Совершенствование подоходного налога рб

Обновлено: 10.05.2024

Международные договоры об избежании двойного налогообложения не регламентируют порядок удержания подоходного налога и перечисления его в бюджет. Данный вопрос регламентируется национальным налоговым законодательством государства, на территории которого, исходя из норм соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения, должен уплачиваться подоходный налог.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь и соответственно признаваемым объектом налогообложения подоходным налогом в Республике Беларусь, согласно подпункту 1.6 пункта 1 статьи 154 Кодекса относятся в том числе вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений.
При налогообложении в Республике Беларусь подоходным налогом доходов иностранных граждан по трудовым договорам (контрактам) применяется ставка налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Кодекса (в 2015-2018 гг. в размере 13%).

Осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство иностранные организации, представительства иностранных организаций (далее – налоговые агенты), за работу в которых физическое лицо получило доходы, обязаны выполнять требования Кодекса, а именно обязаны в соответствии с пунктом 1 статьи 175 Кодекса исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет Республики Беларусь исчисленную сумму подоходного налога с учетом требований статьи 175 Кодекса.

В частности, согласно пункту 9 статьи 175 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

О применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 18 июля 1995 года (далее – Соглашение с Литвой).
Работники литовской организации, признаваемые в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Литвой налоговыми резидентами Литвы, командированы головной литовской организацией в Республику Беларусь для выполнения работы на строительной площадке. Соответственно, такие лица являются лицами, выполнявшими в Республике Беларусь работу по найму.

Выплата им вознаграждения за работу на расположенной в Республике Беларусь строительной площадке осуществляется головной литовской организацией. Деятельность литовской организации на строительной площадке приводит к возникновению постоянного представительства.
Подлежит ли вознаграждение таких лиц за выполнение работы на территории Республики Беларусь налогообложению в Республике Беларусь подоходным налогом?

  • получатель находится в Республике Беларусь в течение периода или периодов, не превышающих в целом 183 дня в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем финансовом году, и
  • вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом Республики Беларусь, и
  • расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в Республике Беларусь.

Помимо этого, необходимо учитывать следующие аспекты применения указанных норм статьи 15 Соглашения с Литвой.

  • трудовые обязанности иностранный гражданин выполняет в постоянном представительстве иностранной организации. При этом не имеет значения, сколько дней он находится на территории Республики Беларусь;
  • иностранный гражданин находится на территории Республики Беларусь более 183 дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем финансовом году. В этом случае не имеет значения наличие постоянного представительства иностранной организации в Республике Беларусь.

Положениями пункта 3 статьи 7 Соглашения установлены подходы, которые необходимо учитывать при определении прибыли постоянного представительства. В частности, согласно указанному положению допускается вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как в Государстве, где размещено постоянное представительство, так и за его пределами.

Таким образом, если работники литовской организации – граждане Литовской Республики признаются в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения налоговыми резидентами Литовской Республики и выполняют работу на территории Республики Беларусь, расходы на оплату труда которых классифицируются с учетом изложенного выше как расходы, понесенные для целей постоянного представительства этой литовской организации, то вознаграждения таких работников за выполнение ими трудовых обязанностей в Республике Беларусь облагаются подоходным налогом в соответствии с нормами налогового законодательства Республики Беларусь.

О применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (далее – Соглашение с Россией).
Работники российской организации, признаваемые в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Россией налоговыми резидентами России, выполняют работу на строительной площадке на территории Республики Беларусь.

Выплата им вознаграждения за работу осуществляется головной российской организацией. Деятельность российской организации на строительной площадке приводит к возникновению постоянного представительства. Соответственно, расходы на оплату их труда вправе учитываться в составе затрат постоянного представительства этой российской организации, расположенного в Республике Беларусь.
Подлежит ли вознаграждение таких лиц за выполнение работы на территории Республики Беларусь налогообложению в Республике Беларусь подоходным налогом?

  • вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь, либо
  • расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации, имеет в Республике Беларусь.

Таким образом, если работники российской организации признаются в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Россией ее налоговыми резидентами, выполняют работу на территории Республики Беларусь и затраты на оплату их труда понесены для целей ее постоянного представительства, расположенного в Республике Беларусь, то вознаграждения таких работников за выполнение ими трудовых обязанностей в Республике Беларусь подлежат налогообложению подоходным налогом в Республике Беларусь.

По материалам официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Главная Здоровый образ жизни Актуально Предоставляем налоговую декларацию по подоходному налогу с физических лиц за 2020 год

Предоставляем налоговую декларацию по подоходному налогу с физических лиц за 2020 год

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Кричевскому району информирует, что налоговую декларацию по подоходному налогу с физических лиц обязаны представить физические лица, получившие в 2020 году следующие доходы:

1. От продажи или иного возмездного отчуждения (мена, рента) имущества:
1.1. от продажи или иного возмездного отчуждения транспортных средств:

  • 2-го и более автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, или другого механического транспортного средства;
  • любого автомобиля, технически допустимая общая масса которого превышает 3 500 кг (например, грузового автомобиля);
  • любого автомобиля, число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает восемь (например, автобуса).

Доходы, полученные от возмездного отчуждения полученных по наследству транспортных средств, освобождаются от подоходного налога независимо от периодичности их отчуждения в течение календарного года.
1.2. от продажи или иного возмездного отчуждения объектов недвижимости:

  • в течение 2016 — 2020 гг. (пяти последних лет) более одного не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела, более одной квартиры, более одного жилого дома с хозяйственными постройками (при их наличии), более одной дачи, более одного садового домика с хозяйственными постройками (при их наличии), более одного гаража, более одного машино-места, более одного земельного участка, принадлежащих физическому лицу на праве собственности (доли в праве собственности на указанное имущество).

ВНИМАНИЕ! при получении в течение 2016 — 2020 гг. доходов от продажи одного наименования объекта недвижимости, например, в 2016 году — одной квартиры, а в 2020 году — одного жилого дома, физическое лицо освобождается от представления налоговой декларации, так как такие доходы освобождаются от подоходного налога с физических лиц. Доходы, полученные от возмездного отчуждения полученных по наследству объектов недвижимости, освобождаются от подоходного налога независимо от периодичности их отчуждения в течение пятилетнего периода;

  • в течение 2020 года одного и более объектов недвижимости, не относящихся к не завершенному строительством капитальному строению (зданию, сооружению), расположенному на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела, квартире, жилому дому с хозяйственными постройками (при их наличии), даче, садовому домику с хозяйственными постройками (при их наличии), гаражу, машино-месту, земельному участку. К таким объектам, например, относятся торговые, офисные и административные помещения.

ВНИМАНИЕ! Доходы от возмездного отчуждения указанных выше объектов недвижимости, полученных по наследству, освобождаются от подоходного налога.
1.3. от продажи или иного возмездного отчуждения доли (пая, части доли или пая) в уставном фонде организации иному физическому лицу.
2. В результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно:
Получившие в течение 2020 года доходы в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно от физических лиц, по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в размере, превышающем 7 003 белорусских рубля от всех источников в течение года.
Исключение составляют доходы, полученные физическим лицом от близких родственников и лиц, состоящих с ним в отношениях свойства, опекуна, попечителя и подопечного. Такие доходы не признаются объектом налогообложения подоходным налогом независимо от полученного размера.
ВНИМАНИЕ ! К лицам, состоящим в отношениях близкого родства относятся родители (усыновители, удочерители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги.
К лицам, состоящим в отношениях свойства, относятся близкие родственники другого супруга, в том числе умершего.

3. Доходы, полученные из-за границы или за границей:
Налоговую декларацию обязаны представлять физические лица, признанные в 2020 году налоговыми резидентами Республики Беларусь (фактически находившиеся в течение 2020 года более 183 дней на территории Республики Беларусь), получившие в 2020 году доходы

из-за или за границей.
Примером доходов, полученных из-за или за границей могут являться следующие доходы:

  • от работы по найму (контракту);
  • от продажи акций или иных ценных бумаг;
  • от продажи долей в уставных фондах иностранных организаций;
  • в виде процентов по счетам (вкладам) в иностранных банках;
  • полученные в дар от иностранных граждан и др.

Фактически уплаченные в соответствии с законодательством иностранного государства суммы налога с доходов, полученных в таком иностранном государстве (за исключением доходов, полученных из оффшорных зон), подлежат ЗАЧЕТУ при определении суммы подоходного налога, исчисляемого налоговым органом Республики Беларусь на основании представляемой физическим лицом налоговой декларации при условии представления документов о полученном доходе и уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства. Вышеуказанные документы представляются физическим лицом либо в момент подачи налоговой декларации, либо в течение одного года со дня подачи заявления о проведении зачета налога, уплаченного в иностранном государстве.
4. Отдельные доходы, в отношении которых физическому лицу был предоставлен имущественный и налоговый вычет по расходам на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры:

  • в виде возврата взносов при прекращении строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства;
  • в размере номинальной стоимости жилищных облигаций и процентного дохода, полученного от организации — эмитента этих облигаций при их погашении (досрочном погашении) денежными средствами, а также в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций;
  • в виде лизинговых платежей, уплаченных по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга — одноквартирного жилого дома или квартиры, в случаях, если такой договор не завершился выкупом имущества или в договор были внесены изменения, исключающие условие выкупа предмета лизинга.

Физические лица, получившие в 2020 году вышеперечисленные доходы, обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию и произвести уплату подоходного налога в отношении сумм, на которые им ранее была предоставлена льгота по подоходному налогу в виде имущественного налогового вычета.
5. Иные доходы.
Перечень иных доходов, подлежащих налогообложению, содержится в статье 219 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Налоговая декларация может быть представлена:

В целях сокращения регрессивности налоговой системы необходим постепенный переход преимущественно на прогрессивное подоходное налогообложение, а также построение эффективной системы косвенного налогообложения при одновременном совершенствовании системы адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Несмотря на относительно ограниченную роль подоходного налога с граждан в доходах бюджета, актуальной задачей в области индивидуального налогообложения в настоящее время является не столько обеспечение роста дополнительных поступлений, сколько достижение более справедливой и четкой системы налогообложения с учетом реального уровня жизни. Для этого следует пересмотреть размер минимума, освобождаемого от налогообложения. Вместо минимальной заработной платы, утратившей свой первоначальный экономический смысл, необходимо использовать показатель минимального прожиточного минимума. Однако, такой переход возможен лишь при увеличении общего уровня доходов населения и снижении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что будет способствовать росту сбережений населения и их участию в инвестиционных процессах.

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, несмотря на ряд явных преимуществ, не получила широкого распространения по следующим причинам:

· для данных субъектов сохраняется необходимость начисления и уплаты всех налогов и сборов от фонда оплаты труда, что, как и в условиях общей системы налогообложения, снижает заинтересованность и финансовые возможности нанимателей по легальному повышению заработной платы работающих;

· установление жесткого ограничения по объему ежеквартальной выручки, нарушение которого чревато переходом на общую систему налогообложения, препятствует стремлению малых предприятий к поиску выгодных заказов, повышению производительности труда, расширению и развитию бизнеса, т.е. к созданию необходимых предпосылок для обеспечения высоких заработков их персонала;

Исходя из изложенного следует, что основными направлениями совершенствования указанной системы налогообложения субъектов малого бизнеса в целях создания реальных преференций в области налогового администрирования и уровне налоговой нагрузки являются следующие:

· исключение авансовых платежей по основному налогу (предварительной оплаты стоимости патента);

· исключение для субъектов малого бизнеса других оборотных платежей из выручки;

· увеличение порогового значения численности работающих для применения упрощенной системы налогообложения до 25 человек;

· установление пороговых значений численности работающих и объема выручки от реализации в расчете на год, а не по кварталам; при превышении пороговых значений любого из критериев осуществление перехода на общую систему налогообложения лишь с начала следующего года.

В отличие от стран с рыночной экономикой подоходное налогообложение физических лиц в Беларуси не имеет прогрессивного характера и обладает низкой бюджетной отдачей. Его доля в доходах консолидированного бюджета в течение последних пяти лет не превышала 10%, в то время как в Литве она составляет более 23%, в Венгрии – около 17%, в Эстонии – 21%.

Поэтому основным направлением реформирования подоходного налогообложения являются следующие:

· повышение прогрессивности подоходного налога;

· усиление его нейтральности;

· повышение уровня собираемости налога и его доли в доходах консолидированного бюджета;

· повышение эффективности налогового администрирования.

Для повышения прогрессивности подоходного налогообложения следует увеличить необлагаемый уровень дохода до уровня бюджета прожиточного минимума. При этом во избежание резкого снижения налоговых поступлений в бюджет должно иметь место одновременное повышение налоговых ставок.

В целях придания налоговым вычетам более адресного характера следовало бы предусмотреть потерю права гражданина на осуществление вычета необлагаемого минимума дохода при достижении его совокупного дохода установленной суммы.

Необходимы также выработка и внедрение гибкой системы льгот, обеспечивающих социальные и инвестиционные вычеты.

Поскольку более 90% населения уплачивают подоходный налог по ставкам 9 и 15%, целесообразным было бы введение одновременно с увеличением необлагаемого минимума и системы налоговых вычетов плоской ставки подоходного налога на уровне не выше 15%.

Введение плоской ставки подоходного налога предполагает переход от системы глобального к системе шедулярного налогообложения. Это не только обеспечит снижение затрат на налоговое администрирование, но и повысит нейтральность подоходного налогообложения в части влияния на поведение экономических субъектов, а также стимулирования вторичной занятости населения.

В ходе дипломного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений

2) Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

3) Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

В ходе исследования необходимо отметить:

· принципы исчисления подоходного налога в нынешнем 2010-м году останутся такими же, как и в 2009-м. Для физических лиц будет применяться единая ставка 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов – 15 (для резидентов Парка высоких технологий – 9%). Снижена ставка подоходного налога в отношении полученных гражданами дивидендов с 15% до 12%.

· увеличены размеры некоторых вычетов. С 1 января 2010 года они будут ежемесячно предоставляться в следующем размере: 270 тыс. рублей при получении дохода, не превышающего 1 млн. 635 тыс. рублей (раньше было соответственно 250 тыс. и 1,5 млн. рублей), 75 тыс. рублей – на каждого ребенка и иждивенца, 150 тыс. рублей – при наличии троих и более детей до 18 лет или ребенка-инвалида, а также вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, 380 тыс. рублей – для физических лиц, относящихся к льготным категориям плательщиков (граждане, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС; лица, награжденные высшими государственными наградами; ветераны войны; инвалиды I и II группы, дети-инвалиды).

· с 1 января 2010 г. освобождаться от налога будет доход, полученный в течение календарного года от возмездного отчуждения одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

· с 1 января 2010 г. увеличивается размер социального налогового вычета с 24 до 48 базовых величин в год по уплаченным плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Для повышения прогрессивности подоходного налогообложения следует увеличить необлагаемый уровень дохода до уровня бюджета прожиточного минимума. При этом во избежание резкого снижения налоговых поступлений в бюджет должно иметь место одновременное повышение налоговых ставок.

Список использованных источников

4) Годунов В.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 2. Разд. III. Общая часть обязательственного права. Раздел IV. Отдельные виды обязательств (главы 30–50) / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 2010.

5) Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит – №11 – 2008, с. 37–39.

6) Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2008, – 560 с.

7) Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 2009 – 544 с.

8) Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет и анализ – 2008 – №12, с. 31–33.

9) Демин А.В. О соразмерности налогообложения // Финансы. 2009. №6.

10) Демин А.В. Единство налоговой системы как базовый принцип налоговой политики Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. №4.

11) Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы – 2007 – №2, с. 22–26.

12) Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 416 с.

13) Заяц Н., Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, – №1, – 2007, с. 28–30.

15) Иванова И. Налогообложение // Консультант – 2007 – №7, с. 51–55.

16) Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году – Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2004.

17) Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, – №5 – 2004. с. 32–36.

18) Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь // Директор, – №6 – 2008, с. 42–45.

20) Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы, №6 – 2007. с. 27–33.

21) Налоги: Учебник/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василеская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 368 с.

22) Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики Беларусь в 2005 году – Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2005.

24) О бюджете Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.

25) О концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика – 2008 – №7–8.

27) Погорлецкий А.И. Налоговая конкуренция в современной системе мирохозяйственных связей // Финансовый мир / Под ред. В.В. Иванова и В.В. Ковалева. М., 2009. Вып. 2. С. 276, 277.

28) Попов Е.М., Чержак Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути совершенствования // Бухгалтерский учет и анализ. – 2009 г.

29) Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2007 – №9, с. 36–39.

30) Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран – М.: Новое издание, 2008, с. 41–86.

31) Сушкова Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор – 2008 – №1, с. 21–30.

32) Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ – 2007 – №3, с. 65–67.

33) Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2009. – №4

34) Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С.С. Вабищевич. – Мн.: Молодежное науч. об-во, 2009. – 398 с.

Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 123964
Количество таблиц: 13
Количество изображений: 0

2 Income Tax, Taxation, Tax System, Consolidated Budget, Tax Code Налогообложение физических лиц основывается на том принципе, что каждый гражданин должен участвовать в поддержке государства частью личных доходов. Поэтому налоги с граждан имеют причастность налогоплательщика к формированию общегосударственных доходов. В то же время налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с местными органами власти и управления, они дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных ресурсов, формируемых за счёт налогоплательщиков [1]. В налоговой системе Республики Беларусь налоги с физических лиц занимают существенное место и представлены такими основными платежами, как подоходный налог, платежи за землю, налог на недвижимость. Особая роль в системе налогообложения физических лиц отводится подоходному налогу. Следует отметить, что подоходный налог существует почти во всех странах мира. Впервые же он был введен в качестве временной меры в Великобритании в 1798 г. В других государствах он начал функционировать с конца XIX начала XX в. [1]. Главными причинами перехода к подоходному налогообложению, стали дефицит бюджета и невозможность его погашения другими налогами. Несмотря на обострение социальных конфликтов подоходный налог обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет [2]. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Ставка подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь устанавливается в размере 13 процентов. При определении налоговой базы подоходного налога физическое лицо имеет право применить стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. В Республике Беларусь основным документом, регулирующим налогообложение физических лиц, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть), который был принят 29 декабря 2009 г., с последующими изменениями и дополнениями.

5 изменения в порядке исчисления налоговой базы. Таким образом, можно говорить о том, что подоходный налог с физических лиц занимает в консолидированном бюджете Республики Беларусь девятую часть доходов, поэтому налогообложению подоходным налогом физических лиц необходимо уделять значительное внимание в вопросах порядка расчёта и уплаты данного налога. Существующая тенденция к увеличению связана в первую очередь с ростом уровня заработной платы, что в большей степени является последствием инфляции. Государство пытается контролировать размер и порядок исчисления подоходного налога, ежегодно пересматривая налоговые вычеты. С одной стороны, для государства увеличение уплачиваемой физическими лицами величины подоходного налога является положительным моментом, поскольку увеличиваются доходы бюджета. Но, с другой стороны, увеличение величины подоходного налога снижает уровень доходов, получаемых физическими лицами, что влечет за собой снижение экономической активности физических лиц и подталкивает плательщиков к уклонению от уплаты подоходного налога, в том числе в форме согласия на получение заработной платы в конвертах. Понятно, что существует реальная необходимость совершенствовать действующую в Республике Беларусь налоговую систему. Совершенствование системы подоходного налогообложения является естественным процессом, так как ни одна из существующих систем не является совершенной и не может такой являться. Это обусловлено постоянными изменениями экономической ситуации в стране, необходимость унификации налогового законодательства в соответствии с проводимой согласованной политикой в рамках интеграционных процессов. Одной из проблем налогообложения в Республике Беларусь является уклонение от уплаты налогов. Зачастую причиной уклонения является сложность налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовки их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства Поэтому для решения этой проблемы необходимо дальнейшее реформирование системы налогообложения по следующим направлениям: снижение совокупного уровня налогообложения посредством пересмотра ставок налогов и базы налогообложения;

6 обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень инфляции; исключение множественного обложения одних и тех же доходов; унификация налогообложения Республики Беларусь с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и Европейском союзе [1]. Совершенствование действующей системы подоходного налогообложения является одной из наиболее существенных проблем действующей системы налогообложения. С одной стороны, подоходный налог имеет значительный вес в структуре доходов государственного бюджета, и было бы неправильно сокращать уровень его поступлений. Но, с другой стороны, действующая система налогообложения не является справедливой в отношении бедных слоёв населения, так как на подоходный налог может уходить довольно-таки значительная часть их доходов. В связи с чем, целесообразно сократить налоговое бремя на работающих граждан при условии сокращения расходов бюджета либо поиска альтернативных источников пополнения доходов бюджета. Поэтому по подоходному налогу с физических лиц целесообразно повысить необлагаемый минимум и довести его до минимального прожиточного уровня. В государствах с рыночной экономикой необлагаемый минимум в пределах 20 % от среднего заработка, а в Республике Беларусь 11,8 %, в то время как на продукты питания затрачивается около 70 % доходов. Также целесообразным является пересмотр налогообложения работников бюджетной сферы, финансируемых за счет налоговых поступлений, в плане максимального освобождения от налогов; с целью облегчения возможности повышения благосостояния за счет своего труда освободить от налогов доходы, получаемые не по основной работе, а доходы по совместительству. Основными же предложениями по совершенствованию налогообложения физических лиц, которые можно осуществить на современном этапе являются: 1) Совершенствование налоговых льгот. Необходимо увеличение величины стандартного вычета при получении дохода, не превышающего установленной законодательством величины, и доведение его до бюджета прожиточного минимума в качестве поддержки граждан с низким уровнем доходов. В настоящее время согласно ст. 164 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик подоходного налога имеет право на налоговый вычет в размере руб. при получении дохода в сумме, не

7 превышающей руб. в месяц. Таким образом, если плательщик получает в отчетном месяце доход в размере руб., он имеет право на применение данного вычета при исчислении подоходного налога (несовершеннолетние дети и иждивенцы отсутствуют). Сумма уплаченного подоходного налога в данном случае составит руб., а налоговая нагрузка на плательщика будет равна 10,8 %. Если рассматриваемый стандартный вычет установить в размере бюджета прожиточного минимума, который определен в Республике Беларусь на период с 1 мая 2016 г. по 30 июня 2016 г. в размере руб., то сумма уплаченного подоходного налога составит ,1 руб., а налоговая нагрузка будет равна 8,6 %. Следовательно, установление бюджета прожиточного минимума в качестве стандартного налогового вычета в рассмотренном примере позволит сократить налоговую нагрузку на плательщика с относительно низким уровнем дохода в абсолютном выражении на 2,2% [3]. 2) Введение налоговой льготы для супружеских пар. Опыт применения данных льгот можно позаимствовать из опыта налогообложения физических лиц в других странах, в частности Великобритании, где величина необлагаемого минимума для супружеских пар значительно превышает базовый необлагаемый минимум. Применение налоговой льготы для супружеских пар способствует улучшению демографической ситуации в стране и стремлению пар зарегистрировать официально свои отношения. В Республике Беларусь на начальных этапах использования данной налоговой льготы целесообразно было бы установить её в размере стандартного вычета, применяемого при исчислении подоходного налога в случае получения плательщиком дохода в размере менее руб. Рассмотрим использование данной налоговой льготы на примере налогообложения Иванова И. И. Среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь в 2013 году составила руб., в 2014 году ,3 руб., в 2015 году руб., в 2016 году (за 4 месяца) руб.[5]. Предположим, что Иванов И. И. имеет одного несовершеннолетнего ребёнка и одного иждивенца. Тогда подоходный налог за месяц при среднемесячном заработке составит ,2 руб. Если при расчёте величины подоходного налога принимать во внимание то, что плательщик женат и в нашей стране существует налоговая льгота для супружеских пар в размере руб., то подоходный налог

9 Республики Беларусь. Режим доступа: 6. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2016 (Труд) [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа:

Читайте также: