Методологические основы и задачи учета расчетов с бюджетом по ндфл

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии с налоговым законодательством из начисленной заработной платы своих работников работодатель должен удержать налог на дохода физических лиц (НДФЛ) и перечислить его в бюджет государства.

В название налога включен термин физическое лицо. В налоговом законодательстве физическое лицо – это любой дееспособный человек безотносительно к его служебным обязанностям и гражданству.

НДФЛ – это налог не с организации, а с ее работников. С некоторых своих доходов наши граждане платят этот налог самостоятельно. Но если гражданин получает доходы от организации, то государство перекладывает обязанность по исчислению и уплате налога на организацию, которая признается налоговым агентом.

Налоговый агент – это организация или физическое лицо, на которые государство возлагает обязанности начислять и удерживать налоги с других организаций и физических лиц и перечислять их в пользу государства.

Общую сумму налога на физических лиц, удержанную с налогоплательщиков – собственных работников, налоговый агент – работодатель, должен перечислить в бюджет государства одновременно с выплатой заработной платы работникам.

Налоговым законодательством работник организации рассматривается как налогоплательщик. Сумма НДФЛ получается в результате умножения ставки налога на налоговую базу. Ставка налога составляет 13 %.

Налоговой базой НДФЛ является общая сумма начисленного дохода работника с начала года. В нее входит заработная плата с учетом всех доплат и премий, включая отпускные и начисления по листкам нетрудоспособности.

В терминологии налогового законодательства период времени, принимаемый во внимание при определении налоговой базы конкретному налогу, называется налоговым периодом. При исчислении налога на доходы физических лиц налоговым периодом является календарный год.

База налога уменьшается на налоговые вычеты.

НДФЛ рассчитывается ежемесячно по каждому работнику организации. Обычно этим расчетом занимается бухгалтерия.

По завершении месяца бухгалтер делает следующее. По каждому работнику организации он определяет общую сумму его доходов, начисленных в организации с начала года, а затем эту сумму уменьшает на налоговые вычеты. Скорректированную таким образом налоговую базу бухгалтер умножает на ставку налога, в итоге получается сумма НДФЛ работника, которая должна быть начислена с начала года. Из этой суммы он вычитает суммы налога, которые уже были исчислены в этом году при начислении заработной платы в предыдущие месяцы, а результат округляет до целых рублей. Таким образом, получится окончательная сумма НДФЛ конкретного работника, которая должна быть перечислена в бюджет государства одновременно с выплатой ему заработной платы.

Налоговое законодательство предусматривает следующие виды налоговых вычетов:

Наиболее часто предоставляются следующие стандартные налоговые вычеты:

в размере 1400 руб. за каждый месяц работы на каждого несовершеннолетнего ребенка, находящегося на содержании работника.

Причем вычет предоставляется только до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280000 руб. То есть начиная с месяца, в котором указанный доход превысил указанную сумму, вычет не применяется.

Для граждан, имеющих особые заслуги перед государством, стандартные налоговые вычеты предоставляются в увеличенном размере. Вычеты на детей-инвалидов предоставляются в двойном размере.

Стандартные вычеты по НДФЛ выполняют социальную функцию.

Предоставляя стандартные вычеты, государство снижает налоговую нагрузку на граждан с низкими доходами, а также на граждан, имеющих на иждивении детей.

Если физическое лицо работает в нескольких организациях, то право на стандартные вычеты оно имеет только в одной организации.

При расчете НДФЛ бывают и более сложные случаи. Например, если в налоговом периоде налогоплательщик потратился на строительство или приобретение жилья на территории Российской Федерации, то его фактические расходы могут быть учтены в качестве имущественного налогового вычета. Если в налоговом периоде предоставленный имущественный налоговый вычет не используется полностью, то его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного использования. Для предоставления работнику соответствующих налоговых вычетов он должен представить в бухгалтерию подтверждающие документы.

Предоставляя имущественный вычет, связанный с приобретением жилья, государство поощряет налогоплательщиков, которые самостоятельно решают свои жилищные проблемы и тем самым освобождают от этой проблемы государство.

Граждане также могут претендовать на социальные вычеты в размере расходов, потраченных на собственное образование и здоровье. (Так государство поощряет граждан на самостоятельное решение указанных проблем). Социальные вычеты предоставит налоговая инспекция, если по окончании года гражданин подал налоговую декларацию по НДФЛ. При этом налоговая инспекция пересчитает общую сумму НДФЛ за год и вернет гражданину сумму налога, начисленную на сумму вычета.

Законодательством предусмотрено начисление НДФЛ на материальную помощь, превышающую 4000 руб. в год, а также на подарки работнику сверх той же суммы. (Но если работодатель оказывает материальную помощь в связи с рождением ребенка, то предельная сумма повышена до 50 000 руб., а если в связи со смертью кормильца – ограничения снимаются).

При оплате работодателем командировочных расходов налогом облагаются суточные сверх 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и 2500 руб. – за каждый день нахождения в заграничной командировке. Налогом облагаются страховые выплаты работнику, если страховку оплатил работодатель, а также материальная выгода, которая образуется, когда работодатель предоставляет работнику кредит без процентов или под проценты ниже уровня инфляции. При этом, материальная выгода работника рассчитывается в заниженном размере исходя из заведомо заниженного расчетного процента инфляции: в качестве его принимаются две трети ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ставка НДФЛ может отличаться от стандартного размера 13 %. Например, если работник организации одновременно является ее совладельцем (в частности, акционером), то дивиденды, которые он будет получать от организации и которые будут включены бухгалтерией организации в его доход, должны облагаться налогом по ставке 9 %.

Пониженная ставка НДФЛ в этой ситуации логична, поскольку с суммы прибыли организации, из которой выплачиваются дивиденды, организацией уже был уплачен налог на прибыль. А несколько раз облагать налогами одни и те же доходы неправильно.

Если работник организации не является налоговым резидентом Российской Федерации, то для него ставка НДФЛ увеличивается до 30 %.

Налоговыми резидентами Российской Федерации считаются физические лица, которые находятся на ее территории не менее полугода, т. е. не менее 183 дней в году.

Повышенная ставка налога для налоговых нерезидентов по-своему логична. Российскому государству незачем заботиться о гражданах других государств.

Если работник получает доходы, облагаемые налогом по разным ставкам, то бухгалтерия организации должна учитывать такие доходы раздельно.

По завершении налогового периода (календарного года) работодатель (выступающий в роли налогового агента) сдает в свою налоговую инспекцию большой отчет по НДФЛ (форма № 2-НДФЛ), в котором содержатся персональные сведения о начисленных суммах доходов всех его работников и о суммах начисленного и удержанного налога. Эти сведения могут представляться в электронной форме, т. е. в виде файла, записанного на дискету.

Федеральная налоговая служба ведет учет всех граждан – плательщиков НДФЛ. Для удобства учета каждому из них присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН.) При этом разные Ивановы Иваны Ивановичи имеют разные идентификационные номера.

Сведения о доходах каждого гражданина, а также о суммах начисленного налога собираются в налоговой инспекции по месту жительства гражданина. Делается это так. Все работодатели, на которых поработал налогоплательщик в течение года, представляют сведения по форме № 2-НДФЛ в налоговые инспекции по месту своего расположения. А эти инспекции пересылают полученные сведения в налоговую инспекцию по месту жительства гражданина.

Кроме того, каждый гражданин имеет право, а при получении некоторых видов доходов обязан по завершении года подать в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию с указанием сумм полученных доходов и сумм удержанного НДФЛ. На основании налоговой декларации и других собранных сведений налоговая инспекция рассчитывает общую сумму полученных доходов, проверяет правильность применения налоговых вычетов и рассчитывает уточненную сумму НДФЛ за год. Если уточненная сумма налога превысит общую сумму налогов, удержанных работодателями, то налоговая инспекция предложит гражданину доплатить НДФЛ по итогам года. Если же уточненная сумма окажется меньше общей суммы налогов, удержанных работодателями, то налоговая инспекция должна вернуть гражданину излишне удержанную сумму налога.

В статье рассматривается сущность налога на доходы физических лиц (НДФЛ), его налогооблагаемая база, ставки налога и особенности его расчета. В статье изучены типичные ошибки, совершаемые бухгалтерами при отражении расчетов с бюджетом по НДФЛ. На основе анализа таких ошибок предложены пути повышения эффективности контроля начисления и учета расчетов по данному налогу с бюджетом.

Неотъемлемой статьей затрат каждого предприятия является задолженность по оплате труда перед собственными сотрудниками. Такая кредиторская задолженность в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) практически во всех случаях влечет за собой возникновение обязательств перед бюджетом по удержанию и уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). По этой причине актуальной становится задача грамотной организации ведения бухгалтерского учета и осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДФЛ в бюджет.

Стоит отметить, что налоги также представляют собой основу формирования государственных финансов. Невозможно переоценить значение налога на доходы физических лиц для формирования бюджетов. Правильный учет расчетов по НДФЛ для предприятия означает снижение штрафных санкций со стороны проверяющих органов и, как следствие, повышение рентабельности и конкурентоспособности организации [6, С. 179].

Как правило, обязанность по исчислению и удержанию данного налога возлагается на источник выплаты дохода - налоговых агентов, либо же налогоплательщик самостоятельно уплачивает налог в бюджет (например, при продаже имущества) [7, С. 513].

Стоит при этом отметить, что удержания налоговыми агентами встречаются на практике чаще. Роль налоговых агентов отведена, как правило, организациям или индивидуальным предпринимателям, выплачивающим доход физическим лицам (как своим сотрудникам, так и сторонним работникам).

Удержание налога налоговым агентом производится из таких доходов, как:

  • вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей (заработная плата, премии);
  • начисленные и выплаченные дивиденды;
  • плата за сдачу имущества в аренду;
  • материальная выгода от экономии на процентах и др.

Расчет налога производится по формуле (1):

НДФЛк уплате = НБ x Ставка,

где НДФЛк уплате - налог на доходы физических лиц к уплате в бюджет Российской Федерации;

НБ - налоговая база (доходы физического лица, уменьшенные на размер налогового вычета, и не облагаемые налогом доходы) [1];

Ставка - ставка налога (величина налогового отчисления, выраженная в процентах от размера дохода).

На данный момент основная ставка, действующая на территории России, которая применяется к доходам физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, составляет 13%. Также статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматриваются следующие ставки:

  • 9% - для лиц, получивших проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007;
  • 15% - для лиц, получающих доход от источников в России в виде дивидендов;
  • 30% - для лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (за некоторым исключением);
  • 35% - для лиц, получивших призы, выигрыши, а также экономию на процентах при пользовании предоставленными займами;

Также не стоит забывать о вычетах, предусмотренных законодательством для физических лиц при расчете налога к уплате:

  • стандартные вычеты (например, вычеты на детей до достижения размера совокупного дохода 350 000 рублей) [5, С. 27];
  • социальные и имущественные вычеты (например, при осуществлении затрат на собственное обучение или дорогостоящее лечение);
  • профессиональные вычеты (например, в отношении доходов, полученных ИП).

На основе приведенных теоретических аспектов необходимо рассмотреть, как на практике - в бухгалтерском учете налоговых агентов - будут отражаться расчеты с бюджетом по НДФЛ [3].

Отметим, что Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России N 94н, предусмотрен специальный синтетический счет для учета данного вида задолженности - 68 "Расчеты по налогам и сборам", к которому допустимо открывать субсчет 1 "Налог на доходы физических лиц" [4].

Все типичные бухгалтерские записи, связанные с исчислением, удержанием и уплатой изучаемого налога, представлены в таблице 1.

Типичные бухгалтерские записи расчетов по НДФЛ

Содержание операции (документ-основание)

Удержание налога с заработной платы сотрудника (Расчетная ведомость)

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

Удержан налог с выплаченной материальной помощи сотруднику (Расчетная ведомость)

73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

Удержан налог с выплаченных дивидендов участнику (учредителю) (Расчетная ведомость)

75 "Расчеты с учредителями"

Удержан налог с дохода, выплаченного по договору гражданско-правового характера (Договор; Бухгалтерская справка-расчет)

76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

Удержан налог с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

Уплата НДФЛ в бюджет (Платежное поручение)

51 "Расчетные счета"

Анализ практики учета начислений по НДФЛ показывает, что чаще всего ошибки налоговыми агентами допускаются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц: неверно классифицируются суммы доходов на облагаемые и не облагаемые налогом.

В данном случае бухгалтерской службе той или иной организации необходимо рекомендовать при определении налоговой базы руководствоваться положениями статьи 217 НК РФ, в которой к необлагаемым доходам относятся следующие выплаты:

  • государственные пособия;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
  • компенсационные выплаты в пределах норм;
  • алименты и др.

Необходимо обратить внимание на дополнительные аспекты порядка налогообложения доходов, получаемых сотрудниками организации. Так, трудовое законодательство обязывает работодателя выплачивать зарплату два раза в месяц [2], при этом не требуется удержание НДФЛ с каждой выплаты: НДФЛ удерживают один раз в конце месяца.

Однако нужно учитывать, что согласно статье 223 НК РФ "датой фактического получения дохода в форме оплаты отпуска считается день выплаты этого дохода". То есть для того, чтобы не допустить ошибок в удержании НДФЛ, его необходимо удерживать с отпускных не на последнее число месяца (как при оплате труда), а в момент непосредственной выплаты отпускных.

В то же время распространенными являются следующие ошибки [8].

Во-первых, допускаемые при заполнении платежного поручения по НДФЛ. К примеру, в поле 107 приводится ошибочный код периода, когда совершается уплата налога.

Во-вторых, неверные даты в строках 120 расчета 6-НДФЛ.

В-третьих, перечисления налога в бюджет с опозданием по различным причинам (к примеру, недостаточно средств на расчетном счете).

Помимо прочего, стоит отметить, что не только частые арифметические ошибки или иные ошибки, связанные с человеческим фактором, могут повлечь санкции со стороны налоговых органов: несоответствия фактической уплаты налога в бюджет с данными налоговой инспекции также могут стать причиной возникновения штрафов и пеней.

На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что неотъемлемой частью организации ведения бухгалтерского учета является обеспечение должного контроля за правильностью исчисления, удержания и своевременностью уплаты в бюджет НДФЛ с доходов сотрудников. В частности, организациям необходимо руководствоваться следующими рекомендациями для целей снижения рисков возникновения ошибок, которые могут повлечь штрафы и пени:

  1. Одной из предложенных является мера по улучшению системы внутреннего контроля, в частности можно посоветовать создать такой контролирующий орган, как службу внутреннего аудита, которая как минимум ежемесячно будет осуществлять инспектирование учетных данных по обязательствам перед бюджетом по уплате НДФЛ. Целью службы станет выявление недостоверных данных, возникающих в результате несвоевременного представления документов, сбоев в работе техники и других ошибок, связанных с человеческим фактором.

Задачей службы внутреннего аудита станет проверка данных, хранящихся в базе налоговых инспекций, с данными бухгалтерского учета компании посредством запроса акта сверки или выписки расчета с бюджетом.

  1. В случае нахождения ошибок в уже оформленных и сданных документах необходимо незамедлительно представлять налоговым инспекторам уточненные варианты форм расчетов по НДФЛ. При этом стоит к уточненным документам прикреплять пояснения в виде письма в свободной форме с целью убедить инспекторов, что это действительно выявленная ошибка в исходном варианте формы НДФЛ, а не способ избежать пеней и штрафов.
  2. Важно также осуществлять контроль данных, формируемых в бухгалтерской программе "1С", прежде чем отправлять расчеты в инспекцию: в базу инспекции может попасть неверная сумма по вине самой программы.

Таким образом, при соблюдении приведенных рекомендаций компании смогут обезопасить себя от пеней и штрафов, которые всегда оказывают негативное влияние на их финансовое состояние: увеличивают кредиторскую задолженность, вызывают отток оборотного капитала, направленного на покрытие штрафов, ужесточают контроль со стороны налоговых органов, выражающийся в нежелательных проверках, а также трудоемких повторных проверках с целью нахождения ошибок, которые привели к предоставлению недостоверной информации.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О бухгалтерском учете" [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Гетьман В.Г. Учет расчетов по налогам и сборам и их совершенствование / В.Г. Гетьман // Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях". N 5. 2017. С. 25 - 28.
  6. Евстигнеев Н.Е. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. М.: ИНФРА-М, 2017. 270 с.
  7. Толкушкин А.В. Налоговый учет: Учебное пособие / Малис Н.И., Толкушкин А.В. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М. 2016. 576 с.
  8. Защитите учет от выдуманных пеней и штрафов по НДФЛ // Налоги, бухучет и взносы // Журнал "Главбух". N 10. 2018. С. 32 - 38.

ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: