Налоговая ответственность в зарубежных странах

Обновлено: 07.05.2024

Изучение прав и обязанностей налогоплательщиков. Важнейшие принципы налогового контроля в Российской Федерации, соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств. Налоговые службы зарубежных стран.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.01.2014
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

по дисциплине: Налоги и налогообложение

тема: Налоговые нарушения в зарубежных странах

Скобеев Илья Николаевич

1. Налоговые службы зарубежных стран

2. Принцип сбалансированности прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков

3. Соблюдение гарантий и прав налогоплательщика

4. Правовые проблемы

Проблема неуплаты налогов в любой стране достаточно актуальна. Но при всей остроте, данная проблема не достаточно исследована, и ее решение требует дополнительного изучения.

Любой гражданин является одновременно и налогоплательщиком и потребителем социальных благ. Но, как налогоплательщик он стремится к минимизации налоговых платежей, считая, что это приводит к повышению благосостояния, а как потребитель требует улучшения социального уровня.

В реферате мне хотелось не только дать характеристику налоговым правонарушениям, но и заглянуть в историю этого явления, заострить внимание на особенностях работы налоговых органов других стран в этом направлении. Но самым главным считаю попытаться понять природу такого явления, как налоговое правонарушение, и выявить причины, его вызывающие.

Государство, в котором законодательные инициативы находят отклик и поддержку налогоплательщика, может достигнуть необходимой эффективности налогового регулирования и, как следствие, в таком государстве создаются необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор. Именно в этом случае может быть достигнут максимальный результат, как в законотворческой работе, так и в работе самих налоговых органов, что в конечном итоге выразится в соблюдении налоговой дисциплины.

1. Налоговые службы зарубежных стран

В качестве сравнения хотелось бы остановиться на особенностях налоговой системы ряда зарубежных стран.

Интересно, что в современном налоговом праве большинства развитых стран концептуальный подход к налогообложению принципиально отличается от принятого у нас. Там налоги - это форма (средство) участия граждан и иных физических и юридических лиц в обеспечении доходной базы бюджетов всех уровней для решения общегосударственных, региональных и местных задач. Налоги - это одна из многих форм их участия в финансировании социально-значимых проектов и задач.

Для налоговой доктрины демократического общества следует считать важнейшими и основополагающими принципами справедливость налогообложения и сбалансированность прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков. На Западе применение этого принципа строго контролируется со стороны общества.

Так, принцип справедливости налогообложения предполагает применение прогрессивной шкалы обложения доходов (более высокие доходы облагаются по более высоким налоговым ставкам). Возможно применение также пропорциональной системы обложения доходов, но ни в коем случае - дегрессивного обложения (как это имеет место в России - если учесть суммарный эффект подоходных налогов, налогов на потребление и социальных сборов). Этот же принцип требует исключения из налогообложения доходов, не превышающих уровня прожиточного минимума работника (в СССР, в отличие от России, этот принцип строго соблюдался). Из этого же принципа вытекает и общепринятый на Западе порядок установления налоговых ставок:

еще более низкими - доходы от предпринимательства и от трудовой деятельности

нулевыми налогами - доходы, не превышающие прожиточного минимума.

2. Принцип сбалансированности прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков

Принцип сбалансированности прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков выражается также конкретными правилами:

первое - все разночтения в текстах налоговых законов однозначно толкуются в пользу налогоплательщика (что уже закреплено в Налоговом кодексе РФ);

второе - налоговые органы не вправе предписывать налогоплательщику применять такие формы и методы его деятельности, при которых он был бы обязан платить наивысшие налоги (что также постепенно начинает получать признание в России, например, налоговое планирование);

третье - равная ответственность государства и налогоплательщика в их финансовых (налоговых) взаимоотношениях.

В странах Запада эти два основополагающих принципа не просто гарантируются, но так встроены в общую систему государственных правовых отношений, что отступления от них практически невозможны. Если правительства вносят налоговые законопроекты, не соответствующие представлениям о справедливости распределения налогового бремени, то эти законопроекты не просто отвергаются, но часто одновременно отправляется в отставку и само правительство, рискнувшее внести такие предложения.

Говоря о правах налоговых органов странах западной демократии следует отметить, что они весьма широки и предусматривают возможность вмешательства в личную жизнь. Например, у налоговых органов скапливаются огромные массы самой разнообразной информации о частной жизни налогоплательщиков. Но для всей этой информации принят такой режим хранения, что она теоретически и практически не может использоваться ни для каких целей, кроме налоговых. Ни политическая власть, ни чиновники других ведомств, ни правоохранительные органы, ни при каких обстоятельствах не могут получить доступ к базам данных налоговых органов.

Единая налоговая служба Швеции помимо сугубо фискальных функций ведет полный учет не только налогоплательщиков, но и всего населения страны. Уровень компьютеризации и методы контроля за доходами позволяют составлять декларации о доходах большинства населения непосредственно в налоговой службе и рассылать их гражданам. Последним остается поставить свою подпись, а в случае несогласия придти разобраться в налоговый орган. Сведения о доходах физических лиц не являются налоговой тайной.

В настоящее время в странах запада проводится политика либерализации в отношении движения капиталов и рабочей силы, практически устранены валютные ограничения (введение единой валюты - евро). В этих странах налогоплательщики свободны в выборе как места проживания и места осуществления коммерческой и инвестиционной деятельности.

Кроме того, появился ряд стран, которые специализируются на привлечении на свою территорию посреднического финансового бизнеса, используя для этого, в первую очередь, льготы по налогам.

Если взять развитые страны Запада, то можно наблюдать две модели налоговых доктрин.

Первая предусматривает общий высокий уровень налогообложения в сочетании с системой высоких социальных выплат (Швеция).

Вторая - умеренный уровень налогообложения и сдержанную политику социального обеспечения.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов ХХ века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности.

При этом самые большие налоги в Европе взимаются в Скандинавских странах и государствах Бенилюкса. Самый большой совокупный налог в Швеции - 55%, в странах южной Европы налоговое бремя значительно легче - менее 35% в Испании и Португалии.

Достаточно эффективно работает налоговая служба Франции.

Первым важнейшим принципом налогового контроля в этой стране является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств.

право налоговый экономический

3. Соблюдение гарантий и прав налогоплательщика

В ряде случаев налоговые органы обязаны давать письменные разъяснения нормативных актов в форме инструкций и циркуляров. Кроме того, налоговая администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы налогоплательщика. Эти ответы в случае необходимости налогоплательщик может использовать для своей защиты в суде.

Во Франции налоговая служба включает три уровня:

национальный уровень (Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения, Национальное Управление налоговых расследований);

региональный уровень (Управление Центрального региона);

низовое звено (налоговые управления департаментов).

По состоянию на 2001 год численность аппарата налоговой службы Франции составляет более 80 тыс. человек (для сравнения, в РФ по данным МНС - более 145 тыс. человек).

Показателями эффективности налогового контроля являются количество проверок, которые проводит один проверяющий в год. К качественным показателям относятся:

во-первых, сумма доначисленных налогов, при этом обязательно указывается причина доначислений (сознательное уклонение, забывчивость, небрежность) и действия, предпринятые для уплаты налогов в полном объеме;

во-вторых, соотношение между затраченными средствами и общей величиной доначисленных сумм.

Санкции за налоговые правонарушения устанавливаются налоговой службой и применяются автоматически.

Если налогоплательщик считает, что взыскание штрафа было неправомерным, он может оспорить его в суде.

В том случае, если в нарушении законодательства виноват банк (что бывает крайне редко), налогоплательщик должен урегулировать свои отношения с банком, в том числе переложить на него соответствующие санкции. Налоговая служба в эти отношения не вмешивается.

Споры между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают в основном тогда, когда сумма налоговых обязательств частично или полностью опротестовывается налогоплательщиком.

В целом же налоговый процесс в развитых западных странах довольно усложнен. Использование нормальных, предусмотренных законом путей урегулирования споров часто оказывается чрезмерно дорогим, причем для обеих сторон, и поэтому приходится изобретать более упрощенные средства и пути решения спорных вопросов. В США, например, в последнее время стали вводиться в практику такие методы, как регулирование спорных вопросов в порядке согласования позиций до представления налоговой отчетности; выпуск рекомендательных инструкций по решению наиболее часто встречающихся спорных вопросов; программы по уменьшению спорных ситуаций в отдельных отраслях; применение ускоренных и упрощенных процедур решения вопросов.

Для предприятий, не представивших налоговую декларацию, налоговые органы определяют сумму налоговых обязательств расчетным путем, исходя из данных по аналогичным предприятиям. Если декларация представлена позже 30 дней после получения специального уведомления, также считается, что она не представлена. В этом случае налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру и на него ложится бремя доказательств. Сумма налога устанавливается по максимуму.

Проблемы со сбором налогов возникают в отношении предприятий, испытывающих финансовые трудности. В том случае, если эти трудности носят временный характер, предприятие может обратиться в налоговые органы с просьбой об отсрочке уплаты налогов. Такая отсрочка может быть предоставлена при условии определенных гарантий со стороны налогоплательщика. Другая возможность урегулирования отношений с налоговыми органами - погашение задолженности постепенно, на основе плана урегулирования платежей.

Если же задолженность предприятия постоянно возрастает: оно не платит налоги, социальные взносы, не оплачивает банковский кредит, налоговая служба имеет право инициировать банкротство предприятия. Для того, чтобы начать соответствующий процесс, налоговой службе нужно получить разрешение Торгового суда. Суд должен принять соответствующее решение в течение 3 месяцев со дня обращения. Но данная мера применяется редко, так как фактически речь идет о прекращении деятельности, а не об оздоровлении предприятия. Интересам налоговых органов в большей степени отвечает хотя бы частичное погашение задолженности.

Лицу, указавшему на нарушения налогового законодательства, может быть выписана премия по окончании проверки (определенный процент от взысканной суммы).

Если выясняется, что предприятие уклоняется от уплаты налогов, автоматически подразумевается, что его руководитель был в курсе, при этом бремя доказательства лежит на налоговых органах. В том случае, когда вина руководителя доказана, ему может быть предъявлено соответствующее обвинение, но только на основе решения суда. Интересно то, что взыскание может быть обращено на личное имущество, личные доходы руководителя, причем в рамках налогового законодательства, а не уголовного преследования.

Основные задачи налоговой полиции Германии:

расследование налоговых преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов;

определение базы налогообложения в случаях налоговых преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов;

выявление неизвестных налоговых преступлений и обстоятельств, являющихся основанием для возникновения обязанности уплаты налога.

В Германии четко выделяются две области деятельности налоговой полиции: уголовное преследование и налоговый розыск.

При выполнении своей основной задачи - расследование налоговых преступлений - сотрудники налоговой полиции имеют те же права и обязанности, что и сотрудники уголовной полиции:

- задержание и предварительное заключение подозреваемого;

- просмотр деловых документов (записных книжек, выписок счетов;

- получение необходимых сведений практически от всех государственных и частных учреждений (кроме спецслужб).

С 2002 г. инспекторы, осуществляющие налоговые проверки впервые получили право доступа к системам обработки данных налогоплательщика. При обнаружении признаков налогового преступления и наличии достаточного количества фактических улик инспектор незамедлительно обязан сообщить об этом компетентным органам.

Следует отметить, что сам факт расследования всегда наносит ущерб репутации того или иного лица. В случае безосновательности привлечения к расследованию налоговой полиции, соответствующий ущерб должен быть возмещен налогоплательщику.

4. Правовые проблемы

Наблюдаются в работе налоговых органов и определенные правовые проблемы. Так, в ходе процедуры налогообложения на налогоплательщика возлагается обязанность содействия налоговым органам: он должен сообщать обо всех фактах, имеющих существенное значение для налогообложения. В то же время обвиняемый в ходе налогового преследования в принципе не обязан давать показания и оказывать содействие органам налоговой полиции при установлении соответствующих обстоятельств.

В целом в Германии достаточно подробное, детализированное налоговое законодательство, которое исключает различную интерпретацию тех или иных положений, что сводит к минимуму споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу применения закона и способствует более высокой степени собираемости налогов.

Оценивая возможности применения германского опыта, следует учитывать также, что западные страны намного превосходят Россию в организационном, финансовом, техническом отношении. Эффективному налоговому контролю способствует развитая банковская система, высокий уровень компьютеризации налоговых служб, наличие соответствующей статистической и аналитической базы. Все это дает возможность контролировать соответствие доходов и расходов граждан, которые играют основную роль в бюджетных поступлениях в этих странах.

В качестве факторов, способствующих эффективной работе налоговых служб развитых стран, следует отметить следующие:

детализированное, подробное налоговое законодательство, в котором четко прописаны все процедуры налогообложения, а также реальное равноправие сторон;

преобладание функционального подхода в организации налоговых служб над отраслевым (функциональный принцип создает систему контроля и противовеса, дает возможность повысить квалификацию сотрудников и увеличить производительность труда за счет специализации и комплексного подхода, обеспечивает единство при проведении налоговых процедур);

наличие концепции налогового контроля, концентрация усилий специалистов на ключевых направлениях контроля; целенаправленный отбор предприятий для проверки на основе широкой информационной базы;

оценка работы подразделений и сотрудников налоговой службы на базе четких критериев, создание стимулов для повышения эффективности налогового контроля.

В России в последние годы идет активный процесс совершенствования форм и методов налогового контроля.

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

Бюджетное послание на 2003 финансовый год Главы Республики Карелия

Баяхчев В. Деньги грязи не боятся / В. Баяхчев, С. Приданов, В. Улейчик

Кашин В. Налоговая доктрина и налоговое право / В. Кашин // Финансы.-2001. - №7. - С. 27-29.

Князев В. Международные проблемы налогообложения / В. Князев.

Тропин Ю. Фискальные службы в Германии: опыт взаимодействия / Ю.

Налоги: Словарь-справочник. - М.: Инфра-М, 2000, - 240 с.

Подобные документы

Понятие налогового контроля. Правовое регулирование налогового контроля в Российской Федерации. Организационно-правовая характеристика и структура инспекции ФНС России №2 по г.Краснодару. Особенности организации налогового контроля в зарубежных странах.

дипломная работа [206,1 K], добавлен 01.03.2011

Особенности деятельности налоговых органов зарубежных стран. Характеристика проблем, возникающих в результате их деятельности, способы их разрешения, возможности применения накопленного опыта зарубежных стран в налоговой системе Российской Федерации.

магистерская работа [7,2 M], добавлен 12.03.2011

Особенности налоговых систем зарубежных стран: Канады, Дании, Испании, Великобритании, Германии, их отличительные черты. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы, необходимые реформы для этого.

курсовая работа [71,3 K], добавлен 12.08.2009

Сущность налогового контроля, его правовая база, основные элементы и виды. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок. Участники, объект и предмет налогового контроля, этапы ее проведения. Камеральные и выездные налоговые проверки.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 11.05.2014

Понятие налогового контроля как категории налогового права. Объект, предмет, цели и задачи налогового контроля. Классификация, формы и методы налогового контроля. Виды налоговых проверок. Изучение организации налогового контроля в Российской Федерации.

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог - НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов - 13%.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало "набирать" указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога - также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога - меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%. В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы - например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы - сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве - и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. - ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды - в стране - источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ - Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога (40% - если будет доказан умысле на неуплату налога)

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2019 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2016, 2017, 2018. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности - 2 года

Валютное регулирование и валютный контроль

Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

  • налоговые резиденты - п.2 ст.207 НК РФ - лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
  • валютные резиденты - ст.1 ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

Валютное законодательство РФ - ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС - п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 "О валютном регулировании и валютном контроле".

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции - ст.15.25 КоАП РФ.

Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

В кризисное время стоит обратить особенное внимание на то, насколько компании защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. В результате введения новых правил налогообложения и активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться введение новых бизнес-процессов и привлечение дополнительных ресурсов.

Ужесточение фискальной политики и международные операции

Дополнительное налогообложение в связи с законом о КИК

В первую очередь, новые положения будут применяться к российским налоговым резидентам (организациям и физическим лицам), которые участвуют в иностранных компаниях или иным образом контролируют распределение их прибыли. Такие иностранные организации будут признаваться контролируемыми (КИК), а их прибыль будет включена в состав доходов российских налоговых резидентов и обложена налогом в РФ.

На российских налоговых резидентов-контролирующих лиц возложены обязанности по расчету прибыли КИК на основании аудированной финансовой отчетности КИК либо, в случае отсутствия таковой, по данным первичных документов. Расчет прибыли может потребовать значительных трудовых затрат, связанных со сбором документов и их анализом. Если у налоговых органов возникнут вопросы относительно исчисленной суммы прибыли КИК и налога, расчет придется подтвердить документами КИК, переведенными на русский язык.

Налоговым законодательством предусмотрены освобождения, позволяющие контролирующим лицам не уплачивать налог с прибыли КИК. Но право на применение освобождения потребуется доказать не только документально, но и, в ряде случаев, специальными расчетами по КИК.

Налоговое резидентство юридических лиц

Фактический получатель дохода

В связи с этим именно сейчас крайне своевременно провести анализ сложившихся хозяйственных связей и финансовых потоков, чтобы выявить транзитные перечисления денежных средств зарубежным контрагентам и оценить налоговые риски, возникающие вследствие применения концепции фактического получателя дохода.

Активный обмен информацией между налоговыми органами

Безусловно, эффективное применение новых положений НК РФ невозможно без получения налоговыми органами информации о том, кто является контролирующим лицом той или иной иностранной компании, каким образом осуществляется управление компанией, а также об экономической судьбе дохода, полученного компанией от источников в РФ. До недавнего времени возможности налоговых органов были ограничены запросами информации в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Последняя судебная практика показывает, что даже источники такого рода могут обеспечить получение всесторонней и детальной информации об экономических связях российских налогоплательщиков. В рамках ряда судебных споров налоговые органы смогли обосновать взаимозависимость российского налогоплательщика и его иностранных контрагентов, отсутствие у иностранной компании-получателя дохода собственного персонала и активов, выявлялось ее финансовое состояние . Активный обмен налоговой информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет налоговым органам установить характер финансово-хозяйственных операций российских налогоплательщиков, факт их вхождения в группу компаний и даже бенефициара группы.

Но налоговые соглашения заключены не со всеми юрисдикциями, популярными в международном налоговом планировании. Например, у России нет соглашений с такими территориями как Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Сейшельские острова и так далее. Именно по этой причине российские налоговые органы все активнее участвуют в мероприятиях, которые направлены на улучшение взаимодействия по вопросам налогообложения на международном уровне.

Так, Россия ратифицировала, и для нее с 01 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. На настоящий момент к Конвенции присоединились страны БРИКС, Большой Двадцатки и почти все страны члены ОЭСР – в том числе и традиционно использующиеся в налоговом планировании, например, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Мальта, Великобритания, а также Швейцария и Кипр. Конвенция будет применяться и некоторыми офшорными юрисдикциями, в частности, Белизом, Гибралтаром, Британскими Виргинскими Островами, Сейшельскими и Каймановыми Островами. Также Конвенцию подписали и могут в ближайшее время ратифицировать Лихтенштейн и Сингапур. Ратификация Конвенции позволяет России с 2018 года обмениваться информацией по налоговым вопросам со всеми странами, присоединившимся к Конвенции.

Как видим, в результате введения новых правил налогообложения, активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться и введение новых бизнес-процессов, и привлечение дополнительных ресурсов. Чтобы устранить налоговые риски, а заодно и сократить ненужные затраты на содержание зарубежных структур, следует тщательно изучить структуру группы, хозяйственные и финансовые связи между входящими в нее компаниями, выявить факторы, которые или однозначно приводят к дополнительному налогообложению, или создают риски – в силу неясности положений Закона или уже выработанных подходов в судебной практике. Результатом такого анализа должна стать общая стратегия и конкретный план действий, направленные на минимизацию налоговых потерь компании.

image_pdf
image_print


Илья Назаров, управляющий партнер

В настоящем обзоре указан перечень вопросов, о которых необходимо помнить и пора задуматься в оканчивающемся 2021 и наступающем 2022 году.

Определиться с налоговым резидентством по итогам 2021 года

Напоминаю, что итоговый статус налогового резидента/нерезидента РФ физического лица определяется путем сложения дней его нахождения на территории РФ / за пределами РФ за период с 1 января по 31 декабря каждого года. Таким образом, в настоящее время тем, кто еще не провел 183 дня в 2021 году в РФ/ за пределами РФ рекомендуется спланировать свой итоговый налоговый статус за 2021 год .

Налоговый резидент РФ по итогам 2021 (более 183 дней в 2021 году на территории РФ):

  • представляет отчет о движении средств и иных активов (ОДС) по зарубежным счетам за 2021 год
  • представляет уведомление о КИК за 2021 год (в котором учитывается прибыль 2020 фин периода КИК)
  • представляет налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год

Налоговый НЕрезидент РФ по итогам 2021 (более 183 дней в 2021 году за пределами РФ):

  • НЕ представляет отчет о движении средств и иных активов (ОДС) по зарубежным счетам за 2021 год
  • НЕ представляет уведомление о КИК за 2021 год (в котором учитывается прибыль 2020 фин периода КИК)
  • представляет налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год ТОЛЬКО при наличии доходов от источников в РФ

Владельцам зарубежных банковских, брокерских счетов и счетов в иностранных платежных системах

Налоговым резидентам РФ по итогам 2021 необходимо:

Налоговым НЕрезидентам РФ по итогам 2021:

Из указанного списка выше:

  1. Не требуется
  2. Не требуется
  3. Не требуется
  4. Не требуется
  5. Не требуется
  6. Не требуется
  7. Требуется. Не требуется в случае совершения валютных операций с другим валютным резидентом, который по итогам года, в котором совершается такая валютная операция также находится за пределами РФ более 183 дней в году
  8. Требуется
  9. Требуется
  10. Требуется ТОЛЬКО в случае получения доходов от источников в РФ: заработная плата или дивиденды, или любой иной доход, выплачиваемый российскими организациями, при этом НДФЛ удерживается самими организациями, а если этого не произошло — декларацию 3-НДФЛ необходимо представить самостоятельно; доход от сдачи в аренду российской недвижимости, а также любые иные доходы, происходящие с территории РФ. При этом, ставка НДФЛ, установленная для налогового нерезидента составляет 15% по получаемым дивидендам и процентам по российским банковским вкладам (депозитам) и 30% по большинству остальных доходов. При этом в случае продажи объекта недвижимости налоговый нерезидент НЕвправе учесть при определении своей базы по НДФЛ расходы на приобретение этого объекта и должен заплатить НДФЛ по ставке 30% с полученного валового дохода, что делает продажу недвижимости ДО минимального срока в 5(3) лет крайне невыгодной для налогового нерезидента РФ

Владельцам контролируемых иностранных компаний (КИК)

Налоговым резидентам РФ по итогам 2021 необходимо:

Налоговым НЕрезидентам РФ по итогам 2021:

Из указанного списка выше:

  1. Не требуется
  2. Не требуется
  3. Не требуется

Лицам, получившим доход за пределами РФ

Налоговым резидентам РФ по итогам 2021 необходимо:

  1. представить в налоговый орган налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год с задекларированным российским и зарубежным доходами — в срок до 30.04.2022

Налоговым НЕрезидентам РФ по итогам 2021:

  1. представить в налоговый орган налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год с задекларированным ТОЛЬКО российским доходом — в срок до 30.04.202. Иностранный доход (доход от источников за пределами РФ), полученный налоговым нерезидентом РФ налогом на территории РФ НЕ облагается

Что стоит и что НЕ стоит делать при смене налогового резидентства

Если по итогам, например, 2021 календарного года Вы провели (проведете) в РФ более 183 дней, а 2022 планируете жить за границей, то Вам:

НЕ стоит открывать зарубежные банковские счета в конце 2021 календарного года, проведенного в РФ

т.е. Вам НЕ выгодно открывать счет за границей в конце 2021 года, т.к. Вам будет необходимо уведомить об этом российский налоговый орган (т.к. счет открыт в году, по итогам которого Вы находились в РФ более 183 дней) и подать в РФ ОДС за 2021 по той же причине.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ: при переезде в другу страну и открытии там счета рекомендуется делать это в начале календарного года, по итогам которого Вы планируете находиться за пределами РФ более 183 дней — Вам не потребуется уведомлять налоговый орган РФ об этом факте и не потребуется представлять ОДС за такой год.

Стоит продавать недвижимость в РФ в конце 2021 календарного года, проведенного в РФ

т.к. в случае продажи российской недвижимости в НЕрезидентном 2022 году, Вам потребуется уплатить с полученного дохода НДФЛ (доход, происходящий с территории РФ) по ставке налогового нерезидента — 30%, причем со ВСЕЙ ЦЕНЫ ПРОДАЖИ, без возможности применения налогового вычета в размере произведенных на покупку расходов (налоговый вычет предоставляется ТОЛЬКО НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТАМ РФ). Данное правило НЕ распространяется на объекты недвижимости, находившиеся в собственности более минимального срока 3 или 5 лет.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ: при переезде в другую страну и необходимости продать жилую недвижимость в РФ рекомендуется совершить эту сделку с резидентном году, НО ни в коем случае не в начале нерезидентного года.

Дисклеймер

Данный обзор не должен рассматриваться как окончательная юридическая консультация, т.к. вывод о правомерности совершения каждых юридических действий может быть сделан только после комплексного изучения всех условий и имеющихся документов.

8 комментариев

Здравствуйе! Вопрос: имеется счет в российском банке в USD , буду открывать счет в банке США, и планирую перевести со своего счета на счет в США сумму, налоговым нерезидинетом буду в следующем году.

Правильно ли понимаю, что от меня требуется уведомить российскую налоговую об открытии счета в США и все?

Заранее спасибо за ответ.

Если счет в США будет открываться в году, по итогам которого Вы будете налоговым нерезидентом РФ — подавать уведомление о таком счете не потребуется.

Здравствуйте, спасибо за памятку! В статье есть один момент, который не совсем понятен.
1. Допустим, человек никогда не покидал РФ
2. В январе он получает прибыль из источника за пределами РФ (продажа американских акций у американского брокера, например)
3. На момент получения прибыли он, разумеется, прошлые 183 дня находился в РФ, а значит он налоговый резидент РФ
4. В феврале он уезжает из РФ на весь оставшийся год, по итогам года он будет нерезидентом

Правильно ли я понимаю, что тогда он может не подавать декларацию в РФ. Это странно, ведь на момент получения прибыли он был налоговым резидентом РФ… Где-то можно подробно почитать об этом? Заранее спасибо

Итоговый налоговый статус определяется за период с января по декабрь, поэтому несмотря на то, что доход получен в момент когда физ лицо было резидентом, но в том году, по итогам которого оно стало нерезиидентом — описанный доход как от источников за пределами РФ НЕ будет облагаться НДФЛ в РФ — Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2019 г. N БС-4-11/19925

Здравствуйте! Я имею пакет американских акций у российского брокера и с подписанной формой w-8ben плачу 10% + 3% налогов на дивиденты как резидент РФ. Какой налог я буду платить при потере налогового резидентства РФ?

Дивиденды по акциям иностранных эмитентов — доход от источников за пределами РФ. Налоговые НЕрезиденты РФ вправе не декларировать такие доходы.

Илья, добрый день. У меня такая ситуация — банк, в котором у меня был открыт счет был приобретен и поглощен другим банком. Правопреемник сообщил мне в уведомительном порядке о переводе старого счета на новый без необходимости подписывать какие-либо новые документы.
По какой форме мне уведомить налоговую — закрытие счета и открытие нового или изменение реквизитов счета в банке?

В большинстве подорбных случаев представляется Уведомление в связи с изменением реквизитов счета и банка. Рекомендую его, т.к. при подаче Уведомления о закрытии счета вместе с ним будет необходимо подать и ОДС, что влечет больший объем работ.

Оставить комментарий Отменить ответ



МЕТКИ:


(СТАТЬЯ) Налоговая декларация 3-НДФЛ по ценным бумагам: автоматический обмен, особенности подготовки декларации

Требования налоговых органов о представлении пояснений в связи с получением сведений из автоматического обмена С середины 2021 года налоговые органы стали все чаще направлять налогоплательщикам Требования о представлении пояснений (документов /информации)

(СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией (CRS) 2022: как происходит, какая информация передается, ответственность владельцам КИК и иностранных счетов

Актуально на 2022 год После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР в 2017 году об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по


ВИДЕО на YouTube

Подпишитесь и Вы первыми узнаете о новых статьях и изменениях в профильном законодательстве, публикуемых на нашем сайте



Приглашаем ознакомиться с прошедшими вебинарами, посвященными вопросам международного налогообложения, особенностям бухгалтерского учета по МСФО, аудиту, а также валютному регулированию и валютному контролю


Зарубежные финансы, налоги. Аудит

Мы в социальных сетях:

of the Russian Federation providing legal and tax consulting services and being the member of global GPCG group of companies | All Rights Reserved

Ограничение ответственности

Являясь пользователем настоящего сайта, Вы осознаете, что все материалы, опубликованные на настоящем сайте, носят информационный характер и не являются правовым заключением. Никакая информация, опубликованная на настоящем сайте, не является консультацией или рекомендацией к совершению конкретных действий на ее основе. Вы также осознаете, что любая ситуация, дело, кейс и т.д. любого клиента являются строго индивидуальными и требующими индивидуального подхода при их разрешении. При этом, решения похожих, на первый взгляд, вопросов разных клиентов могут быть совершенно разными. Именно по указанной причине Консалтинговая группа "ГидПрава" (включая входящие в нее департаменты и подразделения: Юридическая компания "ГидПрава", "ГидПрава - Международное налоговое планирование, "ГидПрава" - Бухгалтерское обслуживание, "ГидПрава" - Недвижимость, Бюро юридического перевода "ГидПрава", Учебный центр "ГидПрава", Школа бизнес-английского "ГидПрава") (далее - "КГ "ГидПрава") рекомендует обращаться за оказанием услуг к специалистам с заключением соответствующего договора, влекущего возникновение прав, обязанностей и ответственности.

КГ "ГидПрава" постоянно предпринимает все возможные меры для обеспечения актуальности, полноты, достоверности и соответствия действующему законодательству РФ всех публикуемых на ее сайте материалов, однако, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за точность публикуемой на сайте информации, в том числе, но не ограничиваясь, по причине того, что опубликованная информация может являться субъективным мнением специалиста-правоприменителя и может быть основана на его субъективном толковании норм действующего законодательства РФ и/или иностранных государств. КГ "ГидПрава" также не несет ответственности за последствия, которые наступили или могут наступить в результате любого использования пользователем настоящего сайта информации, расположенной на настоящем сайте, в том числе для решения стоящих перед ним вопросов правового или финансового характеров.

Сайт КГ "ГидПрава" может содержать ссылки на сайты третьих лиц. При этом, КГ "ГидПрава" не несет ответственности за содержание и информацию, представленную на данных сайтах. Переход по указанным ссылкам является для пользователей настоящего сайта строго добровольным.

КГ "ГидПрава" несет ответственность в пределах, согласованных со своими клиентами при заключении договора об оказании услуг (или иного договора в рамках оказания КГ "ГидПрава" своих профессиональных услуг), а также за последствия, наступившие в результате совершения клиентом действий, но только в том случае, если совершение данных действий было предварительно согласовано с КГ "ГидПрава". Профессиональная ответственность КГ "ГидПрава" может быть в добровольном порядке застрахована, о чем КГ "ГидПрава" вправе проинформировать своих клиентов.

Конфиденциальность

Компания не разглашает и не предоставляет полученные ею персональные данные Пользователей третьим лицам, за исключением случаев:
- получения соответствующего предварительного согласия Пользователя;
- истребования информации по запросу правоохранительных органов с соблюдением соответствующих процедур.

Компания оставляет за собой право вносить изменения в правила настоящего раздела, о чем информирует Пользователей путем публикации измененного текста в настоящем разделе.

Авторские права

Любые иные действия являются незаконными и будут расценены Компанией как нарушение ее авторских прав.

В случае нарушения настоящих правил, Компания оставляет за собой право защиты своих интересов всеми способами, предусмотренными законом, в том числе в рамках статей: 1229, 1259, 1263, 1301 Гражданского кодекса РФ, а также ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Читайте также: