Квотирование налог на прибыль

Обновлено: 23.05.2024

Квотирование рабочих мест — государственное нормативное требование о резервировании предприятиями и организациями вакансий для людей с инвалидностью. Оно устанавливается в виде минимального и максимального требования к их количеству в штате и применяется для социальной защиты людей с ОВЗ.

Что такое квотирование рабочих мест

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • на предприятии формируется резерв вакансий;
  • при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.

Региональные исполнительные власти в соответствии со своими полномочиями и экономическими возможностями дополняют федеральное законодательство и устанавливают размер местных квот по своему усмотрению.

Работает это следующим образом.


Ежемесячно государственные и частные компании, обязанные создавать подобные вакансии, подают отчет по квотированию инвалидов в центры занятости:

  • об их наличии;
  • о приеме и увольнении льготников.

Какие работодатели этим обязаны заниматься

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

От резервирования освобождены:

Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).

Как определить размер квоты в организации

Предприятие в соответствии со ст. 21 ФЗ-181 самостоятельно рассчитывает требуемый показатель резервирования.

Пример расчета

Шаг 1. Определяется общее количество рабочих мест, созданных в организации. Расчет среднесписочной численности выполняется по указаниям Росстата, содержащимся в приказе №485 от 06.08.2018.

Шаг 2. Из общего показателя вычитаются вакансии с вредными и опасными условиями — трудоустраивать инвалидов на них нельзя.

Шаг 3. Если оставшееся число превышает 35 человек, организация обязана принимать на работу граждан с ОВЗ.

Шаг 4. Показатель квотирования определяется количеством занятых и региональной величиной квоты.

Наниматель может увеличить число трудоустроенных инвалидов по своему усмотрению, а уменьшить его он не вправе.

Покажем это на примере: квотирование рабочих мест в Москве в 2020 г. регулируется законом г. Москвы от 22 декабря 2004 г. Размер квоты для организаций, в которых работает свыше 100 человек, составляет 2% (ст. 3).

Если условная среднесписочная численность 235 человек, квота составит 5 человек (4,7 получаем при расчете и берем для использования больший показатель): 235 х 0,03 = 4,7.

В столице действует и отдельное постановление правительства Москвы №742-ПП от 04.08.2009. Оно регулирует постановку на учет и снятие с него, порядок отчетности о квотировании рабочих мест в Москве, регламент взаимодействия сторон.

Как оформить квотирование в организации

Организация, резервируя вакансии для работающих инвалидов, оформляет внутренние ЛНА. Основные — это приказ и Положение (ст. 21 ФЗ-181).

Образцы необходимых ЛНА

Образец приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства имеет традиционную структуру и содержит следующую информацию:

  • реквизиты организации;
  • название и номер;
  • город и дата;
  • ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
  • ссылка на региональные НПА;
  • распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
  • распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.


Крупные работодатели разрабатывают положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации, оно содержит:

  • основную часть — положения и принципы организации;
  • указание на величину нормируемых квот и категории занятых;
  • регламент работы кадровой службы по организации и ведению отчетности;
  • описание вакансий и условий для сотрудников с ОВЗ.

Ответственность за неисполнение

Работодателя порядок квотирования рабочих мест для инвалидов не обязывает искать кандидатов на квотируемые вакансии. Запрещается:

  • отказывать в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями;
  • занимать выделенные штатные единицы сотрудниками без ОВЗ;
  • уклоняться от формирования квот для инвалидов.

Если нормы для трудоустройства не соблюдены, наниматель несет ответственность в соответствии с КоАП в виде штрафа в зависимости от нарушения.

Нарушение Статья КоАП Штраф, руб. Ответственное лицо
Не исполнена обязанность по созданию квотируемых мест для лиц с ОВЗ 5.42 5000–10000 Должностное
Отказ инвалиду в приеме на работу 5.42 5000–10000
Непредоставление или искажение отчетности, несвоевременное предоставление 19.7 300–500 Должностное
3000–5000 Юридическое

Некоторые регионы устанавливают и используют собственные кодексы правонарушений, и их меры отличаются от общероссийских. Так, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов штрафы выше:


Перед каждым работодателем, численность сотрудников которого превышает конкретное количество штатных единиц, определенное законом, возникает необходимость в квотировании рабочих мест. Этот вопрос очень важен для всех, поэтому наш портал решил разобраться с вопросом по квотам на рабочие места подробно.

Что такое квотирование рабочих мест

Само понятие квоты подразумевает обязательную долю в чем-либо. В том числе в выделении определенного количества рабочих мест для конкретной категории граждан. Российское квотирование рабочих мест предполагает, что часть вакансий должна в первую очередь выделяться определенным категориям населения.

В частности, субъекты хозяйствования обязаны выделять рабочие места:

  1. Инвалидам. Согласно федеральным законам, занимать рабочие места могут все инвалиды, которым здоровье позволяет выполнять трудовые обязанности. Для инвалидов есть свои нормы по квотируемым рабочим местам, о чем мы подробней поговорим ниже.
  2. Несовершеннолетние. Квотирование помогает найти работу гражданам от 14 до 18 лет, ведь многие работодатели не рассматривают их в качестве полноценных сотрудников.
  3. Молодые специалисты. Людям без опыта, но с высшим образованием, тоже бывает сложно найти рабочее место. И государство помогает им в этом квотами.
  4. Лицам, которые вышли из мест отбывания наказания. Им нужно помочь реинтегрироваться в общество, вновь привыкнуть к свободной жизни, адаптироваться. Но работодатели очень неохотно принимают судимых на работу, поэтому им квоты тоже помогают найти законный способ заработка.
  5. Бывшие военнослужащие. Здесь тоже есть сложности с адаптацией в обществе, на обычной работе.
  6. Беженцы и вынужденные переселенцы. Государство помогает им найти себя в новой стране, получить возможность зарабатывать и обеспечивать себя, снимать жилье.
  7. Чернобыльцы и лица, пострадавшие от других радиационных аварий. Это льготники, часто — инвалиды, которым нужно помогать с работой.
  8. Граждане предпенсионного возраста. Их тоже неохотно берут на новые места работы, а до пенсии доработать нужно.

Есть в России и квоты на прием иностранцев. Но они призваны защищать не граждан других государств, а россиян, которые должны получать рабочие месте в первую очередь.

Отметим, что квотируемое рабочее место — должность, которая зарезервирована для работников, в отношении которых законом установлены квоты. И в первую очередь эту вакансию могут занимать лица из данных категорий.

Квотированные рабочие места есть не только в России. Это международная практика. Есть квоты, направленные на обеспечение толерантности, гендерного равенства и так далее. Все зависит от законов конкретной страны.

Нормативная и законодательная база

Сферу квотирования рабочих мест регулируют следующие законодательные акты:

  • Закон России №1032-1 еще от 19 апреля 1991 года. Он обеспечивает правовую основу квотирования рабочих мест.
  • ФЗ №181 от 1995 года. Регулирует данный вопрос по отдельным регионам.
  • Статья 5.42 КоАП. Устанавливает ответственность для работодателей за нарушение прав инвалидов на труд. Им грозят штрафные санкции.
  • Статья 16 Трудового кодекса. Регламентирует возникновение трудовых отношений в целом. В частности, касается направления сотрудника на трудоустройство по квоте.

Региональные власти могут сами регламентировать квоты и их размеры. Есть правила, общие для всех регионов РФ, но внутри субъектов Федерации размеры квот и количество зарезервированных рабочих мест могут существенно отличаться. Обязательными, остающимися без изменений в любом случае, являются только квоты для инвалидов.

Квоты рабочих мест для инвалидов

Относительно трудоустройства инвалидов есть четкие нормы и установленное количество квотированных рабочих мест.

Не принимать на работу инвалидов имеют право:

  • Небольшие фирмы численностью до 35 человек.
  • Организации, которые были созданы самими обществами инвалидов. Или те, чей Уставной капитал более чем на 50% состоит из средств обществ инвалидов.

Всем остальным субъектам хозяйственной деятельности нужно соблюдать правила квотирования:

  • У фирм, где более 100 сотрудников, от 2% до 4% рабочих мест должно отводиться инвалидам. На региональном уровне может быть установлен более конкретный процент квоты, но в рамках данных показателей.
  • В компаниях, где сотрудников от 35% до 100%, на инвалидов должно приходиться не более 3% рабочих мест. Опять-таки, точный размер квоты устанавливают местные власти региона.

Порядок действий в сфере обеспечения квотирования рабочих мест

Приведем пошаговую инструкцию для работодателей:

    Руководитель изучает законы своего региона относительно квотирования рабочих мест. Например, в ряде случаев квоты для несовершеннолетних могут отсутствовать как таковые.
  • Нужно сверить требования региональных законов со своей среднесписочной численностью сотрудников.
  • Если превышен порог в 35 рабочих мест, нужно позаботиться о наличии специального, зарезервированного места по квоте для сотрудника из указанных в законе категорий. Кадровый отдел начинает заниматься данным вопросом.
  • Информация о том, что есть вакантное рабочее место в рамках квоты, предоставляется в местный Центр занятости.
  • Центр занятости направляет к работодателю потенциального сотрудника из предусмотренных законов категорий, чтобы ему было предоставлено рабочее место.
  • Работодатель должен принять на рабочее место направленного Центром занятости сотрудника.

Работодатель должен учитывать следующие нюансы:

  • Занимать квотированное, зарезервированное место могут только сотрудники из предусмотренных законов категорий. Даже временно передавать эту вакансию другому лицу нельзя!
  • Для инвалидов нужно оборудовать рабочее место по всем правилам, чтобы им было безопасно и удобно.
  • Граждане, принимаемые по квотам, трудоустраиваются на полный рабочий день, на полную ставку. Исключением являются инвалиды и несовершеннолетние, для которых установлена короткая рабочая неделя.
  • Работодатель может требовать от соискателя, направленного к нему по квоте, только данные об образовании и медицинские справки, подтверждающие, что он может работать на данной должности.

В регионах могут быть свои правила приема на работу по квоте. Например, в Москве работодатели обязаны трудоустраивать инвалидов, независимо от того, были ли предложения от Центра занятости по таким квотам или нет.

Заключение

Квоты на рабочие места призваны помочь найти работу тем, кому сделать это самостоятельно трудно. Работодатели очень неохотно берут перечисленные нами категории граждан на работу самостоятельно. А работа нужна всем! Поэтому государство контролирует данный вопрос и определенный процент сотрудников-инвалидов должен быть на каждом достаточно крупном предприятии. И других категорий граждан тоже.

Одна из обязанностей работодателей, предусмотренная действующим законодательством, — квотирование рабочих мест для инвалидов. Однако эта норма распространяется не на все организации. Нужно ли вашей компании квотировать рабочие места для инвалидов? Как это сделать? Изучайте рекомендации SuperJob!

Кто обязан принимать на работу инвалидов

Обязана ли организация квотировать рабочие места для инвалидов? Это зависит от двух факторов:

1) от региона, где работодатель осуществляет свою деятельность;
2) от численности работников.

По закону такая квота представляет собой минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая рабочие места, на которых уже работают лица данной категории. Квотирование рабочих мест подразумевает создание (или выделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников, в соответствии с установленной квотой.

Из данного требования можно выделить следующие основные моменты.

• Размер квоты для трудоустройства инвалидов всегда определяется законодательством субъекта РФ, где находится работодатель (где он осуществляет свою деятельность).

• Если численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ в любом случае должна быть установлена квота для трудоустройства инвалидов. При этом данная квота должна быть указана в размере от 2 до 4% от среднесписочной численности работников.

• Если численность работников организации составляет от 35 до 100 человек, то законодательством субъекта РФ может устанавливаться такая квота (то есть такое требование может быть, а может и не быть). Если требование установлено, размер квоты должен составлять до 3% среднесписочной численности работников.

• Если численность работников организации — менее 35 человек, законодательством субъекта РФ не должна быть предусмотрена обязанность по квотированию рабочих мест.

Важные нюансы

При расчете квоты нужно также учитывать следующие особенности.

• При расчете указанной квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным согласно результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда.

• Исходя из судебной практики, расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности. То есть квоту нужно рассчитывать отдельно по каждому субъекту РФ, где осуществляет деятельность работодатель.

• Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации освобождаются от обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Обязательные действия при квотировании

Таким образом, в зависимости от региона, где находится компания, и численности ее работников, работодатель определяет количество рабочих мест, которые необходимо зарезервировать для трудоустройства инвалидов. Для выполнения такой обязанности работодатель также должен:

1) Разработать и утвердить локальный нормативный акт, в котором отразить вопросы, связанные с квотированием рабочих мест, — в частности, определить, какие рабочие места подлежат созданию (или выделению) в целях квотирования. Если работодатель попадает под обязанность квотирования, то наличие такого локального нормативного акта является для него обязательным (данное требование содержится в статье 24 закона №181).

Об ответственности

Законодательством РФ предусмотрена ответственность как за сам факт невыполнения квоты, так и за непредоставление необходимой информации в органы службы занятости.

Так, в соответствии со статьей 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

За непредоставление информации ответственность предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Главная Законодательные документы Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоустройства несовершеннолетних и иных категорий молодежи

Типовые бланки

Полезности

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Классификаторы

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоустройства несовершеннолетних и иных категорий молодежи

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 апреля 2014 г. N 03-03-06/1/15504

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налога на прибыль расходов по уплате компенсационной стоимости квотируемого рабочего места и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, удовлетворяющие предусмотренным ст. 252 Кодекса критериям.
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты, в порядке, установленном нормативными правовыми актами г. Москвы.
Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 5 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые).
Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом о занятости населения, являются расходными обязательствами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Закона о занятости населения).

КонсультантПлюс: примечание.
В нижеследующем абзаце ст. 7.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 приведена в редакции, действовавшей до 31.12.2011.

При этом полномочия Российской Федерации в области содействия занятости, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установлены в ст. 7.1 Закона о занятости населения. К ним относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в частности, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
В силу норм п. 2 ст. 7.1 Закона о занятости населения средства на осуществление переданных в соответствии с п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости населения полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, федеральное законодательство устанавливает необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет. При этом указанными Законами не предусмотрена замена квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного гражданина в возрасте до 18 лет.
Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона о занятости населения). Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств являются средства работодателя.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы квотирование рабочих мест осуществляется и для молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
В соответствии с действующей с 08.05.2009 редакцией п. 3 ст. 2 Закона N 90 выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, считается трудоустройство работодателем молодежи либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места.
Вместе с тем следует иметь в виду, что с 1 января 2006 г. и по настоящее время на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.
Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 г. - компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.
Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.
Статьей 6 Закона N 90 предусмотрена экономическая поддержка работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию и сохранению квотируемых рабочих мест, в том числе предоставление из бюджета г. Москвы средств на реализацию указанных мероприятий, предоставление налоговых льгот. Кроме того, согласно ст. 5 Закона N 90 (в ред. от 08.04.2009) невыполнение работодателем установленной Законом N 90 обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом г. Москвы об административных правонарушениях.
Таким образом, расходы в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении трудоустройства указанной категории молодежи, уплачиваемые организациями на основании Закона N 90, не учитываются в целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 г.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

И узнаем, что работает лучше: квотирование рабочих мест или социальная ответственность компаний.

Алена Назарова

Анастасия Филиппова

В России 11,76 млн людей с инвалидностью

В России живут 11,76 млн людей с инвалидностью, из которых 3,4 млн людей находятся в трудоспособном возрасте — это значит, что им уже исполнилось 16 лет, но еще не пора на пенсию. Из 3,4 млн трудоспособных людей с инвалидностью работа есть у 906 000 человек, то есть меньше чем у трети — это по данным Федерального реестра инвалидов.

Может человек работать или нет, зависит от обустройства рабочего места, а не степени и тяжести инвалидности

У Росстата другие данные за 2019 год:

407 400 людей с инвалидностью работали — это 11,9% от общего числа в 3,4 млн.

Правда дальше есть нестыковка, потому что Росстат дает еще такую цифру:

19,5% людей с инвалидностью работают.

Мы не знаем, как Росстат посчитал, что 407 тысяч от 3,4 миллиона — это почти двадцать процентов. Но для полноты картины посмотрим еще две цифры:

19,2% всех людей с инвалидностью — безработные. То есть те, кто встал на учет в центре занятости.

Остальные, то есть 61,3% — те, кто-либо не работает и не встает на учет, либо работает неофициально.

Получается, среди людей с инвалидностью уровень безработицы как минимум 19,2% — это в четыре раза больше, чем у всех остальных. Хотя для людей с инвалидностью работодатели должны выделять квоты на рабочие места, и, по идее, рабочих мест для них должно быть больше.

Компании должны выделять квоты на рабочие места

Количество квот зависит от того, сколько человек уже работают в компании:

  • меньше 35 человек — без квот;
  • 35-100 человек — 3% от среднесписочной численности сотрудников должно приходиться на квоты;
  • от 101 человека — от 2% до 4% от среднесписочной численности сотрудников.

Среднесписочная численность — это среднее количество сотрудников за определенный период: месяц, квартал или год. Например, чтобы посчитать среднесписочную численность за март, нужно сложить количество сотрудников, которые были на работе, в командировке, на больничном или работали неполный день с 1 по 31 марта, а потом разделить сумму на 31. Затем округлить до целых и уже от этой цифры рассчитать квоту.

Так в компании со 150 сотрудниками квота для людей с инвалидностью — 2-4% или от трех до шести рабочих мест . При этом в квоту засчитываются рабочие места, на которых уже работают люди с инвалидностью.

Штрафы за отсутствие квот — статья 5.42 административного кодекса

Если компания не выделяет квоты или отказывает в приеме на работу по квотам, ее директор, кадровик или бухгалтер могут получить штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Квоты не означают, что людей с инвалидностью можно принимать только на квотированные места: у работодателя нет ограничений, он может нанимать столько людей с инвалидностью сверх квот, сколько захочет.

2,2% вакансий доступны для людей с инвалидностью

Мы не можем точно узнать, сколько у какой компании сотрудников и квот на рабочие места для людей с инвалидностью. Но можем примерно рассчитать количество рабочих мест для людей с инвалидностью по вакансиям.

Например, на Хедхантере по России всего 811 882 вакансии на 16 февраля 2021 года:


В фильтрах поиска вакансий можно выбрать вакансии для людей с инвалидностью:


Из 811 882 вакансий 18 117 доступны для людей с инвалидностью. В процентах это 2,2% — по нижней границе нормы квотирования из закона.

18 117 доступны для людей с инвалидностью. В процентах это 2,2% — по нижней границе нормы из закона

Среди вакансий для людей с инвалидностью встречаются разные, например менеджеры по продажам, личные помощники, промоутеры, водители. При этом нет фильтра по типу инвалидности. Хотя для людей с разной инвалидностью часть вакансий отпадает: например, слабовидящий человек не сможет работать водителем, а глухонемой — оператором колл-центра. В итоге для каждого конкретного человека доступных вакансий еще меньше.

Маркировка вакансий бывает ошибочной

В реальности у людей с инвалидностью выбор больше, чем квотируемые места. Они могут прийти к нам или в другую общественную организацию, рассказать о своих знаниях, навыках, чем могут быть полезны и кем хотели бы работать. А мы под эти знания и навыки подберем вакансию или разработаем индивидуальную программу трудоустройства.

Я работаю семь с половиной лет, и за это время не встречала ни одного судебного разбирательства, ни один соискатель к нам не обращался с просьбой помочь в суде с работодателем. И за всю историю существования нашей организации не помню подобных случаев.

Еще у нас есть собственная статистика: к нам в поисках работы в год обращаются около 500 человек, и 70% из них работу находят. Причем лишь около 20% из них устраиваются на квотируемые рабочие места, остальные — на обычные.

Со стороны работодателей история такая: международные опираются на корпоративную социальную ответственность, развивают инклюзию — процесс включения всех граждан в жизнь общества — и не ограничивают вакансии процентом из закона о квотах. А российские опираются только на количество квот из закона.

Квотирование не приносит пользы для развития инклюзии в России, но дает возможность узкому кругу людей с инвалидностью получить работу.

В 2019 году работу по квотам получили 7579 человек

В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.


Соотношение людей с инвалидностью, которые обратились за работой в центры занятости, с теми, кто в итоге ее получил. Данные Росстата

Не все люди с инвалидностью, которые находят работу, получают ее по квотам. Например, в 2019 году работу через центры занятости нашли 90 936 человек, и только 7579 из них устроились на квотируемые рабочие места.


Компания
Количество сотрудников
Квоты из расчета по 4%

Итого

67 616

Получается, за 12 лет работу по квотам получил 65 851 человек с инвалидностью, хотя количество квот только в пяти крупных компаниях России — 67 616.

Дело не только в квотах

Дело не только в наличии квот. Еще нужно обратить внимание, что у людей с инвалидностью разный уровень образования, социализации и мотивации к работе. Например, некоторые могут отказываться от работы по разным причинам:

  • им не подходят те вакансии, что мы предлагаем;
  • не устраивает уровень зарплаты;
  • нет достаточной внутренней мотивации к труду;
  • есть страх быть неуспешными;
  • есть желание стать фрилансерами или открыть свой бизнес.

Еще на выбор работы влияют близость к дому, возможность карьерного роста и многое другое.

Но те, кто хочет работать, могут прийти к нам и получить хорошую поддержку в плане поиска работы или повышения квалификации. При этом обычно те, кто находят работу через нас, не попадают в статистику центров занятости, а значит, и Росстата.

Нет культуры общения и подготовки людей с инвалидностью

Когда говорят о людях с инвалидностью, смотрят на этот вопрос очень однобоко: предприниматели плохие, надо брать их на работу, а они не берут.

Круг моего общения состоит из одних предпринимателей, и я не слышала ни об одном человеке с инвалидностью в штатах их компаний. И дело не в том, что никто не хочет их брать, а в том, что у нас нет культуры общения с такими людьми.

Например, мой ребенок смотрит французский мультфильм, в котором есть двое львят-близнецов, и один из них в инвалидной коляске. А у нас же тему инвалидности избегают, от людей с инвалидностью шарахаются в прямом смысле. Поэтому если в кругу близких появился такой человек, с этим смиряются, а добровольно вводить их в свою жизнь никто не хочет.


Культура общения — это одна грань, которую особо не обсуждают. Но есть и другая.

В прошлом году на кухню моих ресторанов на должность младшего повара сразу после школы пришла полностью глухая девушка. Я приняла её с удовольствием, хотя обучить её было настоящим вызовом: каждую деталь нужно писать на телефоне, показывать ей, чтобы она прочитала. При этом если у нее что-то не получается, нельзя сделать короткое замечание — нужно снова писать.

Я хотела, чтоб она у нас работала, поэтому не сдавалась. Девушка была классная, ответственная, и мне было приятно от мысли, что получится дать ей работу. Но в конце концов нам пришлось расстаться. Темп её работы не подходил для ресторана: она всё делала в три раза медленнее, а я из генерального директора превратилась в помощника помощника-повара.

То есть основной вопрос не в том, что у нас не соблюдают закон о квотах на места для людей с инвалидностью: многие предприниматели с удовольствием бы брали их в штат, но проблема в том, что у нас нет подготовительной базы, и лишь малая часть людей с инвалидностью получают образование и могут работать хотя бы вполсилы.

Многие предприниматели с удовольствием бы брали их в штат, но проблема в том, что у нас нет подготовительной базы

Предприниматель тоже не всесильный: есть финмодель, есть размер зарплат за единицу рабочего времени на определенной должности, и он просто не может себе позволить сотрудника, который будет стоить в три раза дороже. А субсидий на сотрудников с инвалидностью нет.

Квоты работают, но социальная ответственность работает лучше

Мы попросили сотрудницу общественной организации, которая занимается трудоустройством инвалидов, рассказать, как в реальности работает закон о квотах.

Закон о квотировании есть, и он работает. В последнее время многие предприятия выделяют рабочие места для людей с инвалидностью. Но тут появляется вопрос, делают они это, чтобы предоставить равные возможности людям, или чтобы избежать штрафов и проверок.

Например, международные компании стараются развивать инклюзивность и не обращают внимания на закон: обычно у них работает намного больше людей с инвалидностью, чем 2%. Российские же компании больше привержены закону и выделяют столько рабочих мест, чтобы хватило закрыть квоты.

Международные компании смотрят на вопрос шире и создают программы по трудоустройству, системы наставничества, выращивают себе сотрудников из студентов . Например, мы получаем много запросов на стажеров, которые начали бы работу в компании с обучения, а потом остались на долгий срок. Такой комплексный подход работает лучше, чем квотирование.

При этом квоты нельзя назвать принуждением со стороны государства. За время моей практике всего две-три компании уточняли, что им нужно срочно закрыть квоты перед проверкой. Остальные приходят скорее добровольно.

Мы, кроме трудоустройства, работаем над созданием комфортных условий труда и боремся со стереотипами.

Комфортные условия труда. Мы проводим тренинги и квесты для работодателей, где они могут примерить на себя разные формы инвалидности, например, квест, где нужно пройти полосу препятствий на инвалидной коляске, и так понять, как улучшить условия труда для человека с инвалидностью.

Еще помогаем работодателям адаптировать рабочие места и вводить сотрудников в процесс, если до этого они нигде не работали. Адаптация места — это физическое обустройство, и оно проходит проще, чем кажется. Например, для человека на коляске понадобятся:

  • парковка, если он водит машину;
  • лифт;
  • туалет с широкими дверьми и кабинками, чтобы в них проходила коляска;
  • пандусы;
  • стол с регулировкой по высоте.

Еще один пример — рабочие места кассиров со слабым слухом в Ашане, Оби, Леруа-мерлене: к обычному рабочему месту добавляют небольшое табло с перечеркнутым ухом. И всё, больше ничего обустраивать не нужно.

Борьба со стереотипами. У работодателей есть стереотипы о сотрудниках с инвалидностью. Например, у нас спрашивают, не нужны ли разрешения, какие нюансы с оформлением и точно ли можно такого сотрудника уволить.

И мы рассказываем:

  • сотрудник с инвалидностью оформляется так же, как сотрудник без инвалидности;
  • его можно уволить по тем же основаниям, что сотрудника без инвалидности;
  • его отпуск на два дня длиннее обычного;
  • дополнительно он может взять 60 дней отпуска без сохранения заработной платы;
  • люди с первой группой инвалидности могут не отрабатывать две недели перед увольнением;
  • государство не доплачивает компаниям за наем людей с инвалидностью.

Есть одна субсидия — компенсация создания рабочего места. Государство может компенсировать покупку специального стола, стула, организацию освещения, но для этого нужно собрать много бумаг. Обычно на создание рабочего места уходит немного денег, и проще заплатить самим, чем пытаться получить субсидию.

Физический барьер преодолеть проще, чем стереотипы. К примеру, во время пандемии компании поняли, что все могут работать на удаленке, в том числе люди с инвалидностью. И оказалось, что люди с инвалидностью — прекрасный рабочий ресурс, который долгие годы игнорировали. Компании начали нанимать людей из регионов, а не только Москвы и Московской области, увидели, что у людей в регионах меньше выбор работы и они более мотивированы.

Люди с инвалидностью — прекрасный рабочий ресурс, который долгие годы игнорировали

Если говорить о ритейле, во время пандемии ситуация ухудшилась. Например, слабослышащим людям стало работать сложнее: раньше они считывали информацию по губам, а сейчас все в масках. Многим пришлось уйти в отпуск за свой счет или вовсе уволиться, но с другой стороны появилось больше удаленной работы, например в Вайлдберис, Озоне.

Государство тоже участвует в трудоустройстве людей с инвалидностью, например через центры занятости. Но проблема в том, что их работа малоэффективна, потому что инклюзивность — не главная задача для них. Мы же занимаемся именно ею и собираем успешные практики инклюзивности со всего мира. При этом готовы обучать другие организации и передавать опыт всем, кому это интересно.

Если ваша компания хочет развивать инклюзивность в России и нанимать людей с инвалидностью, но есть сомнения или вопросы, можно обратиться за консультацией в Перспективу:

Читайте также: