Нужно ли платить дорожный налог при прохождении техосмотра

Обновлено: 16.05.2024

Отныне вместо него действует новый налог на автомобиль. Платить его обязаны собственники механических транспортных средств (юридические и физические лица, а также ИП) независимо от того, пользуются они автомобилем (мотоциклом, автобусом) или нет.

Иначе говоря, даже если машина годами простаивает в гараже или во дворе, владельцу придется платить за нее транспортный налог. То же самое касается ситуаций, когда автомобиль был продан без снятия с учета (например, по доверенности или на запчасти): налог должен будет заплатить тот, на кого машина оформлена в ГАИ.

Основным документом, который регламентирует начисление и уплату транспортного налога, является Налоговый кодекс Беларуси.

Отличия нового налога на автомобиль

Транспортный налог не привязан к техосмотру, поэтому допуск к участию в дорожном движении будет выдаваться независимо от его уплаты. Иначе говоря, на станции диагностики не будут требовать квитанцию, подтверждающую перечисление налога в бюджет.

Транспортный налог платится в будущем году за нынешний (т.е. в 2022 году будут платить те, кто владел транспортным средством в 2021 году), а госпошлина за допуск к участию в движении оплачивалась наперед.

Ставки транспортного налога ниже по сравнению с дорожной пошлиной. Перечисление осуществляется один раз в год для всех категорий механических транспортных средств (дорожный сбор уплачивался сразу за два года для автомобилей в возрасте до 10 лет, которые должны проходить техосмотр раз в два года).

Оплачивать налог нужно в соответствии с извещением, которое будет высылаться налоговой инспекцией по месту жительства или регистрации собственника транспортного средства.

Размер транспортного налога для физических лиц

Размер транспортного налога для организаций

Льготы по транспортному налогу

Инвалиды 1-й и 2-й групп, ветераны ВОВ и пенсионеры могут уплачивать транспортный налог с 50%-ой скидкой.

Но следует учитывать, что данное право предоставляется только при наличии у собственника транспортного средства водительского удостоверения соответствующей категории. Это означает, что избежать уплаты налога путем оформления автомобиля на пенсионера или инвалида, не имеющего прав, уже не получится. Что касается инвалидов 3-й группы, то они будут уплачивать транспортный налог со скидкой в размере 25%.

Местным органам власти разрешено полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (это касается всех имущественных налогов). В данном случае каждая ситуация рассматривается индивидуально и только при условии, что транспортное средство не используется для занятий предпринимательской деятельностью.

Кто освобождается от уплаты транспортного налога

Налог можно не платить собственникам, снявшим свое транспортное средство с учета до 1 июля 2021 года.

Кроме этого, налог не будут платить:

Где и как оплатить транспортный налог

Основанием для уплаты транспортного налога является соответствующее извещение, выписанное налоговой инспекцией и доставленное по почте. Оно придет до 1 сентября, а рассчитаться с бюджетом необходимо до 15 ноября.

Для автовладельцев, которые в 2020-м году не уплачивали дорожный сбор, предусмотрен следующий механизм. До 1 ноября 2021 года они получат извещение о необходимости уплатить авансовый платеж в сумме одной базовой величины (29 руб.) до 15 декабря 2021 года. Для мотоциклов и прицепов-дач действует сниженный тариф — 20 рублей.

После этого до 1 сентября 2022 года налоговый орган рассчитает сумму, которую требуется доплатить, и пришлет его отдельным извещением. Полностью рассчитаться с бюджетом необходимо до 15.11.2022 г.

Алексей Гладкий

Автор: Алексей Гладкий

При использовании материалов гиперссылка на creditportal.by обязательна. Если вы обнаружили ошибку на этой странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Алексей Гладкий

Профессионально занимаюсь писательской деятельностью. В настоящее время являюсь автором более 30 книг на экономические, прикладные и другие темы, большого количества статей в периодических изданиях, ряда help-проектов, финансовых порталов.

YouTube
Instagram

С 1 января 2021 года в нашей стране вместо госпошлины за допуск автомобиля к участию в дорожном движении введен новый фискальный платеж. Он производится раз в год и не привязан к техосмотру. Владельцы авто получат финансовое извещение не позднее 1 ноября. На вопросы читателей мы попросили ответить специалистов налоговой инспекции по Минску.



Лично и безналично

Смогут ли автовладельцы оплачивать транспортный налог через ЕРИП? Сохраняется ли также возможность это сделать через банк, почтовое отделение, электронные сервисы или иное?

Владимир Кризин, Молодечно

Транспортный налог граждане могут уплатить в безналичном порядке, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (система ЕРИП) либо путем внесения для перечисления причитающейся суммы наличными денежными средствами в банк, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган, налоговый орган, организацию связи Министерства связи и информатизации.

Для удобства оплаты в извещениях на уплату транспортного налога отражен QR-код, применение которого позволяет оперативно произвести уплату налога в платежной системе ЕРИП.

Граждане, подключенные к личному кабинету плательщика, смогут рассчитаться с бюджетом электронным способом при наличии подключенных услуг интернет-банкинга Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфа-Банка, Белинвестбанка, Приорбанка, Белагропромбанка и Технобанка.



Можно не раскошеливаться

У меня как инвалида – специальная машина. Нужно ли за нее платить налог? И вообще, какие транспортные средства не подлежат налогообложению?

Григорий Владимиров, Гродно

1. Выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса.

2. Выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют.

3. Категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем (льгота распространяется по 31 декабря 2025 года).

4. Специально оборудованные для использования инвалидами.

Пойдет в зачет

Анатолий Грицев, Брест

Уплаченная до 1 января 2021 года государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении возврату не подлежит.

Вместе с тем подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 3073 Налогового кодекса установлено, что освобождаются от транспортного налога транспортные средства, в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Например, если в сентябре 2020 года вы получили разрешение на два года с уплатой государственной пошлины, то за 2021 год транспортный налог уплачивать не будете, за 2022-й начисление налога будет производиться с 1 октября по 31 декабря 2022 года.

Всё зависит от ситуации

Кто может быть освобожден от уплаты транспортного налога?

Виктор Семенов, Лида

Освобождаются от транспортного налога средства, в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина, и снятые с учета до 1 июля 2021 года.

Кроме этого, местным Советам депутатов или по их поручению исполнительным и распорядительным органам предоставлено право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Ждите извещение

Мария Груздева, Борисов

Исчисленная к уплате сумма транспортного налога будет предъявляться физическому лицу на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Извещение на уплату авансового платежа по транспортному налогу за 2021 год будет вручено физическим лицам не позднее 1 ноября 2021 года.

Пеняйте только на себя

Валентина Рудак, Витебск

В случае неисполнения или исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством за каждый календарный день просрочки начисляется пеня.

Кроме этого, неуплата налога влечет административную ответственность. Если причиной неуплаты, которая превысила 1 базовую величину, стала неосторожность, штраф составит 15 процентов от неуплаченной суммы, но не меньше 0,5 базовой.

Уменьшение не предусмотрено

Я пенсионер. У меня есть машина, на которой я не езжу из-за отсутствия водительского удостоверения. Положена ли мне льгота по уплате транспортного налога?

Иван Турута, Столин

Учитывая, что у пенсионера отсутствует водительское удостоверение, транспортный налог в отношении принадлежащего ему транспортного средства будет предъявлен в полном размере, без уменьшения на 50 процентов.

Штрафной удар

Оксана Самойлова, Могилев

Исчисление транспортного налога физическим лицам осуществляют налоговые органы, контроль за свое­временностью и полнотой поступления суммы налога осуществляется также налоговыми органами. Граждане, несвоевременно или не в полном объеме уплатившие транспортный налог, при отсутствии налоговых льгот попадают в категорию неплательщиков. Наложение административного взыскания в виде штрафа осуществляется в рамках ведения административного процесса.

При наличии вопросов по врученному извещению следует обращаться в налоговый орган, направивший данное извещение. Адрес налогового органа и контактный номер исполнителя указаны в извещении на уплату.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в вышестоящий налоговый орган или в районный суд.

Километраж не имеет значения

Анатолий Ярмак, Лунинецкий район

Несмотря на то что транспортное средство используется владельцем только часть года, транспортный налог подлежит уплате за весь календарный год.

Сперва надо снять с учета

У меня есть машина, она осталась от отца. Я на ней не ездил, хочу сдать ее на металлолом. Мне пришлют плату за этот год?

Владислав Полуянов, Витебск


Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета. Таким образом, после снятия с учета транспортное средство не будет облагаться налогом.

Я продал машину в мае 2021 года. Нужно ли уплачивать транспортный налог в этом году?

Григорий Яромчик, Лида

Транспортный налог за 2021 год уплачивать не нужно. Транспортные средства, снятые с учета до 1 июля 2021 года, освобождаются от уплаты транспортного налога.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Новый вариант так называемого дорожного налога вчера рассмотрели в парламенте. Вероятно, именно в таком виде он и будет принят. Две главные новации: налог наконец-то отвяжут от техосмотра, но платить его будут все без исключения владельцы машин. Журналисты разбирались, что поменяется для автовладельцев, как и когда теперь нужно платить транспортный налог.

Фото: Алексей ТОМАШЕВСКИЙ

Как пояснил председатель комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь Комаровский, платить транспортный налог будут все автовладельцы независимо от участия в дорожном движении.

— Проще говоря, есть автомобиль — плати. Есть три автомобиля — платишь за все три, даже если ездишь на одном.

По сути, это уже не сбор на дороги, а новый имущественный налог, который платится по факту владения, независимо от того, пользуешься ты этим имуществом или нет.

При передаче транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть тот, кто купил машину в лизинг.

Размер транспортного налога будет зависеть от веса и возраста машины. Ставки налогов приведены в проекте изменений в Налоговый кодекс.

  • Так, за автомобиль массой до 1,5 тонны ставка налога — 61 рубль;
  • более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны — 81 рубль;
  • более 1,75 тонны, но не более 2 тонн — 102 рубля;
  • более 2 тонн, но не более 2,25 тонны — 122 рубля;
  • более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны — 142 рубля;
  • более 2,5 тонны, но не более 3 тонн — 162 рубля;
  • более 3 тонн — 223 рубля;
  • мотоцикл — 40 рублей.

По нынешним ставкам за автомобиль массой до 1,5 тонны и старше 10 лет нужно заплатить 81 рубль. При массе авто от 1,5 до 2 тонн ставка составит 162 рубля. Это действительно дешевле, чем те суммы, которые нужно платить сейчас.

Среди льготной категории остаются ветераны и инвалиды 1 и 2 группы, на которых уплата не распространялась. Скидки предусмотрены пенсионерам — 50%. Также для инвалидов 3 группы ставку налога предлагают снизить на 25%.

Кроме этого, поскольку транспортный налог платится по аналогии со всеми другими налогами, то граждане могут обращаться в местные органы власти с просьбой снизить налог или освободить от его уплаты тех, кто находится в трудной жизненной ситуации.

Платить транспортный налог нужно будет один раз в год. Всем владельцам транспортных средств будут рассылать уведомления из налоговой инспекции. Например, как и в случае с налогом на недвижимость, извещения пришлют до 15 ноября, рассчитаться с казной надо будет до 15 декабря.

Однако следующий год будет переходным. Поэтому извещения пришлют не позже 1 ноября 2021 года, уплатить налог нужно будет не позже 15 декабря 2021 года. При этом оплата у всех будет одинаковая — 1 базовая величина (со следующего года это 29 рублей), а уже в 2022 году нужно будет произвести доплату налога.

Кстати, тем, кто снимет авто с учета до 1 июля 2021 года, платить налог не нужно будет.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, будет насчитан налог, при неуплате начисляется пеня. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Обещают, что да. Поступления должны зачислять в дорожный фонд. Порядка 50% собранных средств будут передаваться в местные бюджеты с целевым использованием на текущий и капитальный ремонт местных дорог.

Не будут платить транспортный налог республиканские органы государственного управления, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы. А также организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования. Освобождены от уплаты войска и воинские формирования.

От уплаты налога освобождены и владельцы электромобилей. Эта льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года.

Если вы купили автомобиль — то с 1 числа месяца, следующего после месяца его регистрации. То есть если вы купили машину в январе, поставили ее на учет, то с 1 февраля уже будете являться плательщиком налога.


Хотя кое-какие новшества за это время всё же случились. С января убрали медсправку, а в апреле упразднили сертификат о прохождении техосмотра. Правда, многие белорусы тут же решили: неужели отвязали дорожный налог? Нет, просто отменили талон. Теперь выдают только разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении (наклейку), которое стало возимым документом. Самое главное — дорожный налог по-прежнему привязан к процедуре гостехосмотра, а это значит, что без его оплаты разрешение никто не выдаст.


На техосмотр не поеду, пока не отвяжут госпошлину!


— Мало отвязать техосмотр от госпошлины — нужна еще ответственность. Немногие приезжают, чтобы проверить тормозную систему для себя. За последние пару лет белорусы расслабились, так что с принятием указа массово на станции вряд ли поедут. Хотя те, кто передвигается на машинах сезонно, пройдут техосмотр однозначно. Нам регулярно звонят, интересуются, когда же отвяжут госпошлину. Автомобилисты ждут перемен, а вот спрогнозировать, сколько из них реально заглянут на станции, сложно.


По словам сотрудников предприятия, в утренние часы буднего дня посетителей достаточно много, но и в послеобеденное время доезжают как владельцы легковушек, так и водители грузовых машин. Так, мужчина, который привез на техосмотр рабочий Renault Master, заплатив госпошлину в размере 459 рублей, признался, что на личном авто техосмотр проходил всегда.

— Правда, без оплаты дорожного сбора и, соответственно, получения разрешения. Заезжал на линию, чтобы удостовериться, что машина исправна. Это моя позиция. Не только из-за налога. За дороги мы должны платить, а хорошего асфальта не дождешься!


Еще один водитель большегруза от комментариев отказался, сославшись на то, что не спал два дня. Когда же услышал, о чем идет речь, не сдержался:


К разговору незаметно подключается очередной мужчина средних лет, который считает, что было бы проще оплачивать дорожный сбор не помесячно, а по неделям и дням.

— Я постоянно в рейсах, а на личном Nissan Terrano передвигаюсь от силы 8 дней, но при этом должен платить раз в два года под 400 рублей. Даже если позволят погашать такую сумму за месяц, это не решит проблемы. Пусть сделают оплату за день! А как же пенсионеры, которые ездят на дачу только по выходным, а заплатят за месяц? Да для них это выброшенные деньги! Ну а тем, кто использует авто круглогодично, само собой, выгоднее вносить необходимые средства сразу за год со скидкой. Государству тоже лучше, чтобы платили по максимуму. Принять эти изменения проще простого — достаточно одной подписи! Но почему тогда так долго не подписывают этот указ? Зачем тянут? Наверное, не хотят терять деньги.


— Столько шума — и все из-за одного налога! Не надо было его вводить шесть лет назад. За бензин заплати, за техосмотр тоже, а еще выложи кругленькую сумму за какую-то госпошлину. Платежи должны быть доступными для людей с реальной средней зарплатой в Беларуси, а не с той, о которой рассказывают по телевизору. В небольших городах многие зарабатывают по 350 или 600 рублей, поэтому 250 рублей за налог — это серьезная сумма.


— Конечно, есть и те, кто скажет, что платить минимум за месяц тоже неправильно. Например, поехал на дачу и остался там на весь дачный сезон, а через 3-4 месяца вернулся обратно в город. Или включить в топливо: кто-то заправляет средства (карьерный самосвал или газонокосилку), которые не передвигаются по дорогам общего пользования, а будет обязан погашать столько же, сколько и все остальные. Можно было бы сделать оплату дорожного сбора в зависимости от количества купленного на АЗС топлива (без включения его в стоимость), но, наверное, это сложно реализовать.


Владелец Volkswagen уверен, что если автомобилистов принуждают оплачивать дорожный сбор, то и дороги должны быть отремонтированы.

— А еще неплохо было бы ввести какие-то коэффициенты, которые варьировались бы в зависимости от того, как интенсивно водитель эксплуатирует машину, и позволить людям платить равными долями, а не требовать внесения всей суммы сразу. Но в первую очередь надо отвязать техосмотр от госпошлины.


За 5 месяцев 2020 г. снижение почти на 35%. Что будет дальше?

Еще шесть лет назад госпошлину связали с процедурой гостехосмотра, и, как мы видим сегодня, ни к чему хорошему это не привело.


— Нас беспокоит не столько сумма дорожного сбора, сколько сам механизм его взимания. Он является несправедливым применительно к тем автовладельцам, которые эксплуатируют машину не круглый год, а ездят, к примеру, лишь на дачу. Причем это не самая платежеспособная категория граждан. Мотоциклы — это вообще сезонный транспорт, а их владельцам приходится вносить сумму за два года. Еще один момент связан с тем, что человек оплатил госпошлину при выдаче разрешения на допуск своего автомобиля к участию в дорожном движении на два года, а через год его продал. Потом купил новую машину и снова заплатил дорожный налог. Разве это правильно?

Исходя из наших опросов, кто-то ждет обещанной скидки в 20% при погашении дорожного сбора сразу за год, а кто-то рассчитывает на возможность вносить платежи хотя бы минимум за месяц. Хотя и среди них найдутся те, кто предложит оплачивать госпошлину чуть ли не за каждый день езды.

— Еще кто-нибудь захочет платить за час или вообще поминутно. Так недалеко и до маразма. Минимальный срок в 1 месяц — это вполне приемлемый период расчета даже для дачников, — считает Владимир Пиульский.



— Тут же встает вопрос о заправке строительной и сельскохозяйственной техники или газонокосилок. Предлагаете продавать им бензин в специальной таре? На мой взгляд, подобный способ взимания дорожного сбора усложнит систему реализации. Конечно, в погашении госпошлины в зависимости от количества купленного топлива логика есть, хотя возникают сложности с воплощением этой идеи в жизнь. Да и как быть с теми, кто уже оплатил дорожный сбор? По другой цене продавать им топливо или возвращать деньги? Предложение рассчитывать стоимость сбора по пробегу тоже хорошее, но в плане реализации это невозможно. Мне кажется, что самый оптимальный вариант — ввести транспортный налог (по аналогии с налогом на недвижимость или землю. — Прим. ред.), который будет оплачиваться ежегодно. Есть еще одна альтернатива. Допустим, оставить периодичность прохождения техосмотра раз в 2 года, а разрешения выдавать на тот срок, за который внесена госпошлина. Водитель приезжает к нам с квитанцией и продлевает его, если планирует использовать автомобиль. С нашей базой сделать это реально, но нужно вносить изменения в Налоговый кодекс.


Когда одобрят проект указа, на предприятии достоверно не знают. Надеются, что в ближайшие месяцы этот проблемный вопрос разрешится.

— Есть ожидания, что с принятием проекта указа люди поедут на станции техосмотра. Но вряд ли будет резкий рост желающих его пройти. Почему? Помимо оплаты госпошлины, нужно принимать во внимание техническое состояние автомобилей, а также стоимость их ремонта. В любом случае мы тоже ждем решения от профильных ведомств, которые разрабатывают и утверждают данный указ.


В пресс-службе Министерства финансов нам не смогли пояснить, почему так долго рассматривается проект указа о взимании дорожного сбора.


Читайте также: