Эммануэль саез оптимальное налогообложение неравенство доходов

Обновлено: 27.04.2024


НЕРАВЕНСТВО — СОКРАЩЕНИЕ РАЗРЫВА

Мировое сообщество добилось значительных успехов в сокращении масштабов нищеты: за последние три десятилетия из оков крайней нищеты вырвались более миллиарда человек . Вместе с тем, несмотря на то что с 1990 года объем мирового производства увеличился более чем в три раза , доля доходов беднейшей половины человечества за этот период практически не изменилась. Неравенство подрывает экономический прогресс, что, в свою очередь, приводит к увеличению социального разрыва, являющегося результатом неравенства.

Как внутри стран, так и между ними по-прежнему сохраняется неравенство, обусловленное уровнем доходов, географическим положением, полом, возрастом, этнической принадлежностью, инвалидностью, сексуальной ориентацией, классом и религией, что сказывается на доступе к благам, а также возможностях и результатах. В некоторых регионах мира этот разрыв становится все более заметным. В то же время появляются пробелы в охвате населения такими новыми услугами, как Интернет и мобильные технологии.

ДАВНО НАЗРЕВШАЯ ПРОБЛЕМА

ВАЖНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В Африке и Азии наблюдаются более разнообразные тенденции, причем между странами с формирующейся рыночной экономикой или развивающимися странами, не имеющими выхода к морю, и сельскими и городскими районами отмечается больше схожих черт, нежели внутри регионов. В целом, более двух третей населения мира в настоящее время сталкивается с растущим неравенством в доходах и благосостоянии, что существенно подрывает перспективы устойчивого развития .

ВАЖНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Неравенство наблюдается и внутри обществ и семей. До 30 процентов неравенства в доходах объясняется неравенством внутри домохозяйств. Хотя уровень гендерного неравенства снижается — например, разрыв в оплате труда мужчин и женщин за последние несколько десятилетий сократился, — женщины по-прежнему находятся в значительно более уязвимом положении с экономической, правовой, политической и социальной точек зрения.

Между тем, несмотря на то что в большинстве регионов мира целенаправленные усилия по снижению уровня детской смертности и повышению уровня образования привели к более эффективным результатам, дети по-прежнему составляют значительную часть ( около половины ) бедного населения мира. Кроме того, по-прежнему подвергаются дискриминации и социальной изоляции такие группы, как коренные народы, мигранты и беженцы, а также этнические и другие меньшинства.

ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ДЕНЬГАХ

Появляется все больше доказательств того, что высокий уровень неравенства доходов и богатства обуславливает активизацию шовинистических и экстремистско-националистических настроений. Неравенство также подрывает способность отдельных лиц и обществ вносить свой вклад в работу по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий. Как показывает недавняя реакция популистов на введение налога на выбросы углерода, без устранения коренных причин неравенства принимать решительные меры по борьбе с изменением климата будет все труднее.

Хотя технологии могут служить значительной уравнивающей силой — например, благодаря расширению коммуникационных возможностей, расширению доступа к финансовым услугам, предоставлению доступа к торговле и государственным услугам — те, кто ими еще не может пользоваться, потенциально подвергаются еще большей социальной изоляции, особенно по мере замедления и даже обращения вспять прогресса в некоторых районах.

ОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НЕДОСТАТОЧНО

Все более популярным становится мнение о том, что узкая направленность на экономический рост — при игнорировании последствий его распределения — влечет за собой высокий уровень неравенства доходов и богатства во многих регионах мира. Данные, представленные в Индексе многомерной нищеты за 2019 год, свидетельствуют о слабой связи между нищетой и уровнями экономического неравенства. Согласно полученным данным, две трети бедного населения мира в настоящее время проживает в странах со средним уровнем дохода.

По мнению ОКСФАМ , если существующий сегодня уровень неравенства не изменится, то, для того чтобы каждый мог зарабатывать более 5 долларов в день, показатели мирового ВВП должны вырасти в 175 раз. Существует явная необходимость в обеспечении всеохватного, справедливого и устойчивого роста, обеспечивающего баланс между экономическими, социальными и экологическими аспектами устойчивого развития.

БОРЬБА С НЕРАВЕНСТВОМ

В 2015 году мировые лидеры приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года , в которую включены 17 целей по построению более мирных, справедливых и устойчивых обществ. С учетом того, что неравенство угрожает долгосрочному социально-экономическому развитию и может порождать насилие, а также влечь за собой болезни и деградацию окружающей среды, одна из целей — Цель 10 — направлена на сокращение неравенства и, в частности, уменьшение неравенства возможностей, доходов и влияния.

Ее задачи включают отмену дискриминационных законов и политики, совершенствование методов регулирования глобальных финансовых рынков, содействие безопасной, упорядоченной и легальной миграции и обеспечение большего права голоса всех стран в процессах принятия решений как на национальном, так и на международном уровнях. В период с 2010 по 2016 год в 60 из 94 стран, по которым имеются данные, объем доходов беднейших 40 процентов населения увеличивался быстрее, чем объем доходов всего населения. Это свидетельствует о том, что неравенство не является ни неизбежным, ни необратимым.

Неравенство принимает различные формы и существенно различается в разных странах. Хотя Цель 10 и ее задачи закладывают основу для принятия дальнейших мер, борьба с неравенством должна вестись с учетом контекста, экономических приоритетов и политических реалий конкретных стран. Универсального подхода не существует. Для ликвидации пагубных последствий неравенства во всех формах и проявлениях решающее значение по-прежнему будут иметь повышение уровня осведомленности и обеспечение более широкой поддержки в вопросах политики, целевое использование и расстановка других приоритетов в отношении государственных расходов в целях уменьшения неравенства доступа к благам и возможностям, переориентация налоговой и бюджетно-финансовой систем для сокращения неравенства в доходах и богатстве среди представителей одного поколения и между разными поколениями и использование быстро меняющихся технологий на благо всем.

Почему налог на богатство не решит проблему неравенства

В течение десятилетий старые, полуразрушенные здания распродавались и разделялись на отдельные части. Сегодня жильцов квартир выселяют, поскольку те же самые здания покупаются за миллионы долларов, чтобы ультрабогатые могли превратить их в дома на одну семью.

Поэтому неудивительно, что сенатор Элизабет Уоррен из Массачусетса отвела неравенству и налогу на богатство центральное место в своей президентской кампании. Экономическая проблема заключается в том, что независимо от ваших взглядов история показывает, что налоги на богатство обычно не работают.

Уоррен и Берни Сандерс, ее соперник за выдвижение на пост президента от демократов, выступают за налоги на богатство. Уоррен намерена взимать двухпроцентный налог с активов свыше $50 млн и до 6% с миллиардеров. Сандерс хочет, чтобы ставки находились в пределах 1-8% при доходах свыше $32 млн.

У конгрессменов две цели: одна состоит в увеличении налоговых поступлений для оплаты всеобщего здравоохранения, реализацию инициатив по изменению климата и ликвидации задолженности студентов. Другой способ заключается в сокращении неравенства: за последние 40 лет доля богатства страны, которой владеют богатейшие 0,1% американцев, увеличилась более чем в два раза, до 20%.

Но история таких налогов показывает, что они терпят неудачу по обоим пунктам. Около дюжины стран ОЭСР уже пытались. Им не удалось сильно увеличить поступления в бюджет: всего 0,2% ВВП. Только четыре все еще сохраняют налоги на богатство. Норвегия и Испания собирают менее 0,5% ВВП, а Швейцария - вдвое больше. В прошлом году в Бельгии был введен налог на некоторые ценные бумаги.

Дополнительный доход часто компенсируется административными расходами. Оценивать имущество сверхбогатых сложно. Габриэль Цукман и Эммануэль Саез, советники Уоррен, утверждают, что 70-80% богатства в 0,001 процента приходится на котирующиеся на бирже ценные бумаги, которые торгуются ежедневно и имеют четкую рыночную стоимость. Но, как знают инвесторы, эти цены могут значительно колебаться. Оценка других активов - скаковых лошадей, произведений искусства и домов - намного сложнее и может занять годы, если аудиторы и налоговые органы с ней не согласны. Когда в 1994 году Австрия отменила налог на имущество, чиновники сослались на административные расходы.

Налоги на богатство также создают стимулы для перемещения активов за границу, где их труднее - и дороже - найти. По оценкам французского правительства, в период с 2002 по 2017 годы 10 000 человек с активами в 35 миллиардов евро покинули страну по налоговым соображениям, когда Франция отказалась от налога на имущество в пользу сбора с недвижимости.

США уже облагают налогом доходы по всему миру, и закон о соблюдении налоговых требований обязует граждан ежегодно сообщать об активах, находящихся за границей. Тем не менее в США не остаются без работы консультанты, способные подсказать, как сократить или вовсе избежать налоговых платежей.

Сторонники налога на богатство настаивают на том, что исключений не будет, но они, возможно, не считались с силой лоббирования ультрабогатых. Если некоторым классам активов будет предоставлен более благоприятный режим, ожидайте, что миллиардеры будут вкладывать в них деньги, вызывая искажения цен, неэффективное распределение капитала и сокращение налоговой базы. Хуже того, такие налоги вводятся для богатства за вычетом долга, что дает сверхбогатым стимул накапливать долг для покупки освобожденных активов.

Многие миллиардеры инвестируют в неликвидные активы, такие как земля или частные компании. Вынужденные продажи для уплаты налогов на богатство могут привести к искажению цен и нанести ущерб частным компаниям.

Наконец, некоторые правоведы утверждают, что налог на богатство может противоречить конституционному положению, требующему, чтобы прямые налоги были пропорциональны населению штата. Подоходный налог освобожден от этого правила, но не ясно, что справедливо для налога на богатство.

Неравенство стало центральной проблемой в политике во всем мире. Это принесло нам популизм, брекзит и дорогие реконструированные коричневые камни в Бостоне.

Читайте также: