Коллективный орган самоуправления в городе ведал судом сбором налогов ополчения что это

Обновлено: 18.05.2024

В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.

В городах учреждалось городское общество, названное мещанством и состоявшее из купцов и промышленников разного рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству, или городскому обществу, предоставлялись права на промыслы, с исключением иногородних, право распоряжения общественным имуществом, право собираться по приказанию и дозволению начальника губернии для выборов из своей среды должностных лиц и выслушивания предложений начальства. Из выбранных лиц составлялся магистрат, которому поручалась защита городских жителей от неправильных служб и тягостей, т. е. защита их финансовых интересов, а также охрана города. Для охраны беспомощных членов городского общества (малолетних сирот и вдов) из выбранных лиц учреждалось особое присутственное место – сиротский суд, которому, а не самому обществу, поручалось попечение о них.

Городские жители были разделены:

1) на городовых обывателей вообще или таких лиц, которые имеют в городе недвижимое имущество и к которым причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в городе таким имуществом и не записанных в городскую обывательскую книгу;

2) купцов трех гильдий;

3) цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и учеников;

4) на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в городскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских (т. е. свойственных городским жителям) упражнений;

6) посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причисленных к другим категориям граждан.

Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их сохранение зависело от ежегодного взноса известной подати, занятия, состояния и образования.

В городе согласно Жалованной грамоте действовали следующие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат и при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказаться от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в Шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством городского головы.

Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т. е. была исполнительным органом городского самоуправления. В ведении думы было 8 направлений деятельности:

1) прокормление и содержание городских жителей;

2) предотвращение ссор и тяжб города с окрестными городами и селениями;

3) сохранение в городе мира, тишины и согласия;

4) наблюдение порядка и благочиния;

5) обеспечение города привозом необходимых припасов;

6) охрана городских зданий, заведение нужных городу площадей, пристаней, амбаров, магазинов;

7) приращение городских доходов;

8) разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гильдиям. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому Шестигласная дума могла обращаться за помощью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Городское население

Городское население Социальная структура городского населения во многом обусловливалась теми специфическими функциями, которые выполняли разные города. Некоторые прежде значительные и оживленные города не восстановили своего былого значения после Тридцатилетней

Городское управление

Городское управление Значительную роль в объединительном процессе играли города, которые находились в зависимости от феодального государства или феодалов. Город делился на две части: собственно город – место, огороженное стеной, крепость (детинец), где проживали в

Городское самоуправление

Городское самоуправление В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы,

САМОУПРАВЛЕНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ Мы, обманутое поколение, росли в том убеждении, что у нас на Руси, плохо все. Нам, обманутому поколению, учителя в гимназиях, профессора в университетах, публицисты в газетах и всякие другие сеятели во всяких других местах тыкали в нос по преимуществу Англию:

§ 2. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ОСЕНЬЮ 1987 ГОДА начался эксперимент по организации производственного самоуправления на московском предприятии АТ-1. Для этого была создана межклубная группа производственного самоуправления. Формально в ней участвовали представители

Социальное и городское

Социальное и городское В конечном счете, строительство дорог, как и многие другие крупные капиталовложения общества, было обусловлено стремлением создать функциональное общество всеобщего благосостояния с выравниванием социальных различий.В аграрном обществе

Городское население

Городское население Социальная структура городского населения во многом обусловливалась теми специфическими функциями, которые выполняли разные города. Некоторые прежде значительные и оживленные города не восстановили своего былого значения после Тридцатилетней

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — КАК ЭТО БЫЛО

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — КАК ЭТО БЫЛО Глядя на сухие строчки статистических документов и описаний, которые отражают постепенный рост города и одновременно рост благосостояния его жителей (возрастало число каменных домов, росло городское благоустройство и т.д.),

Государство и самоуправление

Государство и самоуправление Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом регулировании: для этого она была еще слишком неразвита. Только с формированием абсолютных монархий

Общинное самоуправление

Общинное самоуправление Самоуправление населения в пределах особо организованной территории — соседской общины — существовало в большинстве европейских государств. Наибольшее развитие оно получило в Германии в силу исторической укорененности общинного строя в

РУССКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Местное самоуправление

Местное самоуправление Создание земств в 1864 году и городских учреждений в 1870-м впервые дало России требуемую сеть выборных местных законодательных собраний. В земских выборах участвовали землевладельцы, городские жители и крестьяне, причем избирательная система

1. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО

1. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО Из приведенного выше обзора видно, что, несмотря на скудость сведений в наших источниках об экономическом развитии северо-восточных русских городов XIV–XV вв., мы с полным основанием можем рассматривать эти города центрами ремесленного производства.

4. ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

4. ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ Там, где развивались ремесло и торговля и где находился административно-политический центр округи — в средневековом городе, — накапливались большие массы людей.Обычно в летописях характеристика социального состава городского населения

Княжеская администрация состояла из чиновников, которых можно разбить на две группы. К первой группе принадлежали чиновники, которые относились к органам государственного управления. Вторая группа состояла из личных слуг князя, исполнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших поручения по управлению княжеством.

Во главе первой группы стояли посадники и тысяцкие. Историки отмечают, что «со времени Олега князья, для управления городами, назначают своих дружинников, которые являются под именем мужей при Олеге, посадников, начиная с Ярополка, и наместников с половины XII столетия.

Посадник заменял в городе или в целой области князя. Только в том городе, где жил князь, посадника не было. У посадников были свои отроки.

Тысяцкий был начальником земского ополчения, так что подчиненный ему округ назывался тысячей. Этим чиновникам подчинялись печатники, таможенники, мытники и пр.

Во второй группе важнейшие обязанности при княжеском дворе выполняли тиуны – слуги для самых разнообразных поручений по княжескому хозяйству; тиунам поручались и дела по управлению княжеством. С середины XII в. тиун огнищный, или главный ключник, часто назывался дворским, т. е. дворецким. С течением времени из княжих дворовых слуг вышло и еще несколько важных чиновников – ловчие, стольники, окольничие.

Вече собиралось в городах для решения важных государственных дел и с усилением княжеской власти во второй половине XIII в. прекратило свое существование. Обычно в чрезвычайных случаях вече собирал сам князь, его поверенный или те, кто выступал против князя.

Дружина князя играла наиболее значительную роль до начала XII в., когда почти все дружинники стали владельцами земли – вотчинниками.

Старшая дружина состояла из бояр, мужей, огнищан, младшая – из гридей, отроков и детских, милостников, пасынков и парубков.

В XI–XII вв. усложняется структура государственного аппарата управления, формируемого из дружинников.

Русская Правда дает широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов – дани, торговых и судейских пошлин:

– княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя);

– мытник (человек, собиравший торговые пошлины);

– княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Рядом с лицами, занятыми в управлении княжеским хозяйством, Русская Правда упоминает тех же лиц в хозяйстве боярском (например, боярский тиун). Социальная принадлежность всех этих людей могла быть разной: это и свободные люди на службе князя, и личнозависимые от него холопы, челядь, рабы, и отпущенные им на волю и посаженные на землю челядины.

Но в целом государственную власть делили между собой князья и самые знатные бояре.

В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял совет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого совета иногда именовалось думой.

Хотя Боярская дума как совещательный орган не имела постоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя было весьма ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал права и автономию вассалов и обладал правом вето.

Младшая дружина, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князь обычно советовался с дружиной в целом.

Исследователи отмечали: «Система местного управления в Московском княжестве называлась системой кормления. Такое наименование она получила потому, что посылавшиеся в город и волости наместники и волостели вместе с их многочисленными административными и судебными агентами (тиунами, доводчиками, надельщиками, праветчиками и др.) имели в виду, главным образом, свои личные интересы, а не государственные дела.

Существовала и более древняя, чем княжеская, система земского управления: в стольном городе была должность тысяцкого, которому подчинялись сотские и десятские.

В то время любой, даже иностранец мог стать княжеским воином, и из младших дружинников дослужиться до звания княжеского мужа или боярина. Княжеские бояре получали в на граду за службу земли и сближались с земскими. Земские бояре старейших родов постепенно утрачивали свою независимость и обособленное положение, поступали на княжескую службу и, в свою очередь, сближались с княжеским двором. Бояре-землевладельцы в XIII–XIV вв. пользовались большими привилегия ми, практически освобождавшими их вотчины от подчиненности князю и подтверждавшимися особыми княжескими жалованными грамотами. Бояре-вотчинники имели право суда и сбора налогов. В военное время по приказу князя бояре обязаны были со своими дружинами участвовать в боевых действиях. Боярская служба была вольной, обязательной она стала только при Иване III.

В удельные времена появились особые княжеские слуги – слуги под дворским – подчиненные дворецкому и владевшие имениями, пожалованными им из дворцовых земель князя. Имения-поместья давались не в собственность, а при условии княжеской службы и отбирались при уходе от князя. Поместье представляло собой деревню или несколько деревень с селом в центре, с пашенной землей, лугами и лесом. Так зарождался слой дворян-помещиков.

Во главе княжеской службы стоял тысяцкий – предводитель земских полков и городского и сельского ополчения.

Главный дворский, или дворецкий, ведал двором и дворцом князя в стольном городе, всеми княжескими землями, контролировал владельцев этих земель, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все дворские, ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества.

Судебные органы еще не сложились, их функции осуществлял либо сам князь или представитель администрации, либо специальное должностное лицо – вирник и его помощники, проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями обладали также церковные органы и феодалы-вотчинники.

Таким образом, основными признаками становления Древнерусского государства стали: особая система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория, на которую распространялась юрисдикция данного государства. В IX-XII вв. сложилось Древнерусское государство – Киевская Русь – государство исторически переходного типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Большое количество берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, свидетельствует о:

а) развитии ремесла; б) отсутствии на Руси книг;

в) образованности населения; г) обилии леса в Новгородской земле.

5. Дважды захватывал Киев (в 1149 и 1155 гг.) князь:

а) Всеволод Большое Гнездо; б) Владимир Мономах; в) Мстислав Великий;

г) Юрий Долгорукий.

6. Одна из причин возвышения Владимиро-Суздальского княжества:

а) близость к степному побережью; б) защита от внешних врагов полосой высоких гор;

в) обилие для пашни плодородных земель; г) наличие выхода к Балтийскому морю.

а) Владимиру Мономаху; б) Юрию Долгорукову; в) Андрею Боголюбскому;

г) Всеволоду Большое Гнездо.

8. Владимиро – Суздальское княжество – это:

а) феодальная республика; б) раннефеодальная монархия;

в) абсолютная монархия; г) сословно-представительная монархия.

9. Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на несколько уделов после смерти:

а) Юрия Долгорукого; б) Всеволода Большое Гнездо; в) Андрея Боголюбского;

г) Ярослава Мудрого.

10. Крупнейшее литературное произведение Северо-Восточной Руси 12-13 веков:

11. Определяющая черта новгородской архитектуры:

а) монументальность и торжественность; б) простота и доступность;

в) пышность и многообразность декоративных элементов;

г) влияние западноевропейских традиций.

12. Церковь Покрова на Нерли была построена в:

а) конце 11 века; б) начале 11 века; в) 12-ом веке; г) 13-ом веке.

а) разгром половцев войсками князя Игоря Святославовича;

б) неудачный поход на половцев новгород-северского князя;

в) неудачный поход князя Игоря Святославовича на Киев;

г) победа новгород-северского князя над печенегами.

14. К середине 12-го века Русь распалась на:

а) 105 самостоятельных княжеств; б) 15 уделов;

в) 5 самостоятельных княжеств; г) 15 самостоятельных княжеств.

15. Юрий Долгорукий получил своё прозвище благодаря тому, что:

а) имел длинные руки; б) любил присваивать плоды чужого труда;

в) стремился присоединить к своему княжеству другие земли;

г) имел много сыновей, которые стали правителями многих княжеств.

16. Андрей Боголюбский был Юрию Долгорукому:

а) сыном; б) братом; в) внуком; г) племянником.

17. Всеволод Большое Гнездо получил своё прозвище, потому что:

а) построил большой дом, в котором жили все его дети с семьями;

б) у него было много детей;

в) раздавал уделы всем своим сыновьям и родственникам;

г) отправлял своих сыновей в походы против соседних княжеств.

18. Форма правления в Новгородской земле:

а) республика; б) монархия; в) империя; г) анархия.

19. Право собирать налоги, ведать торговым судом и возглавлять в походах городское ополчение в Новгороде принадлежало:

а) посаднику; б) тысяцкому; в) владыке; г) князю.

20. Важное значение для экономики Галицко-Волынского княжества имел(о):

а) охота; б) рыболовство; в) добыча соли; г) бортничество.

Задания части Б

1.Соотнесите должности и должностные обязанности:

А. Хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами.

Б. Осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом, возглавлял в походах городское ополчение.

В. Возглавлял все вооруженные силы Новгородской земли в случае войны.

Г. Ведал всеми Новгородскими землями, назначал и смещал различных должностных лиц, руководил внешней политикой.

2. Отметьте все верные суждения:

1) Новгородцы сосредоточили все свои усилия на развитии скотоводства и земледелия.

2) Верховной властью в Новгороде обладало вече.

3) Посадника, тысячника и владыку (епископа) назначал новгородский князь.

4) Отсутствие собственной княжеской династии позволило Новгородской земле избежать дробления и сохранить своё единство.

5) Правнуку Владимира Мономаха – Роману Мстиславовичу – удалось объединить Волынское и Галичское княжества.

6) В политической жизни Галицко-Волынского княжества бояре играли незначительную роль.

7) Первое упоминание о Москве относится к 1147 году.

8) Младшему сыну Владимира Мономаха Юрию Долгорукому удалось объединить русские земли в единое государство.

9) Карелы и другие народы, проживающие на территории от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховья Волги, платили дань Новгороду.



Установление царской власти .

Иван IV, прозванный в народе — Грозный, сын Василия III , был первым царем Руси.

Правителем он стал в три года в 1533 году, после смерти отца,

До исполнения Ивану 14 лет, государством правила его мать — Елена Глинская, то ест она была регентом.

Иван был свидетелем борьбы за власть боярских группировок — это были Шуйские, Бельские и Глинские. Все они входили в регентский совет.

Когда происходило венчание Ивана IV на царство?

Венчание на царство произошло 16 января 1547 году. (Ивану IV было 16 лет).

Обряд венчания проводил митрополит Макарий, он возложив князю шапку Мономаха — назвал его первым царем всея Руси.

Причины принятия царского титула:

  • демонстрация полной независимости Руси от Орды и, более того, равенств с нею;
  • подчеркивание претензии Русского государства на византийское наследие;
  • царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, т.к. русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором - германским.
  • обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики: став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских, ярославских и др.) князей.
  • в Византии император фактически возглавлял даже церковь, все поучения византийских отцов церкви о почитании царя теперь переносились на государя всея Руси, власть царя стала почитаться как божественная.

После этих событий приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. В нее входили Адашев, Курбский, Сильвестр и др. Избранная рада провела ряд реформ для создания органов сословно-представительной монархии.

Реформы середины XVI в.

Приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. Избранная рада провела ряд реформ.

  • дворянин А. Ф. Адашев,
  • священник Сильвестр,
  • князь М. И. Воротынский,
  • князь А. М. Курбский,
  • боярин И. В. Шереметев,
  • дьяк И. М. Висковатый,
  • Избранную раду поддерживал и глава Русской православной церкви митрополит Макарий.

Основные реформы Избранной рады.

  • Созыв Земского обора – высшего органа управления.

Февраль1549 года - Иваном IV был созван Земский собор - Собор примирения.

Цель: решение проблемы злоупотребления местных чиновников и отмена кормлений.

Земский собор – высший орган управления, собрание представителей от каждого сословия населения, кроме крепостных крестьян.

  • Реформа органов местного самоуправления.

В 1556 г. — реформа местного управления.

  • наладить контроль центра над местным управлением,
  • покончить с произволом полусамостоятельных кормленщиков,
  • увеличить сбор налогов.

Основное содержание реформы местного управления.

  • Введены должности выборных старост из дворян– губные старосты. Губа — это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом. Старост избирали землевладельцы округа из своей среды.
  • В помощь старостам выбирались "целовальники" (при вступлении в должность они целовали крест).
  • Там, где большинство населения составляли черносошные (лично свободные) крестьяне, а не дворяне, а также в городских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты (то есть «от земли).
  • В городах избирались городовые приказчики.

ВАЖНО!

Все избранные на выборные должности получали жалованье.

  • вершили суд,
  • следили за соблюдением законов и порядка,
  • осуществляли сбор податей (денежных налогов).

Права самоуправления получило и духовенство.

Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.

  • усиление контроля за деятельностью местных властей;
  • появление заинтересованности в выборной должности, так как за неё платили жалованье,

1550 – принятие нового Судебника.

Цель: усиление царской власти.

  • большая часть статей касалась управления и суда.
  • пресекался произвол наместников.
  • появились "судные мужи" - выборные лица от каждого сословия, контролировавшие судебные разбирательства, а также следили за тем, чтобы представители суда не получали взяток от судящихся – впервые было введено наказание для несправедливых судей.
  • наказания других лиц зависело оно от сословной принадлежности потерпевшего;
  • был подтверждён Юрьев день (право перехода в определённый период от одного помещика к другому), но значительно повышено пожилое (плата за пользование землёй помещика).

1556 г.- принятие "Уложения о службе", регулировавшее вопросы формирования армии и порядка службы.

  • начинало службы в армии с 15 лет.
  • Вотчинники (бояре)несли службу на равных с помещиками условиях. Каждый феодал должен был выставить одного конного воина с каждых 150 десятин (170 га) земли.
  • Кто выставлял воинов больше положенного, получал денежное поощрение, а кто меньше, платил штраф.

В итоге – значительное увеличение численности русской армии. Периодическое проведение военных смотров.

1550 г. – создание первого постоянного полурегулярного (так как в мирное время занимались не военным делом, а ремеслом) стрелецкого

войска, которое содержалось на средства казны.

Основной военной силой оставалось дворянское ополчение.

  • Значительное повышение боеспособности армии.
  • Уложение о службе во многом уравнивало права вотчинников (бояр) и помещиков (дворян),способствовало формированию общерусского служилого земледельческого сословия, все представители которого обязаны были нести государеву военную службу.

Таким образом, комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов позволил увеличить эффективность и численность войсковых соединений, заложил основы будущей регулярной армии, улучшил общую координацию армии, обеспечил взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

Церковная реформа – это комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным.

Цель: попытка Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.

1551 г.- Стоглавый собор при участии царя, Боярской Думы и духовенства ( название собор получил по количеству глав принятого документа – 100).

Цель: решение вопросов о жизни и быте служителей Православной Церкви, унификация обрядов и святых.

  • приведение к единообразию церковных обрядов,
  • признание всех местных святых общерусскими,
  • разработаны правила поведения для духовенства с целью повышения его образовательного и нравственного уровня,
  • запрещение заниматься священникам ростовщичеством,
  • ограничение роста церковного землевладения,
  • организация школ для подготовки священников,
  • установление правил строительства церквей, написания икон.
  • Иван IV добился того, чтобы больше Церковь не могла приобрести землю без его разрешения.
  • Земли, приобретенные Церковью до Стоглавого собора, оставались в её владении.
  • собор способствовал централизации власти в стране,
  • усилилась роль церкви.

Была проведена всеобщая перепись.

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Введение новой системы налогообложения: прежний подворный налог был заменен поземельным - "большая соха".

Размеры сохи зависели от сословной принадлежности. Так у крестьянина земли было мало, а налог он платил большой.

Ущемлялись и интересы церкви.

Помещики пользовались наибольшими привилегиями.


  • Опричнина и закрепощение крестьян.

В 1560 г. Иван IV распустил Избранную раду.

1565 г.- введение опричнины.

Цель опричнины – укрепление личной власти царя, используя метод усиления власти путем террора.

Опричнина – это и часть государства с особым управлением для содержания всего царского двора и контролирующих людей — опричников.

Опричники принадлежали и полностью подчинялись царю. Они совершали различные карательные операции, для контроля населения путем репрессий.

  • опричнину – часть государства, которой управлял царь,
  • земщину – здесь властью была Боярская Дума.

От опричнины пострадало множество населения, вне зависимости от слоев, даже митрополит Филипп, который осудил ее, был задушен опричником Малютой Скуратовым.

Самой кровопролитной расправой было шестинедельная расправа опричников над жителями Новгорода (1569-1570).

Читайте также: