Налоги стимулируют развитие экономики

Обновлено: 30.06.2024

Вопросы применения налогового стимулирования обоюдно актуальны как для налогоплательщика, так и для государства. Особенность налогообложения состоит в тесном переплетении в нем публичного и частного интересов.

Будучи элементом осуществляемой государством налоговой политики, эффективные налоговые стимулы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование отраслей экономики и территориальной структуры, создание необходимых инфраструктурных объектов, а их неумелое использование может привести к снижению налоговых поступлений и отсутствию положительного эффекта в развитии той или иной отрасли экономики. Важным является реализация правовых установлений на практике - если законодательно закрепленные меры налогового стимулирования не действуют, то это влечет усиление недоверия к существующей налоговой системе, способствует снижению прозрачности налоговой нагрузки налогоплательщика и является одной из причин ухудшения инвестиционного климата региона или страны в целом.

Минфин России разработал Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. . В качестве целей налоговой политики на 2008 - 2010 гг. выделены:

  • отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования благоприятного инвестиционного климата как страны в целом, так и ее регионов является институт налогового стимулирования. Именно через него и проявляется регулирующая функция налогообложения.

В российском законодательстве нет легального определения налоговых стимулов. Проанализируем, что же понимается под стимулом в общем смысле и налоговым (финансовым) стимулом в частности.

Словарь иностранных слов дает следующее определение понятия "стимул" (лат. Stimulus - стрекало, погонялка) - побуждать к действию, толчок, побудительная причина. В юридической науке и практике широко применяются правовые стимулы. Под правовым стимулом понимается правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования .

См.: Общая теория государства и права. Т. 2: Теория права / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 486.

Предпринимательская деятельность по своей природе предполагает направленность на извлечение прибыли, следовательно, и меры налогового стимулирования являются действенным регулятором экономических отношений. Политика в области налогового стимулирования является мощным рычагом, с помощью которого государство может оказывать существенное влияние на процессы, происходящие в экономике, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики.

Для анализа налоговых стимулов необходимо выделить их отличительные особенности. К таковым можно отнести:

  • правовое побуждение содержится в нормах налогового права;
  • положительная мотивация формируется у субъекта стимулирования посредством использования прямо или косвенно государственных финансов;
  • объектом воздействия является предпринимательская деятельность определенного круга хозяйствующих субъектов в той или иной сфере производства общественных благ;
  • целью использования налоговых стимулов органами государственной власти является достижение целей по увеличению инвестиций в социально значимые и инновационные отрасли экономики.

Налоговые стимулы определяют потенциальные возможности права в регулировании экономических отношений и развитии инвестиционной привлекательности страны.

В теории финансового права по силе стимулирующего воздействия на формирование мотивации субъекта хозяйственной деятельности на осуществление инвестиций выделяют льготы, поощрения и декларации.

В юридической науке под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей .

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 484.

Несмотря на широкое использование в научной литературе и в правоприменительной практике понятия "налоговые льготы", до сих пор не сложилось единства мнений по пониманию и содержанию налоговых льгот, в законодательстве отсутствует четкая классификация видов налогового льготирования.

Выделяется классификация финансовых льгот по признаку их назначения на стимулирующие и адаптационные. Первые призваны стимулировать экономическую заинтересованность налогоплательщиков в развитии современных технологий производства и привлекают инвестиции в отрасли промышленности. Особенностью вторых является то, что они служат цели уравнения в правах при осуществлении предпринимательской деятельности малых, средних, а также вновь созданных предприятий.

Легальное определение налоговой льготы дано в п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ: "Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем объеме". Это определение относится в равной степени к льготам как для физических, так и для юридических лиц. Представляется важным выделить определение стимулирующих налоговых льгот для хозяйствующих субъектов.

В настоящее время действия органов государственной власти в сфере налогового стимулирования характеризуются крайней непоследовательностью и противоречивостью. Это является свидетельством отсутствия четко сформулированных стратегических ориентиров и концептуально разработанных подходов к достижению целей при реализации политики налогового стимулирования.

В целях оптимизации политики налогового стимулирования считаю необходимым осуществить следующие меры:

  1. разработать стратегию развития экономики страны с учетом использования мер налогового стимулирования в наиболее значимых для государства отраслях;
  2. выработать научно обоснованные подходы к классификации мер налогового стимулирования и закрепить их в законодательстве;
  3. разработать методику оценки эффективности стимулирующих мер и их влияния на развитие экономики страны;
  4. подготовить на федеральном уровне методические рекомендации субъектам Российской Федерации по развитию мер налогового стимулирования в регионах;
  5. выработать легальное определение налогового стимула, разработать и принять изменения в Налоговый кодекс в части отнесения статей, посвященных налоговому льготированию и стимулированию, в отдельную главу.

и административного права

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Вопросы применения налогового стимулирования обоюдно актуальны как для налогоплательщика, так и для государства. Особенность налогообложения состоит в тесном переплетении в нем публичного и частного интересов.

Будучи элементом осуществляемой государством налоговой политики, эффективные налоговые стимулы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование отраслей экономики и территориальной структуры, создание необходимых инфраструктурных объектов, а их неумелое использование может привести к снижению налоговых поступлений и отсутствию положительного эффекта в развитии той или иной отрасли экономики. Важным является реализация правовых установлений на практике - если законодательно закрепленные меры налогового стимулирования не действуют, то это влечет усиление недоверия к существующей налоговой системе, способствует снижению прозрачности налоговой нагрузки налогоплательщика и является одной из причин ухудшения инвестиционного климата региона или страны в целом.

Минфин России разработал Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. . В качестве целей налоговой политики на 2008 - 2010 гг. выделены:

  • отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования благоприятного инвестиционного климата как страны в целом, так и ее регионов является институт налогового стимулирования. Именно через него и проявляется регулирующая функция налогообложения.

В российском законодательстве нет легального определения налоговых стимулов. Проанализируем, что же понимается под стимулом в общем смысле и налоговым (финансовым) стимулом в частности.

Словарь иностранных слов дает следующее определение понятия "стимул" (лат. Stimulus - стрекало, погонялка) - побуждать к действию, толчок, побудительная причина. В юридической науке и практике широко применяются правовые стимулы. Под правовым стимулом понимается правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования .

См.: Общая теория государства и права. Т. 2: Теория права / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 486.

Предпринимательская деятельность по своей природе предполагает направленность на извлечение прибыли, следовательно, и меры налогового стимулирования являются действенным регулятором экономических отношений. Политика в области налогового стимулирования является мощным рычагом, с помощью которого государство может оказывать существенное влияние на процессы, происходящие в экономике, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики.

Для анализа налоговых стимулов необходимо выделить их отличительные особенности. К таковым можно отнести:

  • правовое побуждение содержится в нормах налогового права;
  • положительная мотивация формируется у субъекта стимулирования посредством использования прямо или косвенно государственных финансов;
  • объектом воздействия является предпринимательская деятельность определенного круга хозяйствующих субъектов в той или иной сфере производства общественных благ;
  • целью использования налоговых стимулов органами государственной власти является достижение целей по увеличению инвестиций в социально значимые и инновационные отрасли экономики.

Налоговые стимулы определяют потенциальные возможности права в регулировании экономических отношений и развитии инвестиционной привлекательности страны.

В теории финансового права по силе стимулирующего воздействия на формирование мотивации субъекта хозяйственной деятельности на осуществление инвестиций выделяют льготы, поощрения и декларации.

В юридической науке под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей .

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 484.

Несмотря на широкое использование в научной литературе и в правоприменительной практике понятия "налоговые льготы", до сих пор не сложилось единства мнений по пониманию и содержанию налоговых льгот, в законодательстве отсутствует четкая классификация видов налогового льготирования.

Выделяется классификация финансовых льгот по признаку их назначения на стимулирующие и адаптационные. Первые призваны стимулировать экономическую заинтересованность налогоплательщиков в развитии современных технологий производства и привлекают инвестиции в отрасли промышленности. Особенностью вторых является то, что они служат цели уравнения в правах при осуществлении предпринимательской деятельности малых, средних, а также вновь созданных предприятий.

Легальное определение налоговой льготы дано в п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ: "Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем объеме". Это определение относится в равной степени к льготам как для физических, так и для юридических лиц. Представляется важным выделить определение стимулирующих налоговых льгот для хозяйствующих субъектов.

В настоящее время действия органов государственной власти в сфере налогового стимулирования характеризуются крайней непоследовательностью и противоречивостью. Это является свидетельством отсутствия четко сформулированных стратегических ориентиров и концептуально разработанных подходов к достижению целей при реализации политики налогового стимулирования.

В целях оптимизации политики налогового стимулирования считаю необходимым осуществить следующие меры:

  1. разработать стратегию развития экономики страны с учетом использования мер налогового стимулирования в наиболее значимых для государства отраслях;
  2. выработать научно обоснованные подходы к классификации мер налогового стимулирования и закрепить их в законодательстве;
  3. разработать методику оценки эффективности стимулирующих мер и их влияния на развитие экономики страны;
  4. подготовить на федеральном уровне методические рекомендации субъектам Российской Федерации по развитию мер налогового стимулирования в регионах;
  5. выработать легальное определение налогового стимула, разработать и принять изменения в Налоговый кодекс в части отнесения статей, посвященных налоговому льготированию и стимулированию, в отдельную главу.

и административного права

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Мир пытается преодолеть последствия борьбы с коронавирусом. Рукотворный кризис приходится компенсировать за счет монетарного и фискального стимулирования. Как и в 2008 году, можно услышать опасения: а не станет ли масштабная поддержка экономики, проводимая многими развитыми странами, миной замедленного действия? Мы полагаем, что такие опасения лишены оснований.

Компенсация потерь

Фото:Mike Segar / Reuters

Но велика ли будет цена поддержки? МВФ предупреждает об ухудшении бюджетной ситуации по всему миру. Действительно, крупные бюджетные траты могут быть тяжелы для развивающихся экономик: дефицит в 2020 году подскочит до 9,1% ВВП. А вот в развитых экономиках таких проблем, скорее всего, не возникнет. К примеру, США сейчас имеют показатель долг/ВВП на 15 п.п. ниже, чем закладывали в бюджетных прогнозах в 2011 году. Учитывая преимущество в выпуске главной резервной валюты и магнетизм крупнейшего рынка капитала, привлекающего инвесторов, даже когда они напуганы, США точно не станут источником нового долгового кризиса. Многие страны могут заимствовать по самым низким ставкам в истории, чем и займутся. Сейчас мировой долг к ВВП 83%, и он наверняка вырастет. Правила для других стран просты. В управлении долгом (как и в эпидемиологии) важны не абсолютные размеры показателей, а относительные. Темп роста долга (из-за новых заимствований и стоимости обслуживания) в долгосрочной перспективе не должен опережать рост экономики. Если темп роста экономики (а с ним и бюджетных поступлений) выше, чем стоимость обслуживания, то страна не теряет платежеспособность. Рост госрасходов не вытесняет частные инвестиции (так как ставки остаются низкими), а лишь поддерживает совокупный спрос.

Неортодоксальные методы

Казалось бы, возможности ФРС и других центробанков по стимулированию экономической активности сейчас не столь велики. Ставки и так близки к нулю практически во всех развитых экономиках — в США, Японии и Европе. В конце 2019 года около 20% облигаций в мире и вовсе торговалось с доходностью ниже нуля. Ставки снизить не получится, но оказалось, что это и не главное. Много лет в ходу неортодоксальные варианты монетарной политики — через расширение баланса центрального банка. Таким образом, здесь центробанки работают в тесной связке с фискальными властями, предоставляя огромные возможности по финансированию (монетизации) дефицита бюджета. Именно они выступают конечными покупателями обязательств государства. Детали, как именно это осуществляется, не так важны. Пока сохраняется доверие к проводимой политике и инфляция остается низкой, накачка будет способствовать росту, а как только инфляция начнет расти, управление ставками и другие традиционные инструменты в арсенале центробанков помогут управлять этим процессом давно известными методами.

Фото:Justin Sullivan / Getty Images

Вливать деньги в экономику нужно так, чтобы они быстро проходили через финансовую систему и не задерживались в банковских резервах. Но этого часто не происходит и деньги не доходят до реального сектора, потому что тот не в состоянии их вобрать. Но деньги уже напечатаны и поэтому увеличивают стоимость финансовых активов, в том числе снижают стоимость заимствований для реального сектора и повышают капиталоемкость при IPO. Технологии позволяют сдерживать потребительскую инфляцию (здесь заметен эффект онлайн-торговли), а потребительская корзина богатых растет в цене. Учитывая инвестиции и сбережения, богатые богатеют быстрее, отсюда рост социальной напряженности. Но это проблема не столько макроэкономическая (где важен совокупный спрос и рост экономики в целом), а социально-экономическая и политическая.

Посткризисные рецепты

Будем надеяться, что правительства во всем мире не переусердствуют в борьбе с вирусом, а их стимулирующие меры будут решительны и быстры. И постараемся сохранить оптимизм, читая очередной прогноз экономистов.

Изучение вопроса экономической безопасности требует учета влияния различных факторов, важнейшим из которых является инвестиционный фактор. В условиях перехода российской экономики к инновационному пути развития особую актуальность приобретают вопросы налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Основные налоговые инструменты стимулирования инвестиций способствуют развитию экономики страны и росту ее экономической безопасности. Для того чтобы минимизировать вероятность возникновения рисковых ситуаций необходимо на этапе реализации инвестиционных проектов проводить комплексную оценку уровня рисков, что обеспечит высокую конкурентоспособность и повысит уровень экономической безопасности предприятия. Налоговое стимулирование инвестиционных проектов способствует инновационному развитию налогоплательщика, а также созданию благоприятных условий роста экономической безопасности страны. Повышение эффективности системы управления инвестиционными проектами, как составляющей экономической безопасности позволит своевременно реагировать на возникновение рисковых ситуаций на этапе реализации проекта, сократит отклонения фактических показателей эффективности от запланированных параметров, а также достичь целей инвестирования за счет снижения и удержания уровня риска на приемлемом уровне. Инструменты налогового стимулирования способствуют развитию инвестиционной деятельности, что в свою очередь приводит к реализации национальных интересов в системе экономической безопасности государства.


2. Морунов В.В. Взаимосвязь инвестиционной составляющей экономической безопасности и экономического роста. – 2017. – № 4(19). – С. 31–32.

3. Морунов В.В. Теоретические подходы к определению сущности экономической безопасности // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 4. – С. 55–57.

4. Морунов В.В., Шириазданова Н.Г. Особенности привлечения инвестиций в экономику России. Т. 2. – Казань: Изд-во КГМУ, 2014. – 106 с.

5. Пансков В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности // Финансы. – 2015. – № 2. – С. 37–42.

6. UNCTAD. Expert Meeting on Investment Promotion and Suggested Measures to Further Development Objectives, TB/B/COM.2/EM.2/L/1. P. 2.

9. Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. – М.: Маркетинг, 2013.

Одним из важнейших факторов развития экономики страны является объём привлеченных инвестиций. Экономическая безопасность связана с объёмами реального инвестирования, повышением инвестиционной активности и увеличением эффективности инвестиционных проектов.

Актуальность рассматриваемых вопросов на сегодняшний день не вызывает сомнений, так как экономическая безопасность развивается под влиянием инвестиционных процессов. Обеспечение инвестиционной привлекательности проекта является одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности, так как при ее повышении происходит развитие экономических показателей государства, следовательно, рост экономической безопасности.

Несмотря на особое внимание, которое уделяется вопросам обеспечения экономической безопасности, исследования данной проблемы широкого распространения не получили.

Доктор экономических наук В.Л. Василенок и доктор технических наук В.Н. Быков считают, что обеспечение экономической безопасности предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического, оборонного существования и инновационного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам [1].

Соглашаясь с позицией данных авторов, в качестве аргументации своего мнения приведем определение экономической безопасности. Экономическая безопасность – это совокупность факторов, которые обеспечивают независимость, стабильность и устойчивость экономики страны на национальном и международном уровнях.

В целом можно утверждать, что экономическая безопасность зависит от большого количества различных факторов. Однако практика показывает, что существенное значение в обеспечении экономической безопасности приобретает ее инвестиционная составляющая.

Огромный вклад в научное осмысление инвестиций внесен такими зарубежными учеными, как Дж.М. Кейнс, М. Портер, П. Фишер, и др., а в отечественной экономической науке В.В. Ковалев, A.C. Волков, Н.В. Бакирова и др. Однако, проблемы реализации инвестиционной деятельности исследованы недостаточно и нуждаются в изучении [4].

По мнению специалиста в области финансов А.В. Герасименко, инвестиционный проект – это проект, основывающийся на инвестициях, в котором обосновываются экономическая целесообразность проекта, объемы и сроки осуществления вложений. Также для оценки инвестиционных проектов рассматриваются такие основные факторы, как рискованность проекта, денежные потоки и их распределение во времени [3].

Соглашаясь с А.В. Герасименко, предполагаем, что инвестиционный проект – это набор мероприятий, имеющих определенную цель, которые требуют вложения денег и должны в конечном итоге принести доход в кратчайшие сроки.

В современном мире обеспечение роста инвестиций в реальный сектор экономики является одной из актуальных задач государства. Экономика любого государства не может функционировать без инвестиций. Во многих странах опробованы различные методы для создания и регулирования благоприятного инвестиционного климата. Но среди всех инструментов стимулирования инвестиционного процесса самую важную роль занимают налоговые.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выделяет следующие налоговые инструменты, используемые для стимулирования инвестиций [6]:

– уменьшение налоговых ставок;

– перенос убытков на будущее;

– налоговые льготы (скидки) при осуществлении капитальных вложений;

– инвестиционный налоговый кредит;

– льготный режим налогообложения при выплате дивидендов;

– льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях;

– прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат компаний из налогооблагаемой прибыли;

– снижение либо отсутствие пошлин;

– налоговые кредиты при увеличении добавленной стоимости;

– налоговые льготы, основанные на численности занятых.

Рассмотрим более подробно некоторые налоговые методы стимулирования инвестиций: налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, амортизационная политика, пониженные налоговые ставки.

В зарубежных странах льготы по налогообложению хозяйствующих субъектов связаны также с использованием налоговых каникул. Налоговые каникулы – это временная отмена налоговых платежей в бюджет (например, скидка на истощение недр, то есть из налогообложения исключается прибыль, используемая на НИОКР, капитальные вложения и т. д.) [9].

Налоговое стимулирование инвестиций связано с амортизационной политикой. Использование механизма ускоренной амортизации снижает налог на прибыль (применяется только для оборудования, используемого для научно-технической деятельности) и является одной из форм косвенного бюджетного субсидирования экономики. Результат ускоренной амортизации – трансформация недополученных поступлений в бюджет от налога на прибыль в инвестиции [5].

Наиболее распространенная из инвестиционных льгот в России – понижение ставки налогов по налогу на прибыль и налогу на имущество. По налогу на прибыль региональные органы власти могут снизить ставку в бюджет субъекта РФ до 13,5 %. В некоторых регионах РФ предусмотрено снижение ставки по налогу на имущество в 2 раза [9].

Коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности можно рассчитать по формуле (*). То есть, в числителе необходимо указать сумму, которая осталась фактически, а в знаменателе – первоначальную сумму, если бы не уплачивались налоги.

naziful01.wmf

(*)

На основе анализа приведенной формулы делаем вывод, что чем коэффициент:

1) выше – тем более привлекательны налоговые условия;

2) ниже – тем больше налоговая нагрузка [5].

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности способствует инновационному развитию налогоплательщика, а также созданию благоприятных условий роста экономической безопасности страны.

Отметим, что для оценки налоговых льгот можно применить коэффициент налогового стимулирования инвестиций, формула расчета представлена выше. Можно добавить, что ИНК не пользуется популярностью, так как в налоговом законодательстве условия его предоставления не доработаны. У большинства предприятий низкая вероятность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль. А следствием начисления амортизации нелинейным способом и амортизационной премии должно стать формирование амортизационного фонда, в который целесообразно включать как сэкономленные денежные средства по налогу на прибыль организаций, так и суммы начисленной амортизации. Таким образом, перспективной формой налоговых льгот являются налоговые каникулы, эффективность которых связана со сроком их использования налогоплательщиком.

Подводя общую черту, хочется отметить, что в современной экономической литературе недостаточно публикаций, посвященных обоснованию роли инвестиционной деятельности в системе экономической безопасности.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность инвестиционных проектов – это состояние эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования инвестиционных проектов [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инвестиционный проект является важнейшим фактором, определяющим темпы экономического роста, а, следовательно, и повышения экономической безопасности. Развитию инвестиционной деятельности способствуют использование некоторых инструментов налогового стимулирования. За последние годы статистические данные о темпах роста совокупных инвестиций свидетельствуют о повышении активности экономических субъектов в данной области. Следовательно, развитие инвестиционной деятельности становится необходимым условием реализации национальных интересов в системе экономической безопасности государства.

Что будет происходить с экономикой, если темп роста сбора налогов в стране будет превосходить темпы роста самой экономики? Весьма любопытный вопрос, не находите ли?

В экономической науке достаточно давно идёт поиск ответа на данный вопрос. Больше собирать налогов в основном можно двумя способами:

  1. повышать налоги (ставки по налогам) - это наиболее привлекательный путь (менее трудозатратный)
  2. или более ангажировано налоговикам работать с налогоплательщиками, то есть больше собирать налогов.

Если пойти первым путём, то здесь возникает проблема, которая хорошо описывается с помощью кривой Лаффера. Эта кривая имеет переворотную U-образную зависимость. По оси абсцисс (ось x ) откладывается налоговая ставка, а по оси ординат (ось y ) объём налоговых поступлений в бюджет. Визуально это выглядит так:

Точка А имеет оптимальное значение с точки зрения как налоговой ставки, так и с позиции налоговых поступлений в бюджет. В то время как точка B имеет более высокую налоговую ставку, но уже объём налоговых поступлений в бюджет гораздо ниже.

Точка А имеет оптимальное значение с точки зрения как налоговой ставки, так и с позиции налоговых поступлений в бюджет. В то время как точка B имеет более высокую налоговую ставку, но уже объём налоговых поступлений в бюджет гораздо ниже.

В итоге, власть всегда старается найти некое оптимальное значение, так как в противном случае слишком низкая налоговая ставка приводит к недополучению налоговых поступлений в бюджет, а слишком высокая налоговая ставка наоборот заставляет хозяйствующих субъектов скрывать свои доходы и тем самым сбор налогов падает.

В жизни конечно же всё гораздо сложнее, так как всегда действует множество факторов, как, например, тот же коронакризис.

Кроме того, изменение налоговой ставки ( t ) как влево, так и вправо от оптимального значения имеет свои последствия для экономического роста. Здесь можно ожидать аналогичную зависимость наподобие выше, так как чрезмерный рост налогового бремени сказывается прямым образом на экономическую активность в стране и, вследствие этого, темпы экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе будут снижаться.

Иными словами, манипуляциями налоговой ставкой оказывает двоякое воздействие на экономическое развитие страны через каналы бюджетного распределения ресурсов, через непосредственное влияние на экономическую активность и т.д.

Эмпирическая проверка

Проверим данную зависимость на выборке из 37 развитых стран. Мы взяли данные из двух источников: The World Bank и IMF , за период 2005-2018 гг.

Список стран : Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг САР, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Латвия, Литва, Люксембург, Макао САР, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан Марино, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

В качестве показателей были взяты темпы роста ВВП в постоянных ценах и темпы роста совокупных доходов бюджета государства (g eneral government revenue ) с поправкой на индекс-дефлятор ВВП (т.е. в также в постоянных ценах). Тем самым оцениваем реальный рост как ВВП, так и рост доходов бюджетов в каждой стране. В итоге получается следующая картина:

На данном графике представлено 518 наблюдений за 2005-2018 гг. по 37 названным выше странам. Коэффициент корреляция равняется 0,684, то есть он положительный и имеет высокое значение.

На данном графике представлено 518 наблюдений за 2005-2018 гг. по 37 названным выше странам. Коэффициент корреляция равняется 0,684, то есть он положительный и имеет высокое значение.

Видно, что более высокий темп роста валового внутреннего продукта соответствует более высоким темпам ростам налоговых поступлений в бюджет или чем быстрее растёт экономика, тем больше государство может собрать налогов. В принципе логично.

Глубокая проверка

Пойдём дальше. Проверим то, как налоги влияют на темпы экономического роста и обратную зависимость с помощью регрессионного анализа. Загоним имеющиеся данные в программу (используем Gretl) и протестируем, как одни данные объясняют другие. В результате удалось получить следующие:

Эти таблицы говорят нам следующие:

1) как темп роста налоговой оказывает влияние на темп рост ВВП, так и обратно. При этом, качество моделей имеет достаточно высокое значение, а уровень статистической значимости соответствует 1%;

2) характер зависимости " налоги->ВВП " имеет, как и ожидалось, перевёрнутую U-образную зависимость. Об этом говорит тот факт, что переменная Ln(темп роста налоговых поступлений в бюджет) сначала положительно влияет на зависимую переменную Ln(темп роста ВВП), а при возведении её в квадрат характер взаимосвязи меняется на отрицательное значение.

В итоге, полученная зависимость описывается простой квадратичной функцией, которая изучается ещё в школе и имеет вид: y =-a*x^2+b*x+const

В случае " налоги->ВВП " это выглядит так:

Ln( темп роста ВВП ) = -а*ln( темп роста налоговых поступлений )^2+b*ln( темп роста налоговых поступлений )+константа

А в случае " ВВП->налоги ":

Ln( темп роста налоговых поступлений ) = a*ln( темп роста ВВП )+константа

Вывод.

Какой вывод можно сделать из всего этого? - наверно многие зададутся данным вопросом, а вывод прост : грамотное распределение налоговых поступлений действительно оказывает положительное воздействие на экономическое развитие страны, в то время как чрезмерная налоговая нагрузка по аналогии с кривой Лаффера оказывает негативное воздействие на экономику посредством 1) сокращения налоговых поступлений, 2) уменьшения расходов государства в социально важных сферах, 3) угнетения экономической активности в стране, 4) сокращения темпов экономического роста. При этом обратите внимание на результаты второй таблицы, из которой следует, что рост ВВП на 1 п.п. приводит к увеличению на 0,9 п.п. налоговых поступлений в бюджет страны в реальном выражении . Напомним, что такое соотношение получены из данных по 37 развитым странам за 2005-2018 гг.

Читайте также: