Финансирование как за счет страховых взносов так и из средств налогообложения модель

Обновлено: 30.04.2024

Выплачивая страховые взносы, работодатель должен соблюдать общий порядок их расчета, учитывать изменения законодательства. Значительных изменений в части уплаты страховых взносов в 2021 г. нет, однако ряд послаблений получили индивидуальные предприниматели и представители среднего и малого бизнеса.

В статье расскажем о нюансах расчета страховых взносов в 2021 г. на примере конкретной организации.

КТО ОБЯЗАН УПЛАЧИВАТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

– физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • издательским лицензионным договорам;
  • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Для плательщиков устанавливают предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2021 г. — 2,3).

Размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливает Правительство РФ.

НУЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ В БАЗУ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ СУММЫ ЗАРПЛАТЫ ПО ПРЕДЫДУЩЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ

В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

КАКИЕ СУММЫ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
  • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказаниемедицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и др.;

7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, и др.;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам;

13) суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и т. д.;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

16) суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 %;

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

  • на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 %;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1 %.

Тарифы страховых взносов, действующие в 2021 г., представлены в табл. 1.

Таблица 1. Действующие тарифы страховых взносов

База для исчисления страховых взносов

Тарифы страховых взносов

на ОПС

на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

на ОМС

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

в отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины

Свыше установленной предельной величины

* В целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское образование предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

После вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ ст. 426 НК РФ утратила силу, а совокупный тариф в 30 % стал постоянным.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ БАЗ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2021 ГОДУ?

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

  • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
  • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Вид взносов

Предельная величина облагаемой базы, руб.

2020 г.

2021 г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

Нет предельной величины

ПРИМЕР

Таблица 3. Расчет страховых взносов в 2021 г. для Сидорова С. С., руб.

Месяц

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов нарастающим итогом

Тариф взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) для малых и средних предприятий теперь составляет 10% вместо 22%, как было раньше. Тариф на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%, а на социальное страхование и вовсе обнулился (ранее 2,9%).

Что это значит для пенсионной системы и какие меры могут быть приняты для ее балансировки?

В докризисном февральском прогнозе Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2020 г. годовой фонд заработной платы в стране оценивался в 26 трлн руб., а взносы на выплату страховой пенсии – 5,7 трлн руб. Исходя из данных ФНС почти 30% зарплат находилось на уровне МРОТа, а количество работников в малом и среднем бизнесе на июль 2019 г. составляло 19,2 млн человек (27% от занятых в экономике). При этом, согласно Росстату, малые и средние предприятия дают около 20% ВВП.

Исходя из этих показателей недополученные страховые взносы во внебюджетные фонды в 2020 г. в целом могут достичь 600 млрд руб. ПФР из этой суммы не достанется порядка 450 млрд руб.

Между тем взносы в ПФР предназначены для финансирования страховых пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом реализуется принцип солидарности поколений. Но бюджет ПФР и так постоянно испытывает дефицит, который покрывается за счет трансферта из федерального бюджета. Причин этого дефицита несколько. Это и растущее число пенсионеров на фоне стагнирующего количества занятых в экономике. И регулярная индексация пенсий. И множество льготных режимов, выпадающие доходы от которых компенсируются федеральным бюджетом. Но основная причина – это теневая занятость 14 млн россиян и скрытая оплата труда в размере, по данным Росстата, 13 трлн руб.

Получается, что имеющаяся распределительная пенсионная модель в условиях двойного кризиса – пандемии коронавирусной инфекции и обрушения цен на нефть – вновь оказалась в опасном положении, которое будет только усугубляться. По экспресс-оценкам экономистов, в 2020 г. ВВП России может упасть на 3% вместо роста на 1,9%, как ранее прогнозировали в правительстве. Очевидно, что серьезно сократятся доходы населения, а значит, и страховые взносы. Это не первый кризис распределительной пенсионной модели с 2008 г. Но теперь правительство фокусируется не только на покрытии текущего дефицита ПФР, но и на поддержке малых и средних работодателей, чтобы хоть как-то сберечь поступления страховых взносов.

Новые выпадающие доходы, которые появятся из-за снижения страховых взносов для части бизнеса, только из федерального бюджета не покрыть. Уже принято решение, что средства фонда национального благосостояния (ФНБ) могут быть направлены на покрытие дефицита бюджета ПФР. Выйдя из прошлого кризиса, правительство уже лишилось одного из своих резервов – резервного фонда. Если кризис затянется, то на распределительную пенсионную систему средств ФНБ, учитывая практику их использования на непенсионные цели, может не хватить.

Все ключевые параметры, используемые для назначения страховой пенсии, начали повышать давно. С 2015 г. растет необходимый минимум страхового стажа – к 2024 г. он увеличится до 15 лет. С 2015 г. также растет требование к минимальному количеству пенсионных коэффициентов (баллов) с 6,6 до 30 в 2025 г. А с 2019 г. началось повышение и пенсионного возраста: в 2028 г. он достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Можно предположить, что после кризиса последуют новые инициативы в пенсионной сфере для сокращения рисков бюджетной системы. Они могут вылиться как в изменения для льготников, так и в дальнейший рост требований к назначению страховой пенсии. Не удивлюсь, если вскоре анонсируют дальнейшее повышение требований к страховому стажу (вплоть до 25 лет, как во многих европейских странах) и пенсионному возрасту (прежде всего для женщин, как это уже реализовано в рамках пенсий для госслужащих).

В этой связи резко возрастает актуальность возрождения накопительного компонента, при котором граждане формировали бы личный пенсионный капитал с гарантиями защиты от обесценения. Еще больше подходящей для этого становится ранее анонсированная система гарантированного пенсионного плана. Внедрение этой системы даст россиянам больше возможностей формировать альтернативу страховой пенсии от государства.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений. Кроме того, работникам учреждений осуществляются различные выплаты социального характера. Нужно ли их облагать страховыми взносами? Давайте разбираться.

Какие выплаты относятся к социальным?

компенсация, выплачиваемая работникам за проезд к месту работы и обратно;

разовые премии работникам за участие в конкурсах профессионального мастерства, премии в связи с праздничными и юбилейными датами;

дотации работникам на питание;

компенсация работникам стоимости путевок;

возмещение работникам стоимости лечения и медикаментов, платы за детей в дошкольных учреждениях и т. д.

Основные признаки социальных выплат сформулировал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:

выплаты социального характера осуществляются на основании коллективного договора;

не являются стимулирующими;

не зависят от квалификации работников;

не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы;

не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Соответственно, все виды выплат, которые обладают пеерчисленными признаками, относятся к социальным.

Минфин об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщикам страховых взносов важно знать, облагаются ли страховыми взносами социальные выплаты работникам или нет?

Представители финансового ведомства давно и последовательно придерживаются мнения о том, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке. Чиновники основываются на следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Статьей 422 НК РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

И если в данной норме прямо не указаны те виды социальных выплат, которые осуществляет работодатель, то они облагаются страховыми взносами (см. таблицу).

Реквизиты письма Минфина

Виды социальных выплат, которые, по мнению Минфина, облагаются страховыми взносами

От 21.03.2017 № 03-15-06/16239

Оплата дополнительного дородового отпуска.

Компенсация работникам стоимости путевок.

Компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.

Оплата выходных дней за участие в добровольной народной дружине.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников

От 23.04.2019 № 03-15-06/29511

Компенсация стоимости путевок.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение стоимости лечения и медикаментов

От 14.12.2020 № 03-15-06/109203

Единовременная премия при выходе на пенсию.

Единовременное поощрение в связи с праздничными и юбилейными датами.

Возмещение платы за детей в дошкольных учреждениях.

Единовременное вознаграждение при поступлении на работу работникам в возрасте до 35 лет.

Частичная компенсация работникам стоимости путевок.

Оплата питания донорам в дни сдачи крови.

Доплата работнику, осуществляемая за время декретного отпуска его супруги.

Ежемесячное дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет

От 15.02.2021 № 03-15-06/10032

Дотации на питание работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также работникам, занятым в многосменном режиме работы, в дни фактической занятости на работе.

Компенсация работникам за проезд к месту работы и обратно.

Разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства.

Премии в связи с праздничными и юбилейными датами

Из приведенных разъяснений Минфина следует, что не облагаются только те выплаты, которые прямо указаны в ст. 422 НК РФ. Все остальные выплаты, и социальные в том числе, облагаются страховыми взносами. Никакому расширительному толкованию перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подлежит.

Данный подход представители финансового ведомства демонстрируют с 2017 года, когда порядок уплаты страховых взносов стал регулироваться нормами НК РФ. До этого их коллеги из Минтруда придерживались аналогичных взглядов относительно обложения страховыми взносами социальных выплат. Еще в Письме Минтруда РФ от 08.10.2014 № 17-3/В-473 было сказано, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ[1], является исчерпывающим. В данной статье не поименованы выплаты в виде:

ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

компенсации стоимости санаторно-курортных путевок;

компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (работника) к месту оздоровления или лечения и обратно;

компенсации проезда работнику в ближайший территориальный центр профпатологии для установления диагноза профзаболевания.

Следовательно, перечисленные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке как выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.

Судьи об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщики страховых взносов, не соглашаясь с позицией контролирующих органов в лице Минфина и ФНС, оспаривают доначисления страховых взносов, штрафов и пеней по налоговым проверкам и обращаются в суды. Интересно, что арбитры, основываясь все на тех же нормах НК РФ, приходят к прямо противоположному мнению. Рассмотрим конкретные решения.

Постановление АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020 по делу № А12-47264/2019

Организация в расчете по страховым взносам за I квартал 2019 годы указала выплаты в пользу физических лиц, не подлежащие обложению страховыми взносами, в числе которых была частичная компенсация расходов за содержание в дошкольном учреждении детей работников в сумме около 74 000 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция пришла к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов в I квартале 2019 года на указанную сумму и доначислила страховые взносы и пени.

Организация не согласилась с налоговиками и обратилась в суд. Все три судебные инстанции поддержали плательщика страховых взносов.

Судьи, проанализировав положения ст. 15, 16, 129 ТК РФ, признали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. В проверяемом периоде в соответствии с коллективным договором организация компенсировала работникам расходы за содержание детей в дошкольном учреждении. При этом в материалы дела не было представлено доказательств того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от их трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, трудового стажа.

Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), поэтому не выступают объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, учитывая данные факты, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, связанные с компенсацией за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера, не считаются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с данным работодателем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поэтому основания для включения компенсации расходов за содержание в дошкольном учреждении детей в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.

К аналогичному выводу пришел суд и в Постановлении АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020, в котором в качестве социальных выплат признал в том числе компенсацию стоимости путевки на оздоровительный отдых семьи работника, также не подлежащую обложению страховыми взносами.

Постановление АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020 по делу № А19-6508/2020

Как и в предыдущем случае, по результатам камеральной налоговой проверки представленного организацией расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года налоговый орган обнаружил факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества, в размере 1,7 млн руб. Организации были доначислены страховые взносы. Не согласившись с таким решением, она обратилась в суд, при этом досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

По мнению налогового органа, оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, субъектом РФ, решением представительных органов местного самоуправления. Пределы норм спорных выплат законодательно не регулируются. Поскольку спорные выплаты осуществлялись обществом на основании локальных нормативных актов, они подлежали обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019).

Суды применили положения ст. 8, 18.1, 420, 422 НК РФ, ст. 5, 15, 56, 129, 164, 165 169 ТК РФ а также правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, и пришли к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ.

Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Исходя из данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судьи решили: организация производила спорные выплаты и дотации на питание работников за счет собственных средств на основании коллективного договора.

Установив, что указанные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, арбитры пришли к обоснованным выводам, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Отметим также, что, по мнению суда, ссылки налогового органа на письма Минфина не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные письма нормативными правовыми актами не являются.

Аналогичное решение было вынесено и в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019: выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Постановление АС СЗО от 15.03.2021 № Ф07-521/2021 по делу № А56-68702/2020

Основанием для принятия спорного решения налоговым органом в этом деле послужили выводы о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха работникам государственных учреждений. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, повлекло занижение суммы страховых взносов.

В соответствии с п. 6 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений предусмотрена следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление учреждения, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга и являются мерой социальной поддержки. Это свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должны начисляться страховые взносы по правилам гл. 34 НК РФ.

Судьи также обратили внимание на то, что учреждение, перечисляющее работнику спорные выплаты, выступает в данных отношениях не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а администратором в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Поскольку в спорных выплатах учреждения отсутствовал элемент трудовых отношений, арбитры пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам ст. 420 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.

Вывод о том, что суммы предоставленных работникам и их детям в возрасте до 15 лет льготных путевок санаторно-курортного лечения являются социальными выплатами и не облагаются страховыми взносами, был сделан также в постановлениях АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020, от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.

В настоящее время под социальными выплатами понимаются выплаты работникам учреждения, которые производятся на основании коллективного договора, при этом не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, а также от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников.

Представители Минфина и ФНС считаются, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Однако судьи думают иначе и выносят решения по спорным выплатам социального характера в пользу плательщиков страховых взносов. Отметим, что суды придерживались такого же мнения и в отношении страховых взносов, когда их уплата регулировалась Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2017).

В судебных решениях указывается, что правовые позиции судей относительно социальных выплат, сформированные исходя из толкования действовавшего прежде Федерального закона № 212-ФЗ, актуальны и сегодня, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.

Страховые взносы для ООО в 2021 году

Все организации в РФ обязаны перечислять страховые взносы в бюджет при наличии фонда оплаты труда. При этом не важно какой налоговый режим используется. Это означает, что если в компании есть сотрудники, получающие заработную плату и числящиеся в отчётах СЗВ-М, то за них необходимо выплачивать определённые суммы. Размер и виды этих сумм, а также куда их уплачивать рассмотрим в данной статье.

Виды страховых взносов ООО

Существует несколько видов страховых взносов, обязательные для организаций, а именно:

  1. На обязательное пенсионное страхование (ОПС)
  2. На обязательное медицинское страхование (ОМС)
  3. На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ)
  4. На страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ)

При этом важно понимать, что количество выплат зависит от типа договора, заключённого с сотрудником. Трудовой договор предусматривает уплату всех взносов, а договор ГПХ только оплату медицинского и пенсионного страхования с отдельным решением о несчастных случаях по выбору сторон.

С 2017 года все страховые платежи, кроме взносов на травматизм перешли в ведение Федеральной налоговой службы (ФНС) . Страхование от несчастных случаев как и раньше курирует Фонд социального страхования (ФСС) . Все положения регулируются главой 34 НК РФ.

Размеры страховых взносов для ООО

Страховые взносы не являются налогами, однако рассчитываются по схожему принципу. Ставка берётся от произведённой выплаты сотруднику – базы , а полученная сумма и есть взнос. Ставки варьируются в зависимости от того, на что перечисляются средства (накопление пенсии, уход за ребёнком, больничный).

Все данные удобно собрать в таблицу.

Вид взноса Стандартная ставка Ставка по достижению предельной базы
ОПС 22% 10%
ОМС 5,1% 5,1% (предельная база отсутствует)
ВНиМ 2,9% (1,8 для иностранных граждан, за исключением высококвалифицированных специалистов) 0%
НС и ПЗ Определяется ФСС и зависит от класса профессионального риска
для вида деятельности (Приказ Минтруда № 851н)
от 0,2 до 8,5%

Размер взноса от травматизма можно узнать в ФСС. После регистрации компании направляется информационное письмо с этими данными, главное – правильно указать вид деятельности.

Теперь стоит разобраться, что можно считать базой при расчёте величины взносов. Базой выступает весь доход в пользу сотрудника без вычета НДФЛ за календарный месяц . Однако, существуют выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами. К ним относятся указанные в статье 422 НК РФ и статье 20.2 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ , например, дивиденды, пособия и материальная помощь с определёнными ограничениями.

Таким образом, суммарные отчисления в бюджет для налогоплательщиков в 2021 году не изменятся и составят привычные 30% от выплат каждому работнику.

Однако этот показатель не всегда постоянен, и в первую очередь это связано с наличием предельной базы . Её размер меняется каждый год согласно правилам, прописанным в Налоговом кодексе. На 2021 год предельная база устанавливается Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 и составляет:

  • 1 465 000 рублей на ОПС
  • 966 000 рублей на ОСС (ВНиМ)

Если суммарные выплаты сотруднику превысят размер предельной базы, то за месяц, следующий за месяцем превышения, взнос рассчитывается по сниженной ставке. Сниженная ставка также будет браться с суммы, на которую превышена эта предельная база. На медицинское страхование предельной базы не установлено, поэтому ставка постоянна.

Примеры расчёта страховых взносов

Чтобы понять, как на практике определяется размер страховых отчислений, произведём расчёты. Сложность обычно состоит в том, что за разные периоды нужно использовать разные ставки, так как возможно превышение предельной базы, а также попадание в льготные категории (об этом ниже).

Для расчёта величины взноса за работника, необходимо сложить все выплаты в его пользу с начала года. Если полученная сумма не превышает предельной базы, то применяются стандартные тарифы. В противном случае – сниженные, но только после её превышения.

Например, заработная плата сотрудника составляет 100 000 рублей в месяц, и другого дохода у него нет. Видно, что сумма за целый год не превысит 1 465 000 рублей, а значит используется ставка 22%. Для расчёта нужно проценты представить в виде дроби – разделить на 100.

12 х 100 000 х 0,22 = 264 000 рублей составит взнос на пенсионное страхование за год или 22 000 рублей в месяц.

Если же заработная плата будет 150 000 рублей, а расчёт производится за 10 месяцев, то лимит будет превышен на 35 000 рублей (10 х 150 000 - 1 465 000). Соответственно, ставка 22% применяется только к сумме 1 465 000 рублей, а 10% к 35 000, и после взносы суммируются.

0,22 х 1 465 000 + 0,1 х 35 000 = 322 300 + 3500 = 325 800 рублей составит искомый взнос за 10 месяцев

За следующие месяцы ставка будет уже 10%.

Взносы на медицинское страхование в обоих случаях начисляются со всей базы , так как лимит отсутствует:

0,051 х 1 200 000 = 61 200 рублей в первом случае

и 0,051 х 1 500 000 = 76 500 рублей во втором.

Отчисления на социальное страхование рассчитываются от предельной базы , так как суммарный доход её превысил в обоих случаях:

0,029 х 966 000 = 28014 рублей

Разница заключается только в том, что в первом случае лимит будет достигнут на 10-й месяц, а во втором – на 7-й.

Ставка 0% свыше лимита означает, что за следующие месяцы после его превышения платить не нужно.

НС и ПЗ

Здесь ставка зависит от вида экономической деятельности и определяется кодом ОКВЭД-2. Для расчёта можно взять самый распространённый 1 класс профессионального риска со ставкой 0,2%. Лимита нет, а значит взнос начисляется со всей базы в обоих случаях:

0,002 х 1 200 000 = 2400 рублей за 12 месяцев при зарплате 100 000 рублей

0,002 х 1 500 000 = 3000 рублей за 10 месяцев при зарплате 150 000 рублей

Если резюмировать, то в первом случае работодатель перечислит в бюджет взносов на сумму 355 614 рублей за год , а во втором – 433 314 рублей за 10 месяцев.

Читайте также: