Недостатки подоходного налогообложения характеризуются

Обновлено: 13.05.2024

235. Контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды это:

Налоговый контроль

236. Функции налогового учета?

Регистрационная

237. Тематические проверки проводятся:

Не чаще одного раза в полугодие

238. В соответствии с Указом Президента РК «О хозяйственных правах открытое акционерное общество обязано создавать резервный капитал в размере:

не менее 10 % от размера уставного капитала

239. Недостатки подоходного налогообложения характеризуются:

Сложность исчисления

240. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, включая газовый конденсат, до 250 000 тонн включительно:

7%

241. В каком стандарте учета раскрывается учетная политика субъекта ?

МСФО № 1

242. Фонд, связанный с завершением операций по недропользованию называется:

Фонд ликвидации последствий разработки месторождения

243. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок:

От 1 года до 5 лет

244. Акцизами не облагаются:

Парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию

Ювелирные изделия

245. Сумма налога на транспортные средства увеличивается за каждую единицу превышения

определенного объема двигателя на:

Тенге

246. Какой из данных процессов не характерен для налогообложения

Возвратность

247. Для расчета суммы сомнительного требования, которое подлежит отнесению на вычеты, заполняется приложение 15, состоящее из скольких разделов?:

Двух разделов

248. Какой реквизит не указывается в налоговой счет-фактуре

Качество

Надежности налоговой системы, ясности налогообложения, точности расчетов налогов, уместности налогов, понятности налогов и полноте уплаты налогов

250. Начисления амортизации нематериальных активов:

Равномерного списания

251. Какой налог относится к косвенным налогам?

Акциз

252. Признание доходов и расходов по методу начисления происходит:

В отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место

253. Налоговая ставка — это:

Величина налоговых начислений на единицу налоговой базы

254. Прогрессивное налогообложение — это:

Увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы

255. Налоговая база — это:

Стоимостная, физическая, иная характеристика объекта налогообложения

256. Законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер:

Налоги

257. Обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определенных размерах:

Другие обязательные платежи

258. Физическое лицо-резидент или нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

Индивидуальный предприниматель

259. Гражданин Республики Казахстан, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства:

Физическое лицо

260. Лицо, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет:

Налогоплательщик

261. Совокупность норм налогового законодательства, применяемых налогоплательщиком при исчислении всех налоговых обязательств по уплате

налогов и других обязательных платежей в бюджет:

Налоговый режим

262. Начисленные и не уплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет:

Недоимка

263. Декларация по индивидуальному подоходному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительств не позднее:

Марта года, следующего за отчетным налоговым периодом

264. Уплата социального налога

Производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом

265. Налогом на имущество облагаются

Здания, сооружения, жилые строения, помещения

266. Организации, освобожденные от уплаты налога:

Государственные учреждения

267. Земельный участок, облагаемый налогом

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Дискуссии о необходимости возврата к прогрессивной шкале НДФЛ ведутся давно — с момента ее замены на плоскую 1 января 2001 года. Однако сейчас они обострились из-за практически нулевого роста реальных располагаемых доходов населения. Но в Правительстве скептически относятся к таким инициативам, имея для этого серьезные основания.

Запрос общества на социальную справедливость усиливается. Именно поэтому стали циркулировать идеи об отмене НДФЛ для граждан с минимальным уровнем оплаты труда. Соответственно, обсуждается предложение существенно увеличить его ставку для россиян с высокими доходами. Вот только не совсем ясно, какие именно доходы в России можно считать высокими и сверхвысокими.

Признаются излишними даже министром финансов Антоном Силуановым страховые платежи с зарплатных фондов. Однако в Правительстве относятся к такого рода предложениям с изрядной долей скепсиса. Чем тогда наполнять бюджет? Последний, по расчетам ФНС, в значительной степени зависит от налогообложения бедных и средних слоев населения.

Как стали собирать налоги

Следствием системной работы налоговых органов следует признать и определенную ломку психологии налогоплательщиков. На сегодняшний день, считает Валерий Засько, подавляющее число представителей бизнеса прекрасно осознают риски уклонения от уплаты налогов и формируют свои бизнес-процессы, максимально избегая сомнительных операций.

Он прежде всего остановился на бесперспективности незаконного дробления бизнеса с целью перевода его составных частей под специальные льготные налоговые режимы наподобие УСН или ЕНВД. В ФНС в 2010-х были накоплены обширные базы данных о налогоплательщиках. По словам Виталия Крицкого, в его отделе могут составить подробный трудовой путь любого проверяемого руководителя или специалиста за последние 15–20 лет. Соответственно, нетрудно выявить все его возможные аффилированные связи с другими лицами. Отработана методика и допросов свидетелей. Зачастую именно рядовые сотрудники компаний раскрывают по крайней мере части криминальных схем по уходу от налогов. Особенно если речь идет об уволенных сотрудниках. И хотя в некоторых случаях налоговикам приходится допрашивать до 500 человек по одному делу, препятствием это не становится.

В результате, по данным Валерия Засько, за последние 10 лет дополнительные поступления в бюджет за счет качественного развития уровня налогового администрирования составили почти 3 трлн руб. Кроме того, более полный сбор фискальных платежей внес свой вклад в формирование нынешней экономической ситуации, которая характеризуется низким уровнем инфляции, созданием финансовых резервов, погашением значительной части внешнего долга, решением социальных задач, в том числе стабильностью выплаты и индексацией пенсий. И главное — более полное наполнение бюджета и обеление экономики обеспечили качественное улучшение конкурентной среды.

Неизменная шкала НДФЛ

По приведенным Валерием Засько данным, уровень налоговой нагрузки на экономику в России вполне сопоставим с аналогичным показателем развитых стран и составляет (без учета нефтегазовых доходов) порядка 28%. Впрочем, независимые эксперты приводят цифры до 40% с учетом страховых и таможенных платежей, которые, по сути, также являются квазиналогами. Поэтому, положа руку на сердце, трудно признать конкурентоспособность российской экономики по фискальной составляющей в сравнении с рядом стран ЕАЭС, например с Казахстаном, где ставки НДФЛ и НДС равны 10%.

В принципе и в Минфине, и в ФНС признают тот факт, что налоговая нагрузка на труд достаточно высока — суммарно 43% от выплачиваемой зарплаты. Но в этих ведомствах предупреждают, что за призывами снизить налоги должно следовать четкое понимание, за счет чего компенсировать выпадающие доходы. Нельзя в одночасье снизить страховые взносы, не обеспечив соответствующих поступлений в тот же Пенсионный фонд.

Представитель ФНС также призвал с осторожностью относиться к внедрению прогрессивной шкалы НДФЛ. Дело в том, что, по данным ФНС за 2018 год, 98% российских работников получали в год зарплату не более 1 млн руб. в год. Почти 65% зарабатывают от 114 тыс. руб. до 1 млн руб. Официальная зарплата 28,2% работников не превышает 10 тыс. руб. в месяц (или около 114 тыс. руб. в год). И лишь 6,9% получают зарплату свыше 1 млн за год.

В общем, картина получается безрадостная. Большинство работающих граждан получают крайне низкие доходы. По крайней мере официально. Особенно не разгуляешься.

Президент Владимир Путин также недавно высказался против возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ. По его мнению, как только для имущих подымут ставку, они тут же найдут массу способов уйти от ее уплаты.

В общем, власти расписываются в неспособности фиксировать по-настоящему крупные доходы и обеспечивать социальную справедливость при налогообложении. Впрочем, к этому вопросу обещано вернуться в 2024 году. И не по причине президентских выборов, а по результатам ускорения экономического роста и, соответственно, увеличения реальных располагаемых доходов населения. То есть все равно за все заплатят не сверхбогатые, а нарождающийся средний класс вместе с по-настоящему бедными. Пока же общество к прогрессивной шкале НДФЛ не созрело.

А как у них

Из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%.

В Дании — 55,8%, в Германии — 47,5%, в Китае, Великобритании, Испании, Франции и ЮАР — 45%, в США — 37%. Из стран ЕАЭС прогрессивную шкалу ввела только Армения (максимальная ставка — 36%). В Белоруссии ставка, как и в России, 13%, в Казахстане и Киргизии — 10%.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подоходный налог является важным элементом экономических отношений и выступает источником формирования финансовых ресурсов государства, является одной из главных составляющих бюджета страны.

В мире практикуются принципиально разные подходы к организации налогообложения граждан. По методу обложения доходов различают равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение.

При равном налогообложении все налогоплательщики платят равные суммы налога. Равное налогообложение не учитывает имущественное положение налогоплательщика и его способность уплачивать налог.

Пропорциональное налогообложение означает, что ставки налога устанавливаются в одинаковом проценте к налогооблагаемой базе, не учитывая ее величины. Если увеличивается налоговая база, то пропорционально увеличивается и сумма уплачиваемого налога.

При прогрессивном налогообложении: чем больше налоговая база, тем выше уровень налоговых ставок. Применяются простая и сложная виды прогрессии. При простой прогрессии ставки растут с увеличением дохода для всей суммы дохода. При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени). Для каждой части, превышающей предыдущую ступень, устанавливаются более высокие ставки.

При регрессивном обложении большему размеру налоговой базы соответствует более низкий уровень налоговых ставок [6, с. 49].

Британский философ и экономист А. Смит внес большой вклад в разработку принципов и основ налогообложения и, в частности, выделил принцип равенства и справедливости налогообложения. Прогрессивное налогообложение описывалось в трудах английского экономиста Ф.И. Эджуорта, британского политического деятеля, экономиста Дж.Ст. Милля, французского экономиста Ж.Б. Сэя [4, с. 15].

В настоящее время определение эффективной шкалы обложения доходов физических лиц основывается, в частности, на выборе между пропорциональными и прогрессивными ставками. Прогрессивная шкала налогообложения применяется во многих развитых странах, таких как Великобритания, Франция, Швеция, США, Германия, Финляндия. В то время как, пропорциональная система налогообложения характерна для стран с переходной, слабо развитой экономикой. В частности, пропорциональная шкала налогообложения доходов физических лиц используется в странах Восточной Европы и бывших республиках СССР, таких как Албания, Болгария, Македония, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия.

На данный момент в России действует установленная в 2001 г. пропорциональная шкала налоговых ставок на доходы физических лиц в 13%. Однако российские экономисты периодически выдвигают предложения о введении прогрессивной ставки НДФЛ. При этом они, в частности, опираются на современную европейскую практику применения данного налога.

Россия также имеет опыт использования прогрессивного налогообложения. Так проект подоходного налога, который взимался не с коллектива налогоплательщиков, а с суммы доходов отдельных личностей, появился в 1907г., но принят был лишь в 1916г. Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам, максимум которого доходил до 12,5%. Во времена СССР поступления в бюджет от подоходного налога составляли 5—6 % доходов государственного бюджета и не имели существенного значения. Ставки налога для большинства трудящихся колебались от 8,2 до 13 %. При этом отдельные категории рабочих и служащих, таких как колхозники, военнослужащие, были освобождены от уплаты подоходного налога.

В Российской Федерации до 2001 г. действовала прогрессивная ставка налогообложения доходов трудоспособного населения. Шкала ставок представлена в Таблице 1.

Таблица 1. Ставки подоходного налога с 01.01.1998

Размер облагаемого дохода, руб.

От 20001 до 40000

2400 руб. + 15% с суммы, выше 20000 руб.

От 40001 до 60000

5400 руб. + 20% с суммы выше 40000 руб.

От 60001 до 80000

9400 руб. + 25% с суммы выше 60000 руб.

От 80001 до 100000

14400 руб. + 30% с суммы выше 80000 руб.

От 100001 и более

20400 руб. + 35% с суммы выше 100000 руб.

В 1995—2000 гг. доля подоходного налога в доходах бюджета оставалась на достаточно низком уровне. В то время как в промышленно развитых странах в 1995 г. подоходный налог с физических лиц составлял 53,8% в Дании, 36,7 % в Швеции, 35,7% в США, 26,5% в Германии, 14,0% во Франции, а в России он составлял 10%.

Пропорциональная шкала налогообложения вводилась, чтобы уменьшить число зарплат, выдаваемых в конвертах. Однако это не дало ощутимых результатов. И если раньше, по разным оценкам, укрывали 36 % доходов, то после введения – 32 % [3, с. 58].

Большая дифференциация по доходам между небольшой группой чиновничества, представителей крупного бизнеса и остальным населением стала фактором социальной напряженности в России.

Однако в защиту пропорциональной шкалы в России приводят следующие доводы. Так отказ от плоской шкалы НДФЛ в России может привести к большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу.

Также прогрессивная шкала НДФЛ может привести к тому, что богатые регионы станут значительно богаче, а бедные – еще беднее.

Пропорциональная шкала налогообложения снижает административные издержки (в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов). Так как введение прогрессивной шкалы потребует от экономически активного населения обязанности самостоятельно декларировать доходы.

Введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов. При повышении подоходного налога богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. Также возможно увеличение безработицы, снижение стимулов к труду [1, с. 42].

Прогрессивная шкала имеет существенные недостатки. Однако обладает и значительными преимуществами: установление социальной справедливости и сглаживание различий в доходах богатой и бедной части населения, а также пополнение бюджета страны за счет больших налоговых отчислений граждан с высокими доходами. Поэтому при принятии решения о переходе к прогрессивной шкале следует оценить как положительные, так и негативные последствия. Однако я считаю, что введение прогрессивной шкалы является целесообразным, так как столь значительное различие в доходах населения является фактором социальной нестабильности в обществе, что может стать угрозой безопасности и тормозом экономического роста.

Список литературы

Абрамов М.Д. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога в России – обязательное условие развития ее экономики // Вопросы политической экономии. − 2017. − № 1. − С. 40-52.

Ахмадуллин И.Р. Прогрессивный подоходный налог как путь и метод восстановления социальной справедливости // Управление устойчивым развитием. − 2016. − № 5 (06). − С. 57-60.

Балынин И. В. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации в контексте обеспечения социальной справедливости // Финансы и кредит. − 2016. − № 31 (703). − С. 15-31.

Моченева К.В. Особенности налога на доходы физических лиц в России // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – № 18 (216). – С. 33-42

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 670 с.

Содержание

Содержание

  • Виды налоговых систем
  • Прогрессивная система налогообложения
  • Прогрессивное налогообложение в мире
  • Прогрессивная система налогообложения в России
  • Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения
  • Недостатки прогрессивной системы налогообложения
  • Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице
  • Заключение

Прогрессивная система налогообложения направлена на то, чтобы большая часть налогов оплачивалась теми налогоплательщиками, которые получают большие суммы денег. Противостоящей такой системе налогообложения можно назвать регрессивную форму, при которой налоговая ставка снижается вместе с увеличением налога. В статье рассмотрим, что собой представляет прогрессивная налоговая система, а также ее основные преимущества и недостатки.

Виды налоговых систем

Важно! Прогрессивная система налогообложения представляет собой такой метод, который позволяет дифференцировать в зависимости от получаемых доходов размер налоговых ставок.

Налоговая ставка представляет собой один из элементов фискального платежа, которая на законодательном уровне устанавливается для каждого вида налогового сбора. Тариф налога представляет собой величину, которая уплачивается в бюджет, установленную в процентах или абсолютном выражении. Величина в процентах также делится на:

  • пропорциональные, при которых тариф устанавливается в едином размере и он не изменяется даже в случае роста или снижения налогооблагаемой базы;
  • регрессивные, при которых тариф снижается в случае роста налогооблагаемой базы;
  • прогрессивные, при которых при росте налогооблагаемой базы происходит рост уплачиваемых сборов.

Сумма налога, которая уплачивается в абсолютной форме, устанавливается если понятие налогооблагаемой базы не применяется. В качестве примера можно привести госпошлину, оплачиваемую в случае обращения в госорганы при регистрации юридически значимых действий.

Прогрессивная система налогообложения

Прогрессивное налогообложение в мире

Наиболее часто прогрессивная налоговая ставка устанавливается для подоходного налога.Прогрессирующий тариф, при которых от роста дохода зависит рост тарифной ставки устанавливается в разных странах мира, например, в США, КНР и странах Евросоюза. При этом используются как многоступенчатые, так и одноступенчатые прогрессии. В Чехии, к примеру, применяется одноступенчатый тариф, равный 15% и необлагаемых минимум, равный 24 840 крон.

Прогрессивная система налогообложения в России

Важно! На сегодняшний день ни по одному фискальному платежу не применяется прогрессивный метод.

Однако, в нашей стране порядок взимания подоходного налога по прогрессивной ставки применялся еще недавно. Например, до 2001 года был установлен прогрессивный тариф при налогообложении физлиц. Многоступенчатая тарифная ставка по НДФЛ была установлена с 1998 года:

Сумма дохода, рублей Тарифная ставка, %
До 20 000,00 (включительно) 12
Свыше 20 000,00 до 40 000,00 (включительно) 15
Свыше 40 000,00 до 60 000,00 (включительно) 20
Свыше 60 000,00 до 80 000,00 (включительно) 25
Свыше 80 000,00 до 100 000.00 (включительно) 30
Свыше 100 000,00 35

В 2000 году многоступенчатая тарификация была упрощена до 3. С 2001 года ставка НДФЛ была установлена уже равной 13% и не зависела от величины дохода налогоплательщика.

Несмотря на то, что предложения о возобновлении прогрессивной системы налогообложения до сих пор возникают, Минфин РФ считает применение данной системы налогообложения в настоящее время нецелесообразной. Существующая же система налогообложения является простой как в исчислении и уплате.

Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения

Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.

Еще одним преимуществом данной системы можно назвать то, что она приносит удовлетворение гражданам. Другими словами, такая система направлена на снижение неравенства между доходами состоятельных и несостоятельных граждан.

Несомненным преимуществом можно назвать и то, что в бюджет страны поступают налоговые платежи в больших объемах. При обычной ставке налогообложения граждане скрывают свои доходы для того, чтобы не оплачивать налог по фиксированной и высокой ставке.Если ставка налога будет ниже, как при прогрессивной ставке, то граждане со средними и низкими доходами не будут уклоняться от уплаты налога. Это в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет страны. Кроме того, при высокой ставке с крупных сумм дохода правительство также получить в бюджет больше денег.

Недостатки прогрессивной системы налогообложения

Главным недостатком данной системы налогообложения является то, что люди, старающиеся заработать большие суммы дохода вынуждены платить налоги по высоким ставка. Получается, что государство тем самым наказывает их, а это не стимулирует людей работать и зарабатывать, так как все равно с увеличением их доходов увеличатся и налоги. Многие из граждан ограничатся определенной суммой дохода и просто будут отказываться зарабатывать больше.

Повышение ставки налога в зависимости от повышения дохода приведет к уклонению от уплаты налогов. Более состоятельные лица будут считать, что просто используют и попытаются найти способы уклонения от уплаты налога по высокой ставке. Таким образом, лиц, которые будут уклоняться от уплаты налога может быть больше.

Важно! Отсутствие фиксированной ставки налога определяет прогрессивную систему налогообложения субъективной, зависящей от мнения налогового органа.

Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице

Плюсы прогрессивной системы Минусы прогрессивной системы
Больший доход приводит к большей сумме налога

Уклонение от уплаты налога

Несмотря на то, что плюсы прогрессивной системы налогообложения все же есть, их можно назвать довольно спорными. Так называемая социальная справедливость в данном случае устанавливается только для некоторых граждан. А более высокие ставки налога для состоятельных граждан должны якобы повлиять на неравенство в слоях общества. Как считает наш Президент, внедрение данной системы приведет к разрушению экономики страны.

Заключение

Таким образом, такая система налогообложения, как прогрессивная, имеет свои плюсы и минусы. Причем, минусы системы настолько значительные, что наше правительство приняло решение не внедрять ее. В противном случае крупные компании и бизнесмены могут просто уйти в тень и всячески избегать обязанностей по уплате налогов. А это в свою очередь приведет к разрушению экономики нашей страны.

Читайте также: