Роль оффшорных зон в практике ухода от налогов

Обновлено: 19.05.2024

Термин "офшорная зона" в общем виде подразумевает любую страну с низкой или нулевой налоговой ставкой на все или отдельные категории доходов, определенный уровень банковской или коммерческой секретности. Кроме того, большинство офшорных зон имеют относительно простые требования по лицензированию и регулированию финансовых и иных компаний и фирм.

В современной литературе термин "офшорная зона" часто ассоциируется с такими понятиями, как "налоговое убежище", "налоговая гавань". Данные понятия, на наш взгляд, относятся к различным объектам, и их отождествление нецелесообразно. В строгом смысле почти любая страна мира может рассматриваться в качестве налогового убежища в том отношении, в каком она предоставляет стимулы нерезидентным (неместным) компаниям в инвестировании капитала. Особенностью офшорной юрисдикции является не только низкий уровень налогообложения, но и распространение льготного режима на нерезидентные компании, не осуществляющие деятельность на территории юрисдикции, и, что наиболее важно, обеспечение эффективного режима финансовой секретности. Именно эти признаки являются определяющими для характеристики офшорных зон. Термин "юрисдикция финансовой секретности" более удачен для описания сочетания корпоративной и банковской секретности с налоговыми льготами.

Таким образом, отличительной особенностью офшорных зон по сравнению со многими государствами, имеющими низкую или нулевую налоговую ставку на все или определенные категории дохода и обеспечивающие определенный уровень банковской и коммерческой секретности, является наличие особых законодательных гарантий финансовой секретности и возможностей для налогового планирования.

В современной экономике важнейшей целью создания офшорных юрисдикций является привлечение финансового бизнеса. Швейцария представляет собой первую современную модель юрисдикции финансовой секретности, созданную в качестве убежища для иностранного капитала и являющуюся центром обмена денег. В XVIII в. Городской совет Женевы (Швейцария) принял закон, который требовал от банкиров вести учет счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учет кому бы то ни было без четко выраженного согласия Городского совета. Введение в силу швейцарского Закона о банковской секретности в 1934 г. (пересмотренного в 1971 г.) обеспечило Швейцарии место в мировой финансовой секретности. Миллиарды долларов европейского богатства хранились в безопасности в швейцарских банках во время Второй мировой войны.

В последнее время другие страны ввели в силу законы о секретности по образу и подобию швейцарских и стали конкурировать за привлечение международных капиталов. Многие страны налоговых убежищ рассматривают финансовый бизнес в качестве относительно стабильного источника доходов и активно развивают его. Для многих островных государств, не располагающих конкурентными преимуществами, данный вид деятельности является доступным способом привлечения ресурсов для экономического развития.

Не секрет, что офшорные юрисдикции представляют широкие возможности для достижения как законных, так и незаконных целей практически неограниченному кругу лиц в любом регионе мира. Наиболее типичные мотивы использования этих возможностей следующие:

  • мотивы, не связанные с совершением преступлений;
  • использование офшорных зон для облегчения уклонения от налогов;
  • мотивы, связанные с совершением экономических неналоговых преступлений.

Наиболее важным фактором, благоприятствующим совершению преступлений, является режим финансовой секретности. Он создает благоприятные условия для эффективной маскировки следов совершения преступлений. В распоряжении преступников появляются эффективные инструменты противодействия деятельности правоохранительных органов по документированию фактов сокрытия доходов, анализу денежных потоков и выявлению источников финансовых фондов. Офшорные юрисдикции используются для придания законности незаконной экономической деятельности. В структуре мотивов криминального использования офшорных зон можно условно выделить две группы: имеющие целью совершение или сокрытие налоговых преступлений и связанные с совершением и сокрытием иных экономических преступлений.

Офшорные юрисдикции открывают возможности для бесчисленного множества схем уклонения от налогов. Большинство их предполагает использование в основном различных типов общих компаний, а также офшорных трастов, офшорных банков, офшорных страховых компаний и других специализированных компаний.

Простейшая схема офшорных операций, имеющих налоговую мотивировку, основывается на использовании универсального принципа налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции.

Мотивы, связанные с совершением экономических неналоговых преступлений, - контрабанда наркотиков, накопление и отмывание нелегальных доходов.

Офшорные юрисдикции стали сегодня важным компонентом процесса отмывания денег. Отмывание денег через офшорные банковские убежища позволяет многочисленным компаниям конвертировать преступную прибыль в легальные доллары. Миллионы наркодолларов и доходов от другой теневой деятельности отмываются через офшорные организации, а затем переводятся через трасты, фиктивных лиц и так далее для приобретения недвижимости и законного бизнеса. А всего, по оценкам Международного валютного фонда, ежегодно отмывается около 600 млрд. долл., полученных незаконным путем .

См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право. М., 2000. С. 174.

Сама природа офшорных юрисдикций, стремление к обеспечению анонимности, конфиденциальности, безопасности бизнеса и гарантий капиталовложений, к сожалению, становится благодатной почвой для процветания мошенничества. Для нашей страны эта проблема стала актуальной в 1990-х гг., когда с началом рыночных реформ экономика России стала открытой для воздействия со стороны всех факторов развития мировой экономики, в том числе офшорного бизнеса.

В недалеком прошлом основной офшорной зоной для российских бизнесменов был Кипр. Так, по данным Счетной палаты России, на Кипре было создано около 4 тыс. предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики России. Всего же, по оценкам специалистов этого Министерства, в офшорных зонах создано около 60 тыс. предприятий с российским участием, на счетах которых концентрируется нелегально вывезенный из России капитал.

Еще десять лет назад проблемы офшорного бизнеса практически были совершенно неактуальны для нашей страны: экономическая система в целом была закрытой, государство обладало монополией на все внешнеэкономические операции, о свободной конвертации валют не было и речи. В 1990-х гг. ситуация кардинально изменилась: сегодня практика использования офшорных юрисдикций и ведение операций с вовлечением офшорных зон - каждодневное дело для многих российских предприятий и бизнесменов.

Специального законодательства, регулирующего офшорное направление, в России нет. Что же касается регистрации офшорных компаний и самих финансовых потоков в офшорные финансовые центры, то эти процедуры предусмотрены определениями валютных операций, сформулированными в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Так, регистрация резидентами компаний в странах со льготным режимом налогообложения, покупка акций и взносы в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами РФ являются валютными операциями, связанными с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России. Им в целях ограничения вывоза капитала из страны установлен разрешительный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами РФ российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними - за исключением открытия счетов на время пребывания за границей).

Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.

На протяжении последних лет государство предпринимало также иные меры для ограничения использования офшорных схем для нелегального вывоза капитала. С конца 90-х гг. Центральный банк РФ ужесточает контроль за деятельностью офшорных структур на территории России. Основная цель предпринимаемых действий - ограничить возможности нелегального вывоза капитала из России. Важно отметить, что бесконтрольная утечка капитала из страны затрагивает проблему экономической безопасности государства. Офшорные схемы играют в этом процессе важную, если не определяющую роль.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У установлен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду подозрительных. К ним относятся, в частности, следующие:

Информация о подобных операциях должна передаваться в ЦБ.

Поставляемая банками информация может быть использована правоохранительными органами.

Таким образом, нынешнее развитие офшорного бизнеса тесно связано с проблемами уклонения от налогов, отмывания незаконно полученных доходов, вывоза капитала, сокрытия и накопления его в офшорных зонах.

Вводимые в России и других странах ограничения не смогут искоренить офшорный бизнес. Будут появляться новые офшорные зоны и новые схемы работы. В последнее время внимание к офшорному бизнесу все более возрастает в связи с проблемой безопасности государств перед лицом транснациональной экономической преступности.

Офшорная индустрия развилась в глобальный бизнес, проникший во все уголки мира, охватывающий, так или иначе, примерно половину объема мировых финансовых сделок. Противостоять этому крайне сложно. Любая предлагаемая программа оказывается "преодолимой", а ее реализация крайне конфликтной. За офшорами стоит многомиллиардное лобби, и ведущаяся за изменение режима их функционирования борьба нередко является не столько борьбой за "обуздание", сколько за "оседлание" офшорных зон.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как публичные, так и непубличные международные холдинговые компании, сменившие прописку на остров Русский во Владивостоке или Октябрьский в Калининграде, смогут выплачивать дивиденды за рубеж с минимальной налоговой ставкой 5%. Минфин опубликовал поправки на едином портале проектов нормативных правовых актов.

Международными холдинговыми компаниями (МХК) признаются не все резиденты САР, а только те, кто отвечает критериям:

Для МХК в САР действует ставка 0% на дивиденды, но только для тех нерезидентов, кто не менее года владеет долей не меньше 15% в уставном капитале юрлица.

Кто сможет получить льготу

Как следует из законопроекта, Минфин предлагает:

разрешить переводить дивиденды за рубеж с налоговой ставкой 5% всем международным холдинговым компаниям — резидентам САР (сейчас такое право есть только у публичных МХК);

отменить дополнительное условие о том, что льготу получат МХК, которые являлись публичными на 1 января 2018 года;

Редомициляция, или смена корпоративной прописки, позволяет полностью перевести иностранную компанию в Россию — помимо смены налогового резидентства сменить личный закон (страну регистрации).

Минфин в законопроекте предлагает распространить льготную ставку 5% на прибыль уже с 2020 года. Процесс пересмотра налоговых соглашений идет стремительно, поэтому нужны компенсационные меры, отмечает старший менеджер группы по оказанию услуг в области международного налогообложения КПМГ Иван Насонов.

Для пополнения бюджета Россия отменяет налоговые льготы, которые делают более выгодным вывод капитала. Поднять налоги на дивиденды и проценты по займам до 15% согласились Кипр, Мальта и Люксембург; Нидерланды рассматривают уведомление. Российское правительство также предложило поднять налоги на вывод капитала в Швейцарию и Гонконг.

Зарубежные филиалы освободят от налогов

Законопроект также предлагает освободить от налогов в России зарубежные филиалы международных компаний при условии, что филиал должен быть активным обособленным подразделением и на его долю должно приходиться не более 20% всех доходов МХК. Кроме того, не менее 90% доходов МХК от деятельности такого филиала должно приносить участие в реализации соглашений о разделе продукции, концессионных и лицензионных соглашениях и т.п.

Фото:Петр Ковалев / ТАСС

Сейчас доходы иностранного филиала включаются в налоговую базу головной компании в России, хотя во многих странах прибыль таких филиалов может быть освобождена от налогообложения, пояснила Кузнецова.

Если льгота по дивидендам интересна многим компаниям, то освобождение от налогов филиалов — более узкому кругу, отмечает эксперт. Льгота может быть полезна нефтегазовым и горнодобывающим компаниям, у которых есть проекты по добыче полезных ископаемых за рубежом, которые часто могут реализовываться через иностранные филиалы.

Благодаря этой льготе переезд в САР станет выгоден не только холдингам, но также проектным и торговым компаниям в структурах крупных групп, которые имеют зарубежные филиалы, генерирующие доходы в странах присутствия, отмечает Насонов.

Как правило, при реализации проектов по добыче полезных ископаемых за рубежом используются компании в европейских странах, например на Кипре или в Нидерландах, которые, в свою очередь, могут создавать филиалы в странах размещения месторождений. Предлагаемые изменения позволят перевести подобные европейские и прочие компании в САР и уже оттуда открывать филиалы за рубежом, сохранив налоговую эффективность. Такая возможность позволит снизить затраты на содержание международных структур, а также негативный эффект от введения санкций при осуществлении деятельности за рубежом.


Среди ключевых отличий, которые нужно учитывать:

  • особенности налогового законодательства — какова корпоративная ставка, облагаются ли внешние инвесторы, не ведущие дела внутри страны, есть ли льготы, на основании чего они начисляются (например, нерезидентный статус компании);
  • условия раскрытия информации — международные организации (ОЭСР, FATF) и национальные органы власти заносят все юрисдикции в списки (черный, серый и белый) по уровню публичности данных о компаниях, их операциях, получателях выгод и предоставления сведений о них по запросу уполномоченных органов;
  • бюрократические сложности — насколько просто зарегистрировать или закрыть компанию, нужен ли для управления номинальный сервис, управляющий-резидент, какой пакет документации предоставляется властям и сколько времени придется ждать их решения;
  • стоимость создания, администрирования и обслуживания — требования к уставному капиталу, необходимости его уплаты (целиком или частью), размер пошлин;
  • имидж страны — престижность, международная репутация, стабильность экономико-правовой и политической систем и так далее.

Налоговые требования

  • Возможность полного освобождения от налогов. Не требуют их уплаты Сейшелы (нет даже гербового сбора) и Британские Виргинские острова (обложению подлежат только операции с недвижимостью и акциями). В Белизе под ставки подпадают только фирмы, владеющие акциями резидентов страны.
  • Территориальный принцип. Практически все оффшоры, а также престижные юрисдикции (Великобритания, Кипр, Гонконг, Люксембург) предлагают механизм, по которому под требования уплатить налоги подпадают только фирмы, ведущие деятельность внутри страны. Если вся прибыль аккумулируется за пределами государства, налоги с нее платить не нужно. Данный принцип используют в Панаме, Сингапуре, ОАЭ.
  • Необходимость уплачивать налоги — это требование присутствует практически у всех европейских юрисдикций и штатов. Если территориальные льготы применить нельзя, то компании будут вынуждены уплачивать от 12,5 до 30–40% от доходов. В качестве компенсации предлагается исключение двойного налогообложения. Международные договоренности есть у Соединенного Королевства, Новой Зеландии, Дании, на Кипре и у других стран.

Требования к раскрытию сведений и престижность юрисдикции


  • Белый — участники и исполнители международных соглашений в полном объеме; юрисдикции, с которыми сотрудничают крупные мировые банки, платежные системы, им доверяют партнеры. Полностью открыта информация о дирекции, активах, бенефициарах и акционерах в таких странах, как Великобритания и Ирландия, Кипр, Сейшелы, Мальта, Япония и Австралия, Дания, Швеция, Латвия. Россия, Аргентина, Норвегия.
  • Серый — государства, которые выставляют строгие требования к доступности данных, но сам механизм их разглашения исполняется не целиком. В список входят Монако, Лихтенштейн и Швейцария, Андорра, Багамы, Доминикана, Панама и так далее.
  • Черный — страны, которые не требуют публичности от регистрируемых фирм или занимаются отмыванием денег (Коста-Рика, Филиппины, Науру, Маршалловы острова).

Требования к организации бизнеса и затратам на него

Лояльным законодательством, небольшим пакетом документации, упрощенной отчетностью привлекательны Белиз, Сейшелы, БВО. Там, однако, необходимо вести бухгалтерию, хранить финансовую отчетность по определенному адресу (он может быть внутри страны или за ее пределами), предоставлять ее по запросу соответствующих инстанций в срок. Наиболее строгие требования к документации предъявляют ЕС-юрисдикции — Британия, Дания, Нидерланды — а также США.

Затраты по регистрации бизнеса разнятся. На Сейшелах, в Белизе, Доминике можно уложиться в тысячу американских долларов; Гибралтар, БВО, Багамы, Панама, Кипр, Гернси не преодолевают порог в 10 000 долларов, а выше него расположились европейские юрисдикции, острова Джерси и Мэн. То же касается требований к уставному капиталу. Есть юрисдикции, где для определенных форм бизнеса минимальный порог не предусмотрен (Люксембург, Белиз), а, например, на Сейшелах он доходит до 100 000 долларов.

Статья по материалам от специалистов компании Прифинанс

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Зарубежные активы в том или ином виде есть у большинства состоятельных российских бизнесменов. Однако многие из них забывают о том, что незнание тонкостей налогообложения в другой стране может привести к непредвиденным убыткам и упущенным выгодам

Радует, что в последнее время бизнесмены и их консультанты все чаще уделяют налоговому планированию должное внимание и предусматривают многие риски. Однако случается, что принимаются ошибочные налоговые решения или же о налогах забывают вовсе, из-за чего при заключении международных сделок, создании компаний и выводе дивидендов возникают непредвиденные затраты и юридические сложности.

Разберем семь распространенных ошибок, которых нужно избегать владельцу зарубежных активов.

1. Отсутствие налогового планирования

Реалии и непредсказуемость нашего рынка не могут не накладывать свой отпечаток на стиль управления — российские собственники бизнеса часто вынуждены принимать волевые и молниеносные решения.

Подобный подход имеет свои преимущества, но в случае с налогами он может только навредить: отсутствие налогового планирования способно превратить даже привлекательную на первый взгляд сделку в глубоко убыточную.

Реальный пример: российская компания выиграла крупный тендер в одной из стран Латинской Америки. Заключили контракт. Акционер доволен, менеджеры ожидают хорошие годовые бонусы.

Проблема обнаружилась на стадии поступления оплаты по договору: налог у источника до 30% от выплат по контракту в экономику проекта никто не закладывал. Из прибыльной сделка разом превратилась в убыточную.

Ситуация с налогообложением различных платежей у источника довольно типична, особенно для развивающихся стран. Учитывая узкий и специфический круг налоговых соглашений, которые эти страны заключают, она перерастает в серьезную проблему для ведения бизнеса, которая может дорого обойтись собственнику, если об этом не подумает заранее.

2. Агрессивная налоговая оптимизация

Поскольку сделки между производственными и сбытовыми компаниями формально не подпадают под контроль, маржа оказывается в промежуточных компаниях на Кипре и в офшорах, а европейские компании — в долгах и убытках.

Налоговые инспекторы в Европе смотрят с подозрением, спрашивают, почему поставщик фактически один и отчего закупочные цены не позволяют дистрибьюторам получать прибыль. Доказать взаимозависимость при этом не получается.

Проблема пришла откуда не ждали: инспектор одной из европейских стран заметил, что в соцсетях сотрудник одной из дистрибьюторских компаний регистрируется на мероприятиях от имени компаний производственного сегмента. Подозрения, переросшие в уверенность, доказать не удалось, но под их тяжестью собственнику бизнеса все же пришлось прекратить манипулирование ценами.

3. Смешение личных и корпоративных финансов

Если на счету компании есть деньги — это еще не значит, что их можно легко и без налоговых потерь передать акционеру. При этом за рубежом надо быть осторожным вдвойне.

При наличии малейшего подозрения у них в ход может пойти, что угодно: проверка социальных сетей сотрудников, беседы с клиентами и поставщиками, звонки в офис от имени клиента.

5. Упрощение налоговой реальности

Например, Нидерланды, несмотря на то, что считаются страной с благоприятным налоговым климатом и различными льготами для иностранного бизнеса, имеют свои подводные камни в сфере налогообложения.

6. Считать штат Делавэр офшором

7. Забывать про российские последствия

Или, неосторожно управляя активами из России, подвести зарубежный бизнес под российскую налоговую юрисдикцию.

К международным сделкам у налоговой службы любой страны приковано пристальное внимание, поэтому прежде чем принимать решение о создании структуры, покупке актива или совершении сделки за пределами России, нужно задать себе вопрос: знаете ли вы чужие налоговые правила и готовы ли по ним играть.


Налоговыми оффшорами чаще всего пользуются крупные компании, желающие минимизировать расходы, связанные с финансовыми обязательствами. В оффшорных зонах законодательство предусматривает низкие ставки по налогам или полное освобождение от данных выплат. Компании могут не беспокоиться и за те деньги, которые хранятся в банках оффшоров: финансы сохранятся в любом случае.

оффшорные зоны

Что скрывается за термином оффшорные зоны

Ни в международном, ни в российском законодательстве не существует определения, которое бы раскрыло понятие оффшоров. С экономической точки зрения под оффшором понимается территория какого-либо государства или ее часть, где созданы особые условия для организаций, ведущих свою деятельность в других странах. В РФ есть много компаний, которые работают в соответствии с оффшорными схемами.

Система функционирует на основе законодательства страны, относящейся к оффшорной зоне. Местными законами устанавливаются очень низкие налоговые ставки или определенная сумма, которую должен оплатить налогоплательщик. Но и от последнего требуется исправно рассчитываться по своим обязательствам. Только это гарантирует, что сохранится тайна капитала, размещенного им в оффшорной зоне.

преимущества оффшорных зон

Оффшоризация бывает 2 видов – полная и налоговая. При первой компании не обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности, а также декларировать ее. При этом налоговая нагрузка очень низкая, представленная или небольшими налоговыми ставками, или определенной суммой, или полным отсутствием каких-либо выплат.

Список стран

Среди зон с таким типом оффшоризации следующие:

  • Виргинские острова;
  • Белиз;
  • Сент Китс и Невис;
  • Доминикана;
  • Кипр;
  • Сейшельские острова.

Ставки налогообложения в оффшорах второго типа тоже крайне низкие, но налогоплательщик обязан отчитываться по собственным доходам и полученной прибыли. Среди таких стран следующие:

  • Нидерланды;
  • Гонконг;
  • Мэн;
  • Шотландия;
  • Панама;
  • Швейцария.

Подобная ситуация наблюдается и на Сейшелах. Но эта зона несколько отстает от Виргинских островов, так как образовалась не так давно, поэтому только начинает набирать обороты.

классификация оффшор

Налогообложение в зонах оффшора

Основные преимущества ведения деятельности в соответствии с оффшорными схемами перечислены в следующей таблице;

Достаточное количество юридических и физических лиц пользуются услугами оффшорных компаний, так как не приходится платить государству 20% от полученной прибыли. Законная схема обогащения выглядит весьма привлекательно.

Смотрите в видео: перечень оффшорных зон и схема работы.

Налогообложение российских компаний, находящихся в оффшорах

Пока действует переходный период – до 2022 года. За это время весь оффшорный бизнес должен быть возвращен в РФ. В соответствии с данным законом Налоговый кодекс пополнился новой главой.

Ее суть заключается в том, что физические и юридические лица, чья деятельность проходит на российской территории, обязаны отчитываться в налоговых органах о том, что участвуют в контролируемых иностранных компаниях (КИК). Также их обязывают платить подоходный налог с получаемой от данной деятельности прибыли.

Советуем посмотреть видео: специальные экономические зоны для ведения бизнеса.

За неисполнение требований закона налогоплательщики будут подвергаться штрафным санкциям.

Если лицо (как юридическое, так и физическое) не сообщает об участии в КИК, то на него накладывается штраф в сумме 100000 рублей.

Если компания все-таки сообщает об этом, но не платит налоги, то на нее накладывается штраф в размере 20% от суммы неуплаченных налогов или владельца ждет уголовное наказание.

Читайте также: