Мораторий на оплату налогов

Обновлено: 01.05.2024

В 2022 году в силу вступают очередные поправки в законодательство и новые меры поддержки бизнеса. Среди самых ожидаемых — продление моратория на плановые проверки малых предпринимателей, льготы по НДС для общепита и бонусы для IT-компаний. Несмотря на то что часть изменений позитивно повлияет на бизнес, многие болезненные для компаний проблемы останутся нерешенными, считают собеседники Forbes

В 2022 году бизнес ждет ряд законодательных перемен, в том числе новый этап обязательной маркировки продукции и повышение кадастровой стоимости недвижимости. Значительная часть нововведений коснется ресторанной отрасли — для ее представителей в следующем году отменят НДС. Это самое ожидаемое изменение, которое снизит нагрузку на общепит и в перспективе позволит обелить сектор, считают юристы и игроки ресторанного рынка. Представители отрасли со штатом не более 1500 человек также смогут претендовать на сниженную ставку страховых взносов — 15% вместо 30%.

В следующем году вступят в силу некоторые из мер поддержки IT-отрасли. Среди них — защита от уголовного преследования, упрощение валютного контроля, льготная ипотека и упрощенное получение вида на жительство для иностранных сотрудников. Все это, по задумке законодателей, повысит спрос на отечественные решения, ускорит цифровую трансформацию отраслей экономики и социальной сферы и создаст комфортные условия для ведения IT-бизнеса в России.

Forbes рассказывает, какие главные законодательные изменения ждут предпринимателей в 2022 году, как они повлияют на бизнес и чего не хватило рынку.

Отмена НДС

Одним из самых ожидаемых изменений в 2022 году станет отмена налога на добавленную стоимость (НДС) для ресторанной отрасли, считает юрист FTL Advisers Светлана Иванова. Ее представителей освободят от налога с 1 января. На льготу смогут претендовать компании с выручкой не более 2 млрд рублей в год, 70% доходов при этом должна приносить именно ресторанная деятельность. Льгота не распространяется на розничные магазины, даже с кулинарными отделами, и организации, которые занимаются заготовками, но доступна для компаний, которые работают на доставку.

Изменение критериев для получения льгот на страховые взносы

Возможное разрешение продажи алкоголя в онлайн

Значимым изменением для торговых площадок и ресторанов может стать разрешение на онлайн-торговлю алкоголем, считает основатель сервиса доставки еды, продуктов и лекарств из магазинов и ресторанов Broniboy Александр Радионов. Мера значительно расширит аудиторию агрегаторов еды и продуктов, увеличит оборот и выручку сервисов, полагает он.

Маркировка табака и велосипедов

Одной из первых под новые правила попала алкогольная продукция в 2018 году. В 2020-м маркировка стала обязательной для обуви, в 2021 году — для отдельных категорий одежды, в том числе спецодежды, верхней одежды, блузок и рубашек, а также молочной продукции и воды.

Мораторий на проверки

Изменения в процедуре госзакупок

С 1 января также изменится процедура госзакупок. Поправки, принятые Госдумой в июне 2021 года, из четырех способов закупок оставят три — запрос котировок, конкурс и аукцион. В первом случае заказчик рассылает извещения о проведении тендера ограниченному числу поставщиков, принимает от них ценовые предложения и, как правило, выбирает из них самое низкое. Конкурс проводится, когда заказчика интересуют не только цены, но и другие конкурентные преимущества исполнителей. Аукцион закупщик проводит для неограниченного числа компаний.

Новые сроки уплаты имущественных налогов

Благоприятные изменения произойдут и в сфере управления имуществом, говорит юрист FTL Advisers Светлана Иванова. С 1 января 2022 года в силу вступит часть изменений, которые внес в налоговый кодекс ФЗ-305 от 2 июля 2021 года. В частности, появятся единые сроки уплаты имущественных налогов для организаций — до 1 марта года, следующего за отчетным.

С 1 января также изменится кадастровая стоимость недвижимости, предупреждает Иванова из FTL Advisers. В Москве она вырастет в среднем на 21%. Это в разы увеличит налоговое бремя для владельцев недвижимости, так как на основании кадастровой стоимости формируется база для расчета налога на имущество, земельного налога, а также платежей за федеральную и муниципальную недвижимость, включая плату за аренду, объясняет юрист.

Бонусы для IT-компаний

Масштабные изменения коснутся и IT-отрасли. В ноябре 2021 года правительство утвердило второй пакет IT-льгот. Он включает 62 меры поддержки отрасли, часть которых начнет действовать в течение 2022 года. Первый пакет мер поддержки был утвержден в июле 2020 года. Он предусматривал бессрочное снижение ставки налога на прибыль IТ-компаний с 20% до 3%, значительное уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда и сокращение ставки страховых взносов с 14% до 7,6%, а также освобождение от НДС для разработчиков софта.

Цель мер поддержки — сделать так, чтобы российские компании развивали свой бизнес в России, считает Геннадий Курдюмов из Versus.legal. С весны 2022 года власти, например, намерены ежегодно изучать привлекательность российской юрисдикции для IТ-компаний в сравнении с другими популярными регионами — Сингапуром, Ирландией, Кипром, Финляндией, США — и делать отечественное налоговое законодательство более благоприятным.

Среди других стимулирующих IT-сферу мер, которые начнут действовать в течение 2022 года, — упрощение валютного контроля, льготы для инвесторов в игровые проекты и бонусы для иностранных сотрудников. Последние смогут брать ипотеку на льготных условия и получать вид на жительство в России по упрощенной процедуре.

Часть изменений для IT-отрасли Курдюмов называет спорными. Например, с 1 января иностранные IT-компании с аудиторией более 500 000 пользователей в сутки обязаны создавать российское юрлицо или открывать здесь официальные представительства. Это облегчит взаимодействие с такими компаниями на территории России, но потребует от фирм дополнительных расходов, говорит Курдюмов. Также иностранные компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своих сайтах электронную форму для обращений пользователей и организаций. За нарушение требований бизнесу может грозить полная блокировка ресурса.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.


В России есть государственный и муниципальный контроль. Это про проверки разных контролирующих органов, например:

  • Государственной инспекции труда (не нарушает ли компания трудовые права работников)
  • МЧС (все ли в порядке с пожарной безопасностью)
  • МВД (если в компании работают иностранные граждане, правильно ли они оформлены или)
  • Роспотребнадзора
  • и ещё многие, многие другие…

Так вот, это вообще не про налоговую. То, что делает налоговая — это налоговый контроль. И он в государственный и муниципальный контроль не входит (точнее, входит, но выведен из списка государственного и муниципального контроля как исключение).

а значит, на проверки налоговой эти моратории не распространяются.

Налоговая в 2021 году будет проводить выездные налоговые проверки как обычно. А вы хотели, чтобы государство отказалось от возможности собрать деньги в бюджет? Ну вы же не первый день живёте в России…

Но это не все. Моратории запрещают только плановые проверки этих ГИТов, МЧС, Роспотребнадзора и т.д. Но есть же ещё внеплановые. А на внеплановые проверки мораторий не распространяется. Это значит, что контролирующие органы могут прийти и в 2021 году, проводя внеплановую проверку. Если будут основания для внеплановой проверки, конечно.

Выводы

Выездные налоговые проверки в 2021 году будут.

Внеплановые проверки в рамках государственного и муниципального контроля в 2021 году будут.

Роман Черненко

- Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии "Налоговые адвокаты";

Что делают бизнесмены, когда их компании доначислили десятки миллионов?

Компанию оштрафуют на 40% от суммы неуплаченных налогов, если она сделает это

Платить иностранцам наличкой нельзя — это валютное нарушение по статье 15.25 КоАП, которое разорит бизнес

Номинальный директор: ответственность и последствия для него самого и реального владельца бизнеса






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Также вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.





Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Нерабочая неделя и отсрочки по налогам: как действовать бухгалтерам?

Из-за угрозы распространения коронавируса все рабочие дни на следующей неделе — с 30 марта по 3 апреля — объявлены в России нерабочими днями, за которые работникам должна быть выплачена зарплата. Кроме этого, в ближайшее время малый и средний бизнес может получить отсрочку по налогам (кроме НДС), а микропредриятия еще и льготы по страховым взносам. Эти и другие меры, направленные на поддержку работодателей и граждан, озвучил Президент РФ. Мы проанализировали выступление главы государства и документы Правительства РФ, и рассказываем о том, какие изменения нужно учесть бухгалтерам.

Нерабочая неделя

Указ будет распространяться не на все предприятия. Продолжат работать, в частности, медицинские учреждения, аптеки, продовольственные магазины, банки, непрерывно действующие организации. Также рабочие дни сохранятся для органов власти всех уровней.

Как известно, в настоящее время сроки сдачи налоговой отчетности закреплены в Налоговом кодексе, и чиновники не вправе менять их своими решениями. Но уже в ближайшее время Правительство РФ получит возможность продлевать сроки представления налоговых деклараций (расчетов). Соответствующий проект закона должен быть внесен в Госдуму РФ 30 марта. Принятие закона ожидается 30 апреля ( план Правительства РФ от 17.03.20 ).

Не менее значимый блок вопросов касается оформления кадровых мероприятий и оплаты предстоящей нерабочей недели. Вот некоторые из них:

Минимальный размер больничных пособий

Также Президент РФ затронул тему больничных пособий. По его мнению, выплаты по листам нетрудоспособности нужно рассчитывать исходя из суммы не менее 1 МРОТ в месяц (в настоящее время 12 130 рублей).

Подробности и срок реализации этого предложения пока не известны.

Отсрочка по уплате налогов и взносов

Кроме этого, Президент РФ сообщил, что для малого и среднего бизнеса на ближайшие шесть месяцев будет введена отсрочка по уплате всех налогов (кроме НДС). А микропредприятиям, кроме такой отсрочки по налогам, также предоставят отсрочку и по страховым взносам.

В соответствии с планом Правительства РФ, законопроект об отсрочке по уплате взносов для микропредприятий будет внесен в Госдуму уже 27 марта, а закон принят 15 апреля. Предполагается, что отсрочка будет действовать в течение трех месяцев, начиная с марта. Но, пока закон не принят, микропредприятия должны перечислять взносы в установленные сроки. То же самое касается субъектов малого и среднего бизнеса. Пока нет информации о том, когда планируется принятие нормативного акта о введении для них шестимесячного моратория на уплату налогов и взносов.

Компания должна сама решить, выгодно ли ей воспользоваться отсрочкой. После окончания моратория все равно придется заплатить всю образовавшуюся задолженность. При этом пени начислять не будут — такая норма должна появиться в законе, проект которого поручено разработать Минфину.

Кроме этого, до 1 мая 2020 года ФНС приостановила применение мер взыскания в отношении малого и среднего бизнеса. Также откладывается принятие решений о приостановлении операций по их счетам для обеспечения взыскания задолженности.

Снижение ставок по страховым взносам

Для предприятий малого и среднего бизнеса планируется снизить общую ставку по страховым взносам с 30% до 15%. Но только в том случае, если зарплата сотрудников превышает МРОТ.

Информации о том, когда планируется принятие нормативного акта о снижении ставки по взносам для малого бизнеса, на сегодняшний день нет.

Льготы по кредитам и арендным платежам

Добавим, что малому и среднему бизнесу будет предоставлена и отсрочка по уплате арендных платежей в отношении государственного имущества. Согласно распоряжению Правительства РФ от 19.03.20 № 670-р , арендная плата за 2020 год может вноситься равными частями в сроки, предусмотренные договором в 2021 году. Стороны (Росимущество и малое предприятие) могут договориться и об иных льготных условиях оплаты.

Защита от банкротства

Также Президент РФ предложил ввести на полгода мораторий на подачу заявлений о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов. Сначала такие меры будут распространены на организации, которые работают в наиболее пострадавших от коронавируса сферах бизнеса. Но в случае необходимости перечень отраслей, которые нуждаются в поддержке, будет скорректирован.

Напомним, что Правительство РФ уже дало поручения , благодаря которым в ближайшее время предприятия, имеющие долги, будут защищены от банкротства. ФНС, госкорпорации и федеральные органы исполнительной власти, должны отложить до 1 мая 2020 года подачу заявлений о банкротстве лиц, имеющих задолженность. Аналогичная мера рекомендована региональным властям и Центробанку.

Также в настоящее время готовятся (и до 1 апреля 2020 года должны быть внесены в Правительство РФ ) проекты законов, которые обеспечат возможность введения моратория на подачу заявлений о банкротстве и введут процедуру реструктуризации долгов организаций.

Читайте также: