Как уменьшить штраф роспотребнадзора

Обновлено: 02.05.2024

Подобных проверок в пандемию стало много. По данным Главного контрольного управления (Главконтроль) Москвы, по их результатам с 1 сентября по 23 ноября было выписано более 151 500 административных штрафов в отношении физических лиц и более 17 000 – в отношении организаций и предприятий. За нарушение санитарных требований временно приостановлена работа более 164 предприятий.

С 19 октября начались также проверки на соблюдение указа мэра Москвы о переводе на удаленную работу 30% сотрудников, говорит Зайко. По ее словам, в основном это касается крупных компаний с большим числом офисных работников.

Роспотребнадзор и другие

В компанию Fancy Armor, выпускающую чехлы для чемоданов, проверяющие приходили уже два раза с начала пандемии, рассказывает директор Fancy Armor Елена Ларина. Первый раз, вспоминает она, сотрудники Роспотребнадзора пришли в мае. Они проверили, есть ли разметка на полу для социального дистанцирования, носят ли сотрудники маски и перчатки, измеряет ли компания им температуру, как часто дезинфицируется помещение. Выяснилось, что компания не успела провести тестирование сотрудников на коронавирус. Инспектора выдали предписание об устранении нарушений и через три недели вновь вернулись с проверкой. К этому моменту Fancy Armor, рассказывает Ларина, уже подала заявку в медицинскую организацию на выезд медиков для тестирования на COVID, предъявила заявку инспекторам и таким образом избежала штрафа.

Как малый бизнес адаптируется к новым ограничительным мерам

Основанием для проверки может послужить информация о нарушениях, полученная из самых разных источников: обращений граждан и организаций, госорганов или СМИ, объясняет Зайко. По ее словам, проверка может включать осмотр, опрос, проверку документов и экспертизу.

По словам Зайко, соблюдение санитарных норм и правил проверяет Роспотребнадзор. Он основывается на ст. 6.3 КоАПа о нарушениях в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она предусматривает штраф для должностного лица и ИП от 50 000 до 150 000 руб., а для организации – от 200 000 до 500 000 руб., напоминает Богомолов. По его словам, Роспотребнадзор в большинстве случаев проводит внеплановую проверку по требованию прокуратуры.

В Москве – согласно указу мэра от 4 апреля этого года – право проверять организации и предприятия имеют также другие государственные органы – департамент торговли и услуг, ОАТИ, говорит Зайко. Из указа следует, что ОАТИ проверяет, соблюдаются ли социальное дистанцирование работников и посетителей организаций, а также правила посещения гражданами организаций. Департамент торговли и услуг, префектуры и управы районов контролируют соблюдение требований к работе розничных компаний. Автоинспекция проверяет предприятия транспорта, а госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости – здания и сооружения.

Ведра, стиральные машины и удаленка

Проверяющие составляют протоколы по ст. 20.6.1 КоАПа (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения), рассказывает Замятина. По ее наблюдениям, во время пандемии и режима повышенной готовности компании чаще всего штрафуют по ч. 1 ст. 20.6.1. По этой статье предусмотрен штраф от 100 000 до 300 000 руб., а за повторное нарушение – от 500 000 руб. до 1 млн руб. или приостановка предприятия на срок до 90 дней.

Каким стал новый закон об удаленной работе

По словам Замятиной, судебная практика последних месяцев показывает, что чаще всего на компании накладывают штрафы в размере 100 000 руб.

Чаще всего штрафуют предприятия торговли, затем – индустрии красоты и фитнес-индустрии, делится наблюдениями Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве.

Крупным легче

У крупных компаний больше возможностей контролировать соблюдение всех санитарно-эпидемиологических правил, нежели у малого бизнеса.

Судебные перспективы

Компании, не согласные с результатами проверки, имеют право обжаловать их в судах общей юрисдикции Москвы (Московский арбитражный суд делами об оспаривании таких штрафов не занимается). Но истцы нечасто добиваются успеха.

Доказать в суде, что штраф был наложен неправомерно, почти невозможно, так как инспектора предъявляют суду фото и видеосъемку нарушений или же аудиозапись, подтверждающую нарушения, говорит Алексей Петропольский, гендиректор юридической компании Urvista. Чтобы выиграть суд, продолжает он, нужно нанять адвоката и привлечь свидетелей. Большинство компаний предпочитают заплатить штраф в 100 000 руб.

В период угрозы заражения COVID-19 наказание за неисполнение "санитарного" предписания Роспотребнадзора назначается не по ч. 1 ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства), а по ч. 2 ст. 6.3 кодекса (невыполнение в установленный срок выданного в период угрозы распространения COVID-19 предписания (постановления, требования) Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).

В частности, на это указал Третий КСОЮ, прекращая дело (за отсутствием состава правонарушения) в отношении пациентки, отказавшейся лечь в "коронавирусный" стационар: по возвращении из неблагополучной по COVID страны, гражданка проигнорировала постановление санитарного врача о госпитализации и осталась дома. Изначально мировой суд наказал ее именно по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с чем согласился и районный суд, однако вышестоящая инстанция отменила эти судебные акты, отметив, что:

  • согласно правовой позиции, изложенной в первом "ковидном" Обзоре судебной практики ВС РФ от 21 апреля 2020 г. (вопрос № 22), привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица, прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • таким образом, деяние, за совершение которого гражданка привлечена к административной ответственности, не образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, однако переквалификация деяния в суде на ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФневозможна - составы этих двух правонарушений имеют различный родовой объект посягательств, а кроме того, переквалификация ухудшит положение правонарушителя (Постановление Третьего КСОЮ от 24 сентября 2020 г. по делу № 16-3562/2020).

В другом деле, напротив, председатель ТСЖ изначально был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – ранее Роспотребнадзор предписал (электронной почтой) каждому ТСЖ и каждой УК в регионе проводить дорогостоящую ежедневную дезинфекцию в МКД:

Поскольку указанные работы не входят в перечень работ по смете, утвержденной ОСС, и не входят в минимальный перечень работ по содержанию МКД, – а значит, на их выполнение и нет денег в бюджете дома, – председатель ТСЖ уведомил Роспотребнадзор о невозможности исполнения предписания, присовокупив, что уборка в местах общего пользования МКД проводится с добавлением хлорсодержащих препаратов.

За неисполнение предписания городской суд оштрафовал председателя ТСЖ на 25 тыс. руб. Штраф "устоял" в региональном суде и Шестом КСОЮ, которые отметили следующее:

  • в силу ст. 2, ст. 10 Закона о санэпидблагополучии таковое благополучие помимо прочего обеспечивается посредством выполнения организациями санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Необходимость соблюдения санитарных норм, дополнительно, предписана и федеральными правилами поведения при введении режима повышенной готовности,
  • целесообразность проведения дезинфекции мест общего пользования в период пандемии установлена методическими рекомендациями Роспотребнадзора МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19", а также письмом ведомства от 3 апреля 2020 г. № 02/5925-2020-24 "О рекомендациях по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в МКД",
  • председателем ТСЖ не организована и не проводится предписанная ежедневная профилактическая дезинфекция;
  • деяние председателя ТСЖ правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ;
  • доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения, так как на территории региона не введен карантин и в МКД не возник очаг заболевания, являются несостоятельными;
  • доводы о том, что предписание было выдано "просто так", без проведения проверки по правилам Закона № 294-ФЗ, тоже не имеют значения, – согласно п. 2 ст. 50 Закона о санэпидблагополучии при угрозе распространения инфекционных заболеваний санитарные врачи вправе давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Следовательно, федеральный законодатель допускает при угрозе распространения инфекционных заболеваний выдачу предписаний о проведении дополнительных профилактических мероприятий, – дезинфекции поверхностей общего имущества МКД;
  • поскольку предписание направлено на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, на сохранение жизни и здоровья граждан, то доводы о том, что выполнение предписания повлечет дополнительные финансовые расходы, не могут быть приняты во внимание (Постановление Шестого КСОЮ от 20 ноября 2020 г. по делу № 16-7452/2020).

Отметим, что вопрос финансирования таких мероприятий действительно не решен – финансовой поддержки из бюджета такие мероприятия не получают, а оплачивать это из кармана жителей тоже не получается:

  • во-первых, для этого необходимо заручиться согласием ОСС, которое сложно организовать, в том числе и из-за "ковидной" самоизоляции,
  • во-вторых, жители просто не проголосуют за повышение тарифов в условиях экономического спада.

Учитывая, что из-за этого спада в 2020 году Правительством РФ был установлен мораторий на уплату пеней за коммунальные долги граждан, а размер таких пеней на порядки меньше расходов на дезинфекцию, становится очевидно, что ежедневная дезинфекция в МКД зачастую является полной профанацией, а уплата штрафа по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – куда более щадящей мерой, чем проведение профилактических мероприятий.

Кроме того, предписанные Роспотребнадзором меры могут быть и чрезмерны, и в таком случае имеет смысл попробовать оспорить предписание в суде. Например, предприятие из Екатеринбурга "отбилось" от предписания санврача об установке бактерицидных облучателей в количестве от 671 до 2683 штук: бизнес смог доказать в суде, что имеющихся почти 200 облучателей, бактерицидных ламп и рециркуляторов воздуха – достаточно. При этом и штраф по ч. 2 ст. 6.3 КоАП также был отменен.

Читайте также: