Корректировка ставок земельного налога

Обновлено: 26.04.2024

В 2021 г. расчет и оплата налогов по транспорту и земле производятся по обновленному механизму. Обратите внимание – изменили сроки платежей и отменили декларации.

Внимание! О новейших изменениях, касающихся уплаты транспортного налога в 2022 году, читайте в другой статье.

Отменили декларации по налогам на транспорт и землю

С 2021 г. юрлица не подают декларации по транспорту и земле на основании п. 9 ст. 3 Закона от 15.04.2019 г. № 63-ФЗ. Соответственно, уже за 2020 г. эти расчеты направлять в ИФНС не требуется.

ФНС в Письме от 31.10.2019 г. № БС-4-21/22311@ указывает, при каких обстоятельствах налоговики должны будут все равно принимать декларации по налогу на землю или транспорт:

  • нужно подать корректировочную декларацию за периоды до 2020 г.;
  • нужно подать корректировочную декларацию, если первичный расчет сдан в течение 2020 г. при реорганизации компании.

Также хозяйствующий субъект подает декларацию по земле или транспорту, когда он хочет использовать вычеты за периоды до 2020 г. и за период в течение 2020 г. при ликвидации или реорганизации компании (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Важно! Если компания заявляет о льготах за периоды до 2020 г. через подачу заявления, налоговики его не примут. Они предложат субъекту подать декларацию. Об этом указано в Письме ФНС от 12.09.2019 г. № БС-4-21/18359@.

В указанных выше ситуациях компаниям нужно формировать транспортную декларацию по форме, регламентированной Приказом ФНС от 05.12.2016 г. № ММВ-7-21/668@, а земельную декларацию по форме из Приказа ФНС от 10.05.2017 г. № ММВ-7-21/347@.

Изменили сроки перечисления налогов на транспорт и землю

С 2021 г. компании обязаны заплатить налог на транспорт и землю, а также авансы по ним в другие даты (п. 68, 77 ст. 2 Закона от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ).

До внесения изменений сроки определялись региональными законами конкретного субъекта РФ (для транспорта) или конкретного муниципального образования (для земли). И эти даты не могли быть раньше дат представления декларации, т.е. ранее 1 февраля очередного года.

В соответствии с внесенными корректировками для всех компаний установлены единые сроки уплаты авансовых платежей и самого налога по транспорту и земле. С 2021 г. налоги нужно уплачивать не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Что касается авансовых платежей, то их нужно уплачивать не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Соответственно, в 2021 г. по транспортному и земельному налогам устанавливаются такие сроки уплаты:

  • 1 марта – налог за 2020 г.;
  • 30 апреля – аванс за 1 кв. 2021 г.;
  • 2 августа – аванс за 2 кв. 2021 г. (перенос с выходного 31 июля);
  • 1 ноября – аванс за 3 кв. 2021 г. (перенос с выходного 31 октября).

Внимание! Региональным законодательством субъекта РФ или муниципального образования могут быть отменены авансы по земельному или транспортному налогу. Тогда компании вправе платить налог только по результатам налогового периода – года (п. 2 ст. 263 НК РФ, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Ввели необходимость подавать заявления о льготах по налогу на землю и транспорт

Декларации по транспорту и земле отменили. Вместо них компаниям был предложен вариант подачи заявлений для получения льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). Получается, чтобы воспользоваться льготой, налогоплательщику нужно подать в ИФНС соответствующее заявление. Его форма регламентирована Приказом ФНС от 25.07.2019 г. № ММВ-7-21/377@.

В этом заявлении требуется указать объекты налогообложения – конкретные участки земли и транспортные средства. Кроме того, нужно обозначить полагающиеся льготы с указанием реквизитов нормативно-правовых актов и информации о документах, которые доказывают право на льготы.

На разные объекты (земля и транспорт) составляется одно заявление. Кроме того, в заявлении может быть одновременное указание разных КПП, присвоенных по месту нахождения объектов. Об этом ФНС указала в Письме от 03.02.2020 г. № БС-4-21/1599@.

Налогоплательщики вправе подавать заявление на льготы вместе с подтверждающей документацией в любую налоговую инспекцию. Документы можно подать лично, через ТКС, по почте или через МФЦ. Кроме того, законодательством не установлены ограничения по срокам подачи пакета документов. Таким образом, налогоплательщик может подать заявление на вычет любым удобным ему способом и в любое время.

Если налогоплательщик не подал заявление, то он не лишается права на получение льготы. В случае, когда ИФНС имеет информацию о льготах, которые положены налогоплательщику, то она рассчитывает налоги по земле и транспорту за 2020 г. именно с учетом этих льгот.

Однако если налогоплательщик самостоятельно не заявит о получении льготы, есть вероятность, что ИФНС, даже при наличии информации, льготы ему не предоставит. Тогда субъект получит уведомление об уплате завышенного налога. В этой связи налоговики информировали хозяйствующих субъектов в январе 2021 г. о том, что им в течение 1 квартала 2021 г. нужно подать заявление о льготах на налоги по транспорту и земле.

Наладим умный обмен данными для вашей 1С

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

    городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020) городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020) Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

    Как узнать кадастровую стоимость земли?

    Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

    Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

    • изменения вида разрешенного использования;
    • перевода участка из одной категории земель в другую;
    • изменения площади земельного участка.

    Расчет налога на землю

    Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

    Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

    В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

    Льготы по земельному налогу

    В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

    Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

    При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

    Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

    Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

    Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

    Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

    Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

    Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

    Расчет и оплата земельного налога

    Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

    • установлены отчетные периоды,
    • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

    Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

    По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

    Сроки уплаты

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

    • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
    • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

    Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

    Декларация по земельному налогу

    Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

    В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

    При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

    Формы налоговой декларации по земельному налогу:

    Новая обязанность для юрлиц

    С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

    Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Связанные темы

    Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

    Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

    За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

    Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

    Связанные темы

    В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

    Можно ли уменьшить земельный налог?

    1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
    2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
    3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

    Справочная информация

    Земельный налог в Краснодаре

    Земельный налог в Новороссийске

    В Новороссийске ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Городской думы от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 25.11.2014).

    Земельный налог в Минводах

    В городе Минеральные Воды ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 года № 63

    Порядок расчета и подачи деклараций различных налогов периодически меняются. Большинство изменений вступает в силу с начала нового года. В некоторых случаях работа бухгалтера становится легче, иногда появляются дополнительные сложности, новые формы отчетности и т. д. Текущий год не является исключением, в том числе, и по земельному налогу. Ряд изменений в части начисления и уплаты было внесено Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. №374-ФЗ.

    Что изменилось в 2021 году

    Главное изменение заключается в том, что предприниматели и юридические лица освобождены от подачи деклараций. Земельный налог в 2021 году для бизнеса должен оплачиваться в сроки, которые утверждены НК РФ. Размер оплаты должен совпадать с размером начислений, информацию о которых предоставляет районная ИФНС. Данные изменения можно охарактеризовать как условно положительные.

    Отрицательным изменением для бизнеса является уменьшение числа исключений, когда корректировка кадастровой стоимости должна учитываться при перерасчете начислений текущего и прошлых периодов. Таких исключений осталось всего 2.

    Изменения в земельном законодательстве

    Начиная с текущего года обязанность уведомлять ФНС о наличии земельных участков, подлежащих налогообложению, лежит на налогоплательщике (раньше происходил обмен данными между ведомствами – Росреестром и ФНС).

    Внимание! В случае нарушения сроков подачи уведомления, налогоплательщику в соответствии с п.3 ст. 129.1 НК РФ придется заплатить штраф в размере 20 % от суммы, которая должна был быть начислена и уплачена.

    Также произошли определенные изменения в части порядка перечислений в бюджет.

    Порядок уточнения информации о суммах начисленного налога

    В условиях, когда обязанность по подаче декларации отменена, у налогоплательщика возникает вопрос: как узнать суммы, которые он обязан начислить и перечислить в бюджет?

    В соответствии с данными Росреестра специалисты ИФНС произведут расчет и направят соответствующее уведомление налогоплательщику. Форма такого уведомления утверждена внутренним приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/337 от 05 июля 2019 года.

    Однако в данной процедуре имеются определенные подводные камни.

    В частности, сохранилась обязанность налогоплательщика перечислять в бюджет авансовые платежи. Следовательно, за компаниями сохраняется обязанность:

    Самостоятельно рассчитать налог.

    Перечислить авансовые платежи.

    Отразить данную операцию в регламентированном учете.

    И только потом, после получения уведомления – сверить свои расчеты с данными налоговиков, и при необходимости доплатить налог (или оформить возмещение). Для отражения в регламентированном учете сверки самостоятельно рассчитанного налога с данными ИФНС следует использовать бухгалтерскую справку.

    Внимание! Основной алгоритм расчета земельного налога в 2021 году не изменился.

    Сроки уплаты земельного налога в 2021 году

    С начала текущего года установлены единые по всей России даты, когда налогоплательщик перечисляет в бюджет суммы налога. Если раньше сроки устанавливались на местном уровне, каждый муниципалитет мог определять свои даты, то теперь единый срок установлен на федеральном уровне.

    За муниципальными органами власти сохранилась только установка налоговых ставок в соответствии со ст. 397 НК РФ и п. 63 ст. 2, п. 72 ст. 2 Закона от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ.

    Налог на землю в 2021

    На 2021 год определен поквартальный порядок уплаты земельного налога в следующие даты:

    до 1 марта оплачивается налог за 2020 год;

    до 30 апреля – за первый квартал текущего года;

    до 2 августа – за второй квартал;

    до 1 ноября – за третий.

    Проблема заключается в сроках направления уведомления ФНС РФ. Оно может быть отправлено практически в любое время, в том числе, позже срока уплаты, который теперь закреплен в НК РФ. Кроме того, нормативными актами установлено, что исполнять обязанность по направлению уведомления ИФНС должно всего один раз в год. Таким образом, работа бухгалтера не только не станет проще, наоборот, она в определенной мере усложнится.

    Порядок направления уведомлений утвержден внутренним приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448 от 16 июля 2020 года.

    Для инспекторов установлены следующие сроки направления уведомлений:

    В течение 2 месяцев с момента получения оснований для перерасчета налога.

    В течение 1 месяца с момента получения сведений из ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации ИП или юридического лица.

    Прохождение переходного периода и порядок сдачи отчетности за 2020 год

    Поскольку обязанность подачи декларации отменена с текущего года, то за 2020 год сдавать отчетность по земельному налогу не нужно. ИФНС выполнит необходимые расчеты самостоятельно. Вместе с тем, произвести расчеты суммы к уплате бухгалтеру все равно придется, чтобы не нарушать сроки перечисления (1 марта 2021 года).

    Положительным фактом является сохранение возможности подачи уточненных декларация за 2020 год и более ранние периоды. Об этом сказано в письме ФНС № БС-4-21/22311 от 31 октября 2019 года.

    Внимание! При подаче уточненки расчет сумм налога следует проводить в соответствии с правилами, которые действовали в том периоде, за который подаются корректировки.

    Как проверить начисленный налоговиками земельный налог?

    Алгоритм расчета сумм земельного налога остался прежним. Он определен в НК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговой базой по-прежнему является кадастровая стоимость земли на начало года. Ее следует умножить на ставку налога, которая утверждена на муниципальном уровне.

    Узнать кадастровую стоимость своего земельного участка можно по ссылке.

    Земельное законодательство

    В случае приобретения земельного участка в течение года, для расчета налога, кадастровая стоимость принимается, которая была установлена на момент внесения данных в ЕГРН о смене собственника. Данный порядок определен в абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ.

    Со всеми особенностями расчета земельного налога можно ознакомиться в статье 396 НК РФ.

    Что делать в случае несогласия с расчетами ИФНС

    Для того, чтобы доказать свою правоту бухгалтеру потребуется собрать определенный пакет документов.

    Во-первых, должна быть бухгалтерская справка, где отражен расчет земельного налога и платежные поручения, которые подтверждают оплату авансовых платежей.

    Также потребуются документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Дополнительным аргументом будет местный нормативный акт, в котором устанавливаются ставки земельного налога.

    При наступлении сроков получения уведомления из ИФНС и его неполучении, руководителю или бухгалтеру придется в соответствии с п. 2.2 ст. 23 НК РФ самостоятельно проинформировать об этом факте налоговую инспекцию.

    При несоблюдении описанного порядка возникает риск получить штраф в размере 20 % от суммы налога в соответствии с п. 3 ст. 129.1 НК РФ (нарушение сроков уведомления о наличии объекта налогообложения). Однако, если сроки платежей не нарушаются, вероятность отбить такой штраф в суде достаточно высока.

    О применении пониженных ставок земельного налога

    Сразу скажем, что обратиться к данной теме нас побудило Письмо ФНС России от 26.01.2018 № БС-4-21/1390@. В этом письме Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам для изучения копии судебных постановлений по делу № А41-90821/2016 (включая Определение ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424) и перечислила обстоятельства, свидетельствующие об использовании участков в предпринимательской деятельности и, соответственно, о необоснованности применения льготной ставки налога.

    Рассмотрим, какие это обстоятельства и есть ли у налогоплательщиков (организаций и ИП) шансы доказать право уплачивать налог исходя из пониженных ставок.

    Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/1390@.

    Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

    Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424.

    Подробнее о деле № А41-90821/2016.

    Инспекция начислила недоимку, пени и штраф.

    Три судебные инстанции единодушно встали на сторону налогового органа, отметив следующее:

    • исходя из системного толкования пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 7, ст. 77, 78 и 81 ЗК РФ, ст. 1 Закона от 15.04.1998 № 66‑ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 % тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам;
    • по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога установлены для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
    • основным видом деятельности ИП является покупка и продажа земельных участков;
    • на территории построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки;
    • участки реализовывались физическим лицам, в аренду не предоставлялись.

    Отказывая в передаче дела для пересмотра, судья ВС РФ отметил: подход судов согласуется с позицией, изложенной Судебной коллегией в Определении ВС РФ от 18.05.2015 № 305‑КГ14-9101 по делу № А41-63325/13.

    Подробнее о правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

    В данном случае, признавая решение инспекции незаконным, суды исходили из того, что земельные участки классифицируются по правовому режиму, который не зависит от статуса собственника земли, а устанавливается на основании сведений о целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В связи с этим, по мнению судов, пониженная ставка земельного налога:

    • подлежит применению в отношении земельных участков с соответствующим правовым режимом;
    • может использоваться как некоммерческими, так и коммерческими организациями при условии использования этих земельных участков по целевому назначению.

    Установив, что организация на спорных участках ведет строительство дачного комплекса, то есть, по мнению судов, земельные участки используются обществом по целевому назначению, суды пришли к выводу о правомерности применения пониженной ставки налога.

    Однако Верховный суд признал мнение судов ошибочным и разъяснил, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как организация осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.

    Земельный налог: ставка для юридических лиц. Обратите внимание:

    Позиция Коллегии ВС РФ взята налоговиками на вооружение, поскольку она была направлена инспекторам для использования в работе Письмом ФНС России от 24.12.2015 № СА-4-7/22683@ (см. п. 25 письма).

    Появление данной правовой позиции означало, что попытки коммерческих организаций доказать в суде обоснованность использования льготной ставки земельного налога обречены на неудачу. И этот вывод был многократно подтвержден впоследствии (определения ВС РФ от 06.12.2017 № 305‑КГ17-17796 по делу № А40- 230150/2016, от 04.12.2017 № 305‑КГ17-17315 по делу № А41-64401/2016, от 05.09.2017 № 305‑КГ17-12101 по делу № А41-68338/2016).

    Вместе с тем некоторые ИП считали, что эта позиция к ним не применима, поскольку они являются физическими, а не юридическими лицами и условие об использовании земли в целях удовлетворения личных потребностей не является определяющим. Январское определение ВС РФ, упомянутое в январском же письме ФНС, свидетельствует о том, что данная правовая позиция распространяется и на предпринимателей.

    Как налоговики собирают доказательства?

    Напомним, ФНС в Письме № БС-4-21/1390@ назвала два обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности применения пониженной ставки налога. Во-первых, наличие в собственности ИП большого количества земельных участков. Во-вторых, наличие признаков коммерческого землепользования (в том числе создание инфраструктуры для дальнейшей застройки) и фактов дальнейшей реализации участков.

    Рассмотрим пару судебных актов, чтобы понять, какие доказательства приводят контролеры, чтобы убедить судей в обоснованности доначислений.

    Предпринимателю на праве собственности принадлежали 157 земельных участков категорий:

    В отношении спорных земельных участков предприниматель при исчислении земельного налога применил пониженную ставку в размере 0,3 %.

    Арбитры обосновали свое решение так. Из абзаца 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 %, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

    • отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
    • использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

    В случае если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 %, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

    Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

    На основании информации, представленной администрациями сельских поселений, установлено, что спорные земельные участки:

    Из договоров, первичных документов, оборотов по расчетным счетам предпринимателя установлено, что в проверяемом периоде отсутствовали операции по закупке удобрений, ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, скота, стройматериалов, реализации сельскохозяйственной продукции, оплате услуг сторонним организациям за организацию и проведение сельскохозяйственных работ.

    Арбитры приняли во внимание и такие обстоятельства:

    • общая площадь земельных участков составляет более 2 тыс. га, ИП провел их межевание с целью дальнейшей перепродажи, часть участков продана;
    • согласно постановлениям по делам об административных правонарушениях ИП неоднократно привлекался к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель и других обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв;
    • покупатели земельных участков, приобретенных у налогоплательщика, подтвердили, что на момент покупки земельные участки представляли собой пустое поле без насаждений и построек, заборов и ограждений, электричества, газа, воды, дорог и прочих коммуникаций.

    Указанные обстоятельства позволили судьям сделать вывод о том, что земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, возведения жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, что свидетельствует об отсутствии у коммерсанта права применять льготную налоговую ставку в размере 0,3 %.

    Важно, что арбитры отклонили ссылку ИП на п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, согласно которому неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Судьи указали:

    Постановление АС ПО от 24.10.2017 № Ф06-25127/2017 по делу № А65-706/2017.

    Этот случай интересен тем, что налогоплательщик (организация) пытался создать видимость использования земельных участков для сельскохозяйственного производства. В материалы дела был представлен договор подряда, в соответствии с условиями которого налогоплательщик поручил ООО выполнить работы по однократной поверхностной обработке спорного земельного участка площадью более 4,7 га путем дискования в период с 5 по 30 октября 2015 года.

    Налоговый орган выяснил, что среднесписочная численность работников ООО за 2015 и 2016 годы составляет 0 человек и у него нет в собственности соответствующей специальной техники.

    Налогоплательщик возражал:

    • имеется договор аренды сельскохозяйственной техники и акт приема-передачи, из которых следует, что ООО получило во временное пользование трактор с дискатором без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации;
    • есть письмо ООО о том, что в целях экономии все работы по договору были выполнены силами директора, в связи с чем дополнительная рабочая сила не привлекалась, вся площадь земельного участка была обработана в 2015 году.

    Инспекция не сдавалась:

    • ООО заключило договор на обработку почвы не только с налогоплательщиком, но и еще с тремя лицами. При этом сроки выполнения работ во всех четырех договорах идентичны – октябрь 2015 года;
    • суммарная площадь земельных участков и сроки выполнения работ по всем четырем договорам свидетельствуют о том, что выполнить работы одному лишь руководителю ООО (при отсутствии иных работников) было невозможно;
    • руководитель ООО не имеет удостоверения тракториста-машиниста;
    • привлечение ООО сторонних работников опровергается письмом данной организации;
    • выполнение работ подтверждено только договором и актом сдачи-приема, отсутствуют счет-фактура и платежные документы.

    Суд не принял во внимание представленную налогоплательщиком фотографию земельного участка, отметив, что она не позволяет каким‑либо образом идентифицировать изображенный на фотографии земельный участок.

    Судьи учли:

    • информацию, отраженную в акте обследования земельного участка, которое было проведено органом муниципального земельного контроля и показало, что земля не используется для сельскохозяйственного производства;
    • сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности налогоплательщика: деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.

    Вердикт суда:

    • налогоплательщик является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг;
    • налогоплательщик не осуществляет выпуск сельскохозяйственной продукции, не несет обычные для сельхозпроизводителей риски, не использовал в проверяемый период спорный земельный участок по его целевому назначению;
    • у налогоплательщика не возникло права применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 %. Иное понимание норм закона может привести к нарушению публичных интересов, поскольку по одной и той же налоговой ставке будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

    Отметим, что налогоплательщику не удалось добиться передачи дела для пересмотра. Приняв такое решение, судья ВС РФ в Определении от 14.02.2018 № 306‑КГ17-22570 отметил:

    • налогоплательщик не доказал ведение сельскохозяйственной деятельности на спорном земельном участке;
    • совокупность установленных обстоятельств дает основания полагать, что общество является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг.

    Выводы.

    Пониженные ставки земельного налога установлены:

    • для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли сельскохозяйственного назначения в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
    • для коммерческих организаций и физических лиц, использующих земли в целях ведения сельскохозяйственного производства.

    Указывая на необоснованность применения льготной ставки налога, инспекторы в качестве доказательств ссылаются на следующее:

    • в собственности налогоплательщика находится большое количество земельных участков;
    • на спорных землях создаются объекты инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего строительства объектов недвижимости;
    • выявлены факты реализации земельных участков.

    Налоговые органы представляют в суды акты осмотров земельных участков, протоколы допросов покупателей земли и даже постановления по делам об административных правонарушениях.

    Читайте также: