Какой штраф за посадку самолета

Обновлено: 05.07.2024

Авиакомпании нередко нарушают правила перевозки, чем ущемляют права пассажиров. О том, как должны быть организованы полеты и как они проходят фактически, рассказывает "Право.ru". Кроме того, мы объясним, на что можно рассчитывать в случае задержки вылета, какая практика оспаривания решения о снятии пассажира с рейса и законно ли рассаживать путешествующих вместе.

Действительно, пассажира могут снять с рейса из-за невыполнения требований командира и членов экипажа, нарушения дисциплины и порядка на борту, угрозы безопасности других лиц. Отказ подчиниться стюардессе и пересесть на свое кресло – тоже причина, по которой турист может лишиться возможности продолжать полет.

Есть прецеденты, когда пассажирам удавалось оспорить решение пилота о снятии их с самолета и возместить понесенные убытки. Так, на рейсе компании "Аэрофлот" Южно-Сахалинск-Москва в 2016 году стюард подошел к двум туристам и сообщил им, что они никуда не полетят, поскольку находятся в состоянии алкогольного опьянения. Те были категорически не согласны с таким обвинением и потребовали вызвать пилота. Однако к ним вышел лишь старший бортпроводник, разговор с которым не помог разрешить конфликт. Сотрудники линейного отдела полиции отвели возмущенных пассажиров в здание аэропорта, и самолет улетел без них. При этом освидетельствование указанных пассажиров не проводилось, никаких документов в отношении них не составлялось. Один из якобы нарушителей поднялся в медпункт аэропорта и попросил освидетельствовать его, чтобы доказать, что он не пьян, однако получил отказ – фельдшер пояснил, что по собственной инициативе он не может быть освидетельствован. Макаровский районный суд Сахалинской области встал на сторону пассажиров и взыскал с "Аэрофлота" убытки за неоказанные туристические услуги, стоимость авиабилетов, компенсацию морального вреда по 30 000 руб. каждому и штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требований потребителя ( № 2-2/2016 ).

Бывали и обратные случаи. Пассажир авиакомпании "Аврора" во время рейса по маршруту Новосибирск–Владивосток был пьян и вел себя неадекватно. Так, он пытался ударить бортпроводника, преградившего ему доступ к аварийному выходу, который мужчина намеревался открыть в полете. Пассажиру было вынесено письменное предупреждение, но оно не помогло. Тогда капитан корабля принял решение вынужденно посадить самолет в аэропорту Красноярска. Позже авиаперевозчик обратился в Первомайский суд Омска с иском о взыскании с дебошира убытков и расходов по госпошлине. Суд, рассмотрев материалы дела, постановил взыскать с ответчика более 150 000 руб. в пользу "Авроры" (см. " Пассажир выплатит свыше 150 000 рублей авиакомпании за вынужденную посадку ").

До 29 февраля 2016 года "Победа" рассаживала даже пассажиров с детьми, но Ространснадзор признал это грубым нарушением и вынес соответствующее предписание. Лоукостер пытался оспорить его в суде, но затем отказался от иска. Сейчас на сайте "Победы" имеется разъяснение : "Авиакомпания "Победа" подтверждает, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики. Это единственное исключение из правил, остальные категории пассажиров для гарантированного получения конкретного места в салоне пользуются платной услугой авиакомпании – выбор места". И это законно: перевозчик обязуется доставить человека в пункт назначения с предоставлением ему места в самолете. При этом конкретное кресло с заявленным классом обслуживания он вправе вообще не закреплять за пассажиром, а лишь указать при регистрации. Таким образом, туристов, путешествующих вместе и не доплативших за то, чтобы сидеть рядом, могут рассадить подальше друг от друга.

Большинство бюджетных компаний (например, Vueling Airlines, Easy Jet, Ryanair) не кормят и не поят своих пассажиров. "Победа" решила поступать также, за что получила предписание от Ространснадзора. Лоукостер попытался оспорить решение надзорного органа в Арбитражном суде Москвы, однако 1 декабря 2016 года получил отказ. Тем не менее "Победа" продолжает заявлять, что если будет кормить пассажиров, то цены на перелеты станут значительно выше.

По закону, авиакомпании обязаны бесплатно предоставить горячее питание только в случаях, если полет длится более трех часов. Затем пассажиров угощают бесплатной едой каждые четыре часа.

Авиакомпании "Аэрофлот" и Red Wings во время задержки рейса обеспечили пассажиров едой со значительным нарушением отведенных для этого сроков. За это они были оштрафованы в прошлом году по ч. 1 ст. 14.4 КоАП "Оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований" на общую сумму 40 000 руб. (см. "Аэрофлот" и Red Wings поплатились за отсутствие питания при задержке рейсов ").

Если вылет затягивается на 4 часа и больше, пассажиры вправе претендовать на горячее питание. При длительных задержках рейса пассажиров кормят каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью. При отложении рейса более чем на 8 часов днем или на 6 часов ночью перевозчик бесплатно селит всех в гостиницу. Независимо от причин задержки рейса (вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам), если ожидание составляет больше двух часов, авиакомпания обязана организовать каждому по два телефонных звонка или два письма на электронную почту, а также прохладительные напитки. Кроме того, при любой задержке рейса пассажиры могут бесплатно воспользоваться услугой хранения багажа, а те, кто путешествует с детьми до 7 лет, – комнатой матери и ребенка.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, можно потребовать с нее выплату материальной компенсации (например, возврата стоимости билетов на поезд, на который опоздал пассажир из-за несвоевременного вылета). Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика. Размер компенсации для внутренних перелетов составляет 25% МРОТ (с 1 июля 2016 года МРОТ равен 7500 руб. в месяц) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета. В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании гораздо больше – до 380 000 руб. (см. " Авиакомпании будут платить до 380 000 руб. за задержку международных рейсов "). Эксперт в области правового регулирования ответственности в сфере воздушных перевозок, к. ю. н. Алексей Иглин рекомендует сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем – исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда. Однако если задержка вылета произошла из-за устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, снятия с рейса пассажира либо вызвана непреодолимой силой, на компенсацию можно не рассчитывать.

Кстати, в России появился новый сервис Compensair, который помогает клиентам авиакомпаний получить компенсацию за задержку рейса. Этот ресурс берет на себя взаимодействие с перевозчиками вплоть до судебных разбирательств. Возмещения ущерба можно будет потребовать, если рейс был задержан более чем на три часа, отменен без предупреждения или если пассажиру отказали в посадке. При удачном разрешении спора сервис удержит 25% от суммы выигранной компенсации. Интересно, что по статистике, самыми непунктуальными за прошлый год стали авиакомпании "Вим-Авиа", "Азур Эйр", "ИрАэро" и "Якутия", которые задержали до 11% своих рейсов (см. " Авиапассажиры смогут дистанционно взыскать компенсацию за задержку рейса ").

Раньше "Победа" требовала сдавать в багаж любой пакет, рюкзак и прочую ручную кладь, кроме портфеля и дамской сумочки. В противном случае она взимала плату от 999 до 2000 руб. за каждое место на борту. Ространснадзор признал это нарушением, о чем вынес соответствующее предписание. Арбитражный суд Москвы , а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность. Вслед за "Победой" спор из-за ручной клади проиграла авиакомпания "Сибирь" (см. " Авиакомпания "Сибирь" вслед за "Победой" проиграла спор из-за ручной клади "). Тем не менее "Победа" сообщила, что продолжит взимать с пассажиров плату за перевоз ручной клади весом до 10 кг (см. "Победа" вопреки решению суда продолжит взимать плату за ручную кладь ").

Согласно Федеральным авиационным правилам, независимо от веса сданного багажа пассажир может пронести в салон самолета дамскую сумочку, зонтик, трость, букет цветов, телефон, детское питание и переноску для ребенка, нетбук, фото- и видеокамеру, папку для бумаг, газету, журнал или все сразу – эти вещи не взвешиваются и провозятся бесплатно. А вот ручную кладь – багаж небольшого веса и габарита, который можно разместить в салоне самолета – уже взвешивают и маркируют специальной безномерной биркой. При этом Иглин пояснил "Право.ru", что единых требований к провозу ручной клади не существует, чем пользуются авиакомпании, устанавливающие собственные правила.

Вес бесплатного багажа устанавливается в зависимости от типа самолета, но не может быть менее 10 кг на одного пассажира. Каждый пассажир может провезти в багаже не более 5 литров крепкого алкоголя (24–70%) и сколько угодно некрепкого. А вот в салон самолета можно пронести только закрытую бутылочку емкостью не более 100 мл или алкоголь, купленный в магазинах duty-free в аэропорту в день поездки. Такие правила действуют во всех авиакомпаниях.

В случае, если багаж потерялся при международной перевозке, пассажир имеет право на компенсацию в размере до 90 500 руб. На внутренних рейсах плата за каждый кг потерянного багажа составит 600 руб. (см. " Авиаперевозчиков обяжут платить пассажирам 380 000 руб. за задержку международных рейсов ").

По закону, инвалидные коляски сдаются в багаж бесплатно, за их провоз плата также не взимается. Инвалиду-колясочнику, который не может самостоятельно передвигаться по салону самолета, должно быть предоставлено кресло-коляска. Отказ в перевозке инвалида из-за отсутствия у авиакомпании технических средств и оборудования не допускается.

ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии" в 2012 году на рейсе Москва-Ницца повредило инвалидную коляску, помещенную по решению экипажа в багажное отделение. В результате ее владельцу пришлось покупать в Ницце новую. По приезду в Россию он подал иск на сумму 621 619 руб. к авиакомпании о компенсации ущерба, причиненных убытков и морального вреда. Ковровский городской суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с "Аэрофлота" стоимость замены рамы коляски, стоимость приобретенной новой коляски, неустойку и компенсацию морального вреда – всего на сумму 596 550 руб. Авиакомпания подала апелляционную жалобу во Владимирский областной суд , который согласился с решением суда первой инстанции (см. "Аэрофлот" заплатит за сломанную коляску инвалида в 40 раз больше, чем собирался ").


Авиакомпания "Победа" проиграла в суде пассажиру, которого она обвиняла в курении на борту самолета во время полета. Экипаж тогда принял решение посадить лайнер. "Победа" требовала от пассажира возместить ущерб от незапланированной посадки – почти 200 тысяч рублей. Но суд решил, что сам факт курения на борту не был доказан. И отклонил иск. Об этой истории – корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин .

Закон строго запрещает курение на борту воздушного судна. Но административное наказание за такой проступок сравнительно мягкое – от 500 до 1,5 тысяч рублей. Однако некоторые авиакомпании сажают самолеты, если в салоне или в туалете кто-то закурил. В этом случае с виновника такой незапланированной посадки можно требовать возмещения убытков за дополнительный расход топлива, за увеличенную нагрузку на экипаж, за наземное обслуживание. Набегает несколько сотен тысяч рублей.

Пионером здесь считается авиакомпания "Победа". Год назад она ужесточила правила и объявила, что если на борту обнаружится сигаретный дым, то экипаж совершит вынужденную посадку в ближайшем аэропорту, нарушителя снимут с рейса и передадут полиции, а впоследствии он должен будет возместить понесенные расходы.

Уже известно о трех разбирательствах. А первый подобный случай произошел летом прошлого года на рейсе Махачкала – Санкт-Петербург. Бортпроводники обвинили одного из пассажиров в том, что он курил в туалете. Боинг-737 приземлился во Внуково. Нарушителя сдали в полицию. А затем через суд от него потребовали возмещения ущерба – на 195 тысяч рублей. Первая инстанция удовлетворила иск авиакомпании. Но Ленинградский областной суд отменил это решения и встал на сторону пассажира.

Выяснилось, что полиция не выписала штраф после приземления самолета. Сам пассажир утверждал, что он вообще не курит. Во время полета он предлагал досмотреть его и убедиться, что у него нет ни сигарет, ни зажигалки. По словам пассажира, курил другой человек, побывавший в туалете до него. Все свидетели показали, что снятый с рейса во время полета вел себя спокойно, выполнял указания бортпроводников.

Кроме того, авиакомпания не представила во время процесса документы на датчики, которые доказывали бы, что эти приборы срабатывают мгновенно после появления табачного дыма. Учитывая все это, суд отказал "Победе" в иске. Более того, он напомнил авиакомпании о ее собственных правилах, где сказано, что удаление пассажира из самолета является крайней мерой и возможно только в случае, если он ведет себя агрессивно и имеется прямая угроза безопасности полета. Таким образом, "Победа" должна была обосновать, что курение является прямой угрозой.

Авиакомпания собирается оспорить нынешнее судебное решение. Там удивляются, что нарушитель по неизвестным причинам не был привлечен к административной ответственности полицией после экстренной посадки. Но в случае, если "Победе" не удастся доказать свою правоту, то уже пассажир, снятый с рейса, может обратиться с иском и потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, говорит управляющий партнер московской коллегии адвокатов "Юрасов, Ларин и партнеры" Владимир Юрасов.

ЮРАСОВ : У гражданина есть право, более того, есть моральная обязанность доказать материальным образом то, что те действия, которые были совершены авиакомпанией "Победа", незаконны. Это доказывается судебным решением, вступившим в законную силу, и, соответственно, гражданин имеет право взыскивать денежные компенсации: потраченные средства, моральный вред, возможно, упущенную выгоду. С точки зрения судебных прецедентов, практика здесь положительная.

Большинство российских и зарубежных авиакомпаний из-за курения на борту самолеты экстренно не сажают. Нарушителей сдают в полицию по прилете, поясняет главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.

ГУСАРОВ : Чаще всего самолет прилетает в пункт назначения. Там на борт поднимаются сотрудники полиции и забирают правонарушителя.

После неудачи в суде не исключено, что и "Победе" придется перейти к такому порядку, продолжает Роман Гусаров.

ГУСАРОВ : Авиакомпания выполнила экстренную посадку, понесла материальный ущерб, а в итоге человек, которого заподозрили в курении на борту, вышел сухим из воды, и авиакомпания не смогла доказать факт правонарушения. Конечно, авиакомпании в будущем будут жестко контролировать этот запрет. Но, наверно, к таким мерам, как выполнение экстренной посадки, будут подходить с осторожностью.

Добавлю, что в самое ближайшее время у авиакомпаний появится эффективное средство борьбы с курением: с начала лета они смогут вносить нарушителей в черные списки, и в дальнейшем отказывать им в перевозке.

Популярное

МИХАИЛ ХАЗИН: "Они пытаются создавать некоторый информационный шум. Это всё бессмыслица. Это же не иск. Это пока только некоторые разговоры на тему. Предъявить это абсолютно невозможно, не говоря уже о том, что Россия в своих судах всем компаниям из этих стран может предъявить иски, что есть какие-то санкции, которые, кстати, тоже противоречат нормам ВТО".

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Соединенным Штатам нужен минимум ответственности и максимум результата. Всем остальным, кого США бросают под паровоз, нужен максимум американского присутствия для того, чтобы утащить их вместе с собой под паровоз и тогда рассчитывать, что американцы вытащат и себя, и их. В такой логике они еще могут танцевать какое-то количество времени.

Завершилась Большая пресс-конференция Владимира Путина. В этом году она проходила в очном формате и продлилась 3 часа 55 минут. В столичном Манеже собралось около 500 журналистов, и президент успел ответить на 55 вопросов. Приводим ключевые моменты общения главы государства с представителями СМИ.

Это история о том, как две путешественницы подали в суд на авиакомпанию за неожиданную для них промежуточную посадку и отсудили 106 тысяч рублей.

Участники событий — мои родственницы. Я помогал им готовить исковое заявление в суд, так что в курсе всех нюансов этой необычной истории.

Покупка билетов

Летом 2017 года жительницы Архангельска Елена и Екатерина решили съездить в Австралию через Юго-Восточную Азию. Они самостоятельно приобрели билеты и забронировали отели. Разработанный маршрут пролегал через китайский город Гуанчжоу, где граждане РФ могут провести без визы 72 часа. Елена и Екатерина планировали переночевать в Гуанчжоу, оттуда вылететь в Малайзию, а затем в Австралию.

О каких-либо промежуточных посадках между Москвой и Гуанчжоу сотрудники авиакомпании не упоминали ни когда их клиентки выбрали рейс, ни когда они оформляли билеты.

Дополнительная маршрутная квитанция с упоминанием промежуточной остановки (1-stop), но без каких-либо пояснений

Промежуточная посадка и угроза депортации

Елена и Екатерина заранее купили билеты для перелетов между австралийскими городами, забронировали номера в отелях, выбрали достопримечательности для посещений. В общем, тщательно подготовили трехнедельную поездку в другое полушарие и все предусмотрели.

Однако в самом начале путешествия произошло странное. Самолет, на котором Елена и Екатерина летели в Гуанчжоу, совершил промежуточную посадку в китайском городе Ухань, который находится на 820 км севернее Гуанчжоу. Случилась та самая 1-stop.

Посадочный талон на рейс Москва — Гуанчжоу. В поле DESTN (пункт назначения) указан аэропорт Гуанчжоу, код CAN

Пассажиров попросили покинуть борт с вещами и пройти пограничный контроль. Из-за отсутствия китайской визы и различий транзитного статуса в разных городах Китая Елену и Екатерину не пустили обратно в самолет, который вскоре улетел в Гуанчжоу без них.

До Гуанчжоу Елена и Екатерина так и не долетели, а билеты оттуда в Малайзию пропали — они стоили 10 тысяч рублей. Хорошо, что из аэропорта Уханя путешественницы смогли отменить бронирование отеля в Гуанчжоу без потери денег. Заодно пришлось срочно заказывать гостиницу в Куала-Лумпуре.

Если бы представители авиакомпании предупредили о посадке в городе Ухань при оформлении билетов, то путешественницы разработали бы другой маршрут и не потеряли деньги.

Позже в суде выяснилось, что остановка в Ухане была плановой. Сотрудники авиаперевозчика, оформлявшие проездные документы, не сообщили об этом и, значит, не дали полную информацию о предоставляемой услуге. Потребители понесли убытки.

В остальном путешествие в Австралию прошло гладко, и в конце августа Елена и Екатерина вернулись в Архангельск. Поездка им очень понравилась. Единственное, что их расстраивало, — потерянные из-за посадки в Ухане деньги.

Девушки решили обратиться в суд.

Претензия, Роспотребнадзор и прокуратура

2 сентября 2017 года, через несколько дней после окончания путешествия, Елена и Екатерина обратились в представительство авиакомпании в Архангельске с письменной претензией.

Но билеты-то куплены у представителей авиакомпании, по закону они обязаны дать полную информацию о рейсе.

Елена и Екатерина не сдались и 1 ноября 2017 года подали заявление в Роспотребнадзор. В нем женщины просили оценить действия авиакомпании и помочь защитить свои интересы в суде.

Закон о защите прав потребителей (далее ЗоЗПП) на стороне путешественниц:

    : исполнитель услуги обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о ней, чтобы потребитель мог правильно ее выбрать; : исполнитель, не предоставивший покупателю полную и достоверную информацию об услуге, несет ответственность за недостатки услуги, возникшие из-за отсутствия у потребителя такой информации; : если при оказании услуги обнаружились недостатки, потребитель может претендовать на снижение стоимости услуги или возмещение расходов по устранению недостатков.

Роспотребнадзор, однако, тоже посчитал, что авиакомпания ничего не нарушила. В устной беседе сотрудник Роспотребнадзора порекомендовал обратиться в транспортную прокуратуру.

Елена и Екатерина не стали писать заявление в прокуратуру, а просто пошли туда и поговорили с помощником прокурора. Тот посоветовал подать исковое заявление в суд. Это же предлагал и Роспотребнадзор в своем письменном ответе. Путешественницы решили, что, раз других вариантов нет, стоит поступить именно так.

Судебное разбирательство

28 декабря 2017 года путешественницы обратились в Ломоносовский районный суд Архангельска. В приемную суда они отдали распечатанное исковое заявление со ссылками на ЗоЗПП. К тексту заявления приложили ксерокопии билетов, маршрутных квитанций, ответа авиакомпании с отказом удовлетворить претензию в досудебном порядке и другие документы. Всего получилось 23 наименования на 32 листах. Каждый документ предоставили в двух экземплярах, потому что один из них направляется ответчику.

Судебную пошлину платить не требовалось, так как дело связано с защитой прав потребителей. Цена иска на двоих — 70 576 рублей. В эту сумму вошел возврат сервисного сбора и половины стоимости билета туда и обратно, расходы на дополнительные авиабилеты, компенсация пропавших авиабилетов, моральный вред.

Сначала суд предложил внести изменения в исковое заявление: указать в нем двух истцов. 25 января 2018 года истцы пришли в суд с исправленным заявлением. Делу присвоили номер и назначили дату судебного заседания.

Первое заседание суда: авиакомпания отказалась идти на мировую

Следующее судебное заседание было назначено на 4 апреля, время его начала судья согласовала с истцами и ответчиком. За месяц у сторон была возможность ознакомиться с материалами дела (для этого надо тоже написать заявление) и найти дополнительные доказательства.

Справка от авиакомпании в материалах дела. В документе упомянут Ухань, но в проездных документах его нет

Второе заседание суда: авиакомпания не права

По решению суда авиакомпания должна компенсировать убытки и моральный вред и заплатить штраф в пользу истцов в размере 50% от цены иска: за отказ добровольно удовлетворить требования.

Сумму компенсации на каждого истца считали так:

  1. Убытки: сервисный сбор при оформлении билетов, половина стоимости билета Москва — Гуанчжоу — Москва, дополнительный билет Ухань — Куала-Лумпур и пропавший билет Гуанчжоу — Куала-Лумпур. Получилось 30 378 рублей.
  2. Моральный вред — 5000 рублей.
  3. Штраф за отказ урегулировать ситуацию в добровольном порядке — 17 689 рублей.

В сумме каждый истец по решению суда должен был получить 53 067 рублей, а на двоих — 106 134 рубля. Исковые требования Елены и Екатерины были удовлетворены в полном объеме. Авиакомпания не стала обжаловать решение суда, и 11 мая 2018 года оно вступило в законную силу.

Взыскание денег

23 мая Елена и Екатерина получили в суде исполнительные листы для взыскания денег с авиакомпании.

  1. передать его судебным приставам, тогда ФССП примет меры для списания денег в пользу истцов;
  2. обратиться с ним в банк, в котором у ответчика есть счета. Банк переведет истцам деньги, если на счетах ответчика есть нужная сумма. В каких банках у авиакомпании есть счета, написано на ее сайте.

Путешественницы выбрали второй путь и 23 мая отдали исполнительные листы в отделение банка. Также пришлось написать заявление, где Елена и Екатерина указали свои данные и реквизиты своих счетов для перевода денег.

Уже 25 мая, через два дня, деньги появились на счетах истцов. Наступила справедливость.

Депутаты внесли поправки в нормативно-правовые акты о запрете употребления алкогольных напитков на борту пассажирского самолета, а также доступа на рейс пассажиров, уже имеющих алкогольное опьянение.

По мнению депутатов, последние случаи с дебоширами среди авиапассажиров заставляют задуматься о возможных последствиях для других пассажиров и более жёстком отношении к алкоголю на борту самолётов.

Что делать, если вы летите вместе с дебоширом?


Пассажирам, которые находятся на борту самолёта вместе с шумной компанией, не нужно проявлять агрессию по отношению к ней. Если вашему здоровью, жизни или личному достоинству угрожает опасность, немедленно обратитесь к членам экипажа.

Как поступают члены экипажа, если на борту авиадебошир?

В то же время сотрудники службы авиационной безопасности перевозчиков и бортпроводники не наделены правом применять физическую силу. По правилам работы бортпроводников, на борту самолёта стюарды сейчас не могут сделать ничего, кроме того, как спокойно уговорить пассажира прекратить дебош. Согласно действующему Воздушному кодексу, сейчас лишь командир самолёта имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения. Однако он ни при каких обстоятельствах не должен покидать кабину лётного экипажа.

Поэтому, если пассажир уже пьян, его просто не следует пускать в самолёт. Если же он выпил алкоголь в воздухе, ему делают устное предупреждение. Если это не повлияет на поведение пассажира, то ему приносят уже письменное предупреждение, заверенное командиром. В крайнем случае, командир принимает решение о вынужденной посадке.

В конце сентября 2013 года в Госдуме предложили снабжать экипажи самолётов наручниками и электрошокерами, а также наделить экипаж борта полномочиями, дающими право в случае возникновения инцидентов при полёте принимать меры, сопоставимые с полномочиями полиции. Единственным исключением являются беременные, инвалиды и подростки — только при условии, что их действия не могут причинить вред жизни остальных пассажиров. В Совете Федерации поддержали предложение применять к буйным пассажирам физическую силу, надевать наручники и использовать электрошокеры, а также любые приемлемые подручные средства, которые есть на борту.


Как наказывают буйных пассажиров?

Сейчас наказывать дебошира на борту самолёта может только страна регистрации воздушного судна. Но Международная организация гражданской авиации приняла поправку, согласно которой выбирать меры пресечения шумным пассажирам смогут:

В марте 2014 года такая поправка должна быть утверждена.

Как планируют бороться с дебоширами?

В связи с участившимися случаями дебоша на борту самолётов Минтранс РФ и отечественные авиакомпании предложили внести поправки в Воздушный кодекс, запрещающие пассажирам проносить на борт самолёта купленный в магазинах Duty free в аэропортах алкоголь. А в Общественной палате РФ заявили, что необходимо ужесточить ответственность пассажиров за нарушение правил полета в самолётах.

Введение штрафов

Согласно документу, авиадебошир будет нести ответственность не только перед государством, но и перед авиакомпанией, которая, например, из-за вынужденной посадки теряет деньги, а также перед пассажирами, которые могут опоздать на стыковочные рейсы.

В Нидерландах за пьянку на борту — заключение на 12 дней и штраф в 300 евро, за создание общественного беспорядка с применением насилия — заключение до 4 лет и штраф до 18 тысяч евро.

В Корее любые действия против авиационной безопасности предусматривают тюремное заключение до 5 лет.

Во Франции акты насилия на борту воздушного судна предусматривают тюремное заключение от 3 до 10 лет.

В США нарушения пассажирами правил поведения на борту наказываются штрафом до 10 тысяч долларов, а нападение или вмешательство в работу экипажа — заключением до 20 лет.

Читайте также: