Как мотивировать людей платить налоги

Обновлено: 03.05.2024

Приходила ли Вам мысль, что ваш лучший сотрудник мечтает открыть свое дело? Работать не только на вашу компанию, но и привлечь дополнительно клиентов со стороны, повысить свои доходы, получить новый опыт, управлять своей жизнью? Ему нужны мотивация и развитие, и, если человек этого не получает, в какой-то момент даже самый лучший сотрудник покидает компанию. Возможно, пришло время выводить отношения на новый уровень.

Рассмотрите схему: сотрудник открывает ИП и начинает работать самостоятельно, вместо зарплаты выставляет компании счета за свои услуги. Компания тратит на сотрудника столько же, а доход сотрудника увеличивается примерно на 40%, а можно перераспределить экономию с выгодой и для компании.

Это самая выгодная схема в налоговой оптимизации, но применять ее нужно очень осторожно и только в тех случаях, когда сотрудник действительно готов и хочет вести самостоятельную деятельность, нести все риски, платить налоги и сдавать отчетность.

В рамках схемы мы рассматриваем вариант, когда бывший сотрудник регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и выбирает упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения – доходы, ставка 6%.

Индивидуальный предприниматель платит:

Фиксированные платежи в пенсионный и медицинский фонд за себя. Этот платеж не зависит от величины дохода.

Сумма устанавливается Правительством ежегодно,

в 2017 - 27 990 руб
(в том числе взнос в пенсионный - 23 400, взнос в медицинский - 4 590);

в 2018 - 32 385 руб
(в том числе взнос в пенсионный - 26 545, взнос в медицинский - 5 840);

Дополнительный взнос в пенсионный фонд за себя 1% с доходов свыше 300 тысяч рублей за год.

Срок уплаты – 2 апреля

Единый налог УСН – 6% от суммы всех доходов. Доходами признаются все поступления денежных средств. Платится поквартально: по итогам 1 квартала до 25.04, по итогам 2 квартала 25.07, по итогам 3 квартала 25.10 и по итогам года – 30.04.

Единый налог 6% можно уменьшить на сумму уплаченных взносов из п.1 и п.2 (фиксированного платежа и дополнительного взноса):

  • не более, чем на 50% от суммы единого налога
  • а для ИП без наемных работников без ограничения. Это значит, если сумма уплаченных взносов будет больше или равна сумме единого налога, то платить его вообще не нужно (Ссылки на налоговый кодекс по данной льготе:право для ИП без работников принять фиксированные платежи в полной сумме: НК РФ, статья 346.21, пункт 3.1, о том, что дополнительный взнос в ПФ 1% также относится к фиксированным платежам: НК, статья 430, пункт 1, подпункт 1 ).

Именно поэтому выгодно платить фиксированные платежи в пенсионный и медицинский фонд, а также дополнительный взнос в пенсионный фонд ежеквартально.

Страховые взносы (пенсионные, социальные, медицинские):

на общем тарифе работодатель платит 30% с доходов каждого работника, пока налоговая база нарастающим итогом не достигнет 755000 руб, далее до 876000 – 27,1%, свыше – 15,1%.
Если работодатель имеет право на пониженный тариф – ставки ниже.

+ Страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: от 0,2% до 8,5% в зависимости от вида деятельности.


Тарифы страховых взносов в 2017 году представлены в таблице:

Работодатель удерживает из доходов каждого работника Налог на доходы физических лиц и перечисляет в бюджет. Ставка зависит от статуса сотрудника: для резидентов – 13%, для нерезидентов – 30%.

Налоговым резидентом признается лицо, которое фактически находится на территории РФ не менее 183 дней в течение года.

Сравним, на сколько больше заработает ИП, чем наемный работник с зарплатой в 90 тысяч в месяц, если расходы работодателя останутся неизменными.

Будем считать, что компания платит страховые взносы по общему тарифу 30%, страхование от несчастных случаев – 0,2%, сотрудник является резидентом, т.е. НДФЛ – 13%. Расчет сделан по ставкам налога на 2017 год

СОТРУДНИК
Зарплата за год с учетом НДФЛ - 1 080 000 (90 000 х 12)
НДФЛ - 140 400 (1 080 000 х 13%)
ЗАРПЛАТА НА РУКИ: 939 600 (1 080 000 - 140 400)
Страховые взносы - 292 255 (755 000х30,2% + 121 000х27,3% + 204 000х15,3%, с учетом регрессии)
Замена сотрудника на время отпуска, или компенсация отпуска плюс страховые взносы 30,2%: 117 180 (90 000 + 90 000 х 30,2%)
Итого расходов на сотрудника: 1 489 435

ИП
Годовой доход ИП (сумма дохода приравнена к расходам на содержание сотрудника) - 1 489 435
Фиксированные взносы ИП - 27 990
Доп.взнос в ПФ 1% - 11 895 ((1 489 435-300 000)х1%)
Единый налог 6% с учетом уменьшения на фиксированные взносы - 49 481 (1 489 435х6% - 27 990 - 11 895)
На руки предпринимателю: 1 400 069

Выгода: 460 469 (1 400 069 - 939 600)

При расчете налоговой выгоды стоит учесть дополнительные расходы ИП: открытие расчетного счета и банковские комиссии, платы за ведение бухгалтерского учета и отправку отчетности.

Схема подходит для главного бухгалтера, юриста, кадровика, системного администратора, таможенного брокера, веб-дизайнера, копирайтера, маркетолога, водителя.

При условии, что:

  • работа сотрудника является самостоятельной и не взаимосвязана с работой других сотрудников. Например, мне не представляется реальным, если один бухгалтер из штата бухгалтерии (не главбух) открыл ИП и начал оказывать компании свои услуги
  • сотрудник работает удаленно и в свободном графике
    оплата зависит от объема выполненных задач
  • сотрудник хочет стать ИП, и готов взять на себя ответственность за результаты своей работы, контроль за уплатой налогов и организацию своего личного налогового учета

Налоговые риски заключаются в том, что договор может быть квалифицирован как трудовой с доначислением всех налогов, штрафов и пеней.

Чтобы этого избежать, желательно, чтобы индивидуальный предприниматель имел дополнительные сторонние заказы, своего бухгалтера (а не бухгалтера компании) или вел бухгалтерию сам.

И внимательно сравните, в чем разница между трудовым договором и договором оказания услуг от ИП: по этим признакам налоговая формулирует свои аргументы в случае возникновения спора.

Стороны: в трудовом - организация и работник, в договоре оказания услуг – заказчик и исполнитель

Статус: трудовой договор обязывает подчиняться правилам внутреннего распорядка, по договору оказания услуг – нет, стороны в равном положении

Обязанности сотрудника или исполнителя: по трудовому договору предусматривается выполнение работы по какой-либо специальности (процесс), по договору оказания услуг важен результат работы, который исполнитель должен сдать заказчику

Обязанности работодателя или заказчика: по трудовому договору перечень обязанностей работодателя очень большой: предоставить отпуск, больничный и другие гарантии, по договору оказания услуг обязанность заказчика – оплатить стоимость работ в порядке и сроки, предусмотренные договором

Периодичность выплат: по трудовому договору не реже, чем 2 раза в месяц, по договору оказания услуг – выплаты привязаны к результатам работы

Срок договора: трудовой договор по общему правилу заключается на неопределенный срок, договор оказания услуг на какой-то конкретный срок, который можно пролонгировать или прекращается после выполнения конкретного задания.


Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

Кудрин в тренде

Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла).

Виновато тяжелое прошлое

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

Федеральный бюджет не для всех

Власть — советам!

Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова.

Особенности национальной сознательности

Печалясь по поводу несознательных россиян, Алексей Кудрин подразумевал, что граждане некоторых других стран гораздо более ответственно относятся к своему праву контролировать бюджетные расходы. Чем отличаются эти страны от России?

Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее.

Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

Длинная рука Дяди Сэма

Особого разговора заслуживают США. Эту страну часто приводят в пример, когда говорят об ответственных налогоплательщиках. У налоговой системы этой страны есть существенная специфика.

Значит ли это, что сознательность россиян повысится, если мы начнем сами платить за себя налоги? Все не так однозначно.

Каждый платит за себя сам

Но какие конкретные действия помогли бы россиянам взрастить в себе чувство налогоплательщика?

Контроль и высокие технологии

В России многое уже есть

Теоретически многое уже есть, но готовы ли на практике чиновники отчитываться перед населением, а не только перед вышестоящим начальством? И готово ли население строго отслеживать общественные траты?

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Скрытые фигуры

В качестве пилотного проекта он появился в 2019 году сначала в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане, позднее режим распространили на всю страну. Самозанятыми в России стали в основном таксисты, курьеры, арендодатели, репетиторы, ремонтники, маркетологи или программисты. Размер налоговой ставки при работе с физлицами составляет 4 процента, с юридическими — 6 процентов. На льготный режим могут претендовать предприниматели без наемных работников с доходами не более 200 тысяч рублей в месяц, или 2,4 миллиона рублей в год, стать самозанятым можно с 16 лет.


Кроме пониженных ставок вместо стандартного подоходного налога (НДФЛ) в 13 процентов самозанятым предоставляется налоговый вычет 10 тысяч руб. Ставка налога зафиксирована надолго: власти обещали не менять налоговый режим 10 лет. Кроме того, для поддержки в кризис государство вернуло самозанятым налоги за 2019 год и предоставило дополнительный налоговый вычет 12,1 тысячи рублей (минимальный размер оплаты труда).

Начиная с 2019 года до лета 2020-го в России зарегистрировались как самозанятые более 850 тысяч человек, с приходом пандемии их число перевалило за 1,3 миллиона и продолжает расти с каждым днем. С начала действия программы самозанятые заработали 130 миллиардов рублей и заплатили налоги на 1,7 миллиарда рублей.

Новые стимулы

Новые русские В России нашли способ побороть безработицу. Для этого людей решили массово переобучить

В четырех стенах В России появится закон об удаленной работе. Как он поможет экономике?

Российские власти видят в налоге на самозанятых потенциал для вывода предпринимателей из тени, но для этого нужны дополнительные стимулы, уверены в Счетной палате. Аудиторы разработали ряд бонусов, и если их примут, то самозанятые смогут получить льготный кредит или рассчитывать на дополнительные меры поддержки от государства. Кроме того, верхний предел дохода сделают плавающим, привязав к инфляции (сейчас самозанятым нельзя получать в год больше 2,4 миллиона рублей, иначе они теряют свой статус и платят налоги уже как все).

Надежда для экономики

Большой объем серого сектора объясняется сложностями в экономике, ослабленной кризисом и последствиями пандемии. Деньги на черный день в стране есть — это Фонд национального благосостояния (ФНБ) — на начало декабря там накопилось почти 13,5 триллиона рублей. Но власти намерены обойтись без больших расходов из резервов. В качестве рабочей альтернативы рассматривается введение новых налогов и повышение собираемости старых. Уже прорабатываются несколько вариантов: например, возвращение налога на движимое имущество, который отменили с 1 января 2019 года, и введение нового — на криптовалюту.



Эксперимент с новым налогом пока показывает себя хорошо, но на фоне пандемии далеко в будущее заглядывать нельзя: ситуация в стране постоянно меняется. Экономика находится далеко не в лучшем состоянии, ее спасение обошлось по крайней мере в четыре триллиона рублей: сюда включены как выплаты для семей с детьми, так и льготные кредиты для бизнеса. Пандемия вышла на новый пик, ежедневно в стране заболевают по 20 с лишним тысяч человек, так что в перспективе могут потребоваться еще деньги — однако тестировать нововведения нужно с осторожностью.

Россияне стали чаще оправдывать уклонение от налогов, на что влияет не только падение доходов и рост неуверенности в будущем, но и нежелание государства отчитываться перед налогоплательщиками за расходование их денег.

Динамику эксперты ЦСР связывают в первую очередь с шоковым падением уровня доходов россиян в марте – мае и опасениями о будущем. Более 60% респондентов отметили снижение доходов в мае по сравнению с февралем 2020 г. Около 53% респондентов ЦСР в мае высоко оценили риск снижения заработной платы в дальнейшем.

В такой ситуации идея не платить налоги оправдывается людьми стремлением выжить, которое оказывается сильнее при изначально слабой поддержке государства и невозможности заработать. Но само по себе все это едва ли привело бы к такому сильному изменению настроений – падение доходов и страхи о будущем, похоже, усилили имеющиеся представления россиян и ухудшили отношение к институту налогообложения в России.

Занятые, полузанятые и совсем не занятые

Еще 38% респондентов о расходах государством собранных налогов не знают ничего – чаще других это люди со средним образованием, безработные, бюджетники, госслужащие и военные (среди них – 60%). Также чаще встречаются люди с низким уровнем дохода и сложным материальным положением. Абсолютное большинство из незнающих все же хотели бы знать, куда государство тратит налоги.

В кризис у одной части людей – со слабой налоговой и финансовой грамотностью – обострилось непонимание, куда идут их налоги, которые воспринимаются нередко просто как обязательное изъятие денег, которые нужно платить под угрозой наказания.

У другой – меньшинства, имеющего представление, как работает бюджет, – сомнения, что налоги действительно эффективно расходуются. Это люди, разочаровавшиеся в действиях правительства в кризис из-за того, что они платят налоги, а в результате помощи от государства не дождались или получили ее мало и поздно, считает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Да, в кризис государство демонстрирует интенсивную поддержку (счет мер пошел на десятки). Но обычным гражданам сложно уследить из новостей за информацией и разобраться, на что конкретно идут деньги из бюджета, считает Айрапетян: в результате непонимание, куда тратятся средства бюджета, растет, что в условиях снижающихся доходов граждан дополнительно снижает мотивацию платить налоги.

Сергей Гуриев о главных проблемах российской экономики, несправедливости пенсионной реформы и программе Навального

Государство в лице ФНС старалось улучшить налоговую культуру – в последние годы налоговики стали более сервисно-ориентированными, удобными в онлайне. Но налоговая культура – это не вопрос доступности и удобства сайта, замечает Суслина. Россияне часто не знают основ рыночной экономики, не понимают, для чего платить налоги, почему их нельзя не платить, как их контролировать, чтобы расходовать эффективно.

Понять, что такое налоги, мешает само государство, которое не отчитывается перед гражданами за расходы, а его высшие руководители и чиновники регулярно заявляют, что деньги в бюджете – государственные (а не налогоплательщиков) т. е. не надо к ним даже подходить. Высокопоставленные лица в России самого высокого ранга тоже впитали советскую парадигму, у них нет понимания, что они ответственны перед налогоплательщиками, говорит Суслина.

Сейчас эта проблема обострилась: политики демонстрируют непонимание, что оказание помощи обычным налогоплательщикам – это не проедание денег, а то, что будет способствовать выходу из кризиса. Обывателям с федерального экрана повторяют: государственные деньги, бюджет поможет – это создает впечатление, что бюджет к ним не имеет никакого отношения, они тут ни при чем. Зачем тогда платить налоги в бюджет?

Сильный рост готовности россиян не платить налоги показывает среди прочего и роль денег в сегодняшней России. Когда резко падают доходы, возникает высокая неопределенность, а поддержки особо ждать не от кого, то деньги компенсируют слабую институциональную среду в стране и низкое доверие к государственным институтам. Человек мало на что может опереться, кроме как на деньги, – если они у него останутся, у него есть шанс, например, откупиться. Такое представление также работает на усиление стимулов не платить налоги в кризис.

Ухудшение отношения к институту налогообложения еще не означает автоматически переход к неуплате налогов, тем более что мониторинг ФНС значительно улучшила, а репрессивные функции автоматизировала. Но время играет, похоже, против налоговой культуры. Возвращение к прежним показателям отношения к уплате налогов прямо зависит от динамики безработицы и уровня доходов, прогнозирует Айрапетян. Когда они вернутся на прежние, докризисные, показатели, полагает он, тогда можно попытаться обнаружить возврат налоговой дисциплины к прежнему уровню. К концу 2020 г. ЦСР на основе экономических ожиданий прогнозирует рост количества безработных до 10–12 млн человек, что в 2,7 раза выше, чем в 2014–2015 гг.

Читайте также: