Хранение налоговых деклараций в электронном виде

Обновлено: 28.04.2024

Бухгалтерия, кадры, отчетность, справки с ФНС, сверки с ПФР - все в одном месте, у пользователей сервиса 1С-Отчетность.

Все направления отчетности

Сервис напомнит о сроках сдачи отчётности, поможет быстро подготовить документы и проверит их перед отправкой.

Обычно обязанность сдавать отчёты в электронном формате зависит от численности сотрудников — общей или среднесписочной. С 2020 года действуют новые критерии, согласно которым ИП и организации должны отчитываться в контролирующие органы по телекоммуникационным каналам связи — ТКС.

Кто сдаёт электронную отчётность в 2020 году

Отчётность в электронном виде обязаны сдавать следующие категории налогоплательщиков:

  • Организации и ИП, у которых среднесписочная численность сотрудников за 2019 год составила более 100 человек;
  • Новые или реорганизованные компании, в которых число сотрудников превышает 100 человек;
  • Крупнейшие налогоплательщики, за исключением информации, которая относится к государственной тайне.

Все остальные налогоплательщики могут выбрать удобный для себя формат сдачи отчётности — электронный или на бумаге. Но некоторые декларации по закону нужно сдавать онлайн — например, декларацию по НДС.

Электронная отчётность в ФНС

Налоговая принимает исключительно в электронном виде следующие документы:

Декларацию по НДС

Налогоплательщики на ОСНО должны отчитываться по НДС за каждый квартал. Кроме них декларацию подают спецрежимники, которые выделяют НДС в счетах-фактурах, а также налоговые агенты. При этом организационно-правовая форма налогоплательщика и численность сотрудников не имеют значения.

Бухгалтерскую отчётность сдают в электронном виде с 1 января 2020 года все предприятия. Исключение составляют только малые предприятия, у которых:

  • Среднесписочное число сотрудников за 2019 год — менее 100 человек;
  • Выручка за 2019 год — менее 800 млн рублей.

С 2021 года малые предприятия также будут обязаны сдавать электронную бухгалтерскую отчётность.

Важно: бухгалтерскую отчётность в Росстат больше не сдают.

Установлены новые правила отчётности по НДФЛ. Расчёт 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ необходимо сдавать в электронном виде, если число сотрудников, которые получили доход, более 10 человек.

Расчёт по страховым взносам также сдаётся по ТКС при соблюдении следующих условий:

число сотрудников, получивших доходы — более 10 человек;

при расчёте сотрудников учитываются также внешние совместители и лица, работающие по договору ГПХ;

число сотрудников учитывается за текущий период, а не за предыдущий.

Те налогоплательщики и страхователи, у которых численность сотрудников не превышает установленные пределы, могут отчитываться в налоговую на бумаге.

Электронная отчётность в ПФР

Обязанность работодателя сдавать отчёты в Пенсионный фонд по ТКС также зависит от численности сотрудников: если в компании работает 25 человек и более, необходимо отчитываться в электронном виде. Этот критерий действует для всех форм отчётности.

Важно: чтобы отправлять электронные отчёты, нужно стать участником электронного документооборота с ПФР. Для этого необходимо подписать соглашение с отделением ПФР об обмене документами в системе ЭДО Пенсионного фонда.

Электронная отчётность в ФСС

Все остальные страхователи могут сдавать 4-ФСС на бумаге до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Штрафы

За несоблюдение обязательной электронной формы отчётности предусмотрены штрафы. ФНС и ФСС налагают штраф в размере 200 рублей, а ПФР — 1000 рублей.

женщина

Продукты по направлению

Сервис передачи отчетности в контролирующие органы из программ "1С:Предприятие"

Программа для отправки отчетности и организации документооборота с контрагентами


Отчетность через интернет – это обоснованная необходимость в сегодняшней работе любого бизнеса. В настоящей статье будут рассмотрены основные шаги по подключению к системе электронной сдачи отчетности и нюансы отправки электронной отчетности в налоговую.

Как сдать в налоговую отчетность через интернет

Для сдачи налоговой отчетности через интернет предназначены телекоммуникационные каналы связи (ТКС), работать с которыми могут специализированные операторы (СО).

Требования к организациям, которые могут быть операторами ТКС, установлены ФНС России (приказ от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76@), их перечень опубликован на сайтах региональных управлений ФНС России.

Кто обязан сдавать электронную отчетность, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

С 2022 года меняются правила получения ЭЦП. ЭП формируется и удостоверяется ФНС или доверенными удостоверяющими центрами. Как поменяются правила с 2022 года, рассказали в статье, опубликованной в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, вы можете получить пробный доступ бесплатно.

Для перехода на электронное представление отчетности необходимо:

  • определиться с СО (лучше выбрать СО, который имеет право оказывать услуги по удостоверению подписи);
  • заключить договор с СО;
  • установить программу;
  • оформить и получить сертификат ключа ЭП.

При заполнении заявления на подключение к системе отправки отчетности через интернет внимательно указывайте все реквизиты организации, т.к. исходя из указанных вами параметров будут формироваться файлы для отправки электронной отчетности в налоговую.

При наличии обособленных подразделений, недвижимого имущества, земельных участков, расположенных вне места нахождения организации, сдача налоговой отчетности через интернет производится в налоговую по месту нахождения имущества и подразделений организации.

ВАЖНО! Укажите в заявлении коды всех налоговых инспекций, в которые вы будете отправлять декларации по налогам.

Крупнейшие налогоплательщики отправляют все налоговые декларации и прочие отчеты в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Как сдать в налоговую отчетность через интернет

Каждый оператор ТКС предлагает инструмент, с помощью которого можно заполнить (или выгрузить из программы бухгалтерского учета) налоговые декларации. После внесения (или выгрузки) всех данных в программу формирования электронной отчетности файл с декларацией интерпретируется для отправки отчетности через интернет. Далее файл необходимо заверить усиленной квалифицированной электронной подписью, и только тогда производится отправка налоговой отчетности через интернет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если декларации по налогам не будут представлены в срок, который определен НК РФ, налоговая может приостановить операции по банковским счетам организации (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).Чтобы не оказаться в такой ситуации, необходимо четко понимать, какие стадии проходит отчетность через интернет и в каком случае она считается представленной.

Даже если у налогоплательщика (например, у ООО) сформированы нулевые отчеты, их тоже необходимо представлять в контролирующие органы. Порядок сдачи таких документов в электронном виде ничем не отличается от порядка сдачи насыщенных данными отчетов.

Процесс обмена файлами отчетности и технологическими документами между оператором, налоговым органом и отчитывающейся организацией утвержден приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@.

Процесс представления электронной отчетности в налоговую состоит из следующих этапов:

ВАЖНО! После получения квитанции о приеме налоговой декларации отчетность считается представленной. Дата, указанная в подтверждении даты отправки, будет считаться датой представления независимо от сроков обработки и проверки декларации.

Что делать, если получен отрицательный протокол при сдаче СЗВ-М, узнайте здесь.

Как подключиться к электронной отчетности в центр занятости, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Большинство компаний не имеют законодательного права выбирать форму сдачи налоговых деклараций в налоговую. Например, электронная сдача отчетности является для подавляющего большинства налогоплательщиков единственным вариантом представления в налоговый орган декларации по НДС. Чтобы избежать штрафов, важно четко представлять процесс передачи отчетности по ТКС и, исходя из этого понимания, не откладывать отправку деклараций в налоговую на последний день установленного НК РФ срока представления отчетности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

При этом Кодекс не обязывает хранить в бумажном виде документы, составленные в электронной форме.

Об этом сообщает Минфин России в письме от 22.08.2012 № 03-02-07/1-202.

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-02-07/1-202 от 22.08.2012

Хранение бумажных копий налоговых деклараций, сданных по ТКС

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросам представления налоговых деклараций сообщает.

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

На основании статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

При этом Кодекс не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин


Комментарий эксперта

Опубликованное письмо является ответом на частный запрос фирмы, которая представляет налоговые декларации в ИФНС России по телекоммуникационным каналам связи. После отправки отчетность хранится на сервере специализированного оператора связи. В дополнение к этому фирма ее распечатывает, подписывает у уполномоченных лиц и хранит в бумажном виде в своем архиве. Должна ли такая отчетность храниться на бумажном носителе?

Согласно разъяснениям специалистов главного финансового ведомства в опубликованном письме, налоговую отчетность, представленную в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, дополнительно хранить на бумаге не нужно. Вместе с тем, налогоплательщик и налоговый орган должны обеспечить хранение декларации, представленной в электронном виде, в установленном порядке. Основание – пункт 6 и 7 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

Говоря о порядке хранения декларации, представленной в электронном виде, Минфин России обращается к статье 23 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней, плательщики налогов обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих уплату (удержание) этих обязательных платежей. Отсюда Минфин России делает вывод, что обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России, Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Таким образом, если налоговая инспекция потребует документы, которые составлены в электронном виде как надо, дублировать их на бумаге не нужно. И можно сказать, что требования работников налоговых органов по представлению на бумаге налоговой отчетности, составленной в электронной форме по установленным ФНС России форматам, следует расценивать как превышение полномочий, а их действия – незаконными.

Архив > 2020 (10) > Порядок, условия и сроки хранения бухгалтерских документов на бумажном и электронном носителях

Порядок, условия и сроки хранения бухгалтерских документов на бумажном и электронном носителях

Корпоративные информационные системы и учетная политика организации при применении автоматизированной формы ведения учета

1. Порядок и сроки хранения бухгалтерских, налоговых и кадровых документов организации на бумажном носителе

Хозяйствующие субъекты в Российской Федерации независимо от формы собственности и вида деятельности, которые по российскому законодательству обязаны вести бухгалтерский учет, должны обеспечить сохранность текущих и архивных бухгалтерских документов [1]. Документы, с которыми работает бухгалтерская служба хозяйствующего субъекта (организации) можно условно разделить на две группы:

  • бухгалтерские документы, включая кадровые;
  • налоговые документы (документы, связанные с исчислением налогов и страховых взносов).

Хранение первичных, сводных, отчетных и иных бухгалтерских документов организаций регулируется следующими нормативными документами:

1.1. Порядок хранения бухгалтерских и налоговых документов

  • комплекс мер по организации хранения, предусматривающий создание материально-технической базы хранения документов (здание и помещения хранилищ, средства хранения документов, средства охраны и безопасности хранения, средства климатического контроля, средства копирования и восстановления поврежденных документов и т.п.);
  • комплекс мер по созданию и соблюдению нормативных условий хранения документов (температурно-влажностный, световой, санитарно-гигиенический, охранный режимы хранения);
  • регламентированная процедура приема/выдачи архивных дел, назначение ответственного лица (архивариус) по их приему/выдаче и организации размещения дел в помещении архива.

Система мер по хранению должна обеспечивать сохранность документов и контроль их физического состояния при поступлении документов в архив и при их хранении. При организации хранения и создании условий хранения следует учитывать специфику состава и видов документов, характерного для конкретного архива. Организация должна разработать и утвердить перечень документов, подлежащих сдаче в архив структурными подразделениями (отделами), утвердить порядок выдачи дел из архива и обеспечить контроль за соблюдением процедуры и сроков их сдачи, выдачи и возврата. Документы, хранящиеся в архиве организации должны быть оформлены и учтены надлежащим образом в соответствии с Правилами работы архивов организации.

Требования к оформлению дел, принимаемых в архив организации:

  • оформление дел проводится работниками службы документационного обеспечения управления или другими структурными подразделениями, в обязанности которых входит заведение и формирование дел, при методической помощи и под контролем архива организации;
  • в зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел;
  • полному оформлению подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Полное оформление дел предусматривает:
    • подшивку или переплет дела;
    • нумерацию листов дела;
    • составление листа-заверителя;
    • составление, в необходимых случаях, внутренней описи документов;
    • внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела (уточнение названия организации, регистрационного индекса дела, крайних дат дела, заголовка дела);
    • постоянного хранения;
    • временного (свыше 10 лет) хранения;
    • по личному составу;
    • а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих дальнейшему хранению.

    Дела с истекшими по перечню сроками хранения включаются в акт о выделении к уничтожению и подлежат уничтожению. При организации хранения документов можно воспользоваться услугами специализированной архивной компании (обработка и подбор документов, формирование и хранение дел и др.). Росархив РФ приказом № 236 от 20.12.2019г. утвердил новый перечень типовых управленческих документов организации и установил новые сроки их хранения. Данный приказ Росархива вступил в силу 18 февраля 2020 года. Прежний перечень документов, утвержденный Министерством культуры РФ, утратил силу.

    1.2. Сроки хранения основных бухгалтерских, налоговых и кадровых документов организации на бумажном носителе

    Основные опорные моменты, которые необходимо знать руководителю организации при ее создании и работе, в части исполнения законодательных норм РФ в вопросе соблюдения сроков хранения основных бухгалтерских, налоговых и кадровых документов [5]:

    • перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержден приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. N 236 с учетом положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов;
    • перечень включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения [5];
    • перечень состоит из 12 разделов:
      • раздел 1 включает документы, отражающие распорядительные, организационные функции управления, функции контроля, а также правовое обеспечение управления, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов организациями;
      • разделы 2-4 включают документы, последовательно раскрывающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, учет и отчетность;
      • раздел 5 содержит документы об организации и осуществлении экономических, научно-технических, культурных и иных связей организаций;
      • раздел 6 включает документы об информационном обслуживании деятельности организаций;
      • раздел 7 включает документы по организации труда, нормированию труда, тарификации, оплате труда, охране труда;
      • раздел 8 содержит документы о работе с кадрами: приеме, перемещении, увольнении работников, повышении их квалификации, проведении аттестации, а также награждении;
      • раздел 9 содержит документы о материально-техническом обеспечении деятельности и организации хранения имущественно-материальных ценностей;
      • раздел 10 включает документы по административному и хозяйственному обслуживанию организаций: соблюдению правил внутреннего распорядка, эксплуатации служебных зданий, транспортному обслуживанию, внутренней связи, обеспечению безопасности организаций;
      • раздел 11 содержит документы, отражающие социально-бытовые вопросы, в том числе социальное страхование, жилищно-бытовые вопросы, организацию досуга;
      • раздел 12 содержит документы, отражающие организацию деятельности первичных профсоюзных и иных общественных организаций (объединений).

      В таблице 1 приведены сроки хранения основных документов налогового, бухгалтерского и кадрового учета организаций [4], действующие с 2020 года. согласно приказа Росархива от 20 декабря 2019 г. N 236.

      Табл. 1. Сроки хранения основных документов

      Срок хранения с 2020 г.

      * - 50/75 лет, если делопроизводство закончено до 01.01.2003 г., хранятся 75 лет, после 01.01.2003 г. – 50 лет.

      2. Условия и сроки хранения, налоговая проверка электронных документов

      2.1. Условия и сроки хранения электронных документов

      Условия и сроки хранения электронных документов электронного документооборота (ЭДО) определены Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015г. №526 "Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" (Правила 2015) и Министерством Финансов РФ. Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015г. № 526 (Правила 2015) оговорены следующие условия хранения документов электронного документооборота (ЭДО):

      • каждая единица электронного документа обязана храниться не менее чем в двух экземплярах на разных физических устройствах;
      • в компании должна быть организована техническая возможность для копирования, открытия, перезаписи электронных документов и контроля над их физическим и техническим состоянием;
      • в организации обязано быть обеспечено надежное хранение электронных документов, исключающее возможность их утраты, уничтожения, искажения данных, несанкционированного доступа третьих лиц с целью хищения или рассылки.

      Коммерческие организации, большинство электронных документов которых практически не выходит за пределы их собственного хранилища, могут использовать обычный PDF, а также другие форматы. Например, чертежи и схемы не всегда корректно отображаются в PDF, поэтому, чтобы не потерять качество документа в пользу соблюдения заданного формата, целесообразно сохранить файл в любом другом неизменяемом виде. Передавая документы на хранение, особое внимание следует уделять не только соблюдению формата, сколько тому, как этот формат обеспечивает неизменяемость файлов. Как это реализовать технически, каждая организация решает сама в зависимости от используемого программного обеспечения, наличия СЭД и качества технической поддержки.

      Принципы организации электронного документа (ЭДО) предполагают подтверждение юридической правомочности и подлинности электронного документа. Это использование электронно-цифровой подписи (ЭЦП) [3]. Электронный документ не считается подлинным и имеющим юридическую силу без его электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и наличие сертификата к ней.

      С 1 июля 2020 года усилены требования к использованию электронной подписи в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи"" и статью 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" за исключением отдельных норм, вступающих в силу с 1 января 2021 года. Федеральным законом №476-ФЗ:

      • введено понятие "доверенная третья сторона" - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции;
      • установлен порядок аккредитации доверенной третьей стороны;
      • определены условия признания электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях;
      • существенно увеличены требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) удостоверяющего центра, а также к финансовому обеспечению ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр;
      • прописан порядок проведения внеплановых проверок аккредитованных удостоверяющих центров, доверенных третьих сторон;
      • регламентированы процедуры использования квалифицированной электронной подписи при участии в различных правоотношениях (в т.ч. правоотношениях физического, юридического лица и лиц, замещающих госдолжности и др.);
      • установлен порядок оформления доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи.

      Сроки хранения документов по обеспечению работы телекоммуникационных каналов связи (ТКС) ЭДО (приказ Росархива РФ № 236 от 20.12.2019г.) приведены в таблице 2.

      Табл. 2. Сроки хранения документов по обеспечению работы телекоммуникационных каналов связи

      Обеспечение работы ТКС

      2.2. Налоговая проверка документов при электронном документообороте

      В настоящее время в Российской Федерации специальных регламентов и нормативно-правовых актов, которыми регулировался бы порядок проведения налоговых проверок организации, где ведется электронный документооборот, пока нет. Поэтому, как и в случае с хранением электронных документов, следует обратиться к положениям, применяемым для ведения бумажного документооборота. В письме от 25.07.2013 г. № АС-4-2/13622 налоговыми органами даны рекомендации по проверке документов при проведении выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Проверка документов, в том числе и электронных, предполагает:

      • их визуальное изучение в целях выявления всех требуемых реквизитов;
      • оценку правильности произведенных расчетов суммовых и итоговых показателей в первичной документации, отчетах, формах учета;
      • оценку документов на предмет их соответствия нормам действующего законодательства;
      • проверку подлинности и достоверности данных, изложенных в документах.

      В Налоговом кодексе РФ в настоящее время нет положений о том, что электронные документы организации в обязательном порядке должны сопровождаться изготовлением их бумажных копий. Однако по требованию лиц, проводящих проверку, любой электронный документ должен быть распечатан. Для работы в ходе выездной налоговой проверки необходимо обеспечить проверяющих программными и техническими средствами для проведения проверочных мероприятий. Вариантов может быть несколько.

      Во-первых, предоставление компьютера, на котором установлено программное обеспечение для просмотра документов. Для неформализованных документов используются привычные программы (Word, Excel). Документы в формате XML-файлов лучше показывать непосредственно в учетной программе.

      Во-вторых, формализованные документы можно конвертировать в PDF документы, правда, при этом утрачивается возможность проверки их электронной подписи. В таком случае, можно предоставить XML-файл с ЭЦП и продублировать его в PDF.

      В-третьих, проверяемая организация/ налогоплательщик может предоставить доступ к необходимым документам в системе ЭДО, с которой работает. В целях предоставления доступа к электронным документам удобнее обеспечить проверяющего отдельным рабочим местом за компьютером с установленным на нем средством криптографической защиты информации, возможностью просмотра формализованных документов и данных об электронной подписи через веб-клиент оператора ЭДО, в котором производится обмен электронными документами с контрагентами. Функциональные возможности современных операторов ЭДО позволяют создать отдельного пользователя с ограниченным доступом к конкретным документам, чтобы обеспечить доступ к просмотру тех документов, которые заявлены для целей проведения проверки. Следует отметить, что организация в ходе налоговой проверки не обязана подтверждать электронные подписи своих контрагентов. Сама система ЭДО разработана таким образом, чтобы не распознавать документы, подписанные не тем ключом, а значит, все электронные документы от контрагентов с ЭЦП правомерно признаются по умолчанию корректно подписанными и легитимными [3].

      3. Ответственность за несоблюдение порядка и сроков хранения бухгалтерских, налоговых и иных документов организации

      Ответственность за несоблюдение порядка и сроков хранения документов может быть административной, налоговой и уголовной. Ее несут должностные лица организации – руководитель[4]. Ответственность наступает за невыполнение порядка и сроков хранения документов на бумажном носителе и электронных документов (ЭДО) [6]. Виды нарушений в части порядка и сроков хранения документов, за которые наступает ответственность в соответствии с законодательством РФ включают:

      • нарушение порядка и сроков хранения документов;
      • отсутствие первичных документов;
      • похищение, уничтожение, повреждение и сокрытие документов [6].

      Ответственность за указанные виды нарушений может быть наложена как на юридическое лицо, так и на его должностных лиц. В частности, в соответствии с действующими на сегодня норами законодательства ответственность может быть: