Налоговая проверка при переходе в другую инспекцию

Обновлено: 17.05.2024

Налогоплательщики заблуждаются, когда думают, что при переходе в другую налоговую инспекцию все проблемы и разногласия остаются "за кормой". Зачастую выходит наоборот. Чтобы предостеречь бухгалтера, оговорим процедуру перехода в другую налоговую и негативные последствия, которые могут возникнуть.

Смена налоговой инспекции происходит при смене местонахождения юридического лица. Помните: полномочия по внесению изменений возложены на налоговые органы (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319). Вам же остается внести правки в учредительные документы и зарегистрировать изменения в уполномоченном органе. Но это только начало.

С чего начать переезд

Для внесения изменений в учредительные документы необходимо обратиться в регистрирующий орган (например, в Москве - ИФНС N 46). Ему необходимо представить следующие документы (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):

  • заявление о государственной регистрации;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

В свою очередь регистрирующий орган должен в течение пяти дней с даты получения заявления внести изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ. Учтите: ИНН останется неизменным на протяжении всего действия юридического лица, а вот код причины постановки на налоговый учет (КПП) поменяется.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган направляет в налоговые инспекции по прежнему и по новому месту нахождения организации сведения об изменениях. Налоговые получат выписки из ЕГРЮЛ, содержащие запись об изменении места нахождения налогоплательщика (п. 2.2 Приказа УФНС России по г. Москве от 29 февраля 2008 г. N 106, далее - Приказ N 106).

Прежняя налоговая не позднее следующего дня за днем получения сведений из ЕГРЮЛ снимает налогоплательщика с учета и выдает ему (направляет по почте) соответствующее уведомление (форма N 1-5-Учет, утв. Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@). Датой снятия организации с учета является дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица (п. п. 1.1, 2.2 Приказа N 106).

Далее должностное лицо инспекции проводит сверку расчетов налогоплательщика. Срок проведения сверки, формирования и оформления акта при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней, при выявлении расхождений - 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте. Срок сверки с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен (Приказ ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@).

В течение трех рабочих дней со дня снятия с учета старая инспекция направляет регистрационное дело и учетное дело организации в налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика.

Новая инспекция производит постановку на учет юридического лица по новому месту нахождения не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ.

Готовность N 1

Чем же "грозит" смена налоговой для бухгалтера? Как минимум необходимостью переоформлять документы, предупреждать контрагентов, менять лицензию и т.д. Но это так называемые формальности - без них не обойтись. Надо быть готовыми и к другим "сложностям переезда" - как с прежней, так и с новой инспекцией. Огласим список.

  1. Переплата по налогам. Часто возникают ситуации, когда ни старая, ни новая налоговая не хотят возвращать переплату, которая образовалась до смены адреса налогоплательщика. Новая инспекция аргументирует свой отказ тем, что она не располагает сведениями о переплате в бюджет, так как предыдущая инспекция ничего не передавала. Бывшая налоговая твердит, что организация снялась с учета и все дела, связанные с ней, переданы в новую инспекцию. Судьи в такой ситуации указывают, что взаимоотношения подразделений одного и того же федерального органа исполнительной власти по снятию и постановке на учет налогоплательщика не должны влиять на реализацию его права на возврат (зачет) излишне уплаченного налога.

Поэтому новая инспекция, на учет в которой встал налогоплательщик, обязана произвести зачет налога (Постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2007 г., 12 марта 2007 г. N КА-А40/451-07 по делу N А40-69907/05-114-594). Если на момент перехода у налогоплательщика есть переплата по налогам и сборам, ее можно зачесть в счет предстоящих платежей по этим налогам, вернуть на расчетный счет. Основанием послужит заявление о зачете либо возврате переплаты, поданное налогоплательщиком в налоговый орган по новому месту постановки на учет в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ). Если имеется недоимка, то переплату учтут в ее погашении.

  1. Отчетность. После того как новая инспекция выдала свидетельство о постановке на учет, организация должна сдавать отчетность в новую инспекцию. В промежутке между снятием с учета и постановкой в другой инспекции организация вправе работать в обычном режиме. При этом всю отчетность нужно сдавать в свою будущую инспекцию, а также указывать ее реквизиты в платежных поручениях на уплату налогов. К такому мнению пришло УФНС России по г. Москве в Письме от 29 августа 2005 г. N 09-14/60943.

Организация будет считаться поставленной на учет с числа, когда внесены изменения в ЕГРЮЛ, что будет подтверждаться выпиской и свидетельством о внесении изменений в учредительные документы. И раз уж карточка по расчетам с бюджетом будет заведена именно в новой инспекции, то и платить следует по новому месту.

Но на практике многие бухгалтеры подстраховываются и сдают отчетность в обе налоговые инспекции. Как оказывается, не зря. Прежняя налоговая может приостановить операции по счетам за несданную отчетность. О том, что делать бухгалтеру в такой ситуации, читайте в следующем номере "ПБ".

  1. Обязательно допроверят. Ошибочно мнение о том, что при переходе в новую инспекцию предстоящие налоговые проверки в прежней инспекции отменят. На самом деле, "сбежав" в другую налоговую, отменить проверку не удастся - можно лишь оттянуть срок ее начала.

Проверки, которые начаты до снятия с учета, в полном объеме завершает старая инспекция, но решение исполняет уже новая. В свою очередь старая инспекция может не успеть начать камералить сданные декларации еще до момента снятия с учета, тогда эта обязанность переходит к новой налоговой. Судебные споры со старой инспекцией, возникшие до снятия с учета, завершает она же, после чего передает дела новой. Поэтому денежные средства по решению старой инспекции или решению суда уплачиваться будут уже в новую инспекцию.

  1. Недоимка. Налогоплательщики переводятся в новые инспекции вместе с имеющимися недоимками (при их наличии). Зачастую прежняя налоговая не хочет делиться своими начислениями с коллегами из другой инспекции, поэтому пытается максимально ускорить поступления.

Согласно законодательству требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ). Однако на практике старая инспекция может выставить такое требование уже после снятия с учета, но до передачи дел налогоплательщика, дабы ускорить поступление средств в свой бюджет и улучшить статистику инспекции.

Налогоплательщики же имеют все шансы оспорить такое требование как недействительное. В любом случае контролировать исполнение всех действительных требований об уплате налогов и принудительно взыскивать задолженность должна только новая инспекция.

  1. Бумажная волокита. Зачастую при передаче дел новой инспекции часть документов бесследно "исчезает". Какой документ потерян и какова его важность, налогоплательщики узнают по негативным последствиям для себя (например, при утере отчетности "заморозят" счет). Во избежание таких ситуаций поинтересуйтесь у новоиспеченной инспекции о наличии всех необходимых документов, иначе вам придется буквально разрываться между двумя инспекциями, выясняя, кто прав, а кто виноват. Если налоговые инспекции между собой договориться не могут, пишите на них жалобу в вышестоящий орган или обращайтесь с иском в суд.

Внимание! Наличие у организации задолженности не является основанием для налоговой инспекции нарушать сроки снятия ее с учета (постановки на учет) и направления документов в налоговую по новому месту нахождения организации.

Сколько продлится "переезд"?

Зачастую процедура смены налоговой инспекции длится от месяца до шести. Ранее, когда действовал Приказ ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@ "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения", за сроками можно было проследить. Однако данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 6 ноября 2007 г. N ММ-4-09/30дсп, который является внутренним документом налоговых инспекторов. В свою очередь, Приказ УФНС России по г. Москве от 29 февраля 2008 г. N 106 разъясняет сроки и действия инспекторов, но в некоторых пунктах идет одна только ссылка на внутренний приказ. Поэтому точные сроки вашего перевода знают только инспекторы.

Чтобы сократить срок, рекомендуем:

  • пройти сверку расчетов незадолго до подачи документов в регистрирующий орган;
  • уведомить заранее руководителя старой инспекции о переходе;
  • предупредить камеральный, выездной отдел о подаче документов на изменение адреса.

Насколько ваши действия помогут инспекторам, неизвестно, но вы теперь можете заранее предугадать негативные последствия. Главное, чтобы переход прошел для вашей фирмы безболезненно.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.


В 2021 году вступил в силу ряд изменений, который коснулся непосредственно процедуры смены компанией её юридического адреса или места нахождения. Изменения вступили в силу на основании ГК РФ, Письма ФНС от 11 января 2016 г. № ГД-4-14/52@.


Смена юридического адреса в пределах одного места нахождения организации

Что подразумевает под собой это понятие:

  • Компания меняет свой юридический адрес в пределах города (например с ул. Маросейка на ул. Ленина).
  • Компания меняет номер дома с 4-ого на 5-ый в пределах одной улицы.
  • Даже когда компании требуется изменить номер офиса с 1-го на 2-ой - это так же считается сменой адреса.

Во всех вышеперечисленных случаях процедура смены адреса организацией по прежнему проходит в один этап, а документы подаются в регистрирующий орган по текущему месту нахождению компании. Срок регистрации государственных изменений составит 5 рабочих дней (не учитывая день подачи и получения документов).

Изменение местонахождения организации


Что подразумевает под собой это понятие:

  • Компании требуется переехать из г. Москвы в г. Владимир.
  • Компании требуется переехать из г. Москва в Московскую область.
  • Компании требуется переехать из г. Сургут в г. Самара.

Говоря проще изменение место нахождение организации - это "переезд" компании из одного муниципального образования в другое.

В таком случае смена места нахождения происходит в два этапа.

  • На первом этапе документы предоставляются в регистрирующий орган по текущему месту нахождения. Срок регистрации изменений составит 5 рабочих дней, НО далее отсчитывается еще 21 календарный день, прежде чем компания сможет перейти ко второму этапу смены места нахождения.
  • На втором этапе документы предоставляются в регистрирующий орган по будущему месту нахождения. Срок регистрации составит так же 5 рабочих дней.

Общие моменты для смены адреса и места нахождения организации

В обоих вышеописанных случаях ужесточились требования к юридическому адресу организации. С 2017 года является обязательным предоставление в регистрирующий орган документов на юридический адрес:

  • Свидетельства на право собственности (или субаренды) с согласием Арендодателя на предоставление помещения в аренду.

Так же в случае отказа по вине адреса, особенно при смене компанией места нахождения, вы теряете не только государственную пошлину, но и почти два месяца своего времени. Кроме того возрастает риск на открытие компании выездной или камеральной налоговой проверки со стороны территориальной налоговой инспекции.

Чем грозит смена налоговой инспекции

Не всегда смена юридического адреса - смена налоговой инспекции, одно и то же. Вы можете поменять адрес местонахождения компании, не меняя при этом ИФНС. Это произойдет, если новый адрес будет находиться в компетенции этой же ИФНС. Помните, что полномочия по внесению данных изменений возложены законом на налоговые органы. Вам же, со своей стороны, остается внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать их в уполномоченном органе.

С чего начать переезд?

    Для начала нужно поменять юр адрес. Для этого нужно обратиться в регистрирующий орган, путем предоставления ему определенного законом пакета документов

Сложности при смене налоговой инспекции


1. Переплата по налогам. Нередко возникают такие ситуации, когда ни старая налоговая, ни новая не хотят возвращать переплату по налогам, которая образовалась еще до смены адреса налогоплательщика. Аргумент новой налоговой в том, что она не располагает никакими сведениями о переплате в бюджет, по причине того что предыдущая инспекция ничего ей не передавала. Прежняя же налоговая твердит, что данная организация уже снялась в ней с учета и все дела, связанные с данной компанией, переданы в новую инспекцию. Судьи в этой ситуации будут указывать на то, что взаимоотношения подразделений одного федерального органа исполнительной власти по постановке на учет и снятию с учета налогоплательщика не должны никаким образом влиять на реализацию права налогоплательщика, на возврат излишне уплаченного налога. Поэтому новая инспекция обязана будет произвести зачет налога. Переплату по налогам можно будет зачесть в счет предстоящих платежей по данным налогам или вернуть на расчетный счет компании. Основанием для этого послужит поданное в новую ИФНС заявление о зачете или возврате переплаты. Заявление должно быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанного налога.


2. Свои нюансы есть и в процедуре сдачи отчетности. После того как новая налоговая инспекция выдаст свидетельство о постановке на налоговый учет, организация должна будет сдавать отчетность уже в эту инспекцию. В промежутке между снятием и постановкой на учет организация будет работать в обычном режиме. И всю отчетность будет сдавать уже в свою будущую ИФНС, а также указывать все ее реквизиты в платежных поручениях. Организация считается поставленной на налоговый учет с того числа, когда были внесены изменения в ЕГРЮЛ, что подтверждается выпиской из реестра и свидетельством о внесении изменений в учредительные документы компании. И так как карточка по расчету с бюджетом заведена именно в новой налоговой инспекции, то и платить нужно по новому месту.

На практике бухгалтеры многих организаций подстраховывают себя и сдают отчетности в обе инспекции. Как оказывается позже, не зря. Так как прежняя налоговая может за несданную отчетность приостановить все операции по счетам.


3. Обязательная допроверка. Ошибочным является мнение о том, переходя в новую инспекцию, все предстоящие налоговые проверки в старой ИФНС отменят. На самом деле, перейдя в новую налоговую, отменить проверку точно не удастся - этим получится лишь оттянуть срок ее начала.

Все проверки, которые были начаты до снятия с учета, старая инспекция завершит в полном объеме, но решения по результатам проверки исполнит уже новая. Все судебные споры с прежней инспекцией, которые возникли до снятия с учета, завершит она же, после чего все дела передаст новой. Именно поэтому все денежные средства по решению суда или по решению старой инспекции будут уплачиваться уже в новую ИФНС.


4. Недоимка. Как правило, налогоплательщик переводится в новую инспекцию вместе с имеющимися у него недоимками. Зачастую прежняя инспекция не захочет делиться своими начислениями с другой инспекцией, поэтому она попытается максимально ускорить все поступления.

В соответствии с законодательством, требование об уплате налогов направляется налогоплательщику тем налоговым органом, в котором он состоит на учете. Однако на практике прежняя инспекция может выставить подобное требование уже после снятия налогоплательщика учета, но до передачи всех его дел, дабы ускорить поступление денежных средств в свой бюджет и улучшить показатели статистики инспекции.

У налогоплательщиков есть все шансы оспорить подобное требование как незаконное. В любом случае контроль за исполнением всех требований об уплате налогов и принудительным взысканием задолженности должна осуществлять только новая налоговая инспекция.


5. Бумажная волокита. Как правило, при передаче дел в новую инспекцию часть документов может бесследно "исчезнуть". Какой именно документ утерян и какова была его важность, налогоплательщики смогут узнать по негативным для себя последствиям (например, при потере отчетности "заморозят" счет). Для того чтобы избежать подобных ситуаций сразу поинтересуйтесь у новой инспекции о наличии необходимых документов, иначе, впоследствии, вам придется разрываться между двумя налоговыми, выясняя, кто из них прав, а кто виноват. Если инспекции не могут между собой договориться, нужно писать на них жалобу в вышестоящий орган или обращаться с иском в судебные органы.

Для экономии времени, денежных средств и затраченных сил, рекомендуем вам приобретать адреса только у надежных собственников. Наша организация отслеживает все изменения в законодательстве, что позволяет нам обеспечивать максимальный сервис и предоставлять гарантию на юридические адреса, находящиеся в нашей собственности. Любой из адресов, представленный в нашем каталоге юридических адресов в Москве, отвечает запросам как при смене организацией ее юридического адреса, так и её места нахождения.

Борьба за повышение эффективности работы налоговиков привела к тому, что перейти в другую налоговую инспекцию в Москве и Московской области становится большой проблемой.

Ситуация: смена налоговой после уведомления о недостоверности

Вот образец подобного отказа:

По закону или по понятиям?

Казалось бы, в чем проблема? Фирма уже более двух лет арендует офис и платит арендную плату. Как адрес может быть недостоверным, если там располагается действующий офис и работают люди?

Алгоритм действий налоговой очень простой и основан на безнаказанности. Документы на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ юридические лица подают в Регистрирующую налоговую инспекцию (в Москве — это Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве). Регистрирующая инспекция обращается с запросом в Территориальную (в которую организация пытается встать на учет) с просьбой подтвердить информацию о том, что организация действительно находится по заявляемому адресу. Если Территориальная инспекция информацию не подтверждает, Регистрирующая дает отказ.

При этом Территориальная инспекция вправе отказаться от разъяснений, почему не был подтвержден адрес. Устно могут последовать следующие комментарии:

И это в ситуации, когда организация действительно сидит в заявленном офисе, в регистрирующую инспекцию были представлены все необходимые документы и собственник готов подтвердить, что фирма арендует у него помещения.

Есть 4 варианта дальнейших действий:

Вариант 1. Face control в налоговой инспекции.

На момент написания статьи (февраль 2018 года) по нашим наблюдениям наиболее жесткую политику ведут следующие налоговые инспекции: 5-я, 17–21-я, 23-я, 24-я, 43-я и 51-я.

Руководители компаний вынуждены идти на предварительное собеседование в налоговую инспекцию и доказывать там, что они:

  1. Реально занимают помещения, указанные в новых документах.
  2. Собственник помещений не возражает против регистрации фирмы по указанному адресу.
  3. Организация действующая, прибыльная и активно платит налоги.

Подчас пройти такое собеседование сложнее, чем поступить в вуз. Дело в том, что руководители организаций психологически не готовы оказаться в роли экзаменуемого и отвечать на неудобные вопросы. Перед ними может сидеть молодой человек, который упивается своей властью, видит в компьютере всю информацию о деятельности организации и с лёгкой издевкой задает риторические вопросы.

Все эти варианты ответа свидетельствуют, что face control не пройден и налоговая не готова принять организацию. Это незаконно, но такова сложившаяся практика.

Вариант 2. Обжаловать отказ.

Если ваша организация действительно находится по заявленному адресу, стоит обжаловать отказ в вышестоящем органе и, если потребуется, в суде. Не нужно бояться, что налоговая будет вам мстить или замучает проверками. Вы им неинтересны, так как с вас штрафов и налогов много не возьмешь, а тратить попусту ресурсы на контрольные мероприятия в отношении вашей фирмы никто не станет. Зачем? Есть более перспективные с точки зрения взыскания штрафов налогоплательщики. Но имеются нюансы.

1. Потеряете много времени.

Нужно понимать, что с момента подачи жалобы до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о новом адресе пройдет минимум 1,5–2 месяца. И это в том случае, если вышестоящий орган удовлетворит жалобу. Если же дело дойдет до суда, смело можно прибавлять еще 3–7 месяцев.

2. Могут возникнуть проблемы с банками и контрагентами.

Мы рассматривали ситуацию, когда организация получила Уведомление о недостоверности. За это время налоговая уже может внести запись в ЕГРЮЛ о недостоверности (подробнее см. здесь ). Если это произойдет, банки могут заморозить счета, а контрагенты — отказать платить на фирму с недостоверными сведениями. Возникнут проблемы с бизнесом.

Если вы готовы мириться с этим, стоит идти по пути обжалования. Если время не ждет, нужно использовать другие варианты.

Вариант 3. Приобрести юридический адрес для регистрации в другой налоговой инспекции.

О так называемых покупных юридических адресах мы подробно расскажем в другой статье. Если коротко, то существует рынок юридических адресов. Есть несколько вариантов:

1. Дешевые адреса (до 30 000 руб. за 11 месяцев).

Компании-посредники договариваются с собственниками о заключении мнимых договоров аренды. Собственник получает небольшую сумму и подтверждает в налоговой, что вы арендуете у него помещение. Потом договор якобы расторгается за неуплату и собственник может посадить другую организацию.

Как правило, продавец адресов гарантирует только прохождение регистрации изменений и в лучшем случае первую проверку банка. Далее — никаких гарантий.

Кроме того, адреса сейчас можно купить только по лояльным инспекциям, которых с каждым месяцем становится все меньше.

2. Дорогие адреса (от 30 000 руб. за 11 месяцев).

Речь идет о небольших офисах, которые вы будете реально арендовать. Это могут быть комнатки по 5 кв. м без окон в бизнес-центрах в промзонах. Формально с ними все в порядке, но и такие адреса налоговая может со временем закрывать.

К нам уже обращались клиенты, к которым налоговая предъявила претензию, что адрес недостоверный, так как фирма со штатом 50 человек не может находиться в офисе площадью 7 м², что директор там фактически не находится, и адрес нужно сменить.

Вывод: в качестве временной меры покупку адреса на территории лояльной налоговой инспекции использовать можно. Это позволит быстро закрыть текущую проблему, но не гарантирует спокойствие в долгосрочной перспективе.

3. Аренда небольшого офиса.

Вы арендуете небольшой офис и переводите туда часть сотрудников. Тем самым решаете сразу 2 задачи:

  1. Гарантированно легализуете свой адрес.
  2. Получаете второй офис.

По месту нахождения основного офиса можно зарегистрировать обособленное подразделение. Здесь вопросов у налоговой не возникнет.

Некоторые идут и по этому пути. В нашей практике было 4 отказа подряд. Не проскочили.

Были 2 случая, когда система действительно давала сбой и фирму регистрировали. Но это скорее исключение из правила.

Советы при смене адреса с переходом в другую налоговую инспекцию

Подчеркну, что это советы из нашей практики. Это самый простой путь, когда мы играем по предложенным правилам, а не стараемся плыть против течения.

Когда ждать налоговую проверку?

Когда и кому ждать налоговую проверку, а главное - как к ней подготовиться?
Предприниматели и владельцы организаций часто говорят, что налоговая проверка по деятельности приходит раз в три года. Но так ли это? Ведь проверки бывают разные.

Камеральная проверка

Такая проверка проводится постоянно, по каждой сданной Вами декларации, но Вы можете даже не узнать об этом. Итак, если сотрудники налоговой инспекции найдут ошибки в Вашей отчетности - они непременно Вам об этом сообщат, а если вопросов к отчетности нет - то Вы даже не узнаете о том, что Ваша декларация подверглась камеральной проверке. В таком случае - молчание инспекторов - знак того, что с отчетностью у Вас всё в порядке.

Выездная проверка

Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.

Например: Выездная налоговая проверка состоялась у ИП или ООО в 2017 году. В таком случае налоговая проверит деятельность только за 2014, 2015, 2016 годы. Повторно провести проверку уже проверенного периода деятельности налоговая уже не сможет. Это значит, что выездная налоговая проверка допустима только один раз за три года.

Важный момент! У Вас нет, и не будет никаких гарантий, что по истечении трех лет к Вам пожалует выездная проверка. Инспекторы могут не проверять Вас довольно долго, более трех лет. Но нужно иметь в виду, что по истечении трех лет вероятность выездной налоговой проверки возрастает.

Когда инспекторы делают выбор, каких ИП и какие ООО проверять в течение года, они основываются на внутренних факторах и критериях риска. И если показатели Вашей деятельности попадают под эти критерии - есть наибольшая вероятность, что Вы попадете в план проверок. Напоминаем, что все критерии основываются на сданной Вами отчетности.

Какие критерии существуют при применении УСН и ЕНВД

  • Суммы исчисленных и уплаченных налогов - все ли налоги, и вовремя ли Вы уплатили.
  • ИП и ООО, у которых суммы начисленных налогов со временем уменьшаются.

Важный момент!

Если в ходе камеральной проверки отчета, у Вас запросили документы, а Вы их не предоставили, или не внесли исправления, которые попросили внести инспекторы, то инспекторы могут включить Вас в план выездных проверок.

  • Значительные отклонения от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам в Вашей сфере деятельности.
  • Противоречия и несоответствия между данными в отчетности, представленными в документах и информацией, имеющейся у инспекторов.
  • Убыток, в течение нескольких лет в отчетности. По завершении одного года – не страшно, но если убыток постоянный, уже возникает риск.
  • Соотношение доходов и расходов. Если темпы роста расходов за несколько лет существенно опережают рост доходов, инспекторы захотят проверить, почему так происходит.
  • Низкая зарплата в сравнении со средними данными по отрасли в Вашем регионе привлечет внимание.

Важный момент!

Сотрудники могут пожаловаться о низких выплатах или выплатах в конверте, и без внимания эти жалобы не останутся, и вполне могут стать поводом для проверки. По закону, проверяющие не обязаны заранее сообщать Вам о назначенной проверке. Визит может стать неожиданным.

Вам предъявляется решение о проведении проверки, в котором указывается период проверки, и что именно проверяется, какой налог. Проверять будут в первую очередь документы по деятельности.

Самый важный момент!

Запросы документов всегда должны оформляться документально. Инспекторы должны предъявить Вам требование, где перечисляются документы, которые нужно предоставить. Если в ходе контроля потребуются иные документы - они также должны запрашиваться на отдельном требовании.

Итак, проверка возможна по завершении первого трехлетнего периода деятельности. Она может быть назначена и ранее, но по истечении трех лет вероятность контроля возрастает. Кроме того, риск проверки увеличивается, если у Вас убытки или большие расходы, или расходы примерно равны доходам, или расходы опережают темпы роста доходов и пр.

Как подготовиться к проверке

Привести в порядок документацию. Правило учета: каждая операция должна подтверждаться документально: у Вас должны быть все документы по деятельности. Если заключаете договоры, то должны быть договоры, а также обязательно должны быть накладные и акты по осуществляемым операциям.

Читайте также: