Совершенствование налоговой системы рб

Обновлено: 17.05.2024

В настоящее время налоговая система Республики Беларусь представлена следующими налоговыми платежами: - республиканские налоги (сборы), пошлины; - местные налоги и сборы.

Такая структура позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей организации бюджета нашего государства, имеющего две самостоятельные части (республиканский и местные). Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками;

курортный сбор; сбор с заготовителей. В налоговой системе Республики Беларусь на протяжении достаточно длительного времени в отношении отдельных субъектов хозяйствования, применяются особые режимы налогообложения. Особые режимы налогообложения применяются для плательщиков:

- налога при упрощенной системе налогообложения;

- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

- налога на игорный бизнес;

- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

- налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

- сбора за осуществление ремесленной деятельности;

- сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

В целом, приведенные в Общей части Налогового кодекса перечни включают в себя как налоговые платежи, применяемые в настоящее время, так и налоги, которыми планируется заменить ряд действующих платежей. Налоги на прибыль, на доходы, на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц как являлись, так и далее будут являться основными доходными источниками государственного бюджета. Эти налоговые платежи (либо аналогичные им по механизмам исчисления и уплаты) присутствуют сегодня в налоговых системах практически всех государств мира.

Особое место в налоговой системе Республики Беларусь в настоящее время занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды, оказывающие значительное влияние, как на уровень налоговой нагрузки конкретного плательщика, так и на экономику в целом. В соответствии с действующим законодательством создаются следующие целевые бюджетные фонды: фонд охраны природы; фонд национального развития; фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья; фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания); инновационные фонды.

Система налогообложения физических лиц в Республике Беларусь представлена следующими налогами: подоходный налог, налог на землю, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей. Налоги с населения - важнейший источник пополнения местных бюджетов. Одним из основных налогов, уплачиваемых в бюджет физическими лицами, является подоходный налог, на долю которого приходится около 11% доходов бюджета республики.

К настоящему моменту экономический каркас налоговой системы в нашей республике в основном сформирован и на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы. Законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Налоги, являясь одним из элементов экономических отношений, должны обеспечивать баланс финансовых интересов различных собственников, в том числе государства, хозяйствующих субъектов и граждан.




Создание рациональной и эффективной налоговой системы предполагает решение двух основных проблем: определение оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику и оптимальной структуры налогообложения.

В качестве основных направлений реформирования налоговой системы нашей страны можно выделить поэтапное решение следующих наиболее актуальных для сектора экономики задач:

– снижение налоговой нагрузки, повышение эффективности бюджетных расходов;

– повышение рейтинга отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка "Ведение бизнеса";

– оптимизация структуры бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов, концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, налоговое стимулирование инноваций;

– уменьшение дефицита бюджета;

– создание эффективной системы управления государственным долгом.

Для реализации данных задач необходимо:

– уменьшение налоговой нагрузки, включая снижение ставки налога на прибыль и рассмотрение вопроса о снижении ставки НДС с учетом итогов работы экономики, сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию инновационных фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных государственных организаций и расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения;

– улучшение структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран, в том числе совершенствование порядка предоставления налоговых вычетов по НДС, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости, введение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога;

– снижение временных затрат на расчет и уплату налогов, оформление необходимых для этого учетных документов, отмена неэффективных налоговых процедур, уменьшение сроков и документов, необходимых для их осуществления, внедрение автоматизированной информационной системы "Расчет налогов", переход плательщиков к системе электронного декларирования за счет снижения ее стоимости и расширения перечня предоставляемых сервисов;

– снижение налогового бремени на фонд оплаты труда;

– максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей, позволяющее сократить затраты времени и средства на ведение учета.

В настоящее время налоговая система Республики Беларусь представлена следующими налоговыми платежами: - республиканские налоги (сборы), пошлины; - местные налоги и сборы.

Такая структура позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей организации бюджета нашего государства, имеющего две самостоятельные части (республиканский и местные). Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками;

курортный сбор; сбор с заготовителей. В налоговой системе Республики Беларусь на протяжении достаточно длительного времени в отношении отдельных субъектов хозяйствования, применяются особые режимы налогообложения. Особые режимы налогообложения применяются для плательщиков:

- налога при упрощенной системе налогообложения;

- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

- налога на игорный бизнес;

- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

- налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

- сбора за осуществление ремесленной деятельности;

- сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

В целом, приведенные в Общей части Налогового кодекса перечни включают в себя как налоговые платежи, применяемые в настоящее время, так и налоги, которыми планируется заменить ряд действующих платежей. Налоги на прибыль, на доходы, на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц как являлись, так и далее будут являться основными доходными источниками государственного бюджета. Эти налоговые платежи (либо аналогичные им по механизмам исчисления и уплаты) присутствуют сегодня в налоговых системах практически всех государств мира.

Особое место в налоговой системе Республики Беларусь в настоящее время занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды, оказывающие значительное влияние, как на уровень налоговой нагрузки конкретного плательщика, так и на экономику в целом. В соответствии с действующим законодательством создаются следующие целевые бюджетные фонды: фонд охраны природы; фонд национального развития; фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья; фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания); инновационные фонды.

Система налогообложения физических лиц в Республике Беларусь представлена следующими налогами: подоходный налог, налог на землю, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей. Налоги с населения - важнейший источник пополнения местных бюджетов. Одним из основных налогов, уплачиваемых в бюджет физическими лицами, является подоходный налог, на долю которого приходится около 11% доходов бюджета республики.

К настоящему моменту экономический каркас налоговой системы в нашей республике в основном сформирован и на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы. Законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Налоги, являясь одним из элементов экономических отношений, должны обеспечивать баланс финансовых интересов различных собственников, в том числе государства, хозяйствующих субъектов и граждан.




Создание рациональной и эффективной налоговой системы предполагает решение двух основных проблем: определение оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику и оптимальной структуры налогообложения.

В качестве основных направлений реформирования налоговой системы нашей страны можно выделить поэтапное решение следующих наиболее актуальных для сектора экономики задач:

– снижение налоговой нагрузки, повышение эффективности бюджетных расходов;

– повышение рейтинга отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка "Ведение бизнеса";

– оптимизация структуры бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов, концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, налоговое стимулирование инноваций;

– уменьшение дефицита бюджета;

– создание эффективной системы управления государственным долгом.

Для реализации данных задач необходимо:

– уменьшение налоговой нагрузки, включая снижение ставки налога на прибыль и рассмотрение вопроса о снижении ставки НДС с учетом итогов работы экономики, сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию инновационных фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных государственных организаций и расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения;

– улучшение структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран, в том числе совершенствование порядка предоставления налоговых вычетов по НДС, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости, введение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога;

– снижение временных затрат на расчет и уплату налогов, оформление необходимых для этого учетных документов, отмена неэффективных налоговых процедур, уменьшение сроков и документов, необходимых для их осуществления, внедрение автоматизированной информационной системы "Расчет налогов", переход плательщиков к системе электронного декларирования за счет снижения ее стоимости и расширения перечня предоставляемых сервисов;

– снижение налогового бремени на фонд оплаты труда;

– максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей, позволяющее сократить затраты времени и средства на ведение учета.

Совершенствование налоговой системы: переход к цифре

YouTube
Instagram

Обновленный Налоговый кодекс, который вступил в силу 1 января 2019 года, стал примером успешного и плодотворного сотрудничества Правительства, бизнеса, аудиторских компаний и крупнейших предприятий страны. Новации документа упростили налоговую систему, усовершенствовали налоговое администрирование и повысили инвестиционную привлекательность страны за счет снижения налоговой нагрузки на субъек­ты хозяйствования. Однако время не стоит на месте, и этот важный документ не должен быть статичным. Накануне Глава государства заслушал доклад об актуальных вопросах развития налоговой системы страны и констатировал необходимость модернизировать ее. При этом Александр ­Лукашенко обратил внимание:


— У нас относительно неплохой Налоговый кодекс, но ничего совершенного не бывает, но к этому совершенству надо постоянно двигаться.

Изменения на пользу

На докладе у Президента присутствовали первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков, министр по налогам и сборам Сергей Наливайко и министр финансов Юрий Селиверстов. В самом начале встречи Глава государства коснулся вопроса разделения власти:

— Поскольку в последнее время много говорят о перераспределении полномочий, явно кому-то их не хватает, а в основном это правильно: Правительство и другие органы власти надо догружать, снимать с Президента несвойственные вопросы.

В частности, он уточнил:

— Недавно я получил записку: предлагается 71 полномочие, если можно так сказать, перенести от Президента на все уровни власти. Но это отдельная тема разговора, это как подводка к основному вопросу. Абсолютно не вмешиваясь в работу Правительства (не хотелось бы мне это делать), тем не менее я хотел бы с вами обсудить вопросы совершенствования нашей налоговой системы.

Белорусский лидер подчеркнул: налоговая система — это один из основных элементов экономической политики, а она должна быть простой и понятной для всех граждан.

— Мы много в этом направлении сделали. Но, я помню, мы договаривались, что вы выдадите новую, более совершенную систему налогообложения, модернизируете нынешний Налоговый кодекс — там, где нужно, точечно, насколько это возможно, — напомнил Александр Лукашенко.

Президент обозначил: налоговую систему нужно совершенствовать в сроки, которые были определены. При этом необходимо освежить и Налоговый кодекс. В качестве успешного примера работы Глава государства привел обновленный Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях.

— Хорошая была проведена работа. Может быть, после последних событий надо будет в какие-то статьи вносить изменения — возможно, это жизнь. Вот точно так надо пройтись по Налоговому кодексу. Там, конечно, меньше будет работы, поскольку и изменений будет меньше, но это надо делать, — заявил Александр Лукашенко.

По его словам, хотя вопросом заниматься будет Правительство, для Президента это очень актуальная тема:

— Это уже президентская проблема. Я беру на контроль этот вопрос.

Еще одна тема обсуждения — цифровизация налогового законодательства. Здесь Глава государства упомянул российский опыт. Напомним, более десяти лет Федеральную налоговую службу России возглавлял нынешний Премьер-министр Михаил Мишустин. За это время ведомство превратилось в одно из самых технологически оснащенных в системе государственных органов власти в России. Александр Лукашенко уточнил:

— Премьер России (он лично занимался этим вопросом, вы постоянно в контакте) предложил нам посмотреть налоговую систему Российской Федерации. Она подается чуть ли не самой совершенной. Но если они где-то продвинулись дальше нас, допустим, в администрировании налогов, нам не надо бояться задействовать то, что они имеют. Тем более нам бесплатно это передают — программное обеспечение и прочее. Для того чтобы упростить цифровизацию и сделать прозрачными налоги, чтобы извлекаемость была близка к 100 процентам.

В то же время Президент обратил внимание, что и в Беларуси уже многое сделано в этом направлении. Он поинтересовался, принесло ли это ожидаемый эффект и какие решения планируется предпринять в ближайшей перспективе.

Взвешенные и доступные подходы

Налоговая служба формирует около 70 процентов дохода консолидированного бюджета. В связи с этим Сергей Наливайко проинформировал белорусского лидера, что за восемь месяцев налоговики собрали 17,7 миллиарда рублей:


— Плановые назначения консолидированного бюджета обеспечены на 96,5 процента, недобор составил 700 миллионов рублей. В основном это связано с эпидемической ситуацией в мире.


На недополучение доходов повлияла пандемия: коронавирус повлек ухудшение финансовых показателей деятельности предприятий. Уменьшилось поступление налоговых платежей и на фоне решений Правительства о поддержке субъектов малого предпринимательства и крупного бизнеса, напомнил министр. Учитывая объективные факторы, Александр Лукашенко констатировал:

— Если мы на этом уровне удержимся, это будет совсем неплохо. Нам надо сделать все, чтобы чуть-чуть сократить эти недопоступления, хотя будет непросто. Вы же видите, что вторая волна накрыла весь мир. А наша экономика экспортно ориентированная, мы от этого зависим.

Позже в общении с журналистами министр по налогам и сборам раскрыл детали встречи: в частности, он сообщил, что у ведомства есть 6—8 месяцев на выработку подходов по совершенствованию налогового законодательства. Обновленный кодекс вступит в силу с 2022 года.

— Основными принципами будут простота — в понимании, использовании Налогового кодекса — и справедливость в вопросах налогообложения, — отметил Сергей Наливайко.

Министр добавил, что такие подходы будут реализованы через повышение уровня цифровизации налоговой системы, электронного взаимодействия службы с субъектами хозяйствования и гражданами.

К слову, запуск соответствующих электронных систем уже продемонстрировал существенное повышение собираемости платежей и прозрачности действий. Сегодня около 88 процентов субъектов взаимодействуют с налоговой службой в электронном виде, более 90 процентов оценивают такое сотрудничество положительно.

— Мы, конечно, хотели бы, чтобы у нас электронное взаимодействие приближалось к 100 процентам. Точно так мы бы хотели, чтобы к 100 процентам приближались позитивные оценки, — акцентировал министр по налогам и сборам.


Сергей Наливайко

По его словам, при совершенствовании кодекса ведомство готово использовать любой эффективный и современный зарубежный опыт, в том числе российский и китайский:

— Мы не закрыты, не зашорены. И до сегодняшнего дня не стеснялись подсматривать где-то у наших коллег. Но какого-то слепого копирования или переноса однозначно не будет. Задача стоит проанализировать и выстроить систему так, чтобы она была удобна и применима именно в нашей стране.

В Министерстве по налогам и сборам уверены: цифровизация налоговой системы республики позволит повысить качество услуг, оказываемых плательщикам налоговыми органами, а также довести показатель добровольности уплаты налоговых платежей плательщиками практически до 100 процентов (98,4 процента).

Цифровизация налоговой системы будет обеспечиваться за счет создания единой системы интеллектуальной обработки данных, построения базы доходов и расходов физических лиц, дальнейшего развития существующих информационных систем налоговых органов для создания современных технологических инструментов для анализа и обработки больших объемов данных.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте также: