Бухучет в чоп на усн особенности

Обновлено: 28.04.2024

Ведение бухгалтерии ООО самостоятельно

С момента внесения ООО в Единый реестр юридических лиц, оно обязано вести бухгалтерский и налоговый учет. Что для этого нужно делать в 2021 году – читайте в статье.

  • Как вести бухгалтерию ООО: первые шаги
    • Закрепление учетной политики
    • Оформление первичных документов и налоговых регистров
    • Упрощенный бухучет и отчетность ООО
    • ОСНО
    • УСН

    Как вести бухгалтерию ООО: первые шаги

    Первым делом нужно назначить приказом ответственного за ведение бухгалтерии. Руководитель ООО может возложить эту функцию на себя, наемного бухгалтера или передать бухгалтерию на аутсорсинг.

    Закрепление учетной политики

    В течение 90 дней вновь созданная организация должна разработать и утвердить учетную политику. В ней закрепляют методы бухгалтерского и налогового учета, которые будет применять ООО. В учетной политике прописывают не все правила налогового и бухгалтерского учета, а только те, которые предполагают выбор.

    Так, например, организации при расчете налога на прибыль могут применять кассовый метод или метод начисления. Выбранный вариант нужно прописать в учетной политике ООО и придерживаться его в работе.

    То же самое касается порядка учета основных средств, списания материалов, формирования себестоимости и т.д.

    В учетной политике ООО также нужно закрепить:

    Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов и субсчетов, которые нужны для ведения бухучета в организации. При этом переносить в него все возможные счета из общего Плана счетов не обязательно. Можно указать только те, которые организация будет непосредственно использовать.

    Политику нужно утвердить приказом руководителя ООО. Имейте в виду, что учетная политика – это один из первых документов, которые запросят налоговики при выездной проверке. И если по факту учет будет отличаться от принципов, прописанных в учетной политике – вас ждут санкции.

    Принятую политику нужно неукоснительно исполнять на протяжении отчетного года. Изменить ее можно только на следующий год. Изменения в середине года можно внести только в том случае, если менялись условия хозяйствования или требования законодательства.

    Оформление первичных документов и налоговых регистров

    Каждую проведенную операцию нужно фиксировать первичным документом и отражать как в бухгалтерских проводках, так и в налоговых регистрах. Так, начисление заработной платы оформляется расчетной ведомостью, данные о начисленном и удержанном подоходном налоге должны попасть в регистр, на основании которого впоследствии будет формироваться отчет по форме 6-НДФЛ.

    К основным документам для учета в ООО относятся:

    • бухгалтерские реестры (ведомости, аналитические таблицы, журналы счетов, карточки взаиморасчетов, книги);
    • отчетные формы (балансы с приложениями);
    • первичные документы (акты, накладные, счета) по унифицированным или специально разработанным формам.

    Упрощенный бухучет и отчетность ООО

    Если ООО подпадает под критерии малых или микропредприятий, ему вовсе не обязательно использовать полный план счетов и сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности. Такие организации могут вести бухучет в упрощенном виде.

    В этом случае в бухгалтерском учете ООО применяется усеченный план счетов и обобщающие ведомости. Упрощенная отчетность состоит из баланса и отчета о финансовых результатах с укрупненными показателями, без детализации. Отчет о движении денежных средств и об изменениях капитала сдавать не нужно.

    Рекомендуемые формы регистров бухучета для малых предприятий закреплены в Приказе Минфина России № 64н от 21 декабря 1998 г., а формы упрощенного баланса и отчета о финансовых результатах – в приложении № 5 к приказу от 02.07.2010 № 66н.

    К малым относятся предприятия с доходом не больше 800 миллионов рублей в год и численностью сотрудников не более 100 человек.

    Если в ООО трудится не более 15 человек, а годовой оборот не больше 120 миллионов рублей – это микропредприятие. Для них бухучет еще проще, потому что они могут даже не вести двойную запись, то есть не формировать проводки. Достаточно лишь в хронологическом порядке фиксировать операции в журнале.

    Если организация решила воспользоваться правом вести упрощенный бухучет, нужно прописать это в учетной политике и закрепить в ней план счетов и формы отчетности.

    Налоговый учет ООО

    Первым делом нужно определиться с системой налогообложения ООО, от этого будет зависеть налоговый учет и расчет налогов. Организация может остаться на ОСНО или выбрать один из спецрежимов: УСН, ЕНВД.

    Сложнее всего ведение учета на общей системе налогообложения (ОСНО), т.к. здесь нужно вести учет имущества, выставлять счета-фактуры, вести учет входящего и исходящего НДС в книге покупок и книге продаж, вести учет доходов и расходов для исчисления налога на прибыль.

    На УСН учитывают доходы и расходы, или только доходы, в зависимости от выбранного объекта налогообложения. Основной налоговый регистр – это Книга учета доходов и расходов.

    На ЕНВД учитывают физические показатели, которые влияют на расчет единого налога (торговая площадь, транспортные единицы, сотрудники и т.д.). Доходы и расходы на ЕНВД учитывать не нужно. Но только в целях налогового учета. В бухгалтерском учете без этого не обойтись.

    Если ООО совмещает несколько налоговых режимов, нужно организовать раздельный учет, чтобы правильно посчитать налоги по каждому из них. Принципы раздельного учета нужно прописать в учетной политике.

    Хранение документов

    Первичные документы бухгалтерского учета нужно хранить 5 лет (п. 1 ст. 29 закона 402-ФЗ).

    Документы, которые служат основанием для расчета налога – 4 года (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), а для расчета страховых взносов – 6 лет (пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

    75 лет нужно хранить документы по личному составу и о выплаченных доходах. Например, трудовые договоры, реестры сведений о доходах физлиц, ведомости на выдачу дивидендов, лицевые счета и карточки работников.

    Документы по личному составу, оформленные после 2003 года, хранят не 75, а 50 лет.

    10 лет хранят документы по продаже движимого имущества, договоры по залогу имущества организации, оперативные отчеты по счетам в иностранной валюте за границей, и т.д.

    Некоторые виды документов нужно хранить постоянно. Это годовые бухгалтерские отчеты с приложениями, передаточные акты, разделительные и ликвидационные балансы, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, документы по операциям с ценными бумагами и т.д.

    Передача данных между вашим компьютером и сервером онлайн-бухгалтерии шифруется по протоколу SSL уровня, как в крупнейших банках. Каждые 15 минут все данные копируются на дополнительные сервера.

    Сдача бухгалтерской и налоговой отчетности ООО

    Бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию все сдают в одинаковые сроки – до 31 марта после завершения года.

    Сроки для налоговых деклараций разные:

    1. По прибыли отчитываются до 28 числа после отчетного периода.
    2. По НДС до 25 апреля, июля, октября и января.
    3. По налогу на имущество – до 1 февраля.

    Отчитаться нужно до 31 марта после окончания года.

    Краткая пошаговая инструкция по организации бухучета ООО с нуля

    1. Определите ответственного за ведение бухгалтерского учета. Это может быть сам руководитель ООО, штатный главбух или аутсорсинговая фирма.
    2. Выберите систему налогообложения. Если планируете применять УСН, не пропустите срок подачи уведомления: 30 дней после регистрации, иначе придется работать на ОСНО до конца года.
    3. Разработайте и утвердите учетную политику. Закрепите в ней методы учета, план счетов и формы регистров и первичных документов.
    4. Все операции оформляйте первичными документами и фиксируйте в регистрах бухучета с группировкой на соответствующих счетах.
    5. Организуйте хранение документов в соответствии с установленными сроками.
    6. Составьте график сдачи налоговых и бухгалтерских отчетов, а также отчетов по сотрудникам.

    Если возникнут вопросы по налоговому и бухгалтерскому учету, вы можете обратиться к экспертам сервиса и получить консультацию в течение суток.


    Все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с выбранной учетной политикой. Это в равной степени касается всех организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Об особенностях бухучета на УСН — в данном материале.

    Бухгалтерский учет (БУ) должны вести все экономические субъекты, при любой системе налогообложения. От такой обязанности избавлены только индивидуальные предприниматели, для них предусмотрен особый учет доходов и расходов (п.1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Юридические лица таких привелегий не имеют. Поэтому все организации на УСН обязаны вести и хранить все необходимые первичные документы и журналы бухучета — отсутствие чего-либо относится к грубой ошибке и карается штрафом.

    Ведение бухгалтерского учета на УСН в 2017 году никак не изменилось, оно по-прежнему регламентировано Федеральным законом N 402-ФЗ о бухучете. Если фирма не вела учет, становится актуальным вопрос, как восстановить бухгалтерский учет на УСН в 2017 году, начиная с момента его законодательного введения (если сроки давности еще не истекли) или начала работы организации.

    Особенности ведения бухгалтерского учета ООО на упрощенной системе налогообложения: малый и средний бизнес

    Любая коммерческая организация, ООО или АО, применяющая УСН, должна:

    • составить и утвердить приказом руководителя учетную политику;
    • вести учет движения ТМЦ, денежных средств, взаиморасчетов и прочих активов и пассивов;
    • составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность в ИФНС и территориальные органы Росстата.
    • микропредприятия (до 15 сотрудников) могут не использовать двойную запись;
    • допускается объединять счета, например, только счет 99 без 90-го и 91-го;
    • при количестве хозопераций до 30 в месяц разрешается вести только общую Книгу учета фактов хозяйственной деятельности без отдельных регистров по имуществу;
    • возможно не переоценивать основные средства и нематериальные активы;
    • резервы предстоящих расходов необязательны. Однако резервы по сомнительным долгам не отменяются;
    • исправление ошибок не требует пересчета данных за прошлые периоды, результаты отражаются в текущем.
    • ведут учет посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ), то есть делают все бухгалтерские проводки;
    • составляют бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, а также необходимые приложения к балансу и отчету.

    Обычно бухгалтерский учет происходит методом начисления (двойная запись). Однако для организаций, имеющих право на упрощенный бухучет, действующее законодательство допускает возможность ведения его кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99). Это удобно тем, что по нормам статьи 346.24 НК РФ именно этим методом при УСН нужно учитывать оплаченные доходы и расходы, которые используются при расчете налога. Таким способом они отражаются в книге доходов и расходов, которая при упрощенке является обязательным налоговым регистром.

    Но нужно учитывать, что кассовый метод в бухучете искажает реальную картину хозяйственной жизни налогоплательщика, а также его бухгалтерскую отчетность. Поэтому учет все же лучше вести методом начисления, а кассовый метод оставить как способ ведения налогового учета. К тому же никаких рекомендаций по организации кассового метода до сих пор не существует.

    Бухгалтер или агентство

    Организация учетной работы предполагает три варианта: штатный бухгалтер, директор лично или услуги бухгалтера со стороны. Для ООО на УСН цена аутсорсинга невысока, при этом ответстственность (по договору) за ошибки в ведении бухучета и формировании отчетности будет нести не руководитель организацити или сама фирма, а нанятый специалист. Если же у организации солидный штат и немалые обороты, имеет смысл содержать собственную бухгалтерию.

    Особенности ведения бухгалтерии ИП на упрощенке

    Индивидуальным предпринимателям повезло больше юридических лиц: им вести бухгалтерию необязательно. Для них существует выбор среди бесплатных программ для ведения бухгалтерского учета у ИП на УСН. ФЗ "О БУ" от 06.12.2011 № 402-ФЗ освобождает ИП и от бухгалтерской отчетности при УСН в 2017 году. Впрочем, при желании учитывать факты хозяйственной деятельности можно по любым удобным правилам, их соответствие законодательству никто не проверяет.

    Для ИП обязателен только налоговый учет. К нему относятся первичные учетные документы, прежде всего кассовые, книга учета доходов или книга учета доходов и расходов, налоговые декларации. Помимо этого необходимо отчитываться в ФНС по страховым взносам (если есть наемные сотрудники).

    Формы и бланки бухгалтерского учета на упрощенке, актуальные в 2017 году

    1. Фиксируются только имевшие место события, закон особо оговаривает ответственность за записи о мнимых операциях.
    2. Все формы утверждаются в Учетной политике организации.
    3. Документы, для которых ФНС разработала электронный формат, имеют установленную структуру, но могут отличаться по внешнему виду и обладать расширенным набором показателей.
    4. Некоторые первичные документы являются унифицироваными (кассовые, банковские). Кроме того, бухгалтерский учет, например, в турфирме или концертной кассе на УСН сталкивается с бланками билетов, в лабораториях или исследовательских центрах — с централизованными формами отчетов и протоколов и т.п. Регистров унифицированных нет.

    Календарь бухгалтера ООО на УСН на 2017 год включает в себя только годовую отчетность. От ИП не требуется и этого. Промежуточные отчеты (месячные, квартальные) актуальны, только если прописаны в учетной политике.

    Срок сдачи годовой отчетности — до 31 марта. За 2017 год надо будет отчитаться до 31 марта 2018 года. Состав — только баланс и отчет о финансовых результатах с приложениями. В случае значительных отклонений от средних данных по отрасли или убытков на протяжении нескольких лет налоговики могут потребовать пояснения к балансу. Форма — бумажная или электронная, не унифицирована. Место сдачи — ФНС и Росстат.

    Стоит отметить, что с 2016 года существенно увеличилось количество отчетов в другие ведомства: ежемесячно надо подавать отчеты СЗВ-М в ПФР, ежеквартально — декларации по НДФЛ. В связи с этим, хотя БУ малым предприятиям можно вести в упрощенной форме, общий объем учетной работы не стал меньше, и стоимость бухгалтерских услуг для ООО на УСН не снижается.

    Ответственность

    По нормам статьи статьи 15.11 КоАП РФ за отсутствие регистров бухгалтерского учета, отсутствие первичных документов и систематические ошибки в ведении документации и учета организацию могут оштрафовать на 5–10 тысяч рублей.

    Охранная деятельность имеет свою специфику, которая связана с расходами на приобретение средств защиты, оружия и патронов к нему. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете ЧОП оружие и патроны?

    Специфика деятельности ЧОП предполагает наличие соответствующего оружия и патронов к нему, а также специальных средств.

    !Бухучет_Грамотный бухгалтер
    !Бухучет_Грамотный бухгалтер


    Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Это означает, что к оружию относятся не только пистолеты, револьверы, винтовки, но и другие виды специальной военной техники. Патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия.

    Особенности бухгалтерского учета оружия и патронов

    В охранной деятельности широко применяется огнестрельное бесствольное оружие, газовые пистолеты и револьверы, механические распылители, аэрозольные, электрошоковые и другие устройства, имеющие разную стоимость и срок полезного использования.

    • объект предназначен для использования в охранной деятельности;
    • объект будет использоваться свыше 12 месяцев;
    • ЧОП не предполагает последующую перепродажу оружия;
    • объект способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

    Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1), оружие, используемое в охранной деятельности (код 14 2927000), включается в состав пятой амортизационной группы.

    Например, винтовки и пистолеты газовые (код 14 2927180), холодное оружие (код 14 2927190) имеют срок полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

    Начисление амортизации по оружию производится в общеустановленном порядке - с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия оружия к бухгалтерскому учету (п.21 ПБУ 6/01).

    В том случае, если стоимость оружия составляет менее 40 тыс. рублей за единицу (конкретный стоимостной критерий должен быть устанавлен в учетной политике ЧОП для целей бухгалтерского учета), то оно может отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. А в целях обеспечения сохранности оружия в ЧОП должен быть организован надлежащий контроль за их движением (абз.4 п.5 ПБУ 6/01).

    Основными данными для списания патронов, являются данные оперативного учета.

    !Инвентаризация
    !Инвентаризация

    • для их использования при учебных стрельбах;
    • при обоснованной необходимости применения служебного оружия.

    Правила хранения и учета оружия и патронов регламентированы Приказом МВД РФ от 12.04.1999 г. №288 (далее по тексту – Приказ МВД). Количественный и номерной учет оружия и патронов осуществляется руководителем ЧОП или его заместителем, либо работником, на которого приказом руководителя возложены такие обязанности (п.123 Приказа МВД). Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов (п.124 Приказа МВД).

    Так, первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в ОВД, третьи экземпляры - в хозяйственное подразделение регионального ОВД (п.161 Приказа МВД).

    Особенности налогового учета оружия и патронов

    Как правило, ЧОП применяют УСН. В этом случае приобретенное служебное оружие стоимостью менее 100 000 рублей за единицу учитывается в составе материальных расходов (пп.5 п.1, п.2 ст. 346.16 НК РФ, пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).

    Оружие первоначальной стоимостью более 100 000 рублей за единицу является основным средством. В этом случае расходы на его приобретение учитываются в порядке, предусмотренном пп.1 п.1 ст. 346.16 НК РФ.

    Стоимость патронов уменьшает налоговую базу при передаче их в эксплуатацию (пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ и пп.1 п.2 ст. 346.17 НК РФ).

    ЧОП, применяющие общую систему налогообложения, учитывают приобретенное оружие либо в составе основных средств (если первоначальная стоимость более 100 тыс. рублей) либо в составе материалов (объекты стоимостью 100 000 рублей и меньше).

    Например, электрошоковые устройства и искровые разрядники выдаются из расчета по 1 единице на каждого охранника. Расходы на приобретение оружия и патронов сверх установленных норм вызывает претензии со стороны налоговых органов в части несоответствия критериям ст.252 НК РФ.

    В Москве существует множество организаций, предоставляющих охранные услуги. Но бухучет для частных охранных предприятий достаточно сложный — это зависит от большого количества всех видов работ — от монтажа и обслуживания сигнализационных систем до обучения основам правомерной защиты. Предлагаем бухгалтерские услуги удаленно — от проводок и сверок с подрядчиками, до составления и сдачи отчетности.

    Бухгалтерия частное охранное предприятие

    Частные охранные предприятия оказывают довольно масштабный спектр услуг в области защиты жизни людей и охраны их имущества, включая монтаж и обслуживание систем пожарно-охранной сигнализации, поддержание порядка при проведении массовых мероприятий, обучение основам безопасности и правомерной защиты.

    Действующее законодательство предписывает ЧОП обязательное получение ряда лицензий и разрешений. Прежде всего, это лицензия на непосредственно осуществление охранной деятельности. Также необходимо получить лицензию на каждого из сотрудников, выполняющих охранную работу, и разрешение на право применения оружия.

    Лицензии, приобретаемые частными предприятиями охраны, в бухучете относят к нематериальным активам и делают проводку на дебете счета 04 и кредите счета 08. Согласно положениям о бухгалтерском учете оружие, покупаемое в ЧОПах, признается основным средством. Расходы на покупку оружия отражаются через счет 08 и списываются на счет 01. Остальные затраты, производимые охранными организациями в процессе своей хозяйственной деятельности, аккумулируются на счете 20, в том числе расходы на командировки сотрудников и обслуживание служебного транспорта.

    Острым вопросом для частных охранных предприятий является выполнение работ на территории клиентов. Оборудованные посты охраны часто представляют собой полноценные рабочие места. Налоговые органы считают факт наличия таких мест основанием для регистрации обособленного подразделения. Однако арбитражные суды не находят оснований для постановки на налоговый учет по месту каждого оборудованного охранного поста.

    Специальное предложение для частных охранных предприятий Москвы

    Законодательство о финансовой деятельности частных охранных предприятий далеко от совершенства. И для того, чтобы не только разобраться в этих проблемах, но и убедить в своей правоте контролирующие органы, необходимы значительный опыт работы и доскональное знание законов.

    Именно поэтому бухучет таких организаций лучше поручить профессионалам, знающим и любящим свое дело. Это поможет не волноваться о финансовых санкциях за неправильно распределенные по счетам суммы и освободит руководство для непосредственной деятельности, то есть для обеспечения охраны и безопасности. Наш Центр оказывает услуги с учетом специфики работы каждого предприятия:

    • выполнение проводок по каждому виду лицензирований и разрешений, отмечая их в финансовых документах;
    • организация и наладка системы первичного документооборота;
    • проведение и оформление всех типов экономических операций, от закупки формы и оборудования до расчета с клиентами;
    • начисление зарплаты с учетом всех требований закона;
    • формирование и своевременная подача в контролирующие органы отчетов;
    • решение всех спорных отчетных вопросов в пользу клиента.

    Мы поможем найти решение любой сложной проблемы, возникающей в этом новом виде бизнеса.

    Почему частные охранные предприятия предпочитают сотрудничество с Центром Профессиональной бухгалтерии

    Наша компания работает в сфере бухгалтерского учета уже долгое время и заслуженно получила высокую репутацию. Все сотрудники имеют высшее образование в области экономики, а также значительный опыт работы. Наши клиенты:

    • застрахованы от финансовых потерь от бухгалтерских ошибок на суму до 3 млн. рублей;
    • могут получить полную консультацию по финансовым и юридическим аспектам своей деятельности;
    • могут быть не сомневаться в надежности обслуживания, а также в конфиденциальности всех услуг — никакие данные не могут быть переданы третьим лицам ни при каких условиях.

    Заключив договор на обслуживание, вы получаете лучший результат за умеренную стоимость.

    Читайте также: