года, после принятия решения.

Вновь созданные структурные подразделения признаются плательщиками со дня его создания или с 1 января, следующего за годом создания СП.

Объект обложения

В соответствии со статьей 575 НК РК объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду, в пределах или сверх установленных нормативов:

Под объектом обложения понимаются следующие виды отходов:

Выбросы загрязняющих веществ;

Сбросы загрязняющих веществ;

Размещенные отходы потребления и производства;

Размещенная сера, образующаяся при проведении нефтяных операций.

Ставки платы

Для каждого вида источников эмиссий статьей 576 НК РК установлены соответствующие ставки платы, определяемые исходя из размера МРП на 1 число налогового периода. Установленные ставки применяются также для эмиссий в окружающую среду без экологического разрешения и сверхнормативных эмиссий.

  • за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (п. 2 ст. 576 НК РК);
  • за выбросы загрязняющих веществ от сжигания попутного и (или) природного газа в факелах (п. 3 ст. 576 НК РК);
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (п. 4 ст. 576 НК РК);
  • за сбросы загрязняющих веществ (п. 5 ст. 576 НК РК);
  • за размещение отходов производства и потребления (п. 6 ст. 576 НК РК);
  • за размещение серы, образующейся при проведении нефтяных операций (п. 7 ст. 576 НК РК).

Статья 576 пункт 4 Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников составляют:

Ставка за 1 тонну
использованного
топлива (МРП)

Для неэтилированного бензина

Для дизельного топлива

Для сжиженного, сжатого газа,
керосина

Местные представительные органы имеют право повышать ставки, установленные статьей 576, но не более чем в 2 раза. Исключением являются ставки, установленные за выбросы загрязняющих веществ от сжигания попутного и (или) природного газа в факелах ( пункт 3 статьи 576 НК РК).

Для некоторых категорий юридических лиц пунктом 2 статьи 577 НК РК установлены коэффициенты, уменьшающие сумму платежа за эмиссии в окружающую среду.

К таким юридическим лицам относятся:

Субъекты естественных монополий – коэффициент применяется за объем эмиссий, образуемый при оказании коммунальных услуг;

Полигоны, осуществляющие размещение коммунальных отходов – коэффициент применяется за объем твердо-бытовых отходов (ТБО), образуемый физическими лицами по месту жительства.

Установленные коэффициенты не применяются за сверхнормативные эмиссии в окружающую среду.

Представление сведений о сумме платежа за эмиссии

Информация о сумме платежа за эмиссии указывается плательщиками в Декларации по оплате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00).

Порядок представления сведений указаны в статье 579 Налогового Кодекса РК.

В зависимости от категории плательщиков, сроки представления сведений в Декларации 870.00 различаются:

  • Плательщики с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме представляют декларацию не позднее 20 марта отчетного налогового периода. За 2018 года такие плательщики представляют декларацию до 20 марта 2018 года.

Такие налогоплательщики вправе выкупить норматив на эмиссии в окружающую среду, установленный органом, выдающим разрешительный документ до 20 марта отчетного периода.

Если оформление разрешительного документа выполняется после 20 марта отчетного периода, то представление декларации выполняется не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем получения разрешительного документа.

Например, норматив был выкуплен 30 апреля 2018 года, следовательно, Декларацию необходимо представить до 20 мая 2018 года.

  • Остальные плательщики (с платежами свыше 100 МРП, передвижные и стационарные источники и т.д.) представляют форму 870.00 ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Форма 870.00 за 1 квартал представляется не позднее 15 мая 2018 года.

Форма 870.00 за 2 квартал – не позднее 15 августа 2018 года.

Форма 870.00 за 3 квартал – не позднее 15 ноября 2018 года.

Форма 870.00 за 4 квартал – не позднее 15 февраля 2018 года.

Сведения об эмиссии в окружающую среду представляются в органы государственных доходов по месту нахождения объекта загрязнения. Исключением являются передвижные источники загрязнения.

Представление налоговой отчетности о сумме платежа за эмиссии в окружающую среду передвижными источниками производится:

по месту регистрации передвижных источников – по источникам, подлежащим государственной регистрации. Примерами таких источников являются легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, включая изготовленные на их базе специальные автомобили, троллейбусы и т.д.;

Уплата суммы платежей

Порядок уплаты суммы платежей для различных категорий налогоплательщиков регулируется статьей 577 НК РК.

Текущие суммы платежей за эмиссии в окружающую среду уплачиваются не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, за исключением плательщиков суммы платежей до 100 МРП.

В соответствии со статьей 577 НК РК:

Уплата за 1 квартал 2018 года выполняется не позднее 25 мая 2018 года;

Уплата платежа за 2 квартал – не позднее 25 августа 2018 года и т.д.

Плательщики с годовым объемом платежей до 100 МРП при выкупе норматива оплачивают полный объем платежей за текущий год в срок до 20 марта текущего года.

Сведения об исчисленных суммах платежа за эмиссии в окружающую среду, подлежащие уплате в бюджет, представляются в Декларации по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00).

Читайте также: