Что значит ошибка разноски налоговой отчетности

Обновлено: 03.05.2024

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах являются основными отчетными документами для организаций всех форм собственности. Это публичная отчетность, с которой может ознакомиться любой заинтересованный пользователь. Однако насколько она достоверна и можно ли верить отраженным в ней цифрам? В данной статье рассмотрим, как определить достоверность отчетности и ее соответствие требованиям законодательства.

ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОЛЬЗОВАТЕЛИ, СУЩЕСТВЕННОСТЬ ОШИБОК, ПРИЗНАКИ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Пользователи отчетности — это потенциальные инвесторы и контрагенты (заказчики, арендодатели и кредиторы), которым нужно знать, следует ли инвестировать бизнес компании, предоставлять ей кредиты, поручать выполнение заказов.

Пользователей интересует в основном годовая бухгалтерская отчетность. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.11.2018) "О бухгалтерском учете) отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (кроме случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица).

Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговые органы. Срок ее сдачи — не позже трех месяцев (90 дней) с даты завершения годового отчетного периода.

При подготовке отчетности иногда случаются ошибки. Они могут появиться при переносе базы данных из регистров бухгалтерского учета в Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2), некорректном отражении отдельных фактов хозяйственной деятельности в бухучете.

Любой пользователь по статьям баланса может определить достоверность информации, представленной в отчетности, и наличие в ней существенных ошибок.

Конкретные критерии существенности не установлены, поэтому существенность ошибки определяется самостоятельно, исходя из величины и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.

Установлены определенные правила составления отчетности. При заполнении отчетных форм не допускается изменять смысловое содержание показателей, отражать несколько показателей в одной графе (нарушается логическая структура формы отчетности).

Соответствие составленной отчетности требованиям законодательства можно оценить по ряду признаков (табл. 1).

Таблица 1. Проверка показателей отчетности

Факт хозяйственной деятельности, отраженной в отчетности

Как отражается в отчетности

Примечание

Убыток в налоговом учете

Отражают организации, применяющие общую систему налогообложения

Вклад в уставной капитал

Сальдо по строке 1310

Равен сумме, указанной в учредительных документах

Образование резервного фонда

Сальдо по строке 1360

Если предусмотрено уставом и организация получила прибыль

Сальдо по строке 1210

Фактические расходы на выпуск готовой продукции, которая не прошла всех стадий обработки; расходы на выполнение подрядных работ, не сданных заказчику (у организаций, выполняющих услуги, сальдо по этой строке отсутствует)

Сальдо по расчетам не должно отражаться в балансе свернуто

Отражаем дебетовую задолженность по расчетам с контрагентами, бюджетом, сотрудниками (счет 62.1, счета 60.2, 70, 71, 69, 68)

Отражаем кредитовую задолженность по расчетам с контрагентами, бюджетом, сотрудниками (счет 62.2, счета 60.1, 70, 71, 69, 68)

Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения должны отражаться в балансе отдельно

Отражаем краткосрочные финансовые вложения по счету 58/краткосрочные вложения

Отражаем долгосрочные финансовые вложения по счету 58/долгосрочные вложения

Взаимоувязка показателей Баланса и Отчета о финансовых результатах

Сопоставляют определенные строки Баланса и Отчета о финансовых результатах. Должно выполняться тождество

ПРОВЕРЯЕМ ОТЧЕТНОСТЬ НА ДОСТОВЕРНОСТЬ И НАЛИЧИЕ В НЕЙ ОШИБОК

Если пользователь ознакомлен с учредительными документами, он может проверить правильность отражения в бухгалтерском балансе уставного капитала и начисления резервного фонда.

ПРИМЕР 1

Уставом акционерного общества предусмотрено образование резервного фонда не более 5 % от уставного капитала. Уставной капитал равен 100 тыс. руб.

Сопоставимость данных приведена в табл. 2.

Таблица 2. Сопоставимость данных Бухгалтерского баланса, устава и Отчета о финансовых результатах

Показатели бухгалтерской отчетности

Сумма показателей, тыс. руб.

Документы

Строка 2400 Отчета о финансовых результатах

Чистая прибыль в бухгалтерском учете за год

Строка 1310 Бухгалтерского баланса

Размер уставного капитала, указанный в уставе

Строка 1360 Бухгалтерского баланса

Размер резервного фонда (5 % от уставного капитала)

Услуга — это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. Примеры услуг: маркетинговые, рекламные, консультационные, агентские. Компании, оказывающие такие услуги, незавершенного производства не имеют.

ПРИМЕР 2

Компания оказывает рекламные услуги по продвижению сайтов. Основные показатели ее бухгалтерской отчетности:

Показатели Бухгалтерского баланса компании за 2018 г. приведены в табл. 3.

Таблица 3. Показатели Бухгалтерского баланса за 2018 г., тыс. руб.


Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности — процедура, которую нередко приходится проводить даже самому опытному бухгалтеру. Какие ошибки в учете могут повлиять на отчетность и быть причиной штрафа для компании, а также какие есть способы исправления ошибок в учете, читайте в нашей статье.

Что такое существенная ошибка в бухгалтерском учете?

ПБУ 22/2010 делит ошибки в учете на существенные и несущественные. Существенная ошибка — та, которая сама по себе или в совокупности с другими ошибками за отчетный период способна повлиять на экономические решения пользователей, принимаемых на основе бухотчетности за этот отчетный период.

Законодательство не устанавливает фиксированный размер существенной ошибки — налогоплательщик должен выявить его самостоятельно в абсолютном или процентном выражении. Уровень существенности, свыше которого ошибка считается существенной, должен быть указан в учетной политике.

Чиновники в некоторых нормативных актах рекомендуют установить уровень существенности равным 5% от показателя статьи отчетности или суммарного размера актива или обязательства (п. 1 приказа Минфина от 11.05.2010 № 41н, п. 88 приказа Минфина от 28.12.2001 № 119н). Мы предлагаем установить одновременно и абсолютный, и относительный показатель определения существенной ошибки. Абсолютный показатель фирма может установить в произвольном размере.

Пример формулировки для учетной политики:

Ошибка признается существенной, если сумма искажений превышает … тыс. руб. или величина ошибки составляет 5% от общего размера актива (обязательства), значения показателя бухгалтерской отчетности.

Если отдельная ошибка не является существенной, согласно установленному критерию, но в отчетном периоде аналогичных ошибок много — например, бухгалтер неправильно принимает к учету средства индивидуальной защиты, — то рассматривать эти ошибки нужно в совокупности, поскольку суммарно они могут быть признаны существенными.

Для существенных ошибок в бухгалтерском учете установлены отдельные правила исправления.

Исправление ошибок в бухгалтерской документации

Алгоритм исправления неточностей в бухучете зависит от того, где была совершена ошибка — в первичке и регистрах или в самой отчетности, сроков выявления ошибки и от того, является ли она существенной.

Существуют следующие способы исправления в первичке и регистрах:

ВНИМАНИЕ! Есть ряд документов, исправления в которых недопустимы. К ним относятся кассовые и банковские документы.

Способы исправления ошибок в бухгалтерском учете за 2020 год

Порядок исправлений зависит от существенности ошибки и периода выявления:

  • Ошибки 2020 года, выявленные до конца 2020 года, исправляем в том месяце, в котором они были выявлены.
  • Несущественную ошибку, допущенную в 2019 году, но выявленную в 2020-м, уже после утверждения отчетности за 2019 год, исправляем записями по соответствующим счетам бухучета в том месяце 2020 года, в котором ошибку выявили; прибыль или убыток, полученные в результате исправления ошибки, относим на счет 91.
  • Ошибка 2020 года, которую обнаружили в 2021 году, но до даты подписания бухотчетности за 2020 год, исправляем путем внесения записи в операции бухучета за декабрь 2020 года. Аналогично исправляются и существенные ошибки в учете, которые были обнаружены после подписания отчетности за 2020 год, но до даты ее предоставления госоргану или собственникам (акционерам).
  • Если ошибка 2020 года существенная, а отчетность за 2020 год уже подписана и предоставлена собственникам (акционерам) и госорганам, но не утверждена, исправляем ее учетными записями, которые будут датированы декабрем 2020 года. При этом в новом варианте бухотчетности нужно указать, что эта отчетность заменяет первоначально предоставленную и указать основания для замены.

ВНИМАНИЕ! Новую отчетность нужно обязательно представить всем адресатам, кому представлялась предыдущая неисправленная отчетность.

  • Существенная ошибка за 2020 год выявлена после утверждения бухотчетности за 2020 год — исправляем записями по счетам бухучета уже в 2021 году. В проводках будет задействован счет 84.

Дт 84 Кт 76 на сумму 100 000 руб. — выявлен ошибочно не отраженный расход за 2020 год.

Также при исправлении существенной ошибки, обнаруженной после утверждения годовой отчетности, нужно произвести ретроспективный перерасчет показателей бухгалтерской отчетности — это процедура приведения показателей отчетности в соответствующий вид так, как будто ошибка не была допущена. Например, если после ретроспективного пересчета данных показатель прибыли за 2020 год уменьшился с 200 000 руб. до 100 000 руб., то в отчетах 2021 года в графах сравнительных данных за 2020 год следует указывать уже не 200 000 руб. (по утвержденному отчету), а 100 000 руб. (по исправлению). Эту процедуру разрешено не делать компаниям, применяющим упрощенные способы ведения бухучета.

Информацию о выявленных существенных ошибках прошлых лет, которые были исправлены в отчетном периоде, нужно обязательно указывать в пояснительной записке к годовой бухотчетности. Юрлицо должно указать характер ошибки, сумму корректировки по каждой статье отчетности и корректировку вступительного сальдо. Если организация указывает информацию о прибыли, приходящейся на 1 акцию, то в пояснительной записке также указывается сумма корректировки по данным о базовой и разводненной прибыли на 1 акцию.

В соответствии с письмом Минфина от 22.01.2016 № 07-01-09/2235 организация имеет право самостоятельно разработать алгоритм исправления ошибок в учете и отчетности на основании действующего законодательства. Выбранный порядок рекомендуем закрепить в учетной политике.

Исправление ошибок в налоговом учете

Если положения ПБУ 22/2010 являются актуальными для юрлиц, поскольку самозанятое население не обязано вести бухучет, то порядок исправления ошибок в налоговом учете касается и предпринимателей, и организации.

Согласно ст. 314 НК РФ исправлять ошибки в налоговых регистрах нужно корректурным способом: должна быть подпись лица, исправившего регистр, дата и обоснование исправления.

Порядок исправления ошибок в налоговом учете подробно расписан в ст. 54 НК РФ.

Если ошибка в расчете налоговой базы за прошлые годы была обнаружена в текущем отчетном периоде, то нужно провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период совершения ошибки.

Если определить период совершения ошибки нельзя, то перерасчет производится в том отчетном периоде, в котором найдена ошибка.

В том случае, когда компания переплатила налог из-за собственной ошибки, она может подать уточненку или же не исправлять ошибку (например, сумма переплаты незначительная). Еще один вариант, которым может воспользоваться фирма, — уменьшить налоговую базу в периоде обнаружения ошибки на величину завышения налоговой базы в предыдущем периоде. Так можно сделать при расчете транспортного налога, НДПИ, УСН и налога на прибыль.

ВНИМАНИЕ! Таким способом нельзя воспользоваться при выявлении ошибок по расчету НДС, поскольку исправлять завышенный НДС можно только путем сдачи уточненки за период совершения ошибки.

Если фирма работала в убыток и выявила ошибку в прошлом периоде, которая увеличит убыток, то эти расходы включать в расчет налога за нынешний период нельзя. Компании следует подать уточненку с новыми суммами расходов и убытка (письмо Минфина от 23.04.2010 № 03-02-07/1-188).

Что делать, если выявлены ошибки в первичных документах, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по налогам.

Штрафы за ошибки в учете

Ошибки в бухгалтерском учете и при составлении отчетности чреваты для компании штрафом. Причем с 10.04.2016 размеры штрафов за неправильное ведение учета выросли — со вступлением в силу закона от 30.03.2016 № 77-ФЗ.

Ст. 15.11 КоАП в новой редакции содержит следующий перечень нарушений и наказаний за них:

Новая редакция ст. 15.11 КоАП

Старая редакция (действует по нарушениям, совершенным до 10.04.2016)

Искажения в учете, которые привели к занижению налогов и сборов на 10% и больше

Искажения в учете, которые привели к занижению налогов и сборов на 10% и больше

Искажения любой статьи бухотчетности на 10% и больше

Искажения любой статьи бухотчетности на 10% и больше

Фиксация мнимого, притворного объекта бухучета или не совершившегося события

Ведение счетов бухучета вне регистров

Составление бухотчетности не на основе сведений из регистров бухучета

Отсутствие первички, регистров учета или аудиторского заключения

Штраф за нарушение, выявленное впервые: от 5 000 до 10 000 руб.

Штраф за нарушение, выявленное впервые: от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф за повторное нарушение: от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация ответственного должностного лица на срок до 2 лет

Оштрафовать могут в течение 2 лет с момента нарушения

Оштрафовать могут в течение 1 года с момента нарушения

Таким образом, чиновники расширили перечень нарушений в бухучете и отчетности, за которые будут отныне штрафовать, и увеличили санкции, а также срок, в течение которого компанию могут наказать.

Итоги

Ошибки в бухгалтерском и налоговом учете — головная боль бухгалтера, поскольку это означает перерасчет статей бухотчетности и сумм уплаченных налогов. А если ошибку выявили налоговики на проверке, то компания еще и заплатит штраф, а должностное лицо будет дисквалифицировано (в случае если нарушения выявлялись неоднократно).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

вопросы

Сдача отчетности в ИФНС не означает ее автоматический прием ведомством. Поданные декларации проходят проверку на соответствие требованиям. В ряде ситуаций налоговики имеют право не принимать отчетность. Если проигнорировать этот момент, то можно пропустить сроки сдачи отчетных документов, нарваться на крупный штраф, а иногда — на блокировку счетов и отказ в получении вычета по НДС.

Отказ в приеме отчетности в налоговую оформляется в виде уведомления. В нем указывается причина, по которой ведомство не принимает документы.

Список причин для отказа в приеме декларации

Полный перечень причин, по которым налоговики могут запретить прием отчетных бумаг, представлен в соответствующем Административном регламенте (пункт 19). Его Федеральная налоговая служба РФ утвердила в июле 2019 года приказом №ММВ-7-19/343@.

  • отчетность подписана лицом, не имеющим на это полномочий;
  • достоверность и полнота сведений не подтверждены подписью ответственного лица;
  • личность физлица, которое подает бумаги, не удостоверена из-за отсутствия документа (паспорта);
  • лицо, сдающее отчетность, не имеет подтверждающего полномочия документа;
  • декларация сдается не по форме или не в то отделение ИФНС;
  • наличие ошибок или предоставление недостоверных данных.

Электронный способ подачи:

  • не соблюдено требование к форме или формату документа;
  • нет защиты усиленной квалифицированной ЭЦП ответственного лица;
  • подпись лица, у которого нет полномочий на это;
  • сдача не в тот орган ФНС;
  • есть ошибки или указаны недостоверные сведения.

Отдельно стоит уточнить основание, связанное с отсутствием полномочия на подпись. Если документ подписан руководителем компании, а ФНС отказывает в его приеме, то причины у ведомства могут быть следующие:

  • руководитель дисквалифицирован;
  • подпись поставлена умершим лицом, о чем свидетельствуют данные госрегистрации смерти;
  • документ подписал руководитель, который отказался от участия в организации;
  • руководитель недееспособен или признан безвестно отсутствующим, если информации о месте его нахождения нет более 1 года;
  • в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о руководителе, подписавшем отчетность.

Дополнительные причины отказа

В соответствии с пунктом 142 указанного Административного регламента, ИФНС выносит отказ в отношении документов, которые не содержат обязательных реквизитов. Правило распространяется на бумажную и электронную отчетность в равной степени.

Реквизиты для ИП включают полное указание ФИО.

ООО должны указать:

  • наименование;
  • ИНН;
  • вид отчетности (первичная, корректировка);
  • наименование ИФНС, куда сдается документ.

Также в декларации от ООО должны ставиться подписи лиц, которые уполномочены подтверждать полноту и достоверность подаваемых данных.

На этом список законных оснований для отказа исчерпан. Но иногда налоговики отказываются осуществлять прием, ссылаясь на другие причины.

Когда налоговая не имеет права отказать в приеме декларации

Среди оснований, которые сотрудники ИФНС не могут применять для отказа в приеме отчетности, можно назвать следующие причины:

Право на оценку добросовестности бизнеса и проверку расчетов налоговые органы получают только при проведении камеральной проверки. Данные полномочия на налоговых инспекторов не распространяются. По этой причине перечисленные основания не могут быть препятствием для сдачи отчетов.

Также налоговые органы неправомочны аннулировать поданную отчетность. При несоблюдении правил сдачи инспектор должен проинформировать организацию или ИП о том, что декларация не принята, и выставить срок для ее исправления.

Что делать, если ИФНС не принимает отчетность

Отказ в приеме декларации по НДС чреват нарушением сроков ее подачи. В соответствии со ст. 119 НК РФ, это влечет штраф в размере ежемесячных 5% от суммы налога из непредставленной отчетности. Размер колеблется от 1 тысячи рублей до 30% от налога.

Налоговики имеют право применить более строгую санкцию — блокировку счетов (ст. 76 НК РФ). К этой мере прибегают, если просрочка составила 10 дней.

С веб-сервисом Астрал.Отчет 5.0 ваша компания точно не пропустит уведомление об отказе в приеме декларации, а также всегда будет в курсе всех обновлений и сроков сдачи документов:

Если отказ вынесен по причине, не входящей в законный перечень оснований, то следует его оспорить. Для этого организация составляет жалобу и направляет ее в вышестоящий налоговый орган в соответствии с п. 1 ст. 138 и п. 1 ст. 139 НК РФ. Это, например, управление ФНС по региону.

При этом подавать жалобу следует в свой территориальный орган ФНС. Он должен в трехдневный срок после получения жалобы передать ее в вышестоящий орган.

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней. Период может увеличиться до 30 дней, если для решения потребуется запросить документы из нижестоящего налогового органа.

После принятия решения налоговики должны поставить заявителя в известность в срок до 3 рабочих дней. Если в указанные сроки налоговый орган не рассмотрел жалобу и не оповестил налогоплательщика, то последний может подать в суд.

Для обжалования действий налогового инспектора составляют исковое заявление. Принятый процессуальный порядок предусматривает обращение физических лиц по этому вопросу в суд общей юрисдикции, а ИП и организациям отстаивать свои права надо в Арбитражном суде.

Обновления в 2021 году

С 1 июля 2021 году ФЗ-№374 уточнил в НК РФ перечень оснований, которые позволяют считать декларацию непредставленной. Принятый список размещен в п. 4.1 ст. 80 кодекса:

  • декларацию подписало или представило неуполномоченное лицо;
  • директор организации был дисквалифицирован;
  • реестр ЗАГС включил информацию о смерти лица до момента, когда отчетность была подписана усиленной квалифицированной ЭП этого лица;
  • компания исключена из ЕГРЮЛ;
  • в ЕГРЮЛ внесена информация о недостоверном характере данных о руководителе компании.

Также декларацию по НДС не примут, если она вступает в противоречие с контрольными соотношениями, а в расчетах по страховым взносам есть ошибки, перечисленные в ст. 431 НК РФ.

Нарушения ИФНС может выявить после принятия бумаг при проведении камеральной проверки. В этом случае принятую декларацию признают непредставленной, а налогоплательщик будет оповещен в течение 5 дней с даты выявления основания для аннулирования.

После направления уведомления об аннулировании налоговая должна завершить камеральную проверку по ней. В связи с этими обновлениями рекомендуется не откладывать сдачу отчетности на последний день.

Заключение

Если ИФНС отказывается принимать документ по незаконным основаниям, то налогоплательщик имеет право как подать жалобу в вышестоящий орган ФНС, так и обжаловать решение в судебном порядке. Как показывает практика, в большинстве случаев суд становится на сторону истца и обязывает налоговиков провести прием спорного отчетного документа.

Наличие ошибок в отчетности и в ведении бухгалтерского учета могут обернуться для бухгалтера серьезными штрафными санкциями вплоть до уголовной ответственности и лишения свободы. Рассмотрим, какие ошибки в учете и отчетности наиболее распространены и как их избежать в 2021 году.

2021 год ознаменовался изменением штрафов для бухгалтеров вследствие выявленных нарушений в бухгалтерском учете или в бухгалтерской отчетности .

Так, например, при выявленном первичном нарушении специалиста ждет штраф в размере 5 000 – 10 000 рублей, а при повторном – либо штраф в размере 10 000 – 20 000 рублей, либо дисквалификация вплоть до двух лет. Например, это может случиться, если бухгалтер:

Занизил сумму налогов и сбора больше, чем на 10%;

Исказил один или сразу несколько показателей бух. отчетности;

Вел счета вне регистра;

Сформировал отчетность, не опираясь на данные из регистров бухучета;

В то же время для бухгалтеров и руководителей компаний, которые входят в Реестр малого и среднего предпринимательства, письменным предупреждением заменили штраф (если нет вреда имущественного ущерба, а также вреда жизни людей, среде и культурным объектам) в следующих случаях:

Не применяется контрольно-кассовая техника;

Выявлены нарушения в порядке ведения кассовых операций;

Выявлены нарушения в трудовом законодательстве;

Грубые нарушения требования в области ведения бухучета и бухгалтерской отчетности;

Одновременно с этим, для бухгалтеров и руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства сохранились штрафы при недобросовестной конкуренции, подделке документов и в некоторых других случаях.

По какой причине бухгалтер может совершить ошибку?

Ошибки в ведении бухгалтерского учета и формировании бухгалтерской отчетности могут быть допущены по различным причинам, например:

Отсутствие должного внимания к деталям;

Наиболее распространенные ошибки бухгалтеров

Разберем самые распространенные ошибки и рекомендации, которые помогут их избежать:

Такие ошибки актуальны не только для новичков в бухучете, но и для специалистов с опытом. Чтобы избежать ошибок такого рода, рекомендуем выполнять обязательную проверку всех производимых операций, начиная с заполнения платежных поручений, заканчивая проверкой реквизитов в отчетности.

Чтобы избежать таких ошибок, необходимо опираться на нормативные документы.

  • Ошибки в первичной бухгалтерской документации

Проведение несуществующих документов и отражение в учете несуществующих операций.

Зачастую это возникает вследствие прямого указа руководителя организации оптимизировать налоговую базу, однако, каждый бухгалтер должен знать, что он несет материальную и уголовную ответственность за подобные нарушения.

Исправление ошибок в отчетности в 2021 году

Несущественные ошибки в учете

Если речь идет об исправлении несущественных ошибок, то есть тех, которые были обнаружены до того, как был закрыт расчетный период, то достаточно ликвидировать некорректный документ и заменить его на правильный. При этом важно удостовериться, что все, что было изменено, попало в информационную базу, прежде всего, если речь идет о бухгалтерском учете в крупных организациях.

В случае, если период уже закрыт, а отчетность – подана, то имеет место факт искажения налогов. При этом в случае занижения придется не только оплатить разницу, но и пени.

Существенные ошибки в учете

Под существенными признаются ошибки, повлиявшие на экономические решения. Каждая организация вправе самостоятельно определять, какие ошибки будут отнесены к типу несущественных, но обычно это показатели бухучета от 5 процентов. Способ исправления существенных ошибок зависит от того, в какой момент они были обнаружены.

Существенная ошибка обнаружена до того, как сдали отчетность

Необходимо внести исправления, датированные декабрем отчетного года или моментом, когда ошибка была обнаружена.

Существенная ошибка обнаружена после того, как сдали отчетность

Необходимо внести исправления в соответствии с требованиями ПБУ 22/2010

Чтобы избежать необходимости исправления ошибок в учете и отчетности, рекомендуем следовать трем правилам:

Для формирования отчетов использовать автоматизированный сервис подготовки сдачи отчётности. Такой как СБИС Электронная отчетность . СБИС заполнит ваши отчеты, составить индивидуальный график сдачи отчетности, проведет формально – логистический контроль отчетов перед отправкой и сдаст вашу отчетность в любой орган государственного контроля. СБИС имеет гибкую тарификацию и подойдет для любого бизнеса вне зависимости от специфики деятельности.

Проводить регулярные сверки с бюджетом. СБИС Сверка – удобный инструмент для этого. СБИС за несколько кликов проведет сверку НДС, сверку по сотрудникам, сверку по данным с ПФР РФ, камеральную проверку. Со СБИС вы возьмете все расчеты с бюджетом под контроль!

Привлекать наших специалистов, оказывающих профессиональные услуги по сдаче отчетности .

У вас остались вопросы, как не допустить ошибок в отчетности в 2021 году с помощью СБИС? Обращайтесь к нашим специалистам!


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Читайте также: