Штраф и административный штраф отличие

Обновлено: 20.05.2024

Одним из важных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов является исполнение актов уполномоченных органов о взыскании штрафов, наложенных за административные правонарушения. Перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен главой 23 КоАП РФ.

Всего на начало 2008 года в ФССП России на исполнении находилось 8 170 000 исполнительных документов об административных правонарушениях на общую сумму 8 263 812 тысяч рублей. В первом полугодии 2008 года фактическим исполнением окончено 4 857 518 (59,5 % от общего количества производств) исполнительных производств на сумму 2 599 630 тысяч рублей. Для сравнения: за аналогичный период 2007 года – на начало года 8 332 334 производств на сумму 6 278 463 тысяч рублей, фактическим исполнением было окончено 4 355 508 (52,5 %) на сумму 1 909 564 тысячи рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о его наложении в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. В случае, если должник не оплатил штраф в установленный Законом срок, материалы направляются в ФССП России для принудительного взыскания административного штрафа.

При поступлении к судебному приставу-исполнителю на исполнение исполнительных документов о взыскании денежных средств пристав обязан возбудить исполнительное производство. Исполнительный документ должен соответствовать требованиям закона, включая установленный законом срок для его предъявления.

При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок до пяти дней для добровольного исполнения, таким образом должнику еще раз напоминают о необходимости погашения штрафа, предоставляется возможность его оплаты. При неисполнении добровольно требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель также выносит постановление о взыскании исполнительного сбора (7% от суммы долга). При этом судебный пристав-исполнитель должен убедиться в том, что должник надлежащим образом извещен о том, что в отношении него возбуждено исполнительное производство. Только после этого судебный пристав-исполнитель вправе требовать с должника не только уплаты основной суммы долга, но и исполнительского сбора.

В случае неисполнения должником постановления об административном правонарушении в добровольном порядке, уклонения должника от уплаты назначенного штрафа, должностное лицо уполномоченного органа, вынесшего постановление об административном правонарушении, вправе составить протокол по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.

Так, например, в Тульской области у гражданина К. накопилось более десятка неоплаченных квитанций, выписанных сотрудниками Госавтоинспекции за нарушение различных статей Правил дорожного движения. Заплатить за лихачество водитель не пожелал, что стало причиной визита к должнику судебного пристава. Однако долг так и не был погашен.

Тогда судебный пристав обратился к мировому судье с постановлением о привлечении должника к административной ответственности за неуплату штрафов (ст. 20.25 КоАП РФ), в результате чего должник получил пять суток ареста.

В Республике Карелия гражданин Н. долгое время уклонялся от уплаты административного штрафа в размере 100 рублей, который был ему назначен стражами порядка за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Когда приставы посетили должника и предложили ему уплатить штраф, тот сослался на отсутствие денежных средств и нежелание возвращать долг. В результате на гражданина был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП. В этот же день дело рассмотрел мировой судья, и должник отправился на сутки в камеру временного задержания.

ФССП России призывает граждан своевременно и в добровольном порядке погашать штрафы, наложенные уполномоченными органами за административные правонарушения, и не доводить дело до применения крайних мер.

Федеральная служба судебных приставов обращает внимание граждан на то, что применение в отношении должника наказания за неуплату административного штрафа в форме наложения штрафа в двукратном размере либо административного ареста, не освобождает гражданина от исполнения законных требований постановления об административном правонарушении .

В отечественной правовой системе предусмотрены три основных разновидности карательных санкций. К ним относятся:

Отличие преступления от правонарушения


Со временем объем дел, связанных с преступлениями против отправления правосудия, увеличился по сравнению с уголовными делами в целом. Неспособность соблюдать обвинения, которые наиболее часто встречаются среди отправления правосудия в судебных делах. Эти пропорции согласуются с распределением этих типов нарушений, о которых сообщают полиция, и со временем мало изменились.

Преступление и правонарушение разные понятия

  • Пренебрежение определенными предписаниями;
  • Причинение другим гражданам морального, либо ;
  • Полное или частичное игнорирование конкретных запретов.

Для каждого правонарушения характерна определенная степень противоречия действующим положениям законодательной базы. Совершенные правонарушения могут направляться как по отношению к отдельным гражданам, так и по общественным интересам. Правонарушители представляют для общества минимальную опасность.

Случаи, когда невыполнение приказа были среди обвинений, выросли на 25%, в то время как простуда также увеличилась среди законченных уголовных дел взрослых. За этот же период случаи появления неявки уменьшились почти на одну пятую. Около половины уголовных дел в Манитобе, Юконе и Саскачеване привлекали по меньшей мере одно обвинение в отправлении правосудия. Напротив, взрослые уголовные суды в Квебеке и острове Принца Эдуарда сообщили о меньшем количестве случаев, связанных с этим видом правонарушений.

Наибольший рост за этот период был отмечен в Британской Колумбии и Манитобе. Единственная провинция или территория, которые не испытывали значительного роста доли законченных уголовных дел, в которых было по меньшей мере одно административное правонарушение, было Онтарио, где процент таких случаев увеличился менее чем на один процент.

Все совершаемые гражданами правонарушения рассматриваются в Административном кодексе РФ. Все используемые меры наказания считаются сравнительно мягкими. К ним относятся:

  • Различные общественные работы;
  • Арест на небольшой срок без судимости.

За совершение правонарушений к ответственности граждане могут привлекаться с четырнадцатилетнего возраста.

Распространение правосудия, чаще всего сопряженное с имущественными преступлениями в уголовных судах. Расходы на отправление правосудия часто обрабатываются судами наряду с ненасильственными преступлениями и могут быть или не быть самым серьезным преступлением по делу. Также в этом году 20% случаев, связанных с насильственными преступлениями, также включали обвинения в совершении преступлений против отправления правосудия.

Выводы об вине, распространенной в законных делах с отправлением правосудия

Доступны различные варианты для судей и жюри, налагающих решения по делам взрослых уголовных дел. Эти типы решений включают результаты вины, оправданий, сборов. Этот брифинг анализирует иммиграционные преступления в британском законодательстве об иммиграции и убежище, а также тенденции в законодательстве и уголовном и гражданском принуждении к правонарушителям. В нем не рассматриваются данные о преступлениях, совершенных мигрантами, которые не связаны с самой иммиграционной системой, например, кражи, совершенные мигрантами.

Граждан за совершенные преступления определяется УК РФ. каждое преступление всегда имеет очень тесную взаимосвязь с различными формами собственности, персональными интересами того или иного гражданина, определенным конституционным строем, сформировавшимися общественными правоотношениями и т.п.

В рассмотрении того или иного действия в качестве преступления существенную роль играет степень его тяжести. За совершение преступлений граждане могут предстать перед судом только после достижения шестнадцатилетнего возраста.

В чем сходство преступления и правонарушения?


Административное правонарушение: пример

Для более подробного рассмотрения этих вопросов желательно определить предельные соотношения совершаемых преступлений, а также административных правонарушений. Сходства этих двух понятий заключаются в таких положениях:

  • В общественной значимости для страны и ;
  • Структура составных элементов действующей правовой нормы КоАП РФ аналогична УК РФ;
  • Противоправность действий и установленная виновность считается основными признаками, свойственными всем видам нарушений;
  • При рассмотрении с материальной составляющей одним и тем же будет выступать объект правонарушения и преступления;
  • Теория разработанной межотраслевой квалификации является объективной основой всех видов нарушений в правоприменительной практике.

Функции действующих норм уголовного и административного кодекса призваны осуществлять регулировку, охрану и предотвращение противоправных действий. Если соотноситься с функциями, главной из которых считается именно охранительная (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ) исключительная особенность действующих норм права в административном и уголовном кодексе заключается как в регулировании, так и в охране предмета правонарушения, в виде которого в большинстве ситуаций фигурируют значимые и ценные взаимоотношения между гражданами.

Переезды и выезды намного превосходят число преследований мигрантов за преступления, связанные с иммиграцией. Как показано на рисунке 4, уголовное разбирательство в отношении иммигрантов-правонарушителей остается низким по сравнению с административными действиями в форме принудительных выводок и отказов от въезда в порт. При чтении на рисунке 4 обратите внимание на то, что данные об удалении здесь не включают добровольные отклонения, некоторые из которых могут быть подвергнуты административному действию.

Гражданские санкции в сфере транспорта и образования; Как уголовные, так и гражданские наказания в сфере занятости и против помещиков. Наряду с созданием новых категорий уголовных преступлений были введены режимы гражданских штрафов для обеспечения соблюдения правил иммиграции работодателями, организациями и частными землевладельцами, имеющими контакты с мигрантами.

Нужно иметь четкое понимание существующей взаимосвязи функций регулирования, а также охраны предмета правонарушения, которые призывают выполнять действующие положения КоАП и УК РФ.
Правоохранительная функция КоАП и УК РФ может реализоваться на практике двойственным методов.

Неустойчивые, неблагонадежные представители общества удерживаются от совершения уголовных преступлений, либо проступков, способных нанести определенный или имуществу других граждан. В этой ситуации текущее состояние законодательства будет носить статический характер как в вопросах административных, так и уголовных правонарушений.

Среди этих режимов гражданских штрафов существует параллельный режим уголовных санкций для работодателей и помещиков, нарушающих иммиграционное законодательство. Работодатели, которые нанимают иностранцев без разрешения на работу, могут столкнуться либо с гражданскими санкциями, либо с уголовной санкцией. Гражданские санкции могут налагаться на работодателей, которые действовали по неосторожности, не выполняя проверки личности, прежде чем нанимать кого-то, кто был дисквалифицирован от работы в связи с его или ее иммиграционным статусом.

Система не будет действовать при условии, что юридический факт состава правонарушения будет отсутствовать.

Следовательно, охранительные возможности системы самых важных взаимоотношений между гражданами осуществляется по ходу регулирования специальной группы взаимодействий, подразумевающих определенный вред для людей, который может быть оказан в результате действий тех или иных лиц. В КоАП РФ, а также УК РФ четко определяются воспитательные цели при использовании мер наказания в нарушителям.

Гражданские санкции могут быть уменьшены в ряде обстоятельств, включая первое преступление, предварительные уведомления в министерстве внутренних дел работодателем о подозрениях и частичное, хотя и неполное выполнение обязанностей работодателя, для проверки документации работников.

Максимальное наказание составляет 5 лет лишения свободы. Колледжи и транспортные компании подчиняются только режиму гражданского наказания и в настоящее время не могут быть привлечены к ответственности за неспособность сообщать студентам о нарушении иммиграционного законодательства или для перевозки недокументированных или подпольных пассажиров, соответственно, хотя они могут быть привлечены к ответственности за другие правонарушения, такие как оказание помощи незаконным Иммиграция в государство-член.

Сходство между административными правонарушениями и преступлениями заключается по сути в самом факте осуществления деятельности, выходящие за определенные нормы, диктуемые правосознанием социально активного населения.

Исключения из правил


Гражданские и уголовные наказания против работодателей увеличиваются

Как показано на рисунке 5 ниже, уголовные преследования и обвинительные приговоры за незаконную занятость увеличились за последние несколько лет, но цифры по-прежнему остаются ниже 20 в год в каждой категории. Однако с момента введения режима гражданских штрафов увеличение числа работодателей было оштрафовано, как показано в таблице.

Таблица 2 - Гражданские санкции, вынесенные против работодателей, работающих с незаконными работниками. Примечание. Цифры относятся к штрафам, взимаемым на начальном этапе принятия решения, которое может измениться на этапе возражения или обжалования решения. Сборники не являются когортами, поэтому данные сбора не представляют собой платежи против выписанных штрафов в конкретный год.

И правонарушение, и преступление — наказуемы!

Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только . Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.

Данные о гражданских санкциях, налагаемые и взимаемые с работодателей, нанимающих иностранцев без разрешения на работу в год, являются по частям и получены из Стандартной записки парламентских вопросов. Не существует регулярно публикуемых статистических данных, которые систематически собирают эти данные.

Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.

Министерство юстиции - Руководство по статистике уголовного правосудия Министерство юстиции -. Преступления мобильности: уголовное право и регулирование иммиграции. . Нарушение, иногда называемое мелким преступлением, является нарушением административного регламента, постановления, муниципального кодекса и, в некоторых юрисдикциях, правила государственного или местного трафика. Во многих государствах нарушение не считается уголовным преступлением и, таким образом, не наказывается лишением свободы.

Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.

После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.

Органы законодательной власти выявили такую ошибку, после чего с начала ноября месяца 2002 года в ст. 7,27 КоАП РФ 5 заменили на 1. Т.е. степень общественной опасности хищения определенной суммы денежных средств несколько раз подвергалась повторному рассмотрению органами государственной власти.

Если правонарушение осуществляется юридическим лицом, значительную роль играет возможность определения разновидности противоправности, которая считается чисто формальным признаком. Вторичные отличия могут быть проявлены уже после определения классификации совершенного правонарушения. К ним относятся:

  1. Порядок привлечения нарушителей к ответственности.
  2. Разновидности допустимых наказаний.

Следовательно, способы хищения, а также размер украденной суммы платежных средств может определять отношение к административно наказуемым делам, либо к совершенным уголовным преступлениям.

Однако ограбление и разбой всегда будут считаться преступлениями, даже если ущерб имуществу и здоровью других граждан является минимальным. Также нужно принимать во внимание у правонарушителя.

Под мелким хулиганством может рассматриваться использование нецензурных выражений при разговоре в общественных местах, нарушением покоя граждан, либо совершение каких-то других деяний, дестабилизирующих порядок и размеренную, спокойную жизнь граждан.

Существенные особенности можно выделить при рассмотрении так называемого формального признака. Наказание за дисциплинарные нарушения определяются установленными нормами трудового права. К заключенным, в свою очередь, относятся нормы уголовно-исполнительного права, а к – положения административного Кодекса. Руководитель той или иной организации уполномочен привлекать людей к ответственности за совершение дисциплинарных нарушений.

С признаками и видами правонарушений вас ознакомит видеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

2. Отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка
Заключение
Список использованной литературы

Введение.
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными и дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами.
В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).
В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.
Именно этим обстоятельствам и продиктован интерес к теме представленной работы, целью которой является анализ отличий административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка. Указанная цель достигается путем решения ряда частных задач, а именно:
1. дать общую характеристику административного правонарушения и его признаков;
2. дать общую характеристику понятия преступления и дисциплинарного проступка и сформулировать критерии для сравнительного анализа;
3. дать сравнительный анализ административного правонарушения, преступления и дисциплинарного проступка.

2. Отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

КоАП РФ Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 7-ФЗ, от 28.11.2015 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 N 175-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 31.12.2014 N 515-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

(часть 3.5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ)

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.


Административный штраф как вид административного наказания на сегодняшний день не утратил своего правоприменительного значения. Напротив, с учетом наметившейся на законодательном уровне тенденции к декриминализации преступлений он становится все более актуальным как один из наиболее распространенных видов административного наказания. В статье рассмотрены понятие, суть и значение такого административного наказания, как административный штраф. Также обозначены его отличия от аналогичного наказания в уголовном праве.

Ключевые слова: административное наказание, административный штраф, денежное выражение, санкция, административное правонарушение, преступление, административная ответственность.

Administrative fine as a type of punishment

Zubrilin Valerii Anatolevich, student master's degree programs

Scientific adviser: Azarova Natal'ja Viktorovna, candidate of legal sciences, associate professor

Kaluga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

An administrative fine as a type of administrative punishment has not lost its enforcement significance today. On the contrary, taking into account the trend towards decriminalization of crimes at the legislative level, it is becoming more and more relevant as one of the most common types of administrative punishment. The article considers the concept, essence and meaning of such an administrative penalty as an administrative fine. Its differences from similar punishment in criminal law are also indicated.

Keywords: administrative punishment, administrative fine, monetary expression, sanction, administrative offense, crime, administrative responsibility.

Административный штраф является наиболее распространенным видом наказания, так как большинство штрафов в санкциях статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрены в виде штрафов. Вместе с тем, следует отметить, что в данном случае штрафы выполняют функцию формирования бюджета, так как все уплаченные штрафы поступают в бюджет соответствующего уровня.

Актуальность темы заключается в том, что для более успешной борьбы с преступностью, а также предотвращения новых правонарушений необходимо знать, насколько эффективны применяемые административные наказания, какое влияние они оказывают на сознание и поведение людей. Все это требует глубоких знаний и дополнительных исследований в области административных наказаний, что позволит получить достоверные данные об эффективности административного наказания, оптимизировать практику его применения и усовершенствовать законодательство об административной ответственности.

Согласно статье 3.5 КоАП административный штраф представляет собой денежное взыскание в рублях и устанавливается гражданину в размере, не превышающем суммы, указанной в санкциях, предусмотренных статьей КоАП, или может быть выражен в размере, установленном КоАП [3].

По своей природе административные штрафы могут рассматриваться как вполне приемлемая форма вмешательства в права и свободы человека, поскольку такое вмешательство осуществляется государством исключительно в соответствии с федеральными законами в целях национальной безопасности, территориальной целостности или общественного мира, а также для предотвращения незаконных нарушений, защиты здоровья или нравственности, а также защиты прав и свобод других лиц.

Рассмотрим непосредственно суть этого наказания.

Наказание в виде административного штрафа чаще всего применяется для борьбы с административными правонарушениями и противоправными действиями. Штрафы, которые служат мерой влияния, в дополнение к превентивным и некоторым другим атрибутам, представляют интерес для другого качества, не связанного с карательным воздействием — это источник дохода. Штрафы, особенно за нарушение таможенных, налоговых, валютных правил, правил дорожного движения и торговли, являются важным источником пополнения консолидированного бюджета.

В учебной литературе штрафы, налагаемые административными органами, считаются первыми известными в настоящее время административными штрафами.

Административный штраф — это, прежде всего, мера административного принуждения. Административное наказание заключается во взыскании уполномоченным лицом исполнительной власти с лица, совершившего административное правонарушение, суммы (денежных средств), т. е. выражается в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц и, соответственно, имеет публично-правовой смысл [4, с.88].

Административный штраф имеет общий характер административных наказаний. Государственный характер этой меры воздействий зависит от ее содержания в административном законодательстве, которое, по сути, является публичной правовой волей государства. Анализ административно-правовых санкций за административные правонарушения позволяет сделать вывод, что такая административная мера весьма распространена.

Кроме того, для понимания целей применения административного штрафа в качестве меры административной ответственности наиболее важными являются правовые реалии, связанные с материальными перспективами реализации рассматриваемой меры.

Отрицательный характер предусмотренных законодательством случаев, допустимость применения административного штрафа по существу обусловливают прекращение реакции государства на нарушение законодательства. Как нами уже отмечалось, в ряде случаев, указанных в статье специальной части КоАП, наиболее применимой мерой административной ответственности считается административный штраф за административное правонарушение [4, с.90].

Предусмотренные законодательством меры и их связь с административными правонарушениями не указывают на сущность административного штрафа как меры административной ответственности. Как и в случае с другими видами административного наказания, с учетом общих принципов административной ответственности, в частности принципа вины, без которых не существует административного правонарушения, ответственность не только невозможна, но и бессмысленна.

Вместе с тем штраф, применяемый в качестве отдельной меры административного наказания, разделяются законодателем в соответствии с дееспособностью гражданина при совершении административного правонарушения. С учетом того, что гражданин, должностное лицо или юридическое лицо подпадают под действие положений специальной части КоАП и каких-либо полномочий в конкретном случае административная ответственность определяется размером и условиями назначения административного штрафа.

Исходя из этого, административный штраф имеет фиксированную сумму, предусмотренную КоАП, которая в случае совершения административного правонарушения подлежит обязательному взысканию.

Административный штраф за правонарушение применяется в качестве основного административного наказания. Таким образом, наложение штрафа указывает на решение вопроса об административной ответственности в отношении гражданина, совершившего правонарушение, и не влечет каких-либо других негативных последствий.

Применение же наравне с такой мерой любого другого административного наказания как дополнительного не касается собственно реализации административного штрафа, а лишь увеличивает наказательное воздействие на гражданина, допустившего административный проступок. Тем самым достаточность административно-наказательного вмешательства в правовой статус лица, допустившего административное правонарушение, исключает правовое осуществление административного штрафа в совокупности с каким-либо другим основным административным наказанием [1, с.9].

Не представляется соизмеримым применение наравне с административным штрафом как основным административным наказанием, например, такой меры, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (например, статьи 8.17, 8.19, 8.20 и 13.2 КоАП) или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ч. 2 ст. 18.1 и ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ) [3], присоединяемой здесь законом в качестве только дополнительной санкции, который не соответствует общему принципу применения основных и дополнительных наказаний, основанных на принципах справедливости, соразмерности, индивидуализации ответственности, избирательного воздействия на правонарушителя, сохранения меры наказания и строгой степени тяжести.

В зависимости от характера и сущности административного наказания в качестве меры ответственности дополнительное наказание не может быть более суровым, чем основное, и не может быть аналогичным. Исходя из этого, еще более неясно, почему федеральный законодатель решил, что санкции в виде административного штрафа в данном случае пропорциональны субъекту ответственности и объективно более серьезны, чем административное выдворение за пределы Российской Федерации.

С точки зрения общей системы административных наказаний, которая основана на их относительной серьезности, административные штрафы, сохраняя при этом условие, которое одновременно удовлетворяет финансовые потребности самого государства, могут и должны быть законными.

В связи с этим мы также считаем необходимым внести изменения в положения специальной части КоАП с целью обеспечения необходимого соблюдения и согласованности административных штрафов и взаимозависимых административных санкций при определенных правовых обстоятельствах. Мы знаем, что в системе административных штрафов административный штраф является вторым после предупреждения и поэтому может конкурировать с ним.

Важным показателем характера административного штрафа как меры административной ответственности является процессуальный порядок его исполнения. Действующий КоАП устанавливает полномочия должностных лиц по наложению административного штрафа на физических и юридических лиц, на различные органы.

При этом административное (внесудебное) производство по наложению административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренное федеральным законом, представляется частично несовместимым с положениями Конституции Российской Федерации о праве не лишать кого-либо собственного имущества, за исключением случаев, когда это осуществляется на основании решения суда [5, с.137].

В частности, учитывая правовую природу денег как объекта административного штрафа, в литературе высказывается достаточно четкая позиция.

Суть проблемы заключается в том, что с точки зрения материального характера денег, принятых гражданским законодательством, вытекают общие имущественные отношения по всем предметам имущества, поэтому сами деньги могут быть обозначены как объекты различных форм собственности. Конституционные гарантии в отношении любого случая изъятия имущества (например, конфискации) применяются также к случаям передачи личных средств путем наложения административного штрафа [2, с.61].

Таким образом, процессуальное обеспечение применения административного штрафа в качестве денежного штрафа к конкретному объекту имущества, например к денежным средствам физических лиц, в любом случае должно быть более серьезным, чем для юридических лиц.

Различная процедура взыскания административных штрафов с физических и юридических лиц не ставит их в неравные условия в сфере имущественных отношений, а препятствует вмешательству в права физических лиц, поскольку применение таких административных штрафов подразумевает оценку характера и степени ограничения иждивенческих (индивидуальных) прав и свобод граждан, которая осуществляется именно на этапе их назначения.

Урегулирование ситуации возможно только в судебном порядке, при этом стороны имеют равные возможности отстаивать свои права, а характер, сам процесс и предъявляемые к нему требования позволяют объективно и всесторонне урегулировать дело с предельной осторожностью.

Чтобы узнать сумму административного штрафа и имеющуюся задолженность, можно воспользоваться следующими вариантами:

– через интернет. Это самый эффективный способ получить любую информацию. Для начала можно обратиться к онлайн-порталу госуслуг, который предоставляет информацию об их существующих штрафах и просроченных платежах. Онлайн-сервис предоставит сайт, на котором можно получить информацию о существующих долгах и суммах штрафов.

Например, если штраф был наложен за нарушение правил дорожного движения, то проверить данные можно через интернет, используя сайт ГИБДД. Чтобы получить данные, у вас должны быть платежные реквизиты;

– через судебных приставов. Можно проверить информацию таким образом, если судебные исполнители уже получили эту информацию [2, с.62].

Примечательно, что и в уголовном праве есть и такой вид наказания, как штраф. Административный штраф меньше, чем соответствующий штраф в Уголовном законе, что является правильным с точки зрения разделения этих видов наказаний. Административные штрафы были и остаются одной из наиболее эффективных мер административного воздействия.

Вопросы правильного применения различных видов наказаний в уголовном и административном праве ежедневно поднимаются перед сотрудниками правоохранительных органов и широко обсуждаются учеными-правоведами. Назначение справедливого наказания, выбор вида наказания, предусмотренного соответствующими статьями, позволяет эффективно выполнять профилактическую функцию, что, безусловно, актуально в уголовном и административном праве.

Проанализированы положения статей, которые касаются понятий и целей уголовного и административного наказания, соответственно, можно сформулировать ряд тезисов:

– в обоих случаях наказание является мерой негативного влияния государства (принуждения и ответственности);

– такая негативная мера применяется к субъекту, совершившему правонарушение (соответственно, преступление и правонарушение);

– единственной общей целью применения наказания и в уголовном, и в административном праве является превенция.

Следует отметить, что административные правонарушения (основания административной ответственности) априори менее опасны для общества и государства, чем преступления (основания уголовной ответственности), а личность правонарушителя уступает личности преступника, конечно, основным критерием такого разграничения является степень общественной опасности совершенных действий (бездействия).

Итак, вывод очевиден — административное наказание, в частности административный штраф, в силу причин его назначения (административного правонарушения), а также личность лица, совершившего административное правонарушение, должно быть умеренной (гуманной) мерой наказания государства, что должно происходить на всех этапах — от строгости его по отношению к другим формам наказания до порядка исполнения наказания.

Таким образом, по сути дела, административный штраф является вполне приемлемой формой ограничения прав человека, поскольку такое вмешательство устанавливается непосредственно государством в соответствии с федеральным законом в интересах национальной безопасности, целостности или общественного мира с целью предотвращения противоправных действий, защиты здоровья или нравственности, защиты прав и свобод граждан.

  1. Бахрах, Д. Н. Вопросы системы административных наказаний / Д. Н. Бахрах // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2009. — № 7. — С. 7–13.
  2. Гостев, А. С. Административный штраф: теоретико-правовая характеристика / А. С. Гостев // Вопросы теории и практики. — 2014. — № 11–1 (49). — С. 60–63.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
  4. Малько, А. Наказание и ответственность в российском праве: актуальные проблемы / А. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2016. — 304 с.
  5. Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2015. — 927 с.

Основные термины (генерируются автоматически): административный штраф, административное наказание, административная ответственность, административное правонарушение, штраф, лицо, наказание, правонарушение, Российская Федерация, основное административное наказание.

Ключевые слова

административное наказание, административный штраф, денежное выражение, санкция, административное правонарушение, преступление, административная ответственность

Читайте также: