Произвол чиновников в налоговой сфере это

Обновлено: 19.05.2024

Ирина Лагунина: Подавляющее большинство россиян, семьдесят семь процентов, по данным Левада-центра, считают, что многие государственные чиновники сегодня не подчиняются закону. И даже суд, по мнению людей, не способен защитить рядового гражданина от произвола чиновников. Чем обусловлено такое отношение к этой социальной группе? Какова ее роль в обществе? Как в идеале должны выстраиваться отношения чиновников и народа? Об этом – в материале Вероника Боде.

Вероника Боде: По свидетельству социологов, россияне считают чиновников чуть ли не главным злом в обществе. Само слово "чиновник" напрямую ассоциируется с понятием "власть", то есть это – одна из основных ипостасей власти. На вопрос, может ли суд защитить людей от произвола чиновников, только четыре процента опрошенных отвечают твердое "да" и двадцать два процента – "скорее да", то есть подавляющее большинство респондентов не верит в то, что суд способен отстоять права рядового гражданина. Об отношении в обществе к чиновникам рассказывает Наталья Зоркая, ведущий научный сотрудник Левада-центра.

Наталья Зоркая:
В отношении к чиновничеству ключевыми темами являются их отношение к законам, к праву и проблема коррумпированности. Подавляющее большинство россиян считают, что для того, чтобы говорить о демократии, правительственные чиновники должны соблюдать закон. При этом подавляющее большинство, 78% считают, что многие государственные чиновники не подчиняются законам сегодня, а 83% считают, что высшие государственные чиновники вообще пользуются неограниченной властью. То есть в известном смысле так же стоят вне закона. При том, что в общественном мнении преобладает мнение, что для нормального развития страны нужны именно реально действующие законы, а не сильные лидеры. Подавляющее большинство людей чувствуют свою полную незащищенность как перед произволом власти, так и перед произволом ее представителей, чиновников на разных уровнях. Люди очень низко оценивают свою возможность повлиять на ситуацию в стране, на политику в стране. И одно из таких типичных объяснений – это такое мнение, что чиновники с точки зрения наших сограждан интересуются только мнением вышестоящего начальства, а не рядовых граждан.
Очень интересные данные, сопоставление вопросов о том, на чем по мнению россиян держится сейчас власть в России, с вопросом о том, на каких основаниях и принципах должна была бы держаться власть в стране, в которой они хотели бы жить. Так вот, на чем держится власть, по мнению российских граждан. На первом месте, 60% назвали круговую поруку чиновников и их коррумпированность. На втором месте поддержка избирателей, надеющихся на улучшение своей жизни со стороны власти. И на третьем месте неподконтрольность обществу и пренебрежение законами властью. А в каком обществе хотели бы, при какой власти хотели бы жить люди. На первом месте мы получаем соблюдение конституции, этот вариант выбирает 74%, то есть зеркальная абсолютно картина. На втором месте подконтрольность обществу и строгое соблюдение законов. И на третьем месте государственная система, созданная и работающая в интересах общества. То есть в общественном мнении явно царит представление о чиновниках как о людях, которые совершенно не принимают во внимание интересы рядовых граждан, которые ставят себя над законом, пользуются законом избирательно и большинство которых коррумпировано. В общественном мнении представление о том, что чиновничество, бюрократия является коррумпированной, не соблюдающей законы, а тем самым неэффективным, оно господствует и это оценивается людьми очень негативно. Страх перед произволом, перед чиновниками любого уровня, он очень высок. Царит такое представление, что победить очень сложно и люди наоборот к этому в значительной мере приспосабливаются. И хотя они считают, что давать взятку чиновнику недопустимо, но если мы ставим вопрос так, что если вы видите, что другого выхода нет для того, чтобы решить ту или иную вашу проблему, а за взятку ее можно решить, то тогда уже готовность дать взятку чиновнику стремительно подскакивает, порядка 60% наших граждан говорят, что это допустимо.

Вероника Боде: Таковы наблюдения Натальи Зоркой, ведущего научного сотрудника Левада-центра. Прокомментировать картину, полученную социологами, я попросила Владислава Иноземцева, научного руководителя Центра исследований постиндустриального общества.

Владислав Иноземцев: Я думаю, что это абсолютно правильная картина. Она отражает подход большинства к исполнению своих обязанностей. И население совершенно адекватно понимает, что это вполне обособленный класс со своими интересами, который паразитирует на тех возможностях, которые дало ему государство.

Вероника Боде: Но ведь у чиновников в российском обществе есть и некая социальная роль позитивная, наверное?

Владислав Иноземцев: Вы знаете, у чиновников в любом обществе есть позитивная роль. Но как в российском она особенно слаба. Потому что в данном случае мы видим, что чиновники в основном занимаются работой по ограничению тех возможностей, которые имеют бизнесмены, предприниматели, обычные граждане, а не расширением их возможностей. Дело в том, что в российской ситуации чиновники получили слишком большую власть над обществом и слишком много возможностей, в результате чего вряд ли может какой-то позитив в отношении к ним родиться. По сути дела в России создана система, в которой государственная власть является типом бизнеса. И вопрос заключается не в нарушении правил, а просто в установлении тех правил, которые дают возможность чиновничьей группе постоянно извлекать выгоду в свою пользу.

Вероника Боде: Как бы вы определили вообще роль чиновников в обществе? Какую роль они должны исполнять?

Владислав Иноземцев: Чиновники должны быть посредником между законом и обществом, между законом и гражданином. Они должны отслеживать исполнение законов, помогать гражданам в правильном толковании, обеспечить широкий круг социальных услуг.

Вероника Боде: Вы считаете, что в России это не происходит?

Владислав Иноземцев: Это происходит как дополнение. Основная функция чиновников в России, безусловно, не выполнение такого рода услуг, а скажем так, постоянно стремление не додать чего-либо, что дано по закону гражданам. Мне кажется, что чиновники в Российской Федерации на сегодняшний день имеют собственный отдельный интерес. Это не люди, получающие доход от общества, а люди, получающие доход на проблемах общества.

Вероника Боде: Если сформулировать некие принципы, как должны строиться взаимоотношения чиновников и общества?

Вероника Боде: Как вы думаете, почему так не получается в огромном количестве случаев в России?

Владислав Иноземцев: Потому что это противоречит интересу этой социальной группы чиновничества. Потому что ее интерес заключается в том, чтобы граждане были бесправны и только в этой ситуации она получает свой доход.

Вероника Боде: А благодаря чему становится возможным существование такой системы?

Владислав Иноземцев: Во-первых, благодаря тому, что принимаются законы в интересах этой группы людей. Законы, которые делают все больше и больше количество видов деятельности лицензируемыми, одобряемыми. А с другой стороны в виду безнаказанности этой группы, потому что внутри нее существует глубокая круговая порука и никакие злоупотребления такого рода лиц не могут быть наказаны, выявлены, разоблачены.

Вероника Боде: Говорил Владислав Иноземцев, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества. Социологи отмечают, что самые негативные оценки граждан собирают мелкие служащие на местах, высшие государственные чиновники оцениваются более сдержанно. Это и понятно: ведь именно с мелкими чиновниками людям приходится сталкиваться в повседневной жизни. А теперь давайте послушаем, что думают о них прохожие на улицах уральского города Снежинска. Они отвечают на вопрос: нужно ли сокращать чиновничьи должности?

- Чиновников сокращать надо. Прием два часа в день. Кто к ним ходит и что они нам помогут?

- Беспредел. Я даже не вижу, что там делается. Ведь при советской власти тех же самых руководителей было на 50% меньше, чем сейчас. Сейчас небольшой отдел, а там и заместитель. Много очень. У всех зарплата очень высокая.

- Очень не люблю чиновников. Придешь, во-первых, большая очередь, когда обслужат – неизвестно. А то заглянешь в кабинет, сидит одна, ничего не делает.

- Я могу о себе сказать, у нас народ на пределе, если еще кого-то сократить, будет тяжело, большая нагрузка будет.

- Страна живет не по средствам, живет не на заработанные деньги. Соответственно, чтобы обслуживать эти деньги, возник штат чиновников, который эти деньги реализует.

- Мне кажется, их слишком много стала. Москва вся засижена чиновниками. Была одна Старая площадь, сейчас Белый дом построили, Совет федерации.

- Мне кажется, аппарат чиновников можно сократить в некоторых структурах, но не во всех. Всегда есть смысл сократить количество работающих. Все-таки это народные деньги, использование бюджетных средств.

- Сложный вопрос, тем более я тоже отношусь к этой категории. Наверное, стоит.

Вероника Боде: Голоса жителей Снежинска записала корреспондент Радио Свобода Арина Муратова. По данным Левада-центра, раньше в обществе господствовало мнение, что коррумпированность чиновников связана с их низкими доходами. Но когда им увеличили зарплаты, лишь немногие россияне сочли, что это может снизить уровень коррупции и повысить ответственность должностных лиц. Проблему комментирует Юрий Болдырев, ныне писатель и публицист, а в прошлом – заместитель председателя счетной палаты России, известный политик и общественный деятель.

Юрий Болдырев: Когда я говорю о массовом разложении общества, я специально акцентирую внимание не на том, что какие-то отдельные нехорошие чиновники захватили власть и издеваются над простым народом. Ситуация другая. Огромные массы людей мечтают о том, чтобы их дети стали чиновниками. Огромная масса людей, когда в обыденной жизни обсуждают, что там тебя обманули, здесь на тебя надавили, здесь произвол – это вызывает не протест. Протест вызывает, когда конкретно тебе по голове дали. Но в целом ситуация, что кому-то дали по голове, не вызывает протеста. А вызывает такие философские рассуждения, что сейчас все друг друга обманывают, сейчас все, кто на чем сидит, тот тем и торгует и так далее. То есть в этом смысле представление о том, что общество считает чиновников худшим из зол, мне кажется, не вполне адекватно. Точнее говорить о том, что общество соглашается с произволом чиновничества и в глубине души огромная часть общества, к сожалению, мечтает самим оказаться либо чиновниками, либо сотрудниками Газпрома, это есть почти те же чиновники, либо сотрудниками газораспределительных сетей или электрораспределительных, либо санитарных инспекций или еще, чего-то, где можно так или иначе успешно паразитировать.

Вероника Боде: Что нужно, чтобы преодолеть это ощущение беспомощности людей перед произволом чиновников?

Юрий Болдырев: Я думаю, что при той массовой психологии общества, о которой я говорил, преодолеть это в принципе невозможно. Невозможно преодолеть рабство, если ты сам мечтаешь стать господином и ногой пихать кого-то другого как раба. То есть преодолеть можно только с преодолением и общественной психологии, а она не преодолевается душеспасительными беседами. Значит одна из версий заключается в том, что сам характер экономики, это финансово-спекулятивная посредническо-перераспределительная экономика в отличии от экономики созидательной, она определяет и характер труда, и характер общественных отношений. И скажем, если бы полагать, что все слова о модернизации, слова с высших трибун – это слова всерьез, то можно было бы говорить о том, что с изменением характера экономики характер труда и соответственно, характер отношений, господствующих в обществе, изменилось бы и отношение к паразитированию. Но пока, к сожалению, слишком мало оснований считать, что все слова про модернизацию – это слова всерьез.

Вероника Боде: Это был писатель и публицист Юрий Болдырев. В качестве вывода заметим: большинство россиян, по данным Левада-центра, считают, что интересы власти (то есть чиновничества) и общества в современной России не совпадают.

При налоговом планировании не следует ориентироваться на размер налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения коммерческой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе было бы трудно понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога 40—50% и не перебираются в так называемые "налоговые гавани"(налоговые убежища), где ставки налога 2—5% или он вовсе не применяется. На самом деле и в странах с нормальными (не пониженны­ми) ставками налогов компании с хорошо поставленным на­логовым планированием платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20—25%, а компании, применяющие планирование в международном масштабе, — не свыше 10—15%. И эти ставки уже сравнимы, как мы видим, с уровнем налого­обложения в странах — налоговых гаванях. Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и налого­выми гаванями далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях те и другие играют на равных.

Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контроли­рующих деятельность в других странах, размешение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не ме­нее выгодным, чем в стране — налоговой гавани. Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т. д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может ино­гда длиться годами, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налога на 7—8 лет равносильна пол­ному освобождению от налога. Кроме того, компании с между­народным масштабом деятельности могут пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными налоговыми со­глашениями. Страны — налоговые гавани таких соглашений обычно не имеют.

Сущность налогового планирования в странах Запада со­стоит в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Кроме того, необходимость налогового планирования обуслов­лена наличием в налоговом праве западных стран весьма об­ширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены либо допускают их неоднозначное толкование. В этой сфере выбор наиболее "налогоэкономных" путей требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговых властей и нередко вступления в прямой контакт с налоговой администрацией с целью получения ее предварительной санк­ции на те или иные действия.

За пределами этих легальных сфер налогового планирова­ния находится область противозаконного уклонения от нало­гов, т.е. злоупотреблений и различного рода махинаций, рассматриваемых законодательством как налоговые преступления. Границы такого уклонения от налогов весьма неопределенны и различаются по странам. Так, если в некоторых странах опре­деленные злоупотребления считаются преступлениями, то в других они могут квалифицироваться как практика, хотя и не одобряемая, но допускаемая законом. Бизнес активно исполь­зует и возможности нелегального уклонения от налогов, однако и здесь преимущественные позиции принадлежат крупнейшим международным монополиям, которым характер их деятельно­сти позволяет практиковать налоговые злоупотребления и ма­хинации в наиболее скрытой и недоступной для расследования налоговыми властями форме.

Крупные компании в целях как легального налогового пла­нирования, так и нелегального уклонения от налогов, содержат специальные службы, укомплектованные высококвалифициро­ванными налоговыми экспертами и юристами. Кроме того, они широко пользуются услугами десятков тысяч частнопрактикующих консультантов, банков и других финансовых учреждений,специализированных юридических и бухгалтерских компаний и т. д.

Разумеется, экономия на налогах — не самая главная задача предприятия. В обычных условиях предприятие просто рассматривает налоги как некоторый внешний фактор, который, не принося предприятию никакой видимой пользы, силой закона лишает его части дохода (к примеру, как фактор холодного климата, который требует расходов на отопление произ­водственных помещений, без чего невозможна нормальная дея­тельность предприятия).

Если налоги грозят поглотить весь доход предпринимателя, он для спасения пред­приятия вынужден принимать меры. В этом случае минимиза­ция налогов становится для него главной задачей, которую не­обходимо решить для выживания предприятия. Разумеется, предприниматель не может уволить государство, но он может заменить его, перебравшись в другую страну. Но это — крайнее решение, и оно требует значительных затрат, поэтому вначале предприниматель пытается сделать все возможное с целью снижения своих налоговых платежей.

В большинстве стран власти реально относятся к своим возможностям в сфере налогообложения. Они понимают, что чрезмерные налоги угнетающе действуют на частную инициа­тиву, подрывают производство и в конечном счете доходную базу государственного бюджета. Они знают, что если частному бизнесу не дать некоторой свободы маневра в налоговых во­просах, то капиталы будут утекать за границу, и страна лишит­ся не только потенциальных налоговых поступлений, но и ра­бочих мест (а значит, вырастут безработица и расходы бюджета на социальные пособия). Поэтому, чтобы избежать депрес­сии и смягчить периодически наступающие кризисы, прави­тельства западных стран вынуждены сдерживать рост нало­гов и время от времени проводят масштабные снижения на­логовых ставок.

Кроме того, в самой структуре налоговых систем этих стран имеются своего рода стабилизаторы, которые позволяют ком­пенсировать ущерб частному бизнесу, приносимый общим рос­том налоговых ставок. Следует также иметь в виду, что одним из важнейших условий нормального развития рыночной эко­номики является необложение капитала, функционирующего в сфере торгово-промышленного оборота. При этом речь идет не только о самом капитале, но и о доходах на капитал — при условии, что они не изымаются из дела и не идут на непроизводительное потребление.

В России же создание собственных подразделений по налоговому планированию еще не стало правилом даже для крупнейших пред­приятий, многоотраслевых концернов и финансово-промышленных групп. Собственные службы организуются только в редких продвину­тых банковских объединениях и на некоторых промышленных и торговых предприятиях. Подавляющее же большинство предприятие Российской Федерации ограничивается либо наймом одного двух специалистов, либо налоговыми консультациями соответствующих подразделений аудиторских фирм. Уровень подготовки многих специалистов, занятых вопросами налогового планирования, остается пока низким.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимым законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано главе ной целью рыночной экономики и ее основными принципами.

Налоговое планирование представляет собой составную части управленческой деятельности. Налоговые платежи — одна из самых больших статей расходов физических и юридических лиц; налоговое планирование способствует сокращению издержек и повышению рентабельности предпринимательства.

К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

• сбор и систематизация информации по налогообложению;

• текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;

• экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства в интересах повышения чистой прибыли;

• разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налотовых обязательств в соответствии с изменениями национального и зарубежного налогового права, затрагивающих хозяйственную деятельность.

Крайними формами нарушения налогового законодательства яв­ляются бегство от налогов — перевод налогооблагаемых доходов или собственности за рубеж без уплаты отечественных налогов, злостная неуплата налогов, деятельность в теневой экономике.

Минимизация налоговых выплат - один из главных инструмен­тов государственной налоговой политики, позволяющих мотивиро­вать хозяйственное поведение собственников производственных ре­сурсов в желательном для государства направлении.

Одной из важнейших целей налогового планирования является нейтрализация налогового произвола государства, заключающееся в отсутствии стабильной законодательной регламентации взаимоотношений государства и налогоплательщиков. От налогового произвола государства следует отличать произвол чиновников в налоговой сфере.

Первое направление налогового планирования — это выбор оп­тимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.

Одним из направлений действий по уменьшению налоговых платежей является изменение и разделение объекта налогообложе­ния, изменение характера хозяйственной деятельности.

Сократить налоговые платежи можно при помощи выбора ва­риантов использования прибылей и резервного капитала, инвестици­онной политики, которые могут обеспечить дополнительные налого­вые льготы и даже возврат части уплаченных налогов.

Список используемой литературы

1. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия—М.: Бухгалтерский учет, 1994.

2. Козенова Т. С. Налоговое планирование на предприятии – М.: АиН, 1997

4. Налоговое право: Учебник / Под ред. С,Г. Пепеляева. — М.: Юристь, 2003.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации.

6. "Финансовая газета", N 50, 51, декабрь 2005 г.

7. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной эконо­мики: учебник.— М. : Экономистъ, 2005.

Элементы налогового планирования

К элементам налогового планирования относятся:

1. Налоговый календарь. Данный элемент необходим для четкого составления прогнозов и контроля верности расчетов и соблюдения сроков внесения в бюджет необходимых налогов. Кроме того, налоговый календарь используется для предотвращения нарушения сроков отчетности, которые влекут за собой штрафные санкции.

2. Стратегия, следуя которой оптимизируются налоговые обязательства. С ее помощью финансовый отдел разрабатывает план реализации налоговых обязательств.

3. Контроль задолженности дебиторов. Позволяет не допускать более чем на 4 месяца дебиторскую задолженность по хозяйственным договорам, согласно которым была отпущена продукция или оказаны определенные услуги.

4. Контроль состояния финансовых отчетов и бухгалтерского учета, который в дальнейшем позволит получить оперативно и объективно всю необходимую информацию о хозяйственной деятельности организации для максимально адекватного налогового планирования.

5. Организация сделок и налоговые льготы.

6. Наиболее эффективное размещение прибыли и активов компании.

Налоговое планирование осуществляется следующими способами:

1) использование налоговых льгот;

2) применение и поиск пробелов в налоговом законодательстве;

3) выбор формы деятельности организации;

4) использование оффшоров;

5) правильная формировка политики бухгалтерского учета;

6) изменение сроков выплаты налогов;

7) правильный выбор партнеров и верное заключение сделок;

9) адекватный прогноз изменения налогового законодательства.

Этапы налогового планирования:

Так как налоговое планирование считается сложным многофакторным процессом, финансисты его разделяют на четыре основных этапа.

Первый этап – это решение вопроса о выборе самого выгодного, с точки зрения налогообложения, места нахождения самой организации, ее руководящих органов, дочерних предприятий и филиалов. На данном этапе рассчитывают не только налоговый режим, который предоставляется местным законодательством, но и просчитывают условия, при которых возможно предоставление налоговых кредитов и других специальных льгот. Здесь также рассматривают все возможности осуществления безналогового перевода финансов между странами.

Второй этап – это выбор максимально удачной для определенных целей деятельности организационно-правовой формы юр. лица или формы предпринимательства физического лица.

Третий этап заключается в использовании всех имеющихся налоговых преимуществ и льгот, которые только существуют для данного вида предпринимательской деятельности. На данном этапе анализируются формы проводимых сделок, выбирается форма оплаты труда и осуществления социальной политики организации. Кроме того, здесь немаловажно уметь быстро реагировать на изменения в налоговом кодексе и максимально полно использовать льготы по любым видам налогов.

На четвертом этапе необходимо решить вопрос о наиболее рациональном размещении прибыли и активов организации. Следует правильно рассчитать не только доходность вложения, но и налоги, которые потом необходимо будет выплачивать.

Первый и второй этап проходиться лишь единожды – при образовании новой организации, а вот третий и четвертый этап налогового планирования считается текущим, так как его стоит рассматривать при совершении каждой сделки.

Ирина Лагунина: Подавляющее большинство россиян, семьдесят семь процентов, по данным Левада-центра, считают, что многие государственные чиновники сегодня не подчиняются закону. И даже суд, по мнению людей, не способен защитить рядового гражданина от произвола чиновников. Чем обусловлено такое отношение к этой социальной группе? Какова ее роль в обществе? Как в идеале должны выстраиваться отношения чиновников и народа? Об этом – в материале Вероника Боде.

Вероника Боде: По свидетельству социологов, россияне считают чиновников чуть ли не главным злом в обществе. Само слово "чиновник" напрямую ассоциируется с понятием "власть", то есть это – одна из основных ипостасей власти. На вопрос, может ли суд защитить людей от произвола чиновников, только четыре процента опрошенных отвечают твердое "да" и двадцать два процента – "скорее да", то есть подавляющее большинство респондентов не верит в то, что суд способен отстоять права рядового гражданина. Об отношении в обществе к чиновникам рассказывает Наталья Зоркая, ведущий научный сотрудник Левада-центра.

Наталья Зоркая:
В отношении к чиновничеству ключевыми темами являются их отношение к законам, к праву и проблема коррумпированности. Подавляющее большинство россиян считают, что для того, чтобы говорить о демократии, правительственные чиновники должны соблюдать закон. При этом подавляющее большинство, 78% считают, что многие государственные чиновники не подчиняются законам сегодня, а 83% считают, что высшие государственные чиновники вообще пользуются неограниченной властью. То есть в известном смысле так же стоят вне закона. При том, что в общественном мнении преобладает мнение, что для нормального развития страны нужны именно реально действующие законы, а не сильные лидеры. Подавляющее большинство людей чувствуют свою полную незащищенность как перед произволом власти, так и перед произволом ее представителей, чиновников на разных уровнях. Люди очень низко оценивают свою возможность повлиять на ситуацию в стране, на политику в стране. И одно из таких типичных объяснений – это такое мнение, что чиновники с точки зрения наших сограждан интересуются только мнением вышестоящего начальства, а не рядовых граждан.
Очень интересные данные, сопоставление вопросов о том, на чем по мнению россиян держится сейчас власть в России, с вопросом о том, на каких основаниях и принципах должна была бы держаться власть в стране, в которой они хотели бы жить. Так вот, на чем держится власть, по мнению российских граждан. На первом месте, 60% назвали круговую поруку чиновников и их коррумпированность. На втором месте поддержка избирателей, надеющихся на улучшение своей жизни со стороны власти. И на третьем месте неподконтрольность обществу и пренебрежение законами властью. А в каком обществе хотели бы, при какой власти хотели бы жить люди. На первом месте мы получаем соблюдение конституции, этот вариант выбирает 74%, то есть зеркальная абсолютно картина. На втором месте подконтрольность обществу и строгое соблюдение законов. И на третьем месте государственная система, созданная и работающая в интересах общества. То есть в общественном мнении явно царит представление о чиновниках как о людях, которые совершенно не принимают во внимание интересы рядовых граждан, которые ставят себя над законом, пользуются законом избирательно и большинство которых коррумпировано. В общественном мнении представление о том, что чиновничество, бюрократия является коррумпированной, не соблюдающей законы, а тем самым неэффективным, оно господствует и это оценивается людьми очень негативно. Страх перед произволом, перед чиновниками любого уровня, он очень высок. Царит такое представление, что победить очень сложно и люди наоборот к этому в значительной мере приспосабливаются. И хотя они считают, что давать взятку чиновнику недопустимо, но если мы ставим вопрос так, что если вы видите, что другого выхода нет для того, чтобы решить ту или иную вашу проблему, а за взятку ее можно решить, то тогда уже готовность дать взятку чиновнику стремительно подскакивает, порядка 60% наших граждан говорят, что это допустимо.

Вероника Боде: Таковы наблюдения Натальи Зоркой, ведущего научного сотрудника Левада-центра. Прокомментировать картину, полученную социологами, я попросила Владислава Иноземцева, научного руководителя Центра исследований постиндустриального общества.

Владислав Иноземцев: Я думаю, что это абсолютно правильная картина. Она отражает подход большинства к исполнению своих обязанностей. И население совершенно адекватно понимает, что это вполне обособленный класс со своими интересами, который паразитирует на тех возможностях, которые дало ему государство.

Вероника Боде: Но ведь у чиновников в российском обществе есть и некая социальная роль позитивная, наверное?

Владислав Иноземцев: Вы знаете, у чиновников в любом обществе есть позитивная роль. Но как в российском она особенно слаба. Потому что в данном случае мы видим, что чиновники в основном занимаются работой по ограничению тех возможностей, которые имеют бизнесмены, предприниматели, обычные граждане, а не расширением их возможностей. Дело в том, что в российской ситуации чиновники получили слишком большую власть над обществом и слишком много возможностей, в результате чего вряд ли может какой-то позитив в отношении к ним родиться. По сути дела в России создана система, в которой государственная власть является типом бизнеса. И вопрос заключается не в нарушении правил, а просто в установлении тех правил, которые дают возможность чиновничьей группе постоянно извлекать выгоду в свою пользу.

Вероника Боде: Как бы вы определили вообще роль чиновников в обществе? Какую роль они должны исполнять?

Владислав Иноземцев: Чиновники должны быть посредником между законом и обществом, между законом и гражданином. Они должны отслеживать исполнение законов, помогать гражданам в правильном толковании, обеспечить широкий круг социальных услуг.

Вероника Боде: Вы считаете, что в России это не происходит?

Владислав Иноземцев: Это происходит как дополнение. Основная функция чиновников в России, безусловно, не выполнение такого рода услуг, а скажем так, постоянно стремление не додать чего-либо, что дано по закону гражданам. Мне кажется, что чиновники в Российской Федерации на сегодняшний день имеют собственный отдельный интерес. Это не люди, получающие доход от общества, а люди, получающие доход на проблемах общества.

Вероника Боде: Если сформулировать некие принципы, как должны строиться взаимоотношения чиновников и общества?

Вероника Боде: Как вы думаете, почему так не получается в огромном количестве случаев в России?

Владислав Иноземцев: Потому что это противоречит интересу этой социальной группы чиновничества. Потому что ее интерес заключается в том, чтобы граждане были бесправны и только в этой ситуации она получает свой доход.

Вероника Боде: А благодаря чему становится возможным существование такой системы?

Владислав Иноземцев: Во-первых, благодаря тому, что принимаются законы в интересах этой группы людей. Законы, которые делают все больше и больше количество видов деятельности лицензируемыми, одобряемыми. А с другой стороны в виду безнаказанности этой группы, потому что внутри нее существует глубокая круговая порука и никакие злоупотребления такого рода лиц не могут быть наказаны, выявлены, разоблачены.

Вероника Боде: Говорил Владислав Иноземцев, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества. Социологи отмечают, что самые негативные оценки граждан собирают мелкие служащие на местах, высшие государственные чиновники оцениваются более сдержанно. Это и понятно: ведь именно с мелкими чиновниками людям приходится сталкиваться в повседневной жизни. А теперь давайте послушаем, что думают о них прохожие на улицах уральского города Снежинска. Они отвечают на вопрос: нужно ли сокращать чиновничьи должности?

- Чиновников сокращать надо. Прием два часа в день. Кто к ним ходит и что они нам помогут?

- Беспредел. Я даже не вижу, что там делается. Ведь при советской власти тех же самых руководителей было на 50% меньше, чем сейчас. Сейчас небольшой отдел, а там и заместитель. Много очень. У всех зарплата очень высокая.

- Очень не люблю чиновников. Придешь, во-первых, большая очередь, когда обслужат – неизвестно. А то заглянешь в кабинет, сидит одна, ничего не делает.

- Я могу о себе сказать, у нас народ на пределе, если еще кого-то сократить, будет тяжело, большая нагрузка будет.

- Страна живет не по средствам, живет не на заработанные деньги. Соответственно, чтобы обслуживать эти деньги, возник штат чиновников, который эти деньги реализует.

- Мне кажется, их слишком много стала. Москва вся засижена чиновниками. Была одна Старая площадь, сейчас Белый дом построили, Совет федерации.

- Мне кажется, аппарат чиновников можно сократить в некоторых структурах, но не во всех. Всегда есть смысл сократить количество работающих. Все-таки это народные деньги, использование бюджетных средств.

- Сложный вопрос, тем более я тоже отношусь к этой категории. Наверное, стоит.

Вероника Боде: Голоса жителей Снежинска записала корреспондент Радио Свобода Арина Муратова. По данным Левада-центра, раньше в обществе господствовало мнение, что коррумпированность чиновников связана с их низкими доходами. Но когда им увеличили зарплаты, лишь немногие россияне сочли, что это может снизить уровень коррупции и повысить ответственность должностных лиц. Проблему комментирует Юрий Болдырев, ныне писатель и публицист, а в прошлом – заместитель председателя счетной палаты России, известный политик и общественный деятель.

Юрий Болдырев: Когда я говорю о массовом разложении общества, я специально акцентирую внимание не на том, что какие-то отдельные нехорошие чиновники захватили власть и издеваются над простым народом. Ситуация другая. Огромные массы людей мечтают о том, чтобы их дети стали чиновниками. Огромная масса людей, когда в обыденной жизни обсуждают, что там тебя обманули, здесь на тебя надавили, здесь произвол – это вызывает не протест. Протест вызывает, когда конкретно тебе по голове дали. Но в целом ситуация, что кому-то дали по голове, не вызывает протеста. А вызывает такие философские рассуждения, что сейчас все друг друга обманывают, сейчас все, кто на чем сидит, тот тем и торгует и так далее. То есть в этом смысле представление о том, что общество считает чиновников худшим из зол, мне кажется, не вполне адекватно. Точнее говорить о том, что общество соглашается с произволом чиновничества и в глубине души огромная часть общества, к сожалению, мечтает самим оказаться либо чиновниками, либо сотрудниками Газпрома, это есть почти те же чиновники, либо сотрудниками газораспределительных сетей или электрораспределительных, либо санитарных инспекций или еще, чего-то, где можно так или иначе успешно паразитировать.

Вероника Боде: Что нужно, чтобы преодолеть это ощущение беспомощности людей перед произволом чиновников?

Юрий Болдырев: Я думаю, что при той массовой психологии общества, о которой я говорил, преодолеть это в принципе невозможно. Невозможно преодолеть рабство, если ты сам мечтаешь стать господином и ногой пихать кого-то другого как раба. То есть преодолеть можно только с преодолением и общественной психологии, а она не преодолевается душеспасительными беседами. Значит одна из версий заключается в том, что сам характер экономики, это финансово-спекулятивная посредническо-перераспределительная экономика в отличии от экономики созидательной, она определяет и характер труда, и характер общественных отношений. И скажем, если бы полагать, что все слова о модернизации, слова с высших трибун – это слова всерьез, то можно было бы говорить о том, что с изменением характера экономики характер труда и соответственно, характер отношений, господствующих в обществе, изменилось бы и отношение к паразитированию. Но пока, к сожалению, слишком мало оснований считать, что все слова про модернизацию – это слова всерьез.

Вероника Боде: Это был писатель и публицист Юрий Болдырев. В качестве вывода заметим: большинство россиян, по данным Левада-центра, считают, что интересы власти (то есть чиновничества) и общества в современной России не совпадают.

Граждане России часто сталкиваются с неидеальностью чиновничьего аппарата. Чтобы заставить систему работать на себя, иногда приходится потратить чуть больше времени и сил, чем планировалось. Лучшая защита от произвола чиновников — это юридическая грамотность. Ваши права были нарушены если:

  • чиновник не выполняет свои обязанности или бездействует;
  • с вас незаконно требуют дополнительных документов при получении государственной услуги;
  • вы получили необоснованный отказ в государственной поддержке;
  • с вас вымогали взятку;
  • были превышены должностные полномочия.

Если вам требуется помощь, срочную консультацию юриста по защите от властей вы можете получить онлайн на сайте prav.io. Адвокаты всегда готовы ответить на вопросы и подсказать пути решения.

Консультации юристов по вопросу произвола чиновников: цены в Москве

Онлайн-консультации

Бесплатный тарифный план
Гарантии ответа нет

Платный тарифный план
Моментальная публикация с обязательным ответом юриста в режиме онлайн

VIP тариф онлайн
Моментальная публикация с развернутым обязательным ответом юриста в режиме онлайн

Консультации по телефону

Легкий тарифный план
Несложная ситуация, при которой юрист даст однозначно верный ответ за короткое время. Примерное время консультации по телефону — до 15 минут.

Обычный тарифный план
Ситуация, предполагающая уточнения и более детальное погружение в проблему. Примерное время консультации по телефону — до 30 минут.

VIP консультация по телефону
Сложная ситуация, допускающая противоречивость и требующая изучения дополнительных документов и практик. Примерное время консультации — до 1 часа

Как пожаловаться на произвол чиновников

Лучший способ защитить свои права — подать жалобу. Направлять заявление стоит в первую вышестоящую инстанцию, чтобы заставить власть работать. Если это не приносит результата, придется набраться терпения и подавать новую жалобу, поднимаясь по вертикали власти. За небольшое денежное вознаграждение юридические услуги по защите от депутатов помогут сэкономить время. Чтобы заявление приняли к рассмотрению оно должно быть составлено максимально корректно, без эмоциональной окраски, в уважительной форме к получателю.


Как составить жалобу на произвол чиновников

  1. В правом верхнем углу прописывается полное название организации, должность и ФИО получателя, данные заявителя (ФИО, контактная информация, почтовый адрес).
  2. Начинать жалобу необходимо с изложения конкретных фактов. Укажите данные должностного лица, совершившего правонарушение, место и время действия, правовые акты, которые по-вашему мнению были нарушены.
  3. Перейдите к деталям случившегося. Придерживайтесь юридических терминов, не переходите на угрозы и оскорбления.

Если вы плохо владеете юридическим языком, можно обратиться за платной помощью юриста от депутатов в Москве онлайн. Частный адвокат поможет профессионально аргументировать вашу позицию.

Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.

Добрый день! Хотел узнать, как можно подать обращение Президенту и насколько быстро придет ответ? У нас сложная ситуация с муниципальными властями, очень хочу обратить внимание вышестоящих властей на этот беспредел! Что нужно писать в обращении, какие есть требования и как его подавать? Надеюсь на подробный ответ!!

Добрый день! Сложно ли самому составить обращение Президенту РФ и могут ли его оставить без рассмотрения, если я ошибусь в чем то или неверно составлю документ. Хочу пожаловаться на произвол местных чиновников, но денег на юриста нет, а на консультации мне сказали, что там очень много нюансов и сам я не справлюсь. Скажите, какие требования к обращению Президенту и где их посмотреть? Так же мне угрожали что привлекут меня за клевету если я напишу обращение Президенту, и если мне напишут что я не прав.

Граждане России часто сталкиваются с неидеальностью чиновничьего аппарата. Чтобы заставить систему работать на себя, иногда приходится потратить чуть больше времени и сил, чем планировалось. Лучшая защита от произвола чиновников — это юридическая грамотность. Ваши права были нарушены если:

  • чиновник не выполняет свои обязанности или бездействует;
  • с вас незаконно требуют дополнительных документов при получении государственной услуги;
  • вы получили необоснованный отказ в государственной поддержке;
  • с вас вымогали взятку;
  • были превышены должностные полномочия.

Если вам требуется помощь, срочную консультацию юриста по защите от властей вы можете получить онлайн на сайте prav.io. Адвокаты всегда готовы ответить на вопросы и подсказать пути решения.

Консультации юристов по вопросу произвола чиновников: цены в Москве

Онлайн-консультации

Бесплатный тарифный план
Гарантии ответа нет

Платный тарифный план
Моментальная публикация с обязательным ответом юриста в режиме онлайн

VIP тариф онлайн
Моментальная публикация с развернутым обязательным ответом юриста в режиме онлайн

Консультации по телефону

Легкий тарифный план
Несложная ситуация, при которой юрист даст однозначно верный ответ за короткое время. Примерное время консультации по телефону — до 15 минут.

Обычный тарифный план
Ситуация, предполагающая уточнения и более детальное погружение в проблему. Примерное время консультации по телефону — до 30 минут.

VIP консультация по телефону
Сложная ситуация, допускающая противоречивость и требующая изучения дополнительных документов и практик. Примерное время консультации — до 1 часа

Как пожаловаться на произвол чиновников

Лучший способ защитить свои права — подать жалобу. Направлять заявление стоит в первую вышестоящую инстанцию, чтобы заставить власть работать. Если это не приносит результата, придется набраться терпения и подавать новую жалобу, поднимаясь по вертикали власти. За небольшое денежное вознаграждение юридические услуги по защите от депутатов помогут сэкономить время. Чтобы заявление приняли к рассмотрению оно должно быть составлено максимально корректно, без эмоциональной окраски, в уважительной форме к получателю.


Как составить жалобу на произвол чиновников

  1. В правом верхнем углу прописывается полное название организации, должность и ФИО получателя, данные заявителя (ФИО, контактная информация, почтовый адрес).
  2. Начинать жалобу необходимо с изложения конкретных фактов. Укажите данные должностного лица, совершившего правонарушение, место и время действия, правовые акты, которые по-вашему мнению были нарушены.
  3. Перейдите к деталям случившегося. Придерживайтесь юридических терминов, не переходите на угрозы и оскорбления.

Если вы плохо владеете юридическим языком, можно обратиться за платной помощью юриста от депутатов в Москве онлайн. Частный адвокат поможет профессионально аргументировать вашу позицию.

Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.

Добрый день! Хотел узнать, как можно подать обращение Президенту и насколько быстро придет ответ? У нас сложная ситуация с муниципальными властями, очень хочу обратить внимание вышестоящих властей на этот беспредел! Что нужно писать в обращении, какие есть требования и как его подавать? Надеюсь на подробный ответ!!

Добрый день! Сложно ли самому составить обращение Президенту РФ и могут ли его оставить без рассмотрения, если я ошибусь в чем то или неверно составлю документ. Хочу пожаловаться на произвол местных чиновников, но денег на юриста нет, а на консультации мне сказали, что там очень много нюансов и сам я не справлюсь. Скажите, какие требования к обращению Президенту и где их посмотреть? Так же мне угрожали что привлекут меня за клевету если я напишу обращение Президенту, и если мне напишут что я не прав.

Читайте также: