Налоговые льготы семипалатинский полигон

Обновлено: 31.05.2024

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение социальной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Статья 1. Распространить отдельные льготы и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861), на граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и на детей первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.

Статья 2. Гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), предоставляются льготы и компенсации, установленные для граждан, указанных в пунктах 4, 5, 9 - 11, 13, 14, 16 - 19 части первой статьи 14, пунктах 1, 2, 4, 7, 9, 10 части первой статьи 15, пунктах 10, 11, 13 части первой статьи 17, статье 24 и пункте 1 части первой статьи 32 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Статья 3. Гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв, предоставляются льготы и компенсации, установленные для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Статья 4. Детям первого и второго поколения граждан, указанных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей, предоставляются льготы и компенсации, указанные в части первой и второй статьи 25 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Статья 5. Гражданам, указанным в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, выдаются удостоверения единого образца (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), которые дают право на получение компенсаций и льгот с момента их предъявления.

Документом, подтверждающим право на получение компенсаций и льгот детьми, указанными в статье 4 настоящего Федерального закона, является заключение регионального межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц с радиационным воздействием.

Статья 6. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Статья 7. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

19 августа 1995 года.

Судебная практика и законодательство — 149-ФЗ О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 19.08.95 N 149-ФЗ распространяются льготы и компенсации (прием на подготовительные отделения независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития, в случае нуждаемости в нем, выплата стипендии в повышенном на 50% размере), предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на следующую категорию граждан:

В связи с принятием Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года N 2228 был признан утратившим силу (Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1995 года N 1081). При этом названным Федеральным законом на граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также дети первого и второго поколения указанных граждан, страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей, были распространены отдельные льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 1).

3. До принятия Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" граждане, пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, пользовались отдельными мерами социальной защиты, предусмотренными Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в порядке, установленном Федеральным законом от 19 августа 1995 года N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" утратил силу с 12 января 2002 г. Федеральный закон от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".";

Федеральным законом от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3428) распространены отдельные льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Федеральный закон от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3428), Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5850).

- по графам 9 и 10 - вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Федеральный закон от 19.08.95 N 149-ФЗ);

- по графам 11 и 12 - лицам из подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1), лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий, кроме ЧАЭС (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.93 N 253 с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 19.08.1995 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 21.08.1995, N 34, ст. 3428; Российская газета, 01.09.1995, N 170).

- по графам 9 и 10 вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Федеральный закон от 19.08.95 N 149-ФЗ).

По графам 11, 12 лицам из подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1), лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий, кроме ЧАЭС (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.93 N 253 с последующими изменениями и дополнениями).

Федеральным законом от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" распространены отдельные льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Жил да был один мужик. Василий Иванович. И не абы-где жил, а в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области.

Жил он в Усть-Каменогорске с 1961 по 1987, а потом переехал в Екатеринбург.

Кстати, пока Василий Иванович жил в Усть-Каменогорске, развилось у него что-то вроде сверхспособности, в подтверждение которой у него даже документ имелся: Удостоверение лица, подвергшегося радиационному воздействию, выданное Республикой Казахстан.

Вы наверняка слышали про Семипалатинский ядерный полигон. Так вот Уст-Каменогорск довольно близко к полигону находится .

И вот жил Василий Иванович в Екатеринбурге с казахстанским удостоверением, а пользоваться льготами для лиц, подвергшихся воздействию ядерных испытаний не мог.

Он обращался в управление социальной политики Екатеринбурга, но в выдаче удостоверения ему было отказано в связи с тем, что г. Усть-Каменогорск не входит в перечень населенных пунктов, утвержденный Постановлением Правительства РФ .

И чего делать? Не виноват ведь Василий Иванович в том, что в Правительстве РФ решили не заботится о пострадавших из Усть-Каменогорска.

В те годы, когда Василий Иванович свою дозу радиации получал, Правительства РФ еще и в помине не было, а многих членов этого Правительства не было даже в планах. Перечни-не-перечни, а радиации в Ивановиче прилично накопилось.

Вот, наш герой и обратился в суд, чтобы свои права защитить.

Подал иск к Управлению социальной политики Свердловской области и МЧС России о признании права на меры социальной поддержки, об обязании внести в реестр учета граждан и выдать удостоверение единого образца .

Конечно же, Управление социальной политики и МЧС России были против удовлетворения иска. А суд оказался очень даже "За".

Исковое заявление Василия Ивановича удовлетворили.

- Признали за ним право на меры социальной поддержки в соответствие с Федеральным законом N 2 от 10.01.2002 "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

- Обязали Управление социальной политики внести Василия Ивановича в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для получения удостоверения единого образца.

- Обязали МЧС России выдать ему удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение льгот.

И тут стоит привести мотивы суда, удовлетворившего иск.

Вдруг кому-то пригодится для составления и подачи своего иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Согласно ст. 1 названного Федерального закона льготы и компенсации предоставляются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

В соответствии с п. 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 N 634, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва определяются в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2547-2010 "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденными Постановлением Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 5.

Таким образом, статус лица, как субъекта индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, определяется объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний .

Это, пожалуй, основополагающий момент

Суд указал, что нужно руководствоваться не абстрактными бумажками, а конкретными объективными обстоятельствами.

Василий Иванович подтвердил в суде, что с 1961 по 1987 годы он проживал в Усть-Каменогорске.

Справкой ГУ Отдела занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска было подтверждено, что Усть-Каменогорск отнесен к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 Бэр.

При этом, Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. N 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в который г. Усть-Каменогорск не включен.

Да, Правительством РФ Усть-Каменогорск не включен в перечень городов, подвергшихся радиационному воздействию. Но это не означает, что его жители не могли подвергнуться этому воздействию.

Была назначена судебная экспертиза для установления размера суммарной (накопленной) дозы радиационного облучения у Василия Ивановича.

И первая экспертиза показала, что Василий Иванович мог получить суммарную дозу не более 5сЗв - 0,35 сЗв, так как отсутствуют сведения о радиоактивных выпадениях в г. Усть-Каменогорске, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв при ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне.

То есть эта экспертиза делалась по бумажкам. Такая абстрактная экспертиза с лейтмотивом "в справочниках не сказано, значит не было и не могло быть".

Поэтому была назначена повторная экспертиза в другом экспертном учреждении, и согласно её заключению Василий Иванович при проживании в г. Усть-Каменогорске в период с 1961 по 1987 мог получить дозу облучения выше 25 сЗв вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Так как первая экспертиза в своей методике имела общий характер, а вторая - индивидуальный, суд руководствовался вторым заключением.

Вынося решение, суд руководствовался представленными доказательствами

Кроме как на территории, прилегающей к Семипалатинскому полигону, на других территориях, подвергшихся радиационному воздействию, Василий Иванович не проживал. По роду деятельности Иванович с радиационным воздействием не связан. Значит он не мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) нигде, кроме как в периоды жизни в Усть-Каменогорске.

Тот факт, что Василий Иванович получил дозу радиации более 5 сЗв (бэр), подтвержден заключением судебной экспертизы.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что имеются достаточные основания для принятия результатов комплексного радиобиологического исследования клеток крови истца в качестве доказательства факта получения истцом суммарной эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) в период его проживания в населенном пункте бывшей Казахской ССР вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, требования истцу подлежат удовлетворению.

Исковые требования были удовлетворены в полном объеме

Если вы дочитали до этого момента, то скорее всего эта тема вам близка. В противном случае бросили бы читать еще в самом начале.

Действительно много людей, пострадавших от воздействия ядерных испытаний, сегодня не получают положенных им льгот из-за каких-то бюрократических препонов (вроде несовпадающих перечней зон заражения).

Надеюсь, эта заметка будет полезной и поможет кому-то добиться своего права на социальную поддержку.

Порядок действия я расписал. Пример из реальной практики привел. А если вопросы возникнут, так я всегда на связи и рад помочь.

Сорок лет подряд шли испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Как воздушные и надземные - с 1949 по 1965 год, так и подземные - с 1966 по 1990 год. В августе этого года не только Казахстан, весь мир будет отмечать 20-летие с момента закрытия полигона. Однако до сих пор не все казахстанцы, пострадавшие в результате ядерных испытаний, реализовали свое право на компенсации и льготы, предусмотренные законом. У многих в связи с этим возникают вопросы.

Пострадавшие. Кому и какая компенсация положена?

Первая - проживающие в зоне чрезвычайного риска (выше 100 бэр). К ней относятся территории Саржалского сельсовета Абайского района, Долонского и Боденелинского сельсоветов Бескарагайского района, населенные пункты Сарапан и Иса Жанасемейского района Семипалатинской области.

Для проживавших на этой территории в период действия полигона предусмотрена единовременная компенсация за ущерб, причиненный ядерными испытаниями, в размере 5 МРП (месячный расчетный показатель) за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 год и 1 МРП - с 1966 по 1990 год (сегодня 1 МРП - 1512 тенге).

Вторая - зона максимального радиационного риска (от 35 до 100 бэр). Сюда входят проживающие в пунктах Абайского, Абралинского, Бескарагайского и Жанасемейского районов Семипалатинской области и Малдарского и Акжарского сельсоветов Майского района Павлодарской области. Здесь величина единовременной компенсации - 2,5 МРП за каждый год в период 1949-1965 годы и по 1 МРП с 1966 по 1990 год.

Третья - зона повышенного радиационного риска (от 7 до 35 бэр). Это населенные пункты Чубартауского, Новошульбинского, Бородулихинского, Чарского, Жарминского, Аягузского районов, города Семипалатинск и Курчатов, Егиндыбулакский район Карагандинской области, Майский район Павлодарской области, Таврический, Глубоковский, Шемонаихинский, Уланский районы, города Усть-Каменогорск и Лениногорск Восточно-Казахстанской области. Компенсация предусмотрена в размере 1,5 МРП за каждый год периода 1949-1965 годы и 0,75 МРП за последующие, до 1990 года.

Четвертая - зона минимального радиационного заражения (от 0,1 до 7 бэр). В нее входят населенные пункты Маканчинского, Урджарского, Таскескенского, Кокпектинского, Аксуатского районов Семипалатинской области, Каркаралинского района Карагандинской области, Лебяжинского района Павлодарской области, Зыряновского, Самарского, Серебрянского, Зайсанского и Тарбагатайского районов Восточно-Казахстанской области. Компенсация - в коридоре 1-0,5 МРП по периодам до 1965 года и после, до 1990 года включительно.

Пятая - территории с льготным социально-экономическим статусом (не ниже 0,1 бэра). К ней относятся населенные пункты Баянаульского района Павлодарской области. Здесь за каждый год с 1949 до 1990-го начисляется по 0,25 МРП.

Надбавка к пенсии и зарплате

На нее могут рассчитывать только те, кто относится к первой и второй категории, то есть проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного заражения. Первым полагается 2 МРП надбавки, вторым - 1,75 МРП. Тем, кто впоследствии выехал в другие районы Казахстана, эта льгота сохраняется.

А вот надбавка к заработной плате (как и дополнительный отпуск) полагается только тем, кто продолжает жить в зонах радиационного риска. Причем величина доплаты такова: для чрезвычайных зон - 2 МРП, для максимальных - 1,75 МРП, повышенной радиации - 1,5 МРП, минимальной - 1,25 МРП и для территорий с льготным социально-экономическим статусом - 1 МРП.

Ежегодные дополнительные отпуска соответственно по зонам: первой категории чрезвычайного риска - 14 календарных дней, второй - 12, третьей - 10, четвертой - 7 и пятой - 5 дней.

Но если человек выезжает за пределы зоны заражения, то право на доплату и дополнительный отпуск он утрачивает.

В том случае, если человек приехал в указанные зоны после 1991 года, он тоже не может рассчитывать ни на компенсации, ни на доплаты.

Комиссия не позднее чем через пять рабочих дней со дня подачи заявления должна выдать удостоверение или дубликат, если речь идет о потерянном документе.

Какие документы потребуют?

Кроме удостоверения, подтверждающего право на льготы и компенсацию, да, собственно, и для его получения, можете представить любые документы, в которых указано, что вы с такого-то времени по такое-то находились (родились, жили, учились, работали, проходили службу) именно в зонах радиационного риска. Это могут быть архивные справки аульного, сельского, поселкового Совета народных депутатов, трудовая книжка, диплом, военный билет, свидетельство о рождении или аттестат об окончании школы. Если документы по каким-то причинам вообще отсутствуют - нужно обращаться в суд с заявлением об установлении юридического факта вашего проживания или службы, обучения, работы в опасной зоне. Потребуются, конечно, и свидетели.

Так что отсутствие документов - еще не повод для того, чтобы отказаться от прав, предоставленных вам законом.

Подробную консультацию по компенсациям, льготам вам обязаны предоставлять в отделах занятости и социальных программ по месту жительства. А по доплатам к заработной плате можно и нужно обращаться в бухгалтерию предприятия, на котором работаете. Но обязательно - с удостоверением.

Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (в дальнейшем по тексту - Федеральный закон N 2-ФЗ) для категорий граждан, определенных статьей 1 Федерального закона N 2-ФЗ:

  • гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
  • гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр);
  • детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), предоставляются следующие социальные льготы:

  1. внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
  2. обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
  3. доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
  4. выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
  5. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы в организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации данной организации;
  6. назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
  7. преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  8. использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
  9. внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;
  10. оплата в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных российским законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними;
  11. оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 % со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, предоставляются следующие социальные льготы:

  1. пребывание с больным ребенком в лечебном учреждении по рекомендации врачей в течение всего времени лечения;
  2. выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере 100 % среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, независимо от продолжительности страхового стажа.

При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.

Читайте также: