И в горский сколько функций у налогов

Обновлено: 17.05.2024

Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Горский И.В., Малис Н.И., Медведева О.В., Семкина Т.И., и др.; Под ред.: Горский И.В. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 c.

Тип : Издание
Авторы : Горский И.В., Малис Н.И., Медведева О.В., Семкина Т.И., Юдин Е.А., Под ред.: Горский И.В.
Издательство : Финансы и статистика
Место издания : Москва
Количество страниц : 288
Год издания : 2003 г.


Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Раздел I. Методологические аспекты налогообложения . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Блеск и нищета дефиниций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. О понятии налога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Сколько функций у налога? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. От кодекса строителя коммунизма к налоговому кодексу . . . . . . . . 17
2.1. "Воплощение в жизнь ленинских идей о кооперации - мощный ускоритель
перестройки" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.2. Налогообложение доходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.3. Налоги новой России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.4. К "налоговой конституции" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Глава 3. Общие вопросы налогообложения и налоговой политики . . . . . . . . . 58
3.1. Особенности национального налогового права . . . . . . . . . . . . . . . 58
3.2. Налоговое законодательство и налоговая политика . . . . . . . . . . . . .66
3.3. Налоги в системе национальных счетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Раздел II. Налоговая система России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Глава 4. Налог на прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
4.1. Историческая преемственность налогообложения прибыли . . . . . . . . . . 89
4.2. Современные проблемы налогообложения прибыли . . . . . . . . . . . . . . 93
4.3. Особенности определения налоговой базы . . . . . . . . . . . . . . . . .111
Глава 5. Налогообложение малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . .116
5.1. Малое предпринимательство как объект налогообложения . . . . . . . . . .116
5.2. Специальные режимы налогообложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
5.3. Перспективы налогообложения малого бизнеса . . . . . . . . . . . . . . .134
Глава 6. Налог на добавленную стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
6.1. Немного истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
6.2. Место реализации и принципы обложения НДС . . . . . . . . . . . . . . . 147
6.3. Некоторые вопросы исчисления и взимания НДС по внешнеэкономическим
операциям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
6.4. НДС при обороте земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Глава 7. Платежи за пользование природными ресурсами . . . . . . . . . . . . 163
7.1. Принципы платного природопользования . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
7.2. Структура и межбюджетное распределение ресурсных платежей . . . . . . . 168
7.3. Состояние правовой базы по ресурсным платежам . . . . . . . . . . . . . 177
Раздел III. Оценка и перспективы налогов в России . . . . . . . . . . . . . .182
Глава 8. Налоговое бремя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
8.1. Налоговое бремя и его показатели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
8.2. Отраслевая и региональная структуры налоговой нагрузки . . . . . . . . .187
8.3. Налоговая нагрузка предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
8.4. Налоговое бремя населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Глава 9. Экономический рост и налоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
9.1. Экономика, государство, налоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
9.2. Налоговое регулирование российской экономики . . . . . . . . . . . . . .231
Глава 10. Проблемы фискального федерализма . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
10.1. Принципы фискального федерализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
10.2. Практические аспекты фискального федерализма . . . . . . . . . . . . . 248
Глава 11. Оценка налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
11.1. Проблема эффективности в налогообложении . . . . . . . . . . . . . . . 260
11.2. Анализ некоторых параметров налоговой политики . . . . . . . . . . . . 267

Российские экономисты, признавая ведущую роль фискальной функции налогов, придерживаются в настоящий период различных взглядов в отношении других функций налогов.

Так, В.Г Пансков выделяет такие функции: фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную4.

Караваева считает, что налоговой политике в условиях современной рыночной экономики присущи следующие функции: фискальная, стабилизирующая, регулирующая и интегрирующая5.

1 Твердохлебов В.В. Финансовые очерки. М., 1916. С. 49.

2 Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М., 1923. С. 71.

3 Ланг Й. Проект кодекса налоговых законов для государств Восточной Европы. Бонн: Министерство финансов ФРГ, 1993. С. 30.

4 Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2005. С. 130—133.

5 Караваева И.В. Совершенствование налоговой политики России с учетом канадского опыта // Все для бухгалтера. 2001. № 4. С. 32.

I. Теория налогообложения

По мнению А.И.Муравьева, В.М. Крашенинникова, В.П. Соколова и И.Г. Сергеевой, экономическая политика государства так или иначе отражает следующие функции налогового регулирования: фискальную, распределительную и стимулирующую1.

И. Горский считает, что у налогов лишь одна функция — фискальная: в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога2.

По нашему мнению, налоги имеют три основополагающие функции: фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную. Остальные являются производными. Кроме того, в рамках регулирующей функции можно выделить три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Все функции налога не могут существовать автономно, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит условный характер, поскольку они осуществляются одновременно; отдельные черты той или иной функции непременно присутствуют в других.

Рассмотрим экономическую сущность и механизм реализации налоговых функций.

1. Фискальная функция (от лат. /меня — государственная казна) — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет — является основной функцией налогообложения. Как отмечает В.В. Пансков, фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче денежные средства.

Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов го

1 Муравьев А.И., Крашенинников В.М., Соколов В.П., Сергеева И.Г. Налогообложение в России. СПб., 1994. С. 4.

2 Горский И. Сколько функций у налога? // Налоговый вестник. 2002. № 3. С. 21—22.

3 Пансков В.В. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 24.

5. Основные элементы и функции налогов, принципы налогообложения

сударства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

2. Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

• стимулирующую, которая направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

• дестимулирующую, которая посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов; как правило, ее действие связано с установлением повышенных ставок налогов (однако, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога, а поскольку в противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать);

• воспроизводственного назначения, которая реализуется посредством платежей: за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы; эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных и перераспределительных отношений. Эта функция обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Налоги являются важным средством решения подобных задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе.

Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция обеспечивает не только

I. Теория налогообложения

регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

4. Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью, и направлениями расходов. С другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства — их фискальной функции. Через эту функцию обеспечивается контроль над налоговыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы. Непризнание данной функции означает отрицание необходимости организации налогового контроля.

Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Горский И.В., Малис Н.И., Медведева О.В., Семкина Т.И., и др.; Под ред.: Горский И.В. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 c.

Тип : Издание
Авторы : Горский И.В., Малис Н.И., Медведева О.В., Семкина Т.И., Юдин Е.А., Под ред.: Горский И.В.
Издательство : Финансы и статистика
Место издания : Москва
Количество страниц : 288
Год издания : 2003 г.


Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Раздел I. Методологические аспекты налогообложения . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Блеск и нищета дефиниций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. О понятии налога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Сколько функций у налога? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. От кодекса строителя коммунизма к налоговому кодексу . . . . . . . . 17
2.1. "Воплощение в жизнь ленинских идей о кооперации - мощный ускоритель
перестройки" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.2. Налогообложение доходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.3. Налоги новой России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.4. К "налоговой конституции" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Глава 3. Общие вопросы налогообложения и налоговой политики . . . . . . . . . 58
3.1. Особенности национального налогового права . . . . . . . . . . . . . . . 58
3.2. Налоговое законодательство и налоговая политика . . . . . . . . . . . . .66
3.3. Налоги в системе национальных счетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Раздел II. Налоговая система России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Глава 4. Налог на прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
4.1. Историческая преемственность налогообложения прибыли . . . . . . . . . . 89
4.2. Современные проблемы налогообложения прибыли . . . . . . . . . . . . . . 93
4.3. Особенности определения налоговой базы . . . . . . . . . . . . . . . . .111
Глава 5. Налогообложение малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . .116
5.1. Малое предпринимательство как объект налогообложения . . . . . . . . . .116
5.2. Специальные режимы налогообложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
5.3. Перспективы налогообложения малого бизнеса . . . . . . . . . . . . . . .134
Глава 6. Налог на добавленную стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
6.1. Немного истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
6.2. Место реализации и принципы обложения НДС . . . . . . . . . . . . . . . 147
6.3. Некоторые вопросы исчисления и взимания НДС по внешнеэкономическим
операциям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
6.4. НДС при обороте земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Глава 7. Платежи за пользование природными ресурсами . . . . . . . . . . . . 163
7.1. Принципы платного природопользования . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
7.2. Структура и межбюджетное распределение ресурсных платежей . . . . . . . 168
7.3. Состояние правовой базы по ресурсным платежам . . . . . . . . . . . . . 177
Раздел III. Оценка и перспективы налогов в России . . . . . . . . . . . . . .182
Глава 8. Налоговое бремя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
8.1. Налоговое бремя и его показатели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
8.2. Отраслевая и региональная структуры налоговой нагрузки . . . . . . . . .187
8.3. Налоговая нагрузка предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
8.4. Налоговое бремя населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Глава 9. Экономический рост и налоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
9.1. Экономика, государство, налоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
9.2. Налоговое регулирование российской экономики . . . . . . . . . . . . . .231
Глава 10. Проблемы фискального федерализма . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
10.1. Принципы фискального федерализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
10.2. Практические аспекты фискального федерализма . . . . . . . . . . . . . 248
Глава 11. Оценка налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
11.1. Проблема эффективности в налогообложении . . . . . . . . . . . . . . . 260
11.2. Анализ некоторых параметров налоговой политики . . . . . . . . . . . . 267

В доклассический период были разработаны многие важные теоретические положения, касающиеся сущности налогов. Еще философ и теолог Ф.Аквинский говорил о существующей поныне распределительной функции. Появились первые налоговые учения, основанные на связи функций налогов и государства: теории обмена (эквивалента), фискального договора. Большая заслуга таких ученых как Ф. Кенэ, У.Петти состоит в том, что они положили теоретическую основу формирования функций налогов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

дополн-е.doc

В доклассический период были разработаны многие важные теоретические положения, касающиеся сущности налогов. Еще философ и теолог Ф.Аквинский говорил о существующей поныне распределительной функции. Появились первые налоговые учения, основанные на связи функций налогов и государства: теории обмена (эквивалента), фискального договора. Большая заслуга таких ученых как Ф. Кенэ, У.Петти состоит в том, что они положили теоретическую основу формирования функций налогов. Тем не менее, финансовая наука тогда еще не выделилась окончательно в самостоятельную отрасль знания и не смогла выдвинуть целостных научных концепций налогообложения.

Основная идея – невмешательство государства в хозяйственную жизнь, в том числе посредством налогов. Налоги, по мнению представителей теории – непроизводительные расходы, которые вредны для общества (в частности для накопления капитала). Выделяется в это время регулирующая роль налогов, заключающаяся в соответствующем обложении отраслей с неравной нормой прибыли (подразумевался перелив капитала из одних отраслей в другие).

Развитие взглядов экономистов на функции налогов конца XIX - XX веков.

В конце XIX века налогообложение начинает играть роль в социально-экономической жизни общества. До этого времени отрицалось то, что налоги могут иметь пользу для плательщика, законодатели преследовали лишь фискальную цель налога. В первую очередь благодаря социалистам, акценты сместились на использование налогов в качестве средства перераспределения доходов. Заслугой К.Маркса и Ф.Энгельса в области налогообложения было то, что они предложили перераспределять национальный доход с помощью налогов в пользу неимущих классов. Маркс и Энгельс отмечали: “Если демократы предлагают пропорциональный налог, рабочие должны требовать прогрессивного.”

По мнению неоклассицистов предпочтение отдается лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики. А. Маршал отмечал, что важно стремиться к осуществлению равномерного распределения предоставляемых государством благ соразмерно внесенному плательщиком налогу.

По теории экономики предложения, сформулированной в начале восьмидесятых годов американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лаффером, в большей степени, чем по кейнсианской теории, налоги рассматриваются в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Основой теории является то, что рынок способен самоуравновешиваться, а государственное вмешательство только мешает его нормальному функционированию.

Налогообложение в России. Развитие научных взглядов.

В дореволюционной России практически все налоги существовали с одной единственной функцией – фискальной. Пополнение казны происходило засчет введения новых налогов, увеличения их размеров, если в казне наблюдался дефицит бюджета. Социалисты же сумели сделать акцент на распределительной функции налогов. При этом они провозгласили прогрессивность налога.

Налоговая реформа 1930—1932 гг.

Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий ВНП, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложение во многом утратили значение для бюджета.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

"В настоящее время,- говорил в докладе на съезде Хрущев,- развитие всего народного хозяйства и культуры Советского Союза осуществляется главным образом за счет накоплений социалистических предприятий”. Мероприятия не увенчались успехом.

После проводились налоговые реформы в связи с разрешением индивидуальной трудовой деятельности граждан (1986), при этом налогам была присуща фискальная функция.

Современные взгляды на функции налогов

Современные российские ученые - экономисты высказывают различные мнения по вопросу о функциях налогов.

Один из аргументов автора состоит в том, что ведущие экономисты развитых западных стран, значительно превосходящих Россию как по опыту практического использования налогов, так и по уровню теоретического его освоения, детально анализируют в своих трудах фискальное значение налогов, принципы обложения и влияние на экономику.

Д.Г. Черник и группа авторов выделяют пять функций налога:

1) фискальная, которая отражает задачу наполнить бюджет государства;

2) распределительная (социальная) , то есть осуществление государством через налоговую систему перераспределения финансовых ресурсов, в том числе перетекания денег из производственной сферы в социальную.

3) регулирующая функция, которая определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налогов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиться желаемых изменений в структуре производства и его размещении.

4) контрольная функция отражает возможность государства благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций получать информацию об истинном финансовом положении граждан и страны в целом, а это в свою очередь позволяет вносить необходимые изменения в бюджетную и налоговую политику.

5) политическая, которая связана с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Например, в настоящее время существует правительственное соглашение между Россией и республикой Беларусь о взимании НДС по принципу страны назначения.

Читайте также: