Деловые ситуации по налогам

Обновлено: 30.06.2024

Деловые ситуации для контроля знаний 2 части Налогового Кодекса РФ.

Рассмотрение деловых ситуаций не имеет однозначных решений.

Варианты контрольных заданий выбираются магистрантом самостоятельно на основе первой буквы фамилии:

Номер деловой ситуации выбирается студентом самостоятельно на основе первой буквы фамилии:

Первая буква фамилии

№ деловой ситуации

Деловая ситуация 1

Физическое лицо планирует открыть свое дело по направлению – сдача торговых стационарных помещений в аренду.

Прогнозируемый объем выручки - нетто за год 14 млн. руб.

Затраты 1,5 млн. руб.

в т. ч. заработная плата 3-х человек 0,5 млн. руб.

Необходимо определить: какая форма организации деятельности (индивидуальное предпринимательство или создание юридического лица) будет для него более предпочтительной с точки зрения налогообложения?

Для полноты и корректности выводов необходимо проанализировать все возможные варианты (традиционную систему налогообложения и специальные налоговые режимы – УСН). Сравнение целесообразнее проводить по показателям налоговой нагрузки или чистой прибыли от предпринимательской деятельности.

Выбор того или иного варианта решения необходимо обосновать.

Деловая ситуация 2

Физическое лицо планирует открыть свое дело по направлению – услуги общественного питания.

Прогнозируемый объем выручки - нетто за год 30 млн. руб.

Затраты 24 млн. руб.

в т. ч. заработная плата 4-х человек 1 млн. руб.

Необходимо определить: какая форма организации деятельности (индивидуальное предпринимательство или создание юридического лица) будет для него более предпочтительной с точки зрения налогообложения?

Для полноты и корректности выводов необходимо проанализировать все возможные варианты (традиционную систему налогообложения и специальные налоговые режимы – УСН). Сравнение целесообразнее проводить по показателям налоговой нагрузки или чистой прибыли от предпринимательской деятельности.

Выбор того или иного варианта решения необходимо обосновать.

МЕХАНИЗМ РАСЧЕТА ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ

Общая система налогообложения (ОСНО)

1. Страховые взносы за наемных работников:

30% от общего фонда оплаты труда.

2. Взнос в ФСС от несчастных случаев на производстве:

0,2% от общего фонда оплаты труда.

3. Налоговая база по налогу на прибыль:

Выручка минус затраты минус п. 1 и п. 2

4. Налог на прибыль:

20% от налоговой базы

5.Чистая прибыль в распоряжении предприятия:

Налоговая база минус налог на прибыль

6. Налоговая нагрузка — рассчитывается как сумма всех налогов и обязательных взносов деленная на выручку от реализации умноженная на 100%:

По всем режимам механизм расчета налоговой нагрузки не меняется!

1. Страховые взносы за наемных работников:

30% от общего фонда оплаты труда.

2. Взнос в ФСС от несчастных случаев на производстве:

0,2% от общего фонда оплаты труда.

3. Страховые взносы, которые уплачивает ИП за себя лично:

Мах взнос в ПФР:

8 МРОТ*12 мес. *26%=8*6 204*12*26%=154 851,84 руб.

Мах взнос в ПФР 154 851,84 руб.

Min взнос в ПФР 19 356, 48 руб.

Взнос в ФФОМС: 6 204 *12 мес. *5,1% = 3 796,85 руб.

Взносы в ПФР и ФФОМС = 19 356,48 р + 3 796,85 = 23 153,33 руб.

Максимальная сумма страховых взносв, которые платит ИП за себя лично:

154 851,84+3 796,85=158 648,69

В деловой ситуации 1 и 2 Страховые взносы, которые платит ИП за себя лично такая же сумма — 158 648,69 руб.

4.Налоговая база по НДФЛ:

Выручка минус затраты минус п. 1, п. 2, п. 3

Налоговая база* 13%

6. Чистый доход ИП:

Налоговая база минус НДФЛ

7. Налоговая нагрузка:

1. Страховые взносы за наемных работников:

2. Взнос в ФС от несчастных случаев на производстве:

3. Налоговая база по УСН:

Выручка минус затраты минус п. 1 и п. 2

4.Единый налог по ставке 7%:

Сравнивается с минимальным налогом, который составляет 1% от доходов от реализации.

Если единый налог, рассчитанный по ставке 7% - окажется меньше, чем минимальный налог по ставке 1%, то в бюджет уплачиваем минимальный налог.

5. Чистая прибыль в распоряжении предприятия:

Налоговая база минус единый налог

1. Страховые взносы за наемных работников:

2. Взнос в ФСС от несчастных случаев на производстве:

3. Страховые взносы, которые уплачивает ИП за себя лично:

4. Налоговая база по УСН:

Выручка минус затраты минус п. 1, п. 2, п. 3

4. Единый налог по ставке 7%:

Сравнивается с минимальным налогом, который составляет 1% от доходов от реализации.

Если единый налог, рассчитанный по ставке 7% - окажется меньше, чем минимальный налог по ставке 1%, то в бюджет уплачиваем минимальный налог.

5.Чистый доход ИП:

Налоговая база минус единый налог

6. Налоговая нагрузка:

Общие расчеты для ООО и ИП

1. Остаются страховые взносы:

2. Взнос в ФСС от несчастных случаев на производстве:

3. Одинаково рассчитывается единый налог по УСН:

50% единого налога =

Далее расчеты делаются отдельно по ООО и ИП.

1. Так как общая сумма страховых, уплачиваемых за наемных работников меньше или больше, чем 50% от суммы единого налога, то единый налог в бюджет составляет:

2. Чистая прибыль, в распоряжении предприятия:

Выручка минус затраты минус взносы минус единый налог

3. Налоговая нагрузка:

1. Так как общая сумма страховых, уплачиваемых ИП за наемных работников и за себя лично - больше или меньше, чем 50% от суммы единого налога, то единый налог в бюджет составляет:

Практическое пособие отражает порядок действий бухгалтера по важнейшим вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

В практических пособиях собрана и удобно структурирована вся необходимая информация из Налогового кодекса РФ и сотен документов, регулирующих порядок действий по тому или иному налогу, взносу. Таким образом, снижается риск пропустить важное и не заметить изменения в законодательстве.

В первую очередь практические пособия будут интересны рядовым бухгалтерам, главным бухгалтерам мелких и средних организаций. Пособия существенно облегчат погружение в новые вопросы. Пособия можно использовать как руководство к действию.

Начинающие бухгалтеры могут применять материал как обучающее пособие.

Высококвалифицированные бухгалтеры, финансовые специалисты, главные бухгалтеры крупных организаций, аудиторы и юристы, занимающиеся налоговой тематикой, могут использовать практические пособия в качестве точки входа в проблему для изучения общей картины и перехода к энциклопедиям спорных ситуаций для анализа всех точек зрения и возможных последствий различных вариантов действий. В крупных организациях главный бухгалтер может применять практические пособия в работе со своими сотрудниками.

  • Подробные инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов и страховых взносов
  • Для каждой ситуации даны:
    - числовые примеры с расчетами для каждой ситуации
    - образцы бухгалтерских проводок
    - примеры заполнения форм отчетности и других документов
    - наглядные схемы. Например, схемы налоговых проверок или порядок зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней и штрафов и т.п.
  • Каждый налог описан в следующей структуре: общие положения и ситуации из практики
  • Разобраны наиболее типичные и распространенные вопросы, в том числе не имеющие однозначного решения
  • Даны различные варианты с учетом сложившейся практики и судебных решений
  • Ссылки на правовые акты, письма профильных ведомств (Минфина России и др.), судебные акты.

Темы практических пособий:

  • по заполнению отчета о целевом использовании средств
  • по годовой бухгалтерской отчетности
  • по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов
  • по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)
  • по налоговым проверкам
  • по НДС
  • по налогу на прибыль
  • по страховым взносам на обязательное социальное страхование
  • по НДФ/1
  • по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
  • по налогу на имущество организаций
  • по УСН
  • по ЕНВД.

Энциклопедии спорных ситуаций в "Путеводителе по налогам"

В Энциклопедии спорных ситуаций представлены различные точки зрения по спорным вопросам, которые не урегулированы Налоговым кодексом РФ.

Главным бухгалтерам и их заместителям, которые в процессе работы так или иначе сталкиваются со спорными ситуациями, по которым существуют противоположные позиции, энциклопедии существенно облегчат погружение в вопросы, представят весь спектр мнений, а также список документов в подтверждение позиции. Это поможет оценить риски разных вариантов действий и принять самостоятельное решение по сложным вопросам.

Финансовым директорам, аудиторам, налоговым юристам и экспертам в области налогообложения важно, что по каждой ситуации проработана вся сложившаяся арбитражная практика, которая есть в системе. На самостоятельный анализ такой арбитражной практики у пользователей ушло бы очень много времени.

Свойства Энциклопедий спорных ситуаций:

  • Выявлены спорные ситуации по конкретному налогу
  • По каждой ситуации даны все существующие точки зрения и возможные варианты действий:
    - приводится официальная позиция Минфина России, ФНС России, судебных органов, а также мнения специалистов этих ведомств и независимых экспертов
    - если по спорной ситуации пока отсутствует официальная позиция органов, она законодательно не урегулирована, то будут приведены судебные решения по ней, отражающие различные исходы
    - в случае, когда по такой ситуации нет также и сложившейся арбитражной практики, то может содержаться только позиция экспертов. Как только появятся другие точки зрения, они с очередным обновлением попадут в энциклопедию
  • Каждая позиция обоснована подборкой документов
  • По ссылкам можно быстро перейти к полным текстам этих документов (правовым актам, судебной практике, консультациям, публикациям прессы)

Темы энциклопедии спорных ситуаций:

  • по части первой Налогового кодекса РФ
  • по НДС
  • по налогу на прибыль
  • по НДФ/1 и взносам во внебюджетные фонды
  • по ЕСН и пенсионным взносам (до 2010 г.).

Куда включается

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Читайте также: