Порядок введения и отмены ндфл

Обновлено: 02.07.2024

Установление налогов и сборов — один из важнейших процессов законотворческой деятельности. Как происходит введение в действие новых фискальных платежей, кто наделен полномочиями их введения, что должны соблюсти законодатели — расскажем в нашей статье.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает обязанность уплаты налогов и сборов. Согласно положениям указанной статьи, фискальные платежи должны быть установлены в законодательном порядке.

Общие условия установления налогов и сборов

Основным законом, регулирующим налоговую систему РФ, является Налоговый кодекс. В статье 17 НК РФ прописан порядок установления налогов и сборов.

Для того чтобы налог был признан установленным, по нему должны быть определены:

Элемент Характеристика
Налогоплательщик Лицо, на которое возложена обязанность уплаты фискального платежа.
Объект налогообложения То, что подлежит обложению: доходы, имущество.
База налогообложения Количественное или денежное выражение объекта обложения.
Налоговый период Временной промежуток, по истечении которого налогоплательщик рассчитывает сумму платежа и перечисляет его в бюджет (квартал, год).
Ставка Тариф, установленный в относительном выражении (в процентах) или денежном эквиваленте, на основании которого рассчитывается сумма фискального сбора.
Порядок исчисления Применяемый порядок расчета суммы к уплате.
Порядок и сроки уплаты Законодательством может быть установлена единовременная уплата или, например, равными долями в течение периода. Также по различным фискальным платежам устанавливаются различные сроки уплаты.

Кроме того, по налоговому платежу могут устанавливаться льготы, вычеты и иные преференции.

Чтобы признать иные фискальные сборы законными, необходимо, чтобы устанавливающий их орган установил по ним:

  • плательщика;
  • необходимые для взыскания элементы обложения.

Например, по некоторым неналоговым перечислениям в бюджет может не устанавливаться база обложения. К таким платежам относится госпошлина за регистрацию юридического лица. Размер ее установлен в фиксированной сумме — 4000 руб. и не привязан к какой-либо базе.

Виды и уровни установленных бюджетных перечислений в РФ

Установление и введение налогов и сборов зависит от их уровня. В РФ существуют следующие виды фискальных платежей:

Вид налога Перечень относящихся к уровню налоговых перечислений
Федеральные НДС, акцизы, НДФЛ, на прибыль, НДПИ, водный, госпошлина, сбор за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов
Региональные На имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный
Местные Земельный, на имущество физических лиц, торговый сбор

Кто имеет полномочия введения в действие новых фискальных платежей

Правила уплаты перечислений в бюджет и их введение в действие осуществляются в определенном порядке.

Федеральные устанавливаются НК РФ. Они действуют на всей территории России. Правила их начисления устанавливаются Кодексом и не могут быть изменены региональными или местными властями.

Региональные устанавливаются не только НК РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. Они действуют на территории региона, законодательная власть которого ввела его в действие. Несмотря на то, что основные правила налогообложения прописаны в НК РФ, региональным властям в определенных кодексом пределах делегируется право установления: ставок, сроков уплаты и порядка начисления.

Местные действуют только на территории муниципального образования, представительные органы которого ввели его в действие нормативным правовым актом. Местным органам власти НК РФ также может предоставляться право установления ставок, сроков уплаты и порядка начисления. Если право упорядочивания взимания налога не делегировано, то правила исчисления применяются в соответствии с НК РФ.

В правительстве идет дискуссия о том, можно ли освободить малообеспеченные семьи от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Об этом рассказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

По ее словам, сама она поддерживает такую идею, так как "разница в доходах у бедных и богатых очень высока". Но надо все просчитать и не скатываться к популизму, заявила Матвиенко в интервью телеканалу "Россия 24" в конце ноября.

Во вторник на вопрос Матвиенко министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что считает "очень позитивной" для экономики идею отмены НДФЛ для малоимущих.

С момента введения НДФЛ и до 2009 года действовало правило, по которому ко всем полученным доходам физлиц (независимо от регионального статуса) применялся стандартный вычет в размере 100 рублей, и он действовал до момента, пока сумма полученных доходов за календарный год не превышала 20 тысяч рублей. Этот вид вычета применялся автоматически работодателем ко всем доходам своих сотрудников, позволяя экономить в год на уплате НДФЛ 2600 рублей.

После 2009 года величина стандартного вычета была проиндексирована до 400 рублей, а не облагаемая налогом сумма дохода за год - до 40 тысяч рублей, что соответствовало освобождению от уплаты НДФЛ в годовом эквиваленте 5200 рублей. Правило действовало до 2012 года.

- На протяжении семи лет в законодательстве не предусматривалось применение вычетов в отношении сумм доходов ниже прожиточного минимума (за исключением действующих вычетов по НДФЛ на детей), - напоминает доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев.

По его мнению, идея возврата социальной составляющей налоговой функции по НДФЛ является более чем разумной.

- За последние пять лет к теме периодически возвращались, но не могли определиться с уровнем получаемого необлагаемого дохода жителями в разрезе тех регионов, где уровень жизни малообеспеченных слоев населения ниже среднего значения по стране. Одним из механизмов возврата к применению стандартного вычета по НДФЛ в отношении малообеспеченных граждан является подход, по которому на уровне каждого субъекта РФ может быть применено решение об установлении необлагаемой суммы НДФЛ, ежегодно корректируемое на уровень инфляции в стране. В данном случае региональные власти самостоятельно принимают данное правило. Такой подход более чем справедлив, поскольку не опирается на усредненные показатели по всей стране, - полагает Ахмадеев.

Фото: Сергей Михеев/РГ

В мире много стран, где есть льготы по налогам для малоимущих - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Кипр, Финляндия, Франция, Швейцария и другие страны, среди них и страны Восточной Европы.

С другой стороны, обращает внимание директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец, есть много стран, где бедные не исключены из-под налогообложения и где к ним применяется пониженная, но не нулевая ставка. Это, например, Испания, Италия, Канада, Польша, Словакия, США, Новая Зеландия и другие страны.

- Введение налоговых льгот для бедных фактически означает введение прогрессивной шкалы налогообложения, когда до определенного уровня дохода ставка НДФЛ равна нулю, а при доходе выше порогового значения становится 13% или более, - подчеркивает он. Возврат к прогрессивной шкале, по его мнению, приведет к росту числа псевдобедных. Бизнес начнет понижать зарплаты низкооплачиваемых сотрудников, чтобы вывести их в зону, не облагаемую НДФЛ, и сэкономить на фонде оплаты труда.

Резко вырастет нагрузка и на налоговые органы, которые должны будут собирать и обобщать информацию о доходах из разных источников, чтобы вести комплексный учет доходов населения для предоставления льгот. "Параллельно увеличится объем зарплат в конвертах, так как зарплата наличкой получит дополнительный экономический стимул, - говорит Алексей Зубец. - Упадет средняя зарплата в стране, так как у предпринимателей появится стимул снижать ее до порога исключения из-под НДФЛ". Он считает, что бороться с бедностью стоит "не игрой с налоговыми ставками, а повышением минимального уровня оплаты труда и минимальных пенсий хотя бы в два раза к нынешнему уровню".

- Государство понимает, что взыскание налога с малообеспеченных категорий приводит к росту нищеты и необходимости тратить деньги на пособия по бедности. Нам давно пора перейти к этой практике. Надо увеличить и налогообложение для тех, кто получает свыше 500 тысяч в месяц, установив ставку в 15%, - уверен проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. - Да, это может отразиться на доходах бедных регионов, но при этом сократит и их расходы на социальную помощь. А в рамках перераспределения доходной базы можно было бы установить практику, при которой для профицитных регионов зачисление в региональные бюджеты НДФЛ идет по ставке 13% , а 2% Минфин перечисляет в пользу бедных регионов.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в конце ноября заявлял, что это "очень чувствительная тема", которая требует тщательного изучения. "Это всегда тонкая история, как только появится такого рода деление в налоговом законодательстве, ряд людей могут посчитать себя незаслуженно обойденными. Скажут: мы тоже не богатые, а с нас почему-то НДФЛ все-таки решили брать, его сохранили",- сказал он. По его словам, над этой идеей надо еще подумать, но она "в принципе" остается. Новый виток дискуссии дал в сентябре глава ВТБ Андрей Костин, который предложил освободить малоимущих от НДФЛ.

Дмитрий Медведев, председатель правительства о целесообразности освобождения малоимущих от НДФЛ:

Идеи есть разные, вопрос в том, каковы последствия этих решений, каковы выпадающие доходы и, в не меньшей степени, кого надо относить к малоимущим.


Чем ниже налоги, тем активнее их платят

- Стоит сократить теневую занятость, и подоходный налог можно будет сократить с 13 до 11%. К такому выводу пришли эксперты рейтингового агентства "Национальные кредитные рейтинги" (НКР).

Количество людей в России, которые не платят налоги с зарплат, достигло 13 млн человек, или 18% от всего трудоспособного населения, показало исследование НКР. Практически пятая часть доходов россиян остается вне поля видимости для проверяющих органов. НКР провело сравнительную оценку формальной и неформальной занятости в России, основываясь на данных Федеральной налоговой службы (ФНС) о заработной плате, с которой уплачен НДФЛ, и данных Росстата о занятости в экономике.

Фото: utah778 / istock

В 22 регионах доля неучтенных тружеников превышает 30%, а в Дагестане даже 70%: часть жителей остаются невидимыми для налоговых органов по месту прописки, ввиду того что они платят налоги в бюджеты других регионов или являются неформально занятыми.

Если каждый россиянин с зарплатой в конверте имеет средний для региона доход, то в бюджет не поступает около 3 триллионов рублей - 0,9 триллиона доходов от НДФЛ и 2 трлн со взносов во внебюджетные фонды. "Если перевести такие серые зарплаты в поле видимости государства, то оно смогло бы снизить ставку НДФЛ с 13 до 11%", - считают авторы исследования. Реально ли это? "Заманчивая идея: меньше платить всегда лучше, чем больше. Но из 13 млн злостных неплательщиков НДФЛ нужно вычесть 5 млн не работающих по разным причинам (больные, асоциальные элементы). Уже станет меньше людей, которые скрывают доходы. Однако от налогов ведь уходят не от хорошей жизни, а для того, чтобы хоть как-то выжить, - рассуждает Александр Сафонов. - С другой стороны - спрос рождает предложение. Маленькие зарплаты и пенсии рождают спрос на дешевые услуги, которые возможно оказывать без НДФЛ и соцвзносов. Как обьяснить бабушке, что теперь вспахать огород или починить кровлю будет дороже, потому что людям, которые эти услуги оказывают, надо заплатить налоги? Для занятости, пусть и теневой, сейчас любые эксперименты, на мой взгляд, не очень уместны. Можем рабочие места потерять, безработицу нарастить и налогов не собрать".

Если зарплаты вывести из тени, то НДФЛ можно снизить до 11 процентов, но зачем им оттуда выходить, вопрошает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: "Для получения белой пенсии или чтобы брать кредиты? Раз люди продолжают получать зарплату в конвертах, значит, их это вполне устраивает". По его мнению, если государство найдет новые реальные стимулы работать вбелую, тогда можно будет не только снизить ставку НДФЛ, но и отменить его для беднейшей части населения.

В принципе, чем меньше налоги, тем активнее их платят, уверен Алексей Зубец: "В 90-е годы у нас была прогрессивная ставка налогообложения, причем нижнее ее значение составляло 12%, а верхнее достигало 35%. Когда ее отменили, налоговые органы отчитались о росте сборов НДФЛ на 45% за счет вывода доходов населения из тени".

По делам о налоговых преступлениях необходимо учитывать особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, установленные в статье 5 НК РФ.

Комментарий к абз. 1 пункта 3

1. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Это правило установлено для актов, изменяющих условия взимания установленных налогов. Что касается федеральных законов, устанавливающих новые налоги и сборы, то они могут вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. [3.1]

Таким образом, те налоги, налоговый период по которым равняется календарному году (налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество и др.), могут быть изменены в течение года многократно, однако все изменения будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года при условии, что такие изменения официально опубликованы до 1 декабря текущего года. Если же публикация состоялась только в декабре, то срок вступления изменений в силу сдвигается на год. Например, закон, опубликованный в декабре 2021 г., вступит в силу не ранее 1 января 2023 г. [3.3]

Условия взимания налогов с коротким налоговым периодом (например, для НДПИ и акцизов он равен, как правило, одному месяцу) могут меняться значительно чаще. [3.4]

Нетрудно заметить, что при установлении двух и более условий определения момента вступления закона о налогообложении в силу этот момент определяется датой события, наступившего после выполнения всех других условий. [3.5]

Для сборов (разовых платежей), применительно к которым налоговый период не устанавливается, изменения могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства (п. 1 ст. 5 НК РФ). [3.6]

2. Частые изменения нормативной базы налогообложения противоречат принципу определенности налоговых обязательств (ст. 57 Конституции РФ), подрывают принцип свободы предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). [3.7]

Адвокату следует обращать внимание на срок действия нарушенной нормы налогового законодательства, наличие на момент ее применения налогоплательщиком разъяснений компетентных органов, устоявшейся судебно-арбитражной практики, позволяющих преодолеть правовую неопределенность. [3.9]

3. Споры о порядке вступления актов налогового законодательства в действие – не такая уж и редкость[2].[3.10]

Наличие такого спора является признаком неопределенности налогового законодательства, что исключает вывод об умышленном уклонении от налогообложения. [3.11]

Поскольку применение этой статьи сопровождалось спорами с налоговыми органами[5], стабилизационные оговорки стали вносить в саму ст. 5 НК РФ. В ней появились п. 4.1 (в отношении участников специальных инвестиционных контрактов), п. 4.2 (в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и др.), п. 4.3 (в отношении участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений). [3.16]

Обратить внимание судов на то, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы, страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, а также иных участников этих отношений, обратной силы не имеют.

Комментарий к абз. 2 пункта 3

1. Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. [3.17]

Правило о непридании законам обратной силы не специфично для законодательства о налогообложении. Оно свойственно многим отраслям права. Смысл этого требования состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство (в том числе налоговое), не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка. Упоминание в ст. 57 Конституции РФ о непридании законам о налогах обратной силы — это проявление особой значимости проблемы именно в области налогообложения. [3.18]

Применительно к налогам и сборам это правило означает, что условия уплаты налогов (размеры, сроки, порядок и др.) должны быть известны субъектам предпринимательской деятельности заранее, т.е. до того, как они своими действиями приобретут обязанность уплаты налога. [3.19]

2. Придание законам о налогах обратной силы означает не только принятие соответствующего закона по истечении срока уплаты налога, но и до этой даты, однако после совершения событий или действий, в результате которых возникла обязанность уплатить налог. Так, Конституционный Суд РФ признал, что Закон о земельном налоге фактически имел обратную силу, так как устанавливал повышенные ставки не с начала календарного года, за который этот налог начислялся, а по прошествии значительного времени, хотя и до наступления срока уплаты. Землепользователи вели деятельность на земельных участках, ориентируясь на другие условия налогообложения. Условия и порядок налогообложения должны быть известны землепользователю в момент пользования, а не по прошествии времени[6].[3.20]

3. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что недопустимо не только придание законам о налогах обратной силы прямым указанием на это в законе, но и издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания на это в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы актами официального или иного толкования либо правоприменительной практикой[7].[3.21]

Таким образом, конституционный запрет придавать закону обратную силу не может быть обойден при помощи каких-либо технических и иных уловок. Этот запрет не может быть нарушен ни при каких обстоятельствах. Конституция РФ не допускает отказа от этого правила, в том числе в условиях чрезвычайного положения. [3.22]

Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации и на акты органов местного самоуправления. [3.23]

При расчете размера налога, сбора, страхового взноса, образованного в результате уклонения от их уплаты, суды должны принимать во внимание только те налоги, сборы, страховые взносы, налоговые ставки и их размеры, тарифы страховых взносов, которые были установлены законодательством для налогового (расчетного) периода, за который рассчитывается указанный размер. В случаях, когда актом законодательства были отменены налоги, сборы, страховые взносы либо снижены размеры ставок налогов (сборов), тарифы страховых взносов, расчет должен производиться с учетом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ.

Комментарий к абз. 3 пункта 3

1. Закон может не только повышать обязательства налогоплательщиков, но и снижать их. Конституционный запрет придавать законам о налогах обратную силу распространяется только на случаи ухудшения положения налогоплательщиков. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятное для субъектов налогообложения влияние такого закона должно быть понятно как налогоплательщику, так и государственным органам, взимающим налоги[8].[3.24]

2. Налоговый кодекс РФ устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков. В первом случае улучшающие законы всегда имеют обратную силу, а во втором — только тогда, когда это прямо предусмотрено законом. Первый режим распространяется на акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей (п. 3 ст. 5). Второй режим установлен для актов, отменяющих налоги и сборы, снижающих размеры ставок налогов и сборов, устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение (п. 4 ст. 5). [3.25]

3. Суды иногда подходят к вопросу об устранении ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах с более широких позиций, чем НК РФ. [3.26]

Суд решил, что поскольку с введением второй части НК РФ лицо освобождается от уплаты налога за проданную квартиру, если она находилась в его собственности 5 лет и более, то неуплата налога за указанную проданную квартиру не образует состава преступления. [3.28]

Применение неправильной редакции возможно как налоговым органом, так и налогоплательщиком. В последнем случае это свидетельство, скорее всего, ошибочных, а не умышленных действий. [3.30]

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. [3.32]

НК РФ определяет налоговый период как календарный год или иной отрезок времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (ст. 55). [3.33]

Отчетный период – срок подведения итогов (окончательных или промежуточных) составления отчетности представления ее в налоговый орган. [3.34]

Налоговый и отчетный периоды могут совпадать, а могут быть разными. Отчетность может представляться несколько раз в течение одного налогового периода. НК РФ определяет, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п. 1 ст. 55). Сумма, рассчитанная по итогам расчетного периода, не совпадающего с налоговым периодом, считается промежуточным платежом. [3.35]

Сокрытие налогов возможно только по результатам налогового периода, когда сумма платежа определяется окончательно. [3.36]

Недоплаты авансовых (промежуточных) платежей налогов сами по себе не свидетельствуют об уклонении от уплаты налога, если в итоговой декларации (расчете) по результатам налогового периода сумма платежа исчислена верно. [3.37]

[1] См. об этом: Пепеляев С.Г. Починить принтер. / Налоговед, 2016, № 9, с. 4-6.

[3] Определение КС РФ от 8 апреля 2003 г. № 159-О, о 12 мая 2003 г. № 186-О, от 7 июня 2003 г. № 291-О, от 4 декабря 2003 г. № 445-О.

[4] Определение КС РФ от 1 июля 1999 г. № 111-О.

[5] См.: п. 8 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов. Утвержден Президиумом ВС РФ 12 июля 2017 г.

Содержание

Содержание

  • Структура налоговой системы (отмена региональных налогов)
  • Федеральные, региональные, местные налоги (отмена региональных налогов)
  • Введение в действие и отмена региональных налогов
  • Законодательные акты по теме
  • Типичные ошибки
  • Ответы на распространенные вопросы о том, в каком порядке производится отмена региональных налогов

Отмена региональных налогов и местных налоговых сборов производится только после того, как будут внесены изменения в российское налоговое законодательство. В том случае, если Налоговый кодекс не предусматривает взимание какого-либо налога, он не может быть установлен властями субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, проживающих на территории региона. Об этом говорилось, в частности, в недавнем Письме ФНС РФ от 14.09.2022 № БС-3-21/6520@, в тексте которого также даны указания относительно того, что региональные власти не должны толковать отдельные части статей НК РФ вне контекста всего документа.

Структура налоговой системы (отмена региональных налогов)

Структура системы устанавливаемых в Российской Федерации налогов и сборов определена в п. 1 ст. 12 НК РФ. Она отражает федеративное устройство налоговой системы, которая представлена 3 уровнями (именно их разделение дает возможность однозначно дифференцировать полномочия представительных органов разных уровней, когда речь идет о конкретных разновидностях налоговых платежей):

  1. Федеральные налоги и сборы.
  2. Региональные налоги и сборы (действующие в отношении налогоплательщиков, проживающих на территории субъектов РФ, автономных округов, краев, автономных областей и областей).
  3. Местные налоги и сборы.

Тот факт, что налог является федеральным, еще не означает, что средства налогоплательщиков обязательно поступят в бюджет страны – федеральные налоговые сборы, согласно нормам бюджетного законодательства, могут поступать как в федеральный бюджет, так и в региональные и местные бюджеты. То же касается и региональных налогов и сборов – собранные денежные средства могут быть распределены по бюджетам всех 3 уровней.

Федеральные, региональные, местные налоги (отмена региональных налогов)

Как региональные, так и федеральные налоги и сборы одновременно соответствуют 2 заявленным ниже условиям:

  1. И те, и другие налоги и сборы установлены Налоговым кодексом.
  2. Такие налоги и сборы являются обязательными к уплате для налогоплательщиков по всей России.

Важно! Действующие российские законы не позволяют региональным властям утверждать налоги внутри субъекта, которые не предусмотрены Налоговым кодексом. См. пункт 5 статьи 12 НК РФ. Та же норма налогового законодательства запрещает установление местных налогов и сборов, которые не предусмотрены НК РФ.

Местные налоги и сборы обладают некоторыми отличительными характеристиками:

  • налоговые ставки (в пределах, утвержденных Налоговым кодексом), порядок уплаты, формы отчетности, сроки уплаты, льготы по налогу, основания для их применения и правила их оформления устанавливаются представительными органами местного самоуправления;
  • местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
  • местные сборы и налоговые платежи вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с указаниями Налогового кодекса РФ; они являются обязательными к уплате налогоплательщиками, проживающими в соответствующем муниципальном образовании (городском округе, внутригородской территории города федерального значения, муниципальном районе, сельском поселении, городском поселении).

В то же время, имеется несколько отличительных особенностей региональных налогов и сборов:

  • региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законодательством субъектов России;
  • региональные законодательные органы при утверждении налога внутри субъекта РФ устанавливают порядок его уплаты, формы отчетности, сроки уплаты, налоговые ставки (в пределах, указанных в Налоговом кодексе), льготы и правила их оформления, перечень льготных категорий лиц;
  • региональные налоги и сборы должны быть введены в действие законами субъекта РФ в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ;
  • налоги и сборы регионального значения являются обязательными к уплате на территории субъекта РФ, власти которого утвердили их к уплате.

Введение в действие и отмена региональных налогов

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, региональные налоги являются обязательными к уплате жителями соответствующего субъекта РФ, местные налоги и сборы должны уплачиваться налогоплательщиками внутри соответствующего муниципального образования.

Важно! Под отменой налога или сборы понимается его исключение из Налогового кодекса.

Обратимся к нормам п. 5 ст. 12 НК РФ. Согласно тексту данного пункта, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом. Однако, нельзя трактовать данный пункт как полную отмену налогов.

Пункт 5 ст. 12 НК РФ регламентирует право введения в действие и отмены налогов и сборов Налоговым кодексом РФ (это означает, что устанавливаются и отменяются исключительно Налоговым кодексом как федеральные, так и региональные и местные налоги и сборы). Соответственно, региональные власти или главы местного самоуправления имеют право на то, чтобы отменить внутри региона (муниципального образования) только те налоги, в отношении которых были внесены изменения в Налоговый кодекс.

Важно! Закон и налоговое ведомство запрещает выделять отдельные слова и положения из толкований налогового законодательства (и любых других законов) с выгодой для себя. Необходимо рассматривать нормы законов в общем контексте закона.

Законодательные акты по теме

п. 5 ст. 12 НК РФ О том, что отмена региональных налогов, федеральных и местных налогов производится в соответствии с НК РФ

Типичные ошибки

Ошибка: Глава местного самоуправления муниципального образования в связи с необходимостью проведения ремонта труб водоснабжения вводит дополнительный сбор, чтобы получить достаточную сумму средств на проведение ремонтных работ. Сбор не установлен Налоговым кодексом РФ.

Комментарий: Федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть установлены исключительно Налоговым кодексом – после включения в текст НК РФ соответствующих изменений.

Ошибка: Региональные власти субъекта РФ решили отменить налог на имущество физических лиц для граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ на протяжении как минимум 5 лет, чтобы улучшить финансовое положение семей.

Комментарий: Отменять налог или сбор на федеральном, региональном или местном уровне разрешается только в том случае, если Правительством РФ были внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Имущественный налог не был отменен Налоговым кодексом, а значит, на усмотрение региональных властей его невозможно отменить.

Ответы на распространенные вопросы о том, в каком порядке производится отмена региональных налогов

Ответ: Нет. Главы Налогового кодекса о земельном, транспортном налоге и о налоге на имущество физических лиц не исключены из НК РФ и действуют в настоящее время. Отмена региональных налогов может быть осуществлена только после внесения в НК РФ соответствующих изменений (исключения глав о налогах из НК РФ).

Ответ: Нет. Отмена региональных налогов не производится по решению властей субъекта РФ. Отменить платежи разрешается только в том случае, если соответствующие главы будут исключены из Налогового кодекса. А главы НК РФ о земельном и транспортном налогах по-прежнему действуют.

Читайте также: