На ком лежит ответственность за неправильно начисленный и перечисленный в бюджет ндфл

Обновлено: 09.05.2024

Изменения Налогового кодекса РФ , вступающие в силу в 2020г. (НДФЛ, страховые взносы)

07.01.2020г.

Изменения Налогового кодекса РФ,

Отмечаем, что во 2 часть НК РФ внесено более 300 изменений. В данной обзоре приведены те, которые актуальны для большинства компаний.

В отдельных случаях в данном обзоре будут приведены интересные судебные акты ВС РФ.

По нашему мнению, они могут представлять интерес при защите в налоговых спорах, в т.ч. на досудебном этапе.

Здесь хочется напомнить о позиции Минфина РФ, изложенной в Письме от 07.11.2013г. № 03-01-13/01/47571 о том, что территориальные налоговые органы при применении налогового законодательства должны руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, в т.ч. в случаях, когда позиция Минфина не согласуется с указанными судебными актами. (В Письме от 02.10.2019 N 03-03-06/1/75684 Минфин РФ напомнил о необходимости учитывать данную позицию).

НДФЛ

Очень интересные изменения коснулись главы НДФЛ.

Есть изменения норм, регулирующих налогообложение НДФЛ операций с недвижимостью. Но они здесь не освещены, поскольку полагаем, что указанная тема требует отдельного обзора.

Например, появилась новая ст. 214.10 НК РФ. В данной статье теперь нормы про понижающие коэффициенты и кадастровую стоимость продаваемого объекта недвижимости.

А также условие о том, что налоговая инспекция вправе самостоятельно производить начисление НДФЛ в случае, если физлицо не предоставило декларацию. При этом используются данные, имеющиеся у налоговой инспекции.

В рамках НДФЛ хочется отметить п. 4 ст. 80 НК РФ, который дополнен положениями о том, что налоговая декларация по НДФЛ может предоставляться физ.лицами через МФЦ. Для этого декларация предоставляется на бумажном носителе.

Основные поправки в главу НДФЛ, которые более интересны организациям.

Проникнуться их значением очень важно, поскольку в отдельных случаях новое положение налоговых агентов и физлиц явно ухудшается.

Но маловероятно, что суды и налоговые органы именно так будут трактовать изменения в те статьи Главы 23 НК РФ, о которых я буду говорить. Потому что всегда можно применить тезис о том, что на недобросовестных налогоплательщиков и налоговых агентов гарантии не распространяются.

А теперь по порядку.

1. Мы привыкли, что в общем случае уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. Это положение продолжает действовать.

Однако с 2020 г. пунктом 9 ст. 226 НК РФ установлена возможность уплаты НДФЛ за счет средств налоговых агентов в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки.

При этом согласно новому абзацу п.5 ст. 208 НК РФ такие суммы НДФЛ не признаются доходами физ.лица.

Пункт 3 ст. 45 дополнили пп. 9, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление указанной суммы НДФЛ.

Предлагаю Вам задуматься над этим положением и прокомментировать. Существуют ли негативные последствия для налогоплательщика в случае, если налоговый агент не оплатит НДФЛ, начисленный по результатам проверки.

2. Образно говоря, п. 5 ст. 223 НК РФ путем изменений в 2 нормы разбили на 2 части.

И так, в 2019г. пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ звучал так: дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.

С 2020 пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.

Т.е., здесь нет уже речи о моменте списания с баланса. А также о взаимозависимости.

А почему ? Да потому, что с 2020 г. статья 217 НК РФ (т.е. необлагаемые НДФЛ доходы) дополнена п. 62.1, в котором указано, что долг физ.лица перед кредитором (организацией или индивидуальным предпринимателем) не признается налогооблагаемым НДФЛ доходом в случаях признания задолженности безнадежной к взысканию в установленном порядке.

При одновременном соблюдении следующих условий:

налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;

такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения.

Напомню, что перечень оснований признания задолженности безнадежной приведен в п. 2 ст. 266 НК РФ и включает, например, истечение срока исковой давности или факт невозможности взыскания, подтвержденный постановлением пристава.

Что в итоге мы получаем с 2020г.:

Работник не вернул деньги, полученные в подотчет.- Налогооблагаемый доход, т.к. есть трудовые отношения.

Не работник и не взаимозависимое лицо не вернуло деньги по договору займа – не налогооблагаемый доход.

Здесь необходимо сказать о тех последствия для налогового агента, которые порождают данные нормы.

В случае, если списанная безнадежная задолженность становится доходом физлица у налогового агента возникает обязанность либо удержать сумму налога при выплате ближайших доходов либо при отсутствии выплаты доходов – уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержать налог.

Уведомление осуществляется путем предоставления в налоговую справки по форме 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В том же порядке необходимо уведомить налогоплательщика о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

На заметку.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ физлицо, получившее сведения о том, что у него не удержан НДФЛ производит оплату налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. И делает он это на основании уведомления об уплате налога, которое д.б. направлено налоговым органом.

Одновременно в п.2 ст. 229 НК РФ лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. При этом согласно п. 4 ст. 228 НК РФ оплата НДФЛ должна производиться до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Т.е. получается разница по срока уплаты налога. – 1 декабря либо 15 июля.

И есть Письмо Минфина РФ от 10.12.2018г. № 03-04-05/89331, в котором указано, что если налогоплательщик не дожидается уведомления от налоговой инспекции, а самостоятельно подает декларацию , он должен оплатит налог до 15 июля. А не дожидаться 1 декабря.

Т.е., проявив ответственность и добросовестность, физлицо приближает срок уплаты налога на 3,5 месяца. Игнорирование данных положений может привести к начислению пени.

Полагаем, что есть смысл уведомить получателей дохода о таком риске при направлении уведомления о невозможности удержания НДФЛ.

Небольшое отступление.

Поскольку вопрос удержания налога из последующих выплат не столь однозначен. Нужно учитывать, что статьей 138 ТК РФ установлены ограничения 20%, в исключительных случаях 50 % от суммы заработной платы. Касаются эти ограничения только выплаты заработной платы.

И не касаются иных выплат. Например дивидендов.

Соответствующие разъяснения даны в Письме ФНС России от 26.10.2016г. № БС-4-11/20405@.

Например, типичная ситуация. Директор и учредитель в одном лице берет в подотчет и не отчитывается. 01.02.2020г. истекли как раз 3 года – срок исковой давности. У этого лица возник налогооблагаемый доход. НДФЛ составляет 100 руб. 05 .02.2020г. ему выплачиваются дивиденды в размере 100 рублей. Фактически он ничего не получит. Т.к., за счет всех 100 руб.дивидендов организация должна удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет

Также в отношении взаимозависимости необходимо иметь в виду положения п. 7 ст. 105.1 НК РФ о том, что при определенных условиях суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

И поскольку мы здесь говорили о сроке исковой давности, здесь нужно напомнить о возможности прерывания срока исковой давности в соответствии со ст. 203 ГК РФ.

В п. 20. Данного постановления сказано, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. -

3. Ранее по договорам купли-продажи ЦБ налоговыми агентами признавались лица, указанные в п. 2 ст. 226.1 НК РФ. В т.ч., депозитарии, брокеры, доверительные управляющие и т.п.

Согласно пункту 1 ст. 226 НК РФ с 2020г. помимо указанных лиц, налоговыми агентами при осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг признаются также иные российские организации и индивидуальные предприниматели.

При этом они могут учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы физлица на приобретение и хранение ЦБ.

Здесь же указан перечень необходимых документов.

4. Пункт 7 ст. 226 НК РФ дополнен положением о том, что организации, имеющие несколько ОП на территории одного МО вправе перечислять НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких ОП.

Также если на территории одного МО находится как Организация , так и ОП, то она вправе перечислять весь НДФЛ в бюджет по месту нахождения организации.

Отдельно описан порядок применения данной нормы.

5. С 2020 г. у физ.лиц отсутствует обязанность предоставлять в налоговую инспекцию декларацию о предполагаемом доходе.

С 01.01.2020г. указанные налогоплательщики по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей (п.7 ст. 227 НК РФ).

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа месяца, следующего соответственно за отчетным периодом.

8. В пункте 2 ст. 230 НК РФ изменены сроки предоставления отчетности ( сдвинули на месяц раньше на 1 марта вместо 1 апреля ). Указывает, что на бумажном носителе может предоставляться отчетность при численности не более 10 чел.

Страховые взносы

1. В п.10. ст. 431 НК РФ применяемый ранее предел 25 человек снижен до 10 – для случаем предоставления расчета по страховым взносам в бумажной форме.

2. в п. 11 ст. 431 НК РФ, теперь смысл таков:

Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями

- по месту их нахождения и

- по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения),

Есть исключения, предусмотренные п. 14 ст. 431 НК РФ.

Соответственно внесены изменения в пп.7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ, согласно которым с 2020г. плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации о наделении ОП полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Это касается ОП, созданного на территории РФ, которому открыт счет в банке. И уведомление необходимо производить в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Ранее не был сделан акцент о наличии счета в банке.

3. С 01.01.2020г. величина МРОТ составит 12 130 руб.

4. Возрастет предельная база по страховым взносам.

Предельная база по страховым взносам на случай ВНиМ составит 912 тыс. руб., а по взносам на ОПС - 1 292 тыс. руб. Для сравнения: на 2019 год эти лимиты - 865 тыс. руб. и 1 150 тыс. руб. соответственно. (Постановление Правительства РФ от 06.11.2019г. № 1407).

Письма ФНС РФ

Также хочется отметить, что согласно Концепции 2007г. к налоговым рискам относятся показатели выплаты заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе.

В Письмах от 17.10.2019г. №№ БС-4-11/21381@ и БС-4-11/21382@ ФНС РФ поручает нижестоящим налоговым инспекциям проверять этот показатель.

По мнению ФНС РФ, отклонение величины средней заработной платы от средней заработной платы в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики, может свидетельствовать о намеренном занижении налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам.

Сейчас трудно сказать как это будет доказываться.

Но отмечаем, что компании уже получают такие письма.

Судебная практика

Здесь хочется рассказать об Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018 от 12.12.2016г.

Из материалов дела следует, что общество в форме СЗВ-М указало ошибочный период. Декабрь вместо ноября. Впоследствии, выявив ошибку, общество ее исправило. И получило штраф.

Формальный подход является недопустимым.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Комментарии

Друзья!
Нашли ли Вы в данной статье полезную информацию для Вас?
Мы очень благодарны за Ваши отзывы и комментарии!

Налоговый агент по НДФЛ обязан исчислить налог, удержать его у налогоплательщика и перечислить в бюджет. При этом агент несет ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей. Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Елена Орлова рассказывает, какие риски подстерегают налоговых агентов и как они отвечают за свои промахи.

Статус налогового агента по НДФЛ

Налогоплательщиками по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 207, ст. 209 НК РФ) являются физлица – налоговые резиденты РФ, получающие доход от источников в РФ и за ее пределами; и физлица – нерезиденты РФ, получающие доходы от источников в РФ. НДФЛ они платят за свой счет.

Налоговый агент по НДФЛ – лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику. Он обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет (п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговыми агентами по НДФЛ являются, в частности, российские организации и ИП.

Права и обязанности налогового агента по НДФЛ

Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно: взимание за это с налогоплательщиков вознаграждения не предусмотрено НК РФ (письмо Минфина от 01.02.2011 № 03-02-07/1-31).

Уплата НДФЛ за счет средств налогового агента

Может ли работодатель заплатить НДФЛ за своего работника из собственных средств?

До 1 января 2020 года в Налоговом кодексе был прямой запрет на перечисление НДФЛ за счет средств организаций и ИП, которые производили выплаты физическим лицам. С 1 января 2020 года уплата НДФЛ за счет средств налогового агента разрешена в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (п. 9 ст. 226 НК РФ). Указанная норма может применяться в т.ч. и в рамках ст. 226.1 НК РФ.

При этом норма п. 9 ст. 226 НК РФ обратной силы не имеет (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому у налоговых органов нет оснований для взыскания с налогового агента сумм доначисляемого НДФЛ, обязанность по удержанию, исчислению и перечислению которого возникла до 1 января 2020 года.

Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой

Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.

Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@ отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/14670@ и от 19.06.2019 № БС-4-11/11785@, в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.

Ответственность налогового агента по НДФЛ

За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей налогового агента по НДФЛ может наступить налоговая, административная и уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Штраф является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой санкцией). Размер штрафа зависит от вида нарушения.

Налогового агента могут оштрафовать за неуплату (неудержание, неполное удержание, неполную и (или) несвоевременную уплату) НДФЛ. Размер штрафа – 20% от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению (п. 1 ст. 123 НК РФ). По решению налогового органа и (или) суда размер штрафа может быть уменьшен как минимум в 2 раза, но не до нуля (п. п. 1, 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).

Налоговый агент может быть освобожден от ответственности при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 123 НК РФ, письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@):

  • расчет 6-НДФЛ представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в расчете 6-НДФЛ правильно отражена сумма НДФЛ, которая должна быть удержана и перечислена в бюджет, без занижения;
  • налоговый агент перечислил недоимку по налогу и пени до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил задолженность или назначил выездную проверку по НДФЛ за тот же период.

Также налоговый агент освобождается от ответственности в следующих случаях:

  • при самостоятельном выявлении ошибки и представлении уточненных документов до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 ст. 126.1 НК РФ);
  • при самостоятельном выявлении несвоевременной уплаты (неполной уплаты) НДФЛ и перечислении задолженности и пеней до завершения камеральной проверки, а также до составления акта по ее результатам (письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@).

Налогового агента оштрафуют, если недоимка по НДФЛ возникла из-за грубого нарушения правил учета доходов и/или объектов налогообложения. Штраф составит 20% от суммы недоимки, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). Привлечь налогового агента к ответственности могут:

  • за грубое нарушение правил учета, которое привело к занижению налоговой базы и возникновению недоимки по НДФЛ (п. 3 ст. 120 НК РФ);
  • за неуплату (неполную уплату) налога (п. 1 ст. 123 НК РФ).

Оштрафовать налогового агента одновременно по указанным нормам нельзя. В противном случае налоговый агент будет наказан дважды за одно и то же неправомерное деяние, т.к. основным квалифицирующим признаком правонарушения обе нормы называют занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату НДФЛ. Аналогичная позиция дана в Определении КС РФ от 18.01.2001 № 6-О при сопоставлении норм п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ.

Помимо штрафа за неперечисление (несвоевременное перечисление) в бюджет удержанного у налогоплательщика НДФЛ налоговому агенту будут начислены пени (ст. 75 НК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налога начиная со следующего за установленным законом дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Размер пеней за неуплату НДФЛ рассчитывается исходя из суммы недоимки, количества дней просрочки и ставки для расчета пени. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер самой недоимки.

Административная ответственность

За совершение административных правонарушений предусмотрены, в частности, такие виды наказания, как предупреждение, административный штраф, дисквалификация.

За грубое нарушение правил бухучета, которое привело к занижению суммы НДФЛ не менее чем на 10%, должностное лицо налогового агента может быть привлечено к ответственности в виде (ч. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ):

  • при первичном нарушении – штрафа от 5 000 до 10 000 руб.;
  • при повторном нарушении – штрафа от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет.

Также должностное лицо налогового агента могут привлечь к административной ответственности за непредставление в установленный срок (отказ от представления в налоговые органы, представление в неполном объеме/искаженном виде) документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (например, расчета 6-НДФЛ, регистров налогового учета для расчета НДФЛ). Размер штрафа – от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

При этом НК РФ не установлена ответственность налогового агента за невыдачу справки о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче (п. 3 ст. 230 НК РФ, письмо Минфина России от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Выдача такой справки работнику как документа, связанного с работой, в течение 3 дней со дня получения от него заявления является обязанностью работодателя (ч. 1 ст. 62 ТК РФ, письмо Минфина от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Невыдача работодателем справки работнику может быть расценена инспектором ГИТ как нарушение трудового законодательства, ответственность за которое установлена ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • при первичном нарушении – предупреждение или штраф на должностное лицо от 1 000 до 5 000 руб.; на ИП – от 1 000 до 5 000 руб.; на организацию – от 30 000 до 50 000 руб.;
  • при повторном нарушении – штраф на должностное лицо от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; на ИП – от 10 000 до 20 000 руб.; на организацию – от 50 000 до 70 000 руб.

Уголовная ответственность

Налогового агента по НДФЛ могут привлечь к уголовной ответственности, если он в личных интересах не начислял, не удерживал или не перечислял в бюджет НДФЛ в крупном или особо крупном размере.

Субъект преступления – руководитель организации (ее уполномоченный представитель) либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя организации, ИП, иное лицо (в частности, главный/старший бухгалтер), на которое в силу закона либо на основании доверенности возложены обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48, подразд. 4 разд. II Методических рекомендаций по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства, утв. ФССП России 15.04.2013 № 04-4, далее – Методические рекомендации).

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении виновного лица извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, получение взаимной услуги и т.п. (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48, подразд. 4 разд. II Методических рекомендаций).

Крупным размером признается сумма НДФЛ, превышающая 15 млн руб. за 3 финансовых года подряд, а особо крупным размером – сумма НДФЛ, превышающая 45 млн руб. за 3 финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199.1 УК РФ). Этот размер одинаков для налоговых агентов – организаций и для налоговых агентов-ИП. В расчет принимаются только те налоги, которые подлежат перечислению в бюджет самим налоговым агентом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48).

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ в крупном размере судом может быть назначено следующее наказание (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ):

  • штраф от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ в особо крупном размере суд может назначить такое наказание (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от 2 до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение свободы на срок до 6 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Налоговый агент может избежать уголовной ответственности в следующих случаях:

  • НДФЛ уплачен в полном объеме не позднее 2 месяцев со дня, когда истек срок его уплаты по требованию налогового органа по итогам проверки (п. 3 ст. 32 НК РФ);
  • при уплате НДФЛ позднее указанного срока освобождение от ответственности возможно, лицо совершило это преступление впервые и недоимка по НДФЛ, пени и штраф согласно НК РФ полностью уплачены (ч. 1 ст. 76.1, п. 2 примечаний к ст. 199.1 УК РФ, ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Если налоговый агент пропустил срок уплаты НДФЛ и пропуск не связан с его личными интересами, то уголовной ответственности не будет.

Если организация (индивидуальный предприниматель) как налоговый агент не удержит НДФЛ с выплат физическим лицам, ей грозит штраф в размере 20 процентов от суммы неудержанного налога (ст.

Налоговая инспекция может оштрафовать организацию (индивидуального предпринимателя) по статье 123 Налогового кодекса РФ только в том случае, когда она имела возможность удержать налог из выплаты в пользу работника, но не сделала этого. Если такой возможности у налогового агента не было (например, при выдаче подарка), оштрафовать за неудержание налога нельзя.

Напомним, что если налоговый агент не может удержать налог, то он в течение месяца должен письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Для этого можно

использовать справку по форме 2-НДФЛ, в которой указывается сумма дохода и сумма налога, переданная на взыскание в налоговый орган.

Если же налоговый агент не проинформирует налоговиков, инспекция вправе оштрафовать его по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Штраф - 50 руб. за каждый непредставленный документ. Этот же штраф грозит и в том случае, если справки по форме 2-НДФЛ не сданы в инспекцию по итогам отчетного года.

Обратите внимание, это важно: если налоговый агент мог удержать налог, но не сделал этого, инспекция может только оштрафовать его. Взыскать с него неудержанную сумму и пени она не вправе.

Правда, чиновники убеждены в обратном. По их мнению, в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ они имеют право взыскивать недоимку и штрафные санкции во всех случаях неудержания НДФЛ и неперечисления его в бюджет. В качестве аргумента законности своих действий они приводят статью 75 Налогового кодекса РФ. Налоговики полагают, что пени по налогам платят как сами налогоплательщики, так и налоговые агенты, которые рассчитались с бюджетом с опозданием.

Кроме того, чиновники ссылаются на пункт 5 статьи 108 Налогового кодекса РФ, согласно которому уплата штрафа не освобождает организацию от перечисления пеней и самого налога. Последним козырем налоговиков является отсутствие в пункте 2 статьи 45, а также в стать- ях46 и 75 Налогового кодекса РФ запрета на взыскание налога и пеней за счет средств налогового агента.

Здесь можно привести следующие контраргументы.

Статья 24 Налогового кодекса РФ гласит, что налоговый агент обязан удержать налоги с налогоплательщика и перечислить их в бюджет. Поскольку организация нарушила закон (не удержала налог), она должна заплатить штраф. Но в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ взыскать с налогового агента неуплаченный налог можно только тогда, когда он фактически удержан. До этого момента должником бюджета является не налоговый агент, а налогоплательщик (п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Причем Налоговый кодекс запрещает уплату НДФЛ за счет средств налогового агента. Поэтому требование налоговиков заплатить неудер- жанный налог за счет средств организации или индивидуального предпринимателя незаконно. Это подтверждает и арбитражная практика

(см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2001 г.

Если же говорить о пенях, то ответ на вопрос, когда они начисляются, нужно искать в статьях 75 и 108 Налогового кодекса РФ. Так, согласно статье 108, пени и штраф - совершенно разные платежи, которые начисляются каждый по своим правилам. Тот факт, что налогового агента оштрафовали, еще не повод для взыскания пеней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются, когда налоговый агент не перечислил в бюджет удержанный налог. Если же налог удержан не был, перечислять его налоговый агент не обязан. Следовательно, ни о каких пенях за просрочку платежа не может быть и речи. Здесь арбитражная практика также на стороне налоговых агентов. Такое решение принял, например, ФАС Уральского округа (постановления от 21 января 2002 г. № Ф09-6/02-АК и от 6марта 2003 г. № Ф09-491/03-АК).

Таким образом, если налоговый агент не удержал с граждан налог на доходы физических лиц, он обязан заплатить только штраф.

Ответственность плательщиков НДФЛ

Рассмотрим, как это происходит на практике. Например, декларация не сдана в установленный срок. Штраф за это нарушение предусмотрен статьей 119 Налогового кодекса.

Если налогоплательщик задержит сдачу декларации не более чем на 180 дней, налоговая инспекция вправе оштрафовать его за каждый полный или неполный месяц просрочки на 5 процентов от суммы налога, подлежащего доплате по декларации.

Если же налогоплательщик задержит сдачу декларации более чем на 180 дней, штраф составит 30 процентов от суммы налога по декла

рации плюс 10 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня.

Если же налогоплательщик вообще не сдал декларацию, но был обязан сделать это по закону, налоговая инспекция, как только обнаружит это нарушение, также предъявит ему штраф по статье 119 Налогового кодекса. А кроме того, если это привело к недоплате налога в бюджет, последуют и другие наказания.

Ошибки в декларации или несдача декларации привели к недоплате налога в бюджет

Наказания за это предусмотрены статьями 122 Налогового кодекса и 198 Уголовного кодекса РФ. Степень наказания зависит от состава и тяжести правонарушения:

Причина и сумма недоплаты налога Возможное наказание Основание
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) 20 процентов от неуплаченной суммы п. 1 ст. 122 НК РФ
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы до одного года п. 1 ст. 198 УК РФ
Н едоплата совершена умышленно и в особо крупном размере (под особо крупным размером понимается недоимка за три года в сумме более 500 000 руб. (при условии, что доля недоимки превышает 20 процентов от подлежащей уплате суммы налога) либо недоимка более 1500 000 руб.) Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет, либо арест от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы до трех лет п. 2 ст. 198 УК РФ

Если по факту неуплаты налога человека привлекают к уголовной ответственности, налоговая ответственность к нему не применяется. Если же ошибки в декларации не привели к недоплате налога в бюджет, оштрафовать налогоплательщика вообще не смогут, так как никакого наказания за это не предусмотрено.

В течение первого полугодия 2018 года все оплаты НДФЛ и социальных отчислений были с опозданием. Кроме того, отчетность по обособленным предприятиям (форма за I квартал сдавалась некорректно, что выяснилось только сейчас. Каковы наши налоговые риски? Суммы штрафов? Можно ли их избежать?

Несвоевременная уплата НДФЛ

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков они также обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Штраф предусмотрен за несвоевременное перечисление НДФЛ налоговым агентом в бюджет. Размер штрафа — 20% от суммы налога, не перечисленной в срок (ст. 123 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.03.2013 № 03-02-07/1/8500). При этом не имеет значения время, на которое была пропущена уплата НДФЛ. Размер штрафа будет рассчитан со всей суммы НДФЛ, не перечисленной вовремя. Он может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.

Конституционный суд РФ указал, что налоговый агент может быть освобожден от ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет, если:

  • не исказил налоговую отчетность;
  • уплатил налог и пени до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки;
  • при перечислении соответствующих сумм произошла техническая или иная ошибка, которая носила непреднамеренный характер.

Об этом сказано в Постановлении от 06.02.2018 № (направлено Письмом ФНС России от 09.02.2018 № СА-4-7/2548 для использования в работе налоговым органам, приведено в п. 2 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 1 квартал 2018 года).

Если Вы удержали НДФЛ, но не перечислили (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то Вам начислят пени помимо штрафа (п. 1 ст. 75 НК РФ). Порядок определения пени разъяснен в Письме Минфина России от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4 ст. 75 НК РФ в редакции Федерального закона № ).

  • равной 1/100 ставки рефинансирования Центробанка России, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки,
  • 1/150 ставки рефинансирования Центробанка России, действующей в период, начиная с календарного дня просрочки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 75 и главами 25 и 26.1 Кодекса.

Таким образом, срок за просрочку исполнения обязанности по уплате налога исчисляется, начиная со следующего дня за днем уплаты налога, установленным законодательством о налогах и сборах.

Несвоевременная уплата страховых взносов

  • занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),
  • иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или
  • других неправомерных действий (бездействия).

Ответственность установлена, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, которые предусмотрены статьями 129.3 и 129.5 НК РФ. Штраф за перечисленные нарушения составляет 20% неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В названном документе арбитры пришли к выводу, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации суммы налога (сбора), не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с налогоплательщика подлежат взысканию только пени.

Минфин РФ уточнил, что такое разъяснение, данное в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, возникающих при применении п. 1 ст. 122 НК РФ, является актуальным, когда страховые взносы были правильно исчислены и отражены в расчетах, представленных в налоговые органы. Иными словами, штрафа по статье 122 НК РФ не будет, если сумма страховых взносов исчислена верно и отражена в расчете, представленном в налоговую инспекцию.

Таким образом, к плательщику страховых будет применена ответственность только в виде пени за несвоевременную уплату правильно исчисленных и отраженных в отчетности страховых взносов. Порядок определения пени будет таким же, как для НДФЛ.

Некорректное заполнение 6-НДФЛ

За ошибки, недостоверные сведения в расчете по форме могут взыскать штраф в размере 500 руб. (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). По мнению ФНС России, любые заполненные реквизиты расчета, не соответствующие действительности, могут считаться недостоверными сведениями. Оштрафовать могут за ошибки:

  • в персональных данных налогоплательщика,
  • кодах доходов и вычетов,
  • суммовых показателях (п. 3 Письма ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

В то же время, налоговые органы могут снизить штраф, если ошибки не привели к уменьшению суммы НДФЛ, которую нужно уплатить в бюджет, или нарушению прав граждан (подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 НК РФ, п. 3 Письма ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

Если ошибки в поданном расчете выявлены самостоятельно, то рекомендуем представить в налоговый орган уточненный расчет. Сделать это нужно прежде, чем вы узнаете, что налоговый орган обнаружил в расчете недостоверные сведения. В таком случае можно избежать штрафа по пункту 1 статьи 126.1 НК РФ (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

Читайте также: